Отмена крепостного права в удмуртии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Суть крепостного права.

Крестьяне, пользовались землей не только на благо помещика, но и выращивал на ней пропитание для своей семьи. Платой за такое пользование являлись оброк и барщина – своеобразные налоги того времени.

Оброк представлял собой дань, уплачиваемую феодалу в денежной или натуральной форме. Барщина – трудовая повинность.

Поскольку крестьянин со своей семьей считался прикрепленным к земле, то без разрешения помещика он не мог покинуть это землю и перейти в другое поместье. Возможность перехода была предусмотрена только в один день в году. Такой день именовался Юрьевым и приходился на 26ноября по старому стилю.

Причины отмены крепостного права.

Основной проблемой существования крепостного права было сосредоточение основной массы трудоспособного мужского населения в сельской местности. Труд их был связан с выполнением сельскохозяйственных работ. Такое распределение трудовых ресурсов страны привело к:

- затруднению развития капиталистического устройства;
- нехватке рабочих на производстве (на фабриках, в шахтах и т.п.);
- отсутствию технологического прогресса, т.к. объем получаемой сельскохозяйственных продукции увеличивался не за счет внедрения новых технология, а за счет увеличения площадей посевов.

Кроме того, существующим положением дел были недовольны, в первую очередь, сами крестьяне. Фактически рабское положение настраивало их на восстания и бунты. Они не только были зависимы от помещиков, но и не могли участвовать в политической и экономической жизни страны.

Империя на фоне существования крепостного права теряла авторитет перед странами Европы, поскольку существующий строй слишком напоминал рабство.

В итоге прогрессивно настроенное общество понимало необходимость изменения существующего уклада и отмены крепостного права, о чем постоянно напоминало царю.

Подготовка реформы и отмена крепостного права.

Работа по подготовке реформы началась в период царствования Николая I. В это время разрабатывались проекты предполагаемых перемен, но формы документы они не приобрели.

Александр II пошел дальше и во время его правления были созданы специальные редакционные комиссии, которые продолжили работать над проектом крестьянской реформы. Основная задача, которая стояла перед комиссией, заключалась в том, чтобы проводимые изменения не повлекли волну недовольства помещиков. В это время участились крестьянские бунты, в результате предполагаемые изменения приобрели более радикальный характер.

В итоге 3 марта 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Положения данного Манифеста признали крестьян независимым классом общества и даровали им права. Теперь они могли владеть недвижимость, в том числе землей. Однако эту землю прежде необходимо было выкупить у помещиков за очень внушительную плату. Размер допустимого для выкупа земельного участка строго регламентировался. Также крестьяне теперь могли создавать общины и избирать своего главу.

Итоги отмены крепостного права.

Учитывая, что выкуп земельного участка по-прежнему был практически недосягаем для подавляющего большинства крестьян, это повлекло очередную волну бунтов. Правительство вынуждено было бросить силы на подавление этих восстаний, что повлекло гибель большого количества народа.

Среди помещиков тоже присутствовало недовольство проведенной реформой, поскольку они посчитали ее концом русской государственности.

Однако постепенно оба сословия вынуждены были смириться с произошедшими изменениями. Страна начала свой переход к индустриальному обществу.

Однако беднейшие слои общества не получили желаемых прав. Эта проблема вылилась в революцию 1905 года, которая стала началом пути к свержению царизма.

На территории Удмуртии подавляющее большинство населения составляли крестьяне 93,7%. Земледельческое население было выражено практически всеми категориями, отмеченными в других регионах: государственные (79,5%), удельные (10,2%), помещичьи (1,3%), горнозаводские (8,7%). Подавляющее большинство составляли государственные крестьяне, поэтому крепостное право здесь не носило столь ярко выраженного крепостнического закабаления.

В России крепостное право имело следующие признаки: 1)внеэкономическая зависимость крестьянина от хозяина 2)прикрепление к месту жительства 3)прикрепление к сословию 4)ограничение в правах на владение частной собственностью и при совершении сделок 5)ограничение в выборе профессии 6)социальную незащищённость

На территории Удмуртии подавляющее большинство жителей составляли крестьяне – 93, 7%. Подавляющее большинство составляли государственные крестьяне, поэтому крепостное право не носило ярко выраженного закабаления.

Манифест 1861 года, всколыхнул жизнь страны даже в самых отдалённых уголках. На территории Удмуртии находилось четыре помещечьих владения в Малмыжском, Сарапульском, Елабужском уездах. В имениях насчитывалось 11тыс 106 крепостных и дворовых людей, что составляло 1, 86% от числа крестьян, населявших эти уезды. Подготовка к реформе в вятской губернии началась в 1895 году. Губернский комитет по крестьянским вопросам под председательством чиновника Тиховидова. Проект вятского дворянского комитета ни в чем не противоречил общему, выбранному в столице. Помещики настаивали на сохранении барщины в течении 9летнего срока, пока не будут выкуплены наделы, свободными хозяевами которых станут крестьяне. В Вятско-Камском регионе вопрос об условиях освобождения крестьян решали сами помещики. Реформирование осуществлялось с учетом интересов прежде всего господствующего сословия. С 19 февраля 1861 года крестьянству давалась личная свобода. Крестьянин получал ряд гражданских прав: заключать сделки от своего имени, открывать торгово-промышленные заведения, переходить в другие сословия. Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению фиксировались в уставной грамоте, по взаимному согласию крестьянина и помещика. Уставная грамота рассматривалась как документ, который определял конкретные условия выхода крестьян из крепостной зависимости. В уставной грамоте были записаны размеры наделов и повинностей, условия выкупа земельного надела у помещика, за пользование которым крестьяне должны были отрабатывать барщину пока не заключат выкупную сделку. Уезды Удмуртии, где были крепостные крестьяне, относились ко второй полосе, высшая норма надела определялась в 4 десятины на одну ревизскую душу. В общей сложности 94, 6% дворов крепостных крестьян данных уездов оставались на барщине и только 5,4% переводились на оброк. Барщина – натуральная повинность, оброк – денежная. Лесные массивы в надел не включались. Усадебная земля отдавалась в потомственное пользование за выкуп. Срок введения уставных грамот был установлен в два года. Внедрение уставных грамот, условия освобождения крепостных в каждом из имений помещиков на территории рассматриваемых трёх уездов имели свои отличительные черты. Помещиками Чайковским и Величко в с Арзамасцеве уставная грамота была составлена в июле 1862года. В декабре 1864 она обсуждалась на мирском сходе. Сход отказался подписывать уставную грамоту. Помещики внедряли её в принудительном порядке. До отмены права было 719десятин. Помещики определили больший размер надельного фонда, чем был – в 747 десятин. Однако к крестьянским участкам были прирезаны неудобные, негодные для обработки земли, которые крестьяне обязаны были выкупить. Тем не менее в результате прирезки на каждую душу стало приходиться по 3 десятины, когда гос.минимум был 4. при этом в одном и том же имении были оброчные и барщинные крестьяне.

Другая картина наблюдалась в имении помещика Лебедева в Граховской волости Елабужского уезда. Крестьяне отказались от полного надела и все 298 душ перешли на бесплатный надел в одну десятину. У того же помещика на Сюгинском стеклозаводе крепостные и дворовые пользовались усадебной и сенокосной землёй.

За землю с помещиками расплачивалась казна, с казной крестьяне в течении 49 лет из расчёта 6% годовых (выкупные платежи). Сумма вносимых выкупных платежей превышала рыночную стоимость земли в три раза. Фактически платили за землю и за свободу. Став лично свободными, они должны были исполнять казённые и земские повинности. Необходимость выплачивать выкупные платежи, проценты за ссуду гос-ву, зависимость от него бывших помещечьих и удельных крестьян даже увеличилась по сравнению с дореформенным временем.

Образцы уставных грамот для горнозаводских людей были заготовлены к июлю 1861 годов. На частных заводах прекращение обязательных отношений между сторонами было обусловлено двухлетним сроком ведения уставных грамот, а приписных крестьяне – трёхлетним, со времени объявления закона. Правила ужесточили порядок наделения землёй мастеровых по сравнению с помещичьими крестьянами. Мастеровым отмежевались усадьбы, покосы и пахотные угодья. Усадьба составляла 1 десятину на мужскую душу с уплатой ежегодного оброка в 6 рублей. Пашню мастеровой получал ту, которую имел до реформы, но не свыше 4 десятин. Он мог отказаться от надела, а если до реформы не имел пашню, то и после также. Оброчная подать(выкуп) стал взыматься через год после обретения личной свободы.

Приписные крестьяне (рубка дров, выжег угля, транспорт продукции), приравнивались по условиям к крепостным. Получали усадьбу с правом приобретения её в собственность и независимо от размера вносили плату 1.5руб. в течении трех лет сельский работник переводился на денежную повинность, а ¼ надела должен был уплатить сразу, без рассрочки, такими средствами крестьянин не располагал. В таких условиях за приработком надо было идти к заводчику.

На Пудемском заводе до реформы числились 160 мастеровых и 85 вспомогательных рабочих. По уставной грамоте мастеровые получили только усадьбы и покосы в общей сложности 168 десятин, таким образом на каждого человека приходилось немногим более 1 десятины. Бывшие крепостные Андреев и Тимофеев обращались в минестерство земледелия и государственных имуществ с просьбой увеличить надел хотя бы до 3 десятин на душу, но это так ничем и не закончилось.

На Бемышевском заводе числились 30 мастеровых и 390 вспомогательных. Надели составляли 3, 2 – 3,5 десятин на мужскую душу. Недовольные своим положением мастеровые объявили, что как только появится указ об их освобождении, они покинут работы. В марте 1863 года, крепостным была объявлена личная свобода, мастеровые ушли, завод встал. Это было первое выступление рабочих как реакция на проводимую реформу.

1. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.и их отражение в истории Удмуртии

2. Библиография

• Александров А.А. Буржуазные реформы 60-70-х
годов XIX века в Удмуртии // Очерки истории
Удмуртии XIX века. Ижевск, 1996. С.82-140.
• Волкова Л.А. Земледельческая культура удмуртов
(вторая половина XIX – начало XX века). Ижевск:
ИИЯЛ УрО РАН, 2003.
• История Удмуртии: Конец XV – начало ХХ века / Под
ред. К.И.Куликова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004.
• Лигенко Н.П. Купечество Удмуртии. Вторая половина
XIX – начало XX века. Ижевск, 2001.
• Никитина Г.А. Удмуртская община бускель в
пореформенный период (1861-1900 гг.). Ижевск,
1993.
.

3. Крепостное право

-Совокупность юридических норм,
закреплявших подчиненное положение
человека (государственное,
корпоративное или частное крепостное
право – в зависимости от того, кто
является субъектом крепостнических
отношений).

4. Признаки крепостнической зависимости

Признаки крепостнической зависимости:
• внеэкономическая, личная зависимость от
господина: отдельного лица, корпорации или
государства;
• прикрепление к месту жительства;
• прикрепление к сословию;
• ограничение в правах на владение частной
собственность и на совершение гражданских
сделок;
• ограничение в выборе занятия и профессии;
• социальная незащищенность:возможность
лишиться чести,имущества и подвергнуться
телесным наказаниям без суда, по воле
господина.

5. Факторы отмены крепостного права

• требование предоставления свободы
со стороны всех сословий;
• утверждение частной собственности;
• влияние европейских порядков;
• объективные политические, военные,
экономические и культурные
потребности общества и государства.

6. Освобождение крестьянства

7. Земледельческое население Удмуртии (93.7 %)

Категории крестьянства:
• Государственные (79.5 %)
• Удельные (10.2 %)
• Помещичьи (1.3 %)
• Горнозаводские (8.7 %)

8. Мероприятия по ослаблению государственного крепостничества

• 1874 г.- рекрутство заменяется всеобщей
воинской повинностью.
• 1883-1906 гг.- подушной налог сменяется
государственной оброчной податью
(комбинация поземельного налога и
арендной платы).
• 1895 г - ввод в действие новых паспортных
правил, облегчивших передвижения
крестьянства.
• 1899 г. и 1903 г.- отмена круговой поруки.
• 1907 г. – ликвидируются выкупные платежи.

• 26 июня 1863 г.- освобождение
удельных крестьян
• 16 января и 22 ноября 1866 г. –
реформирование жизни
государственных крестьян

10. Земская реформа

11. Земские учреждения состояли из:

• Распорядительных органов (уездные и
губернские земские собрания)
• Исполнительных органов (уездные и
губернские земские управы)

12. Состав уездных земских собраний( в сравнении: Удмуртия- Россия)

• Крестьяне – 47% (по России-дворяне-42
%)
• Купцы – 17 % (крестьяне -38%)
• Чиновники – 12.4 % (купцы – 10%)
• Священники – 10 % (6.5 %)
• Военные – 5.6% (прочие-3 %)

13. Сфера деятельности земств

14. На реализацию реформы в отдельных регионах России влияли:

Исторические, социально-экономические,
политические и этнические факторы
Проявившиеся в:
составе земских собраний и управ,
состоянии земских бюджетов, формах
воздействия на население, степени
земской активности и ее
результативности в разных сферах
культурно-хозяйственной деятельности.

15. Городская реформа

16. Органы власти в городах

• Городская дума(высший орган;
бессословный, избираемый на 4 года)
• Городская управа (постоянно
действующий исполнительный орган,
состоит из городского головы и 2-х или
более членов управы)
• Городской голова (одновременно
председатель городской думы и
городской управы)

17. Компетенции городского самоуправления

• Общественные:
внутреннее устройство городского
самоуправления, городское общественное
хозяйство, благоустройство города,
общественное благосостояние (обеспечение
населения продовольствием, устройство
рынков и базаров, попечение о местной
торговле и промышленности, о
здравоохранении и народном образовании,
принятие санитарных и противопожарных
мер).

18. Компетенции городского самоуправления

• Правительственные:
наблюдение за исполнением правил и
законов относительно торговли и
промышленности, клеймение весов и
мер, отвод помещений для
квартирующих войск, наблюдение за
исправным отправлением
государственных и земских
повинностей.

19. Судебная реформа

20. Судебные инстанции

• Коронный суд (имел две инстанции):
1) окружной суд
2) судебная палата (объединяет несколько
судебных округов)
• Мировой суд (разбирались мелкие проступки
и гражданские дела с иском до500 руб.)
• Сенат – высшая кассационная инстанция

В Вятской губернии судебная реформа начала
проводиться с 1869 г.
Были созданы 2 судебных округа: Вятский (в
его состав входил Глазовский уезд) и
Сарапульский ( Сарапульский, Елабужский и
Малмыжский уезды).Оба судебных округа
причислялись к округу Казанской судебной
палаты.
Суды присяжных в Вятской губернии были
созданы в 1874-1875 гг.

22. Военные реформы

Цель:
укрепление кадрового состава войск;
• организация обученной резервной
армии на случай войны;
• повышение профессионального уровня
командного состава;
• перевооружение армии
усовершенствованными образцами
оружия.

23. Введение всеобщей воинской повинности

Закон от 1 января 1874 г.
Мужчины всех сословий, достигшие 20-летнего
возраста, в обязательном порядке служат в
армии:
• в сухопутных войсках 15 лет (6летдействительная служба, 9 лет –запас);
• во флоте 10 лет ( 7лет – действительная
служба, 3 года- запас)
Первый рекрутский набор в крае был проведен
осенью 1874 г.

Презентация на тему: " Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.и их отражение в истории Удмуртии." — Транскрипт:

1 Буржуазные реформы х гг. XIX в.и их отражение в истории Удмуртии

2 Библиография Александров А.А. Буржуазные реформы х годов XIX века в Удмуртии // Очерки истории Удмуртии XIX века. Ижевск, С Волкова Л.А. Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX – начало XX века). Ижевск: ИИЯЛ УрО РАН, История Удмуртии: Конец XV – начало ХХ века / Под ред. К.И.Куликова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, Лигенко Н.П. Купечество Удмуртии. Вторая половина XIX – начало XX века. Ижевск, Никитина Г.А. Удмуртская община бускель в пореформенный период ( гг.). Ижевск,

3 Крепостное право -Совокупность юридических норм, закреплявших подчиненное положение человека (государственное, корпоративное или частное крепостное право – в зависимости от того, кто является субъектом крепостнических отношений).

4 Признаки крепостнической зависимости Признаки крепостнической зависимости: внеэкономическая, личная зависимость от господина: отдельного лица, корпорации или государства; прикрепление к месту жительства; прикрепление к сословию; ограничение в правах на владение частной собственность и на совершение гражданских сделок; ограничение в выборе занятия и профессии; социальная незащищенность:возможность лишиться чести,имущества и подвергнуться телесным наказаниям без суда, по воле господина.

5 Факторы отмены крепостного права требование предоставления свободы со стороны всех сословий; утверждение частной собственности; влияние европейских порядков; объективные политические, военные, экономические и культурные потребности общества и государства.

7 Земледельческое население Удмуртии (93.7 %) Категории крестьянства: Государственные (79.5 %) Удельные (10.2 %) Помещичьи (1.3 %) Горнозаводские (8.7 %)

8 Мероприятия по ослаблению государственного крепостничества 1874 г.- рекрутство заменяется всеобщей воинской повинностью гг.- подушной налог сменяется государственной оброчной податью (комбинация поземельного налога и арендной платы) г - ввод в действие новых паспортных правил, облегчивших передвижения крестьянства г. и 1903 г.- отмена круговой поруки г. – ликвидируются выкупные платежи.

9 26 июня 1863 г.- освобождение удельных крестьян 16 января и 22 ноября 1866 г. – реформирование жизни государственных крестьян

11 Земские учреждения состояли из: Распорядительных органов (уездные и губернские земские собрания) Исполнительных органов (уездные и губернские земские управы)

12 Состав уездных земских собраний( в сравнении: Удмуртия- Россия) Крестьяне – 47% (по России-дворяне-42 %) Купцы – 17 % (крестьяне -38%) Чиновники – 12.4 % (купцы – 10%) Священники – 10 % (6.5 %) Военные – 5.6% (прочие-3 %)

14 На реализацию реформы в отдельных регионах России влияли: Исторические, социально-экономические, политические и этнические факторы Проявившиеся в: составе земских собраний и управ, состоянии земских бюджетов, формах воздействия на население, степени земской активности и ее результативности в разных сферах культурно-хозяйственной деятельности.

16 Органы власти в городах Городская дума(высший орган; бессословный, избираемый на 4 года) Городская управа (постоянно действующий исполнительный орган, состоит из городского головы и 2-х или более членов управы) Городской голова (одновременно председатель городской думы и городской управы)

17 Компетенции городского самоуправления Общественные: внутреннее устройство городского самоуправления, городское общественное хозяйство, благоустройство города, общественное благосостояние (обеспечение населения продовольствием, устройство рынков и базаров, попечение о местной торговле и промышленности, о здравоохранении и народном образовании, принятие санитарных и противопожарных мер).

18 Компетенции городского самоуправления Правительственные: наблюдение за исполнением правил и законов относительно торговли и промышленности, клеймение весов и мер, отвод помещений для квартирующих войск, наблюдение за исправным отправлением государственных и земских повинностей.

20 Судебные инстанции Коронный суд (имел две инстанции): 1) окружной суд 2) судебная палата (объединяет несколько судебных округов) Мировой суд (разбирались мелкие проступки и гражданские дела с иском до500 руб.) Сенат – высшая кассационная инстанция

21 В Вятской губернии судебная реформа начала проводиться с 1869 г. Были созданы 2 судебных округа: Вятский (в его состав входил Глазовский уезд) и Сарапульский ( Сарапульский, Елабужский и Малмыжский уезды).Оба судебных округа причислялись к округу Казанской судебной палаты. Суды присяжных в Вятской губернии были созданы в гг.

22 Военные реформы Цель: укрепление кадрового состава войск; организация обученной резервной армии на случай войны; повышение профессионального уровня командного состава; перевооружение армии усовершенствованными образцами оружия.

23 Введение всеобщей воинской повинности Закон от 1 января 1874 г. Мужчины всех сословий, достигшие 20-летнего возраста, в обязательном порядке служат в армии: в сухопутных войсках 15 лет (6лет- действительная служба, 9 лет –запас); во флоте 10 лет ( 7лет – действительная служба, 3 года- запас) Первый рекрутский набор в крае был проведен осенью 1874 г.

Читайте также: