Отличия фгос 3 от фгос 3 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Данная статья - это попытка проанализировать содержание обновленных ФГОС 2021 года с целью выявить новые подходы к современному образованию, в том числе к преподаванию иностранных языков.

ВложениеРазмер
Основные изменения в новых ФГОС третьего поколения (2021). 1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ФГОС третьего поколения Что нового? Егорова Елена Орестовна Учитель английского языка ГБОУ лицей №265

ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования . Основными задачами ФГОС являются создание единого образовательного пространства по всей Российской Федерации и обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Обновленные ФГОС О сновные положения Приводят стандарты в соответствие c Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации; Обеспечивают вариативность содержания образовательных программ основного общего образования, возможность формирования программ разного уровня сложности и направленности с учетом потребностей и способностей обучающихся; Устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения); Детализируют условия реализации образовательных программ; Детализируют требования к результатам освоения учащимися программ ООО; Оптимизируют требования к основной образовательной программе и рабочей программе; Прописывают требования к организации электронного обучения и применению дистанционных образовательных технологий Методологическая основа – системно- деятельностный подход

Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021 1) Впервые вводится ФГОС НО и ООО (5-9 классы) одновременно. 2) Четко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями. 3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков. 4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи). 5) Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д.). 6) Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.п.). 7) Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения. 8) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).

Выводы Безусловно, новые ФГОС – это шаг вперед. Есть интересные идеи и находки, которые справедливы и созвучны новому времени. В ариативность содержания и сроков образования Личный образовательный маршрут Индивидуальные учебные планы Деление на группы Но многое требует разъяснения: на каком уровне и как будут составляться индивидуальные маршруты, какие нормативные документы, подкрепляющие эти маршруты и личные учебные планы необходимы, какое требуется сопровождение со стороны школ. Так что приготовимся работать, работать и еще раз работать!

Челпанов М.

Новое поколение ФГОС начнет действовать с 1 сентября 2022 года. Второй иностранный язык можно не учить, а от патриотического воспитания не убежать. Разберемся, чего ждать школам, ученикам и их родителям

Что такое ФГОС и почему о них пишем

Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.

Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.

Обновленные требования ФГОС для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам.

Мы изучили новые стандарты ФГОС, сравнили их со старыми и делимся основными вещами, которые стоит знать.

Какие бывают ФГОС общего образования

Для российских школ актуальны следующие документы:

  • ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
  • ФГОС основного общего образования (5 – 9-й классы);
  • ФГОС среднего общего образования (10 – 11-й классы);
  • Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В новой редакции изменения коснулись только первых двух. О них и поговорим подробнее.

Три поколения ФГОС для школ

Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.

Первое поколение ФГОС

Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.

Второе поколение ФГОС

ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).

Позиция сравнения Первое поколение ФГОС Второе поколение ФГОС
Знание Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают Ученик активно участвует в процессе получения знаний
Обучение Система знаний как бы существует в вакууме Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни
Учение Односторонняя комуникация учитель → ученик Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу
Сотрудничество Единоличное руководство учителя Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения

Третье поколение ФГОС

Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.

Новые ФГОС общего образования 2021 года: основные изменения

Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.

Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.

Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку . Подход коснется всех уровней школы.

Единство обучения и воспитания

Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.

Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.

  • Например, патриотическое воспитание​

Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали что ждать. Сейчас понятно, что патриотизм понимается как:

  • интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
  • ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.

Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов

Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.

Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.

Согласно новым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.

А что с шахматами?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов учитель физической культу.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов учитель физической культу.

Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов

учитель физической культуры,
Крижевская Л.Р.
МБОУ Брагинская СОШ №11

Все учебные заведения ориентируются на образовательные стандарты, которые раз.

Все учебные заведения ориентируются на образовательные стандарты, которые разрабатывает государство. В грядущем году нас ждёт обновление этого важного документа. Рассмотрим ожидаемые изменения во ФГОС и что они будут значить.

Что такое ФГОС? ФГОС — это федеральные государственные образовательные станда.

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.

Какие бывают ФГОС ФГОС начального общего образования (1-4 классы), ФГОС основ.

Какие бывают ФГОС

ФГОС начального общего образования (1-4 классы),
ФГОС основного общего образования (5-9 классы),
ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),
ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Три поколения стандартов Первое поколение ФГОС Второе поколение ФГОС Третье п.

Три поколения стандартов

Первое поколение ФГОС
Второе поколение ФГОС
Третье поколение ФГОС

Отличия ФГОС первого и второго поколения20042009Три компонента: федеральный.

Отличия ФГОС первого и второго поколения
2004
2009
Три компонента: федеральный, региональный, школьный
Акцент на предметное содержание
Только федеральный компонент
Предметное содержание больше не в центре
Усиление воспитательной функции образования
Ориентация на результат

Отличия ФГОС второго и третьего поколенияС 2009 по 20122021Акцент на личности.

Отличия ФГОС второго и третьего поколения
С 2009 по 2012
2021
Акцент на личности ребенка
Развитие универсальных умений
Отсутствие четких требований
Конкретизация требований
Улучшение всей образовательной системы

ФГОС НОО второго поколенияТребования к результатам освоения основной образова.

ФГОС НОО второго поколения
Требования к результатам освоения основной образовательной программы:
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
2) овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).

ФГОС НОО третьего поколения1) Сформированность общих представлений о физическ.

ФГОС СОО второго поколенияТребования к результатам освоения основной образова.

ФГОС СОО второго поколения
Требования к результатам освоения основной образовательной программы:
1) умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
2) владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
3) владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
4) владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
5) владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности;
6) для слепых и слабовидящих обучающихся:
сформированность приемов осязательного и слухового самоконтроля в процессе формирования трудовых действий;
сформированность представлений о современных бытовых тифлотехнических средствах, приборах и их применении в повседневной жизни;

ФГОС СОО третьего поколения1)Формирование привычки ЗОЖ и занятиям физической.

ФГОС СОО третьего поколения
1)Формирование привычки ЗОЖ и занятиям физической культурой.
2)Умение планировать самостоятельные занятия физической культурой и строить индивидуальные программы оздоровления и физического развития.
3)Умение отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью с учетом индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели.
4)Организацию самостоятельных систематических занятий физическими упражнениями с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма.

5)Умение оказывать первую помощь при травмах (например: извлечение и перемеще.

Другие грядущие изменения в предмете Физическая культура Шахматы в начальной.

Другие грядущие изменения в предмете Физическая культура

Шахматы в начальной школе
Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят дополнительную подготовку.

ФГОС

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они разработаны, чтобы жители и крупных городов, и небольших населенных пунктов учились по одной программе и получали равноценные знания. Объясняем, как работает система, что нового в ней и как это применять на практике.

Общее описание системы ФГОС

Сегодня Стандарты позволяют:

составлять учебники и задачи для школьных и университетских экзаменов;

формировать методические пособия;

выяснять, сколько часов потребуется, чтобы освоить ту или иную дисциплину;

разъяснять, что получит ученик или студент после освоения каждой ступени образования;

проводить аттестацию персонала учебных заведений, контролировать качество их работы.

Кроме того, в документе зафиксировано все то, что учащийся должен освоить на той или иной ступени: так, без знаний начальной школы ученик не сможет заниматься в средней, без знаний средней — в старшей.

Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась. Стандарты объединяют разные программы, упорядочивают их части, вносят новое, затрагивают и такие ценности, как патриотизм, толерантность, традиции и нормы общества. ФГОС изменяются минимум раз в 10 лет.

Виды и содержание ФГОС

ФГОС ДОО

Дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — воспитатели развивают у детей речь, должны заниматься с ними физкультурой, прививать базовые навыки самообслуживания, общения, игры в коллективе.

ФГОС НОО

Начального общего образования (1-4 класс) — здесь у детей формируются знания о языке и культуре страны, закладываются базовые математические навыки и развивается логическое мышление.

ФГОС ООО

Основного общего образования (5-9 класс) — на этом этапе у детей формируется ответственное отношение к учебе и самообразованию, экологическая культура, развитие эстетического сознания, начинается изучение литературного наследия и иностранных языков.

ФГОС СОО

Среднего общего образования (10-11 класс) — ученики должны уметь самостоятельно решать сложные задачи, понимать функции и значение различных социальных институтов, следить за своей речью, знать основы государственной системы.

ФГОС ОВЗ

Стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования.

Также разработаны госстандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры — всего 12 документов.

Все ФГОС опубликованы на официальном сайте и состоят из четырех разделов:

Общие положения — что включено, какова цель документа.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ — что после обучения должны знать и уметь учащиеся, есть ли у них собственная позиция по ключевым вопросам, умеют ли они общаться, чего достигли за время обучения.

Требования к структуре этих программ — как составить учебный план, что в него включить, как помочь детям учиться.

Требования к условиям реализации программ — какое количество пособий и книг понадобится в школе, количество учителей, хватит ли места всем ученикам в учреждении, какое оборудование необходимо.

Кем разрабатываются и утверждаются ФГОС

Разработкой Стандартов занимается Минобрнауки России совместно с учебно-методическими объединениями, образовательными, научными организациями, родителями. При формировании учитывают и положения профстандартов.

Стандарты могут разрабатывать по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Специалисты разрабатывают проект, который направляется на рассмотрение экспертам Минобрнауки. Они размещают проект на своем портале, после чего ждут результатов независимой экспертизы, корректируют и утверждают сам проект.

Три поколения ФГОС: что меняется

Принято делить ФГОС на три поколения.

Первое поколение - 2004-2009 годы

Как таковых ФГОСов еще не было — были государственные образовательные стандарты, которые стали неактуальными, поскольку во главу угла ставился предметный результат. Личности обучающихся не уделялось никакого внимания. Основой была обязательная для изучения информация, а требования приводились как к пособиям, так и к темам внутри них.

Второе поколение - 2009-2020 годы

Эти ФГОС действовали вплоть до 2020 года. Здесь главными стали универсальные учебные навыки: самостоятельное изучение информации, коммуникация, проектная и факультативная работа. Акцент был направлен на личность ребенка, который должен уважать страну, быть терпимым, вести здоровый образ жизни.

Третье поколение - с 2021 года

Официальный переход на новые ФГОС состоится в сентябре 2021 года. Упор в них делается на уточнении требований к учащимся. До сих пор в документы включались лишь общие рекомендации: школа сама могла определять, когда и что изучать. Программы различались, и было сложно оценивать результаты: вроде бы ЕГЭ для всех один, а нужных знаний кому-то не хватает.

Требования ФГОС третьего поколения содержат:

четкие обязательства детского сада, школ, вузов перед учащимися и их семьями;

список навыков ученика в рамках школьных дисциплин — решать, доказывать, оперировать понятиями, а также рекомендации по развитию этих навыков;

конкретные результаты, которых должен достичь ученик, — сколько слов узнать за год, какие сочинения писать;

указания, какие знания в какой момент нужно освоить ребенку — причем, менять содержание тем не рекомендовано;

время, необходимое для реализации основных образовательных и воспитательных программ;

данные по коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Новые нормы предполагают, что школа учитывает особенности каждого ученика: как психологические, так и возрастные. Предполагается, что нагрузка на детей снизится. Вероятно, новые ФГОС изменят образовательную систему и конкретизируют ее задачи.

Как применяются ФГОС на практике

Чтобы соблюсти необходимые требования, школе нужно разработать основную образовательную программу (ООП) с учебным планом, программами учебных предметов, курсов, дисциплин, а также оценочные и методические материалы по ним.

Учитель должен составлять рабочую программу и проводить уроки в соответствии с требованиями ФГОС.

Для формирования программы по своему предмету учитель должен:

Изучить ФГОС соответствующего уровня образования для понимания того, какими знаниями должен будет обладать ученик. Узнать требования к целям программы, задачам обучения.

Установить порядок изучения учебного материала.

Распределить общее количество часов на все темы и разделы.

Включить в программу региональные материалы.

Использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.

В указанные сроки предоставить программу на экспертизу и согласовать ее.

ФГОС устанавливает требования и к структуре программы по учебным дисциплинам. В ней должно быть:

место дисциплины в общем плане;

содержание дисциплины или курса, а также результаты его освоения;

все необходимое для обучения как с методической точки зрения, так и с материально-технической стороны;

указано, какая литература обязательна к изучению.

Школьные уроки нужно проводить по ФГОС. Вы можете упростить свою работу и сделать себе несколько шпаргалок с их структурой. Например, на уроке усвоения новых знаний должно быть время на определение целей и задач занятия, актуализацию знаний, объяснение новой темы, проверку ее понимания, на инструкцию к выполнению домашнего задания, обсуждение урока.

Курсы для педагогов по ФГОС

Все программы в Академии бизнеса и управления системами разрабатывались в соответствии с профстандартами и требованиями ФГОС. Помимо этого, во время обучения педагогам объяснят, как применять Стандарты в работе: составлять план обучения, проводить уроки, проверять знания учеников.

Например, в Академии можно пройти программу повышения квалификации по методике преподавания биологии в условиях реализации ФГОС. За две недели педагог узнает все необходимое о преподавании, итоговой аттестации по биологии и инновационных образовательных технологиях. Учиться можно без отрыва от основной работы в любое удобное время.

Академия работает по государственной образовательной лицензии. После курсов педагог получает свидетельство о должности служащего или удостоверение о повышении квалификации. Все документы об образовании вносятся в государственную систему ФИС ФРДО и позволяют устроиться на работу в любую школу или детский сад.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.

Главная задача ФГОС – конкретизация требований к обучающимся.

Срок обновления – каждые 10 лет.

ФГОС ориентирован на:

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения

ФГОС 2009 г.

Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ

ФГОС 2021 г.

Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было

Требований было меньше

к результатам

Закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ (п. 6 ФГОС НОО)

Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики (п. 9 ФГОС НОО)

к пояснительной

записки было разным для НОО и ООО

записки одинаковое (п. 30.1 ФГОС НОО)

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения ФГОС 2009 г. Требования к рабочим Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятий ФГОС 2021 г. программам Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать ЭОР. Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности (п. 31.1 ФГОС НОО)

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения

ФГОС 2009 г.

Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятий

ФГОС 2021 г.

Рабочие программы учебных

предметов, курсов и модулей

необходимо формировать с

учетом рабочей программы

воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать ЭОР.

Требования к рабочим программам

теперь едины, и нет отдельных

норм для рабочих программ

внеурочной деятельности (п. 31.1 ФГОС НОО)

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения

Содержание календарного плана воспитательной работы

ФГОС 2009 г.

ФГОС 2021 г.

Ранее календарный план воспитательной работы только упоминался в ФГОС

Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей

Указали, что в план нужно включать не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых она просто участвует (п. 32 ФГОС НОО)

Деление предметов и курсов по предметным областям было другим

Объем часов аудиторной нагрузки

Объем часов внеурочной деятельности

3190 – максимум (п. 32.1 ФГОС НОО)

1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО)

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения ФГОС 2009 г. Требования к структуре содержательного раздела ООП ФГОС 2021 г. Раздел включал: программу формирования УУД на уровне; программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочной деятельности; На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО) рабочую программу воспитания; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения

ФГОС 2009 г.

Требования к структуре содержательного раздела ООП

ФГОС 2021 г.

Раздел включал: программу формирования УУД на уровне;

программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочной деятельности;

На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО)

рабочую программу воспитания;

программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения ФГОС 2009 г. Особенности обучения детей Применяли ФГОС НОО и (или) ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС для у/о ФГОС 2021 г. Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий с ОВЗ ФГОС НОО для детей с ОВЗ нельзя Настолько подробных норм не было Деление учеников на группы применять на уровне ООО. Для учеников с особыми потребностями создаются адаптивные образовательные программы Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО) Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы Индивидуальный авторизированный доступ ко всем ресурсам должен быть в школе и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО) Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы (п. 20 ФГОС НОО)

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения

ФГОС 2009 г.

Особенности

обучения детей

Применяли ФГОС НОО и (или) ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС для у/о

ФГОС 2021 г.

Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий

ФГОС НОО для детей с ОВЗ нельзя

Настолько подробных норм не было

Деление учеников на группы

применять на уровне ООО. Для учеников с особыми потребностями создаются адаптивные образовательные программы

Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО)

Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы

Индивидуальный авторизированный доступ ко всем ресурсам должен быть в школе и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО)

Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы (п. 20 ФГОС НОО)

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения ФГОС 2009 г. Рабочая ФГОС 2021 г. программа Рабочая программа воспитания НОО должна была быть модульной и включать в себя обязательные разделы Информационно-образовательная среда воспитания Требования к рабочей программе Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов воспитания НОО стали мягче. Указали, что программа воспитания для НОО Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п. 34.3 ФГОС НОО) может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть (п. 31.3 ФГОС НОО)

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения

ФГОС 2009 г.

ФГОС 2021 г.

Рабочая программа воспитания НОО должна была быть модульной и включать в себя обязательные разделы

Информационно-образовательная среда

Требования к рабочей программе

Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов

воспитания НОО стали мягче. Указали, что программа воспитания для НОО

Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п. 34.3 ФГОС НОО)

может, но не обязана включать

модули, и описали, что еще в ней

может быть (п. 31.3 ФГОС НОО)

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения ФГОС 2009 г. Обеспечение учебниками ФГОС 2021 г. Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников – в печатном или электронном виде Психолого-педагогические условия Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию (п. 36.1 ФГОС НОО) Требований было меньше Акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО)

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения

ФГОС 2009 г.

Обеспечение учебниками

ФГОС 2021 г.

Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников – в печатном или электронном виде

Психолого-педагогические условия

Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию (п. 36.1 ФГОС НОО)

Требований было меньше

Акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО)

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения ФГОС 2009 г. Повышение квалификации ФГОС 2021 г. Во ФГОС было требование, по которому педагоги должны были повышать квалификацию минимум раз в три года Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем один раз в три года. Педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО)

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения

ФГОС 2009 г.

Повышение квалификации

ФГОС 2021 г.

Во ФГОС было требование, по которому педагоги должны были повышать квалификацию минимум раз в три года

Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем один раз в три года. Педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО)

Результаты освоения программы согласно ФГОС НОО третьего поколения Личностные результаты (п. 10) освоения программы НОО должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания; Духовно-нравственного воспитания; Эстетического воспитания; Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия; Трудового воспитания; Экологического воспитания; Ценности научного познания.

Результаты освоения программы согласно ФГОС НОО третьего поколения

Личностные результаты (п. 10) освоения программы НОО должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:

Результаты освоения программы согласно ФГОС НОО третьего поколения

Метапредметные результаты (п. 11) освоения программы НОО должны отражать:

  • Овладение универсальными учебными познавательными действиями;
  • Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
  • Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

Предметные результаты (п. 12) освоения программы НОО с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы (учебные модули), ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на уровне начального общего образования

ФГОС НОО третьего поколения позволяет обеспечить Деление на группы, индивидуальные учебные планы Личный образовательный маршрут Единство образовательного пространства России Благоприятные условия воспитания и обучения Вариативность содержания образовательных программ Личностное развитие, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание Формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями

ФГОС НОО третьего поколения позволяет обеспечить

Деление на группы, индивидуальные учебные планы

Личный образовательный маршрут

Единство образовательного пространства России

Благоприятные условия воспитания и обучения

Вариативность содержания образовательных программ

Личностное развитие, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание

Формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями

Читайте также: