Отношение автора к печорину кратко

Обновлено: 05.07.2024

Возраст. Происхождение. Род занятий

Печорина звали Григорий Александрович. О нём рассказал своему попутчику-повествователю штабс-капитан Максим Максимыч. Он передал офицеру-рассказчику и дневник Печорина. Максим Максимыч сказал, что познакомился с Григорием Александровичем 5 лет назад, тогда Печорину было лет 25. По происхождению он дворянин, а по роду занятий — военный, офицер, служит на Кавказе.

Описание внешности и психологический портрет

Автор даёт психологический портрет Печорина, связывая внешность этого человека с особенностями его характера. При этом используются оксюмороны и антитезы:

Таким образом, уже из описания Печорина читатель понимает, что это человек со сложным, противоречивым характером.

Отношение Печорина к любви, дружбе, обществу

Несмотря на свою молодость, главный герой уже разочаровался в любви, для него отношения с женщинами — лишь способ разнообразить скучную жизнь. Ему интересно добиваться любви женщины, привлекать её своим обаянием, хладнокровно составлять план её обольщения и следовать ему. Но когда становится ясно, что женщина полюбила его и хочет выйти за него замуж, азарт его исчезает, он становится с ней холоден, так как больше всего дорожит своей свободой. Печорин пишет в своём дневнике, что не создан для семейной жизни. Поэтому с Верой, которая не претендовала на то, чтобы стать его женой, он поддерживает продолжительные отношения.

К дружбе Печорин относится скептически, считая, что один из двух друзей всегда раб другого. Поэтому у него друзей нет, он поддерживает с некоторыми людьми только приятельские отношения (например, с Вернером, Грушницким).

Черты характера и примеры их проявления


О странностях и противоречивости личности Печорина сказано уже в первой главе романа. Максим Максимыч говорит своему попутчику-повествователю о странностях Григория Александровича:

  • в дождь и холод он мог целый день провести на охоте, а сидя в комнате, мог простудиться, если пахнёт ветер;
  • ходил один на один на кабана, но вздрагивал и бледнел от стука ставня;
  • иногда был очень разговорчив, а порой молчал по целым часам.

Печорин очень эгоистичен, для своих целей манипулирует людьми. Например, чтобы получить понравившуюся ему дочку черкесского князя Бэлу, он хитро играет на чувствах её младшего брата Азамата, страстно желавшего иметь лихого коня. В итоге Азамат помогает ему украсть Бэлу, а Печорин помогает ему украсть коня у Казбича. Чтобы ему не было скучно, он играет на чувствах других людей (например, Грушницкого, Мери).

Как к Печорину относятся другие персонажи


Главный герой романа раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами. В сопоставлении с Максимом Максимычем выявляется отсутствие связи героя с народной средой. Максиму Максимычу Печорин непонятен, странен, его поступки для штабс-капитана кажутся непредсказуемыми.

В глазах женщин (Бэлы, Веры, Мери) Печорин — романтический герой, который обладает каким-то гипнотическим воздействием на них.

Грушницкий поначалу с восторгом смотрит на Печорина. Когда тот начинает его высмеивать за демонстрацию какого-то псевдоромантизма, Грушницкий раздражается и злится на Печорина.

Приятель главного героя доктор Вернер после убийства Грушницкого отшатнулся от Печорина.

Самохарактеристика героя

Отношение автора к Печорину

Оценка героя писателями и литературными критиками

Критик-славянофил С. П. Шевырев негативно оценил Печорина, так как не увидел в нём национально-русских черт. Он считал, что его характер присущ скорее человеку Запада.

Вывод

Характеристика образа Печорина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

В романе "Герой нашего времени" Лермонтов высказывает свое авторское отношение к Григорию Печорину в нескольких эпизодах (два "Предисловия" и др.).

Так, в начале романа автор говорит о том, что Печорин - собирательный образ современного человека со всеми его пороками:

". Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. "

Автор признает, что слишком часто встречал людей, подобных Печорину, поэтому решил написать о нем роман:

". автор этой книги Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. "

". я также с некоторым нетерпением ждал появления этого Печорина; хотя, по рассказу штабс‑капитана, я составил себе о нем не очень выгодное понятие, однако некоторые черты в его характере показались мне замечательными. "

Из текста романа мы узнаем, что автор романа лично видит Печорина всего один раз. Через Максима Максимыча дневники Печорина попадают к автору романа. Эти дневники он публикует после смерти Печорина:

". Теперь я должен несколько объяснить причины, побудившие меня предать публике сердечные тайны человека, которого я никогда не знал. Добро бы я был еще его другом: коварная нескромность истинного друга понятна каждому; но я видел его только раз в моей жизни на большой дороге. "


Авторское отношение к Печорину наиболее детально отражено в "Предисловии" к "Журналу Печорина". Здесь автор называет Печорина человеком "зрелого ума":

". Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. Исповедь Руссо имеет уже недостаток, что он читал ее своим друзьям. "

". Хотя я переменил все собственные имена, но те, о которых в нем говорится, вероятно себя узнают, и, может быть, они найдут оправдания поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека, уже не имеющего отныне ничего общего с здешним миром: мы почти всегда извиняем то, что понимаем. "

Это был анализ отношения Лермонтова к Печорину в романе "Герой нашего времени": авторское отношение к герою

В лице Печорина автор видит самого себя и свою жизнь. Печорин – это в какой-то степени зеркало Лермонтова. В нем можно увидеть и его разочарованность в любви, в устоях высшего света, поиски смысла жизни и потерянного счастья. Возможно, именно потому, что автор и есть фаталист, так ярко раскрыта эта тема и сам герой. И можно сказать, что Лермонтов испытывает сочувствие к своему герою, он искренне его жалеет, так как понимает, что у этой истории будет печальный конец.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

И рассматривать эту связь можно в двух планах: первый – слияние автора с героем; второй – взгляд автора на героя издалека, с позиций осуждения его пороков, его высмеивания.

Иногда эти взгляды могут сочетаться. В предисловии к “Герою нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов говорит, что нарисовал современного человека, какого он слишком часто

встречал: “Автор этой книги… Ему просто весело было рисовать современного человека, каким он его понимает и. к несчастью, слишком часто встречал.”

Чем же Григорий Александрович Печорин похож на своего создателя, Михаила Юрьевича Лермонтова? Каковы эти признаки, черты, которыми обладали и тот и другой, как представители эпохи 30-х годов девятнадцатого столетия?

Во-первых, Печорин человек армейский, он военный, что было типично для дворянства 19 века. Он офицер и этим они с Лермонтовым схожи.

Во-вторых, он участвовал в дуэли, как многие тысячи в то время. Дуэль Печорина с Грушницким типична для

В-третьих, он любовник чужой жены, что распространено среди людей во все века, начиная с библейских времен. Печорин любит Веру и она любит его, даже, может быть, еще больше, еще сильнее, чем он ее. И хромой старичок, Верин муж, узнав об этом, называет свою жену ужасным словом и увозит ее из Пятигорска.

По современным изысканиям лермонтоведов такая ситуация была и у самого Лермонтова и некой Смирновой, чей муж служил в канцелярии Бенкендорфа.

В-четвертых, он, человек, щепетильно относящийся к вопросам чести, он что называется, светский человек, раб светских правил и предрассудков, он вступается за честь княжны Мери Лиговской, на которую пало подозрение, что она тайком дарит офицеру интимное ночное свидание, когда Грушницкий с засадой в саду чуть не ловит выпрыгнувшего из окна Печорина. Лермонтов в своих жизненных отношениях с Николаем Мартыновым, также не избежал мелких вопросов чести, когда с гостиной генеральши Верзилиной был вызван на дуэль, за то, что высмеивал перед женщинами Мартынова, как “горца с длинным кинжалом”.

Печорин – разочарованный во всем меланхолик, что свойственно романтическому веянию того времени в литературе, включая Байрона, и из литературы перенесенному в жизненную манеру поведения, в тон, свойственный личности, в моду. “Авось умру где-нибудь по дороге”, имеется в виду по дороге в Персию или далее, где нибудь за границей. Так может говорить лишь тот, кто разочаровался в жизни, ничего больше от нее не хочет и не ждет. Сплин, тоска, были модны в то время и многие юноши надевали на себя эту маску, которая иногда прирастала к лицу.

Во многих стихах Лермонтова, например в таком, как “Нет, я не Байрон, я другой…” звучит та же тема разочарования и смерти:

Я начал раньше, кончу ране,

Мой ум не много совершит.

В моей душе, как в океане

Надежд разбитых груз лежит.

Печорину присущ демонизм, что так же было свойственно многим героям начала 19 века, вспомнить хотя бы стихотворение Пушкина “Демон”, посвященное Раевскому. Лермонтов тоже погружался в размышления о демоне, создав даже гениальную поэму “Демон”. Печорин – убийца, он застрелил на дуэли Грушницкого, что так же является типическим явлением России и Европейского Запада.

По статистике на дуэлях погибало огромное число дворян.

Лермонтов не мог стать убийцей, это главное различие его и Печорина, он не мог стать убийцей так сказать по определению. Не мог, скорей всего, стать им, даже если бы, наверное, захотел, потому что по определению Пушкина: “Гений и злодейство две вещи несовместные”. А Лермонтов гений.

Отношение Лермонтова к своему герою хотя будто бы и высказано в предисловии, где он называет его безнравственным человеком, порочным, выразителем болезни общества: “Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет…” На самом деле такое отношение Лермонтова к герою есть конечно поза. Его отношение очень неоднозначно, таинственно, оно не укладывается в эстетические категории добра и зла, в этические нормы “хорошо” или “плохо”, это отношение пульсирующее, шевелящееся, неодномерное, как само искусство, как связь художника, который черпает психологические переживания описываемого героя из своего жизненного опыта, преломляя его, конечно, сквозь магический кристалл творческого озарения.

Дело в том, что Печорина все любили: женщины – Бела, Мэри, Вера, его любил Максим Максимович, его скрытно любил и одновременно завидовал ему Грушницкий. Они любили его за волю, за силу, за то, что он мог, чего никто не мог: ведь даже никто не мог захватить засевшего в мазанке пьяного кровожадного казака. Печорин же смог, прыгнув в окно, схватить его.

И здесь выходит на поверхность истинное отношение Лермонтова к Печорину, отношение автора к своему герою, как выходит оно на поверхность хотя бы в такой сцене, как погоня Печорина за уехавшей Верой, погоня, в которой он загнал коня. Переживания Печорина описаны столь высоко, что в них сияет любовь автора: “Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничего не выразит моего беспокойства, отчаяния. При возможности потерять ее навеки, Вера стала мне дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья!”

Говоря о взаимоотношении автора и героя, важно отметить, что Лермонтов, как человек того же поколения, хорошо понимал своего героя, видя все его пороки и все сильные стороны и, понимая, как все это в эпоху безвременья пропадает втуне – сострадал ему. Разница между ними состояла в том, что душа Лермонтова болела любовью к России, а Печорин был сосредоточен на себе.

Внешность Печорина

Автор описывает внешность героя довольно ярко. Он рисует портрет Печорина таким образом, чтобы читатель мог точно представить его перед собой.. У него светлая кожа и волосы, но при этом Печорин имеет темные усы и брови. Это говорит о том, что даже внешний облик героя весьма неординарен. Его улыбка чем-то напоминает детскую, его нос слегка вздернут, лицо имеет точеные и изящные формы.

В целом внешность персонажа очень привлекательна. Он следит и ухаживает за собой, всегда носит дорогую и опрятную одежду. Он постоянно пользуется духами, при нем всегда есть перчатки. Его обувь всегда вычищена.

Но при всей миловидности внешности взгляд Печорина не является привлекательным. Его глаза холодные и практически никогда не имеют веселого смеющегося выражения. Холодный и проницательный взгляд карих глаз всегда остается равнодушным и спокойным, что бы ни случилось.

Характеристика Печорина

Печорин является типичным представителем своего времени. Он довольно богат и имеет хорошее образование. Но при этом герой полностью не удовлетворен собственной жизнью. Он не плывет по течению, а пытается сам создавать свою судьбу. В погоне за интересом в жизни, он пренебрегает теми, кому дорог. Он спокойно играет судьбами людей, предает их. Даже тех, кого он любит, он не способен одарить добром и пониманием. Он приводит любимых людей, тех кто верит и ждет его, к гибели или разочарованию. Для Печорина присущи горделивость, самолюбованием и эгоизм.

Везде, где бы ни появился Печорин, для людей он приносит только горе и разрушение. Он убивает на дуэли своего друга, становится виновным в гибели любимой девушки. Максим Максимыч, который поверил в него, остается в нем глубоко разочарован. Несмотря на то, что любовь к Бэле была искренней, он по-настоящему хотел сделать ее счастливой, у него не получилось этого из-за эгоизма и неспособности длительно испытывать какие-либо эмоции или чувства. Он ограждается от мира, прячется за маской эгоизма и тщеславия, полностью лишаясь способности чувствовать и жить по-настоящему.

Отношение автора к персонажу

Описывая Печорина, сам Михаил Юрьевич акцентирует внимание на том, что в этом персонаже сконцентрированы основные пороки его поколения. Несмотря на это, автор не показывает героя полностью отрицательным. Он вызывает противоречивые чувства. У него много хороших качеств. Пусть он критикует окружающих, но он также требователен и к себе. Он умен и образован, всегда опрятен и аккуратен, следит за собой. Печорин поэтичен и тонко чувствует природу, несмотря на то, что чувства к людям у него несколько притуплены.

Читайте также: