Отношение к светской жизни к карьере обломова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Уроклитературы в 10 классе. Раздел/блок: И.А. Гончаров. Роман "Обломов". Характеристика главного героя. Образ Обломова. Цель урока: определить социально-психологический тип героя, составить портрет Обломова.

ВложениеРазмер
oblomov.doc 121.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ: литература, 10 класс.

ТЕМА: Характеристика главного героя. Образ Обломова.

ЦЕЛЬ: определить социально-психологический тип героя, составить портрет Обломова.

ЗАДАЧИ: образовательная: формирование новых знаний и способов действий, обобщение, систематизация изученного материала;

воспитательная: воспитание толерантности, ответственности за свои поступки, уважения общечеловеческих ценностей;

развивающая: развитие речи, коммуникативных навыков, самостоятельного поиска информации, навыков работы в группе, творческих способностей.

ФОРМА УРОКА: традиционный урок (комбинированный).

ТИП УРОКА: урок формирования и совершенствования знаний.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: проблемное обучение, проблемно-ориентированная дискуссия, разноуровневое обучение, информационно-коммуникационные технологии, групповые технологии.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, доска, карточки с заданием, тексты произведения.

  1. Организационно-психологический этап.
  1. подготовка психологического настроя;
  2. обеспечение порядка;
  3. проверка состояния классного помещения;
  4. взаимное приветствие;
  5. проверка отсутствующих;
  6. проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся
  1. Этап проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
  1. установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися класса ;
  2. выявить, устранить и скорректировать обнаруженные в ходе проверки пробелы в знаниях;
  3. осуществить дальнейшее совершенствование знаний, умений и навыков.

На прошлых уроках мы познакомились с историей создания романа, с его сюжетом и композицией, с основной проблематикой этого произведения.

Вопросы для повторения: карточки.

2) В каком литературном направлении работал Гончаров?

3) В чем заключается основная проблематика произведения?

Столкновение патриархального и буржуазного жизненных укладов

4) Назовите главных героев романа.

Илья Ильич Обломов, Андрей Иванович Штольц, Ольга Сергеевна Ильинская, Агафья Матвеевна Пшеницына

Совместная проверка, самооценка.

III. Этап постановки темы, цели и задач урока:

Высказывания известных критиков, которые мы видим на экране, касаются личности главного героя романа Гончарова. Давайте проанализируем их.

Критик считает Обломова ненужным, никчемным человеком, презирает его.

Критик высоко ценит нравственные качества героя, уважает и любит его.

Учащиеся самостоятельно приходят к выводу: мнения критиков противоположны.

Вопросы по цитате:

1) Что хотел сказать Тургенев этим высказыванием?

Тургенев говорил о национальных чертах.

2) Мы согласимся или опровергнем мнение Тургенева?

3) Какое мнение об Обломове существует в народе?

Какой же будет цель урока?

Ее ученики должны сформулировать сами: выяснить, кто из критиков прав. А для этого нужно составить свое мнение о герое.

Задачи: познакомиться с главным героем произведения, выяснить, кто такой Обломов? Что он представляет из себя как личность?

IV. Этап актуализации знаний и умений учащихся.

  1. воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;
  2. установление внутрипредметных и межпредметных связей;
  3. опора на жизненный опыт учащихся.

Давайте представим, что мы с вами попали в художественный мир, созданный Гончаровым на страницах романа. Наша цель – знакомство с героем.

1) В какой мы эпохе?

2) В каком мы городе?

3) К какому социальному кругу принадлежит герой?

Дворянство// барин, у которого есть имение, земля, крестьяне

4) Где можно было встретить людей этого круга?

На службе, в театре, на балу или на приеме, в парке, на набережной Невы.

5) Куда мы отправимся? Где нам искать героя?

Гороховая улица, съемная квартира.

6) Почему герой сейчас дома?

Обломов всегда дома.

Вывод: нам придется идти к Обломову в гости.

V. Этап организации восприятия и осмысления новой информации.

1. дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса;

2. добиться осознания осмысления, первичного обобщения и систематизации новых знаний;

3. на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

Пока мы идем к Илье Ильичу в гости, давайте поговорим о нем, соберем сведения. Что мы о нем знаем?

Индивидуальные задания (4 человека):

1) Почему Обломов не служит?

Обломов служил два года. Но однажды по ошибке отправил казенное письмо не в тот город и так испугался своего промаха, что сразу ушел в отставку.

2) Почему он не женат?

Он мечтает о семье, любимой жене. Но он редко бывает в обществе, он стеснительный и скромный, у него нет знакомств, он нигде не бывает.

3) Он богатый человек?

Обломов почти разорен. Его имением занимается староста, который его обворовывает. Хозяйство разрушено. Обломов получает из деревни письма с просьбой приехать, но все откладывает поездку, потому что у него еще не готов план преобразований имения.

4) А сколько лет герою?

32 - 33 года. Это возраст расцвета способностей и возможностей человека.

Обломов – странная личность.

Но вот мы и пришли на Гороховую улицу. Давайте зайдем в дом.

Работа с текстом произведения: Часть первая, глава 1.

(подтверждается цитатой из текста)

1) Теория: как называется описание жилища?

2) Сколько комнат в квартире?

4 комнаты, но жил он в одной. Она была и спальней, и кабинетом, и приемной, и столовой. В остальных мебель была закрыта чехлами, на окнах закрыты шторы.

3) Что из себя представляет жилище героя?

Бюро красного дерев, обитые шелком диваны, ковры, картины, бронза, фарфор.

Паутина, пыльное зеркало, пятна на коврах, грязная посуда и крошки на столе.

Красивая обстановка и дорогие вещи не важны для хозяина, на всем в его доме лежит печать запустения, запущенности.

А вот и хозяин квартиры –Илья Ильич Обломов. Каков он из себя?

Работа с текстом произведения: Часть первая, глава 1, 6, 7. Ответы обучающихся иллюстрируются цитатами из текста.

1) Теория: как называется описание человека в литературе?

2) Внешность героя.

Тридцатилетний мужчина среднего роста, приятной наружности, обрюзг не по летам, маленькие руки, мягкие плечи, изнеженный.

Беспечный, мягкий, апатичный.

Удобный шлафрок (халат) из персидского шелка, очень широкий, мягкий и удобный.

Домашние мягкие, широкие, длинные туфли.

5) Любимые занятия

Лежать на диване, смотреть в окно и мечтать, строить планы.

6) Теория: как называют вещи, предметы, характеризующие героя?

7) Назовите художественные детали, характеризующие Обломова.

Халат, домашние туфли, диван.

8) Проанализируем художественное оформление книг, по которым мы работаем.

На обложке художник изображает вещи, характеризующие героя: диван, на него брошен халат, под диваном домашние туфли.

9) Ключевые слова в описании героя, его вещей, обстановки.

Гладкий, мягкий, широкий, удобный.

10) Явления, сопровождающие жизнь героя

Каждый день Обломов лежа на диване видит в окно закат. Он восхищается этим роскошным, красивым зрелищем. Рассветов герой не может видеть – рано утром он спит.

11) Люди, находящиеся радом с героем

Слуга Захар состоит при Обломове всю жизнь. Он лентяй, неряха, неопрятный, неловкий, но преданный.

12) Срочные дела героя

1. Ответить на письмо старосты, заняться делами имения

2. Найти новую квартиру и переехать

3. Заняться счетами

13) Как герой занимается делами, как решает насущные проблемы?

14) На что рассчитывает герой в решении своих проблем?

Ключевые слова: авось, может быть, как-нибудь.

Обломов – человек с мягким характером. Он находится в постоянном расслабленном состоянии покоя, любит комфорт. Лежать на диване – нормальное состояние героя. Обломов живет в иллюзорном мире. Настоящая жизнь, счастье, победы - в мечтах. В реальной жизни он беспомощен.

Теперь мы хорошо представляем внешний облик героя, черты его характера, знаем, какой образ жизни он ведет.

Но мы не одни в гостях у Обломова. Кто и зачем приходит к Обломову?

Самостоятельная работа. Групповое задание (разноуровневое). Ответы на вопросы с приведением цитат. Часть 1, глава 2, 3.

Кто приходит к Обломову?

Знакомые и бывшие сослуживцы: Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев.

О чем разговаривают?

Рассказывают о карьере, своих личных делах, светской жизни, общих знакомых. Приглашают Обломова на гулянье, в парк, в гости.

Зачем гости приходят к Обломову?

Зачем Обломову гости?

От Тарантьева ждал советов и помощи в решении своих проблем. Алексеев был для него благодарным слушателем. Благодаря гостям Обломов поддерживает связь с миром.

Мнение Обломова о карьере.

Мнение Обломова о светской жизни.

Светская жизнь была ему скучна, Обломов считал балы и приемы пустой тратой времени и суетой.

Мнение Обломова о современном искусстве и отношении к человеку.

  1. Этап первичной проверки понимания учащимися новых знаний.
  1. установить, осмыслили ли учащиеся содержание новых понятий;
  2. выявить и устранить обнаруженные пробелы в понимании нового материала;
  3. выявить неверные представления и скорректировать их.

Что теперь мы можем сказать о герое? Меняется ли наше мнение о нем?

Диспут. Выскажете свое мнение о мировоззрении героя.

* Обломов – человек с богатым внутренним миром.

* У него есть жизненные принципы, приоритеты, своя точка зрения на все.

* Он не хочет поступать как все.

* Обломов отвергает бесполезные и скучные занятия. Свобода и покой необходимы ему для внутренней жизни: размышлений, проектов, мечтаний.

* По его мнению, это полезнее и приятнее душных приемов, утомительных застолий и скучных пьес, осуждающих человека.

* Он живет в гармонии с самим собой и очень бы хотел жить в гармонии с окружающим миром, но это у него не получается.

  1. Этап организации усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для применения.
  1. закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу;
  2. установить правильность и осознанность изученного материала;
  3. обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Во все времена остро стоял вопрос о поиске смысла жизни. Над ним задумываются не только обычные люди, но и писатели, способные выразить свою точку зрения по поводу этого вопроса или поделиться мыслями с читателями. Тема смысла жизни поднимается во многих произведениях, так как всегда остаётся актуальной и неразрешимой. Герои книг находят смысл жизни в совершенно разных вещах, однако некоторые из них уверены, что он не может быть таким, каким его считают окружающие героя люди.

Другой герой романа, Андрей Штольц, в этом вопросе является полной противоположностью Обломова. Он отличается целеустремлённостью, жаждой достижения большего. Однако стремление к саморазвитию делает из Штольца человека, думающего только о будущем и постоянно преследующего какую-то цель. Он, подобно людям светского общества, стремится не к постижению ценности и мудрости жизни, а суетных и лишь кажущихся важными вещам.

Таким образом, можно сказать, что большинство людей имеют собственную точку зрения на то, что такое смысл жизни, и далеко не всегда она может соответствовать представлениям об этом вопросе другого человека.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Обломов так отдален от реальной жизни, что свет для него представляет
вечную суету без всякой цели. “Ни искреннего смеха, ни проблеска симпатии.. .
что ж это за жизнь? ” - восклицает Обломов, считая общение со светским
обществом пустым времяпрепровождением.

1. Обломов был очень хорошим человеком, т. к. ничего плохого никому не сделал, ни о комне подумал плохо и был ко всем доброжелателен. побольше бы таких людей, они сделали бы этот мир лучше.
2. Обломов уже плох тем, что вообще ничего не делал - ни хорошего, ни плохого. да, он никому не сделал худо, но и лучше никому не стало от его общества, он абсолютно инфантилен по отношению ко всему, включая самого себя. Такие люди не должны существовать, они не нужны в обществе

Поищите в интернете "Полемика "Обломов"" поисковик выдаст вам фамилии критиков, которые это говорили. и более полную информацию. я просто опрощенно пересказала суть

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Прав ли Обломов, говоря, что люди, ищущие смысл в светской жизни, – мертвецы?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Во все времена остро стоял вопрос о поиске смысла жизни. Над ним задумываются не только обычные люди, но и писатели, способные выразить свою точку зрения по поводу этого вопроса или поделиться мыслями с читателями. Тема смысла жизни поднимается во многих произведениях, так как всегда остаётся актуальной и неразрешимой. Герои книг находят смысл жизни в совершенно разных вещах, однако некоторые из них уверены, что он не может быть таким, каким его считают окружающие героя люди.

Другой герой романа, Андрей Штольц, в этом вопросе является полной противоположностью Обломова. Он отличается целеустремлённостью, жаждой достижения большего. Однако стремление к саморазвитию делает из Штольца человека, думающего только о будущем и постоянно преследующего какую-то цель. Он, подобно людям светского общества, стремится не к постижению ценности и мудрости жизни, а суетных и лишь кажущихся важными вещам.

Таким образом, можно сказать, что большинство людей имеют собственную точку зрения на то, что такое смысл жизни, и далеко не всегда она может соответствовать представлениям об этом вопросе другого человека.

Читайте также: