Полиция в 18 веке в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Кузнецов П.

Полицейская функция возникла одновременно с появлением государства. Уже в первых государственных образованиях восточных славян (VI-VIII века), позднее в Киевской Руси, функции полиции выполнялись дружиной князя. По мере развития государства полицейские функции в той или иной мере реализовывали посадники, волостели, тысяцкие, сотские, старосты, вирники и т.д. Однако эта деятельность не была их основой обязанностью и совмещалась с другим родом деятельности.

Развитие полицейских органов в период абсолютной монархии

Фактическая деятельность полицейских учреждений диктовалась условиями крепостнического строя, самодержавной государственностью и полицейским политическим режимом, конкретной ситуацией в стране и столицах, субъективными воззрениями и желаниями царя и его окружения. В законодательных актах указывались основные направления деятельности полиции, конкретизировались отдельные полномочия, регулировались формы и методы ее функционирования, однако в первой четверти XVIII в. не были определены рамки полномочий. Характер, формы и методы деятельности полиции просматриваются на примере некоторых традиционно присущих ей направлений деятельности.

Среди важнейших направлений карательно-правоохранительной деятельности столичных учреждений регулярной полиции выделяются регулирование передвижения и проживания в столицах населения, пресечение самовольных уходов работных людей, крестьян, дезертирства солдат. Вопросы о сыске беглых постоянно рассматривались полицмейстерскими канцеляриями. За три месяца (август - октябрь) 1724 года в Московской полицмейстерской канцелярии рассмотрено 19 дел о беглых, которых обнаружила московская полиция. Почти ежегодно полиция распространяла объявления о прощении возвратившихся до определенного срока на службу солдат.

Непосредственно на борьбу с беглыми направлялся учет городского населения. Это мероприятие имело существенное значение и для регламентации жизни горожан, привлечения их к полицейским повинностям, а также высылке из столицы людей, ставших там ненужными правительству.

Полицейские канцелярии в первой четверти XVIII в. имели широкие полномочия по части расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. В них проводились дознание по всем обнаруженным полицией преступлениям, а также предварительное следствие и суд в отношении лиц, подведомственных полиции. Полицией приводились в исполнение вынесенные ею приговоры.

До крайности доведенная регламентация жизни и деятельности населения также была возложена на полицию. В функции регулярной полиции, как правило, входили те вопросы, в разрешении которых самодержавное правительство применяло грубое прямое принуждение. В регламентации часто подражали западноевропейским образцам, не считаясь с привычками и укладом жизни местного населения, что, естественно, вызывало противодействие с его стороны. Предметом разбирательства в сенате и полицмейстерских канцеляриях были в основном случаи злоупотребления, которыми причинялся ущерб знатным лицам или учреждениям. Эти случаи дошли до нас в архивных документах. А сколько бесчинства полицейских чиновников в отношении простонародья осталось неизвестно?

Итак, русский тип государственности, казалось бы, наиболее должен был укрепиться с 1861 года. Но для этого монарху необходимо было быть с народом, в мысли, в сердце, в общении. Монарху необходимо было вливать в свою личность всю живую работу народного духа. А между тем в этот момент самый важный, самый решительный, самый критический, какой только был в истории России, на монархию тяжко налегло антимонархическое управительное построение, выращенное в предшествовавший период.

Вот тут-то и сказались все вредные последствия насажденной с Петра и усиленной с Александра I бюрократии. До тех пор чрезмерный рост и вредное значение бюрократического управления было несколько ослабляемо влиянием дворянства, которое находилось в тесной и непосредственной связи с Верховной властью. Но дворянство потеряло возможность исполнять прежнюю роль связи между Верховной властью и нацией. А на месте этой связи ничего не было создано. С упразднением социально-исторической роли дворянства около верховной власти остались только ее бюрократические служебные органы.

Общая характеристика государственного строя России в XVIII веке

Естественно, что при этом задача организации самоуправления не только не была достигнута, но, в общем заглушена. Все же остальное и не могло быть достигнуто бюрократическим путем, ибо возможность личных прав и просвещения теснейше связана с социальной самостоятельностью народа.

Судить о мнениях народа по голосу печати – это значит сделать интеллигенцию представительницей всего народа и отдать мысль правительства во власть стремлений интеллигенции. На той же почве возникло огромное влияние разных заезжих иностранцев, обзаведшихся журналами, или евреев, или, наконец, просто спекулянтов, ни с какими слоями народа ничего общего не имеющих.

Таким образом, во всем прямая связь государства с народом отстранялась, и государственное строение с 1861 года в общем характеризовалось тем, что из года в год, почти без моментов передышки бюрократия развивала все большую централизацию и вмешательство чиновничьей власти решительно во все, чем только живет нация.

Область ведения управительных учреждений беспрерывно расширяется. Контроль частных граждан и общественных учреждений за действием бюрократических учреждений постоянно суживается. Контроль бюрократии за каждым малейшим действием личности и общественных слоев непрерывно растет.

Вот какие чувства и настроения воспитываются бюрократией и ее централизацией. Ее действо было вполне солидарно с тенденциями революционной интеллигенции.

Россия в период абсолютной монархии

Во второй половине XVII века I четверти XVIII в. в России утверждается абсолютная монархия. Впервые в российской истории полиция становится самостоятельным звеном государственного аппарата.

Принятый в 1649 г. наказ о градском благочинии стал действовать не только в Москве, но и на всей территории страны. В крупных городах объездным головам поручалось осуществлять паспортный контроль, наблюдать за порядком, санитарией и освещением. Они же формировали местную полицию и администрацию, организовывали патрулирование улиц.

После смерти Петра I Главный магистрат был упразднен, а органы городского самоуправления стали подчиняться губернаторам и воеводам, взявшим на себя отправление основных полицейских функций.

Указом 1750 г. регламентировались методы борьбы с проституцией и притонами. Указом 1740 г. регламентировалась патрульная служба в городах. Однако к началу 60-х гг XVIII в. число полицейских учреждений сократилось, а оставшиеся перешли в 1762 г. в подчинение губернаторов и воевод.

Реформы полицейских органов, осуществленные Екатериной II, преследовали цель укрепить правительственный аппарат на местах. Во второй половине XVIII века в России был создан разведывательный аппарат специальных полицейских органов, предназначенный для защиты фискально – полицейских интересов абсолютистского государства.

С другой стороны, русский статут содержит чрезмерно большой раздел (включающий в себя почти половину всех статей), в котором подробно описываются наказания, полагающиеся за каждое нарушение соответствующих правил.

В период царствования Павла I городское сословное самоуправление было слито с органами полиции. Вместо управ благочиния были учреждены городские правления – ратгаузы, соединявшие в себе административно-полицейские, финансово-хозяйственные и частично судебные функции. С 1799 г. во всех губернских и уездных городах стали открываться военно - политические органы – ордонанс - гаузы, каждый из которых возглавлялся полицмейстером, городничим или комендантом, имел военный суд и тюрьму.

В XVIII в. правительство упорядочило управление крестьянами. В каждой удельной волости крестьяне избирали сельский приказ. Это был полицейский и финансовый орган, осуществлявший надзор за порядком, исполнением распоряжений правительственных учреждений.

Возникновение еще при Петре I специальные политические репрессивные органы более интересно стали развиваться во второй четверти XVIII в. Преобразование 1713-1718 гг. укрепили систему розыскных канцелярий, а в 1718 г. образован центральный органы – Тайная канцелярия. После ее ликвидации в 1726 г. контрольно-розыскные и надзорные функции перешли к Верховному тайному совету, а в 1731 г. – к специально созданной канцелярии тайных розыскных дел, контролируемой Сенатом. Это был действительный карательный орган, прототип тайной полиции. Манифестом 1762 г. была официально ликвидирована тайная полиция и канцелярия тайных розыскных дел. Однако на деле ее функции были возложены на третью экспедицию Сената 12 Манифестом Екатерины II 1762 г. были внесены существенные изменения в организацию нового тайного ведомства.

Согласно ее распоряжению, тайная экспедиция оказалась в подчинении одного генерал – прокурора. Передача тайной экспедиции в ведение генерал – прокурора обеспечивала органам политического сыска максимальную централизацию, независимость от других учреждений и сохранение наиболее полной секретности расследований. Тайная экспедиция действовала в условиях нараставшего народного недовольства с первых дней своего существования развернула активную деятельность. Поводом для возбуждения политических дел в тайной экспедиции чаще всего служили доносы. Широко применялась пытка, которая была отменена лишь Александром I в 1801 г.

Помимо широкого использования доносов, осуществлялась перлюстрация частной переписки подозрительных лиц, организовывалась слежка за радикально настроенными лицами. Во время следствия в тайной экспедиции отношение к подсудимым продолжало оставаться неодинаковым, в зависимости от их социальной принадлежности. Неравенств лиц перед законом внесено не только на характер допросов, но и на силу наказания, на условия содержания в тюрьме.

Период правления Павла I характеризуется отдельными либеральными жестами. Вместе с тем, царь сохранил тайную экспедицию, которую возглавил А. С. Макаров. В рассмотренный исторический период тайная экспедиция уже не играла серьезной роли. Политическим розыском занимался сам император и его окружение.

Александр I после вступления на престол повелел упразднить Тайную экспедицию. В своем манифесте от 2 апреля 1801 г. монарх резко осудил политику тайного политического сыска. Наряду с упразднением политического розыска была подтверждена отмена пыток. Однако позже Александр I пришел к выводу, что абсолютизм не может существовать без тайной полиции.

Список использованной литературы

картинка

картинка

Полицейская функция возникла одновременно с появлением государства. Уже в первых государственных образованиях восточных славян (VI-VIII века), позднее в Киевской Руси, функции полиции выполнялись дружиной князя. По мере развития государства полицейские функции в той или иной мере реализовывали посадники, волостели, тысяцкие, сотские, старосты, вирники и т.д. Однако эта деятельность не была их основой обязанностью и совмещалась с другим родом деятельности.

Развитие полицейских органов в период абсолютной монархии.

картинка

Фактическая деятельность полицейских учреждений диктовалась условиями крепостнического строя, самодержавной государственностью и полицейским политическим режимом, конкретной ситуацией в стране и столицах, воззрениями и желаниями царя и его окружения.

В первой четверти XVIII в. не были определены рамки полномочий. Характер, формы и методы деятельности полиции просматриваются на примере некоторых традиционно присущих ей направлений деятельности.
Среди важнейших направлений деятельности столичных учреждений полиции выделяются регулирование передвижения и проживания в столицах населения, пресечение самовольных уходов работных людей, крестьян, дезертирства солдат. Вопросы о сыске беглых постоянно рассматривались полицмейстерскими канцеляриями. За три месяца (август — октябрь) 1724 года в Московской полицмейстерской канцелярии рассмотрено 19 дел о беглых, которых обнаружила московская полиция. Почти ежегодно полиция распространяла объявления о прощении возвратившихся до определенного срока на службу солдат .

картинка


Нижний чин Санкт-Петербургской полиции. 1719 г.

картинка

Полицейские канцелярии в первой четверти XVIII в. имели широкие полномочия по части расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. В них проводились дознание по всем обнаруженным полицией преступлениям, а также предварительное следствие и суд в отношении лиц, подведомственных полиции. Полицией приводились в исполнение вынесенные ею приговоры.

картинка

Повседневная жизнь людей в первой половине XVIII в. была обставлена чрезвычайной регламентацией. Было запрещено в городе носить бороды и русское платье; в соответствии с чином определялось сколько лошадей содержать и запрягать в экипаж, какие драгоценности и наряды надевать на себя по праздникам. Жителям было установлено время для сна, работы и отдыха, а работа и отдых были также регламентированы.

До крайности доведенная регламентация жизни и деятельности населения также была возложена на полицию. В функции регулярной полиции, как правило, входили те вопросы, в разрешении которых самодержавное правительство применяло грубое прямое принуждение.

Общая характеристика государственного строя России в XVIII веке.

Государственное строение в общем характеризовалось тем, что из года в год, почти без моментов передышки бюрократия развивала все большую централизацию и вмешательство чиновничьей власти решительно во все, чем только живет нация. Область ведения управительных учреждений беспрерывно расширяется. Контроль частных граждан и общественных учреждений за действием бюрократических учреждений постоянно суживается. Контроль бюрократии за каждым малейшим действием личности и общественных слоев непрерывно растет.

картинка

Эта беспрерывно и бесконечно возрастающая административно бюрократическая опека, превзошедшая все примеры, бывшие дотоле, приводит общественные силы к расслаблению. Они почти отрицаются, если не в теории, то на факте. Все за всех должен делать чиновник и подлежащая власть. Таким путем правительственные учреждения разрастаются более и более.

Россия в период абсолютной монархии.

Во второй половине XVII века I четверти XVIII века в России утверждается абсолютная монархия. Впервые в российской истории полиция становится самостоятельным звеном государственного аппарата.
Принятый в 1649 году наказ о градском благочинии стал действовать не только в Москве, но и на всей территории страны. В крупных городах объездным головам поручалось осуществлять паспортный контроль, наблюдать за порядком, санитарией и освещением. Они же формировали местную полицию и администрацию, организовывали патрулирование улиц.

С начала XVIII века стали появляться регулярные полицейские формирования. В 1702 году органы губного самоуправления были упразднены. Их функции перешли к воеводам. После образования в 1710 г. губерний полицейские функции были возложены в числе других на губернаторов .

Первая специальная полицейская должность в России появилась в 1718 году – в Петербурге был учрежден генерал – полицмейстер. К 1722 году полицмейстеры появились во многих крупных городах. При них создавались канцелярии полицейских дел. К числу функций этих органов были отнесены охрана порядка, спокойствия и безопасности, розыск беглых, продовольственные и противопожарные мероприятия, решение вопросов городского благоустройства. Регламент Главного магистрата 1721 года учредил регулярную полицию.

картинка

Реформы полицейских органов, осуществленные Екатериной II, преследовали цель укрепить правительственный аппарат на местах. Во второй половине XVIII века в России был создан разведывательный аппарат специальных полицейских органов, предназначенный для защиты фискально – полицейских интересов абсолютистского государства.

С другой стороны, русский статут содержит чрезмерно большой раздел (включающий в себя почти половину всех статей), в котором подробно описываются наказания, полагающиеся за каждое нарушение соответствующих правил.

картинка

В период царствования Павла I городское сословное самоуправление было слито с органами полиции. Вместо управ благочиния были учреждены городские правления – ратгаузы, соединявшие в себе административно-полицейские, финансово-хозяйственные и частично судебные функции. С 1799 году во всех губернских и уездных городах стали открываться военно — политические органы – ордонанс — гаузы, каждый из которых возглавлялся полицмейстером, городничим или комендантом, имел военный суд и тюрьму.

В XVIII веке правительство упорядочило управление крестьянами. В каждой удельной волости крестьяне избирали сельский приказ. Это был полицейский и финансовый орган, осуществлявший надзор за порядком, исполнением распоряжений правительственных учреждений.

Преобразования Павла I мало способствовали улучшению деятельности местного аппарата управления. Александр I наряду с реформированием политической полиции осуществил изменения в организации общей полиции в систему централизованных органов.

После ее ликвидации в 1726 году контрольно-розыскные и надзорные функции перешли к Верховному тайному совету, а в 1731 году – к специально созданной канцелярии тайных розыскных дел, контролируемой Сенатом. Это был действительный карательный орган, прототип тайной полиции. Манифестом 1762 года была официально ликвидирована тайная полиция и канцелярия тайных розыскных дел. Однако на деле ее функции были возложены на третью экспедицию Сената 12 Манифестом Екатерины II 1762 года были внесены существенные изменения в организацию нового тайного ведомства.
Согласно ее распоряжению, тайная экспедиция оказалась в подчинении одного генерал – прокурора. Передача тайной экспедиции в ведение генерал – прокурора обеспечивала органам политического сыска максимальную централизацию, независимость от других учреждений и сохранение наиболее полной секретности расследований. Тайная экспедиция действовала в условиях нараставшего народного недовольства с первых дней своего существования развернула активную деятельность. Поводом для возбуждения политических дел в тайной экспедиции чаще всего служили доносы. Широко применялась пытка, которая была отменена лишь Александром I в 1801 году.

Помимо широкого использования доносов, организовывалась слежка за радикально настроенными лицами. Во время следствия в тайной экспедиции отношение к подсудимым продолжало оставаться неодинаковым, в зависимости от их социальной принадлежности. Неравенств лиц перед законом внесено не только на характер допросов, но и на силу наказания, на условия содержания в тюрьме.

Период правления Павла I характеризуется отдельными либеральными жестами . Вместе с тем, царь сохранил тайную экспедицию, которую возглавил А.С. Макаров. В рассмотренный исторический период тайная экспедиция уже не играла серьезной роли. Политическим розыском занимался сам император и его окружение.

картинка

В самом начале XVIII века, когда в России ломался привычный жизненный уклад, реформы и указы Петра I, как стихийное бедствие наводнили страну, среди населения росли волны страха, недовольства и возмущения, и как следствие – преступность. С введением паспортов количество беглых не поддавалось счёту, бежали отовсюду. Многие сколачивали разбойничьи шайки, больше походившие на повстанческие отряды, кто-то уходил на Дон, кто-то укрывался в крупных городах, добывая пропитание неправедным путем.

В 1715 году Пётр I издаёт Указ о Главной полицмейстерской канцелярии Санкт-Петербурга, но целых три года будущий орган управления существует лишь на бумаге.

В феврале 1718 года для расследования дела царевича Алексея создаётся чрезвычайный орган политического сыска — Тайная канцелярия, которую возглавил П.А. Толстой. Однако по окончанию следствия временный орган продолжает функционировать, рассматривая тайные и розыскные дела, возникающие в Санкт-Петербурге и ближайших городах. Вся остальная территория страны была подведомственна Преображенскому приказу, учрежденному Петром I в подмосковном селе Преображенском в 1686 году, где служат единицы. Этого явно не хватает для управления огромной страной и для охраны её жителей.

Наконец, 25 мая (7 июня) 1718 года Пётр I создаёт Главную полицию. Первым генерал-полицмейстером северной столицы назначается Антон Девиер, любимец царя и его бывший денщик. Пётр наделяет Девиера исключительными полномочиями, выведя его из системы государственного управления.

Красивого молодого человека, Antonio de Vieira, в качестве пажа, царь привёз из Голландии. Как писали современники, Антонио не обладал каким-то особенным умом, но был привлекателен, энергичен, имел живой и весёлый характер. Он стал царским денщиком, подружился с царицей, получил имение, чины бригадира и капитана лейб-гвардии Преображенского полка, звание Его Царского Величества генерал-адъютанта.

Забегая вперёд, упомяну кратко о его дальнейшей судьбе. В должности генерал-полицмейстера Антон Девиер находился до 1727 года. Он был женат на сестре Александра Меншикова и слыл его врагом. Спустя время после смерти Петра I Девиера (по оговору Меншикова) обвинили в неуважении к царской фамилии, подвергли пыткам, лишили всех должностей, чинов, имений, дарованного Екатериной I графского титула, и сослали в Восточную Сибирь. Позже он командовал охотским портом, а в 1743 году Елизавета Петровна вернула его из ссылки, возвратила именья, чины и звания. И вскоре вновь назначила Девиера на должность генерал-полицмейстера, на которой он состоял уже до самой смерти.

С самого начала Пётр наделил Антона Девиера исключительными полномочиями, выведя его из системы государственного управления. Генерал-полицмейстер не подчинялся никому, кроме царя, а Сенату лишь в хозяйственных делах, и то условно. По положению он был выше генерал-губернатора Санкт-Петербурга (Александра Меншикова).

«1. Смотреть, чтобы все строение было регулярно построено по Его Царского Величества Указу; печи, камели и трубы печные были также по Указу, чтобы никакое строение за линию не выходило; чтобы улицы и переулки были добры и изрядны.

2. Чтобы берега рек и притоков, а также сточные канавы были хорошо украшены, дабы весною и в дожди землею их не заносило, и чтобы вода нигде не останавливалась.

3. Чтобы улицы и переулки содержались в чистоте, были бы сухи и чтобы проезд по ним был нетруден.

4. Чтобы шалашей по проезжим дорогам и у мостов близко не ставили и покрывали бы их холстом, а не рогожами.

5. Чтобы торговцы не продавали съестных припасов недоброкачественных, а тем более вредных для здоровья; чтобы меры, весы были верные, и чтобы цены на съестные припасы объявлялись умеренные.

6. Наблюдать за чистотою улиц, переулков, торговых рядов и мостов и каждому жителю поставить в обязанность держать в чистоте улицу перед своим двором, убирать сор и отвозить его в указанное место, но отнюдь не в реку; виновных подвергать жестокому штрафу.

7. Прекращать всякие ссоры на улицах и рынках, арестуя виновных и отсылая их в надлежащий суд с их допросами и делом.

8. Всякую четверть года осматривать печи, камели, в поварнях очаги и прочие места, где водится огонь, и предостерегать хозяев, чтобы с огнем обращались осторожно.

9. Искоренять подозрительные дома, как то: шинки, игорные дома, притоны разврата.

10. Гуляющих и слоняющихся людей, а также нищих арестовывать и допрашивать; буде же кто в допросе со словами своими не сходен явится, определять в работу.

11. Наблюдать, чтобы хозяева немедленно давали знать полиции о всяком приезжающим к ним на жительство и отъезжающим, а также о найме работников из гулящих людей; виновных хозяев ссылать на галеры с отобранием всего имущества.

12. Для охранения от воров и пожаров определить со дворов караульщиков. Против воров надлежит иметь какое-нибудь оружие, а на случай пожаров ведра, топоры, войлочные щиты, лестницы деревянные, трубы, а в некоторых сборных местах крюки, паруса и большие водоливные трубы. По ночам караульщики должны ходить с трещотками. А для лучшего способа к пойманию и пресечению проходов воровских и против непотребных людей сделать по концам улиц шлагбаумы, которые спускать по ночам и иметь при них караулы с ружьями.

В январе 1721 года был издан Регламент Главного Магистрата, в котором провозглашалось:

Как видно, кому-то казалось, что обязанностей у полицейских недостаточно, и прибавили ещё.

Интересный факт. А.М.Девиер неоднократно писал в Сенат о плачевном состоянии дел во вверенной ему Канцелярии, о том, что его люди не получают ни жалованья, ни обмундирования. О каких-либо принятых мерах не известно, тем не менее главный генерал-полицмейстер продолжал достойно выполнять свои многочисленные обязанности. В 1721 году стараниями Девиера в Санкт-Петербурге была организована настоящая Пожарная служба, установлены первые фонари и скамейки для отдыха. Полиции было разрешено обладать полномочиями судебной инстанции и назначать наказания по уголовным делам.

И тогда же в Москве учреждается должность обер-полицмейстера, которая являлась высшей полицейской должностью Москвы (подчинялась Антону Девиеру) и соответствовала V классу Табели о рангах. Обер-полицмейстер назначался императором из военных или гражданских чинов.

В июле 1722 года Московский обер-полицмейстер получил от Императора подробную из 48 статей инструкцию, в соответствии с которой он являлся руководителем Московской полицмейстерской канцелярии, и должен обеспечивать охрану общественного спокойствия в Москве.

Тогда же в крупных городах ввели должность полицмейстера, руководившего полицейской канцелярией или конторой. Его назначали из офицеров местного гарнизона, а в подчинение давали десяток сержантов и солдат, а также канцеляристов. В особых случаях, как и раньше, для борьбы с преступностью выделяли военных. В деревнях и сёлах полиции не было ещё несколько десятилетий.

Полицейская канцелярия занималась лишь предварительным следствием по воровским и разбойным делам, а затем отправляла их в Юстиц-коллегию (в Петербурге) или в губернские и воеводские канцелярии (в других городах).

Такое же положение дел сохранялось в периоды недолгого правления Екатерины I и Петра II. Никакого особого внимания полиции не уделялось. Сановники были заняты интригами, борьбой за власть и казнокрадством. А Девиер, отправленный Меншиковым в ссылку, уже не мог способствовать развитию сыскных дел и укреплению полиции.

Работа сайта временно приостановлена

Хостинг сайта временно приостановлен

Если вы владелец данного ресурса, то для возобновления работы сайта вам необходимо продлить действие услуги хостинга.

В случае, если приостановка работы сайта вызвана нарушением условий Договора на абонентское обслуживание, то для возобновления работы вам необходимо обратиться в Службу поддержки . Мы будем рады вам помочь!

Если вы уверены, что это недоразумение или ошибка, напишите в Службу поддержки
В письме не забудьте указать ссылку на страницу.

Читайте также: