Отличие англиканской церкви от католической кратко

Обновлено: 05.07.2024

Англика́нство - одно из основных направлений в протестантизме. Зародилось в Англии во время Реформации в результате разрыва местной католической церкви с Римом.

Англиканство ближе всего к католицизму и православию, особенно - так называемая Высокая Церковь. Низкая Церковь - более типичный протестантизм. Широкая Церковь - более экуменична.

Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой.

Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое и претендующее на апостольскую преемственность.

В области догматики и обрядности примечательно разделение на два течения - "высокое", тяготеющее к католицизму, и "низкое", протестантское. Эта особенность позволяет англиканской церкви вступать в экуменические контакты как с католической церковью, так и с протестантскими течениями.

Англиканства придерживается ряд церквей, допускающих взаимное причащение членов и находящихся в слабом организационном единстве с Кентерберрийской епархией. В состав Англиканского содружества входят 25 автономных церквей и 6 церковных организаций. Высшие иерархи этих фактически независимых церквей встречаются на периодических Ламбертских конференциях.

Английская англиканская церковь является одной из государственных церквей Великобритании наравне с пресвитерианской церковью Шотландии. Ее главой выступает монарх. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а также епископы назначаются монархом по рекомендации правительственной комиссии. Часть епископов занимает места в палате лордов парламента.

Общее число приверженцев англиканской церкви на конец XX века (включая епископальные церкви) - около 70 миллионов человек, преимущественно в Великобритании и ее бывших колониях и протекторатах.

История

Начало Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509-1547). Он происходил из династии Тюдоров. В молодые годы был искренним, горячим приверженцем папизма. Его именем подписан богословский трактат против Лютера. Тогдашний папа даже наградил его титулом "Вернейшего чада Апостольского Престола".однако это "верное чадо" хотя богословски, может быть, и действительно тяготело к тому, чему учит Рим, но руководствовалось в своих поступках еще и личными мотивами. Генрих VIII два раза разводился и вступал в новый брак. В первый раз он развелся для того, чтобы жениться на испанке Екатерине Арагонской, дочери императора Карла V. Римский Престол пошел на компромисс ради блага католической церкви, и Генриху было позволено так поступить, несмотря на то что она была вдовой брата Генриха VIII (а значит считалась его родственницей). Когда Генрих пожелал расторгнуть этот брак и жениться на Анне Болейн, фрейлине королевы, он обратился к папе с просьбой признать его союз с Екатериной Арагонской недействительным. Но папа Климент VII не согласился - у него были свои обязательства перед испанской короной. Генрих, однако был человеком решительным и для достижения своих целей в данном случае посчитал возможным пренебречь мнением папы и обратиться с той же просьбой к английским католическим епископам. Примас (то есть первенствующий епископ) Англии Томас Кранмер (В старых книгах пишут Фома Кранмер) сделал то, что отказался сделать папа: разрешил Генриху VIII развод и венчал его с Анной Болейн. Это произошло в 1532 году. Кранмер, в отличии от Генриха, был человеком с некоторыми богословскими убеждениями.

В том же 1532 году Синод епископов Англии постановил признать английскую церковь независимой от папы.

В 1534 году английский парламент объявил короля Генриха VIII верховным главой английской церкви. В само вероучение тогда не было внесено никаких изменений.

В 1534 году по специальному акту произошло подчинение церкви королю, разорвал отношения с Ватиканом и встал во главе церкви. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным.

После смерти Генриха VIII на престол вступил десятилетний Эдуард VI. Он был английским королем с 1547 по 1553 год. В это время архиепископ Томас Кранмер смог осуществить те свои богословские идеи, которые при Генрихе VIII вынужден был затаить. Была опубликована так называемая "Книга общих молитв", в которой определялся богослужебный строй реформированной церкви. Согласно этой книге, которая и поныне является вероучительной книгой Англиканства, отменялось поминовение усопших, службы святым и признавались только два таинства: Крещение и Евхаристия.

В 1553 году были опубликованы так называемые 42 члена вероучения. Их тоже составил Томас Кранмер. В них содержится учение о Церкви и о спасении в духе протестантизма (причем с определяющим влиянием кальвинизма). Начались преследования католиков. Более двухсот духовных лиц были казнены в этот период. Некоторые из них сейчас причислены католической церковью к лику святых как мученики. Англикане уже, казалось, торжествовали полную победу над католицизмом, но случилось то, чего никто не ожидал. Юный Эдуард VI умер, и на престол вступила дочь Екатерины Арагонской Мария Тюдор которая известна в истории как Мария Католичка или как Мария Кровавая. Она была английской королевой с 1553 по 1558 год. При ней все повернулось назад - английская церковь была вновь подчинена папе, и началось преследование противников папизма. Теперь стали казнить и сжигать деятелей обновления. Кранмера вместе с двумя другими епископами, которые его поддерживали, посадили в тюрьму. Всех троих приговорили к сожжению. Однако католикам очень хотелось, чтобы Кранмер раскаялся и отказался от своих убеждений. Его понуждали к этому как могли: во-первых, физически, а во-вторых, долго держали в заключении, и перед его глазами сожгли сначала одного епископа, который с ним сидел в тюрьме, а через несколько месяцев и другого. В какой-то момент Кранмер смалодушествовал - запросил пощады. Но когда ему было поставлено условие, чтобы он публично отрекся от своих убеждений, Кранмер проявил твердость и в 1556 году был также сожжен. В Лондоне близ Трафальгардской площади стоит памятник трем первым англиканским епископам сожженным при Марии Католичке.

Но это был последний всплеск католицизма в Англии. Со смертью Марии после небольшого периода междуцарствия на престол вступила ее сестра Елизавета Тюдор (1558 - 1603). В годы ее правления было восстановлено англиканство. Нашли трех епископов которые возобновили англиканскую иерархию, рукоположив в 1559 году Мэтью Паркера (в нашем произношении - Матфея) в архиепископа Кентерберийского. От него идет преемственность современных англиканских епископов. Архиепископ Кентерберийский поныне считается главою англиканской иерархии.

При Мэтью Паркере 42 члена веры были переработаны и сокращены до 39. Эти 39 членов и сейчас составляют англиканский символ [1].

Вероучение

В англиканстве смешались разные вероучения: что-то досталось от католиков, что-то от древней неразделенной Церкви, что-то носит отчетливый протестантский характер. В отличие от всех других протестантов англикане хотя и не признавали священство таинством, но все же до последнего времени сохраняли епископальный строй и апостольское преемство иерархии. Разрушилось это только в XX веке когда они ввели женское священство. Англикане отвергли индульгенции и учение о чистилище. Священное Писание они признают единственным источником веры, но в тоже время принимают три древних символа: Никео-Цареградский и еще два, которые у нас известны, но литургически не употребляются,- так называемый Афанасьевский символ (Афанасия Александрийского) и так называемый Апостольский символ.

От католицизма в англиканстве осталось признание исхождения Святого Духа от Отца и Сына, но у них нет такого пафоса как у католиков. По традиции они употребляют filioque, но в тоже время не настаивают на этом учении, считая его частным богословским мнением. Кроме этого от католицизма достался самый строй службы. Богослужение англикан в значительной мере восходит к католическому. Евхаристическое богослужение, конечно, напоминает мессу, хотя служится оно на английском языке.

От протестантов к англиканам перешло признание только двух таинств - Крещения и Евхаристии. Но англикане не так радикальны как лютеране или кальвинисты. В их богослужебной практике удержались и брак, и священство, и конфирмация, и соборование, но они не называют их таинствами, употребляя термины "священный обряд" или "священнодействие". Иногда их называют "малыми таинствами". В учении о Евхаристии отвергнуто пресуществление, однако признается присутствие Тела и Крови Христовых. Отвергается жертвенный характер евхаристического богослужения, отвергаются молитвы святым, почитание мощей и икон. Однако и это они делают менее радикально.

В англиканском храме можно увидеть и витражи, и изображения святых, в том числе и близкие к нашим иконам [2].

В книгах, издаваемых англиканами, много таких повествований, которые бы мы назвали "житиями святых". Они не молятся святым как ходатаям пред Богом, однако почитание их памяти, обращение к их жизни, к их подвигу очень распространено. Не поклоняясь иконам в смысле воздаяния чести через образ первообразу, они широко используют религиозную живопись. Во время англиканского богослужения употребляется инструментальная музыка: орган или даже оркестр.

Главой англиканской церкви в Англии раньше являлся король а теперь парламент. Поныне все изменения вероучения, богослужения должны быть одобрены парламентом. Это парадоксально, потому что в современный английский парламент входят не только англикане но и люди других вероисповеданий и просто неверующие. Но этот очевидный анахронизм существует только в самой Англии. Англикане, рассеянные по другим странам мира, могут изменять свой строй как хотят, не советуясь со светской властью. Всего в мире сейчас около 90 миллионов англикан. За пределами Великобритании они именуют себя Епископальной церковью. Основные регионы распространения англиканства - это прежде всего Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Африка (те страны, которые были колониями Англии). Высшим органом для всех англикан являются так называемые Ламбетские конференции. На эти конференции раз в пять лет в Ламбетский дворец (дворец епископа Лондонского) съезжаются отовсюду англиканские епископы. Они могут принимать решения по вероучительному строю или по другим вопросам всего англиканского сообщества.

В 1988 году на одной из таких конференций было принято постановление о возможности в англиканской церкви женского епископата. Женщины - епископы уже есть в ряде стран Северной Америки. Первая женщина - епископ была рукоположена в Канаде, есть женщина - епископ в Австралии. Пресвитерши есть и в Англии и в Америке уже в довольно большом числе. В их церковных журналах можно прочесть объявление: "община ищет пресвитера (пресвитершу)". И если раньше мог быть между православными и англиканами богословский диалог, целью которого ставилось объединение с англиканской церковью, то теперь, после введения ими женского священства и женского епископства, это, конечно, невозможно. В самой Англии женщин - епископов нет, но это только вопрос времени [3]. Консерваторы, в лучшем смысле этого слова, всячески стараются оттянуть воплощение в жизнь этого новшества, затягивая подготовку соответствующих бумаг и прохождение их через парламентские комитеты и комиссии. Некоторые епископы даже грозили, что перейдут к католикам или к православным, но никто из них такого шага не предпринял.

От основной массы англикан откололись некоторые сообщества. В XVI веке возникло течение, которое называло себя нонконформисты, то есть не согласные или пуритане (от слова purus - чистый). Это не согласившиеся принять даже малейшие элементы католицизма. Они хотели чисто протестантского устройства, отказывались признавать королевское главенство в церкви и епископов. В результате эти нонконформисты, или пуритане, образовали свое сообщество , которое называется пресвитерианской церковью (от слова “пресвитер”). У них нет епископов, есть только пресвитеры, причем выборные. Пресвитериане есть и поныне, они распространены в основном в Шотландии. От них откололось еще более крайнее течение - индепенденты, или независимые. Они отвергли и пресвитеров провозгласив полную независимость каждой общины не только в вопросах управления, но и в вопросах веры. Каждый во что хочет в то и верит. Когда они собираются вместе в воскресный день в своем церковном здании, то каждый может говорить что хочет. Там могут выступать гастролирующие проповедники и даже неверующие, и любой, кто пожелает, может поделиться своими мыслями по вопросам вероучения или жизни. Индепенденты есть в Англии, но больше их в США, где они очень подходят самому духу общества.

Статистика

  • По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 92 млн. англикан [4].

Использованные материалы

[1] На очередной Ламбетской конференции, в 70-е годы нашего века, было принято решение рекомендовать английскому парламенту отменить обязательность требования от членов англиканской церкви исповедания веры в содержащиеся в 39 членах догматические положения, тем самым процесс размывания христианства в англиканской церкви продолжается и сегодня

[2] В последней четверти 20 века западные христиане “открыли” для себя православную икону и теперь весьма часто украшают свои храмы Владимирскими, Казанскими и другими прославленными на Православном Востоке иконами; причем их можно встретить не только в католических или англиканских храмах, но и в храмах тех конфессий, которые в начале своего становления отталкивались от всякого присутствия изображений в местах богослужения, например у лютеран.

[3] Данные 1995 года

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Идея общения между католической и англиканской церквями существует со времен Второго Ватиканского собора. На Соборе обсуждались два основных вопроса: будущая взаимозаменяемость Таинств и служителей двух Церквей. Однако между ними есть существенные различия, и мы обсудим их в следующей статье.

Определения

Англиканство относится к традиции, которая присоединяется к англиканской церкви, а также к церквям, которые связаны с ней или разделяют схожие верования. Есть англиканская община, в которую входят члены большинства англиканских церквей по всему миру. Как всемирная церковь церквей, Англиканская община насчитывает более 70 миллионов последователей в 38 провинциях, расположенных в 161 стране. Верования и учения англиканства можно определить как нечто среднее между жесткой римско-католической традицией и радикальным протестантским движением. Власти англиканских церквей часто называют Церковь продолжателем раннехристианской традиции. Англиканцы используют книгу под названием Книга общей молитвы в их церковных службах . Название книги относится к ее использованию в любой церкви в Англии, независимо от специфики местной литургии, поскольку книга была издана в 16 веке. th век.

Англиканцы отличаются широтой движения. Некоторые англиканские священники моделируют свои литургии на основе средневековых английских традиций, некоторые - мистики, некоторые практикуют проповедь в традициях евангелизма, некоторые озабочены социальными вопросами и политикой, а третьи разделяют верования, близкие к убеждениям членов пятидесятнического движения. . Каждая национальная англиканская церковь определенно соответствует традициям и культуре своей страны.

Среди христианских церквей официальная Римская католическая церковь самый большой. По оценкам, сегодня в мире насчитывается 1,25 миллиарда членов католической церкви. Католическая церковь - одно из старейших религиозных учреждений в мире. Она также хорошо известна и отличается тем, что утверждает, что Римско-католическая церковь является единственной церковью, основанной Иисусом Христом. Главным епископом Римско-католической церкви является Папа, и Церковь утверждает, что Папа является прямым преемником Святого Петра. Католическая церковь имеет множество наименований, но основная доктрина Церкви одинакова для всех. Об этом учении говорится в Никейском символе веры - исповедании веры, которое используется в литургии. Католическая церковь известна и печально известна тем, что считает свое учение безупречным, решительным и исчерпывающим. Нынешний папа - Франциск. Он был избран в 2013 году. Папство, главный офис Папы, находится в Ватикане, суверенном городе-государстве в Риме. Папа является не только главой католической церкви, но и главой города-государства Ватикан.

Глава церкви - король, а не папа.
Отказ Папы аннулировать брак Генриха VIII и Екатерины Арагонской стал причиной реформации в Англии. Акт о супрематии 1534 года торжественно заявил, что земная власть над Английской церковью всегда принадлежала английским монархам.
Архитектором дальнейшей реформы был Архиепископ Кентерберийский. Движущей силой было распространявшееся мнение, что теология, развитая богословами, относящимися к главному течению протестантской Реформации, более соответствовала учению Библии и ранней церкви, нежели учение тех, кто продолжал поддерживать Папу Римского, что было на руку королю и аристократам давно зарившимся на земли монастырей.
Википедия

Отличия англиканской церкви от католической.

Отличия англиканской церкви от католической.


Великолепно 10/10

В англиканской церкви главой был король, а не папа, как в католической. Англиканская церковь отобрала богатства у католической церкви и закрыла многие монастыри. Католическая цековь больше давала, а англиканская только отобирала и король присваивал всё имущество себе. В англиканской церкви папство было отвергнуто. Англиканская церковь способствовала укреплению абсотюлитзма. А ещё в Англиканской церкви священослужитеей назначл сам король. ну и всё вроде бы.

Англиканская церковь кратко чем отличается от католической и что проповедует

Англиканская церковь является одной из самостоятельных ветвей западного христианства. Она отделилась от католической церкви в середине XVI века, в период Реформации в Англии при правителях из династии Тюдоров – Генрихе VIII и Елизавете I.

История церкви

Само название “англиканство” представляет собой неологизм, который появился в XIX веке.

Англиканская церковь кратко чем отличается от католической и что проповедует

Рис. 1. Англиканская церковь.

Им стали обозначать все церкви, которые находятся в каноническом единстве с Престолом Кентербери, то есть со старейшей кафедрой (диоцезом) Англии, основанной святым Августином в 597 году. Церковь Англии отделились от римско-католической в 1534 году. В данный момент, она считает себя одновременно и кафолической и реформированной.

На рубеже XVII-XVIII веков в англиканстве оформилось два направления, “Высокая церковь” и “Низкая церковь”. Есть некоторые отличия в том, что проповедует каждая из них. Первая в чем-то похожа на православную и католическую, так как настаивает на важности облачений для священников и пышной церковной архитектуре. Во второй роль духовенства и ритуала сведена к минимуму, поэтому часть сторонников “Низкой церкви” в XVIII веке основали направление методизм.

В период существования Британской империи англиканство распространилось по планете вместе с колонизаторами. Церкви появились в странах Африки, в Австралии и в Тихоокеанском регионе. Например, кафедральный собор Святой Троицы расположен в Мьянме, в Янгоне, он построен в конце XIX века.

Англиканская церковь кратко чем отличается от католической и что проповедует

Рис. 2. Англиканство.

Характерные черты церкви

Главой церкви является британской монарх, это важно для понимания, чем она отличается от католической или православной церкви, где существует папство и патриаршество. Литургия англиканской церкви выражена в Книге общественного богослужения 1549 года.

Отцами-основателями англиканства стали архиепископ Томас Кранмер (жил с 1489 по 1556 год) и богослов Ричард Хукер (годы жизни: 1554 по 1600 год). Богослужение в церкви происходит не на латыни, а на английском языке. Англиканство отвергло еще в XVI веке учение об индульгенциях, почитание икон, но сохранило пышный культ и церковную иерархию.

В основе англиканской доктрины лежат Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры, Святые Писания, Таинства, катехизис, апостольское преемство, ежедневные молитвы.

Англиканская церковь кратко чем отличается от католической и что проповедует

Рис. 3. Англиканский собор.

Что мы узнали?

Кратко об англиканской церкви можно узнать из школьного курса истории и из справочников по религиоведению. Она появилась в XVI веке как национальная церковь и опора абсолютизма.

Читайте также: