Отличие касты от сословия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Социальная стратификация представляет собой определенную упорядоченность общества в иерархическом виде. Она тесно связана с неравенством, причиной которого является неравномерное распределение общественных богатств и различная степень доступа индивидов к каким-либо благам

В истории человеческого общества существовали различные типы стратификации. Выделяют четыре основных исторических типа социальной стратификации:

  • рабовладение;
  • касты;
  • сословия;
  • классы.

Для первобытного этапа развития общества характерно естественное структурирование в зависимости от возраста и пола. Неравенство тогда было незначительным. На более поздних этапах, в сложных обществах, оно становится выраженным более явно, люди делятся на страты. Возникает рабовладельческая система, затем касты, сословия и, наконец, классы.

Общества можно разделить на два типа, в зависимости от того, возможен ли переход из одного слоя в другой: закрытые и открытые.

Закрытое общество – это такое общество, в котором перемещения из одних страт в другие либо абсолютно запрещены, либо имеют ряд существенных ограничений.

Открытое общество представляет собой такую социальную систему, в которой перемещения между стратами не имеют официальных ограничений.

Рабовладение как тип социальной стратификации

Рабство – это экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, для которой характерна крайняя степень неравенства.

При данной форме социальных отношений один человек выступает собственностью другого, а низший слой полностью лишен всяких прав и свобод.

Существуют две формы рабства:

  • патриархальное, при котором раб обладал правами младшего члена семьи, участвовал в общественной жизни, мог вступать в брак, а также наследовать имущество хозяина;
  • классическое, когда раба абсолютно закабалили, и он считался собственностью хозяина.

Готовые работы на аналогичную тему

Касты и сословия

Кастовая система – это закрытый тип общества, при котором статус дается от рождения, а мобильность почти полностью исключена.

Группа людей, с наследуемым членством, осознающая свою общность, имеющая круг традиционных занятий, заключающая браки только внутри себя, а также ограничивающая общение с другими подобными группами, называется кастой.

Наиболее ярким примером кастового строя является Индия, где подобная система стала всеобъемлющей. Касты располагались там следующим образом:

Такая организация в Индии существовала до 50-х годов XX в., но и на сегодняшний день остаются определенные кастовые предрассудки.

Сословный тип стратификации также относится к закрытому обществу. Сословие связано с передачей статуса, а также сопутствующих ему прав и обязанностей по наследству. В отличие от касты, данный принцип не носит абсолютного, всеобъемлющего характера, а членство в том или ином сословии может быть куплено или даровано.

Сословная стратификация была характерна для европейского Европы эпохи феодализма, но встречалась и в других цивилизациях. Примером тут может служить средневековая Франция. Общество там делилось на такие сословия как: духовенство; дворянство; ремесленники, торговцы и слуги; крестьяне. В России сословная иерархия была утверждена указами Екатерины II. Существовали следующие группы: дворянство, духовенство, купечество, мещанство и крестьянство.

Классы

Классовая стратификация характеризует открытые общества. Она имеет ряд отличий от кастовой и сословной:

  • основанием для создания классов не являются правовые и религиозные нормы, а членство в них не наследуется;
  • классы не имеют жестко очерченных границ;
  • классовая система основана на экономических различиях между группами людей и связана с неравенством в доступе к материальным ресурсам;
  • социальная мобильность заметно проще, чем в других типах стратификации.

Классы – это большие группы людей, отличающиеся по своим эконмическим возможностям и другим характеристикам (профессиональным, образовательным и т.п.), которые в значительной мере влияют на их стиль и образ жизни.

Первыми разрабатывать проблему классов на теоретическом уровне стали К. Маркс и М. Вебер. Первый определял их как социальные общности, разделяющиеся в зависимости от собственности на средства производства. В зависимости от этого, существуют эксплуатируемые и эксплуатирующие классы. Главным основанием стратификации общества, по Марксу, является экономическое положение, все же остальные характеристики совмещаются с ним и выводятся из него.

Вебер связывал деление на классы с разными позициями в системе рыночной экономики. Классовые различия вытекают не только из контроля над средствами производства, но и из других различий, которые включают в себя профессиональное мастерство, уровень квалификации, владение интеллектуальной собственностью и т.д. Вебером было предложено трехмерное деление, разделяя страты по трем критериям: экономическому, статусному и политическому.

В современной социологии используются три подхода к определению стратификационного положения индивидов и групп:

  • объективный (самый распространенный) – со статусным критерием;
  • субъективный самооценочный – опрашиваемые сами определяют свою социальную принадлежность;
  • субъективный репутационный – опрашиваемые определяют социальную принадлежность друг друга.

С различными вариациями, используется схема, в которой выделяются высший, средний и рабочий классы.

К высшему классу принадлежат группы, имеющие значительные экономические и властные ресурсы; его представители контролируют бо́льшую часть капиталов и богатств. Средний класс делится на три страты: высший средний, средний (промежуточный) средний и нижний средний. В него входят работники неручного труда. Рабочий класс составляют работники физического, квалифицированного, полуквалифицированного и неквалифицированного ручного труда.

Рассмотрим, как в мировой политической истории происходит постепенный отказ от кастового принципа, кастового общества, и как в этой связи меняются функции элиты. Кастовое общество основано на принципе онтократии, т.е. отождествлении социальных функций и внутренней бытийной природы определенного типа. Первым этапом перехода от кастового общества к его антитезе, к бескастовому обществу или обществу без иерархии, является сословное общество.

Сословное общество основано на принципе "меритократии" * – "власти заслуженных".

Принципиальное отличие сословий от каст в том, что в сословном обществе есть возможность перехода из одного сословия в другое. Принцип каст заключается в том, что перейти из одной касты в другую невозможно ни при каких обстоятельствах, каста предопределяет бытие человека изнутри и в течение всего жизненного срока. В касте проявляется "высший закон", не зависящий от индивидуальных заслуг представителя той или иной касты.

Идея сословий иная: принадлежность к высшим сословиям – аристократии – может быть получена за счет индивидуальных заслуг. Высший иерарх (царь или жрец) данного общества через определенный обряд, постановление или иную форму волеизъявления может возвести человека низшего сословия в высшее за определенные заслуги. Это называется "аноблированием" * .

Привилегии и социальный статус, т.е. принадлежность к высшему сословию "аноблированного", распространяются и на его потомков. Теоретически, это означает, что и у истоков родовой знати сословного общества некогда также стояли люди, совершившие поступки, высоко оцененные политическим сообществом. Иными словами, в отличие от полноценного кастового общества общество сословное связывает принадлежность к касте не с неизменным качеством бытия, но со стихией действия, игры, случая, усилия и воли. Несмотря на то, что сословное и кастовое общества имеют некоторые общие черты – в первую очередь, передачу социального статуса по наследству – они глубоко различны в своих предпосылках, так как проистекают из разных моделей понимания взаимосвязей человека, общества и мира. В кастовой системе устройство реальности непрерывно – от стихий мира, к пластам человеческой природы вплоть до социальной модели. Различие в природе стихий выражается в различиях между людьми – и это неснимаемо, не зависит ни от чего. (Мы видели, что статичность такого подхода компенсируется в определенной мере структурой "тайных обществ", "параллельной иерархией", где акцент ставится на волевое и индивидуальное начало). Социальные различия каст, таким образом, коренятся в самой абсолютной природе реальности и не зависят от исторической и индивидуальной конкретики.

В сословной системе эта предпосылка – онтократическое измерение кастовой системы – отсутствует или, по меньшей мере, опосредована. Высшие сословия отличаются от низших не по природе, но в силу определенных исторических ситуаций – действий и их результатов. Меритократия – в отличие от онтократии, претендующей на отражение неизменной природы вещей – предполагает зависимость от жеста.

Принцип "избранничества" в меритократии

В сословном обществе концепция "элиты" меняет значение. Если в кастовом обществе под "элитарностью", "избранностью" понималась врожденная наделенность внутренней природой, приближенной к божественной, "родственной" божеству (и это не требовало от человека индивидуальных усилий), то в сословном обществе "избранничество" приобретало иной, более драматический характер – "избрать" человека в высшие сословия мог либо жрец, либо вождь, либо общее мнение народа, племени, общества, либо, наконец, прямое вмешательство Божества. Во всех случаях мы имеем дело с вторжением в природу вещей какой-то особой силы, которая оценивает -- так или иначе – поступки, действия, жесты человека. Meritus, "заслуга" – это не данность, как в онтократии, но плод усилий, действий, результат активности. В сословном обществе всегда имеется объяснение причины принадлежности человека к высшей касте: либо личные заслуги, либо заслуги предков, либо что-то еще.




Точно так же избрание осуществляется и в отношении первых лиц иерархий – царей на царство помазует священник, королей избирают князья, патриархов и митрополитов избирают епископы, в определенных случаях учитывается и мнение народа.

В меритократии – по сравнении с онтократией – меняется само представление о сущности "элиты". Собственно, сам термин "элита" строго соответствует именно сословному принципу, а к кастовому обществу он приложим лишь в силу аналогии, так как "онтократия" не зависит от жеста – жеста избранничества.

Рассмотрим, как в мировой политической истории происходит постепенный отказ от кастового принципа, кастового общества, и как в этой связи меняются функции элиты. Кастовое общество основано на принципе онтократии, т.е. отождествлении социальных функций и внутренней бытийной природы определенного типа. Первым этапом перехода от кастового общества к его антитезе, к бескастовому обществу или обществу без иерархии, является сословное общество.

Сословное общество основано на принципе "меритократии" * – "власти заслуженных".

Принципиальное отличие сословий от каст в том, что в сословном обществе есть возможность перехода из одного сословия в другое. Принцип каст заключается в том, что перейти из одной касты в другую невозможно ни при каких обстоятельствах, каста предопределяет бытие человека изнутри и в течение всего жизненного срока. В касте проявляется "высший закон", не зависящий от индивидуальных заслуг представителя той или иной касты.

Идея сословий иная: принадлежность к высшим сословиям – аристократии – может быть получена за счет индивидуальных заслуг. Высший иерарх (царь или жрец) данного общества через определенный обряд, постановление или иную форму волеизъявления может возвести человека низшего сословия в высшее за определенные заслуги. Это называется "аноблированием" * .

Привилегии и социальный статус, т.е. принадлежность к высшему сословию "аноблированного", распространяются и на его потомков. Теоретически, это означает, что и у истоков родовой знати сословного общества некогда также стояли люди, совершившие поступки, высоко оцененные политическим сообществом. Иными словами, в отличие от полноценного кастового общества общество сословное связывает принадлежность к касте не с неизменным качеством бытия, но со стихией действия, игры, случая, усилия и воли. Несмотря на то, что сословное и кастовое общества имеют некоторые общие черты – в первую очередь, передачу социального статуса по наследству – они глубоко различны в своих предпосылках, так как проистекают из разных моделей понимания взаимосвязей человека, общества и мира. В кастовой системе устройство реальности непрерывно – от стихий мира, к пластам человеческой природы вплоть до социальной модели. Различие в природе стихий выражается в различиях между людьми – и это неснимаемо, не зависит ни от чего. (Мы видели, что статичность такого подхода компенсируется в определенной мере структурой "тайных обществ", "параллельной иерархией", где акцент ставится на волевое и индивидуальное начало). Социальные различия каст, таким образом, коренятся в самой абсолютной природе реальности и не зависят от исторической и индивидуальной конкретики.

В сословной системе эта предпосылка – онтократическое измерение кастовой системы – отсутствует или, по меньшей мере, опосредована. Высшие сословия отличаются от низших не по природе, но в силу определенных исторических ситуаций – действий и их результатов. Меритократия – в отличие от онтократии, претендующей на отражение неизменной природы вещей – предполагает зависимость от жеста.

Принцип "избранничества" в меритократии

В сословном обществе концепция "элиты" меняет значение. Если в кастовом обществе под "элитарностью", "избранностью" понималась врожденная наделенность внутренней природой, приближенной к божественной, "родственной" божеству (и это не требовало от человека индивидуальных усилий), то в сословном обществе "избранничество" приобретало иной, более драматический характер – "избрать" человека в высшие сословия мог либо жрец, либо вождь, либо общее мнение народа, племени, общества, либо, наконец, прямое вмешательство Божества. Во всех случаях мы имеем дело с вторжением в природу вещей какой-то особой силы, которая оценивает -- так или иначе – поступки, действия, жесты человека. Meritus, "заслуга" – это не данность, как в онтократии, но плод усилий, действий, результат активности. В сословном обществе всегда имеется объяснение причины принадлежности человека к высшей касте: либо личные заслуги, либо заслуги предков, либо что-то еще.

Точно так же избрание осуществляется и в отношении первых лиц иерархий – царей на царство помазует священник, королей избирают князья, патриархов и митрополитов избирают епископы, в определенных случаях учитывается и мнение народа.

В меритократии – по сравнении с онтократией – меняется само представление о сущности "элиты". Собственно, сам термин "элита" строго соответствует именно сословному принципу, а к кастовому обществу он приложим лишь в силу аналогии, так как "онтократия" не зависит от жеста – жеста избранничества.

Социальная стратификация общества: что означает это понятие. Суть, критерии, основные типы, особенности. Выберите и укажите верные суждения о социальной стратификации – примеры заданий из ЕГЭ. Социальная стратификация и социальная мобильность.

Фото Социальная стратификация: понятие и критерии. Три типа стратификации общества

Социальная стратификация и социальная дифференциация

Любое общество делится на различные социальные группы, члены которых занимают неодинаковое положение, имеют разные права и обязанности. Это разделение общества на группы с неравным положением называется социальной дифференциацией.

В любом обществе существует неравенство — неравномерное распределение ограниченных ресурсов, таких как власть, деньги или престиж. Меньшинство, которое находится наверху, имеет много этого ресурса, а большинство — мало. Эта иерархическая система называется социальной стратификацией.

Социальная стратификация — система, состоящая из множества общественных групп, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Стратификация — это система слоев, расположенных по вертикали. В каждом слое — люди с примерно одинаковым социальным статусом.

Страта — это группа людей, общность, социальный слой, объединенные каким-то социальным признаком.

Пример: шесть страт американского общества

Американский социолог середины XX века Уильям Уорнер разделил общество США на шесть слоев:

Четыре критерия социальной стратификации

Обычно выделяют четыре критерия социальной стратификации — признака, по которым определяется место группы в иерархии общества:

  • доход;
  • власть;
  • образование;
  • престиж.

В привилегированные группы входит меньшее число людей, чем в непривилегированные. К примеру, миллиардеров всегда меньше, чем людей со средними доходами. Политическая элита, управляющая обществом, всегда малочисленна по сравнению с людьми, которыми она управляет.

Какой критерий стратификации считать главным — спорный вопрос. Так, марксисты делят общество на классы по экономическим признакам, в зависимости от их отношения к средствам производства (капиталисты владеют средствами производства, а наемные работники продают свой труд).

Социолог и историк Макс Вебер называл основой стратификации распределение власти и авторитета. Функциональная теория объясняет неравенство в обществе профессиональным разделением труда: ведь за различный труд полагается неравное вознаграждение.

Исторические типы стратификации: касты, сословия, классы

Социальная стратификация отличается определенной стабильностью на конкретном историческом этапе. В истории человечества были разные типы обществ, и иерархия в них строилась по-разному.

Рабство. Рабовладельческое общество делится на свободных людей и рабов. Положение низших страт закрепляется жестко: раб считается собственностью другого человека, он лишен прав и свобод. Примеры рабовладельческих обществ: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.

Кастовая система. Некоторые общества делятся на касты — социальные группы, в которые люди попадают по рождению. Например, деление на касты традиционно существовало в Индии: брахманы были жрецами, кшатрии — воинами, вайшьи — ремесленниками, шудры — крестьянами и наемными рабочими. У каждой касты свои функции. Человек жестко закрепляется за своей кастой: например, могут быть запрещены браки между людьми из разных каст.

Сословная система. Сословие — это социальная группа, чьи права и обязанности закреплены юридически и передаются по наследству. Например, в царской России существовали дворянское сословие, духовенство, крестьянство, купечество, казачество — и каждый человек принадлежал к одному из них от рождения.

Рабовладельческая, кастовая и сословная система — примеры закрытых обществ с низкой социальной мобильностью. В Древнем Риме раб мог получить свободу и даже разбогатеть, в Российской империи простолюдин мог дослужиться до дворянства, однако это всегда было исключением.

Классовая система. Класс — большая социальная группа, выделяемая по отношению к собственности и общественному разделению труда. По Карлу Марксу, в капиталистическом обществе люди делятся на буржуазию и пролетариат. Буржуа владеют средствами производства (фабриками и заводами), а пролетарии работают по найму. Принадлежность к классу не устанавливается сверху, не закрепляется навсегда и не передается по наследству. Классовое общество — общество открытого типа с высокой социальной мобильностью. Теоретически ничто не мешает наемному работнику самому разбогатеть и войти в состав буржуазии.

Одновременно в любом обществе есть стратификация и по другим признакам: люди отличаются по своим физическим данным, по квалификации, по месту проживания и так далее.

Все эти системы могут переплетаться и дополнять друг друга. Например, в США до XIX века классовая система существовала наряду с рабством.

Классы и страты – в чем разница

Классовый подход предполагает деление общества на группы по экономическим характеристикам. Страты же могут выделяться по многим другим качествам.

Деление общества на классы учитывает экономические факторы: место в системе общественного производства, отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда, способы и размеры получаемого богатства.

Делить общество на страты можно по массе экономических и неэкономических характеристик: по уровню доходов и образования, включенности во властные структуры, образу жизни, общественному престижу, по самооценке позиции в обществе.

По одному критерию человек может занимать высокое положение в социальной иерархии, по другому — низкое. Например, в некоторых странах образованный и уважаемый в ученой среде профессор может быть небогатым человеком. Его статус в одной сфере высок, в другой — нет.

Выберите верные суждения о социальной стратификации

Готовясь к ЕГЭ по обществознанию, нужно запомнить определение социальной стратификации, ее основные типы и критерии. Рассмотрим для примера несколько заданий, где необходимо указать верные суждения о стратификации.

Задание 1. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В основе социальной стратификации лежит социальное неравенство.
2) Социальная стратификация бывает формальная и неформальная, позитивная и негативная.
3) Социальная стратификация в традиционном обществе была связана с правами и обязанностями, которые передавались по наследству.
4) В постиндустриальном обществе социальная стратификация отсутствует.
5) К критериям социальной стратификации относят доход, образование, наличие властных полномочий.

Правильный ответ: 135

Задание 2. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Страта — слой людей, имеющих схожие признаки по психическим и физиологическим параметрам.
2) Сословия — большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности.
3) Поляризация общества способствует росту социальных конфликтов.
4) Распределение социальных групп и людей по стратам позволяет выделить относительно устойчивые элементы структуры общества с точки зрения доступа к власти, выполняемых профессиональных функций и получаемого дохода.
5) К деклассированным элементам относятся люмпены — бродяги, попрошайки, нищие, а также, в некоторых случаях, маргиналы.

Правильный ответ: 345

Задание 3. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В основе социальной стратификации лежит неравномерное распределение ресурсов, прав и обязанностей среди членов общества.
2) Пол, возраст и семейное положение являются критерием отнесения человека к определённой социальной страте.
3) Социальная стратификация существует в любом обществе.
4) В социологии выделяются вертикальная и горизонтальная форма социальной стратификации.
5) Проявлением социальной стратификации является сословное деление общества.

Правильный ответ: 15

Задание 4. Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социологи различают индивидуальную и групповую (коллективную) мобильность.
2) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
3) Один из критериев дифференциации социальных групп — уровень доходов.
4) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.

Для нас, получивших образование в советские времена, многие годы любое разделение на сословия воспринималось как преступление. Идеи равенства и братства, казалось бы, должны были непоколебимо внедриться в наше подсознание. Однако теперь мы видим, как быстро различия в величине доходов или социальных статусах становятся поводом для превосходства. Так в чем же дело? Почему, например, любовь к земле, к дачным участкам из нас не выкорчевать, а принципы равенства и братства оказались такими ненадежными?

А между тем такое разделение это отражение одной из основных граней Законов Мироздания. Умелое использование этих знаний позволит избежать многих ошибок и обойти множество ловушек.

И перво-наперво, что стоит усвоить, так это то, что все люди равные, но разные. Равные, потому что вышли из одного источника. Вышли мы оттуда разными путями, но ВСЕ из одного источника. А вот дальнейшее развитие у каждого идет по своему пути, наша Божественная частица путешествует по бескрайним просторам всего мироздания, переходя из мерности в мерность, из пространства в пространство, из мира в мир. И каждое мгновение только наш выбор влияет на наше путешествие и развитие.

Кто-то называет этот путь приобретением опыта. Что ж, можно и так сказать, хотя мне кажется, что человеческими словами трудно, практически невозможно описать смысл этого процесса.

Величайшее многообразие представляет само Мироздание. И проходя свой путь многими дорогами, каждый становится уникален. Каждая Душа становится неповторима. И эти различия часто бывают очень значимы. Давайте рассмотрим, как и зачем проявляются эти различия в нашей человеческой жизни.

У наших предков общество делилось на три ступени. На три сословия. У другой ветви потомков наших общих предков, у индусов, разделение происходит на еще большее количество каст, но это связано со смешением кровей с другими народами, потомками других цивилизаций. Здесь речь идет о нас, носителях славянских корней.

Внутри же общества разделение происходило на три ступени, которые условно можно назвать так: труженики, витязи-князья, жрецы. Но это разделение не означало преимущества и превосходства одних над другими. Это разделение означало, какую ответственность готов принять на себя человек.

Так, труженик это такой человек, чьё Мировоззрение позволяло уверенно заботиться о своей семье. Тех. Кто не был готов заботиться и отвечать за семью и выбирал холостяцкую жизнь, в общество вовсе не допускали. Когда человек озабочен только своими шкурными интересами, он превращается в паразита на теле общества. И через него в общество смогут проникнуть и нанести вред представители иных миров.

Сословие тружеников самое многочисленное. При видимой своей простоте, эти люди на генетическом уровне хранили, да и хранят сейчас, вечную мудрость. Именно эта мудрость не позволяет и сейчас сделать из нас законопослушных марионеток, на западный манер. Именно эта генетическая память и не позволяет задурманить голову простому человеку. Да, перед непреодолимыми обстоятельствами труженики уступят. Но лишь потому, что главная их цель – сохранить саму жизнь, передать эту мудрость дальше, чтобы она раскрылась, когда придет время. (что, кстати, сейчас и происходит).

Жрецы-волхвы это те труженики, чьё мировоззрение уже расширилось до принятия всего Мироздания. Они уже заботятся о благополучном взаимодействии различных энергетических структур, миров, иерархий. И опять, это вовсе не власть, превосходство. А колоссальная ответственность.

Все процессы в нашем мире, кстати, протекают как в ту, так и в другую сторону. Одни Души в процессе своих рождений и развития наращивают свою мощь и принимают на себя соответствующие своей силе заботы. Другие же Души уже прошли множество путей, уже обладают определенной мощью и воплощаются на Земле, дабы потрудиться на благо самой Жизни. За ними стоят высокие иерархии, от них исходит необыкновенная сила. И они творят и трудятся, пробуждая в других людях самое светлое. У певцов и композиторов рождаются песни, обладающие магический силой. Режиссеры снимают фильмы, которые влияют на сознание людей многие поколения.

К сожалению. Влияние ущербных энергетических структур сегодня настолько сильно, что многие пришедшие из жреческих иерархий трусят взять на себя ответственность, соответствующую их мощи. Ох, и сильно их тогда начинает сжимать сама жизнь. Ибо один из главных законов нашего Мироздания – соответствуй своему уровню. То есть, не лезь туда. Куда еще не дорос, но и брать не себя меньшую ответственность, чем способен, тоже есть нарушение.

А любое высокомерие в разделении людей это результат воздействия. А то и внедрения, представителей Темной Яви и Нави. Амбиции, гордыня, возвышение, высокомерие – это их методы. И результат всегда будет в их пользу, а не в пользу того, кого удалось искусить ощущением превосходства над другими.

Будьте бдительны, различайте, кто и что становится мотивом для ваших поступков, мыслей и чувств.

Желаю вам истинного развития и полноценного процветания.

Поделитесь этой информацией со своими друзьями, пусть это станет нашим эквивалентным обменом.

Читайте также: