Отмена 6 статьи конституции ссср кратко

Обновлено: 04.07.2024

14 марта исполняется 20 лет со дня принятия закона "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР".

14 марта исполняется 20 лет со дня принятия закона "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР".

Впервые вопрос об отмене идеологической и политической монополии Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) возник весной 1989 года, в дни выборов народных депутатов СССР. Уже тогда многие кандидаты говорили о необходимости перехода к многопартийной системе, о политической демонополизации и отмене 6-й статьи Конституции СССР.

Статья 6-я Конституции 1977 года гласила: "Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР ".

Борьба за отмену или изменение 6-й статьи союзной Конституции развернулась на I Съезде народных депутатов, который начал свою работу 25 мая 1989 года. В острых прениях на съезде сформировалось два направления сторонников перестройки – умеренное, во главе с Михаилом Горбачевым, и радикальное, в виде возникшей Межрегиональной депутатской группы (МДГ), сопредседателями которой стали Юрий Афанасьев, Гавриил Попов, Борис Ельцин, Виктор Пальм и Андрей Сахаров. Члены Межрегиональной группы возглавили растущую в стране оппозицию власти и потребовали полного уничтожения советской политической системы.

На съезде они требуют отменить 6 статью Конституции, закрепляющую руководящую роль КПСС, и признать политический плюрализм, внедрить рыночные механизмы в экономику, деидеологизировать управление и т.п.

Одним из инициаторов кампании за отмену 6-й статьи Конституции СССР был Андрей Дмитриевич Сахаров. Став одним из сопредседателей МДГ, именно он настоял на том, чтобы включить требование отмены 6-й статьи в программные документы "межрегионалки".

Позже отмену 6-й статьи стали называть "поправкой депутата Сахарова".

На II Съезде народных депутатов СССР, который открылся 12 декабря 1989 года, 6-я статья вызвала бурную полемику. Перед открытием Съезда МДГ обратилась с призывом к всеобщей политической забастовке в поддержку требований об отмене 6‑й статьи. На первом утреннем заседании выступил Андрей Дмитриевич Сахаров с требованием включить в повестку дня вопрос о 6-й статье Конституции.

Но большинство на Съезде отказалось включить вопрос в повестку дня. Михаилу Горбачеву удалось уговорить депутатов вообще не обсуждать вопрос о 6‑й статье Конституции.

4 февраля 1990 года в Москве прошли массовые митинги, на улицы столицы вышло по меньшей мере 200 тысяч человек. Это была самая мощная и хорошо подготовленная акция протеста, главным лозунгом которой стало требование отменить 6-ю статью Конституции СССР.

На другой день – 5 февраля 1990 года состоялся расширенный пленум ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев заявил о необходимости введения поста президента СССР с одновременной отменой 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС и установлении многопартийной системы.

Анатолий Собчак так писал об этом событии: "Практически все, выступавшие на том пленуме, негативно отнеслись к предложению генсека об отмене 6-й статьи. Более того – в самых резких тонах клеймили "так называемых демократов", говорили о дискредитации партии и социализма и были настроены весьма решительно. А потом так же единодушно проголосовали за".

Согласно решению Пленума ЦК КПСС, на III Внеочередном съезде народных депутатов (12-15 марта 1990 г.) "в порядке законодательной инициативы" был внесен проект "Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам политической системы (статьи 6 и 7 Конституции СССР)".

Статья 6-я Конституции была изложена в следующей редакции: "Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами".

Вместо обычного для советской системы "коллегиального главы государства" – Президиума ВС СССР, был учрежден пост Президента СССР с большими полномочиями. Он был и Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР, назначал и смещал военное командование. Президент представлял ВС СССР, а затем Съезду народных депутатов на утверждение и освобождение от должности председателя правительства СССР, Верховного суда, Генерального прокурора, председателя Высшего арбитражного суда СССР и персональный состав Комитета конституционного надзора СССР.

Президент имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах страны, ввести временное президентское правление. Он возглавлял Совет безопасности СССР, члены которого назначались по согласованию с ВС СССР. Поначалу был создан и Президентский совет, который был упразднен в ноябре 1990 года ввиду неработоспособности.

Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в который входили вице-президент СССР и президенты республик. Решения этого Совета принимались большинством не менее двух третей голосов.

Хотя по Конституции Президент должен был избираться всенародным голосованием, но в первый раз "в порядке исключения" он был избран народными депутатами СССР.

20 марта 1991 года был принят закон, по которому упразднялся Совет Министров СССР и создавалось правительство нового типа – Кабинет Министров СССР при Президенте, с более низким статусом и более узкими функциями, нежели традиционный Совмин.

Отмена 6-й статьи Конституции СССР фактически санкционировала создание других политических партий. К этому времени их было в стране немало. Видное место среди них занимали партии демократической ориентации – Крестьянская, Аграрная, Народная, Демократическая партии России. Они выступали за создание правового государства, проведение экономических и политических реформ.

В октябре 1990 года был принят закон СССР "Об общественных объединениях", признавший наличие в стране многопартийности.

Отмена 30 лет назад, в марте 1990 г., 6-й статьи брежневской Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС ликвидировала ее политическую монополию и ускорила демонтаж советского государства / TASS

Отмена 30 лет назад, в марте 1990 г., 6-й статьи брежневской Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС ликвидировала ее политическую монополию и ускорила демонтаж советского государства. В нынешней России она принадлежит одному лицу, президенту Владимиру Путину.

Отмена политической монополии КПСС, стоявшей выше институтов исполнительной и законодательной власти, ускорила разрушение фундамента государства, в котором советы маскировали господство партноменклатуры.

Отмена 6 статьи Конституции СССР

Откуда взялась пресловутая 6 статья?

Новые политические веяния

Отмена 6 статьи Конституции СССР явилась закономерным итогом процессов, происходивших в обществе на протяжении всех предыдущих лет. Когда же весной 1985 года к власти в стране пришёл М. С. Горбачёв, ставший образцом партийного руководителя нового типа, способного адекватно реагировать на изменение исторических реалий, появилась ощутимая возможность избавиться от закона, во многом препятствовавшего развитию всех областей жизни общества.

Объявленная им перестройка охватила прежде всего политическую сферу общественной жизни. Достаточно вспомнить масштаб, который приняли в те годы действия судебных органов по реабилитации жертв сталинских репрессий. Несомненным доказательством грядущих перемен стали дискуссии, касавшиеся ранее закрытых для обсуждения тем и неожиданно развернувшиеся на страницах газет и журналов, а также полемика по самым насущным вопросам современности, охватившая все слои общества. Эти и многие подобные им явления жизни тех лет внушали надежду, что власть готова к серьёзным изменениям.

Андрей Дмитриевич Сахаров

Работа I Съезда народных избранников

Знаковый характер в те годы приобрела попытка разделения полномочий между партийными и советскими органами. Для решения этого насущного вопроса весной 1989 года был созван I Съезд народных депутатов, участники которого, впервые за долгие десятилетия, избирались на альтернативной основе.

Именно на нём с невероятной остротой развернулась борьба за отмену или, как предлагали некоторые участники съезда, внесение определённых изменений в 6 статью Конституции, создававших возможность для участия других партий в политической жизни страны. Помимо консервативно настроенной части депутатов, составлявших в тот момент большинство, в процессе прений чётко обозначились два направления сторонников предстоящей перестройки.

Плюрализм мнений депутатов

Одно из таких направлений ─ достаточно умеренное, возглавил М. С. Горбачёв, а другое, члены которой требовали принятия более радикальных мер, составили депутаты, объединившиеся в Межрегиональную депутатскую группу. Её лидерами стали: видный диссидент, лауреат Нобелевской премии академик Андрей Дмитриевич Сахаров, а также близкие ему по духу политики Виктор Пальм, Гавриил Попов, Юрий Афанасьев и будущий президент России Борис Ельцин.

Эти люди во многом являлись выразителями оппозиционных настроений, охвативших страну в тот период. С трибуны съезда они озвучили волю большинства её жителей, сознававших всю бесперспективность политической системы, построенной на давно изжившем себя марксистско-ленинском учении.

Конституция СССР 1977 года

Значение I Съезда народных депутутов

Не только принятые в ходе заседаний документы, но и та обстановка, в которой проходило обсуждение вынесенных на повестку дня вопросов, существенно повлияли на всю картину политической жизни страны конца 80-х и начала 90-х годов. Именно этот съезд принято считать началом распада коммунистической империи и переходом к строительству демократического общества.

Историческое значение съезда определяется также тем, что с его трибуны впервые открыто прозвучало требование об отмене 6 статьи Конституции СССР. Обосновывалось оно многими объективными факторами, свидетельствовавшими о необходимости коренных перемен во внутренней и внешней политике государства.

В тот год подходила к завершению очередная пятилетка, реальные итоги которой наглядно демонстрировали катастрофическое снижение производства во всех областях народного хозяйства. В то же время стала очевидной необратимость развала социалистического лагеря. Усугублялась же обстановка стремлением некоторых союзных республик (особенно прибалтийских) выйти из состава СССР.

Требования, выдвинутые академиком Сахаровым

Как уже говорилось выше, в работе съезда принимала участие Межрегиональная оппозиционная группа, одним из лидеров которой, был А. Д. Сахаров. Именно он озвучил требование своих единомышленников об отмене пресловутой 6-й статьи, обрекавшей страну на политический, экономический и духовный застой.

Последствия отмены 6 статьи Конституции СССР

Кроме того, Андрей Дмитриевич заявил о важности внесения многих других изменений в жизнь общества. Наряду с выдвижением требования о лишении Коммунистической партии монополии на власть, он указывал на необходимость установления системы политического плюрализма, перевода экономики на рыночную основу, а также деидеологизации управления государством.

Начало демократического процесса

Высказывания академика Сахарова, необычайно смелые для того времени, вызвали негативную реакцию у большинства депутатов, не способных ещё вырваться за рамки привычных стереотипов, но начало процессу было положено, а последующие события послужили почвой для его развития.

Продолжение дискуссий

Следующий II Съезд Советов состоялся в середине декабря того же года, и политическая ситуация на нём приняла ещё более обострённый характер. Ещё за несколько дней до его начала члены Межрегиональной депутатской группы, обратились к населению страны с призывом начать всеобщую политическую забастовку, основным требованием которой должна была стать отмена пресловутой 6 статьи.

Ещё до начала пленарных заседаний главной темой, обсуждаемой в кулуарах, стал вопрос о 6 статье Конституции.

Отмена 6 статьи Конституции СССР год

Однако, как и в период мартовского созыва, большинство депутатов было не готово пойти на столь радикальные меры. Несмотря на все усилия оппозиции, эта, главная на тот момент проблема, не получила своего отражения в повестке дня. Существенную роль в этом сыграла позиция М. С. Горбачёва, старавшегося всеми силами увести депутатов от обсуждения щекотливого вопроса.

Это вынудило руководителя Межрегиональной группы Андрея Дмитриевича Сахарова указать участникам съезда на опасность занимаемой ими позиции, поскольку она могла спровоцировать массовые протестные акции среди населения страны, что само по себе было чревато непредсказуемыми последствиями.

Обострение политической обстановки в стране

Он оказался абсолютно прав, и первая такая всенародная манифестация состоялась в феврале 1990 года, буквально через два месяца после его смерти. В тот день более 200 тыс. москвичей вышли на улицы столицы с требованием отмены 6 статьи Конституции СССР, что со всей очевидностью показало недопустимость дальнейшего игнорирования настроений масс.

Обстановка в стране продолжала обостряться, с каждым днём властям было всё труднее сдерживать народные массы, в подавляющем большинстве находившиеся под влиянием радикальных политиков самого различного толка. Это вынудило партийное руководство к созыву расширенного пленума ЦК КПСС 1990 года. Он начал свою работу 5 февраля, на следующий день после упомянутой выше 200-тысячной манифестации граждан.

Статья 6 о руководящей роли КПСС

Конец монополии на власть

На нём глава коммунистов М. С. Горбачёв выступил с компромиссным вариантом решения создавшейся проблемы. Им было внесено предложение об учреждении поста президента СССР с одновременной отменой ненавистной народу статьи Конституции. Как свидетельствовали потом сами участники того исторического пленума, большинство из них крайне негативно отнеслось к подобной идее, но партийная дисциплина, укоренившаяся в их сознании за долгие годы, не позволила идти против курса, предложенного генеральным секретарём, и все послушно подняли руки в знак одобрения. Так, решение об отмене статьи 6 (о руководящей роли КПСС) было принято самим же партийным руководством, что положило конец его же многолетней монополии на власть.

Внесение изменений в Основной закон

Однако решением пленума ЦК КПСС вопрос полностью не исчерпывался, и работа в этом направлении была продолжена на внеочередном III Съезде народных депутатов, состоявшемся в марте 1990 года. Отмена 6 статьи Конституции СССР получила на нём своё юридическое обоснование, которым явилось внесение соответствующих поправок в текст Основного закона.

Ещё одним важным законодательным актом, принятым на III Съезде народных депутатов, была ликвидация Совета Министров СССР ─ органа, являвшегося атрибутом уходившей в прошлое формы государственного правления. Взамен его при Президенте страны был учреждён Кабинет министров, организованный по западноевропейскому образцу и в большей степени соответствующий современным историческим реалиям.

Отмена закона, предоставлявшего КПСС монополию на власть, легализировала считавшиеся прежде незаконными политические партии и послужила импульсом для создания новых. В тот период наиболее влиятельными были политические организации демократической ориентации, такие как Демократическая партия России, Народная, Крестьянская, Аграрная. Не будет преувеличением сказать, что с этого момента страна вступила в новый этап своей истории.

Расширенный пленум ЦК КПСС 1990 года

Последствия отмены 6 статьи Конституции СССР

Её руководитель М. С. Горбачёв, занимавший в то время пост генерального секретаря ЦК КПСС, стал первым Президентом страны, которая, кстати сказать, продолжала разваливаться, несмотря ни на какие административные меры. Время показало, что борьба за отмену 6 статьи Конституции СССР, столь блестяще выигранная оппозицией, послужила не стабилизации обстановки в стране, а лишь обострению создавшегося кризиса. При всей порочности однопартийной системы, она, как оказалось, была единственным связующим звеном многомиллионного государства, упразднение которого сделало необратимым процесс его распада.

Впервые вопрос об отмене идеологической и политической монополии Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) возник весной 1989 года, в дни выборов народных депутатов СССР. Уже тогда многие кандидаты говорили о необходимости перехода к многопартийной системе, о политической демонополизации и отмене 6-й статьи Конституции СССР.

Статья 6-я Конституции 1977 года гласила: "Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР ".

Борьба за отмену или изменение 6-й статьи союзной Конституции развернулась на I Съезде народных депутатов, который начал свою работу 25 мая 1989 года. В острых прениях на съезде сформировалось два направления сторонников перестройки – умеренное, во главе с Михаилом Горбачевым, и радикальное, в виде возникшей Межрегиональной депутатской группы (МДГ), сопредседателями которой стали Юрий Афанасьев, Гавриил Попов, Борис Ельцин, Виктор Пальм и Андрей Сахаров. Члены Межрегиональной группы возглавили растущую в стране оппозицию власти и потребовали полного уничтожения советской политической системы.

На съезде они требуют отменить 6 статью Конституции, закрепляющую руководящую роль КПСС, и признать политический плюрализм, внедрить рыночные механизмы в экономику, деидеологизировать управление и т.п.

Одним из инициаторов кампании за отмену 6-й статьи Конституции СССР был Андрей Дмитриевич Сахаров. Став одним из сопредседателей МДГ, именно он настоял на том, чтобы включить требование отмены 6-й статьи в программные документы "межрегионалки".

Позже отмену 6-й статьи стали называть "поправкой депутата Сахарова".

На II Съезде народных депутатов СССР, который открылся 12 декабря 1989 года, 6-я статья вызвала бурную полемику. Перед открытием Съезда МДГ обратилась с призывом к всеобщей политической забастовке в поддержку требований об отмене 6‑й статьи. На первом утреннем заседании выступил Андрей Дмитриевич Сахаров с требованием включить в повестку дня вопрос о 6-й статье Конституции.

Но большинство на Съезде отказалось включить вопрос в повестку дня. Михаилу Горбачеву удалось уговорить депутатов вообще не обсуждать вопрос о 6‑й статье Конституции.

4 февраля 1990 года в Москве прошли массовые митинги, на улицы столицы вышло по меньшей мере 200 тысяч человек. Это была самая мощная и хорошо подготовленная акция протеста, главным лозунгом которой стало требование отменить 6-ю статью Конституции СССР.

На другой день – 5 февраля 1990 года состоялся расширенный пленум ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев заявил о необходимости введения поста президента СССР с одновременной отменой 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС и установлении многопартийной системы.

Анатолий Собчак так писал об этом событии: "Практически все, выступавшие на том пленуме, негативно отнеслись к предложению генсека об отмене 6-й статьи. Более того – в самых резких тонах клеймили "так называемых демократов", говорили о дискредитации партии и социализма и были настроены весьма решительно. А потом так же единодушно проголосовали за".

Согласно решению Пленума ЦК КПСС, на III Внеочередном съезде народных депутатов (12-15 марта 1990 г.) "в порядке законодательной инициативы" был внесен проект "Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам политической системы (статьи 6 и 7 Конституции СССР)".

14 марта 1990 года был принят закон "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР".

Статья 6-я Конституции была изложена в следующей редакции: "Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами".

Вместо обычного для советской системы "коллегиального главы государства" – Президиума ВС СССР, был учрежден пост Президента СССР с большими полномочиями. Он был и Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР, назначал и смещал военное командование. Президент представлял ВС СССР, а затем Съезду народных депутатов на утверждение и освобождение от должности председателя правительства СССР, Верховного суда, Генерального прокурора, председателя Высшего арбитражного суда СССР и персональный состав Комитета конституционного надзора СССР.

Президент имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах страны, ввести временное президентское правление. Он возглавлял Совет безопасности СССР, члены которого назначались по согласованию с ВС СССР. Поначалу был создан и Президентский совет, который был упразднен в ноябре 1990 года ввиду неработоспособности.

Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в который входили вице-президент СССР и президенты республик. Решения этого Совета принимались большинством не менее двух третей голосов.

Хотя по Конституции Президент должен был избираться всенародным голосованием, но в первый раз "в порядке исключения" он был избран народными депутатами СССР.

20 марта 1991 года был принят закон, по которому упразднялся Совет Министров СССР и создавалось правительство нового типа – Кабинет Министров СССР при Президенте, с более низким статусом и более узкими функциями, нежели традиционный Совмин.

Отмена 6-й статьи Конституции СССР фактически санкционировала создание других политических партий. К этому времени их было в стране немало. Видное место среди них занимали партии демократической ориентации – Крестьянская, Аграрная, Народная, Демократическая партии России. Они выступали за создание правового государства, проведение экономических и политических реформ.

В октябре 1990 года был принят закон СССР "Об общественных объединениях", признавший наличие в стране многопартийности.

Читайте также: