Отношение автора к илюше бежин луг кратко

Обновлено: 03.07.2024

  • Теплым июльским днем рассказчик приезжает в Чернской уезд в Тульскую губернию и отправляется на охоту. Возвращаясь поздним вечером, он теряет дорогу, идет наугад и внезапно оказывается на огромной равнине с широкой рекой. Это и есть Бежин луг.
  • С радостью замечает он впереди костры и людей и подходит к ним. Это оказывается группа крестьянских ребятишек, которые ночью должны следить за лошадьми.
  • Повествователь остается рядом с ними на ночлег, устраивается у костра и слушает мальчишек.

Здесь читатель встречается с пятеркой главных героев: Федором, Павлушей, Илюшей, Костей и Ваней. Все они очень разные, каждый интересен по-своему, а их беседа напоминает игру в страшилки. Мальчики думают, что непрошеный гость уснул, и начинают рассказывать свои истории:

  • По словам Илюши, во время одной из ночевок на фабрике он вместе с другими ребятами слышал домового. Всю ночь здание наполнялось стуком и звуками шагов, распахивались двери, но никого не было видно. Было страшно и тревожно.
  • Дальше Костя вспомнил историю слободского плотника Гаврилы. Тот собирал в лесу орехи, заблудился и задремал. Проснулся от зова русалки. Гаврила начал испуганно креститься, за что русалка его прокляла. С тех пор плотник стал печальным и невеселым. После этих слов Кости вдалеке раздалось стенание.
  • Илюша начал беседу о плотине, на которой похоронили утопленника. По словам мальчика, однажды приказчик увидел там барашка и забрал его с собой. Барашек долго странно смотрел на него, а затем заговорил человеческим голосом. В конце этой истории собаки вокруг костра начали лаять, а затем и вовсе бросились прочь. Мальчикам стало еще страшнее, но разговор продолжился.
  • Теперь Илюша поведал о том, где и когда люди видели покойника. А еще рассказал, что если в родительскую субботу посидеть на церковной паперти, то можно увидеть проходящим мимо того, кому суждена смерть. Тут над притихшими ребятишками пролетел белый голубь. Они вспомнили о виденном недавно затмении солнца и связанном с ним поверье о лукавом Тришке, который приходит в наш мир в такое время.
  • Услышав резкие крики цапли, ребята заговорили о лешем, который кричит подобным образом. Пока Павлуша бегал за водой, Илюша рассказал, что это опасно: водяной может утащить на дно. Поговорили об Акулине, которая попалась в лапы водяного, и о мальчике Васе, который недавно утонул. Когда Павлуша вернулся, то добавил, что слышал из-под воды Васин голосок.

Случай с барашком: YouTube / MyBook

В таких разговорах и прошла ночь. Под утро рассказчик уснул, встал он еще до рассвета, попрощался с Павлушей и отправился восвояси. Заканчивается рассказ трагически — упоминанием о том, что в том же году Павлуша умер. Но не водяной забрал его: он упал с лошади и разбился насмерть.

Интересно, что особый смысл в название Иван Сергеевич не вкладывал. Он стремился найти нечто звучное, чтобы акцентировать внимание читателя на красоте описанной природы. Более того, ни на одну топографическую карту луг не нанесен. Оказалось, что реальным его прототипом было совсем не поэтичное Рудинское болото.

Страшные истории: YouTube / MyBook

Тургенев известен как непревзойденный мастер описания красот русской природы. В рассказе на великолепном пейзажном фоне он раскрыл взаимосвязь человека с природой, их гармонию. Также в произведении присутствуют такие темы:

  1. Проблема жизнеустройства крестьян. Дети, которые еще не должны быть озабочены жизненными тяготами, работают, как взрослые и так же рассуждают. Но при всей неустроенности и сложности ребятишки не унывают. Напротив, они живут счастливо, ярко и интересно. Вот и во время не по годам тяжелой работы они с удовольствием развлекаются небылицами и легендами.
  2. Отсюда логично следует тема ценности жизни, важности умения радоваться ей и ощущать благодарность за то, что имеешь. Тургенев подчеркивает, что, только став частью природы, прислушиваясь к ней, можно почувствовать ее милость и щедрость.
  3. Также глубоко раскрыта тема народных легенд и сказаний. Пример мальчишек и их историй показывает силу мистицизма обычных необразованных людей. Доказательств тому множество (Гаврила, Акулина). Все зло заключается в невежестве, страхах и верованиях.

Весь этот широкий круг вопросов автору удалось изложить на удивление кратко и емко, но после прочтения, согласитесь, есть о чем задуматься.

  1. В экспозиции описывается дневной пейзаж.
  2. Завязка связана со скитаниями охотника.
  3. Кульминация — его встреча с ребятишками у костра.
  4. В качестве эпилога приведена информация о судьбе одного из мальчиков — Павлуши.

Автор мастерски использовал и включил в рассказ множество художественных средств. Так, он дает развернутые портреты ярких и самобытных мальчиков, каждому выделяет монолог. Истории уникальны, и повторить их вряд ли кому-то под силу. Между монологами показаны суждения и оценки охотника, который слушает их, притворяясь спящим. Особенностью композиции стали зарисовки пейзажей, точные, емкие и прекрасные по своей сути.

Произведение написано в жанре рассказа, о чем свидетельствуют такие характерные черты:

  1. Маленький объем.
  2. Одна сюжетная линия.
  3. Повествовательное содержание.

Литературное направление произведение — синтез реализма и романтизма. К последнему относятся поэтические описания природы, легенды и поверья, которые влились в жизнь главных героев.

Личико Илюши достаточно некординально: горбоносое, вытянутое, подслеповатое. Губы сжатые, сдвинутые брови, волосы жёлтые практически белоснежные. Одет в новые лапти и онучи, толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, кропотливо стягивает его опрятную чёрную свитку.

Илюша рассказывает и знает больше историй, чем Павел. Он убеждён в собственных рассказах, разговаривает с жаром, испытывает ужас, он многословен и эмоционален.

С любовью и нежностью живописует Тургенев в рассказе Бежин луг крестьянских малышей, их богатый духовный мир, их умение тонко ощущать красу природы. Писатель устремлялся не только пробудить в читателе чувство любви и почтения к деревенским ребятишкам, но и принуждал задуматься над их последующей долей. Творца всегда завлекали к для себя люди, духовно и чувственно одаренные, правдивые и чистосердечные. Такие люди живут и на страничках его произведений, и живут, так же как посещает и в действительности, очень тяжело, поэтому что это люди высоких моральных принципов, высочайшей требовательности к себе и к иным.

Образы мальчишек - героев рассказа - овеяны лирическим настроением тоски и сострадания. Но кончается он оптимистической, торжественной картиной наступающего утра.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Ильюши в рассказе "Бежин луг": портрет, описание характера и внешности героя.

Смотрите:
- Краткое содержание рассказа
- Все материалы по рассказу "Бежин луг"

Образ и характеристика Ильюши в рассказе "Бежин луг" Тургенева

Ильюша является простым крестьянским мальчиком:
". Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. "

". Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. "

Он одевается опрятно:
". веревка. тщательно стягивала его опрятную черную свитку*. " (свитка - верхняя одежда, разновидность кафтана)

У него сиплый и слабый голос:
". отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица. "

Ильюша является хмурым, серьезным мальчиком. Он все время сдвигает брови и щурится:
"Лицо. выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились. "
"Ильюша сидел рядом с Костей и всё так же напряженно щурился."

Юный Ильюша и его брат Авдюшка работают лисовщиками на бумажной фабрике. В их обязанности входит гладить, скоблить бумагу:

— Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим.
— Вишь ты — фабричные. "

Судя по всему, Ильюша является трудолюбивым, ответственным и терпеливым мальчиком, так как в свои 12 лет он уже работает на фабрике:

Юный Ильюша хорошо знает все сельские поверья, приметы и т.д.:
". Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья. "

Ильюша, как и все крестьянские дети, является суеверным мальчиком. Он верит в существование "нечистой силы" (леших, водяных и т.д.). Сидя ночью у костра, он делится множеством "страшных историй". Сначала он рассказывает о домовом на фабрике:
". потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так. Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли. Уж как же мы напужались о ту пору!"

Затем Ильюша рассказывает о том, как местные жители пытаются предсказывать смерть. Согласно поверию, в определенную ночь можно прийти к церкви и на дороге увидеть фигуры тех, кто якобы должны умереть в этом году:
"Но а в родительскую субботу ты можешь и живого увидать, за кем, то есть, в том году очередь помирать. Стоит только ночью сесть на паперть на церковную да всё на дорогу глядеть."
"Вдруг, смотрит: идет по дорожке мальчик в одной рубашонке. Она приглянулась — Ивашка Федосеев идет.
— Тот, что умер весной? — перебил Федя."

— Ну что ж, ведь она еще не умерла?
— Да году-то еще не прошло. А ты посмотри на нее: в чем душа держится." (о бабе Ульяне)

После этого Ильюша рассказывает про лешего, которого якобы видел один крестьянин. Мальчик признается, что сам никогда не видела лешего, но очень его боится, как и другие ребята:
"— Леший не кричит, он немой, — подхватил Ильюша, — он только в ладоши хлопает да трещит.
— А ты его видал, лешего-то, что ли? — насмешливо перебил его Федя.
— Нет, не видал, и сохрани бог его видеть; но а другие видели. Вот на днях он у нас мужичка обошел: водил, водил его по лесу, и всё вокруг одной поляны. Едва-те к свету домой добился.
— Ну, и видел он его?
— Видел. Говорит, такой стоит большой, большой, темный, скутанный, этак словно за деревом, хорошенько не разберешь, словно от месяца прячется, и глядит, глядит глазищами-то, моргает ими, моргает. "

Затем Ильюша рассказывает о водяном, который может схватить за руку и потащить в воду. По словам мальчика, крестьянка Акулина однажды упала в реку и водяной якобы "испортил" ее так, что та сошла с ума:
". он вот нагнется, станет черпать воду, а водяной его за руку схватит да потащит к себе." (Ильюша о водяном)
"— А правда ли, — спросил Костя, — что Акулина-дурочка с тех пор и рехнулась, как в воде побывала?
— С тех пор. Какова теперь! Но а говорят, прежде красавица была. Водяной ее испортил. Знать, не ожидал, что ее скоро вытащут. Вот он ее, там у себя на дне, и испортил." (Ильюша об Акулине)

Ночью один из ребят, Павлуша, идет к реке за водой. Там он как будто слышит голос утонувшего в реке мальчика Васи. Ильюша предупреждает его, что это плохой знак. В том же году юный Павлуша погибает, упав с лошади:
"Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!"

Это был цитатный образ и характеристика Ильюши в рассказе "Бежин луг" Тургенева: портрет, описание характера и внешности героя.

Внешность мальчика

Характер Илюши

В течение всего произведения Илюша – самый активный рассказчик. Он знает множество историй и не стесняется их рассказывать. Возможно, истории реальны, возможно он просто сам в них честно верит, а может быть, это просто выдумки. В таком случае Илюша – хороший сочинитель. Но так или иначе, Илюша умеет интересно вести рассказ, вовлекать в него остальных, давать ответы на вопросы. Вся история рассказов начинается с того, что Федя спрашивает у Илюши, правда ли тот видел домового. Даже после небольшой тишины разговор всегда начинает именно Илюша. Даже когда разговор заходит о чем-то другом, например, о затмении, Илюша подхватывает беседу и вворачивает свой рассказ. Тургенев описал этого мальчика как главного рассказчика.

Рассказы Илюши

В первую очередь Илюша рассказал о том, как видел домового. Дальше из его уст сыпались рассказы и о русалке, и о барашке, и о родительской субботе. Когда речь зашла о затмении, Илюша рассказал о Тришке. Илюша знает многие нюансы: и о Лешем, и о том, как устроен потусторонний мир. Тургенев вложил в уста Илюши самые интригующие истории. Мальчики верят в них, внимательно слушают. Это говорит о том, что Илюша – прекрасный рассказчик и является своеобразным лидером для этой группы мальчишек.

Образ рассказчика

Тургеневский рассказчик

В этот раз он охотится за тетеревами в Чернском уезде, Тульской губернии. Постреляв дичь, понимает, что заблудился. Рассказчик — человек, хорошо знающий эти края, но всё же и он может сбиться с пути. Он оказывается в окрестностях Бежина луга.

Описание Феди

Федя — самый старший из ребят

Федя — самый старший из ребят, поэтому и держится несколько важно, по-взрослому. К остальным своим друзьям относится с покровительством. В нём заметны лидерские качества: даже в разговоре он руководит, кому рассказывать свою историю следующим, является запевалой. Сам же он говорит мало, словно опасаясь уронить собственное достоинство. Он происходит из богатой семьи, а в поле выехал не столько по необходимости, сколько для забавы.

Его описание:

  1. Возраст: 14 лет.
  2. Внешность: стройный, узкоплечий, с красивыми и тонкими, мелкими чертами лица, кудрявыми белыми волосами, светлыми глазами, с постоянной полурассеянной улыбкой. Одет в пеструю ситцевую рубашку с жёлтой каймой, небольшой новый армячок, надетый внакидку, и подпоясанный голубым пояском, на котором висит гребешок. Сапоги с низкими голенищами куплены именно для него, не отцовские.

Портрет Павлуши

Павлуша — мальчик из бедной семьи. Его можно назвать неказистым, но всё же располагающим к себе. Его характеристика:

Павлуша — мальчик из бедной семьи

  1. Возраст: 12 лет.
  2. Внешность: со всклоченными чёрными волосами, серыми глазами, широкими скулами, бледным рябым лицом, большим, но правильным ртом, с огромной головой с пивной котёл, с неуклюжим приземистым телом. Имеет умный прямой взгляд, в его голосе звучит сила. Бедно одет в простую замашную рубашку и заплатанные портки.
  3. Рассказ: про случившееся в родной деревне мальчика Шаламове солнечное затмение. Он также поведал, что, пойдя набирать воды на реку, услышал голос мальчика Васи, утопленника, который звал его. Это была плохая примета.

Павлуша — смелый, решительный парнишка с твёрдым характером. Когда собаки внезапно начинают лаять, а вдали слышится какой-то звук, он, ничуть не испугавшись, вскакивает на лошадь и один несётся в поле, чтобы проверить, не волк ли это. В этот миг им можно залюбоваться.

Павел — реалист, самый скептичный из ребят, он почти не верит в сверхъестественное. Когда Костя предполагает, что в реке плачет душа утопленника, Павлуша говорит, что бывают такие маленькие лягушки, которые тоже могут издавать такой звук. Он знаток природных явлений и повадок животных, о чём хорошо известно его друзьям, поэтому они обращаются к нему со своими вопросами об окружающей природе.

Илюша и его истории

Илюша работает лисовщиком на бумажной фабрике вместе со своим братом Авдюшкой. Лучше остальных знает все сельские поверья, поэтому становится основным рассказчиком страшилок. Всевозможные сказки о нечисти приводят его в восторг: он очень сильно и искренне верит в них. Заметно, что порой его бурное детское воображение даже дорисовывает пугающие детали в самых обычных, на первый взгляд, событиях.

Характеристика мальчика:

Илюша и его истории

  1. Возраст: 12 лет.
  2. Внешность: с незначительным лицом, горбоносым, вытянутым, подслеповатым, выражающим какую-то тупую, болезненную заботливость, со сжатыми губами и сдвинутыми бровями, он будто постоянно щурится от огня. Имеет жёлтые, почти белые волосы, остро торчащие из-под войлочной шапки, которую он часто надвигает себе на лоб двумя руками. Одет в опрятную свитку, трижды перевитую на поясе толстой верёвкой, а также в новые лапти и онучи. Голос сиплый и слабый, как нельзя более подходящий выражению его лица.

Рассказы Илюши:

Костя и Ваня

Этих двух мальчиков можно отнести к второстепенным героям: они принимают не слишком активное участие в разговоре. Характеристика Кости:

Мальчик Костя

  1. Возраст: 10 лет.
  2. Внешность: небольшого роста, тщедушного телосложения, с маленьким худым лицом, в веснушках, заострённым книзу, как у белки, с едва различимыми губами. Но имеет большие, чёрные, жидким блеском горящие глаза, создающие странное впечатление, из-за чего его взгляд задумчив и печален. Он будто хочет высказать что-то этим взором, но на его языке отсутствуют слова. Одет довольно бедно. У него тонкий детский голосок.
  3. Рассказ: про невесёлого молчаливого слободского плотника Гаврилу, который однажды пошёл в лес за орехами, заблудился и увидел на ветке красивую смеющуюся русалку с зелёными волосами. Она манила его к себе, Гаврила едва за ней не пошёл, но вовремя перекрестился. Однако с тех пор не было ему счастья в жизни. Эту историю Косте рассказал отец, а тот передал её мальчикам. Вторая история — про мальчика Васю, который утонул.

Описание Вани:

  1. Возраст: 7 лет.
  2. Внешность: с русыми кудрявыми волосами и большими глазами, маленький и незаметный. В продолжение всего разговора лежит на земле и спит под рогожей, лишь иногда выставляя из-под неё свою голову. Слегка картавит.

Ваня искренне умеет восторгаться окружающей природой. Выставив свежее детское личико из-под рогожи, он восклицает, что божьи звёздочки словно пчёлки роятся. У него также есть добрая сестра Анютка.

Читайте также: