Политические теории нового времени кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ведущие мыслители этого периода: Ш. Монтескье, Ж. Руссо, И. Кант,Г. Гегель. Особенности и характерные черты этого периода: 1)формирование либеральной политической идеологии;2)обоснованные необходимости разделения властей; 3)характеристика правового государства; 4) анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;5) формирование концепции прав человека и гражданина. Значительное внимание мыслители этого периода уделяли проблемам свободы и прав человека, гарантиям безопасности личности, механизмам, обеспечивающим эту безопасность. Огромную работу в этом направлении проделал французский философ, писатель и историк Шарль Луи де Монтескьё. Идеи Ш. Монтескьё большой популярностью пользовались в революционной Франции; Разработанные им принципы разделения властей и трёх видов правления (демократия, аристократия, деспотия) впоследствии легли в основу политического устройства буржуазно-демократических государств. Другим представителем французского Просвещения XVIII века является французский мыслитель и писатель, идеолог дореволюционной мелкой буржуазии Жан Жак Руссо. Он считал, что неравенство сил приводит к неравенству собственности, которое затем начинает оказывать определяющее воздействие, также он считал необходимым заключение общественного договора. Он выступал за небольшие государства, жители которых могут непосредственно осуществлять волеизъявление и контроль уполномоченных правителей. Чтобы предотвратить неравенство в правах, требуется обеспечить имущественное равенство и запретить роскошь. Но так как столь демократический строй невозможен среди нравственно несовершенных людей, Руссо склонялся к аристократии. При изучении этого периода нельзя обойти вниманием политические взгляды великого немецкого мыслителя, философа и учёного, родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта. Кант обосновывал, что государство - это объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Гражданин в этом государстве должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному и безусловному исполнению закона, которой обладает властвующий в отношении к гражданину. Рассматривая проблему истории политической мысли, необходимо остановиться на философском наследии и другого немецкого философа, представителя немецкой классической философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Гегель осуществил постановку вопроса о взаимосвязи социально-экономической и политической сфер гражданского общества и государства. Гражданское общество, по Гегелю - опосредованная трудом система потребностей, основанная на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Такого общества не было в Античности и Средневековье. Оно возникает и развивается с утверждением буржуазных отношений. Гражданское общество - сфера развёртывания частных, особенных интересов отдельных личностей, государство - сфера общего и всеобщего. Всеобщее - есть только право и должно распространяться на всю область особенного. Наряду с идеями И. Канта об установлении вечного мира, проблемой взаимосвязи политики и войны занимались и военные теоретики XVIII - XIX вв: Г. Ллойд, Г. Жомини, К. Клаузевиц.

4.Основные политические концепции ХХ века. В это время главное внимание уделяется исследованию проблемы политической власти и её социальных основ. В рамках этого подэтапа созданы следующие теории, на которые следует обратить особое внимание: 1)теория заинтересованных групп (А. Бентли); 2) теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето); 3) социологическая теория государства (М. Вебер); 4)теория олигархизации (Р. Михельс);5)психологическая теория власти ( Г. Лассуэлл). Большое влияние на политическую мысль оказали идеи Фридриха Ницше, немецкого философа и поэта. Он разработал учение о воле к власти как присущей всему живому тяге к самоутверждению. Также значительным явлением в политической мысли этого периода стали идеи немецкого социолога, философа и историка Макса Вебер. Вебер проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры. Рациональность противостоит традиционному и харизматическому способам организации общественных отношений. Проявлением рациональности в политике является утверждение институтов формального права, парламентаризма и современной администрации. М. Вебер уделял значительное место проблемам социальной структуры и классового конфликта. Он подчёркивал многомерность классовых различий и положений (отношение к власти, различия в статусе и престиже отдельных группировок, разделение по религиозным и идеологическим признакам). Главный конфликт политической жизни современного государства он усматривал в борьбе между политическими партиями и бюрократическим аппаратом, чиновничеством. Идеи М. Вебера получили дальнейшее развитие и конкретизацию в начале ХХ века при разработке теории элит, авторами которой считаются итальянский исследователь, один из основоположников политологии Гаэтано Моска и итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето. Сущность этой концепции заключается в том, что необходимой составной частью любой социальной структуры является высший, привилегированный слой, осуществляющий функции управления обществом. Исходя из этого, неравенство - основа социальной жизни. В недрах общества всегда есть социальные группы, стремящиеся занять место господствующих элит, и в зависимости от соотношения сил определяется результат борьбы: или побеждает господствующая элита, тем самым сохраняя своё положение, или возникает новая элита. Изучение истории политической мысли, особенно на рубеже XIX и XX веков, требует рассмотрения идей одного из основателей политической социологии Роберта Михельса. Он выдвинул идею неизбежности олигархического перерождения всех демократических партий и систем. Он считал, что демократия не может существовать без организации, т.е. без управленческого аппарата и профессионального лидерства. Это, в свою очередь, неизбежно ведёт к закреплению постов и привилегий, несменяемости руководства, стремлению увековечения своего положения. Эта концепция получила в политологической науке распространение как ”железный закон олигархизации Р. Михельса“. Видным представителем современной политической науки является американский социолог Сеймур Мартин Липсет.На формирование его взглядов существенное влияние оказали идеи М. Вебера. Основная проблематик его исследований - демократия в современном мире. Исследовав демократию США, он пришел к выводу, что здесь, как и во многих других странах, в период своего формирования власть была узаконена посредством харизмы. Он утверждал, что стабильность любого государственного строя полностью зависит от его законности и эффективности.

8. Теория общественного договора (Ж. Боден, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо) В 17–18 веках общественный договор выступал в качестве нового способа обоснования легитимности государственной власти, взамен или в дополнение к старому, основанному на представлении о ее божественном происхождении. Подлинное общественное состояние при этом часто отождествлялось с государственным, настоящим обществом считалось именно государство; по выражению одного исследователя, общественный договор следовало бы назвать государственным договором. Жан-Жак Руссо исходит из представления о том, что люди в естественном состоянии равны между собой, а общество, тождественное государству, является результатом договора. Правда, в отличие от Гоббса, он не считает, что люди от природы враждебны друг другу. Человек в его понимании по своей природе добр, свободен и самодостаточен; он просто не нуждается в других людях. Наступает, однако, момент, когда люди не могут больше оставаться в естественном состоянии в силу “естественных” же причин и вынуждены, под угрозой гибели человеческого рода, путем заключения общественного договора перейти в гражданское состояние. Руссо уподобляет верховную власть голове; законы и обычаи – мозгу; торговлю, промышленность и сельское хозяйство – рту и желудку; общественные финансы – крови и т. д. К этой же традиции принадлежит и один из главных предшественников социологии, французский философ, историк и писатель Шарль Монтескье. Правда, он признает, что естественное состояние – это дообщественная стадия существования человека. Но вместе с тем он настаивает на том, что стремление жить в мире, согласии и, шире, в обществе себе подобных – это изначальная естественная тенденция, присущая человеку.Он утверждает, что существуют четыре основных “естественных закона” человека, т. е. человека, находящегося в “природном состоянии”: 1) стремление жить в мире с другими; 2) стремление добывать себе пищу; 3) просьба, обращенная одним человеком к другому; 4) желание жить в обществе. Проблема сущности государства и общественного договора нашла продолжение в трудах французского мыслителя, видного идеолога абсолютизма Жана Бодена. Он отметил главные признаки государства, отличающие его от всех других форм человеческого общения: это "правовое управление" и суверенитет. Суверенитет - это "постоянная и абсолютная власть", право создавать и требовать исполнения законов. Концепция суверенитета стала важнейшим вкладом Бодена в политическую теорию. Сам Ж. Боден развивал идею единого и неделимого суверенитета, что, по его мнению, воплощается в монархии. Сопоставление четырех основных теорий Общественного договора.Когда нет государства, то естественное состояние людей: Томас Гоббс -война всех против всех, Джон Локк - у каждого есть естественные права (свобода и частная собственность), Жан-Жак Руссо - каждый поступает в соответствии со своими личными интересами, Шарль Монтескье - стремление жить в мире, согласии. Ради чего был заключен общественный договор: Томас Гоббс –безопасность, Джон Локк –свобода, Жан-Жак Руссо –безопасность и демократия, Шарль Монтескье - мир и равенство.

Политические теории нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие, на труд, участие в делах общества и государства, мыслители нового времени стремились доказать противоестественность и не­разумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений

Оглавление

1.Введение.
2.Гражданская концепция политики.
3.Социальная концепция политики.
4.Заключение

Файлы: 1 файл

политология.docx

  1. Введение.
  2. Гражданская концепция политики.
  3. Социальная концепция политики.
  4. Заключение.

Политические теории нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и

гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся

буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие, на труд, участие в делах общества и государства, мыслители нового времени стремились доказать противоестественность и не­разумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших

социальных проблем. Но зарождались и другие политические взгляды, прямо противоположные первым. Особый, антибуржуазный смысл разработка вопросов власти, государства и права приобретает в рамках такого общественного движения, каким явился социализм. Именно в XVI—XVII вв. он стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в умственной жизни европейского общества.

Гражданская концепция политики.

В ХVI-ХVII вв. разнородные социально-политические силы и идейные движения подрывают власть католической церкви. В результате реформации церкви государство освободилось от церковной опеки, а сама церковь освободилась от государства. Одним из результатов религиозных реформ явилась свобода совести и мирское признание христианина.

Таким образом, освободившись от философско-этической политической концепции древнего мира и религиозной концепции средневековья, политическая мысль приобретает светский характер. Появляется гражданская концепция политической мысли, отправной точкой которой становится индивид гражданин.

Макиавелли Никколо (1469-1527) выдающийся итальянский мыслитель и политический деятель.

По мнению Макиавелли, государство не промысел, а дело рук человека. Поэтому не Бог, а человек является центром Вселенной. Политическое стояние общества характеризуется определенны отношениями между людьми, между правителем подданными. Цель этих отношений обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности.

Макиавелли считал, что власть любого государства должна опираться на хорошие законы и на сильное войско. А сам правитель должен быть подобен кентавру, соединяющему в себе силу льва и хитрое лисицы.

Из всех форм государственного правления Макиавелли отдавал предпочтение республиканской форме. Он считал, что именно в ней возможно наилучшим образом сочетать блага и свободы граждан, соревнуясь друг с другом и заботясь как о частных, так и общественных интересах. Но формы государственного правления устанавливаются не по прихоти отдельных личностей или групп, а в зависимости от соотношения постоянно борющихся сил.

По мнению Гоббса, верховная власть абсолютна, но не тотальна: она не вмешивается в личные дела граждан. Люди вольны делать все, что не запрещено законом: заключать и расторгать договора, продавать и приобретать собственность и т. д.

Джон Локк (1632-1704) английский философ и политик, родоначальник либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия как личность, общество и государство, и поставил личность выше общества и государства. По его мнению личности создают общество, а общество государство. Общество и государство не одно и то же. Падение государства не означает падение общества. Общество может создать другую государственную власть, если существующая его не удовлетворяет

Локк был сторонником ограниченной монархии, считая что абсолютная монархия хуже чем естественное (догосударственное) состояние. Он одним из первых выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную, при этом отдавая приоритет законодательной власти, которая, по его мнению, определяет политику государства. Основная же цель государства, по мнению Локка, это защита прав личности.

Монтескье Шарль Луп (1689-1755) - французский политический философ, историк, правовед, социолог.

Монтескье внес большой вклад в развитие гражданской концепции политической мысли. Остановимся на двух наиболее значимых фрагментах из его наследия.

Второе, анализируя труды своих именитых предшественников, Монтескье приходит к выводу о том, что политическая власть в обществе должна быть разделена на три основных вида: законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.


Отличительной особенностью политических идей Нового времени было стремление заменить традиционные исследования Библии и обширной религиозной литературы, накопленной в период Средневековья, изучением человеческих качеств и взаимоотношений между людьми, на которых, собственно, и строятся общество и государство. По-новому, через призму человеческих (гуманистических) отношений были рассмотрены труды ученых Древнего мира. Такое направление в общественных науках получило название гуманизма.

Государство Макиавелли определял как отношение между правительством и гражданами. Эти отношения могут опираться либо на страх, либо на любовь. Их следует поддерживать таким образом, чтобы страх не перерастал в ненависть, а любовь — в презрение.

Такие отношения, обязательно включающие защиту частной собственности и безопасность личности, лучше всего обеспечиваются в республике, которая должна быть основана на компромиссе знати и народа, а система государственных органов — включать аристократические и демократические институты.

Особое внимание Макиавелли уделял обеспечению законности. Спокойствие в государстве прямо зависит от нерушимости законов. Такое спокойствие должно поддерживаться хорошо организованным войском.

Религию Макиавелли считал не силой, доминирующей над государством, а наоборот, одним из средств управления обществом, подчиненным интересам государства. Христианская доктрина должна служить прославлению и защите отечества.

Выдающимся ученым Нового времени был французский юрист Ж. Боден (1530–1596). Выступая против феодальной децентрализации страны и религиозного фанатизма, он сформулировал и обосновал понятие государственного суверенитета.

Суверенитет, считал Боден, означает независимость государства от папы римского и германского императора, от церкви, от сословий и от другого государства. Суверенитет — это верховная власть, которая имеет право издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, вершить суд и помилование, назначать высших должностных лиц. Суверенитет — абсолютная и постоянная власть государства.

Исходя из концепции суверенитета, Ж. Боден различал два вида государственных объединений. Объединение государств, основанное на неравенстве (когда части как вассалы подчиняются суверену), образует федерацию. Здесь суверенитетом обладает союз в целом. Если государства соединить на принципе равенства, то получится конфедерация. В ней каждое государство сохраняет суверенитет.

Видный теоретик государственного устройства нидерландский философ Б. Спиноза (1632–1677) также исходил из теории естественного права и таких противоречивых природных качеств человека, как ум и страсти, вызывающих и разумное поведение и страсть к наживе. Поэтому обеспечить общение людей могут только законы, которым подчиняются все граждане. Но чтобы закон стал уважаем, он должен быть добровольно принят большинством граждан. Отсюда вытекает, что наиболее стабильным, разумным и могущественным государством будет демократическая республика. Власть большинства не может противостоять народу, который не следует авторитету какого-либо лица, а по своему согласию принимает законы и потому свободен. Власть при демократии не опасается своих граждан и способна эффективно управлять ими. Демократия по Спинозе — это независимое государство, опирающееся на согласие граждан и управляющее ими при помощи разумных законов, обеспечивая свободу, равенство и общее благо. Это — первое со времен Древнего мира обоснование демократии.

Этот вопрос попытался разрешить английский философ Дж. Локк (1632–1704). Он также исходил из теории естественных прав, среди которых основными считал свободу, равенство и собственность. Чтобы обеспечить эти права и гарантировать защиту граждан от деспотии, необходимо разделить власть и строго оговорить обязанности каждой из ее ветвей.

Законодательная власть, как высшая власть в государстве, ответственна перед народом за принятие разумных законов. Чтобы не было соблазна узурпации власти и создания привилегий для себя, орган представительной власти не должен заседать постоянно.

Исполнительная власть во главе с монархом должна получить прерогативы (право созывать и распускать парламент, право вето законов и законодательной инициативы, право совершенствования избирательной системы). Исполнительная власть должна действовать на основании законов.

Федеративная власть, по Локку, должна ведать международными отношениями[12]. Локк считал, что судебная и федеративная власти должны подчиняться монарху. Король назначает премьер-министра, министра иностранных дел и так называемых коронных судей. Такая относительная несамостоятельность судебной власти — характерная черта английского парламентаризма.

Так как теорию разделения властей Локк выводил из естественной природы человека, то и три ветви власти должны соответствовать человеческой натуре: законодательная власть — способности его разума создавать правила поведения, исполнительная власть — вести себя в соответствии с этими правилами и федеративная власть — строить свои отношения с другими людьми.

В отличие от Гоббса, Локк считал государство не могучим, всесильным организмом, а сообществом институтов, гарантирующим людям, передавшим ему власть, свободу и сохранение собственности. Наилучшим государственным устройством Локк считал конституционную монархию. Политические взгляды Локка явились истоком политического течения либерализма.

С Ш. Монтескье, который выводил происхождение государства не из общественного договора, а из исторического развития общества, берет свое начало так называемый социологический подход в политологии.

Политические учения Локка и Монтескье, других просветителей оказали большое воздействие на развитие политической практики.

Вкладом немецкой науки в развитие политической теории явились политико-правовые учения И. Канта и Г. Гегеля. Кант (1724–1804) органически связал стабильность государства и законопослушность граждан с развитием общей культуры и нравственности, политику и мораль. Стать моральной личностью, гражданином, по Канту, человек может в том случае, если он вырос до понимания своей ответственности перед обществом. В этом случае он будет руководствоваться не условными правилами поведения, зависящими от обстоятельств, а требованиями категорического (безусловного) императива, который выражается в следующих постулатах:

• поступай так, чтобы твой поступок мог стать всеобщим законом;

• относись ко всякому другому человеку как к цели, а не как к средству достижения целей.

Важнейшим признаком государства Кант считал верховенство закона. Именно из кантовских идей автономии нравственного сознания, сознательного подчинения и уважения закона вырастает на немецкой почве теория правового государства[15]. В своем учении о международной политике Кант выдвинул проект установления вечного мира.

• важнейшим социальным процессом XIX в. является процесс эгалитизации (эгалите — равенство) общества, стирания сословных рамок и ограничений в образовании, культуре, образе жизни;

• отсюда следует, что в Америке и во всем мире идет смена аристократического общественного устройства демократическим. Процесс этот объективен и неудержим;

• ограничению тирании большинства служат соблюдение прав и свобод личности;

• отсюда вытекает требование децентрализации, уменьшения роли государства в делах штатов и, особенно, на местах — в общинах, где решается 80 % дел повседневной жизни.

Идеи ученых Нового времени подготовили почву новой системе взглядов на общество и политику. В центре этой новой парадигмы находится не Бог, монарх или априорная идея государства. Главным в политической науке все более признается обеспечение прав личности и возможность взаимодействия равноправных граждан в обществе. Впервые с античных времен внимание ученых сосредоточилось не на поиске идеальной модели государства (хотя такие поиски продолжались утопистами-коммунистами и утопистами-социалистами), а на возможности управления обществом, не допуская тирании и узурпации власти (см. схему 2.11).

Политические теории Нового времени (XVI - XIX веков) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Эти теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства), мыслители Нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших феодальных политических порядков и учреждений. В тот период выводы политической науки все больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.

Политические идеи Нового времени

Одной из фундаментальных политических идей Нового времени была версия о договорном характере государства, пришедшем на смену средневековой теории божественного происхождения государства. Экономически господствовавший класс буржуазии стремился отобрать у феодалов и политическую власть. Идеологическим обоснованием правомерности такого шага и необходимости создания новых политических институтов и порядков, которые соответствовали бы природе человека, его естественным правам, стала теория "общественного договора".

Теорию "общественного договора" развивали английские мыслители Томас Гоббс (1588 - 1679) и Джон Локк (1632 - 1704), а также французский философ Жан-Жак Руссо (1712 - 1778), хотя их интерпретации смысла общественного договора отличались друг от друга.

Дж. Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную. Причем законодательная власть, по его мнению, должна иметь более высокий статус, чем исполнительная, поскольку именно она определяет политику государства. Дж. Локк был сторонником ограниченной монархии.

Идею Дж. Локка о разделении властей активно развивал французский философ Шарль Моитескье (1689 - 1755). Теория разделения властей в его интерпретации стала очередным шагом в поисках конкретных форм баланса власти. Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную вытекает, по Ш. Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью. Власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан.

В построении теории государства некоторые авторы шли не от идеи естественных прав, а от критики ее. Полным абсурдом назвал естественные права английский философ и юрист Иеремия Бентам (1748 - 1832) - автор теории утилитаризма. Согласно этой теории, люди в своей деятельности исходят из принципа практической выгоды, которую можно измерить соотношением страдания и удовольствия: человек более всего счастлив тогда, когда его страдания минимальны, а удовольствие максимально. Вот почему, отмечал И. Бентам, цель политики состоит в достижении обществом "наибольшего счастья наибольшего числа людей". Причем государство призвано удовлетворять разнообразные интересы личности, обеспечивать безопасность и пропитание людей, не вмешиваясь при этом в их личную жизнь. Лучше всего осуществлению этой задачи соответствует, по мнению И. Бентама, форма представительной демократии: народ выбирает на основе всеобщего и равного избирательного права своих представителей в однопалатный парламент; депутаты, не оправдавшие доверия избирателей, считал он, должны отзываться и привлекаться к юридической ответственности; кроме того, необходимо функционирование различных механизмов контроля за органами власти со стороны общества и т. д.

Новое время предложило отличную от античности теорию демократии, пригодную для больших национальных государств, которые стали возникать в тот период. Многие идеи этой теории востребованы современными западными странами. Одним из ее создателей был французский социолог и историк Алексис Токвилль (1805 - 1859), который изложил теорию в своей работе "О демократии в Америке", написанной после его путешествия по США в 1832 году.

Исходя из анализа политического опыта этой страны, А. Токвилль сделал ряд важных выводов. Во-первых, распространение демократии является мировой тенденцией, вызванной утверждением социального равенства и упадком аристократии. Остановить это процесс невозможно. Во-вторых, демократия обладает рядом преимуществ: “сама сущность демократического правления представляет собой верховенство большинства”; именно демократия способствует благополучию наибольшего числа граждан, обеспечивает политическую свободу и широкое участие масс в управлении. Все эти достоинства, согласно А. Токвиллю, наиболее полно воплотились в американской политической системе, ее учреждениях и Конституции. В-третьих, кроме достоинств, А. Токвилль отметил и недостатки демократии, ее несовершенство. Прежде всего, демократии угрожает индивидуализм, проявлениями которого являются эгоизм, политическая апатия граждан, их растущее безразличие к общественным проблемам.

Новым в развитии политической науки стало усиливающееся влияние на нее социологии. Осмыслению роли социальных механизмов эволюции (разделения труда, неравенства, собственности, верований, коллективных представлений, мотивов и т. д.) в политической жизни способствовали работы французских социологов Огюста Конта (1798 - 1857), Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917) и английского ученого Герберта Спенсера (1820- 1903). Г. Спенсер сделал вывод о нарастающем усложнении социальных отношений по мере разделения общественного труда. Дифференциация форм и видов деятельности людей заставляет их сотрудничать для достижения общих целей, порождает необходимость демократической организации власти и управления. В связи с этим государство понималось как "коллективный разум", надклассовая сила.

Иная версия эволюции общества была предложена К. Марксом, который исходил из того, что люди не свободны в выборе форм общественного развития. Их выбор предопределен степенью развития производительных сил и характером производственных отношений, а содержание последних определяется формой собственности.

Читайте также: