Откровение пророка даниила кратко

Обновлено: 02.07.2024

Книга пророка Даниила —входит в состав ветхозаветных пророческих книг Библии. Авторство книги традиционно приписывается пророку Даниилу, который был в детском возрасте уведен в Вавилонский плен. Даниил воспитывался при дворе и вскоре получил придворное звание за то, что ему удалось истолковать сон правителя Вавилонской империи Навуходоносора.

Существует мнение, что пророк Даниил лично встречался с Александром Македонским, который в лице пророка Даниила поклонился Богу Иудейскому. Однако, это ничем не доказано, так как большинство ученых склоняются ко мнению, что пророк жил много раньше завоеваний Македонского.

Книга Пророка Даниила — первая из великих апокалиптических книг Библии.

Книга Даниила читать.

Книга Даниила состоит из 12 глав:

Вопросы авторства.

Многие ученые также развивают мысль о невозможности написания книги пророком Даниилом, опираясь на многочисленные самосвидетельства Даниила о собственной мудрости. Они считают, что пророк не мог настолько восторженно писать о себе. Однако другие библеисты говорят, что Даниил ни в коем случае не восхваляет собственные достоинства. Он считает свою мудрость промыслом Божьим, а не личной заслугой.

Многие исследователи считают книгу Даниила компиляцией произведений многих авторов (как минимум восьми), которые были объединены неизвестным редактором.

В пользу авторства Даниила свидетельствует также наличие в тексте книги вавилонизмов и персизмов. Наличие же греческих слов, к которым апеллируют сторонники теории написания книги во времена завоеваний Македонского, также ничуть не отрицают возможность написания ее во времена Даниила, так как отношения вавилонян и греков начались задолго до времен Александра еще во времена Ассирии.

Книга пророка Даниила толкование.

Пророк Даниил являлся пророком во времена Вавилонского плена. Его тексты имеют Вавилонское происхождение.

В соответствии с этим его книга носит следы вавилонского происхождения: на ней, как на подлинном произведении современника плена, лежит отпечаток данной эпохи. За исключением некоторых моментов, книга описывает реальные исторические события – уведение в плен, жизнь и воспитание еврейских юношей в Вавилоне, сословное разделение в Вавилоне. Пророку удалось в полной мере описать также жизнь и нравы халдейской цивилизации.

Пророк Даниил упоминается в книге Иезекииля как человек, отличающийся своей мудростью.

Общая идея книги Даниила – придет Сын Человеческий и наступит Царство Божье, и не будет больше язычников. Царство Божье должно, по мнению пророка, наступить после падения четырех Царств. Правители язычники являются всего лишь марионетками в руках Бога, которые свершают волю Его. Даже при обращении к иудейскому Богу, они не смогут стать владыками мира. Власть над миром рано или поздно будет в руках народа Израилевого. После падения последнего из четырех царств воцарится царство вечное, главой которого станет Мессия – Сын Человеческий.

Целью написания книги также считается личная попытка пророка показать образец благочестия и способ праведной жизни в условиях вавилонского плена. Автор неоднократно подчеркивает идею, что языческие народы не находятся в отношениях с Богом, а всего лишь являются орудием изъявления Божьей воли – необходимым, но временным.

Композиция книги Даниила.

Книга пророка Даниила разделяется на две части:

  • Главы 1 – 6 – историческая часть;
  • Главы 7 – 12 – пророческая часть.

В первой части дается описание личности и жизни пророка Даниила, описываются современные ему события.

Во второй части пророк излагает свои видения о судьбе богоизбранного народа и языческих царств.

Видения Давида:

Глава 7. О четырех животных, символически означающих четыре царства.

Глава 8. Об овне и козле – символы мидо-персидского и греческого царств.

Глава 9. О семидесяти седьминах.

Глава 10 — 12. О грядущем богоизбранного народа и языческих царств.

Литературные особенности.

Будучи апокалиптическим писанием, книга Пророка Даниила отличается:

  • Аллегоричностью,
  • Символичностью,
  • Обращением к судьбе народа в перспективе реализации плана Божьего.
  • Таинственность стиля, как способ отражение таинственности будущего.
  • Прозаичность языка.
  • Двуязычие.

Краткое содержание книги пророка Давида.

Глава 1. История пророка Даниила. О том, как Даниил попал в Вавилон. О преданности Даниила Богу. Жизнь Даниила во дворце Навуходоносора.

Глава 2. Таинственный сон Навуходоносора и его толкование Даниилом. Возвышение Даниила.

Глава 3. Сооружение истукана Навуходоносора. Обвинения против иудеев. Манифест Навуходоносора.

Глава 4. Второй сон Навуходоносора и его толкование. Исполнение предсказанного. Выздоровление и восстановление правителя на троне.

Глава 5. Пир Валтасара.

Глава 6. Отношения пророка Даниила и царя Дария.

Глава 7. Видении Даниила о четырех зверях и его толкование.

Глава 8. Видение овна и козла и его толкование пророком.

Глава 10 — 12. Пророческие видения о грядущем богоизбранного народа.

Священные книги Ветхого Завета разделяются толкователями на несколько видов, которые включают в себя поэтические, исторические и другие книги. Особое место среди них занимают книги пророческие, которые предсказывают пришествие Христа в первый раз, говорят о втором пришествии и упоминают Апокалипсис. Одна из таких книг — это документ, написанный пророком Даниилом, и считающийся одним из важнейших пророческих текстов.

История написания

В еврейской традиции книга Даниила относится к 35-ой части Танаха и обязательна для изучения в синагоге, поскольку крайне почитается еврейскими историками и священниками. По информации толкователей, документ был написан во VI веке до н.э. при правлении царя Навуходоносора.

  • В то время Ниневия была покорена войсками Вавилона и Мидии в 612 г. до Р. Х. Часть ассирийцев стремилась вернуть власть над своей землей и обратилась за помощью к Египту.
  • Царь Израиля Иосия выступил против египтян и был разбит, потеряв армию. Навуходоносор победил Египет и начал продвигаться вперед, захватывая новые земли. В 605 году он пришел к стенам Иерусалима, захватив множество людей в плен.
  • Особенное внимание было уделено юношам из знатных семей, именно их царь повелел обучить вавилонским традициям и науке, а после привести ко двору.

Толкование

Книга пророка Даниила включает в себя 14 глав, первые 6, из которых являются описанием исторических событий во время нахождения иудеев в плену (написаны на арамейском языке), а вот главы 7-12 (написаны на иврите) являются пророческими, повествующими о будущей судьбе язычников и о Царстве Божием.


Пророческие главы книги Даниила касаются пришествия Иисуса Христа, начала Нового Завета и Царства Божьего, которое прибудет после. В целом эту часть можно разделить на следующие ключевые моменты:

  1. Глава 7 — видение 4 зверей (1-14 ст.) и толкование его (15-28 ст.).
  2. Глава 8 — Израиль во времена язычников, толкование.
  3. Глава 9 — откровение о 70 седьминах, т. е. о точном промежутке времени, через который придет Мессия. В этой же главе изложена молитва пророка и ответ на нее Господа.
  4. В главах 10-12 излагается последнее видение автора, которое показывает положение евреев при 2 и 3 империях (описанных в первой части книге), а также описание последней из 70 седьмин. Некоторые толкователи говорят, что это относится ко времени второго пришествия Христа, некоторые — к Царству Небесному.

Ещё интересные статьи о христианстве:

Таким образом, книга пророка Даниила предсказывает положение Израиля в мире в течение определенного срока (правление разных империй), а также приход Мессии. И вот второе пророчество намного важнее, поскольку говорит о самом важном событии в мире — смерти Иисуса Христа за каждого человека.

Важно! Несмотря на множество различных толкований, каждый человек может убедиться в благости Господа, которая изложена в этом тексте — Он послал Сына Своего Единородного, дабы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную!

Первые шесть глав книги Даниила рассказывают о его жизни в Вавилоне и во время персидского правления. Это известные всем истории. В главе 1 говорится о том, как в 606 г. до н.э. Даниила вместе с Мисахом, Седрахом и Авденаго увели в Вавилон. В главе 2 рассказывается об увиденном во сне истукане и о камне, символизировавшем царство Божье, который разбил истукана и наполнил всю землю. Глава 3 включает в себя историю о трех иудейских юношах, брошенных в раскаленную печь. Глава 4 повествует о помешательстве Навуходоносора, длившемся до тех пор, пока он не понял, что Всевышний владычествует над всеми царствами человеческими.

Глава 5 содержит рассказ о письменах на стене. Когда Валтасар увидел кисть руки, которая писала на стене дворца, то “связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое” (ст. 6). Смысл надписи был следующим: “ты взвешен на весах и найден очень легким” (ст. 27). Вавилон был покорен Персией в 539 г. до н.э., и именно об этом предупреждало видение. В главе 6 рассказывается о том, как Даниил был брошен в львиный ров.

После этого мы подходим к так называемой “апокалиптической части” (главы 7—12). У меня практически нет сомнений в том, что большая часть этого раздела посвящена периоду между Ветхим и Новым Заветами, который вел к приходу Мессии. Я не думаю, что есть точное объяснение абсолютно всем символам, содержащимся в этой части.

Общей темой главы 7 являются четыре мировые империи. Если вы помните, третья мировая империя дала начало царствам Птолемеев и Селевкидов, которые оказали существенное влияние на историю иудеев. Далее, в главе 8, рассказывается об Антиохе Епифане. Здесь же рассказывается о войнах между Грецией и Персией. Сначала взяла верх Греция, после чего появился Антиох Епифан, принесший многие беды.

В главе 9 Даниил молится о прощении своего народа. В ответ Гавриил сообщает ему пророчество о семидесяти седминах, указывающее на приход Мессии. В главе 10 Даниил получает поддержку от небесного посланца. Глава 11 дает подробное описание межзаветного периода, в частности войн и интриг северных и южных царей.

Глава 12 заканчивается словами ободрения верным. Книга Даниила дает Божьему народу надежду и ожидание избавления.

Автором книги был Даниил, который также является одним из главных действующих лиц в книге. Сведений о Данииле и о его происхождении имеется не много. По свидетельству его современника Иезекииля он был известен своей праведностью (Иез. 14:14,20) и мудростью (Иез. 28:3). В указанных стихах Иезекииль упоминает о Данииле наряду с Ноем и Иовом. Даниил был знатного происхождения (Дан. 1:3,6), привлекателен внешне и умен (1:4).

Из текста книги следует, что на третьем году царствования Кира персидского, т. е. в 536 г. до Р. Х., Даниил был еще жив (10:1). Из 1:4 мы узнаем, что он был одним из "отроков", которые по приказу Навуходоносора были приведены в Вавилон, в третий год царствования иудейского царя Иоакима (1:1). Если предположить, что тогда, в 605 году до Р. Х., Даниилу было 16 лет, то на третьем году правления Кира ему было 85.

Из содержания книги следует, что написана она была Даниилом в 6 веке до Р. Х. Книга Пророка Даниила является первой из великих апокалиптических книг Библии. Греческое слово апокалипсис означает "раскрытие", или "откровение". И хотя откровением, исходящим от Бога, является все Священное Писание, некоторые части его уникальны как по форме содержащихся в них откровений, так и по способам их передачи людям.

Вот несколько особенностей, которыми характеризуются апокалиптические писания. Во-первых, в них широко использовались символы и аллегории. Во-вторых, для них характерно обращение к судьбам еврейского народа, которые "раскрываются" в свете Божьего плана на будущее. Таинственность этого будущего отражается в самом характере повествования, изобилующем символами и аллегориями. А объясняется это тем, что откровения, дававшиеся апокалиптикам, часто относились к "веку иному", который откроется вторым пришествием Мессии.

А это значит "пришествием" Царства Божия. В этих откровениях присутствуют таким образом реалии мира иного, с трудом поддающиеся выражению на языке нашего мира. Заметим, однако, что в толковании апокалиптических видений, символов и знамений читатель редко предоставляется лишь собственной изобретательности, чтобы "докопаться до истины". Часто Писание толкует само себя. Но для того, чтобы это толкование понять, читающим необходимо тщательно изучать контексты и сопоставлять параллельные места в Библии.

Третья особенность апокалиптических писаний: они составлены большей частью на языке прозы (в отличие от пророческих писаний, для которых характерен поэтический язык). Помимо Книги Пророка Даниила и книги Откровения, апокалиптические писания содержатся в книгах Иезекииля и Захарии (Иез. 37-48; Зах. 1:7 - 7:8). Имеется, кроме того, немало апокалиптических книг, не вошедших в библейский канон и относящихся к апокрифам.

Обе эти части, несмотря на разное их содержание, объединены важной общей идеей, или точнее, учением о вселенском Царстве Божием и о Сыне Человеческом, которые восторжествуют над язычеством во всех его проявлениях. Будущее всемирное Царство не может остаться во власти язычников. Управляя народами земли, Бог ведет их к исполнению Своей воли.

Нет сомнения в том, что именно из Книги Пророка Даниила Христос использует наименование Сын Человеческий, которое применяет к Себе, подтверждая тем мессианский богодухновенный характер содержащегося в ней учения. Дело в том, что образ Сына Человеческого, "возникающий" в 7-ой главе книги, - это образ существа лишь по виду человеческого, но происхождение его явно небесное.

Образ Того, Кто является великим вершителем замыслов Божиих, чтобы посредством Него осуществить суд над Своими врагами и привести Царство Божие на преображенную землю. Нельзя не сказать, что, начиная с 6-го века до Р. Х., апокалиптический смысл выражения "Сын Человеческий" все более укоренялся в еврейском религиозном сознании.

Историческая обстановка.

Ниневия, столица Ассирии, пала под ударами объединенных сил Вавилона и Мидии в 612 г. до Р. Х. Часть ассирийцев, которых возглавил Ассурубалит, бежала на запад, в Харран, и оттуда провозгласила свое владычество над всей Ассирией. Но в 611 году Набополассар, царь вавилонский, двинул свои войска против ассирийцев, засевших в Харране. И в следующем году (610-ом), в союзе с мидийцами, напал на Харран. Ассирийцы бежали дальше на запад, за реку Евфрат. Харран сдался халдеям. В 609 году до Р. Х. ассирийцы обратились за помощью к Египту, и фараон Нехао I ответил им согласием.

По-видимому, в это время Ассирия сходит с исторической сцены, что же до Египта и Вавилона, то конфликт между ними продолжался. Оба войска встретились у Кархемиса в 605 г. до Р. Х.; вавилонскую армию возглавлял Навуходоносор. Египтяне потерпели поражение, и в мае-июне того года Кархемис был вавилонянами разрушен.

Преследуя отступавших египтян, Навуходоносор продвигался на юг, захватывая все новые земли, вплоть до сирийской границы, и приближаясь к Палестине. Но получив в этом военном походе известие о смерти своего отца Набополассара, он возвратился в Вавилон, чтобы возложить на себя царскую корону; это было в августе 605 года до Р. Х.

Затем, однако, Навуходоносор вернулся в Палестину и в сентябре 605 года подошел под стены Иерусалима. Тогда-то Даниил и другие "отроки" из аристократических семей и были отведены в Вавилон в качестве пленников. Может быть, Навуходоносор взял их как заложников, чтобы удержать народ Иудеи от мятежа. А, может быть, царь имел иные планы в отношении знатных иудейских юношей: к примеру, воспитать из них "своих людей", которые в случае перехода Иудеи на вассальное положение заняли бы там высокие административные посты. Возвратившись в Вавилон, Навуходоносор царствовал там 43 года (605-562 гг.до Р. Х.).

Возвращение иудеев в свою землю сделалось возможным лишь в 539 году, когда персидский царь Кир нанес Вавилону поражение и основал новую империю - Мидо-Персидскую. Поскольку возвращать покоренные и "перемещенные" халдеями народы в их земли было политикой Кира, он в 538 году издал указ, дававший евреям право при желании вернуться в Иерусалим (2-Пар. 36:22-23; Езд. 1:1-4). Около 50 тысяч иудеев, воспользовавшись этим правом, пришли в свою страну и приступили к восстановлению храма. Об этом молился Даниил (Дан. 9:4-19). Строительство храма было завершено в 515 г. до Р. Х. (Езд. 6:15).

От первой успешной войны халдеев против Иерусалима (605 г. до Р. Х.) до возвращения иудеев домой и закладки ими фундамента храма (536 г. до Р. Х.) прошло почти 70 лет. Тому же примерно числу соответствовал промежуток времени между разрушением храма (586 год) и его восстановлением (515 год). Таким образом практически буквально исполнилось пророчество Иеремии о 70-летнем пребывании евреев в вавилонском изгнании (Иер. 25:11-12).

Цель написания.

Можно выделить следующие цели: 1. Личная преданность Даниила Богу, его твердость в благочестии даже в условиях плена (глава 1) должны были явить иудейским изгнанникам образец жизни, какой следовало жить и им в сообществе язычников.

2. В книге подчеркивается власть Бога и над языческими народами, показано, как Он, следуя своей цели, учреждает и разрушает империи, утверждает и низлагает царей. Эту великую истину понял и Навуходоносор (4:34).

3. Из книги видно, что Бог хранит верность народу, с которым связал Себя узами завета, защищая и оберегая его даже тогда, когда за свое непослушание он подвергается наказанию. Бог терпелив по отношению к тем, для кого в конечном счете уготованы Его благословения.

4. Книга написана и для того, чтобы наглядно показать читающим так называемый "пророческий период" в истории, известный как "времена язычников" (Лук. 21:24). Даниил прослеживает течение истории языческих народов в этот протяженный период, когда Израиль подвергался (и подвергается!) "дисциплинарным воздействиям" посредством этих народов. Завершение Божьего плана в отношении народов произойдет в период великой скорби.

5. Книга Пророка Даниила также свидетельствует о будущем избавлении Израиля и о благословениях, ожидающих его в Тысячелетнем царстве. Как и обещал Бог Аврааму, земля обетованная будет тогда принадлежать его потомкам. Пройдя через страдания по причине своего непослушания Богу, народ будет приведен к покаянию; исповедав веру в своего Господа, он будет восстановлен Им.

Книга Пророка Даниила имеет большое историческое значение. Ею как бы перебрасывается "мостик" между историческими книгами еврейской Библии и книгами Нового Завета. В ней записан ряд событий израильской истории в период 70-летнего вавилонского плена, которые в Писаниях нигде больше не зафиксированы (если не считать некоторых отрывочных сведений о них в книге Иезекииля).

Обращает на себя внимание то, что некоторые пророчества Книги Пророка Даниила, посвященные языческим народам, имеют свои параллели в книге Захарии. Однако их раскрытие и конечное освещение мы находим в книге Откровение. И без Книги Пророка Даниила невозможно было бы понять то, что открыто было Богом в книге Откровение.

План книги:

I. Личная история Даниила (глава 1)

А. Даниил попадает в Вавилон (1:1-7)

1. Решение Даниила (1:8)

2. Просьба Даниила удовлетворена (1:9-14)

3. Благой результат (1:15-16)

В. Назначение Даниила на царскую службу (1:17-21)

II. Язычники в пророческий период истории, во "времена язычников" (главы 2-7)

А. Сон Навуходоносора (глава 2)

1. Таинственный сон (2:1-16)

2. Тайна сна открывается Даниилу (2:17-23)

3. Даниил объясняет значение сна царю (2:24-45)

4. И "возвысил царь Даниила" (2:45б-49)

Б. Об истукане Навуходоносора (глава 3)

1. Сооружение истукана (3:1-7)

3. Подвергшиеся обвинению не поколебались в вере (3:13-18)

4. Избавление Даниила и его друзей Богом (3:19-30)

5. Манифест Навуходоносора (3:31-33)

В. Второй сон Навуходоносора (глава 4)

1. Видение дерева (4:1-15)

2. Толкование видения (4:16-24)

3. Исполнение видения (4:25-30)

4. Выздоровление царя и восстановление его на троне (4:31-34)

Г. Пир Валтасара (глава 5)

1. Описание пира (5:1-4)

2. Откровение царю (5:5-12)

3. Валтасар обращается к Даниилу (5:13-16)

4. Ответ Даниила (5:17-28)

5. Осуществление откровения (5:29-31)

Д. Указ Дария (глава 6)

1. Выдвижение Даниила (6:1-3)

2. Заговор князей и сатрапов (6:4-9)

3. Молитва Даниила (6:10-11)

4. Донос на Даниила и попытка обречь его смерти (6:12-18)

5. Бог сохранил Даниила (6:19-24)

6. Повеление царя (6:25-28)

Е. Видение четырех зверей (глава 7)

2. Толкование (7:15-28)

А. Видение овна и козла (глава 8)

2. Толкование (8:15-27)

Б. Откровение о 70 "седьминах" (глава 9)

1. Повод к ниспосланию Даниилу откровения (9:1-3)

2. Молитва Даниила (9:4-19)

3. Ответ Господа (9:20-27)

В. Последнее видение (откровение); главы 10-12.

1. Приготовление пророка (10:1 - 11:1)

2. Подробности израильской истории при второй и третьей империях (11:2-35)

3. История 70-й "седьмины" в восприятии и передаче пророка (11:36 - 12:3)

Пророчества пророка Даниила в Библии и их толкование

В данной статье мы разберем различные пророчества Даниила в Библии. Даниил — один из величайших библейских пророков, кому были даны невероятные видения, исполнившиеся в будущем с величайшей точностью.

Пророчества Даниила о приходе Мессии

Я хотел бы спросить, возможно ли, что в Книге пророка Даниила 9 указано библейское пророчество об Ироде Агриппе II, а не о приходе Мессии?

Библейское пророчество Даниила о четырех животных

Я заметил в Вашей статье, что библейские пророчества Даниила о четырех животных говорят о древних царствах. Я думал, что это пророчество относится к концу времен или у него есть двойное значение? Каково толкование этих пророчеств?

Пророчества Даниила, с единственным исключением в 12 главе книги Даниила, относятся к событиям на Ближнем Востоке, произошедшим в период между жизнью Даниила и падением Римской империи. Чтобы быть конкретным, Даниил 2 о четырех королевствах: Вавилон, Персия/Мидия, Греция и Рим. Они заканчиваются с падением Западного Рима в 476 г.н.э. и с падением Восточного Рима (Византии) в пятнадцатом столетии. В Даниила 7 пророчество о тех же четырех империях (четыре животных – то же, что и четыре части статуи в Даниила 2), но оно в первую очередь фокусируется на четвертом звере – Риме.

Это пророчество о гонениях на церковь в Риме, уделяя особое внимание на Домициана, умершего в 91 г.н.э. Овен и козел в Даниила 8 – это Персия/Мидия и Греция. Это пророчество фокусируется на Антиоха Епифана, который был правителем до 164 г.до н.э. Даниил 11 о империи Селевкидов (цари севера) и империи Птолемеев (цари юга). Особый фокус здесь на Антиохе Епифане и его гонениях на евреев в 167-164 гг. до н.э. Без сомнений, пророчество именно об этом. По факту, исторические детали совпадают с невероятной точностью. Нет сомнений, что эти пророчества уже исполнились в прошлом. Даниил 11:36 является пророчеством о конце Птолемеев. Речь идет о битве при Акции и её последствиях. Событие произошло в 31 г. до н.э.

Нет, эти пророчества не о конце света. Я знаю, что многие толкователи Библии любят говорить, что речь идет о конце времен, но, за исключением Даниила 12 главы, эти пророчества о событиях прошлого. Если они имеют двойное значение, в том числе, что-то о будущем, на это нет никаких указаний в тексте. И такие спекулятивные вещи лучше оставить для спекуляций. Предположение, что десять пальцев на ногах в Данииле 2 главе являются некоторыми странами на Ближнем Востоке, не имеют смысла.

Перевод: Елена Докучаева

Пророчества о рогах в книге Даниила

На мой взгляд, люди, заявляющие, что одиннадцатый рог в 7 главе книги Даниила символизирует Римско-Католическую церковь, ошибочно интерпретируют текст, внося туда новый смысл. Другими словами, они пытаются подстроить Библию под свою теорию, а не просто толковать написанное.

В 7 главе книги Даниила нет ничего, что бы указывало на Католическую церковь (разве что специально не пытаться её там найти). Мы рассмотрим этот отрывок, и я объясню, как и почему я интерпретирую это место Писания. Не могу сказать, что моя интерпретация единственно верная, но изучение данного отрывка однозначно даёт понять, что речи о Католической церкви здесь не идёт. Основание это утверждать — объяснение видения, данного Даниилу ангелом.

Он объяснил мне это так: Четвёртый зверь — это четвёртое царство, которое придёт на землю. Оно будет не таким, как все другие царства, а совсем другим. Это четвёртое царство будет сокрушать, попирать и пожирать все народы по всему миру. Десять рогов — это десять царей, которые придут из этого четвёртого царства. После того, как те десять царей уйдут, придёт ещё один царь, который будет отличаться от царей, правящих до него. Он уничтожит трёх других царей. Этот царь будет говорить против Всевышнего Бога и станет угнетать и убивать Божьих святых людей. Он попробует изменить время и законы, уже установленные. До некоторого времени, времён и полувремени святые Божьи люди будут во власти этого царя. (Даниил 7:23-25)

Четыре зверя (лев, медведь, леопард, страшный зверь) символизируют Вавилон, Персию, Грецию и Рим. Римское государство очень точно подходит под описание страшного зверя. В Даниила 2:40 так же говорится о Риме. Соответственно, рога — это правители Рима, в том числе и последний, одиннадцатый рог. Римско-Католическая церковь — это не император. Насколько мне известно, она никогда не была одиннадцатой по счёту. Католическая церковь не низвергала трёх царей. Как мы видим, ни один пункт сюда не подходит. Это видение к церкви не имеет никакого отношения.

Я почти на 100% уверен, что одиннадцатый рог — это пророчество о Домициане, поскольку он был одиннадцатым римским императором, он преследовал святых, он сменил названия месяцев в календаре и отменил римский закон. Он идеально подходит под описание в книге пророка Даниила.

Но даже если я ошибаюсь, могу сказать наверняка — связывать одиннадцатый рог из книги Даниила и Римско-Католическую церковь — это однозначное заблуждение. Это ошибочная попытка вместить в Писание свою теорию вместо поиска истинного смысла.

Пророчество о властях

Другими словами, этот отрывок описывает царство Бога. В этом царстве все правители будут служить и склоняться перед Богом.

Еще один путь мышления — думать в духе отрывка Филиппийцам 2:10-11 (но мне лично он нравится меньше):

Даже, если сейчас правители не признают власть Бога, то, в конце концов, они признают её позже и склонятся перед Богом.

Надеюсь, что это помогло.

70 недель и 62 недели: значение чисел в книге Даниила

Меня интересуют значение некоторых чисел в книге пророка Даниила 9:24-27 и 12 глава с 9-го стиха. В чем значение этих чисел?

То, что я действительно понимаю, это что некоторые из них касаются Тита, римского императора в 70-м году н.э. и разрушения восстановленного Храма. Эти числа символичны или они подразумевают конкретные даты? Какую роль эти числа играют в этом пророчестве?

Сложный вопрос. Я считаю, что эти числа являются символическими, хотя многие люди, доверяющие Библии, считают, что отрывок про семьдесят седьмин предсказывает точный год распятия. Сложность в том – и вы указываете на это — чтобы понять, когда числа являются символическими, а когда они буквальны, особенно в такой книге, как Даниила, которая так наполнена символизмом.

Может ли Даниил соответствовать требованиям для пророка в Библии?

Может ли Даниил соответствовать критериям пророка, которые находятся во Второзаконии 18 главе (критерии, по которым можно распознать истинного пророка)? Мой друг задал вопрос о библейском пророчестве Даниила, которое мы находим в 9 главе его книги (примечание переводчика: мы приводим два разных перевода).

Современный перевод: Бог определил семьдесят недель для твоего народа и твоего святого города, Даниил. Эти семьдесят недель даны Твоему народу и святому городу, чтобы остановить преступления, наложить печать на грехи, очиститься от вины, внести вечную добродетель, исполнить видения пророков и помазать Святое Святых. (Даниил 9:24)

Синодальный перевод: Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. (Даниил 9:24)

Грех продолжается по сей день, вечная правда не приведена, а многие пророчества до сих пор не исполнились. Единственная часть из этого отрывка, которая исполнилась, это та, по мнению христиан, где говорится об очищении от вины и искуплении зла, но это невозможно проверить и доказать. Вы можете что-то сказать по данному вопросу и помочь мне разобраться?

Грех также был искуплен на кресте. С началом служения Иисуса Христа пророчества прекратились. В Послании к Евреям 1 главе говорится, что в прошлом Бог говорил с людьми разными способами, в том числе и через пророчества. Но в эти последние дни Бог говорит с людьми через Иисуса Христа. В Послании к Евреям 2 главе Бог объясняет, почему вскоре после пришествия Христа пророчества фактически прекратились.

Так что все пророчества из Даниила 9:24 исполнились во Христе 490 лет спустя, после постановления о восстановлении Иерусалима, которое было издано в 457 году до нашей эры, в седьмой год царя Артаксеркса (смотрите Книгу Ездры 7 главу). Если мы принимаем Новый Завет за чистую монету, тогда все элементы пророчества из Даниила 9:24 исполнились во Христе.

Ваш друг говорит, что трудно проверить или доказать, что Иисус исполнил пророчество в части искупления зла. Я согласен, что мы не можем с научной точки зрения доказать, что смерть Христа искупила зло, но вся библейская история однозначно говорит именно об этом. Если скептики не верят, что Иисус исполнил это пророчество, я это понимаю, но с точки зрения христиан Он исполнил все эти пророчества. Хотя стоит признать, что для понимания этого нужна вера. Пророчества в Книге Даниила 9:24 включают в себя вещи, которые нельзя измерить. Наука здесь бессильна, но мы точно можем сказать, что Иисус пришел в Иерусалим во время должное. Мы также уверены, что вера христиан в то, что Иисус исполнил все аспекты этого пророчества, рациональна, даже если мы не можем доказать это научным или математическим путем.

Джон Окс
Перевод Петров Игорь

Мы предлагаем вам ознакомиться с пророчествами Даниила, их толкованием и исполнением. Автор библейского семинара — Джон Окс. Семинар переведен на русский язык.

Пророчества Даниила и их исполнение

Читайте также: