Отлагательное вето это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Повторное рассмотрение закона начинается с выступления представителя Президента РФ, который должен довести до парла- мента точку зрения Президента РФ. После этого на голосование депутатов ставится редакция закона, предложенная Президентом РФ. Закон в редакции Президента считается принятым, если за него проголосует более половины общего числа депутатов.

Если же депутаты не поддержали предложение Президента РФ, то они голосуют за принятие закона в прежней редакции. Но в этом случае закон будет принят, если за него проголосует более 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы и более 2/1 членов Совета Федерации.

Таков общий порядок принятия, одобрения, подписания и опубликования законов.

Но в России действуют и особые законодательные акты, кото­рые принимают по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Их называют федеральными конституционными законами.Фе­деральные конституционные законы обеспечивают стабильность Конституции РФ, закрепляют основы конституционного строя. Они принимаются, например, по вопросам введения чрезвычайно­го положения, военного положения, принятия в состав Российской Федерации новых субъектов, и т. д.

Особая юридическая сила федеральных конституционных за­конов предполагает и иной, более сложный порядок их принятия, отличный от общего порядка принятия федеральных законов. В чем же отличие?

Во-первых, федеральные конституционные законы принима­ются квалифицированным большинством голосов. Это значит, что за принятие такого закона должны проголосовать не менее 3/4 общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы.

Во-вторых, Конституция РФ обязывает Президента РФ в тече­ние 14 дней подписать и обнародовать принятый парламентом Федеральный конституционный закон, даже несмотря на то что Президент РФ может быть с ним не согласен.

СЛОВАРЬ ПАРАГРАФА

Вето— устный или письменный запрет, наложенный на какое-либо решение уполномоченным органом или лицом.

Законодательная инициатива— внесение проекта закона в законода­тельный орган с целью его обсуждения и принятия решения.

Законопроект— проект закона, вносимый на рассмотрение зако­нодательного органа.

Квалифицированное большинство голосов— при голосовании официально установленный перевес голосов (2/3, 3/4 и т. д.), необходимый для принятия решений по важнейшим вопросам.

Регламент— свод правил, устанавливающий порядок деятельности органа, организации и т. д. или порядок ведения заседаний, собраний, сессий и т. д.

Федеральный закон— нормативный правовой акт, принятый Госу­дарственной Думой, одобренный Советом Федерации, подпи­санный Президентом РФ и обнародованный в установленном порядке.

Федеральный конституционный закон— нормативный правовой акт, принятый по вопросам, предусмотренным Конституци­ей РФ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ___________________________________________

1. Что такое право законодательной инициативы?

2. Кому предоставлено право законодательной инициативы?

3. Кто и в каком порядке готовит законопроекты для рассмотрения на заседании Государственной Думы?

4. В каком порядке происходит рассмотрение законопроекта на за­седании Государственной Думы?

5. В каком порядке происходит одобрение закона, принятого Госу­дарственной Думой?

6. Что происходит, если закон отклонен Советом Федерации?

7. Что происходит, если закон одобрен Советом Федерации?

8. Что происходит, если Президент РФ отклонил закон?

9. В каком порядке принимаются федеральные конституционные законы?

3АДАНИ Я ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ_______________________________

1. Найдите верное суждение.

Федеральный закон приобретает общеобязательную силу с мо-
мента:

а) принятия закона Государственной Думой;

б) одобрения закона Советом Федерации;

в) подписания закона Президентом РФ;

г) опубликования закона.

вать члены этой общественной организации, чтобы изменения были внесены в Закон?

4. Какие законы, защищающие права детей, вы хотели бы при­нять?

В Конституции РФ найдите все вопросы, по которым прики­пи- маются федеральные конституционные законы.

1.Абсолютное, или резолютивное вето состоит в том, что отказглавы государства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательным и безусловным и преодолеть его нельзя.Абсолютное вето - институт чисто феодальный, так как это право главы государства фактически сводит на нет все полномочия парламента.Юридически оно существует,фактически же оно пребывает в состоянии длительного летаргического сна.

2.Относительное, или отлагательное вето представляет собой такой запрет, налагаемый главой государства на законопроект,который либо может быть преодолен парламентом, либо носит

временный характер. Принятый парламентом законопроект направляется для подписи главе государства, который в установленный срок (иногда этот срок не определен) может либо

подписать его, санкционировать, либо отказать в санкции, т.е.наложить вето. Сам акт наложения вето состоит в том, что глава государства составляет послание, в котором излагаются его

возражения против законопроекта. Опротестованный законопроект вместе с посланием направляется главой государства парламенту, который может поступить двояко:

б) отклонить возражения главы государства, для чего необходимо повторное одобрение законопроекта квалифицированным большинством голосов. Отлагательное вето в руках президента президентской рес публики является мощным действенным орудием, с помощью которого глава исполнительной власти активно вмешивается в законодательный процесс. Реальная сила вето в США настолько велика, что президент

имеет возможность эффективно влиять на законодательный процесс посредством одной лишь угрозы его применения. Глава государства в парламентарной республике также наделен

правом вето, но это немощное полномочие, бессильное орудие,применяемое крайне редко, да и то лишь по указанию правительства.

3.Выборочное вето. Обычно глава государства может одобрить или опротестовать весь законопроект целиком, а не отдельные статьи его. Это создает массу неудобств, так как порою президенту или монарху приходится либо одобрять законопроект с неугодными ему статьями, либо опротестовывать в целом приемлемый законопроект из-за неугодных ему статей. Короче говоря, вето - оружие негибкое, так сказать, стратегическое. Этим иногда пользуются парламенты, включая в крайне необходимые правительству законопроекты статьи, которые, будь они сформулированы в виде отдельного билля, были бы заведомо отвергнуты президентом.

Выборочное вето - явление довольно редкое. В

США, например, этим правом пользуются лишь губернаторы некоторых штатов. Президент лишен такой возможности.

1.Абсолютное, или резолютивное вето состоит в том, что отказглавы государства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательным и безусловным и преодолеть его нельзя.Абсолютное вето - институт чисто феодальный, так как это право главы государства фактически сводит на нет все полномочия парламента.Юридически оно существует,фактически же оно пребывает в состоянии длительного летаргического сна.

2.Относительное, или отлагательное вето представляет собой такой запрет, налагаемый главой государства на законопроект,который либо может быть преодолен парламентом, либо носит

временный характер. Принятый парламентом законопроект направляется для подписи главе государства, который в установленный срок (иногда этот срок не определен) может либо

подписать его, санкционировать, либо отказать в санкции, т.е.наложить вето. Сам акт наложения вето состоит в том, что глава государства составляет послание, в котором излагаются его

возражения против законопроекта. Опротестованный законопроект вместе с посланием направляется главой государства парламенту, который может поступить двояко:

б) отклонить возражения главы государства, для чего необходимо повторное одобрение законопроекта квалифицированным большинством голосов. Отлагательное вето в руках президента президентской рес публики является мощным действенным орудием, с помощью которого глава исполнительной власти активно вмешивается в законодательный процесс. Реальная сила вето в США настолько велика, что президент




имеет возможность эффективно влиять на законодательный процесс посредством одной лишь угрозы его применения. Глава государства в парламентарной республике также наделен

правом вето, но это немощное полномочие, бессильное орудие,применяемое крайне редко, да и то лишь по указанию правительства.

3.Выборочное вето. Обычно глава государства может одобрить или опротестовать весь законопроект целиком, а не отдельные статьи его. Это создает массу неудобств, так как порою президенту или монарху приходится либо одобрять законопроект с неугодными ему статьями, либо опротестовывать в целом приемлемый законопроект из-за неугодных ему статей. Короче говоря, вето - оружие негибкое, так сказать, стратегическое. Этим иногда пользуются парламенты, включая в крайне необходимые правительству законопроекты статьи, которые, будь они сформулированы в виде отдельного билля, были бы заведомо отвергнуты президентом.

Выборочное вето - явление довольно редкое. В

США, например, этим правом пользуются лишь губернаторы некоторых штатов. Президент лишен такой возможности.

можно через ваш аккаунт в любой социальной сети

Инструкция для восстановления пароля отправлена на

Вес загружаемого фото не должен быть больше 10 Мб.
Форматы: jpeg, png, bmp.
Если размер картинки превышает 900px по ширине или высоте,
она будет уменьшена автоматически.

Наверняка им будет интересно, о чем вы пишете

Котировки и цены

Вето в политике – это запрет одного политического органа (президента), реализовывать решение другого законодательного органа (парламента, сената).

Вето в государственном праве представляет собой акт, который останавливает действие или не дает вступить в силу другому подобному документу.

право вето

История появления права вето

Остальное население чувствовало себя ущербным. Людей не устраивало такое положение вещей. Как следствие, было принято решение отколоться от Рима и уйти из города. Все недовольные покинули населенный пункт и в нескольких милях от него начали строительство нового города. Под страхом потери власти над Римом патриции пошли договариваться с плебеями в надежде убедить их вернуться.

Для достижения своей целей переговорщикам пришлось пойти на уступки и дать определенные права плебеям. Было решено, что люди смогут голосовать за своих чиновников. При этом руководители на своем посту должны четко придерживаться интересов народа и не выпускать"вредительских" законов.

Вето применяется и сегодня. К примеру, такое право имеют президенты некоторых стран (к примеру, США, России, Украины), а также некоторые участники совета безопасности ООН.

Виды право вето

Запрет на то или иное решение может различаться, в зависимости от своей политической силы:

2. Относительное (отлагательное) вето – это наложение запрета главой государства на какое-то решение парламента. Но в этом случае вето носит временный характер. Парламент принимает закон и направляет его для подписи президенту. Последний должен в установленный срок принять одно из решений - подписать законопроект, санкционировать новый закон, отказать в санкциях или же наложить свое право вето. В последнем случае запрет имеет вид акта, в котором глава государства высказывает свое видение ситуации и перечисляет имеющиеся возражения.

В дальнейшем отклоненный законопроект попадает обратно к парламенту. У последнего есть две возможности:

отлагательное вето


Отлагательное вето является одним из основных инструментов в руках главы государства. С его помощью он, как глава исполнительной власти, может влиять на общий законодательный процесс. При этом в США сила вето президента настолько велика, что он может влиять на утверждение тех или иных законопроектов путем обычной угрозы наложить запрет.

Подобное право вето есть и в парламентских республиках, но здесь данное право имеет много меньшую силу. Более того, использовать имеющийся инструмент можно только в крайних случаях и с разрешения правительства.

Начиная с 80-х годов 20-го века подобное право было у многих губернаторов штатов. Что касается Президента США, то у него такое право выборочного вето появилось лишь 9 апреля 1996 года.

Таким образом, переданный Конгрессом документ остается неподписанным и продолжает пылиться в Администрации Президента. После выхода из каникул законодательный орган вынужден снова принимать законопроект и давать его на подпись Президенту в надежде, что он будет принят.

Право вето в истории США

Но были и президенты, которые не применяли свое право на вето. К примеру, Президент США Гарфильд за все время правления так и не наложил запрет ни на один законопроект, принятый Конгрессом. Но после него все последующие Президенты сполна пользовались своим правом.

Известны случаи в истории, когда пропрезидентские партии в Конгрессе специально тянули время слушания до нескольких последних дней сессии. Реализовать это было не сложно. В законодательстве США на то время были слабо прописаны условия выступления членов Конгресса. Последние могли подниматься на трибуну и зачитывать целые доклады.

Но даже такие хитрости некоторых партий были преодолены Конгрессом США. В 1973 году первый раз в истории законодательный орган был распущен. Таким способом основные законопроекты для главы государства были отложены. Целью было собраться за несколько дней до окончания сессии и передать законы президенту. После этого парламент открывал новую сессию уже по истечении 10-ти дневного срока на право вето.

Право вето президента РФ

В России Президенту дается право отклонить принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон. Задача президентского вето – оказать сдерживающую силу и дать определенный противовес для реализации опыта разделения власти. Предоставление такого права дает главе государства дополнительные полномочия, как гаранту прав и свобод граждан, а также соблюдения требований Конституции страны.

Если Президент РФ наложил вето на законопроект, но он все равно был проголосован 2/3 голосов от всех депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, то документ принимается без внесения изменений. Таким способом преодолевается вето Президента РФ. В этом случае у главы государства есть два варианта – подписать закон в ошибочной (по его мнению) редакции или обратиться за разъяснениями в Конституционный суд Российской Федерации.

Часто после рассмотрения законопроекта Президент РФ вносит предложение переработать весь закон, внести в него определенные правки или не принимать вовсе. Чаще всего глава государства не соглашается при решении социальных вопросов, касающихся незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров) и особенностей их финансирования из государственного бюджета страны.

процедура рассмотрения законов в России


Иногда Президент РФ не накладывает вето на законопроект, но в устной форме дает понять, что не поддерживает его. В этом случае Парламенту рекомендовано заняться корректировкой документа и внесением определенных правок.

В Конституции РФ прописано, что возвращая законопроект, Президент обязуется разъяснить причины наложенного вето, перечислить имеющиеся мотивы поступка. Если Совет Федерации и Государственная Дума при повторном голосовании не преодолеют вето Президента (то есть не наберут больше 2/3 голосов), то дальнейшее рассмотрение возможно с учетом требований статьи 105 Конституции РФ.

Много дискуссий ведется по поводу возврата законопроекта и его неодобрения без рассмотрения Президентом. Сторонники этого права приводят следующую аргументацию:

- Президент РФ – это гарант Конституции РФ. Следовательно, его права как гаранта ничем не ограничены;
- Президент РФ имеет обязательства и конституционное право подписывать федеральные законы (если они одобрены Советом Федерации и Госдумой).
Следовательно, если Президент РФ усмотрел в действиях законодательных органов определенные нарушения (в том числе и нарушения процедуры принятия законов), то он может не подписывать его без объяснения причин.

Но у данного права Президента есть и противники, которые приводят свои контраргументы:


- Конституцией РФ главе государства дается право вето. При этом перечень оснований для отклонения законопроектов не ограничивается;
- подписание главой государства закона – это не право, а его безусловная обязанность;
- Федеральное собрание России по Конституции может самостоятельно определять распорядок работы;
- Президент обязан четко следовать букве Конституции РФ и работать по принципу разрешено, что не закреплено в вышеупомянутом документе.

По закону Президенту РФ дается 14 дней на подписание документа. В этот период он может воспользоваться своим правом вето и внести предложения. Отклоненный законопроект передается в комитет Государственной Думы, которому дается 10 дней на рассмотрение замечаний. При этом Комитет может поступить следующим образом:

- принять предложения Президента РФ в его редакции;
- согласиться с мнением главы государства и снять законопроект с рассмотрения;
- создать специальную комиссию, которая бы занималась решением разногласий между исполнительным и законодательным органом;
- одобрить закон в старой редакции, преодолев его вето.

Основания для наложения вето Президентом РФ могут быть следующие:

- нарушение конституционных основ федерального устройства;
- внедрение в компетенцию субъектов Федерации;
- нарушение прав и свобод граждан РФ;
- несоответствие принятых решений нормам финансовой политики страны;
- ограничения законом прав Правительства РФ и главы государства;
- превышение полномочий Парламентом;
- нарушение требований конституции;
- внедрение в сферу влияния Правительства или Президента;
- несоответствие нормам финансовой политики и так далее.

В последнее время Президент РФ все чаще пользуется правом вето, основываясь на политических причинах. В такой ситуации отказ Президента РФ проявляется в выявлении множества юридических и технических недостатков закона.

Вето в Совете Безопасности ООН

Право вето предоставляется и некоторым членам Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. К таким привилегированным государствам можно отнести – Францию, Китай, СССР (позже в 1991 году это место заняла Россия), Великобритания и США. Причина такого права – ключевая роль этих стран в создание ООН, а также обеспечения мира и безопасности на планете.

заседание ООН


Этим пяти странам предоставлен особый статус постоянного членства в Совете Безопасности, а также право голосования (в том числе и право вето). В статье 27 Устава ООН прописано, что решение по процедурным вопросам является принятым, если за него отдали голоса девять членов ООН. Что касается других решений, то должно быть одобрение девяти членов совета плюс голоса основных членов - Франции, Китая, РФ, Великобритании и США. При этом одна из сторон имеет право воздержаться от голосования (статься 52, пункт третий, глава 6).

использование права вето


Представители пяти стран в Совете ООН однажды уже применяли свои права вето. Если одна из стран не согласна с резолюцией, то она может воспользоваться своим правом и наложить запрет. Если же страна воздержится от голосования, то она дает возможность принять резолюцию, но уже без своего голоса. Но для этого должно быть девять голосов. За последние годы имели место вето по следующим вопросам.

На сегодняшний день если не все, то большинство государств мира придерживаются принципа разделения властей, который со временем трансформировался в систему сдержек и противовесов, являющуюся неким тормозом в возвышении одной ветви власти над другой и направленную на недопущение узурпации власти.

В Конституциях различных стран власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые действуют независимо друг от друга. Каждая из них имеет определенный объем властных полномочий, однако чтобы со временем у какой-либо одной ветви власти он не увеличился в ущерб другой, каждая из ветвей власти может сдерживать другую, уравновешивать или контролировать, не допуская тем самым нарушения Конституции и законов государства.

Одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью и является вето (от лат. veto — запрещаю) главы государства, зачастую одновременно являющегося главой исполнительной власти, налагаемое им на принимаемые законодательным органом акты. Известны три вида этого института.

Отлагательное вето

Выборочное вето

Это самый молодой вид вето, если так про него можно сказать. Это английское нововведение было известно уже в 1669 году и довольно часто применялось в Конгрессе США. В 80-х гг. оно было распространено в большинстве соединенных штатов и им могли воспользоваться губернаторы этих штатов.

Главной особенностью этого вида является то, что у главы государства появилась возможность отклонять не весь законопроект, а лишь отдельные его положения, не затрагивающие основной текст. И такая возможность у Президента США появилась лишь с принятием 9 апреля 1996 г. закона, введшего выборочное вето.

Этот вид вето, наверное, можно назвать самым необычным. Весь смысл заключается в следующем. Используется он в немногих государствах, например, в Беларуси или в США. В последнем случае этому способствуют особенности деятельности Конгресса, который, как и многие парламенты государств, работает посессионно, после чего спокойно уходит на каникулы.

Были даже случаи, когда партии, представлявшие Президента в Конгрессе, специально затягивали слушания и чтения до последних дней сессии. Это было возможным по очень простой причине. В законодательном органе были плохо прописаны регламенты выступлений членов Конгресса. Каждый мог говорить о чём угодно. И доходило вплоть до того, что с трибуны постранично зачитывались толстые телефонные книги.

Однако Конгресс тоже научился сопротивляться. В августе 1973 года он впервые в истории распустился на месяц, при этом отложив представление главе государства нескольких проектов, чтобы сделать это в последние дни перерыва и к моменту истечения десятидневного срока рассмотрения законопроекта Президентом начать новую сессию.

Конечно, право вето — очень хорошее средство регулирования законодательного процесса. Оно заставляет парламентариев делать меньше ошибок и уделять проблемам больше внимания, если они того требуют.

Читайте также: