Русское предвозрождение 14 15 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Постепенно укрепляются и культурные диалоги с Западом. Так, Иван III приглашает итальянских мастеров для строительства соборов Кремля: архитекторов Аристотеля Фиораванти (Успенский собор), Марко Фрязина, Пьетро Солари (Грановитая палата) и др. Появились и образцы нового шатрового зодчества (в их числе: церковь Вознесения в Коломенском, храм Василия Блаженного на Красной площади).

ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА 17 ВЕКА

C 1613 года в России правит новая династия Романовых, которая пробудет на престоле более 300 лет. С 17 века начинается процесс крушения авторитета государственной и церковной властей. Россия нуждалась в реформировании. Но это было невозможно без предваряющих изменений в духовной сфере. К этим реформам приступил патриарх Никон. В основе лежала идея исправления церковных книг с целью восстановить чистоту священных текстов. Церковь преследовала цели: устранение различий в богословской практике между греческой и русской церквями. Это позволяло восстановить связь с европейским православным миром, привязать Россию к Европе духовно и тем самым расширить возможности для влияния в христианском мире. Введение единообразия в церковной службе по всей стране устраняло местные различия.

Хотя реформа была умеренной, она спровоцировала религиозно-культурный раскол. С этого времени общественный раскол будет сопровождать всю историю России. Сторонники Никона выступили за обновление общества, противники – за сохранение в неизменном виде православной старины. Церковь пришла к выводу о необходимости раздела светской и духовной сфер деятельности. Все эти изменения в духовной жизни открывали дорогу деятельности Петра I – будущему великому преобразователю России.

Между тем, староверы увидели в реформах латинские влияния. Взамен прежнего двухперстного вводилось трехперстное сложение пальцев при крещении. Старообрядцы (их духовный вождь – протопоп Авакум) не понимали, чем плох прежний уклад жизни, в чем надобность перемен. Возобладали апокалиптические настроения („Время скоро есть”). Старообрядцы предпочитали добровольный уход в пустынь, лесную глушь, огненное крещение, пост до смерти.

Московское общество впервые расколется на грекофильскую партию или „старомосковскую” (возглавляля Е.Славинецкий) и западническую или „латинствующую” (С.Полоцкий), на „никонианцев” и „старообрядцев”. Только в 1971 году на Соборе Русской православной церкви была снята анафема на старообрядчество.

Фольклор. Письменность и просвещение. Просветители Ки­рилл и Мефодий – создатели письменности Киевской Руси.

Архитектура: крестово-купольный тип древнерусских храмов. Влияние византийского зодчества на традиции древнерус­ского каменного культового строительства.

Монументальная живопись древнерусских храмов. Иконопись. Древнерусский храм как отражение православной картины мира.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство.

(ХII-30-е гг. ХIII вв.).

Зодчество: тенденция к уменьшению объёма и упрощению конфигурации. Архитектура Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества.

Живопись: появление региональных особенностей, формиро­вание местных художественных школ. Декоративно-прикладное искусство.

Трагические события монголо-татарского нашествия и рус­ская культура.

Распространение грамотности и знаний. Книжное дело. Первый общерусский летописный свод.

Общественные идеи. Исихазм и рационализм. Эсхатология.

Зодчество. Архитектура северо-запада и Владимир­ской земли.

Живопись. Феофан Грек, Андрей Рублёв. Новгородская и московская школы живописи.

Международный характер русской культуры.

(кон. ХV-ХVI вв.).

Фольклор. Переработка героического былинного эпоса ки­евского периода. Исторические песни. Народная баллада.

Начало московского книгопечатания. И.Фёдоров и П. Мстиславец.

Новый этап каменного зодчества. Строительство новых стен, башен и храмов Московского Кремля. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в селе Коломенском, собор Покрова в Москве. Рег­ламентация церковного строительства Стоглавым собором.

Живопись. Дионисий. Рублёвская традиция в русской жи­вописи. Книжная миниатюра.

Русская культура второй половины ХIII-ХV веков.

Тенденции развития.

Фольклор. Письменность и просвещение. Просветители Ки­рилл и Мефодий – создатели письменности Киевской Руси.

Архитектура: крестово-купольный тип древнерусских храмов. Влияние византийского зодчества на традиции древнерус­ского каменного культового строительства.

Монументальная живопись древнерусских храмов. Иконопись. Древнерусский храм как отражение православной картины мира.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство.

(ХII-30-е гг. ХIII вв.).

Зодчество: тенденция к уменьшению объёма и упрощению конфигурации. Архитектура Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества.

Живопись: появление региональных особенностей, формиро­вание местных художественных школ. Декоративно-прикладное искусство.

Трагические события монголо-татарского нашествия и рус­ская культура.




Распространение грамотности и знаний. Книжное дело. Первый общерусский летописный свод.

Общественные идеи. Исихазм и рационализм. Эсхатология.

Зодчество. Архитектура северо-запада и Владимир­ской земли.

Живопись. Феофан Грек, Андрей Рублёв. Новгородская и московская школы живописи.

Международный характер русской культуры.

(кон. ХV-ХVI вв.).

Фольклор. Переработка героического былинного эпоса ки­евского периода. Исторические песни. Народная баллада.

Начало московского книгопечатания. И.Фёдоров и П. Мстиславец.

Новый этап каменного зодчества. Строительство новых стен, башен и храмов Московского Кремля. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в селе Коломенском, собор Покрова в Москве. Рег­ламентация церковного строительства Стоглавым собором.

Живопись. Дионисий. Рублёвская традиция в русской жи­вописи. Книжная миниатюра.

Основными жанрами литературы эпохи Предвозрождения являются летописание и агиография. Широкое распространение получает жанр легендарно-исторических сказаний, сближающий агиографический жанр с сюжетным повествованием. В конце XIV- первой половине XV в. очень интенсивно развивается летописание. В это время создаются многочисленные летописные своды. Составители сводов собирают, перерабатывают и редактируют местные летописи в зависимости от тех политических интересов, которым призван был отвечать тот или иной составляемый летописный свод. Принципиально важное идеологическое значение имела сохранившаяся традиция летописания включать в начальную часть свода рассказы об истории Киевской Руси –“Повесть временных лет” или выборки из нее. Благодаря этому история каждого княжества становилась продолжением истории всей Русской земли, а великие князья этих княжеств выступали наследниками киевских князей. Составители летописных сводов используют летописи разных княжеств, включают в летопись нелетописные по происхождению повести, жития, публицистические памятники и документы.

Центром русского летописания становится Москва, и, что особенно важно, московское летописание приобретает общерусский характер. Я считаю, что наиболее ярко экспрессивно- эмоциональный, панегирический стиль проявился в произведениях агиографического жанра. В возникновении и развитии на Руси панегирического стиля имело немаловажное значение общение русской книжной культуры с книжной культурой Болгарии и Сербии. Процесс формирования и развития панегирического стиля проходил во взаимном общении славянских культур между собой. Большую роль в этом процессе сыграли также связи этих стран с византийскими культурными течениями как непосредственно, так (видимо, еще в большей степени ) и в славянско-византийских культурных центрах : монастырях Константинополя, Солуни, Святой Горы (Афона).

В русской агиографии первые проявления экспрессивно-эмоционального стиля связывают с именем митрополита Киприана. В наиболее завершенном и вместе с тем наиболее оригинальном виде экспрессивно-эмоциональный стиль представлен в творчестве Епифания Премудрого. Третьим представителем этого литературного течения был Пахомий Логофет.

Идейное и художественное своеобразие “Задонщины”.

Характерные черты:

Приземлённый стиль

Больше перечислений

Документальность (цифровые обозначения)

Историзм

Поэтический план:




Постепенно укрепляются и культурные диалоги с Западом. Так, Иван III приглашает итальянских мастеров для строительства соборов Кремля: архитекторов Аристотеля Фиораванти (Успенский собор), Марко Фрязина, Пьетро Солари (Грановитая палата) и др. Появились и образцы нового шатрового зодчества (в их числе: церковь Вознесения в Коломенском, храм Василия Блаженного на Красной площади).

ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА 17 ВЕКА

C 1613 года в России правит новая династия Романовых, которая пробудет на престоле более 300 лет. С 17 века начинается процесс крушения авторитета государственной и церковной властей. Россия нуждалась в реформировании. Но это было невозможно без предваряющих изменений в духовной сфере. К этим реформам приступил патриарх Никон. В основе лежала идея исправления церковных книг с целью восстановить чистоту священных текстов. Церковь преследовала цели: устранение различий в богословской практике между греческой и русской церквями. Это позволяло восстановить связь с европейским православным миром, привязать Россию к Европе духовно и тем самым расширить возможности для влияния в христианском мире. Введение единообразия в церковной службе по всей стране устраняло местные различия.

Хотя реформа была умеренной, она спровоцировала религиозно-культурный раскол. С этого времени общественный раскол будет сопровождать всю историю России. Сторонники Никона выступили за обновление общества, противники – за сохранение в неизменном виде православной старины. Церковь пришла к выводу о необходимости раздела светской и духовной сфер деятельности. Все эти изменения в духовной жизни открывали дорогу деятельности Петра I – будущему великому преобразователю России.

Между тем, староверы увидели в реформах латинские влияния. Взамен прежнего двухперстного вводилось трехперстное сложение пальцев при крещении. Старообрядцы (их духовный вождь – протопоп Авакум) не понимали, чем плох прежний уклад жизни, в чем надобность перемен. Возобладали апокалиптические настроения („Время скоро есть”). Старообрядцы предпочитали добровольный уход в пустынь, лесную глушь, огненное крещение, пост до смерти.

Московское общество впервые расколется на грекофильскую партию или „старомосковскую” (возглавляля Е.Славинецкий) и западническую или „латинствующую” (С.Полоцкий), на „никонианцев” и „старообрядцев”. Только в 1971 году на Соборе Русской православной церкви была снята анафема на старообрядчество.

Читайте также: