Отличие между толпой и публикой кратко

Обновлено: 04.07.2024

С изобретением книгопечатания человечество вступило в новую эпоху, в которой появилась новая разновидность толпы — публика. Публика, по мнению Тарда, это духовная общность индивидуумов, физически разделенных, но соединенных чисто умственной связью.

Г. Тард считал толпу естественной общностью, тесно связанной с естественными природными силами. Между толпой и публикой существует, по его мнению, несколько различий:

  1. Человек может принадлежать одновременно к различным видам публики, но только к одной толпе.
  2. Большая нетерпимость толпы, чем публики, к мнениям и суждением, противоречащим ее мнению. Замена толпы публикой сопровождается повышением терпимости и даже ростом скептицизма.
  3. Публика может быть определена как потенциальная толпа, так как сильно возбужденная публика может стать фанатической толпой. Итак, возникают две противоположности на континууме естественных общностей — от агрессивной, фанатичной толпы до терпимой публики.
  4. Всякая толпа подчиняется вождю, публика же не подчиняется, она вдохновляется публицистом, журналистом, писателем. На публике гораздо ярче отражается отпечаток ее создателя. В толпе же вождь несет на себе отпечаток толпы своих приверженцев.
  5. Толпа менее однородна, чем публика. Толпа всегда увеличивается благодаря случайным любопытным прохожим. Публика растет за счет целенаправленной рекламы.
  6. Публика есть известный своеобразный род коммерческой клиентуры. Есть два вида клиентов: публика постоянная, прочная, и публика случайная, непостоянная (181, с. 266-272).

Г. Тард называет этапы формирования толпы. Первый этап — это люди, идущие по улице, каждый по своим делам, просто гуляющие. Эти люди образуют тесное скопище. Второй этап начинается с того момента, как появляется общая цель, которая взволнует и объединит их вместе. Так зарождается первая ступень социального агрегата — толпа. Как только люди увлекутся общей идеей или страстью, они составят публику. В зависимости от того, что перевешивает — цель или желание, возникает два типа публики: публика убежденная, фанатичная, или же публика страстная, желающая.

классификация толпы по Тарду, толпа и публика


Рис. 7. Этапы трансформации толпы по Г. Тарду.

Толпу и публику можно классифицировать также по степени активности. Бывает толпа ожидающая, внимающая, манифестантская и действующая. Для ожидающих толп характерно коллективное любопытство, которое может достигнуть неслыханных размеров вне зависимости от его предмета. Толпа всегда бывает более терпелива или более нетерпелива, чем отдельный индивид. Это объясняется психологической причиной — взаимным заражением эмоциями собравшихся индивидов.

Люди в толпе вынуждены больше реагировать друг на друга, чем на информацию, которую сообщает им оратор. Когнитивные процессы направлены внутрь толпы, так как человек в первую очередь старается обеспечить свою безопасность среди огромной массы людей.

Толпы манифестантские всегда проявляют свои убеждения, свои страстную любовь или ненависть, радость или печаль со свойственным им преувеличением. У них мало идей, зато они держатся за них крепко и без устали кричат одно и то же.

Толпы действующие. Что может создать толпа со своей внутренней несвязностью и беспорядочностью усилий? — спрашивал Тард. Она может только разрушать, уничтожать, но не созидать. Он подразделял действующие толпы на два типа: любящие и ненавидящие. Неизвестно, что более гибельно: ненависть толпы или ее любовь, проклятия или энтузиазм. Толпа, охваченная сильными чувствами, становится безумной, в порыве обожания она может уничтожить своих идолов. Бывают также праздничные и траурные толпы. Праздничные толпы, считал Тард, приносят для развития общности больше пользы, чем вреда. Антисоциальные, агрессивные действия толп приводят к преступным разрушениям и негативно сказываются на психике, заставляя людей долго переживать эти события и проклинать их память.

виды толпы


Рис. 8. Классификация видов и активности толпы по Г. Тарду.

публика и толпа


Рис. 9. Способы влияния на публику и на толпу по Г. Тарду.

Г. Тард обнаружил парадокс: толпа не способна к разумным действиям, только отдельный человек может мыслить и действовать рационально. Толпа не способна к интеллектуальному творчеству. У людей, собравшихся вместе, снижается способность мыслить и стирается чувство реальности. Однако в толпе есть люди, обладающие сильной волей, они увлекают остальных за собой и управляют ими. Это вожди, религиозные деятели, политики, журналисты.

Фактически Тард основал теорию массовой коммуникации. Он обнаружил, что любая коммуникация, и массовая и межличностная, сопровождается внушающим воздействием. Особенно сильно это воздействие проявляется в толпе.

Толпа захватывает человека целиком, она более эмоциональна, чем публика, поэтому и более нетерпима. Падение публики до толпы очень опасно для общества. Вожак воздействует на толпу эмоциональнее и быстрее, но воздействие публициста длительнее. Если толпа по своим характеристикам неизменна, то публика поддается изменениям. Социалистическая публика времен Прудона и конца XIX в. весьма изменилась. Роль публицистов постоянно увеличивается, они создают общественное мнение, не говоря уже о постоянно увеличивающемся потоке прессы. Толпа никогда не бывает международной, тогда как современная публика постоянно бывает международной. Публика, по Тарду, менее слепа и значительно более долговечна, чем толпа.

Она является как бы конечным состоянием, в ней сливаются религиозные, политические, национальные группы. Публика — говорит он — это огромная. рассеянная толпа с неопределенными и постоянно меняющимися контурами, внушаемая на расстоянии. Но в то же время публика и толпа взаимно отражают друг друга, заражаясь одинаковыми мыслями и страстями.

Тард считает, что было бы ошибочно приписывать прогресс человечества толпе или публике, так как его источником всегда является сильная и независимая, отделенная от толпы, публики мысль. Все новое порождается мыслью. Главное — сохранить самостоятельность мысли, тогда как демократия приводит к нивелировке ума.

Если Лебон говорил об однородной и разнородной толпе, то Тард — о существовании разнородных по степени ассоциаций: толпа как зародышевый и бесформенный агрегат является ее первой ступенью, но имеется и более развитая, более прочная и значительно более организованная ассоциация, которую он называет корпорацией, например полк, мастерская, монастырь, а в конечном счете государство, церковь. Во всех них существует потребность в иерархическом порядке. Парламентские собрания он рассматривает как сложные, противоречивые толпы, но не обладающие единомыслием.

Особое внимание Тард уделяет сектам, которые, по его мнению, и поставляют толпе вожаков. Они являются бродилом для толпы, хотя сами секты вполне могут обходиться без толпы. Секта одержима некой идеей, и она подбирает себе последователей, которые уже подготовлены к этой идее. Согласно Тарду, всякая идея не только подбирает себе людей, но прямо создает их для себя. Все эти секты, считает он, возникают на ложных идеях, на смутных и темных теориях, обращены к чувствам, но не разуму. Секта непрерывно совершенствуется, и в этом ее особая опасность, прежде всего, когда речь идет о преступных сектах. Другая опасность сект заключается в том, что они вербуют для своих целей людей самых разных общественных категорий. Степень ответственности вождей и сект, которые их порождают, и ведомых ими масс различна. За все разрушительное, что имеет место в революции, толпа, хотя бы отчасти, ответственна. Но сами революции, по Тарду, были созданы, замыслены Лютером, Руссо, Вольтером. Все гениальное, в том числе и преступления, создается индивидом. Вождь, политический деятель, мыслитель внушает остальным новые идеи. Он считает, что в коллективной душе нет ничего загадочного, это просто душа вождя. Толпа, секта, публика всегда имеет ту основную мысль, которую ей внушили, они подражают своим вдохновителям. Но сила чувств, которыми руководствуется при этом масса, как в добре, так и в зле, оказывается ее собственным произведением. Поэтому неправильно было бы приписывать все действия толпы, публики только вождю. Когда толпа восхищается своим лидером, то она восхищается собой, она присваивает себе его высокое мнение о самом себе. Но когда она, и прежде всего демократическая публика, проявляет недоверие к своему руководителю, то и сам руководитель начинает заигрывать и подчиняться такого рода публике. И это происходит несмотря на то, что толпы, публика чаще всего послушны и снисходительны к своему лидеру.

Толпа

Толпа В процессе своего становления и развития народ проходит качественно различающиеся между собой ступени-состояния. Одним из таких социально-психологических состояний, уже, давно привлекшем к себе внимание историков, философов, социальных психологов, является

Толпа, массы, политика

Толпа, массы, политика Историко-философский очерк

Глава вторая. Толпа и ее иррациональность

Глава вторая. Толпа и ее иррациональность Исторические события ХIХ века с их войнами, революциями, социальными потрясениями заставили многих мыслителей усомниться во всесилии разума, в действенность просвещения масс. Все больше раздается голосов, что разум не всесилен,

Габриэль Тард — альтернативный предшественник альтернативной социологии

Габриэль Тард — альтернативный предшественник альтернативной социологии Габриэль Тард (1843-1904) был судьей, а затем криминалистом-самоучкой, стал предшественником Бергсона в Коллеж де Франс. Несколько цитат дадут нам представление о сильном контрасте между двумя линиями

3. Писатель и публика

3. Писатель и публика Так как то, благодаря чему существует наука, я усматриваю в самодвижении понятия, то, по-видимому, рассмотрение, показывающее, что приведенные и еще другие внешние стороны представлений нашего времени о природе и образе истины отклоняются от этого

ПУБЛИКА

ПУБЛИКА ПУБЛИКА - регулятивный идеал демократической формы правления; социологический феномен; норма и принцип, во имя которого возможна критика демократических институтов; центральная категория либерально-демократической теории. Получила развитие в виде понятий

Дизайнеры подсознания и их публика

Дизайнеры подсознания и их публика Краткое рассмотрение русской культуры досталинского и послесталинского периодов дает возможность точнее определить природу самого сталинского культурного феномена. Сталинская культура реализовала миф о демиурге, трансформаторе

Глава 1. Веселящаяся публика

Глава 1. Веселящаяся публика — …и тогда я отказал ему от дома. — Вы? Ему? — Но общаться с ним недостойно, даже неприлично. — А вы подумали… — Но существует же честь! — Вашей дочери поступать в его институт. Вам честь дороже дочери? — Иначе я не мог. — …Вы меня

2. Толпа и ее психология

2. Толпа и ее психология Толпа являет собой случайное или почти случайное сборище людей, объединенных в данном пространстве временным и преходящим интересом; это простое множество разрозненных людей, лишенное органической связи и единства; это хаотическое целое, как

Толпа (Foule)

Толпа (Foule) Собрание множества индивидуумов, рассматриваемое исключительно с количественной точки зрения. Толпе не хватает качества: тела плюсуются друг к другу, умы – нет. Отсюда – коллективная сила страстей, эмоций, импульсов… Почти неизбежно в толпе берет верх

скопление людей, не есть толпа или публика. пример "скопления людей" - люди на вокзале, поток прохожих на улице, т.е. люди оказались случайно рядом друг с другом и нет ничего общего, кроме физического расположения. скопление людей на перекрестке может стать толпой, как только испортится светофор, т.к. появляется общая проблема.

толпа возникает когда существует некий обший интерес у нескольких или сот людей одновременно, возникает стихийно. нет выраженного лидера, возникает случайно

группа или сообщество - скопление людей по четко выраженным интересам. как правило формирется искуственно. имеет неформального лидера. долгосрочность зависит от наличия людей у которых существует некорыстный интерес(научный, общественный, политический, то что касается других, решение проблем других). отсутвие некорысных интересов превравщает сообщество в "скопление людей"

коллектив - групппа людей имеющих долгосролчные и сложные, многоразовые, повторяющиеся задачи, частично формализовали задачи. имеет четко выраженную структуру или формального лидера/руководителя

Кто передо мной: публика, аудитория или толпа?

Начнем с того, что толпа, публика и аудитория – это совершенно разные вещи и нужно уметь обращаться к ним на “их языке”. В наши дни умение убеждать стало одной из составляющих как профессионального, так и социального успеха человека. Своего собеседника, если он в единственном числе, мы информируем, убеждаем и побуждаем к последующим конкретным действиям с помощью одних механизмов воздействия. В случае, когда перед нами два человека и более – с помощью других.

Выбор приемов и способов воздействия зависит от того, перед кем вы выступаете: толпой, публикой или аудиторией. Рассмотрим их характерные признаки и различия. Итак:

Толпа
Публика
Аудитория

Как вы уже могли заметить, у толпы, аудитории и публики все же есть одно общее свойство. Подчеркнем, очень важное свойство! Люди, входящие в их состав, пусть и в разной степени, но подвержены внушению и речевому воздействию через изменение их эмоционального состояния.

Читайте также: