Западники славянофилы дворянский либерализм и разночинская революционная демократия кратко

Обновлено: 30.06.2024

Каждая политическая идеология, так или иначе, имеет свои разные ветви. Так же случилось с либерализмом в России. Обычно, когда мы говорим о видах либеральной идеи, мы вспоминаем классический либерализм, либертарианство, христианскую демократию, социал-либерализм и многие другие течения, но сегодня я предлагаю ознакомиться с вопросом разделения либерализма в России, а именно об идеологии либерального западничества и либерального славянофильства, и конфликты между двумя сторонами либеральной идеи разгораются и по сей день.

Точно сказать когда появился либерализм в нашем государстве будет весьма трудно, но чаще всего можно услышать версию о распространении либертарных идей со времен правления Петра I. Либеральная идея показала свою благотворность и жизнеспособность неоднократно, и именно благодаря либерализму и его великим последователям в лице русских правителей и реформаторов Россия развивалась. Либерализм стал своеобразной модой для вольнодумных интеллигентов, знати, буржуазии русского государства. Однако сейчас мы рассматриваем не полную эпоху зарождения и распространения либерализма на территориях России, а конкретную эпоху — 1840-е годы.

Интеллигенция сильно возмущалась по поводу ужесточения порядков в стране, но если одна часть просто негодовала, то другие стали подготавливать заговоры по свержению власти. Николай I пришел к власти как раз во время осуществления подобного заговора, который позже назовут восстанием на Сенатской площади. План декабристов провалился, а на трон сел Николай. Многие либералы тогда отнеслись крайне негативно к декабристам, ибо считали идею подобных политических изменений излишне резкой и неоправданно кровавой. Новый император не оправдал ожиданий реформаторов и либералов, он оставил систему такой, какой она была, без существенных изменений, но даже с застоем и весьма жесткой цензурой. Из-за этого реформистские силы в России снова стали организовываться, но на сей раз радикалов среди них было в десятки раз меньше.

Хомяков весьма последовательно для консерватора придерживался либертарных принципов, часто обосновывал свою позицию не столько политическими утверждениями, сколько божественными писаниями. В начале 1840 года Хомяков начал высказывать свою позицию по поводу крестьянского вопроса, стал ярым сторонником освобождения крестьян из крепостнического рабства. Хомяков выступал за свободу мысли, за светлые идеалы гуманизма, всячески проповедовал идею о превосходстве разума человеческого — "Все глубочайшие истины мысли, вся высшая правда вольного стремления доступна только разуму, внутри себя устроенному в полном нравственном согласии с всесущим разумом, и ему одному открыты невидимые тайны вещей божеских и человеческих". Что же касается других членов либерального движения, то среди них можно отметить братьев Ивана и Константина Сергеевича Аксаковых, Юрия Федоровича Самарина, Александра Ивановича Кошелева. И как главную идею либерального славянофильства можно отметить построение либертарного монархического государства с учетом всех особенностей русского менталитета и упором на христианскую мораль.

Идеалы либерального славянофильства шли сквозь эпоху, попутно зарабатывая себе новых сторонников. Как пример славянофила эпохи Николая II можно отметить Петра Аркадьевича Столыпина — великого государственного деятеля, либерала, патриота. Столыпин предпринимал ряд реформ для улучшения положения русского народа, решал крестьянский вопрос, проблемы образования простого люда, многие другие неприятности в жизни Российской Империи. Петр не раз отмечал важность либеральных преобразований для России, Столыпин был сторонником того, что революционные настроения вызваны бедами внутри державы, он говорил — "Реформы во время революции необходимы, так как революцию породили в большой мере недостатки внутреннего уклада". В этом человеке сочетались консервативные убеждения и либеральные взгляды.

Термин "славянофил" постепенно начал устаревать, и на его смену представители подобных движений взяли идеологию либерального консерватизма и националистического либерализма, которые в России отображали большую часть взглядов и убеждений либералов славянофилов. Но есть ли представители подобных идеалов в современной России? Есть, но их крайне мало, хотя они востребованы весьма сильно. Сейчас из видных организаций близких к славянофилам я вижу только Русских Демократов во главе с Сергеем Григоровым. Вот главные пункты Русских Демократов:
1. За русское национальное государство, отказ принятия мигрантов из Средней Азии и Закавказья, борьба с радикальным исламом
2. Переход к рыночной экономике, дебюрократизация, неприкосновенность частной собственности
3. Против пораженчества во внешней политике
4. За демократию и права человека, полную свободу слова.

Идеология либерального западничества . Как и в случае со славянофилами, движение западников началось еще с реформ Петра I. Западники весьма положительно отнеслись к изменениям и курсу на европейский стиль жизни. Либералы западники выступают за выборочное применение европейских практик для построения либерально-демократического общества. Как предшественников западнического мировоззрения можно отметить таких политических фигур допетровской России как Артамон Сергеевич Матвеев и Василий Васильевич Голицын.

Движение либералов западников было неоднородным, западники часто расходились во мнениях по различным вопросам. Однако можно составить систему ценностей, которых придерживалось большинство представителей западного движения. Западники поддерживали Петра Великого и видели в нем монарха реформатора, открывшего России дорогу в путь просвещенной Европы. Либералы западники, как и славянофилы, выступали с критикой крепостного права и желали его скорейшей отмены, они, как и славянофилы, были за снижение цензуры, за свободу слова, собраний и печати. Основным объектом критики западных либералов стал монархо-феодальный строй в России, а как альтернативу они предлагали перенять практику Англии и Франции, установить в России парламентскую монархию. Западники считали Европу центром мирового прогресса, предполагали что, Россия должна ровняться в некоторых пунктах на европейские державы. Либералы западники выступали за индустриализацию, развитие торгово-рыночных отношений и налаживание политических и экономических связей со странами западного мира. Достичь цели либералы западники пытались исключительно путем реформ, отвергая насилие и идеи революции или переворота, так же они негативно отнеслись к идеям социализма. Главный вопрос по которому западники не сходились во взглядах — вопрос крестьянских общин. В этой проблеме западники поделились на западников либералов и западников социалистов. Социалисты западники видели в общинах возможность привить крестьянам культуру коллективизма, а либералы западники считали крестьянские общины таким же пережитком прошлого, как и крепостное право. Родоначальником либерального западничества можно считать русского философа Петра Яковлевича Чаадаева.

Чаадаев изложил свои мысли в труде "Философские письма", там он не мало уделял внимания проблемам российского общества, а главную причину видел в том, что Россия отклонилась от европейского курса. Как других представителей либерального западничества можно отметить Виссариона Григорьевича Белинского, Константина Дмитриевича Кавелина и Сергея Михайловича Соловьева.

Как пример либерала западника более поздних времен можно отметить Бориса Николаевича Чичерина, чьи убеждения пусть и были более похожи на либеральный консерватизм, но все же больше относятся к западному мировоззрению, чем к славянофильскому. В своих произведениях он не мало внимания уделяет проблеме прав и свобод личности, отмечает свободу как одну из важнейших вещей в человеческой жизни, это его уже не мало роднит с классическими либералами. Чичерин поддерживал концепцию Локка о свободе, он считал, что одна из самых важных видов свободы — это свобода экономическая и права собственности.

В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.

И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию.

Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники — Герцен, Грановский и др. — подчеркивали, что крепостное право — лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю русскую жизнь. Ведь и “образованное меньшинство” страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в “крепости” у власти, у самодержавно-бюрократического строя. Критикуя российскую действительность, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь мы видим определенную общность с теорией “официальной народности”).

Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут стать отношения между Земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов, типа Великой французской революции. “Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который “прорубил окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути.

Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа “официальной народности”: православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковывали эти принципы в своеобразном смысле: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам “внутренней правды”. При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Когда в 1855 г. на престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему “Записку о внутреннем состоянии России”. В “Записке” Аксаков упрекал правительство в подавлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации; он указывал, что крайние меры могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем. Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жизни практику созыва Земских соборов. Идеи предоставления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.

Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю.




В то же время они понимали, что реформы Петра сопровождались многими кровавыми издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем, поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали “образованное меньшинство”.

При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-политической мысли. Они являлись представителями либерально-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы. Герцен подчеркнул то общее, что соединяло западников и славянофилов — “физиологическое, безотчетное, страстное чувство к русскому народу” (“Былое и думы”).

Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. В спорах о путях развития страны мы слышим отзвук спора западников и славянофилов по вопросу о том, как соотносятся в истории страны особенное и общечеловеческое, чем является Россия — страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая представляет собой часть всего человечества, часть Европы, идущая путем всемирно-исторического развития.

В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.

И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию.

Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники — Герцен, Грановский и др. — подчеркивали, что крепостное право — лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю русскую жизнь. Ведь и “образованное меньшинство” страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в “крепости” у власти, у самодержавно-бюрократического строя. Критикуя российскую действительность, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь мы видим определенную общность с теорией “официальной народности”).

Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут стать отношения между Земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов, типа Великой французской революции. “Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который “прорубил окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути.

Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа “официальной народности”: православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковывали эти принципы в своеобразном смысле: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам “внутренней правды”. При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Когда в 1855 г. на престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему “Записку о внутреннем состоянии России”. В “Записке” Аксаков упрекал правительство в подавлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации; он указывал, что крайние меры могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем. Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жизни практику созыва Земских соборов. Идеи предоставления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.

Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю.

В то же время они понимали, что реформы Петра сопровождались многими кровавыми издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем, поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали “образованное меньшинство”.

При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-политической мысли. Они являлись представителями либерально-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы. Герцен подчеркнул то общее, что соединяло западников и славянофилов — “физиологическое, безотчетное, страстное чувство к русскому народу” (“Былое и думы”).

Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. В спорах о путях развития страны мы слышим отзвук спора западников и славянофилов по вопросу о том, как соотносятся в истории страны особенное и общечеловеческое, чем является Россия — страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая представляет собой часть всего человечества, часть Европы, идущая путем всемирно-исторического развития.

Социально-политическая жизнь России второй половины $XIX$ и начала $ХХ$ вв. разнообразна и представлена многими течениями, школами, направлениями. Это были славянофилы, западники, революционеры-демократы, народники, анархисты, марксисты и т.д.

Славянофилы и западники

Видными представителями славянофильства были:

  • братья Аксаковы,
  • И. В. Киреевский,
  • Ю. Ф. Самарин,
  • А. С. Хомяков.

Взглядам славянофилов противостояли западники, из которых можно выделить:

  • П. В. Анненкова,
  • И. В. Вернадского,
  • Т. И. Грановского.

Они считали наиболее приемлемым для России путь развития по образцу Западной Европы. Выступали за отмену крепостного права.

Революционеры-демократы

Из них стоит выделить А. И. Герцена, В. Г. Белинского, П. Г. Чернышевского.

Герцен был убежденным социалистом. Для утверждения социализма в России необходимо отказаться от крепостничества и антинародной политики. И сделать это возможно если не путем радикальных реформ в стране, то путем крестьянской революции.

Белинский как и Герцен был сторонником социалистических идей. Он считал, что народ, и прежде всего крестьянство сможет стать единственной силой самодержавного строя в России.

Другой представитель революционно-демократической мысли Чернышевский также считал приход социализма неизбежным результатом развития общества, в котором развивается индустриальное производство, наука и техника. Он утверждал, что социализм возможен при замене частной собственности общественной. И только революционным путем.

Народничество

Видными представителями народничества являются П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский и др. Народники считали, что переход к социализму в России возможен через крестьянскую революцию, а для этого, как считал Лавров, народник-пропагандист, необходима тщательная подготовка и народа, и его руководителей.

Готовые работы на аналогичную тему

По мнению Ткачева, возглавлявшего народников-заговорщиков, необходимо создать законсперированную организацию, способную к захвату власти и свержению самодержавия, создать в стране одну большую общину-коммуну.

Анархизм

Марксизм

Помимо В. И. Ленина известными марксистами были Г. В. Плеханов, Н. И. Зибер и др.

Зибер утверждал, что закономерным результатом развития капитализма будет социализм. Плеханов говорил о неоспоримой роли народных масс и личности человека в марксистском учении, о взаимосвязи политики и экономики.

Учение Ленина стало не только продолжением марксизма, но и теоретическим решением почти всех проблем политической жизни России: разработал основы партии нового типа, ее стратегии и тактики, указал роль народных масс в политической борьбе, создал систему мирного сосуществования в странах с различным социально-политическим строем и т. д.

Декабристы — общее название лиц, принимавших участие в российском оппозиционном движении и состоявших в различных тайных обществах в 1810‑х — первой половине 1820‑х гг. Получили известность после организации восстания против царской власти на Сенатской площади Петербурга.

Со второй половины 1810‑х гг. среди представителей части интеллигенции, офицерского корпуса, дворянства стали расти антикрепостнические настроения и осуждение произвола абсолютизма, что, по их мнению, тормозило развитие государства и препятствовало модернизации общества. На формирование мировоззрения будущих участников декабристского движения повлияло:

  • пребывание за границей во время европейского похода русской армии 1813–1815 гг. против Наполеона. Это позволило передовым представителям русского офицерства ознакомиться с идейными течениями и политическими учреждениями европейских стран;
  • распространение в среде русской интеллигенции произведений французских просветителей: Вольтера, Руссо, Монтескье;
  • неприятие репрессивной политики правительства императора Александра I.

Организации декабристов и восстание

По делу декабристов было осуждено 289 человек. Участники декабристского движения были приговорены к различным видам наказания (каторжные работы, высылка в Сибирь, разжалование в солдаты и перевод в действующую армию на Кавказ), а наиболее активные — казнены (С. Муравьёв-Апостол, П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, М. Бестужев-Рюмин).

Несмотря на поражение, движение декабристов имело большое историческое значение. Это было первое революционное выступление в России, поставившее цель изменить систему управления в стране и отменить крепостное право. Идеи декабристов существенно повлияли на становление последующих поколений русских революционеров.

Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм

Основными идейными течениями этого периода были: консерватизм, либерализм и утопический социализм. Их представители, в рамках своих идейных доктрин, пытались найти закономерности в историческом развитии России, размышляя о её будущем.

Либерализм. Консерваторам противостояли либералы. Либерализм — общественно-политическое течение, основывающееся на идее незыблемости прав и личных свобод человека, отстаивающее минимальное вмешательство государственной власти в жизнь людей.

Сторонники либеральной мысли не были однородны. Их представляли два идейно-политических течения — западники и славянофилы. Оба направления объединяли неприятие крепостного права, переход к конституционной монархии, требование от власти проведения общедемократических реформ, но были между ними и существенные идейные различия.

Славянофилы оформились как отдельное течение к 1839 г. Они подчёркивали самобытность России, указывая на её существенные отличия от государств Западной Европы и осуждая установившийся там капиталистический строй. Тем самым они обосновывали уникальный путь развития России, следуя которому она сможет донести православную истину до подверженных заблуждениям народов Европы. Славянофилы пропагандировали особый тип культуры, сложившийся ещё в допетровской Руси, в основе которого — православная вера, оспаривая тезис западников о необходимости следования России по европейскому пути развития. Среди приверженцев данного направления были писатели, философы, публицисты — К. Аксаков, И. Аксаков, А. Хомяков, И. Киреевский, П. Киреевский, Ю. Самарин и др. Их обращение к истории русского народа, его многовековым традициям оказало позитивное воздействие на развитие русской культуры.

Утопический социализм — учение о справедливом обществе, построенном на социалистических принципах. Отвергало насилие. Выступало за внедрение в общество социалистических принципов путём пропаганды со стороны интеллигенции и близких ей слоёв.

Наиболее радикальная часть кружка не исключала организации народного восстания против царской власти, центром которого должен был стать Урал. Взгляды петрашевцев были близки А. Плещееву, А. Майкову, М. Салтыкову-Щедрину, Ф. Достоевскому. В апреле 1849 г. кружок петрашевцев был разгромлен властью, а 21 его представитель приговорён к расстрелу, затем заменённому на бессрочную каторгу.

Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствия для страны

Внешняя политика Александра І

При Александре І главными направлениями внешней политики России были восточное и западное. Ещё в начале века удалось присоединить Восточную Грузию (1801). В восточном направлении Российская империя провела достаточно успешную войну с Османской империей (1806–1812) и укрепила свои позиции на Балканах, Чёрном море, Ближнем Востоке и в Закавказье. Согласно Бухарестскому миру в её состав вошла Бессарабия (1812), а Молдова и Валахия получили автономию в рамках Порты. Турция была вынуждена ослабить своё религиозное и экономическое давление на христианские народы Балканского полуострова.

Русско-иранская война 1804–1813 гг. позволила присоединить к империи территорию Северного Азербайджана, Иран признал русское доминирование в Дагестане, на западном побережье Каспийского моря. России предоставлялось право иметь флот на Каспии.

Западное направление было менее успешным. Несмотря на победу в очередной войне со Швецией и присоединение Финляндии (1808–1809) в качестве автономного государства, что укрепило северо-западные границы России, серьёзную угрозу для Российской империи представляла наполеоновская Франция.

После поражения войск коалиции от французов под Аустерлицем (1805) и Фридляндом (1807), Александр І был вынужден подписать с Наполеоном невыгодный для России Тильзитский мир (1807), признав все завоевания французского императора и примкнув к континентальной блокаде Великобритании, что сулило значительные убытки для российской экономики. Столкновение с Францией становилось неизбежным.

Александр І, наряду с монархами Пруссии и Австрии, стал инициатором создания Священного союза (1815), призванного сохранять соотношение сил, установленное Венским конгрессом, и подавлять любые проявления революционных движений в Европе.

В первой половине ХІХ в. расширились российские владения на Кавказе. Этому способствовала затяжная Кавказская война, длившаяся почти полстолетия — 1817–1864 гг. Одним из её героев стал А. Ермолов. Ермолов Алексей Петрович (1777–1861) — русский военачальник и государственный деятель, участник многих крупных войн с участием России в первой половине ХІХ в. Главнокомандующий русской армии в начальный период Кавказской войны (до 1827). С его именем связано укрепление русских позиций в Чечне и Дагестане.

Внешняя политика Николая I

В целом мало отличалась от курса его предшественника. Борьба с революционными движениями (подавление восстаний в Царстве Польском в 1831 г. и в Венгрии в 1848 г.), пристальное внимание к Востоку — войны с Персией (1826–1828) и Турцией (1828–1829), приведшие к установлению контроля России над Каспийским морем, устьем Дуная, усилением её влияния в Греции, Сербии, Валахии, Армении. Активизация политики России в Средней Азии привела к вхождению в её состав Казахстана.

Продолжалась борьба за контроль над Кавказом. В конце 1820‑х на территории Дагестана и Чечни сложился имамат — своеобразное государственное объединение на религиозной основе. В 1834 г. во главе имамата стал Шамиль. Ему удалось объединить разрозненные племена горцев, сосредоточив в своих руках военную, политическую и духовную власть. Сопротивление Шамиля продолжалось до 1859 г. Без многолетнего лидера имамат вскоре распался. Лишь в 1863–1864 гг. России удалось окончательно подчинить районы Северного и Северо-Западного Кавказа.

Крымская война и её последствия для страны. Крымская война (1853–1856) — война, в которой России противостояла коалиция в составе Великобритании, Франции, Османской империи и королевства Сардиния. Театром боевых действий стали Кавказ, Дунайские княжества, Балтийское, Чёрное, Азовское, Белое, Баренцево моря и даже Камчатка. Определяющее значение для всего хода войны имели военные действия в Крыму.

Причины войны. Поводом к обострению ситуации стало известие об осквернении турецкими властями христианских святынь в Палестине. Российская империя, пытаясь надавить на Турцию, ввела свои войска на территорию Молдавии и Валахии. Отказ Николая I вывести войска был использован Османской империей для объявления войны (октябрь 1853). Вскоре её примеру последовали Великобритания и Франция (апрель 1854).

Ход войны. В начале войны союзники, воспользовавшись неразвитостью транспортных коммуникаций, слабой технической оснащённостью русской армии (практически полное отсутствие нарезного оружия, преобладание парусного флота) и ошибками её командования, смогли сконцентрировать свои войска в черноморской акватории и осуществить успешную высадку десантного корпуса в Крыму. В дальнейшем русской армия потерпела ряд поражений, наиболее болезненным из которых стала сдача после героической годичной обороны южной части Севастополя (сентябрь 1854 — август 1855) — основного места базирования Черноморского флота России. Тем не менее, русская армия всё же сумела сохранить контроль над севастопольской бухтой — местом дислокации отечественного флота.

Одним из героев Севастополя, погибших при его обороне, стал знаменитый русский адмирал Павел Степанович Нахимов (1802–1855). Под его руководством состоялся разгром турецкого флота в Синопской бухте (ноябрь 1853). Помимо П. Нахимова в Севастопольском сражении себя проявили адмиралы В. Корнилов и В. Истомин, генерал артиллерии С. Хрулёв, военный инженер Э. Тотлебен, хирург Н. Пирогов. Безмерным был героизм рядовых участников обороны Севастополя, таких как матрос П. Кошка, медсестра Д. Михайлова (Даша Севастопольская) и др.

На Кавказском театре военных действий русская армия имела перевес, нанеся несколько поражений туркам и захватив их крепость Карс. Но угроза вступления в войну Австрии и Пруссии заставила российскую сторону согласиться на заключение мирного договора на условиях, предложенных союзниками.

Итоги. Согласно Парижскому мирному договору, заключённому в марте 1856 г., Россия должна была вернуть Османской империи территории южной Бессарабии, земли на Кавказе и в устье Дуная; Российская империя лишалась права на дислокацию боевого флота в Чёрном море, за которым закреплялся статус нейтрального. Россия замораживала строительство военных кораблей на Балтике и лишалась права покровительства Сербии и другим христианским народам Балкан. В результате поражения в Крымской войне был подорван международный престиж России. Вместе с тем война стала толчком к системному реформированию страны во многих областях.


К середине 19 века в общественно-политической мысли Российской империи выделилось два направления – западники и славянофилы. Их представителями были выходцы из среды купечества, аристократии и разночинцев, в том числе известные философы и писатели.

Возникновение западничества и славянофильства

Общественное движение в Российской империи в последние годы правления императора Александр I было связано с деятельностью декабристов. После подавления их выступлений, в годы царствования Николая I, сформировались два направления общественно-политической мысли – западники и славянофилы.

Западники XIX век

Рис. 1. Западники XIX век.

У каждого из этих направлений были свои предшественники в XVII-XVIII веке. К западникам допетровской эпохи следует отнести Бориса Морозова, Артамона Матвеева и Василия Голицына.

Взгляды славянофилов сложились к 1839 году, а западников – к 1841. Их формирование происходило под влиянием “Философических писем” Чаадаева, которые были опубликованы в 1836 году. Сами термины появились уже в ходе полемики 1840-ых. Известными представителями славянофилов были браться Киреевские и братья Аксаковы, а также философ Юрий Самарин. Среди известных западников можно назвать историков Грановского и Соловьева, писателя Тургенева.

Заслугой славянофилов стоит считать то, что своей деятельностью они пробудили интерес к истории и культуре русского народа. Например, Владимир Даль издал первый толковый словарь русского языка.


Рис. 2. Славянофилы XIX век.

Общее и различия

Сравнительная таблица поможет лучше запомнить кто такие славянофилы и западники и каковы были их сходства и различия:

Путь, по которому должна двигаться Россия

Западники считали, что Россия должна двигаться по тому же пути ведущих европейских государств

Славянофилы выступали за особый путь России в рамках формулы “Православие, самодержавие, народность”

Варианты преобразований и реформ

Западники делились на либеральных и революционных. К первым относились историки Грановский и Кавелин, а ко вторым – Герцен и Огарев

Славянофилы выступали за развитие только мирным путем

Государственный строй и отношение к конституции

Западники выступали за конституционную монархию по образу Великобритании, а наиболее радикальные – за республику по образцу США

Славянофилы считали, что для России подходит только самодержавная монархия

Западники выступали за отмену крепостного права и использование наемного труда, в целом это был опыт Западной Европы или Великого княжества Финляндского

Славянофилы тоже выступали за отмену крепостного права, но считали необходимым сохранить традиционную крестьянскую общину

Представления об экономике

Западники настаивали на применении передового западного опыта, например, британского, так как Великобритания была в те годы “фабрикой мира”

Славянофилы считали необходимым участие правительства в механизации труда и строительстве железных дорог

Западники ставили религию во второстепенное положение относительно государственных вопросов

Славянофилы считали православную веру краеугольным камнем для русского народа, признавали его особую историческую миссию

Отношение к личности Петра I

Западники относились к нему как к великому реформатору

Славянофилы считали, что Петр направил развитие российского государства по чуждому народу пути, у них больше симпатий вызывали цари периода существования Земских соборов

Взгляды западников на государственный строй были похожи на программы декабристов. Павел Пестель в “Русской Правде” предлагал ввести республику, а Никита Муравьев – конституционную монархию.

Герцен и Огарев

Рис. 3. Герцен и Огарев.

Что мы узнали?

Славянофилов и западников кратко проходят в школьном курсе истории 8 класса. Оба направления обшественно-политической мысли ставили целью сделать Российскую империю лучше, но пути достижения результата видели по-разному.

Читайте также: