Многопартийность новый внешнеполитический курс кратко

Обновлено: 06.07.2024

На вмешательство США в войну между Северным и Южным Вьетнамом Советский Союз ответил военной помощью техникой и специалистами Северному Вьетнаму. Только в 1973 г. было достигнуто соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, а в апреле 1975 г. северо-вьетнамские войска заняли Сайгон – Северный и Южный Вьетнам объединились под властью коммунистов. Поражение США в Индокитае наглядно продемонстрировало миру, что никакая современная военная техника не способна победить народ, воюющий за свою свободу и независимость.

В соперничестве в экономической сфере Запад явно лидировал, и разрыв здесь между социалистическими и капиталистическими странами увеличивался.

В этот период напряжёнными были отношения между СССР и КНР. В 1969 г. на советско-китайской границе произошли вооружённые столкновения (в районе острова Даманский и др.). Лишь после смерти Мао Цзэдуна и Л. И. Брежнева отношения между двумя государствами постепенно улучшились.

Конец 1960-х гг. был ознаменован началом разрядки международной напряжённости. Дипломатические шаги, предпринятые сверху, в первую очередь были обусловлены успехами Советского Союза, который достиг военно-стратегического паритета с США. Стало окончательно ясно, что победителей в ядерной войне быть не может.


Тем не менее, несмотря на достигнутые договоренности, постепенно начался рост международной напряжённости.


Л. И. Брежнев и Р. Никсон. Вашингтон, 1973 г.


Политбюро ЦК КПСС


Советские войска движутся к Праге. Август 1968 г.

Во время визита А. Н. Косыгина в Прагу в октябре 1968 г. было заключено соглашение, которое предусматривало размещение в Чехословакии 65 – 100 тыс. военнослужащих Советской армии.

Присутствие советских войск гарантировало Москве контроль за ситуацией, но население Чехословакии заняло враждебную позицию к СССР. Нормализация отношений между двумя странами, несмотря на все последующие усилия советских руководителей, оказалась невозможна.

Акт неприкрытой агрессии против суверенного государства вызвал осуждение во многих странах мира и даже в рядах международного коммунистического движения. В результате СССР и его союзники оказались в состоянии политической изоляции.

Вступление советских войск в Афганистан. Афганистан всегда сохранял верность нейтралитету в отношениях с Россией. В апреле 1978 г. в результате переворота, организованного группой афганских офицеров, многие из которых прошли обучение в СССР и считали себя марксистами, был образован Военный революционный совет. В Афганистане объявили о начале национально-демократической революции.

Земельная реформа, которая осуществлялась в основном городскими партийными кадрами, не вызывала поддержки и доверия афганского крестьянства. Социалистическое мировоззрение и атеистические убеждения революционеров, быстро погрязших во внутрипартийных склоках, наталкивались на враждебность населения, верного мусульманским традициям. Вскоре оппозиция новой власти переросла в вооружённое сопротивление. В стране разгорелась гражданская война.


Бой в горах Афганистана

Ввод контингента советских войск в Афганистан и его размещение проводились с 25 декабря 1979 г. до середины января 1980 г. Всего в войсках, находившихся на территории этой страны, прошли военную службу 620 тыс. военнослужащих, из которых 14 453 человека погибли. Санитарные потери составили 470 тыс. человек. Первоначально планировалось, что советские части и соединения разместятся гарнизонами и возьмут под охрану важные объекты. Однако начиная с весны 1980 г. советские войска стали участвовать в ведении активных действий, в том числе широкомасштабных.

Вопросы и задания

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 36. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС РОССИИ

§ 29. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС СССР

§ 29. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС СССР СССР и страны Запада. К середине 1960-х гг. обозначилось жесткое противостояние двух общественно-политических систем. Восточная Европа находилась под контролем СССР. Западная – в прочном военно-политическом и экономическом союзе с США.

§ 36. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС РОССИИ

26 Запись беседы народного комиссара иностранных дел СССР В. М. Молотова с послом Великобритании в СССР У. Сидсом и временным поверенным в делах Франции в СССР Ж. Пайяром

26 Запись беседы народного комиссара иностранных дел СССР В. М. Молотова с послом Великобритании в СССР У. Сидсом и временным поверенным в делах Франции в СССР Ж. Пайяром 27 мая 1939 г. СекретноСидс заявил, что ему поручено передать советскому правительству новый проект

27 Проект соглашения Великобритании, Франции и СССР, врученный народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым послу Великобритании в СССР У. Сидсу и временному поверенному в делах Франции в СССР Ж. Пайяру

27 Проект соглашения Великобритании, Франции и СССР, врученный народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым послу Великобритании в СССР У. Сидсу и временному поверенному в делах Франции в СССР Ж. Пайяру 2 июня 1939 г. СекретноПравительства Великобритании, Франции

Глава 11 Проект Конституции СССР: прикрытие грядущих репрессий или курс на демократизацию?

Глава 11 Проект Конституции СССР: прикрытие грядущих репрессий или курс на демократизацию? Критические замечания в связи с убийством Кирова и делом Енукидзе, высказанные Ежовым, а также вынужденные признания Ягодой недостатков в работе НКВД на июньском пленуме ЦК

Глава 4 Внешнеполитический аспект (Особые поручения)

Сталин и Молотов сняли Литвинова с поста народного комиссара иностранных дел СССР за то, что он до конца принципиально отстаивал курс на постепенное установление сотрудничества с западными демократиями.

Сталин и Молотов сняли Литвинова с поста народного комиссара иностранных дел СССР за то, что он до конца принципиально отстаивал курс на постепенное установление сотрудничества с западными демократиями. Не удивляйтесь тому, что столь разноплановые мифы объединены в

№3 Приказ РВС СССР № 1962 с объявлением постановления СНК СССР от 18 августа 1923 г. о составе РВС СССР

№ 24 СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР, МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КГБ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

№ 24 СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР, МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КГБ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР 16 июля 1954 г.№ 127с/0391/078Во исполнение указаний директивных органов приказываем:1. Директиву МГБ СССР и Прокуратуры СССР № 66/241 сс от 26 октября 1948

4. Ликвидация остатков бухаринско-троцкистских шпионов, вредителей, изменников родины. Подготовка к выборам в Верховный Совет СССР. Курс партии на развернутую внутрипартийную демократию. Выборы в Верховный Совет СССР.

4. Ликвидация остатков бухаринско-троцкистских шпионов, вредителей, изменников родины. Подготовка к выборам в Верховный Совет СССР. Курс партии на развернутую внутрипартийную демократию. Выборы в Верховный Совет СССР. 1937-ой год вскрыл новые данные об извергах из

4. Ликвидация остатков бухаринско-троцкистских шпионов, вредителей, изменников родины. Подготовка к выборам в Верховный Совет СССР. Курс партии на развернутую внутрипартийную демократию. Выборы в Верховный Совет СССР.

4. Ликвидация остатков бухаринско-троцкистских шпионов, вредителей, изменников родины. Подготовка к выборам в Верховный Совет СССР. Курс партии на развернутую внутрипартийную демократию. Выборы в Верховный Совет СССР. 1937-ой год вскрыл новые данные об извергах из

Александр Нагорный. Путин: внешнеполитический вектор

№3 Приказ РВС СССР № 1962 с объявлением постановления СНК СССР от 18 августа 1923 г. о составе РВС СССР

Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие содержит конспективное изложение отечественной истории с древнейших времен до конца ХХ века. Данное пособие предназначено для повторения основного материала по курсу "Отечественной истории" и призвано помочь студентам технических вузов подготовиться к сдаче экзамена по истории России.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

Коренное изменение внешнеполитического курса СССР на рубеже 1980—1990-х гг. было связано с новым политическим мышлением. Исходным пунктом его формирования явился вывод XXVII съезда КПСС о смертельной опасности ядерного оружия и гонки вооружений для существования человечества, о целостности и взаимозависимости современного мира, о свободе социально-политического выбора. Этот вывод исключал вмешательство в дела других государств и означал отказ от решения международных проблем силой оружия. Благодаря перестройке и новому политическому мышлению в отношениях между СССР и США произошел поворот от конфронтации и соревнования в гонке вооружений к взаимопониманию, а в ряде вопросов и к партнерству. Это изменило к лучшему всю ситуацию в мире. Пришел конец “холодной войне”. Эти перемены нашли свое отражение в организации советско-американских встреч в верхах. Состоялось пять встреч М. С. Горбачева и президента США Р. Рейгана. Эта традиция не была нарушена и с приходом в Белый дом Дж. Буша. На основе взаимной договоренности в Европе к 1990 г. были ликвидированы советские и американские ракеты средней и малой дальности. Постепенно улучшались отношения СССР с КНР. Все спорные вопросы урегулировались в ходе переговоров, росла торговля, расширялись контакты в области науки и культуры. В мае 1989 г. впервые за последние 30 лет состоялся визит главы СССР в Китай. Были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей. В начале 1989 г. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана — событие, которого давно ждали советские люди и весь мир. Была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан. В 1989—1991 гг. произошли резкие сдвиги во внутриполитической жизни восточноевропейских стран. К власти в них пришли оппозиционные силы, придерживающиеся различных политических взглядов. Развал социалистического лагеря привел к прекращению деятельности Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. В Европе остался только одив военный блок — НАТО. СССР заключил соглашение со всеми восточноевропейскими странами о выводе из них советских войск. Среди других событий международной жизни, в которой активное участие принимал СССР, следует выделить объединение Германии. Советское политическое руководство признало приоритет международных соглашений, в том числе Всеобщей декларации прав человека. В целом новый внешнеполитический курс СССР создал благоприятную атмосферу для ликвидации разного рода последствий “холодной войны” и установления нормальных межгосударственных отношений.

Коренное изменение внешнеполитического курса СССР на рубеже 1980—1990-х гг. было связано с новым политическим мышлением. Исходным пунктом его формирования явился вывод XXVII съезда КПСС о смертельной опасности ядерного оружия и гонки вооружений для существования человечества, о целостности и взаимозависимости современного мира, о свободе социально-политического выбора. Этот вывод исключал вмешательство в дела других государств и означал отказ от решения международных проблем силой оружия. Благодаря перестройке и новому политическому мышлению в отношениях между СССР и США произошел поворот от конфронтации и соревнования в гонке вооружений к взаимопониманию, а в ряде вопросов и к партнерству. Это изменило к лучшему всю ситуацию в мире. Пришел конец “холодной войне”. Эти перемены нашли свое отражение в организации советско-американских встреч в верхах. Состоялось пять встреч М. С. Горбачева и президента США Р. Рейгана. Эта традиция не была нарушена и с приходом в Белый дом Дж. Буша. На основе взаимной договоренности в Европе к 1990 г. были ликвидированы советские и американские ракеты средней и малой дальности. Постепенно улучшались отношения СССР с КНР. Все спорные вопросы урегулировались в ходе переговоров, росла торговля, расширялись контакты в области науки и культуры. В мае 1989 г. впервые за последние 30 лет состоялся визит главы СССР в Китай. Были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей. В начале 1989 г. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана — событие, которого давно ждали советские люди и весь мир. Была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан. В 1989—1991 гг. произошли резкие сдвиги во внутриполитической жизни восточноевропейских стран. К власти в них пришли оппозиционные силы, придерживающиеся различных политических взглядов. Развал социалистического лагеря привел к прекращению деятельности Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. В Европе остался только одив военный блок — НАТО. СССР заключил соглашение со всеми восточноевропейскими странами о выводе из них советских войск. Среди других событий международной жизни, в которой активное участие принимал СССР, следует выделить объединение Германии. Советское политическое руководство признало приоритет международных соглашений, в том числе Всеобщей декларации прав человека. В целом новый внешнеполитический курс СССР создал благоприятную атмосферу для ликвидации разного рода последствий “холодной войны” и установления нормальных межгосударственных отношений.

Перестройка в СССР — это масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни Советского общества в период 1985 - 1991х годов.

Целью реформ была всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя.

Перестройка в СССР 1985 -1991 ее причины, цели, этапы и последствия

Предпосылки перестройки СССР (различные точки зрения)

Противники ГорбачеваМ.С.: Заговор мирового империализма и масонства с целью ослабления и развала "великой державы"

Михайл Горбачев и его стронники: Обьективная необходимость, обусловленная кризисными явлениями во всех сферах жизни общества.

Перестроичная реформа общества 1985 года была связана с кризисом, причины которого:

— экономические (неэффективность командно-административной системы)

— внешнеполитические (тенденция к изоляции от мирового сообщества)

— внутриполитические (концентрация власти в руках консервативного партийного аппарата)

— демонтаж командно-административной системы

— обеспечение разнообразия форм собственности

— создание хозяйственного саморегулирующегося механизма при сохранении направляющей роли государства

— повышение экономической активности

— открытость для окружающего мира

Основные этапы перестройки в СССР

Первый этап перестройки 1985-1987 гг.

— Неудача преобразований традиционными командно-административными мерами

— Попытки экономических реформ путем перестройки управления народным хозяйством

— Предоставление предприятиям самостоятельности и перевод их на хозрасчет

— Начало развития частной инициативы (индивидуальная трудовая деятельность, появление кооперативов)

— Начало реформы политической системы

— Политическое пробуждение общества и его раскол на демократов и коммунистов

— Обострение борьбы общественно-политических сил

— Перестроечные процессы приобретают автономный, неуправляемый характер

— Самоподрыв и самоустранение власти

— Начало конфликтов в сфере межнациональных отношений

— Усиление борьбы за власть между республиканскими политическими элитами и унитарным центром

Третий этап перестройки 1990-1991 гг.

— Кризис и крах перестройки

— Углубление реформы политической системы

— Отмена монопольного права КПСС на власть

— Учреждение поста Президента СССР

— Выработка путей перехода к рыночной экономике

— Нарастание политического противоборства

— Августовский путч 1991г.

— Обвальный распад общественных структур и государства

Итоги и последствия перестройки СССР кратко

Положительные итоги и результаты:

— Ликвидация тоталитарной системы и и монополии КПСС на власть

— Начало перехода к рыночной экономике

— Создание постоянного действующего парламента

— Начало демилитаризации страны

— Ликвидация гонки вооружения и военного противостояния держав

— Утверждение политическихсвобод, свободы совести и вероисповедания

Отрицательные итоги и результаты:

— Распад СССР и образование СНГ

— Обострение межнациональных противоречий

— Ухудшение продовольственного обеспечения страны

— Ослабление власти в центре и на местах

Схема перестройки в СССР 1985-1991 гг

Схема перестройки в СССР ее цели, осуществление и итоги

Перестройка в СССР ее политика гласности и политические реформы 1985-1991 гг

Политические реформы Перестройки

Мероприятия перестройки СССР

Изменения в кадровой политике

27–28 января 1987г. — пленум ЦК КПСС по вопросам кадровой политики: необходимо осуществлять подбор кадров при условии поддержки целей и идей перестройки

— Массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров на центральном и местном уровнях (за период 1985–1990гг. было заменено 85% руководящих работников ЦК КПСС, на республиканском уровне – до 70%).

— Усиление роли местных руководителей

— Появление публикаций произведений учёных и литераторов, в отношении которых прежде вводились ограничения (БухаринН.И., ИльинИ.А., БердяевН.А., ЗамятинЕ.И., А. Н. и Б. Н. Стругацки, ПлатоновА.П. и другие).

— Сентябрь 1987г. – образование Политбюро ЦК КПСС Комиссии по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30-40х гг. и начала 50х гг. (руководитель секретарь ЦК КПСС ЯковлевА.Н.).

— Усиление спонтанного процесса формирования новых политических партий (от монархических до анархистских). — Появление в республиках обще-ственно-политиче-ских организаций:

Политическая реформа перестройки СССР

— Учреждение нового высшего законодательного органа власти – Съезда народных депутатов СССР и соответствующих республиканских съездов.

— Выборы сроком на 5 лет народных депутатов:

• март 1989г. – СССР;

• март 1990г. – союзных, автономных республик и местных Советов – проводились на альтернативной основе (лишь на союзном уровне 1/3 депутатских мест резервировалась для выдвиженцев от общественных организаций: КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и друугие)

— Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик.

— Запрет на совмещение должности министра и статуса депутата.

— Ограничение пребывания на выборных должностях двумя сроками министра и статуса депутата.

— Ограничение пребывания на выборных должностях двумя сроками

12-15 марта 1990 г. — 3-й Чрезвычайный съезд народных депутатов СССР: учреждение института президентства

— 14 марта 1990г. – избрание первым (и последним ) Президентом СССР ГорбачёваМ.С.

— Отмена на 3-ем Съезде народных депутатов ст. 6 Конституции СССР, законодательно закреплявшую руководящую и направляющую роль КПСС.

• Либеральнодемократическая партия России (декабрь 1989г.),

• Демократическая партия России (май 1990г.),

• Конституционнодемократическая партия (сентябрь 1990г.),

• Социал-демократическая партия России (май 1990г.),

• Республиканская партия РФ (ноябрь 1990г.) и другие.

2-13 июля 1990г. — дискуссия на 28 сьезде КПСС по вопросу о преодолении внутрипартийного кризиса среди представителей образовавшихся накануне этого съезда внутрипартийных фракций:

— Центристская (реформистско-обновленческая) платформа

— Расхождение позиций при общем осознании неизбежности изменений и критике политического курса ГорбачёваМ.С..

— Сокращение численности КПСС (с 1985г. по лето 1991г. – с 21 до 15 миллионов человек).

— Из лиц, вышедших из КПСС, были сформированы:

• Движение демократических реформ (ВольскийА., ШеварнадзеЭ., ЯковлевА.).

• Демократическая партия коммунистов России (РуцкойА.).

• Республиканская партия (ЛысенкоВ., ШостаковскийВ.).

Схема политической реформы перестройки СССР

Политическая реформа перестройки СССР схема

Законы принятые в период перестройки СССР

19-я партийная конференция. Идея конституционной реформ.

08 декабря 1991г.

На встрече руководителей трех республик — России, Беларуси и Украины был подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ)

Экономические реформы перестройки СССР смотрите здесь

____________

Источник информации:

1. История России в таблицах: 6—11й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.

2. Отечественная история 9 -20 вв. Справочные материалы. / — СПб.: 2004.

Приход к власти очередного генерального секретаря ЦК КПСС не предвещал существенных перемен во внешнеполитическом курсе СССР. Сохраняя традицию, Михаил Горбачев на весь свет заявил о приверженности делу мира, борьбе с военными угрозами, укрепления содружества с соцстранами и помощи борцам за национальную независимость. Политика Запада критиковалась им вплоть до назначения Эдуарда Шеварднадзе министром иностранных дел СССР.

Свежий министр сходу взялся за нормализацию отношений с США и ее сателлитами, ликвидацию противостояния в региональных конфликтах и политику разоружения. В дальнейшем, когда в окружении Генсека стала доминировать группа новых людей, мотивированных либеральными ценностями, поменялось отношение к обычному курсу советской внешней политики и у самого Горбачева.

  • отказаться от раскола мира на два враждебных полюса;
  • признание единства и неделимости мира;
  • отказ от применения силы в разрешении международных проблем;
  • поднять общечеловеческие ценности выше национальных, идеологических и классовых.

Эти тезисы стали теоретической основой внешнеполитического курса СССР в годы перестройки, на практике выразившиеся в стремлении Горбачева добиться расположения Запада, невзирая на цену односторонних уступок.

Путь от равенства к договорному диктату

Регулярные встречи лидеров Советского Союза и Америки начались в ноябре 1985 года. Тогда лидеры главных мировых держав установили доверительные отношения. С 1987 года переговорный процесс перешел в стадию подписания основополагающих договоров по самым острым внешнеполитическим направлениям.

  • ввести демократию;
  • создать рынок;
  • построить федерацию;
  • отказаться от прежней политики на Ближнем Востоке;
  • отказаться от интересов на Африканском континенте;
  • остановить работу по модернизации советского военного ядерного потенциала.

В этот раз некоторые условия перешли в плоскость внутренней политики, что было непосредственным вмешательством во внутренние дела СССР. Такого не мог стерпеть даже Горбачев, и дни его у власти были сочтены.

Обрушение системы послевоенного устройства мира

Чувствительные для Советского Союза перемены происходили в 1989 году на западных его рубежах. Когда стало понятно, что единство соцлагеря не будет поддерживаться силой советского оружия, власти предержащие Восточной Европы не стали сопротивляться давлению оппозиционных сил, опиравшихся на мощную всестороннюю поддержку Запада.

Основные события

  • СССР перестал смотреть на отношения с окружающим миром через призму противостояния социалистической и капиталистической систем;
  • СССР перестал навязывать другим странам свою модель развития;
  • СССР начал стремиться к улучшению отношений с США и Западом;
  • ради этого СССР был готов пойти на уступки.

3. В 1985 г. был возобновлен советско-американский диалог:

4. В начале 1989 г. СССР осуществил важнейший внешнеполитический шаг — 15 февраля 1989 г. советские войска были полностью выведены из Афганистана. СССР перестал участвовать в войнах на чужой территории и поддерживать социалистиче­ские режимы.

5. В мае 1989 г., спустя 30 лет после поездки Н.С. Хрущева, состоялся визит М.С Горбачева в Китай. Началась нормализация советско-китайских отношений. Поездка Горбачева способствовала началу в Китае массовых антикоммунистических выступлений молодежи, которые были подавлены китайской армией 3 июня 1989 г. на площади Таньаньмэнь. Это был первый случай массовых народных антикоммунистических выступлений в соцстранах.

6. Подобные процессы перешли осенью в Европу, в результате чего один за другим пали социалистические режимы и власть компартии в соцстранах:

в августе — октябре 1989 г. начался кризис в ГДР — массовое бегство граждан ГДР в ФРГ, в результате которого на германо-германской границе скопилось около 2 млн человек, желающих уехать, и которых власти ГДР не выпускали;

это породило массовые беспорядки в ГДР, выступления молодежи, в результате которых репрессивный режим Э. Хонеккера в ГДР пал;

в апреле 1990 г. на свободных выборах коммунисты ГДР потерпели поражение и к власти пришли оппозиционные некоммунистические силы, взявшие курс на объединение с ФРГ;

еще ранее, летом 1989 г., на выборах в Польше 99% поляков проголосовало против коммунистов — в Польше мирным путем к руководству страной пришло антикоммунистическое правительство во главе с Тадеушем Мазовецким, начавшее десоветизацию Польши;

в 1989 г., после смерти Яноша Кадара, 33 года со времен подавления восстания 1956 г. возглавлявшего страну, сама компартия Венгрии (ВСРП-ВСЛ) в течение 3 месяцев демонтировала социализм и 23 октября 1989 г. провозгласила Венгрию буржуазной республикой, что было закреплено конституционно;

9 ноября 1989 г. рухнула Берлинская стена, которую разрушили жители обеих частей Берлина;

22 — 26 декабря 1989 г. в результате народного восстания, спровоцированного расстрелом рабочих в Тимишоаре, был све­ргнут и расстрелян Николае Чаушеску, 24 года возглавлявший Румынию и до последнего дня упорно противодействовавший реформам.

7. Советский Союз занял позицию невмешательства в процессы, происходящие в данных странах. Социалистический лагерь рухнул.

3 октября 1990 г. с согласия СССР была объединена Германия — ГДР вступила в состав ФРГ на основании ст. 23 Основного Закона ФРГ, предусмотренной создателями ФРГ еще в 1949 г., и прекратила свое существование. СССР согласился с членством объединенной Германии в НАТО и обязался в течение 4 лет вывести все войска из Германии.

8.В 1991 г. были распущены Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского договора (ОВД) без всяких ответных шагов со стороны НА ТО.

В 1991 г. распалась Югославия.

В декабре 1991 г., после 69 лет существования, на 15 государств распался сам Советский Союз.

Пришедшее к власти новое руководство страны во главе с Горбачевым и министром иностранных дел Шеварднадзе начало вести активную международную политику вывода страны из международной изоляции. В первое время основные задачи оставались прежними: обеспечение безопасности и укрепление социалистического лагеря. Однако уже через 2 года во внешней политике произошли значительные коррективы. Связано это было с взятием Советским Союзом курса на перестройку и попыткой распространения ее на международной арене.

Для осуществления новой политики требовалась деидеологизация в отношениях между государствами. Под этим термином понималось устранение идеологических предрассудков, которые разделяли народы с целью совместного строительства общего европейского дома. В первую очередь это касалось капиталистических стран, с которыми требовалось наладить нормальное сотрудничество, разблокировав все существующие конфликты.

В период с 1985 по 1991 годы шла реализация нового курса. Его итоги для СССР имели как положительный характер, так и провал по некоторым пунктам.

Плюсы и минусы внешней политики СССР в 1985 – 1991 годах

Положительные стороны новой политики СССР

Шаги по нормализации международных отношений:

Введение со стороны СССР моратория на испытание ядерного оружия. Это послужило поводом приглашения представителей Советского государства присутствовать на ядерных испытаниях США

Был решен вопрос с Афганистаном. США перестало оказывать военную помощь стране, а Советский Союз вывел свои войска

Налаживание советско-китайских отношений. Этому способствовал вывод советских войск из Афганистана. Однако оставалось еще 1 препятствие – это проблема Камбоджи. После переговоров между СССР и Вьетнамом советские войска были выведены и оттуда. В итоге в 1981 году состоялась советско-китайская встреча на высшем уровне. На ней решались вопросы пограничных территорий, а так же экономического характера

На советско-японской встрече со стороны Горбачева было высказано согласие о правильности постановки вопроса спорных территорий в отношении Курильских островов

Отрицательные стороны новой политики СССР

Проведение новой международной политики имело для СССР и негативные стороны:

Падение международного авторитета. Инициатива в международных делах была потеряна, а новые союзники приобретены не были

Политика СССР в 1985 – 1991 годы имела ряд положительных и отрицательных моментов.

Некоторые минусы касались только Советского государства. Например, распад социалистической системы для самих стран минусом не назовешь.

Встав на рыночный путь развития, они значительно нарастили свою экономику. Слияние ФРГ с ГДР возродило прежнюю Германию и позволило Восточной ее части значительно повысить свой уровень.

Читайте также: