Обязанности капитана порта кратко

Обновлено: 06.07.2024

Капитан морского порта, являясь должностным лицом, возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов.

Согласно ст.76 КТМ РФ и Положения о капитане морского порта, утв. приказом Минтранса РФ от 17.02.2014 г. № 39 на капитана морского порта возлагается осуществление следующих функций:

контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания и в области трудовых отношений в морском судоходстве;

государственная регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов;

регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов;

выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений их выдачи и удостоверений личности моряка членам экипажей судов;

проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;

контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта;

оформление прихода судов в морские порты и выхода их из морских портов;

контроль за деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов;

контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории порта;

выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества, согласование проведения строительных, гидротехнических и иных работ с учетом условий плавания судов в акватории морского порта и иных факторов, влияющих на безопасность мореплавания в морском порту;

обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта;

информирование уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту.

Капитаны морских портов назначаются на должность и освобождаются от должности Федеральным агентством морского и речного транспорта по согласованию с Министерством транспорта России на срок не более 3 лет.

Оформление прихода судна в порт РФ

Приход судна в порт РФ и выход его из порта оформляется согласно Общим правилам плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним и Обязательным постановлениям в морском порту.

Оформление выхода судна из порта РФ

Согласно ст. 80 КТМ РФ каждое судно до выхода из морского порта обязано получить разрешение капитана порта на выход. Оформление судна на выход из морского порта осуществляет капитан морского порта на основании документов, которые прилагает к заявлению капитан судна.

Капитан морского порта подвергает судно осмотру в случае отсутствия указанных документов или наличия оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания

При наличии недостатков, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, капитан морского порта оформляет письменное извещение об отказе в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, в котором указывает недостатки, препятствующие выдаче разрешения на выход судна из морского порта, а также порядок их устранения.

Контрольный осмотр судна проводится капитаном морского порта либо уполномоченным им должностным лицом с целью проверки устранения недостатков, препятствующих выдаче разрешения на выход судна из морского порта (п.3 ст.79 КТМ РФ).

Капитан морского порта имеет право, согласно ст.80 КТМ РФ отказать в выдаче разрешения на выход из порта в случае:

непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде;




нарушения требований, предъявляемых к судовым документам;

предписания санитарно-карантинный, миграционной служб, таможенных, пограничных органов федеральной службы безопасности и других уполномоченных на то государственных органов;

неуплаты установленных портовых сборов.

Роль, права и обязанности капитана морского порта

Капитан морского порта, являясь должностным лицом, возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов.

Согласно ст.76 КТМ РФ и Положения о капитане морского порта, утв. приказом Минтранса РФ от 17.02.2014 г. № 39 на капитана морского порта возлагается осуществление следующих функций:

контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания и в области трудовых отношений в морском судоходстве;

государственная регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов;

регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов;

выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений их выдачи и удостоверений личности моряка членам экипажей судов;

проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;

контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта;

оформление прихода судов в морские порты и выхода их из морских портов;

контроль за деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов;

контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории порта;

выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества, согласование проведения строительных, гидротехнических и иных работ с учетом условий плавания судов в акватории морского порта и иных факторов, влияющих на безопасность мореплавания в морском порту;

обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта;

информирование уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту.

Капитаны морских портов назначаются на должность и освобождаются от должности Федеральным агентством морского и речного транспорта по согласованию с Министерством транспорта России на срок не более 3 лет.

Оформление прихода судна в порт РФ

Приход судна в порт РФ и выход его из порта оформляется согласно Общим правилам плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним и Обязательным постановлениям в морском порту.

Оформление выхода судна из порта РФ

Согласно ст. 80 КТМ РФ каждое судно до выхода из морского порта обязано получить разрешение капитана порта на выход. Оформление судна на выход из морского порта осуществляет капитан морского порта на основании документов, которые прилагает к заявлению капитан судна.

Капитан морского порта подвергает судно осмотру в случае отсутствия указанных документов или наличия оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания

При наличие недостатков, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, капитан морского порта оформляет письменное извещение об отказе в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, в котором указывает недостатки, препятствующие выдаче разрешения на выход судна из морского порта, а также порядок их устранения.

Контрольный осмотр судна проводится капитаном морского порта либо уполномоченным им должностным лицом с целью проверки устранения недостатков, препятствующих выдаче разрешения на выход судна из морского порта (п.3 ст.79 КТМ РФ).

Капитан морского порта имеет право, согласно ст.80 КТМ РФ отказать в выдаче разрешения на выход из порта в случае:

непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде;

нарушения требований, предъявляемых к судовым документам;

предписания санитарно-карантинный, миграционной служб, таможенных, пограничных органов федеральной службы безопасности и других уполномоченных на то государственных органов;

неуплаты установленных портовых сборов.

Капитан морского порта, являясь должностным лицом, возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов.

Согласно ст.76 КТМ РФ и Положения о капитане морского порта, утв. приказом Минтранса РФ от 17.02.2014 г. № 39 на капитана морского порта возлагается осуществление следующих функций:

контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания и в области трудовых отношений в морском судоходстве;

государственная регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов;

регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов;

выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений их выдачи и удостоверений личности моряка членам экипажей судов;

проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;

контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта;

оформление прихода судов в морские порты и выхода их из морских портов;

контроль за деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов;

контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории порта;

выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества, согласование проведения строительных, гидротехнических и иных работ с учетом условий плавания судов в акватории морского порта и иных факторов, влияющих на безопасность мореплавания в морском порту;

обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта;

информирование уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту.

Капитаны морских портов назначаются на должность и освобождаются от должности Федеральным агентством морского и речного транспорта по согласованию с Министерством транспорта России на срок не более 3 лет.

Оформление прихода судна в порт РФ

Приход судна в порт РФ и выход его из порта оформляется согласно Общим правилам плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним и Обязательным постановлениям в морском порту.

Оформление выхода судна из порта РФ

Согласно ст. 80 КТМ РФ каждое судно до выхода из морского порта обязано получить разрешение капитана порта на выход. Оформление судна на выход из морского порта осуществляет капитан морского порта на основании документов, которые прилагает к заявлению капитан судна.

Капитан морского порта подвергает судно осмотру в случае отсутствия указанных документов или наличия оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания

При наличии недостатков, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, капитан морского порта оформляет письменное извещение об отказе в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, в котором указывает недостатки, препятствующие выдаче разрешения на выход судна из морского порта, а также порядок их устранения.

Контрольный осмотр судна проводится капитаном морского порта либо уполномоченным им должностным лицом с целью проверки устранения недостатков, препятствующих выдаче разрешения на выход судна из морского порта (п.3 ст.79 КТМ РФ).

Капитан морского порта имеет право, согласно ст.80 КТМ РФ отказать в выдаче разрешения на выход из порта в случае:

непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде;

нарушения требований, предъявляемых к судовым документам;

предписания санитарно-карантинный, миграционной служб, таможенных, пограничных органов федеральной службы безопасности и других уполномоченных на то государственных органов;

неуплаты установленных портовых сборов.

Роль, права и обязанности капитана морского порта

Капитан морского порта, являясь должностным лицом, возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов.

Согласно ст.76 КТМ РФ и Положения о капитане морского порта, утв. приказом Минтранса РФ от 17.02.2014 г. № 39 на капитана морского порта возлагается осуществление следующих функций:

контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания и в области трудовых отношений в морском судоходстве;

государственная регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов;

регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов;

выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений их выдачи и удостоверений личности моряка членам экипажей судов;

проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;

контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта;

оформление прихода судов в морские порты и выхода их из морских портов;

контроль за деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов;

контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории порта;

выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества, согласование проведения строительных, гидротехнических и иных работ с учетом условий плавания судов в акватории морского порта и иных факторов, влияющих на безопасность мореплавания в морском порту;

обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта;

информирование уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту.

Капитаны морских портов назначаются на должность и освобождаются от должности Федеральным агентством морского и речного транспорта по согласованию с Министерством транспорта России на срок не более 3 лет.

Оформление прихода судна в порт РФ

Приход судна в порт РФ и выход его из порта оформляется согласно Общим правилам плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним и Обязательным постановлениям в морском порту.

Оформление выхода судна из порта РФ

Согласно ст. 80 КТМ РФ каждое судно до выхода из морского порта обязано получить разрешение капитана порта на выход. Оформление судна на выход из морского порта осуществляет капитан морского порта на основании документов, которые прилагает к заявлению капитан судна.

Капитан морского порта подвергает судно осмотру в случае отсутствия указанных документов или наличия оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания

При наличие недостатков, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, капитан морского порта оформляет письменное извещение об отказе в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, в котором указывает недостатки, препятствующие выдаче разрешения на выход судна из морского порта, а также порядок их устранения.

Контрольный осмотр судна проводится капитаном морского порта либо уполномоченным им должностным лицом с целью проверки устранения недостатков, препятствующих выдаче разрешения на выход судна из морского порта (п.3 ст.79 КТМ РФ).

Капитан морского порта имеет право, согласно ст.80 КТМ РФ отказать в выдаче разрешения на выход из порта в случае:

непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде;

нарушения требований, предъявляемых к судовым документам;

предписания санитарно-карантинный, миграционной служб, таможенных, пограничных органов федеральной службы безопасности и других уполномоченных на то государственных органов;

На капитана морского порта возлагается осуществление следующих функций:

контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания и в области трудовых отношений в морском судоходстве;

государственная регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов;

регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов;

выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений их выдачи и удостоверений личности моряка членам экипажей судов;

проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;

контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта;

оформление прихода судов в морские порты и выхода их из морских портов;

контроль за деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов;

контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории порта;

выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества, согласование проведения строительных, гидротехнических и иных работ с учетом условий плавания судов в акватории морского порта и иных факторов, влияющих на безопасность мореплавания в морском порту;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 14.06.2011 N 141-ФЗ;

обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта;

информирование уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту.

Комментарий к ст. 76 КТМ РФ

Детализируя положения статьи, отметим, что капитан морского порта осуществляет:

1) обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морском порту;

2) регулирование захода судов в морской порт и выхода их из морского порта;

3) утверждение графика движения и расстановки судов в морском порту;

4) контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в морской порт и выхода их из морского порта;

5) оформление прихода судов в морской порт и выхода их из морского порта;

6) контроль за соблюдением в морском порту международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании, распоряжений капитана морского порта, принятие мер к предупреждению и пресечению их нарушений;

7) процедуры контроля иностранных судов в морском порту, установленные международными договорами Российской Федерации, относящимися к торговому мореплаванию;

8) взаимодействие и обмен информацией с другими морскими портами по выполнению процедур контроля иностранных судов в морском порту, установленных международными договорами Российской Федерации, относящимися к торговому мореплаванию;

9) обеспечение информационного обмена с информационными центрами по контролю российских и иностранных судов;

10) осмотры и контрольные осмотры судов, находящихся в морском порту, включая проверку судовых документов, дипломов и подтверждений к дипломам, квалификационных и специальных свидетельств членов экипажей судов, льготных разрешений лиц командного состава судов, а также их соответствия фактическому состоянию судов и их экипажей;

11) контроль за соответствием загрузки судна правилам погрузки и перевозки грузов;

12) проверку готовности судов к выходу в море и выдачу разрешений на выход из морского порта, включая проверку действительности судовых и иных обязательных документов и их соответствия фактическому состоянию судов и их экипажей;

13) принятие решения об отказе в выдаче разрешения на выход судна из морского порта в случае:

а) непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, укомплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде;

б) нарушения требований, предъявляемых к судовым документам;

в) предписания санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов федеральной службы безопасности и других уполномоченных на то государственных органов;

г) неуплаты установленных портовых сборов;

14) проверку деятельности систем управления движением судов (далее - СУДС), пунктов и объектов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, автоматической идентификационной системы и других технических систем и средств обеспечения безопасности мореплавания;

15) контроль за деятельностью лоцманской службы в морском порту;

16) контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к морскому порту и в пределах его акватории;

17) установление и доведение до всеобщего сведения категорий судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки судов, в обязательных постановлениях в морских портах;

18) установление в районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, обязательной лоцманской проводки судов, которые:

а) сами или перевозимые ими грузы могут создавать угрозу причинения ущерба морской среде;

б) имеют серьезные повреждения корпусов, механизмов или оборудования, что может существенно влиять на безопасность мореплавания в морском порту;

19) предоставление капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки;

20) участие в рассмотрении и согласование проектов и планов перспективного развития средств навигационного оборудования морского порта и подходов к нему, строительства СУДС, гидротехнических сооружений, строительства объектов в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей, участие в приемке их в эксплуатацию;

21) принятие решения об отказе в согласовании строительства в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей, выдаче разрешения на производство водолазных работ, подъем затонувшего в море имущества, проведение в морском порту строительных, гидротехнических и иных работ, а также о приостановлении проведения этих работ в случае несоответствия представленной документации установленным требованиям, создания угрозы безопасности мореплавания, погрузочно-разгрузочным операциям, загрязнения окружающей среды в морском порту;

22) регистрацию судов и выдачу соответствующим судам в установленном порядке судовых документов;

23) регистрацию права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на суда, выдачу в установленном порядке соответствующих документов;

24) выдачу свидетельств о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью;

25) выдачу дипломов, подтверждений к дипломам, удостоверяющих их выдачу, квалификационных и специальных свидетельств специалиста;

26) выдачу в установленном порядке подтверждений о признании дипломов, выданных иностранной администрацией, членам экипажей российских судов;

27) выдачу (продление) в установленном порядке паспортов моряка (удостоверений личности моряка);

28) выдачу разрешений на подъем затонувшего в море имущества и проведение в морском порту строительных, гидротехнических и иных работ;

29) выдачу свидетельства о минимальном составе экипажа судна;

30) выдачу лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в определенных районах;

31) расследование аварийных случаев с судами;

32) привлечение находящихся в морском порту судов к участию в спасании людей и судов, терпящих бедствие в пределах акватории морского порта;

33) установление для собственника затонувшего в море имущества порядка его подъема, а также срока, достаточного для подъема затонувшего имущества, но не менее чем один год со дня получения собственником уведомления капитана морского порта о порядке и сроке подъема затонувшего имущества;

34) установление для собственника затонувшего в море имущества, которое создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением либо препятствует деятельности морского порта и проводимым в нем работам (гидротехническим и другим), срока, в течение которого собственник обязан поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его;

35) председательствование в квалификационных и иных комиссиях, создаваемых им в целях обеспечения выполнения своих функций (квалификационная комиссия по проверке знаний для выдачи дипломов, квалификационных свидетельств, лоцманских удостоверений, удостоверений операторов СУДС, комиссия по расследованию аварий судов и т.д.);

36) взаимодействие по вопросам, входящим в компетенцию капитана морского порта, с организациями, государственными органами и должностными лицами, осуществляющими деятельность в морском порту;

37) внесение изменения в установленный порядок захода судов в морской порт и выхода их из морского порта, перемещения судов в акватории морского порта в связи с изменением гидрометеорологической обстановки, аварийными происшествиями, иными обстоятельствами, создающими угрозу безопасности мореплавания и охране в морском порту и на подходах к нему;

38) применение разрешительного порядка начала движения судов, установление скорости, интервала и приоритета движения судов, осуществление иных действий по регулированию движения судов в зависимости от интенсивности судоходства, навигационной обстановки и особенностей района плавания;

39) запрещение передвижения судов;

40) запрещение постановки судна к причалу и проведения грузовых операций в случае неготовности судна, причалов, погрузочных устройств, груза, требований по охране и иных обстоятельств, препятствующих обеспечению безопасности мореплавания в морском порту;

41) принятие решения об ограничении и запрещении захода в морской порт судов по гидрометеорологическим и навигационным условиям в морском порту и на подходах к нему;

42) временное изменение порядка лоцманской проводки судов по навигационным, гидрометеорологическим и иным обстоятельствам;

43) привлечение лиц, допустивших нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в морском порту, к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

44) выполнение иных функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

На капитана морского порта возлагается осуществление следующих функций:

контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания и в области трудовых отношений в морском судоходстве;

государственная регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов;

регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов;

выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений их выдачи и удостоверений личности моряка членам экипажей судов;

проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;

контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта;

оформление прихода судов в морские порты и выхода их из морских портов;

контроль за деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов;

контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории порта;

выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества, согласование проведения строительных, гидротехнических и иных работ с учетом условий плавания судов в акватории морского порта и иных факторов, влияющих на безопасность мореплавания в морском порту;

абзац двенадцатый утратил силу;

обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта;

информирование уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту.

Комментарий к Ст. 76 Кодекса торгового мореплавания РФ

§ 1. Российская Федерация является участницей многочисленных международных договоров, относящихся к торговому мореплаванию. О некоторых из них см. комментарий к ст. 6.

§ 2. О регистрации судов, выдаче соответствующих судовых документов, регистрации права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна см. комментарий к ст. 33 - 51.

§ 3. О выдаче дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждении выдачи дипломов и квалификационных свидетельств см. § 3 - 4, 8, 13 комментария к ст. 54.

§ 5. Согласно Положению о паспорте моряка, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1508 (СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5598), паспорт моряка оформляется по заявлениям граждан, уровень профессиональной подготовки и состояние здоровья которых соответствуют требованиям, установленным международными конвенциями для членов экипажей морских судов, и выдается им при наличии трудового соглашения о работе на российском или иностранном судне. Соглашение о работе может быть заключено гражданином самостоятельно или при посредничестве организаций, которые осуществляют трудоустройство российских граждан, в том числе на суда, плавающие под иностранным флагом. Деятельность таких организаций должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода организациям международными договорами Российской Федерации о найме и трудоустройстве моряков. В том случае, если Россия не является стороной таких договоров, организации могут по своему желанию пройти добровольную сертификацию услуг по найму и трудоустройству моряков (такая система добровольной сертификации существует при Минтрансе и Госкомрыболовстве).

§ 6. Паспорт моряка оформляется и выдается Минтрансом, Госкомрыболовством, морскими администрациями портов, морскими торговыми и рыбными портами, выполняющими функции морских администраций, а также государственными бассейновыми управлениями на речном транспорте. Перечни таких администраций и управлений утверждаются Минтрансом и Госкомрыболовством.

Паспорт моряка выдается сроком на пять лет. Действие его может быть продлено один раз на срок до 5 лет, по истечении которого паспорт подлежит замене. Владельцу паспорта моряка разрешается въезд в Российскую Федерацию по паспорту моряка в течение года по окончании срока действия паспорта.

§ 7. Инструкция о порядке применения Положения о паспорте моряка утверждена Приказом Минтранса и Минсельхозпрода России от 30 июня 1998 г. N 81/328 (БНА РФ. 1998. N 22). В Инструкции подробно регламентируется порядок оформления и выдачи паспорта, предоставления документов, согласования с органами безопасности и внутренних дел и т.д. Упоминание в п. 7.1 Инструкции о прохождении российскими судовладельцами добровольной сертификации услуг по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом не создает для судовладельца какой-либо обязанности для прохождения сертификации. В случае отказа в выдаче паспорта моряка по этой причине убытки, понесенные судовладельцем в связи с этим, подлежат возмещению соответствующей морской администрацией или другим государственным учреждением на основании ст. 16 ГК РФ.

§ 8. Порядок входа судов в порт и выхода их из порта, плавания судов в портовых водах, стоянки судов в порту подробно регламентируется Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним. Под судами в этих Общих правилах понимаются и военные корабли, однако к ним правила применяются лишь в части, не предусмотренной специальным законодательством, определяющим порядок их плавания и стоянки в территориальном море и внутренних морских водах. Согласно ст. 19 Закона о внутренних морских водах в случае, если какой-либо иностранный военный корабль не соблюдает законодательство Российской Федерации, касающееся нахождения во внутренних морских водах и морских портах, и игнорирует обращенное к нему требование о соблюдении законодательства Российской Федерации, должностные лица специально уполномоченных федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, федерального органа исполнительной власти по обороне, федерального органа исполнительной власти по внутренним делам, федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды могут потребовать от иностранного военного корабля немедленно покинуть внутренние морские воды и морской порт.

§ 9. В случае, если военно - морская база или пункты базирования военных кораблей имеют смежную с морским портом акваторию, порядок захода в морской порт и выход из него всех судов Российской Федерации, иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, устанавливается старшим морским начальником по согласованию с капитаном морского порта, должностным лицом по пограничной службе и должностным лицом таможенного органа.

§ 10. Вопрос оформления прихода судов в порт и выхода их из порта в случае, если морской торговый порт и морской рыбный порт имеют смежные акватории, решается в соответствии со ст. 6 КТМ РФ, т.е. в зависимости от того, за соблюдением каких международных договоров, относящихся к торговому мореплаванию, осуществляет государственный надзор капитан соответствующего порта. Поскольку на Госкомрыболовство возложен государственный контроль за соблюдением международных договоров в отношении судов рыбопромыслового флота, в том числе судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов, капитан рыбного порта, как правило, оформляет приход и отход всех судов рыбопромыслового флота, в том числе приемотранспортных, вспомогательных и судов специального назначения.

Если указанные суда осуществляют деятельность, выходящую за пределы промысла водных биологических ресурсов, и связанную с ней деятельность по транспортировке улова в порт, разведке, вспомогательным операциям и т.п., то оформление прихода судов в рыбный порт и выхода их из порта осуществляется капитаном морского торгового порта. В частности, капитан торгового порта оформляет суда рыбопромыслового флота, если они осуществляют коммерческие перевозки грузов и пассажиров, которые регламентируются соответствующими конвенциями ИМО и надзор за соблюдением которых возложен на Минтранс. Капитаном торгового порта осуществляется также оформление любых заходящих в морской рыбный порт судов, в том числе иностранных, за исключением случаев использования их в сфере обслуживания рыбопромыслового комплекса и связанной с ним деятельности.

§ 11. Ледокольная проводка на подходах к порту регламентирована Правилами для судов, проводимыми ледоколами через лед.

§ 12. О затонувшем в море имуществе см. комментарий к ст. 107 - 113.

§ 13. В интересах обеспечения безопасности мореплавания необходимо тщательно расследовать каждую аварию, с тем чтобы выводы такого расследования способствовали предотвращению в будущем допущенных ошибок. Согласно п. 7 ст. 94 Конвенции ООН 1982 г. каждое государство организует расследование квалифицированными экспертами каждой морской аварии или навигационного инцидента в открытом море (с участием плавающего под его флагом судна), приведшего к гибели граждан другого государства или к нанесению им серьезных увечий, или серьезному ущербу судам и установкам другого государства, или ущербу морской среде. В соответствии с Правилом 21 СОЛАС 74/78 каждое правительство обязуется проводить расследование любой аварии, происшедшей с любым из его судов. Положения о расследовании аварий содержатся в Международной конвенции о грузовой марке (ст. 23) и в МАРПОЛ 73/78 (ст. 12).

§ 14. Расследование аварий и их классификация осуществляются в соответствии с национальным законодательством. Положение о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами утверждено Приказом Минморфлота СССР от 29 декабря 1989 г. N 118 по согласованию с Прокуратурой СССР, Минобороны СССР и Минрыбхозом СССР (с изм., внесенными Приказом Департамента морского транспорта от 19 мая 1994 г. N 38). Действие Положения распространяется на суда, технический надзор за которыми возложен на Морской регистр, на суда, плавающие под иностранным флагом, если аварийный случай произошел в территориальном море и внутренних морских водах (если аварийный случай произошел в открытом море, авария расследуется только по просьбе капитана, судовладельца или консула страны, под флагом которой судно плавает).

Аварийные случаи классифицируются следующим образом:

а) кораблекрушение (гибель судна или его полное конструктивное разрушение, после чего проведение восстановительного ремонта нецелесообразно или потерян буксируемый судном объект);

б) авария (повреждение пассажирского судна, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавшее препятствие к производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений; гибель человека (людей);

в) аварийное происшествие (например, повреждение судна, повреждение подводного кабеля, нахождение на мели 24 часа и более; смещение груза, потеря якоря, якорных цепей, намотка на гребной винт или руль тросов или сетей, повреждение судном другого судна, создавшее препятствие в производственной деятельности судна (судов) в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений);

г) эксплуатационное повреждение (различные повреждения судна или другого судна, смещение груза, не подпадающие под признаки, указанные в п. "в"; ледовые повреждения при правильных действиях экипажа; повреждения, полученные во время проведения аварийно - спасательных операций и т.п.).

Классификация аварийного случая осуществляется капитаном судна и капитаном морского порта.

§ 15. Основным органом расследования аварийных случаев является капитан морского порта, который в необходимых случаях под своим председательством организует комиссию по расследованию или же принимает участие в комиссии по расследованию, образованной министерством (ведомством), направляя после завершения расследования соответствующие материалы судовладельцу и прокурору.

Предварительное расследование осуществляет капитан судна. Аварийные случаи, подпадающие под признаки кораблекрушения, аварии и аварийного происшествия, расследуются капитаном порта.

Аварийный случай, связанный со столкновением судов, принадлежащих разным судовладельцам, а также случай, происшедший на акватории морского торгового порта, расследуется капитаном морского торгового порта с участием представителей судовладельца аварийного судна. Аварийный случай, происшедший на акватории морского рыбного порта, расследуется капитаном морского рыбного порта с участием представителей судовладельца аварийного судна.

Положение 1989 г. подробно регламентирует правила донесения об аварийных случаях, порядок расследования, сроки его проведения и порядок учета. Инструкция по применению Положения о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев утверждена Департаментом морского транспорта 31 декабря 1992 г. (с изм. от 24 июня 1994 г.).

§ 16. Государство, осуществляющее расследование аварии, должно сотрудничать с соответствующими властями государства флага и другими заинтересованными сторонами. Однако практика показала, что не все государства идут на такое сотрудничество. 20-я Ассамблея ИМО, признавая, что расследование и надлежащий анализ морских аварий и инцидентов могут способствовать расширению знаний о причинах аварий и принятию мер по исправлению ситуации и что создание стандартного подхода сможет обеспечить определенное единообразие при расследовании морских аварий, приняла Кодекс по расследованию морских аварий и инцидентов (Резолюция А.849/20). Целью Кодекса является поощрение общего подхода, а также сотрудничества между государствами в выявлении факторов, способствующих морским авариям. Кодекс, насколько позволяют национальные законы, применяется к расследованию, если одна или более стран проявляют большой интерес к морской аварии, в которую вовлечено судно, подпадающее под их юрисдикцию. В названном Кодексе сформулированы такие определения, как морская авария, серьезная авария, морской инцидент, серьезное телесное повреждение, а также понятие государства, проводящего расследование, существенно заинтересованного государства.

§ 17. Несмотря на обязанность капитана или судовладельца информировать власти государства флага судна о любой аварии, происшедшей с судном, если авария или инцидент имели место во внутренних водах или территориальном море другого государства, прибрежное государство должно без промедления уведомить государство флага об обстоятельствах и действиях, которые были предложены. Ничто не должно ущемлять право любого государства проводить собственное самостоятельное расследование морской аварии, происшедшей в рамках его юрисдикции, в соответствии с его собственным законодательством.

Если два или более государства согласны сотрудничать и согласовали процедуры расследования морской аварии, государство, проводящее расследование, должно предложить представителям других существенно заинтересованных государств принять участие в расследовании. Государство флага судна, вовлеченного в аварию, должно содействовать тому, чтобы экипаж был доступен для расследования, и поощрять экипаж сотрудничать с государством, проводящим расследование.

Доклады об обстоятельствах и причинах аварии или важные их части должны быть доступными для общественности и отрасли судоходства с целью повышения безопасности человеческой жизни на море и предотвращения загрязнения морской среды путем расширения знаний о тех факторах, которые в сочетании приводят к морским авариям.

На капитана морского порта возлагается осуществление следующих функций:

контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания и в области трудовых отношений в морском судоходстве;

государственная регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов;

регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов;

выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений их выдачи и удостоверений личности моряка членам экипажей судов;

проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;

контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта;

оформление прихода судов в морские порты и выхода их из морских портов;

контроль за деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов;

контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории порта;

выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества, согласование проведения строительных, гидротехнических и иных работ с учетом условий плавания судов в акватории морского порта и иных факторов, влияющих на безопасность мореплавания в морском порту;

Информация об изменениях:

обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта;

информирование уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту.

Читайте также: