Монтер пути обязанности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Специальность Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство

Уровень образовательной программы – среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена (базовый уровень)

Присваиваемая квалификация – техник

Нормативный срок освоения:

· На базе основного общего образования (9 классов) – 3 года 10 месяцев

· На базе среднего общего образования (11 классов) – 2 года 10 месяцев

Форма обучения – очная, заочная (11 классов)

Образовательная программа предусматривает обязательное получение одной из профессий:

· Монтер пути

· Сигналист

Монтёр пути

Их основная задача – ремонт железнодорожных путей, а именно:

замена рельс и шпал;

регулировка стрелочных механизмов;

исправление при вздыбливании грунта;

сборка рельсовых звеньев на специальных станках.

Сигналист

отвечает за подачу специальных сигналов и знаков. Они должны быть на путях во время проведения различных ремонтных или профилактических работ вблизи движущихся поездов.

В обязанности сигналиста входит:

1. отслеживание движения поездов и своевременная сигнализация руководителю бригады;

2. монтаж и демонтаж специального ограждения и других предупредительных знаков на месте путевых работ;

3. установка на вагонные составы специальных тормозных устройств, отслеживание их исправности;

4. подача сигналов движущимся поездам во время работы;

5. осмотр путей на предмет движения поездов, проверка маршрутов.

Выпускники также могут работать:

Оператор дефектоскопной тележки

В его обязанности входит:

Выявление дефектов рельсов. Детальное обследование обнаруженных дефектов и повреждений рельсов, контроль дефектов, их регистрация и в необходимых случаях принятие мер по обеспечению безопасности движения поездов. Определение по приборам и внешним признакам неисправности. Проверка, наладка и регулировка работоспособности и чувствительности искательной системы на контрольном тупике. Участие в ремонте аппарта.

Техник дистанции пути

Ведет учет выполняемых работ по текущему содержанию и ремонту железнодорожных путей и сооружений. Участвует в проверке технического состояния путевого хозяйства. Готовит техническую документацию на ремонт железнодорожных путей. Вносит изменения в технический паспорт подъездного пути организации. Принимает участие в проведении экспериментальных работ, анализирует причины аварий, внедряет новые стандарты, нормы.

Бригадир пути

Руководит монтёрами пути, дежурными по переездам, обходчиками. Несёт прямую ответственность за осмотр пути, выявляет неисправности. Обеспечивает меры безопасности при выполнении работ бригадой.

Для выполнения своих обязанностей бригадиру железнодорожного пути необходимо знать: первичную отчётность, технику безопасности, правила и нормы охраны труда.

В работе важны такие качества, как: ответственность, исполнительность, организаторские способности, аналитический ум, коммуникабельность.

Данная специальность относится к профессиям, связанным с безопасностью движения поездов, поэтому требования к состоянию здоровья абитуриентов достаточно высоки.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.


Эта почетная профессия гарантировала работнику служебное жилье, зарплату, бесплатную и единую для всех форму, казенные дрова и неограниченный размер покоса.

  • Обходчик должен был знать каждую шпалу на своем участке пути протяженностью 7–8 км. На него возлагалось много важных задач: смена рельс, смена шпал, перешивка, ремонт крестовин, разгонка рельсовых нитей, обточка рельс, выправка шпал.
  • Изначально никто не обучал обходчиков находить дефекты. Их многолетний опыт работы позволил со временем научно обосновать и разработать способы обнаружения неисправностей на линиях. В 1935 году путеец Д. М. Колосницин рассказал, как находить рельсы со скрытыми трещинами: обходчик молотком весом в 300 граммов, насаженным на ручку длиной 600 мм, отстукивал рельс с высоты 0,4–0,7 метра. Молоток силой свободного падения ударялся о поверхность рельса, обходчик должен был чутко прислушиваться к издаваемому рельсу звуку при ударе и по малейшим звуковым вибрациям при ударе оценивать состояние пути. Любая найденная неисправность — это десятки, а иногда и сотни спасенных жизней.
  • Невозможно не упомянуть о заслугах работников железной дороги, в том числе путейцев, в годы Великой Отечественной войны. В сложнейших условиях, рискуя жизнью, они восстанавливали разрушенные дороги, обеспечивали безопасность передвижения войск, оружия, продовольствия.

Монтер пути: профессия сегодня

Железная дорога — это живой организм, который постоянно растет, меняется, здесь применяются новые технологии. Как изменился труд путейца? Смогут ли машины и автоматические системы заменить его?

Персонал, задействованный в содержании пути, составляет 1/3 часть всех работников железной дороги. И каждая попытка уменьшить их число отрицательно сказывалась на состоянии путей.


Содержание пути — самое затратное в эксплуатации дорог. Ведь путь — это не просто рельсы и шпалы; это сложный комплекс инженерных сооружений и обустройств, в котором все жестко регламентировано и взаимосвязано; и от того, как он обслуживается, напрямую зависит безопасность движения поездов. Только непосвященные думают, что путь неподвижен и постоянен. На самом деле он требует к себе постоянного внимания. Все сооружения находятся под открытым небом, а соответственно и состояние пути зачастую зависит от погоды.

Монтер пути выполняет всю самую важную повседневную работу

При плановом ремонте у него в распоряжении ручные инструменты: лом, кувалда, лапа для выдергивания костылей, тележки, носилки, лопаты, а также портальный кран, домкраты, рихтовщики, разгонщики, рельсошлифовальный станок, путевой шаблон или уровень, пиротехнические устройства, с помощью которых подается звуковой сигнал машинисту, когда есть вероятность из-за непогоды не заметить световые сигналы, измеритель температуры рельса.

  • Обходчику пути приходится перемещать шпалы и куски рельс (там, где монтаж кранами невозможен), измерять параметры рельсовой колеи, заниматься выправкой пути. Для этого он использует путевой электрический и пневматический инструмент.
  • Кроме того, в его обязанности входит регулировка пути с помощью гидравлических, разгоночных и рихтовочных приборов. Если железнодорожные пути уложены на искусственном сооружении, то монтер пути обязан следить за его состоянием.
  • Если он обнаруживает места, которые угрожают безопасности и непрерывности движения составов, он обязан их оградить.

В целом главная задача монтера пути — обеспечивать безопасное движение поездов. Без преувеличения — это незаменимый специалист на железной дороге. Его работа не прекращается в любое время суток и при любой погоде: в зной и дождь, в холод или метель. Важно, что профессия монтера пути никуда не исчезает и по-прежнему востребована.

Суть работы монтера пути

  • Замена рельс и шпал
  • Перешивка путей
  • Обточка рельс
  • Выправка шпал
  • Регулировка стрелочных механизмов
  • Подгонка профилей стрелочных переводов
  • Исправление пути на пучинах (вздыбливаниях грунта)
  • Сборка рельсовых звеньев на специальных станках звеносборочной линии

Требования к квалификации монтеров пути

Профессия монтера пути предполагает достаточно высокие физические нагрузки. Она требует от кандидата ответственности и умения решать профессиональные задачи в команде. Профессия подходит тем, кто готов:

  • к подвижной работе на открытом воздухе
  • к оперативному решению задач в непростых ситуациях

Есть ли карьерный рост для монтера пути

Да. Многие руководители компании начинали свой путь именно с профессии монтера пути. Это отличная работа для того, чтобы приобрести знания и опыт работы на железной дороге. Но затем потребуется получить специальное образование. Сделать это для монтера пути железной дороги легче, чем для выпускника школы.

Опыт и образование гарантировано принесут развитие

Работая монтером пути, можно узнать, как устроена линейная работа на железной дороге. Это профессиональный багаж, который просто необходим для дальнейшего развития в компании. Но чем быстрее он будет подкрепляться новыми профессиональными навыками, тем легче специалисту будет делать следующие шаги.

Сколько зарабатывает монтер пути в России

Зарплата напрямую зависит от квалификации. Конкретные предложения по вакансиям и актуальной зарплате можно посмотреть по ссылке и оставляйте заявку на обучение рабочей профессии!

МОНТЁР ПУТИ

С монтёров пути (путейцов) начинается безопасность, скорость и комфорт на железных дорогах. Рельсы, шпалы, насыпь - всё это составные части сложного сооружения под названием путь.

Железная дорога для России считается едва ли не главнейшим объектом с момента своего появления. Для поддержания в работоспособном состоянии этого обширного хозяйства необходимо много сотрудников разной квалификации.

День железнодорожника в РФ отмечают ежегодно в первое августовское воскресенье. Праздник основан в честь сотрудников жд транспорта, он проводится и в других странах. Для России же День железнодорожника очень значимый праздник.

Профессия появилась в Российской Империи, когда по всей стране начали строить сеть железных дорог. Интересно, что несмотря на широкую механизацию, труд путейца по-прежнему остается ручным. Путеец (монтёр пути) выполняет тяжёлую и рутинную работу. Основной задачей является плановое обслуживание и профремонт жд путей.

В основные обязанности путейца входит:
  • замена рельс и шпал;
  • перешивка путей;
  • обточка рельс;
  • выправка шпал;
  • регулировка стрелочных механизмов;
  • подгонка профилей стрелочных переводов;
  • исправление пути на пучинах (вздыбливаниях грунта);
  • сборка рельсовых звеньев на специальных станках звеносборочной линии.
Где пройти обучение на монтёра пути

В РФ есть множество учебных заведений, в которых готовят рабочих-строителей для ЖД, набирая учеников после завершения 9 или 11 классов. Обучение в этих случаях длится 4 года или 3 года. Помимо этого на путейца можно переучиться и с другим профобразованием. Есть учебные центры, которые готовят таких специалистов.

Квалификационные разряды

Существует пять ступеней подготовки монтеров пути – со 2 по 6-й.

Монтер пути 2 разряда – являются менее квалифицированными специалистами, который выполняет только вспомогательные операции.

Монтер пути 3 разряда – способны менять отдельные части путей, осуществлять сверления, обслуживать шпалопитатель.

Монтер пути 5 разряда – проводят сложные ремонты, включая монтаж и демонтаж верхнего строения пути. Способны укладывать рельсы по угольнику и шаблонам, занимаются промером и выправкой пути по ширине колеи, занимаются укладкой рельс бесстыковым методом.

Монтер пути 6 разряда – выполняют сложные работы по монтажу и демонтажу путей, в том числе установку рельсовых переводов и т.п.

Плюсы специальности:

- официальное трудоустройство;
- востребованность на рынке труда;
- возможность карьерного роста;
- возможность работать без соответствующей квалификации.

- невысокая оплата труда при поступлении на работу;
- физически непростая работа на открытом воздухе;
- серьёзные ограничения по здоровью;
- высокая опасность несчастных случаев и травм.

Будущий сотрудник обязан иметь хорошую физподготовку и быть выносливым, поэтому на эту должность, как правило, приходят мужчины. При этом требования к квалификации часто отходят на второй план. На подработку в путевые бригады довольно часто принимают студентов. Так как они не обладают достаточной квалификацией, то получают только черновую работу: РПП, уборка мусора, очистка путей от снега и т.д.

Работодатель может указывать стандартный рабочий день или посменную работу. Встречаются и вахтовые смены – чаще всего это происходит, когда идет строительство или реконструкция путей вдали от городов.

Чтобы продолжить карьеру в РЖД и получать достойную зарплату нужно продолжить учиться и получить соответствующее образование.

Читайте также: