Откуда зародилась русская музыка 4 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

  • Познакомить обучающихся с жанрами русских народных песен и источником их возникновения;
  • Отследить связь народных песен с повседневной жизнью;
  • Способствовать формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
    • Личностные: способность нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
    • Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция, оценка результата, способность к волевому усилию.
    • Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, умение обобщать знания и делать выводы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
    • Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, способность выражать собеседнику эмпатию.

    Задачи:

    • На основе уже имеющихся знаний и через вопросы помочь учащимся осознать источники русской песни и ее значение в жизни людей.
    • Научить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен
    • Научить вслушиваться в произведение и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, лад, динамику, регистр, жанровые особенности.
    • Развивать познавательную активность, умение работать в группе;
    • Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты (музыкальные движения) к музыке.
    • Привить навык самостоятельной работы;
    • Сформировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки используя схему;
    • Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению другого.

    Музыкальный материал: русские народные песни и пляска: “У зори-то у зорюшки”, “Колыбельная”, “Солдатушки, бравы ребятушки”, “Милый мой хоровод” - 2 варианта, “Тонкая рябина”, “Барыня”.

    Оборудование: синтезатор, СD-запись, рассказ М.Горького “Как сложили песню”, стихотворение Г.Серебрякова “Ты откуда, русская, зародилась музыка?”.

    Этапы урока Деятельность учителя Предполагаемая деятельность учащихся
    Организационный момент Музыкальное приветствие -

    - На экране новая тема для нас и задачи-вопросы:

    -Откуда берет свое начало русская народная песня?

    - Жанры русских народных песен?

    - Значение народных песен в жизни людей?

    - Перед вами репродукция с картины русского художника 20 века

    - Мы видим здесь разные ситуации, и радостные и печальные и обыденные.

    Звучат фрагменты песен “Колыбельная” - учащимся подобрать музыкальные движения к песне и показать их

    - В чем особенность интонаций этой песни?

    - они повторяются, покачивающиеся.

    Во время слушания учащимся предлагается подобрать музыкальные движения к песне и показать их

    - К какому жанру вы бы отнесли эту песню?

    Предлагается учащимся подобрать музыкальные движения к песне и показать их.

    - В чем особенность этой песни?

    С каким событием из жизни человека связана эта песня?

    - Она танцевальная, спокойная, плавная, хороводная

    - Чтобы танцевать, отдыхать, общаться

    мягкая плавная,
    нежная и ласковая,
    скорбная и печальная,
    бодрая и энергичная

    Музыка Древней Руси датируется IX-XII веками. О ней рассказывают памятники литературы и искусства: летописи, иконы, фрески. В житии новгородского епископа Нифонта (XIII в.), в поучениях монаха Георгия (XIII в.) и ряде других документов содержатся сведения о том, что музыканты выступали на улицах и площадях городов.

    Музыка была обязательной частью обрядовых праздников — Масленицы (проводы зимы и встреча весны), Ивана Купалы (день летнего солнцестояния) и др. Проходили они обычно при большом стечении народа и включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступления скоморохов. Скоморохи играли на гуслях, трубах, сопелях, бубнах, гудках.

    С принятием христианства появляется богослужебное пение.

    Церковь издавала специальные рукописные книги с песнями и гимнами в честь отечественных святых. Наряду с церковным существовало и светское песнопение.

    Торжественные государственные церемония великосветские обряды не проходили без участия музыкантов. Фанфарами встречали князей и его дружину из военных походов. При многих княжеских дворах были и профессиональные музыканты. Пиршества князей со своей дружиной, сопровождались песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Скоморохи были первыми древнерусскими актерами, соединившими в себе музыканта, плясуна, сказителя, лицедея, акробата.

    На рубеже веков русская музыка была обогащена творчеством новых талантливых композиторов и исполнителей. Автором монументальных симфонических произведений и балетов был А. Н. Глазунов. Одним из основателей современного музыкального языка, современной симфонической музыки считается композитор и пианист А. Н. Скрябин. Неповторимым своеобразием и оригинальностью отличались музыка и исполнительское мастерство С. В. Рахманинова, выдающегося композитора, пианиста и дирижера.

    Составной частью развития музыкальной культуры и прямым ее следствием была мировая слава, которой достигли мастера русского музыкального театра – оперы и балета. Лидирующее положение среди музыкальных театров занимали петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве. Имена знаменитого оперного баса Федора Шаляпина, балерины Анны Павловой получили широкую известность, как в России, так и за рубежом.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Цель: Познакомить обучающихся с жанрами русских народных песен и источником их возникновения.

    Образовательные:

    Через специальные схемы и вопросы помочь обучающимся осознать источники русской песни и ее значение в жизни людей.

    Научить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен

    Научить вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, лад, динамику, регистр, жанровые особенности.

    Развивающие:

    Развивать познавательную активность, умение работать в группе;

    Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты (музыкальные движения) к музыке.

    Воспитывающие:

    Привить навык самостоятельной работы;

    Сформировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки используя схему;

    Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению другого.

    Этапы работы

    Содержание этапа

    Организационный момент :

    Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

    Настроиться на продуктивную работу на уроке.

    Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

    Создать условия для продуктивной работы на уроке.

    Задача: создать положительный эмоциональный настрой.

    Метод: хоровое пение.

    1) С добрым утром, солнышко, мы тебе рады!

    Дети проснулись и вместе собрались:

    И Маша здесь, и Ваня здесь, и Оля здесь, и Костя здесь.

    Очень хорошо!

    ( При пропевании имени ребенка погладить по голове) .

    2) Утро начинается, вместе мы встречаемся,

    Мы друг другу рады, все друг другу рады!

    И Маша здесь, и Наташа здесь……….

    3) Солнце утром рано встало (потягиваются)

    Всех детишек приласкало (обнять ребенка)

    С добрым утром, глазки, вы проснулись? (глаза)

    С добрым утром, щечки, вы проснулись? (массируют щечки)

    С добрым утром, ушки, вы проснулись? (массируют ушки)

    С добрым утром, ручки, вы проснулись? (гладят кисти рук)

    С добрым утром, солнце, я проснулся! (тянет руки вверх)

    Учитель: (поет приветствие) Здравствуйте, ребята!

    Дети: (поют ответное приветствие) Здравствуйте, учитель!

    Учитель: Очень рада видеть вас, друзья

    Опрос учащихся по заданному на дом материалу

    Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осознать чувства, мысли, переживания человека, созвучные с образами природы и особенности музыки, иллюстрирующей эти чувства.

    Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: создать условия для осознавания чувств, мыслей, переживаний, созвучных с образами природы, оценить умение подбирать средства музыкальной выразительности для музыки, созвучной чувству.

    Метод: представление творческой работы.

    - Над какой темой мы работали с вами на протяжении предыдущих уроках?

    (русская народная музыка)

    - На прошлом уроке мы говорили о том, что с давних времен человек связывал свои чувства, мысли, настроения с картинами природы. Это отразилось в творчестве и поэтов, и музыкантов и художников, которые воспевали природу в своих произведениях. Удалось ли вам подобрать образы природы, созвучные вашему настроению, чувству? Покажите свои рисунки.

    (дети представляют рисунки, угадывают чувства друг друга, выраженные через образы природы)

    - У вас получились очень выразительные рисунки. А какая музыка созвучна твоему чувству или настроению?

    (обучающиеся перечисляют особенности созвучной музыки, обозначая средства музыкальной выразительности)

    Цель, которая должна быть достигнута обучающимися : научиться самостоятельно формулировать свои ожидания и видеть свое продвижение вперед.

    Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе : создать условия для формирования умения самостоятельно формулировать свои ожидания и видеть свое продвижение вперед.

    Изучение нового учебного материала .

    Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: познакомиться с жанрами русских народных песен, источником их возникновения и осознать их значение в жизни человека.

    Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: познакомить обучающихся с жанрами русских народных песен, создать условия для осознания источника их возникновения и значения песни в жизни человека.

    -через специальные схемы и вопросы помочь обучающимся осознать источники русской песни и ее значение в жизни людей;

    -научить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен;

    -научить вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности;

    -научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты, музыкальные движения

    -сформировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки используя схему.

    Методы: дидактическая игра –исследование, самоисследование, частично-поисковый.

    Формы деятельности: групповое взаимодействие, сравнительный анализ, самоанализ, работа с текстом песни, музыкальное движение, звучащие жесты, слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности

    Введение в тему

    Откуда берет свое начало русская народная песня?

    Каковы жанры русских народных песен и каково их значение в жизни людей

    - Но прежде, я предлагаю вам осознать свои ожидания, или опасения и отразить их на листочках. Чего я ожидаю от этого урока, чего мне бы очень хотелось…(обучающиеся пишут свои ожидания или опасения на листочках)

    Учитель: На предыдущих уроках мы уже вели разговор о русской народной музыке и знаем, что русская музыка берет свое начало из жанра? (песни)

    Найти и обрести мудрость, скрытую в русской народной песне, нам сегодня поможет Мудрая Сова. Чтобы самостоятельно провести исследование и найти ответы на вопросы (на экране) Сова приглашает нас на Музыкальную поляну, где растут волшебные колокольчики. ( на доске – колокольчики).

    Каждый колокольчик – это музыкальное произведение и в то же время – это отдельный этап в нашем исследовании. На каждом этапе есть задания:

    - Слушать и анализировать музыку

    - Познакомиться с текстом и понять содержание песни

    - Интонировать песню с показа голосом

    - Подобрать звучащие жесты или музыкальные движения к музыке

    - Заполнить схему самоанализа песни, осознать ее смысл и значение

    - Заполнить Анкету песни, определить ее жанр

    Учитель: У вас на столе лежат схемы для самоанализа. Заполнив все части схемы, вы получите целостное представление о произведении. Нужно будет найти текст песни, которая звучит, чтобы понять, о чем она. Затем вы работаете группой и заполняете Анкету песни, здесь уже нужно будет определиться с жанром и особенностями. В групповой работе самое главное правило напомните какое? (уважение другого). Дать возможность каждому высказать свое мнение, работать активно, не ссориться и не грубить друг другу – это очень важно.

    - Рассмотрите внимательно, какие события жизни человека изобразил художник?

    (работа, отдых, личные отношения, воспитание детей, похороны)

    - Мы видим здесь разные ситуации, и радостные, и печальные, и обыденные. И все это – жизнь человека. Имеет ли какое-то отношение музыка к этим ситуациям? Какая музыка здесь звучит?

    (мягкая, плавная, нежная и ласковая, скорбная и печальная, бодрая и энергичная)

    - Отсюда мы понимаем, что музыка сопровождает нас в различных жизненных ситуациях, и в каждой ситуации она своя. Я думаю, что вы уже готовы к тому, чтобы сорвать колокольчик и начать исследование.

    (Дети срывают первый колокольчик)

    - Найдите текст этой песни у себя на столе и познакомьтесь с его содержанием.

    - А теперь давайте напоем эту песню сами, чтобы ощутить особенности ее характера и интонаций.

    (интонирование с голоса)

    У зари-то, у зореньки много ясных звезд,
    А у темной-то ноченьки им и счету нет,
    А у темной-то ноченьки им и счету нет.

    Горят звездочки на небе, пламенно горят,
    Моему-то сердце бедному что-то говорят,
    Моему-то сердце бедному что-то говорят.

    Говорят о радостях, о прошедших днях,
    Говорят они о горестях, разбивших в прах,
    Говорят они о горестях, разбивших в прах.

    Я бы целу ноченьку, не смыкая глаз,
    Все смотрела бы, звездочки милые, на вас,
    Все смотрела бы, звездочки милые, на вас.

    С каким событием из жизни человека связана эта песня? (переживание одиночества, расставание, тоска по любимому человеку)

    - В чем особенность этой песни? ( развитая мелодия, плавная, протяжная, распевная, минорная, грустная)

    - Каково значение этой песни, зачем ее поют? (чтобы выразить чувства, облегчить душу)

    тель побуждает обучающихся подобрать музыкальные движения к песне и показать их)

    - Найдите текст этой песни у себя на столе и познакомьтесь с его содержанием.

    - А теперь давайте напоем эту песню сами. В чем особенность интонаций этой песни? (они повторяются, покачивающиеся)

    (интонирование с голоса)

    Ой баю баю баю
    не ложися на краю
    придёт серенький волчок
    он укуся за бочок
    и потошша во лесток

    Ой баю баю баю
    потерял мужик дугу
    шарил шарил не нашёл
    и заплакал и пошёл

    Ой гулинки гулинки
    злеталися уленки
    на попову башенку
    поклевали кашенку

    Ой баюшки баюшки
    злеталися галушки
    а вы деточки мои
    вы послушайте мои
    я баукать буду
    приговарьвать буду
    закройть глазки деточки
    вы мои приветочки

    Ой вы котики коты
    нанесите дремоты
    чтоба деточки мои
    уснуль посорее
    баю баю баюшки

    - С каким событием из жизни человека связана эта песня? (воспитание детей, укачивание малыша)

    - В чем особенность этой песни? (нежная, спокойная, минорная, укачивающая, повторы интонаций, всего три звука –короткий мотив)

    - Каково значение этой песни, зачем ее поют? (чтобы успокоить, укачать, выразить любовь и нежность))

    - К какому жанру отнесем эту песню, вы уже знакомы с этим жанром? (колыбельная) – На доску – название жанра, сл.3.

    Учитель: Продолжаем наше путешествие. Сорвите следующий колокольчик.

    Во время слушания учитель побуждает обучающихся подобрать музыкальные движения к песне и показать их)

    - Найдите текст этой песни у себя на столе и познакомьтесь с его содержанием. Каков характер песни, это строгая военная песня или?…(шуточная военная)

    - А теперь давайте напоем эту песню сами. В чем особенность этой песни? (Она маршевая, ритмичная, удобно шагать, энергичная, волевая, смелая, в мелодии смелые скачки и ходы)

    Солдатушки, бравы ребятушки…

    Солдатушки, бравы ребятушки,

    Кто же ваши деды?

    - Наши деды - славные победы,

    Вот кто наши деды!

    Солдатушки, бравы ребятушки,

    Кто же ваши отцы?

    - Наши отцы - бравы полководцы,

    Вот кто наши отцы!

    Солдатушки, бравы ребятушки,

    Кто же ваши матки?

    - Наши матки - белые палатки,

    Вот кто наши матки!

    Солдатушки, бравы ребятушки,

    Кто же ваши жены?

    - Наши жены - пушки заряжены,

    Вот кто наши жены!

    Солдатушки, бравы ребятушки,

    кто же ваши сестры?

    - Наши сестры - штыки, сабли остры,

    Вот кто наши сестры!

    Солдатушки, бравы ребятушки,

    кто же ваши детки?

    - Наши детки - пули врагом метки,

    Вот кто наши детки.

    кто же ваши жёны

    -Наши жёны пушки заряжены

    Вот кто наши жёны!

    - С каким событием из жизни человека связана эта песня? (служба в армии, солдатская жизнь)

    - В чем особенность этой песни? (ритмичная, марщевая, широкие ходы и смелые скачки в мелодии, мажорная)

    - Каково значение этой песни, зачем ее поют? (чтобы вместе четко шагать, отдыхать, шутить тогда, когда тяжело, облегчить жизнь)

    - К какому жанру отнесем эту песню? (солдатская) – на доску названия жанра, сл. 4.

    Учитель: Продолжаем наше путешествие. Сорвите следующий колокольчик.

    - Найдите текст этой песни у себя на столе и познакомьтесь с его содержанием.

    - А теперь давайте напоем эту песню сами. В чем особенность этой песни? (интонации повторяются, создавая ощущения круга, спокойный шаг)

    Милый мой хоровод, милый мой хоровод,

    Стой, не расходись, стой, не расходись!

    Милый мой хоровод, милый мой хоровод,

    Стой, не расходись, стой, не расходись!

    Я скакала, я плясала, я скакала, я плясала,

    Танец водила, танец водила.

    Танец я отводила, танец я отводила,

    Венок сронила, венок сронила.

    Милый мой хоровод, милый мой хоровод,

    Стой, не расходись, стой, не расходись!

    - С каким событием из жизни человека связана эта песня? (отдых после работы, праздник)

    - В чем особенность этой песни? (Она танцевальная, спокойная, плавная, кружевная, минорная, хороводная)

    - Каково значение этой песни, зачем ее поют? (чтобы танцевать, отдыхать, общаться)

    - К какому жанру отнесем эту песню? (хороводная) – на доску название жанра, сл.5.

    Физкультминутка. А в лесу растёт черника

    А в лесу растёт черника,

    Чтобы ягоду сорвать,

    Надо глубже приседать. (Приседания.)

    Нагулялся я в лесу.

    Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

    Закрепление учебного материала

    Цель, которая должна быть достигнута обучающимися : сформировать представление о жизни, как источнике музыки. Осознать значение музыки в жизни человека.

    Цель, которую хочет достичь учитель : создать условия для того, чтобы у обучающихся сформировать представление о жизни, как источнике музыки, помочь осознать значение музыки в жизни человека.

    Задача: составление схемы взаимовлияния музыки и жизни

    Методы: наглядный, дискуссия.

    Цель, которая должна быть достигнута обучающимися : осознать свои ожидания, опыт, умения, знания, полученные на уроке, увидеть свое продвижение вперед.

    Цель, которую хочет достичь учитель : побудить обучающихся к осознанию своих ожиданий, знаний, умений, опыта, полученного на уроке, увидеть свое продвижение вперед в изучении предмета музыки.

    Учитель: Итак, у нас

    целый букет волшебных колокольчиков! Вы познакомились и проанализировали несколько русских народных песен. Так откуда же берут они свои образы и темы? (из жизни)

    - Конечно, Сама жизнь дает для песни образы и звуки:

    Даст ли она радость,

    Даст ли скорбь и муки,

    Даст ли день роскошный,

    Тьму ли без рассвета –

    То и отразится в песне у поэта.

    - Жизнь –источник образов музыки (Обратить внимание на слова на экране: ЖИЗНЬ - МУЗЫКА) – сл.6.

    - А музыка, песни оказывают влияние на жизнь человека? Как? (утешают, успокаивают, выражают чувства, веселят, помогают в труде, разделяют радость и печаль, вдохновляют и придают сил)

    - В свою очередь музыка влияет на жизнь людей и формирует отношение к жизни. (обратить внимание на слова на экране : ЖИЗНЬ-МУЗЫКА-ЖИЗНЬ) – сл.7.

    - Благодаря исследовательской работе, которую вы сегодня провели, путешествуя по Музыкальной поляне и срывая волшебные колокольчики, вы обрели очень важное знание:

    Жизнь является источником для русской песни, а песня помогает людям жить . (показать на схему на экране) – сл.7.

    Мудрая Сова очень рада, что теперь и вы обладаете этой мудростью, а я желаю вам, чтобы с вами по жизни шла музыка, которая помогает жить, любить и радоваться жизни!

    - Ребята, мы достигли цели урока, ответили на главные вопросы, которые ставили в начале исследования? (да)

    - Вам понравилось исследовать? (Да)

    - Обо всех ли жизненных ситуациях мы сегодня поговорили? (Нет)

    - Мы обязательно продолжим эту работу на следующих уроках.

    - Сегодня каждый работал в полную силу, был предельно активным и внимательным, я с удовольствием поставлю всем отличные оценки.

    - А как обстоит дело с вашими ожиданиями?

    - Прекрасно! Наше дерево оделось в настоящий осенний наряд! А это значит, что сегодняшний урок прожит не напрасно!

    Задание на дом

    Цель, которая должна быть достигнута обучающимися : осознать жизненные события и ситуации, в которых звучит музыка. Подобрать соответствующие средства музыкальной выразительности.

    Цель, которую хочет достичь учитель : развивать познавательный интерес через поисковую деятельность, закрепить знание средств музыкальной выразительности.

    - Какие жизненные ситуации не были сегодня рассмотрены нами, но в них тоже звучит музыка?

    Подберите дома репродукции с картин или картинки с такими ситуациями. Предположите, какая музыка может звучать в них. Можно оформить творческую работу на альбомных листах. Оценивается качество выполнения работы и правильность подбора средств музыкальной выразительности.

    Всего вам доброго! До свидания!

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    2.Увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию и любви к музыке, формировать способность ценить её красоту, вызывать музыкально- эстетич6еский отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.

    3 Развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и её пластическое интонирование.

    4.Воспитать музыкально- эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края.

    Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

    Тип урока :комбинированный.

    Ход урока

    Определение темы урока: - А откуда зародилась русская музыка? (ответы детей) - Конечно на Руси.

    - Слово учителя: Ты откуда. Русская, зародилась музыка?

    То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом

    В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

    Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

    В чьём сердце билась с самого начала?

    Как ты появилась? Как ты зазвучала?

    Ну, а песня? С песней на Руси родились.

    - Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен. Будем учиться правильно, красиво двигаться под музыку разного характера. Познакомимся с новыми играми.

    Но сегодняшний урок у нас будет необычный. Давайте представим, что мы с вами попали в старину…

    Давным-давно, почти две тысячи лет назад. Русские люди жили племенами и общинами, и назывались они тогда древними славянами.

    1.Вот в одной общине жила молодая семья. Звали их Иван да Марья. Родилось у них дитя…

    Дочь лежит и спать не хочет,

    Мнёт бельё постельное.

    Мать вокруг неё хлопочет

    С песней ….(колыбельною). –

    2. Пока дитя спит, у Марьюшки много дел нужно по дому сделать…

    Если очень много дела,

    Запевайте песню смело.

    Вяжут, ткут, прядут и жнут,

    Эти песни любят труд. ….(трудовые).

    3.А как проснётся дитятко с ним нужно поиграть.

    Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

    Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

    - Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

    И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

    И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

    И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

    И глазками поводим, поводим, поводим,

    Туда-сюда походим, походим, походим,

    Головкой покачаем, качаем, качаем,

    И все начнем с начала, с начала, сначала.

    4. Весело и дружно живут, горя не знают, гостей приглашают:

    На гулянке, на вечёрке,

    И под горкой, и на горке

    Собирается народ,

    Он и пляшет и поет

    Песни бодрые, живые. Эти песни ….(плясовые).

    -Просмотр отрывка из мультфильма - Русская народная плясовая – Камаринская

    На лугу иль на опушке

    Вместе собрались подружки.

    Удивляется народ: -Это что за хоровод?

    А сейчас немодные Песни ….(хороводные).

    5. А чтоб развеселить друг дружку,

    Они всегда поют ….(частушки).

    -А какие частушки знаете вы? - Прослушаем частушки….

    6. Наступает ночь – отдыхать пора.

    - жанр лирической песни (Задушевность, сердечная теплота, распевы, лиричность, нежность, красивые фразы.

    7. Про любовь в них и про дружбу,

    Про войну в них и про службу,

    Прижимая автоматы,

    Их всегда поют ….(солдаты, солдатские).

    А жизнь идёт своим чередом и пришло время Ивану в армии служить.

    - А Марьюшка ждёт его поджидает и песню напевает …

    Этап закрепления изученного материала.

    Ребята, чем занимались на уроке?

    Пели, слушали музыку, плясали, водили хороводы, играли……..

    Ребята, о каком жанре музыкального искусства мы говорили сегодня на уроке?

    (о русской народной песне)

    Скажите, а почему в названии темы нашего урока стоит многоточие?

    (потому что жанры русской народной песни очень разнообразны)

    Назовите произведения которые вам запомнились, для кого они написаны и кем?

    (ребята перечисляют: игровые, лирические, хороводные, солдатские—рекрутские, трудовые песни и частушки). Написаны народом и для народа. Одинаковы были произведения? Разные по характеру, движению, смыслу, настроению. Верно. Вот такая разновидность или род песен называется одним словом жанр. (слово на доске).

    Конспект урока по музыке : Гринева Л.В. (Санкт-Петербург)

    1.Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен

    2.Увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию и любви к музыке, формировать способность ценить её красоту, вызывать музыкально- эстетич6еский отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.

    3 Развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и её пластическое интонирование.

    4.Воспитать музыкально- эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края.

    Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

    Тип урока :комбинированный.

    Определение темы урока: - А откуда зародилась русская музыка? (ответы детей) - Конечно на Руси.

    - Слово учителя: Ты откуда. Русская, зародилась музыка?

    То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом

    В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

    Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

    В чьём сердце билась с самого начала?

    Как ты появилась? Как ты зазвучала?

    Ну, а песня? С песней на Руси родились.

    - Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен. Будем учиться правильно, красиво двигаться под музыку разного характера. Познакомимся с новыми играми.

    Но сегодняшний урок у нас будет необычный. Давайте представим, что мы с вами попали в старину…

    Давным-давно, почти две тысячи лет назад. Русские люди жили племенами и общинами, и назывались они тогда древними славянами.

    1.Вот в одной общине жила молодая семья. Звали их Иван да Марья. Родилось у них дитя…

    Дочь лежит и спать не хочет,

    Мнёт бельё постельное.

    Мать вокруг неё хлопочет

    С песней ….(колыбельною). –

    2. Пока дитя спит, у Марьюшки много дел нужно по дому сделать…

    Если очень много дела,

    Запевайте песню смело.

    Вяжут, ткут, прядут и жнут,

    Эти песни любят труд. ….(трудовые).

    3.А как проснётся дитятко с ним нужно поиграть.

    Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

    Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

    - Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

    И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

    И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

    И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

    И глазками поводим, поводим, поводим,

    Туда-сюда походим, походим, походим,

    Головкой покачаем, качаем, качаем,

    И все начнем с начала, с начала, сначала.

    4. Весело и дружно живут, горя не знают, гостей приглашают:

    На гулянке, на вечёрке,

    И под горкой, и на горке

    Собирается народ,

    Он и пляшет и поет

    Песни бодрые, живые. Эти песни ….(плясовые).

    -Просмотр отрывка из мультфильма - Русская народная плясовая – Камаринская

    На лугу иль на опушке

    Вместе собрались подружки.

    Удивляется народ: -Это что за хоровод?

    А сейчас немодные Песни ….(хороводные).

    5. А чтоб развеселить друг дружку,

    Они всегда поют ….(частушки).

    -А какие частушки знаете вы? - Прослушаем частушки….

    6. Наступает ночь – отдыхать пора.

    - жанр лирической песни (Задушевность, сердечная теплота, распевы, лиричность, нежность, красивые фразы.

    7. Про любовь в них и про дружбу,

    Про войну в них и про службу,

    Прижимая автоматы,

    Их всегда поют ….(солдаты, солдатские).

    А жизнь идёт своим чередом и пришло время Ивану в армии служить.

    - А Марьюшка ждёт его поджидает и песню напевает …

    Этап закрепления изученного материала.

    Ребята, чем занимались на уроке?

    Пели, слушали музыку, плясали, водили хороводы, играли……..

    Ребята, о каком жанре музыкального искусства мы говорили сегодня на уроке?

    (о русской народной песне)

    Скажите, а почему в названии темы нашего урока стоит многоточие?

    (потому что жанры русской народной песни очень разнообразны)

    Назовите произведения которые вам запомнились, для кого они написаны и кем?

    (ребята перечисляют: игровые, лирические, хороводные, солдатские—рекрутские, трудовые песни и частушки). Написаны народом и для народа. Одинаковы были произведения? Разные по характеру, движению, смыслу, настроению. Верно. Вот такая разновидность или род песен называется одним словом жанр. (слово на доске).

    Читайте также: