Особенности строения животных кратко 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

наука о животном мире, изучает строение, поведение, размножение, развитие животных, их происхождение и эволюцию, значение в природе и жизни человека.

царство гетеротрофных эукариот. Животные на Земле представлены огромным разнообразием форм, отличаются от других организмов рядом характерных особенностей организации:

• по типу питания все животные — гетеротрофы (голозойное или паразитическое питание);

• клетки животных лишены целлюлозных стенок, имеются центриоли, основной запасной углевод — гликоген;

• подвижность, обеспечиваемая цитоплазматическими органоидами (у одноклеточных — реснички, жгутики);

• развитие опорно-двигательных систем (у многоклеточных);

• наличие цитоскелета (у одноклеточных) и скелета — наружного или внутреннего — у многоклеточных;

• реакция на внешние воздействия у животных реализуется в форме движения, у большинства многоклеточных с помощью развитой нервной системы (мышечные и нервные клетки обладают возбудимостью);

• животным присущи сложные поведенческие реакции, отсутствующие у растений (обусловленные развитой нервной системой);

• слабая регенерирующая способность (в отличие от растений);

• характерен ограниченный диффузный рост (всей поверхностью);

• жизненные циклы не так сложны, как у растений (гаплоидная стадия представлена гаметами, характерна гаметическая редукция);

• распространение животных во всех средах обитания;

• свойственны горизонтальные или вертикальные миграции.

• общность происхождения одноклеточных форм;

• обмен веществ и энергии (питание, дыхание, выделение);

• рост и способы размножения;

• кодирование, передача и реализация наследственной информации;

Таким образом, сходство между растениями и Животными доказывает родство и единство происхождения, а различия — дивергентный путь развития органического мира.

Зоология условно делится на два раздела: зоологию беспозвоночных и зоологию позвоночных животных.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок по биологии в 5 классе

Тип урока: урок открытия новых знаний

Используемые технологии: проблемного обучения, дифференцированного обучения, развивающего обучения.

К. – добывать непосредственную информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность);

Р. – самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения;

П. – осуществлять исследовательскую деятельность;

Л. – формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни, необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

- научиться распознавать одноклеточные и многоклеточные животные;

- называть части тела простейших;

- называть многоклеточных животных и знать о значение животных в природе;

- различать беспозвоночных и позвоночных животных, приводить примеры.

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов на уроке и хорошего рабочего настроения. Поприветствуйте друг друга (ладошка к ладошке)

Актуализация опорных знаний.

Кто желает самостоятельно прогуляться, только время для прогулки составит 3 минуты?

Учитель дает 5 ученикам индивидуальные дифференцированные задания (карточки №1).

В наших краях папоротники – это небольшое ________________ растение, обитатели влажных мест. Все папоротники имеют ________, стебель и листья. А вот ___________ у них нет. Размножение происходит с помощью _______ .

(ответы: многолетние, корень, цветка, спор).

Установите соответствие между информацией из левого и правого столбца, указав его стрелками.

Сфагнум А. Хвойные

Ель Б. Цветковые

Задание выполняется с использование приведенного ниже текста.

Алексей удивился тому, что стали гибнуть обитатели водоема, так как знал, микроскопические водоросли выделяют кислород и являются хорошим кормом для многих обитателей водоема. Алексей решил, что синезелёная водоросль – это как раз то растение, о котором он будет писать.

Выдвиньте предположение, почему стали гибнуть обитатели водоема.

(Ответ: за бурным размножением синезелёных водорослей наступает фаза их массового отмирания и гниения, в результате чего резко ухудшается качество воды: появляется дефицит кислорода, в воде в необычно большом количестве накапливаются токсичные вещества, что приводит к тому, что в конечном итоге вода в водоеме становится непригодной для обитания животных.

Со всеми учащимися класса проводится беседа.

На доске картинки растений (СОСНА, ЗВЕРОБОЙ, МОХ СФАГНУМ, СПИРОГИРА)

Найдите растение, которое относят к голосеменным.

(Почему сосну относя к голосеменным растениям?)

Какое это растение? (Зверобой – цветковое растение)

Из каких ча c тей состоит тело? (две части – корень и побег)

Какую функцию играет корень и побег?

( C помощью корня растение закрепляется в почве, поглощают воду и минеральные вещества, побег с помощью света выносит листья к свету, со временем на нем развиваются цветки (органы размножения), а цветки затем преобразуются в плоды с семенами. В листьях происходит образование органических веществ)

Это растение обитает в местах с достаточным количеством влаги и образует в болотах мощные слои торфа. Угадали ?

С помощью чего размножаются мхи? (спорами – мелкими клетками, предназначенными специально для размножения)

Данное растение обитает в воде. Тело состоит из вытянутых в длину, соединенных друг с другом в нить клеток. Узнали это растение ?

Как называют тело многоклеточных водорослей?

(Все водоросли, какими бы крупными они не были, не имеют корней, стеблей, листьев, семян. Их тело не расчленено на органы, и его называют слоевищем)

По каким признакам относят их к растениям?

(Растения представляют собой особое царство живых организмов. Характерные признаки большинства растений:

- наличие в клетках хлоропластов с зеленым пигментом хлорофиллом и крупной вакуоли;

- постоянный рост в течение всей жизни).

Работа по теме урока.

Каких обитателей леса, кроме растений можно встретить?

Животных. (прикрепить несколько картинок с животными)

Что бы вы хотели узнать на уроке?

Определяют цели урока.

- дать общую характеристику животных;

- узнать особенности передвижения, питания;

- узнать о многообразии и местах обитания животных;

- определить роль животных в природе и жизни человека.

(на доске можно закрепить таблички с темой урока, и целями урока)

В римской мифологии у Теллус, богини Земли были дочери Флора и Фауна. Совокупность всех видов животных, обитающих на нашей планете, называют фауной (все растения объединяются во флору Земли).

В настоящее время в царстве Животные насчитывается около 1,5 млн. видов. У них есть ряд общих признаков.

Кто может сказать, чем животные отличаются то растений?

- не могут сами создавать органические вещества и поэтому питаются готовыми органическими веществами, полученные из тел растений, грибов, животных. (Можно добавить о гетеротрофы и сапротрофы);

- животные подвижны , но двигаются они не так, как, например, мячик с горки. Двигаются самостоятельно, активно. Им приходится находить пищу, иногда догонять свою еду, то тут без подвижности не обойтись (бывают малоподвижные животные, но у них во внутреннем строении есть подвижные части);

- все животные умеют расти . Они растут не всю жизнь, рост органичен.

- состоят из клеток .

Более 300 лет назад в 1675 году натуралист Антони ванн Левенгук при помощи микроскопа рассматривал окружающий его мир. Взяв застоявшуюся воду из бочки, он увидел в ней движущиеся организмы. Левенгук удивился и назвал их ничтожнийшими зверушками!

Как вы думаете почему? Значит животные могут состоять из одной клетки или множества клеток.

Дети работают со схемами на листах.

Одноклеточные, или Многоклеточные простейшие

ногие Черви Моллюски

Амёба Эвглена Инфузория раки, пауки,

На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться)

Сейчас нам предстоит познакомится с образом жизни и строением одноклеточных животных. Вы выполняете задание самостоятельно.

Задание: прочитать текст, на рисунке подписать части строения одноклеточного животного, дать устный ответ на задание после текста.

Прочитайте текст об амёбе обыкновенной.

Амёба – свободноживущее микроскопическое животное. Ее можно обнаружить в небольших мелких прудах с илистым дном. Тело амёбы достигает в размерах 0,1–0,5 мм. Внутри клетки находится ядро и цитоплазма.
Форма тела амёбы постоянно меняется из-за образующихся в разных его участках лопастеобразных выпячиваний цитоплазмы, называемых псевдоподиями (ложноножками). Эти временные структуры служат для передвижения и захвата пищи.
Несмотря на примитивное строение, амёба вполне самостоятельный организм.

Амёба – всеядное животное. Ее пищу составляют водоросли, жгутиковые, инфузории. Как только амёба оказывается рядом с потенциальной добычей, ее цитоплазма образует несколько ложноножек, которые окружают жертву. Из цитоплазмы, окружающей добычу, выделяется пищеварительный сок. Образуется пищеварительная вакуоль . После усвоения растворенной пищи, непереваренные остатки выбрасываются наружу. В теле находится сократительная вакуоль — вакуоль, содержащая излишнюю воду и выводящая её наружу. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела организма.


Широко распространенная в загрязненных пресноводных водоемах амеба протей названа в честь героя греческой мифологии морского бога Протея, который обладал способностью менять свое обличье, принимая образы возможных существ и предметов. Какие свойства амебы протей оправдывают такое название?

(амеба протее не имеет постоянной формы тела: она непрерывно образует выросты (псевдоподии), в которые перетекает ее ципотлазма).

Прочитайте текст об эвглене зеленой.

Зеленая эвглена – необычное существо. Эвглена живет в пресноводных водоемах, богатых растворенными органическими соединениями. Тело эвглены вытянутое, длиной около 0,05 мм. Его передний конец притуплен, задний заострен. У эвглены нет клеточной стенки. Наружный слой цитоплазмы плотный, он образует вокруг тела эвглены оболочку . В теле особи отчетливо виден красный светочувствительный глазок у ее переднего края. Рядом с ним в углублении расположен жгутик, с помощью вращательных движений которого эвглена зеленая передвигается. К светочувствительному глазку прилегает сократительная вакуоль, основная функция ее - освобождение организма от избытка воды. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела организма.

Питание эвглены. В цитоплазме эвглены содержится около 20 хлоропластов, придающих ей зеленый цвет. В хлоропластах находится хлорофилл. На свету эвглена питается, как растение, – при помощи процесса фотосинтеза. В темноте она усваивает готовые органические вещества, образующиеся при разложении различных отмерших организмов.

Между ботаниками и зоологами издавна ведется спор относительно принадлежности эвглены зелёной к растениям или животным. Какие признаки позволяют ботаникам относить эвглену к зеленым водорослям, а зоологам причислять ее к животным?

(Ботаники основываются но том, что эвглена зеленая имеет хлорофилл и способна к самостоятельному синтезу органических веществ на свету. Зоологи руководствуются тем, что эвглена зеленая в темноте питается гетеротрофно, не имеет целлюлозной оболочки, активно передвигается)

Прочитайте текст об инфузории туфельки.

Инфузория туфелька – обитатель стоячих водоемов с большим количеством разлагающегося органического материала. Она имеет удлиненное тело длиной 0,1–0,3 мм, форма которого постоянна. Все тело инфузории покрыто продольными рядами многочисленных коротких ресничек, при помощи которых туфелька плавает

тупым концом вперед.

Инфузория туфелька отличается от других простейших сложностью внутриклеточной организации. Ее цитоплазма содержит два ядра (большое и маленькое).

Питание. Ближе к переднему концу тела инфузории находится постоянное углубление – ротовая воронка, которое ведет в глотку . Реснички желобка постоянно работают, создавая ток воды. Вода подхватывает и подносит ко рту основную пищу туфельки – бактерий. Через глотку бактерии попадают внутрь тела инфузории. В цитоплазме вокруг них образуется пищеварительная вакуоль. Переваривание пищи и усвоение питательных веществ у туфельки происходит так же, как и у амёбы. Непереваренные остатки выбрасываются наружу через отверстие – порошицу .

Дыхание осуществляется всей поверхностью тела организма. Две сократительные вакуоли обеспечивают этот процесс. Отработанный газ проходит по специальным канальцам и выбрасывается через одну из сократительных вакуолей.

(инфузории могли быть занесены мухами, птицами и другими животными, которые могут находиться у озера или обитают в лесу)

Какие части обозначили на рисунке? (ядро, цитоплазма, пищеварительные вакуоли)

Что общего в строении? (наличие ядра, поэтому их относят к эукариотам (от греч. eu - хорошо, полностью и karyon - ядро) )

Почему движение признак животного организма? (движение обеспечивает добычу пищи)

Ответьте устно на задания после текста (1 отвечающий по вариантам)

На столе у вас лежат кусочки известняка и лупы. Рассмотрите, пожалуйста, из чего состоит кусочек полезного ископаемого (из маленьких раковинок).

Все простейшие имеют свои внешние особенности: разные по форме клетки, есть голые и покрытые микроскопической раковинкой – они участвуют в образовании горных пород (например, мела и известняка). Морские простейшие фораминиферы, у которых имеется раковинка рис. 45 стр. 53 учебника, когда погибают, попадают на дно океана. Здесь раковинки накапливаются в огромном количестве, со временем образуя месторождение известняка.

Информация дополнительная на стр.56 (около 30 % морского дна покрыто так называемым голубым илом – пустыми раковинами фораминифер. За 100 лет этот слой увеличивается на 0,5-2 см. Окаменевая, такой ил превращается в известняк. Многие горы нашей планеты, в том числе высочайшая в мире гора Эверест (Джомолунгма), содержат известняки, то есть отчасти образованы остатками живых организмов.

Учитель читает утверждения, дети отвечают, поднимая карточку. Если возникает ошибка, проводится разъяснение.

1. Простейшие являются одноклеточными организмами (да)

2. Животные не способны создавать органические вещества из неорганических (да)

3. Инфузория туфелька – обитатель соленых озёр (нет)

4. Клетки животных имеют ядро (да)

5. Животные должны передвигаться, т. к. они ищут освещенные места (нет)

6. Простейшие, обитающие в воде дышат атмосферным кислородом (нет)

Поговорим о многообразии многоклеточных животных.

Работаем со схемой. Учитель показывает животное, дети распределяют представителей разных групп в схеме (можно вызвать к доске ученика)

Стрекоза, моллюск, змея, антилопа, паук, лягушка.

О том какую роль животные играют в природе, узнаем, выполнив задание.

Прочитайте текст учебника на странице 55 и сделайте задание на карточках.

Выберите один правильный ответ из четырех.

Участвует в образовании осадочных пород:

а) дождевые черви

2. Опыляют цветковые растения:

3. Для получения шерсти человек разводит:

4. Вносят свой вклад в распространение семян рябины:

5. Участвуют в образовании перегноя:

б) дождевые черви

Как связаны между собой рожь, мыши, змеи, орел.

Установите соответствие между информацией из левого и правого столбца, указав его стрелками.

Осёл А. Используется человеком в качестве

Бабочка транспортного средства

Блоха Б. Является опылителем цветковых

Пчела В. Может паразитировать на теле

- С обитателями, какого царства природы мы познакомились сегодня на уроке?

- Можем ли мы теперь ответить на вопросы, которые были заданы в начале урока? (обращаемся к табличкам на доске)

- И так, была ли наша прогулка по лесу интересной?

- Что вас удивило больше всего? Что запомниться надолго?

Продолжите любое высказывание:

- Работая с заданиями, я …

Итак, царство Животные – это обязательная часть природы. И чем разнообразны представители этого царства, как и других царств, тем устойчивее жизнь на нашей замечательной планете Земля.

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете…

Ромашку на лугу, кувшинку на реке

И клюкву на болоте

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте – ка мы все

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на земле

И сами сохранимся…

П 12 пересказ, напишите в рабочей тетради 2 примера о том, как природа влияет на животных.

Строение животных или анатомия — это совокупность органов. Каждый из органов выполняет свою, жизненно-важную функцию. Кит и летучая мышь, волк и жираф, орёл и змея — все эти животные отличаются друг от друга размерами, внешним видом, строением, окраской. Но у них есть общие черты: скелет или защитный каркас, а также жизненно важные органы, у каждого из которых своя работа: например, жабры или лёгкие выполняют функцию дыхания, желудок переваривает пищу, а сердце снабжает кровью организм. Все органы и системы взаимосвязаны.

Строение животных. Анатомия

Эластичное тело улитки защищено спирально изогнутой прочной раковиной

Основное анатомическое строение животных

Строение животных определяется набором органов, выполняющих свои функции, так например, костно-мышечная система выполняет опорную и двигательную функции: кости поддерживают тело животного, создают прочный каркас, а с помощью мышц животные передвигаются. Мышцы прикреплены к костям сухожилиями. Желудок переваривает пищу, кишечник впитывает её и выделяет отходы жизнедеятельности. Кровеносная система состоит из сосудов и сердца. Сердце работает как насос: оно без остановки сокращается и расслабляется, перекачивая по телу кровь. Дышат животные с помощью лёгких или жабр. Во время дыхания в организм животных поступает кислород и выводится углекислый газ.

Нервная система животных позволяет улавливать любые изменения в окружающей среде: температуру освещённость, звуковые колебания. Эта информация передаётся по нервным волокнам в мозг. Мозг анализирует полученную информацию и даёт команду мышцам произвести действие — убежать от хищника, напасть на добычу и т.д. За размножение отвечает репродуктивная система. У самок и самцов эти системы отличаются. Жизненно важные органы — сердце и лёгкие (или жабры) — находятся в центральной части тела, в грудной клетке. Пищеварительные и половые органы находятся в нижней части тела, в брюшном отделе или животе. У простейших беспозвоночных, например у плоских червей, нет ни кровеносной системы, ни репродуктивной. Кожный покров защищает тело от воздействия окружающей среды, особенно от потери жидкости.

Строение животных. Анатомия

У аллигатора широкие и сильные челюсти. Ими он может раздробить даже панцирь черепахи. Внешне, крокодил и аллигатор довольно легко различимы. Когда крокодил сжимает челюсти, то у него на нижней челюсти виден большой четвертый зуб. У аллигатора эти зубы скрыты верхней челюстью

Любопытно!

Строение животных. Анатомия

Крабы, порой достигают гигантских размеров. Так, в Японии был выловлен краб, расстояние между кончиками клешней которого составляло… вы не поверите, 3,7 м.! Тело крабов защищено надежным панцирем. Передвигаются крабы на четырех парах ног. Занятно, когда-то у него было 5 пар ног. Однако в процессе эволюции первая пара преобразовалась в клешни

Внутренний и наружный каркас

Скелет — каркас, который служит опорой для организма, защищает внутренние органы и выполняет двигательные функции. У животных с твёрдым наружным скелетом (например, у членистоногих) или внутренним (у хордовых) мышцы прикрепляются к костям. Чтобы кость двигалась, мышцы должны работать парами: одна мышца сокращается, другая в это время расслабляется.
У членистоногих есть внутренний скелет, или эндоскелет, который состоит из тканей — костной или хрящевой. Наружный скелет, или экзоскелет, поддерживает и защищает тело животного от воздействий окружающей среды. Он предохраняет организм от скорой потери необходимой влаги, а также защищает мягкие внутренние органы животного от ударов. Экзоскелет — это раковины моллюсков, панцирь пауков, ракообразных. Когда животное растёт, экзоскелет не увеличивается вместе с ним, поэтому во время линьки животное сбрасывает старый панцирь, а на его месте нарастает новый.

Знаете ли вы?!

Кожа — это барьер между организмом и окружающей средой. Она является важной частью строения животных. Кожа не даёт испаряться влаге. Она состоит из эпидермиса и дермы, а также многочисленных желёз. Кожа рептилий покрыта чешуёй, у млекопитающих — мехом, а у птиц — перьями.

Рецепторы и органы чувств

У некоторых млекопитающих — летучих мышей, дельфинов — есть способность к эхолокации. Она позволяет им ориентироваться в окружающем пространстве, определять форму и величину предметов, расстояние до них. Ямкоголовые змеи с помощью тепловых рецепторов, расположенных по бокам головы, чувствуют тепло, которое излучают животные во время движения. С помощью специальных рецепторов электрический скат, обитающий в мутной воде с плохой видимостью, улавливает изменения электрического поля. У рыб есть особый орган — боковая линия, который позволяет ей чувствовать, что происходит вокруг: изменения давления, температуры, вибрацию, движение и звуки. С помощью боковой линии рыба контролирует свою скорость и направление движения.

Строение животных. Анатомия

Туловище животных покрыто мехом или перьями, чешуёй, костными пластинами или шипами. Такое покрытие защищает организм от атмосферного воздействия, обезвоживания, помогает сохранять тепло. Очень часто кожный покров играет защитную роль: например, иглы дикобраза — его главная защита от врагов

Симметрия тела

Строение животных. Анатомия

Радиальная симметрия, когда части тела расположены вокруг центральной оси, как спицы в колесе, в природе встречается редко. Яркий пример радиальной симметрии — тело морской звезды: от центрального диска отходят пять (или больше — до 40) лучей

Животные — категория организмов, которая в настоящее время изучается в качестве биологического царства. Животные являются основным объектом изучения науки зоологии.

Царство животных очень многообразно, оно насчитывает около 2 млн видов. Животные, населяющие Землю, различны по размеру и форме тела: это и синий кит, масса которого достигает 150 т, и микроскопическая одноклеточная амеба.

ядовитая стрела

Чем животные отличаются от растений?

Все животные имеют общие признаки: особое клеточное строение и способности к питанию, дыханию, росту, развитию и размножению. Внутреннее строение у животных более сложное, чем у растений.

Животные наделены нервной системой, регулирующей их отношения с внешним миром, растения же зависят от условий своего существования и, прежде всего, от таких факторов, как свет и сила тяжести. И те, и другие нуждаются в воде и минеральных веществах. Однако растения получают их непосредственно из почвы, а животные — главным образом с пищей и из водоемов.

В качестве основного источника энергии растения используют солнечный свет, с помощью которого они синтезируют необходимые для жизни вещества. Животные же в качестве источника энергии используют растения, независимо от того, поедают они растения или животных, которые, в свою очередь, питаются растениями.

Животные и растения: основные различия

Подвижны, что необходимо для добывания пищи. Отдельные животные ведут прикрепленный образ жизни

Неподвижны, семена у многих растений переносятся ветром, одноклеточные водоросли переносятся течением воды

Гетеротрофы — питаются другими живыми организмами

Автотрофы — синтезируют органические вещества посредством фотосинтеза. Хищные растения приспособлены к дополнительному гетеротрофному питанию

Регулируется гормонами и нервной системой. Быстрая реакция на раздражители

Регулируется гормонами; нервной системы нет. Медленно отвечают на раздражитель, чаще всего ростовыми реакциями, за исключением хищных растений

У большинства многоклеточных имеются специальные органы выделения, в частности для выведения азотистых веществ

Продуктов выделения немного, специальных органов нет

Ограничен определенными участками, в которых располагаются меристемы (у многоклеточных растений)

В поисках пищи

Поскольку животные питаются другими организмами или органическими продуктами их жизнедеятельности, они должны передвигаться в поисках пищи. Для движения у животных есть специальные приспособления, например ложноножки у амеб, жгутики у жгутиконосцев, реснички у инфузорий и свободноживущих плоских червей, ноги у моллюсков, крылья и ноги у насекомых, конечности у земноводных, рептилий и млекопитающих. А у птиц наряду с конечностями есть два крыла.

Пример пищевой цепочки

Систематика животного мира

Царство животных делят на подцарства, типы, классы, семейства, роды, виды. Животные, принадлежащие к одному роду, похожи друг на друга, а животные одного вида могут давать плодовитое потомство. Люди относятся к млекопитающим животным отряда приматов и объединены в один вид — человек разумный.

Схема развития животного мира

Схема развития животного мира. 1— простейшие. 2— кишечнополостные. 3— плоские черви. 4 — круглые черви. 5 — кольчатые черви. 6 — моллюски. 7 — членистоногие. 8— иглокожие. 9— хордовые

Птица колибри

Бабочка бражник

Травоядные животные способствуют равновесию в биотопе

Роль животных в биосфере

Функция животных в биосфере состоит в том, что они участвуют в круговороте веществ и поддерживают его в состоянии равновесия. Потребляя в пищу растения, животные стабилизируют производство биомассы. Перенося пыльцу, споры, семена растений, животные способствуют их размножению. Более 80% цветковых растений не умеют самоопыляться. В этом им на помощь приходят насекомые и птицы.

Морские животные

Некоторые виды морских животных, в частности моллюсков, способны концентрировать в своем наружном скелете определенные химические элементы. Это играет важную роль в стабилизации уровня содержания минеральных соединений (солей) в водах озер, рек, морей и Мирового океана в целом. В настоящее время человек получает до 10% животных белков только за счет рыбы и морепродуктов.

Животные-вредители

Животные могут приносить и вред. Среди них много паразитов человека и домашних животных, а также кровососущих видов насекомых, которые распространяют различные заболевания. Так, клещи переносят возбудителей клещевого энцефалита, малярийные комары — малярии. Ядовитые пауки (каракурт, тарантул), насекомые (шмель, шершень), змеи (гадюка, кобра) могут угрожать здоровью и даже жизни человека и животных.

Достаточно большое количество грызунов, насекомых, клещей, круглых червей питаются культурными растениями, снижая их урожайность. Запасам пищевых продуктов могут вредить амбарные клещи, мышевидные грызуны и другие животные.

Тарантул — крупный ядовитый паук

Животные и человек

Животные играют значительную роль в жизни человека, прежде всего, в его питании. На заре своего существования люди были простыми собирателями, затем охотниками, скотоводами, наконец, земледельцами. И уже много тысяч лет назад в хозяйстве появились домашние животные — те, которым человек предоставляет кров и пищу.

Домашние животные

Некоторых домашних животных разводят ради мяса, молока, яиц, шерсти, кожи. Другие же выполняют различные работы, например перевозят грузы, охраняют людей и их дома.

Время одомашнивания некоторых животных

Время одомашнивания некоторых животных. 1 — овца (10 000 лет до н. э.). 2 — свинья (9000 лет до н. э.), 3 — корова (8000 лет до н. э.). 4 — курица (6000 лет до н. э.). 5 — лошадь (4000 лет до н. э.) 6 — утка (4000 лет до н. э.). 7 — гусь (3000 лет до н. э.). 8 — индюк (500 лет до н. э.)

Особая роль отведена животным-компаньонам — кошкам и собакам. Они стали спутниками человека очень давно. Кошки были одомашнены на Кипре примерно за 7000 лет до н. э. Охотясь на грызунов, они помогали сохранить урожай. Собаки сопровождали людей на охоте еще в каменном веке, 40 000 лет назад. И в наши дни они охраняют дом и пасут стада. А, кроме того, и кошки, и собаки стали домашними любимцами и настоящими друзьями человека.

Читайте также: