Отечественная музыка 1920 1950 гг кратко

Обновлено: 04.07.2024

Октябрьская революция 1917 года внесла коренные изменения в судьбу России. Начались интенсивные радикальные реформы во всех сферах – политической, социальной, экономической, культурной. Многие видные деятели искусства, науки, философы, богословы были либо сосланы, либо расстреляны, либо эмигрировали. За рубеж уехали Рахманинов, Зилоти, Шаляпин, Метнер, Гречанинов, несколько позже – Глазунов. С начала первой мировой войны за границей оказался Стравинский. Более 15 лет провел в отрыве от родины Прокофьев.

Это, наряду с тяжелейшим военным и экономическим положением государства, могло привести к упадку, кризису искусства. Однако этого не произошло. Несмотря на все трудности, музыкальная жизнь продолжала развиваться.

Невиданный прежде размах приобретает музыкальная самодеятельность. В армии, на заводах и фабриках создаются музыкальные и театральные кружки, студии, открываются клубы. Из самодеятельности вышло немало известных впоследствии музыкантов: например, выдающиеся певцы Козловский, Лемешев, Петров, Пирогов. Самодеятельными были вначале и такие коллективы, как Ансамбль песни и пляски Красной Армии Александрова, Русский народный хор Пятницкого. Возникает много новых музыкальных коллективов – симфонические оркестры и оркестры народных инструментов, хоры, ансамбли.

В 1920-е годы получила большое распространение форма концертов-лекций. Так, в ленинградской филармонии яркие и захватывающие речи о музыке произносил Соллертинский – человек редкой эрудиции, знавший 25 языков и 100 диалектов, державший в памяти сотни книг и музыкальных партитур.

Пропаганде музыкального искусства активно содействовали радиопередачи. Началась новая эпоха в музыкальной культуре – эпоха распространения музыки с помощью технических средств.

В эти же годы формируется советская исполнительская школа. Она была представлена такими именами, как Гилельс, Рихтер (пианисты), Ойстрах, Гольдштейн (скрипачи), Кнушевицкий, шафран (виолончелисты), Иванов, Мравинский (дирижеры). Появляются новые музыкальные коллективы: ГСО, Гос. оркестр народных инструментов, Гос.духовой оркестр и др. Их исполнительское искусство стимулировало развитие всех жанров музыкального творчества.

Жанры советской музыки

Песня

Песня имеет много разновидностей, но в послереволюционные годы на первый план выдвинулась массовая песня. В ней слились различные традиции. Элементы крестьянской песни и городского романса, частушки и эстрадной музыки, революционного и солдатского фольклора – все переплавлялось в новый песенный стиль. Песня первых советских лет была преимущественно хоровой, рассчитанной на коллективное исполнение.

Опера

Балет

Симфония

Один из ведущих жанров 20 века. В ее создание большой вклад внес Мясковский. Он автор 27 симфоний. Шестая симфония Мясковского (1923) – одно из самых значительных созданий композитора и первая в советской музыке симфония, в которой атмосфера революционных лет предстала в трагедийном ракурсе. Прокофьев – 7 симфоний, Шостакович – 15. Тема войны и мира – самая актуальная в первой половине 1940-х годов – была, в частности, воплощена в 7 и 8 симфониях Шостаковича и Пятой симфонии Прокофьева.

Кантата и оратория

Музыка для детей

Огромный скачок сделала после 1917 года детская музыка. Детская музыка вышла за пределы фортепианной и вокальной миниатюры в мир опер, балетов, симфоний, кантат, массовой песни. В городах и селах открывались музыкальные школы, устраивались концерты-лекции, проводились конкурсы. В академических оперных театрах появился детский репертуар.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Советская песня в 1920-е годы. ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОЙ МАССОВОЙ ПЕСНИ

Советский поэт Александр Безыменский

20-е годы являются периодом формирования советской массовой песни.

Советский композитор Сергей Кайдан-Дешкин

Советская песня в 1920-е годы. ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ КОМПОЗИТОРОВ

Композиторы творческого объединения ПРОКОЛЛ

Студенты Московской консерватории — члены ПРОКОЛЛа. Первый ряд (слева направо): М. В. Коваль, Д. А. Рабинович, В. А. Белый, Д. Гачев; второй ряд: Ю. В. Келдыш, Л. Н. Лебединский, С. А. Крылова, Л. Н. Калтат; третий ряд: А. А. Давиденко, А. А. Соловцов, С. И. Корев, Н. Я. Выгодский, Б. С. Штейнпресс

В своем стремлении создать принципиально новое песенное искусство члены группы Проколл объявляли себя противниками всяческих проявлений мещанства и пошлости. Однако сочине­ния их зачастую отмечены скудостью мелодики и преобладанием конструктивного начала.

Не встретили понимания и поддержки в народе песни и хо­ры, представлявшие так называемый пролетарский стиль, кото­рый культивировала Российская ассоциация пролетарских музы­кантов. Эти выхолощенные, лишенные непосредственности и теплоты произведения славили некий абстрактный труд, остав­ляя за пределами своего внимания живые человеческие эмоции.

Советская песня в 1920-е годы. БЫТОВАЯ ПЕСЕННАЯ ЛИРИКА

Советский поэт Павел Герман

В конце 20-х годов песенный жанр испытывает явный кризис. В немалой степени этому способствовала недооценка песенного наследия и традиций прошлого, которая давала знать о себе в позициях РАПМа. Насаждавшиеся тогда догматические установки сильно тормозили естественное развитие музыкальной культуры. В числе других музыкальных жанров пострадала и песня.

Тем не менее взлет песенного искусства в 30-е годы был подготовлен лучшими образцами песенного наследия 20-х годов.

Источник: Иванова Л. И. Советская песня //
Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996.


Музыка в России тесно связана с историей: каждое десятилетие диктовало свои правила, запрещая одни жанры и устанавливая моду на другие. Как же менялась отечественная музыкальная индустрия XX – XXI века? Расскажем и покажем.

Начнём наше путешествие по эпохам и вехам популярной музыки в нашей стране с 30-х. Именно тогда (как собственно, и во всём мире) в широкое обращение вошли граммофоны и грампластинки, почти в каждый дом пришло радио, появились танцплощадки и играющие на них оркестры и джаз-бэнды…

Имена: И. Дунаевский, Л. Утёсов, М. Блантер, А. Александров, Н. Боголюбов, Д. Шостакович.

Имена: А. Александров, М. Блантер, В. Дыховичный, И. Дунаевский, Б. Терентьев, Е. Петерсбурский, В. Лебедев-Кумачев.

Чем ближе к 60-м, тем больше популярная музыка становилась лиричной. Здесь нельзя не упомянуть таких композиторов, как Дунаевский, Блантер, Лебедев-Кумач и многих других. Жуткое десятилетие уходило всё дальше и дальше, а мировоззрение советского человека всё больше ориентировалось на возвращение к мирной жизни и надеждам на будущее.

Несмотря на то что рок-н-ролл и твисты считаются музыкой маргинальной и достойной осуждения, Советская эстрада также испытывает большое влияние западной музыки. И хотя расцвет советской эстрады придётся на начало 60-х, проникновение мировых тенденций в отечественную популярную музыку началось именно сейчас.

Имена: М. Бернес, И. Алексеев, Л. Гурченко, В. Трошин, Г. Отс.

1960-е годы связывают с подъёмом советской песни. Атмосфера и настроения в стране сменились, общество активно развивалось, человек вступал в космическую эру. Художники и писатели того времени посвящали свои произведения движению научно-технической мысли, интеллектуальному развитию человека и его роли в мире. С развенчанием культа личности в предыдущем десятилетии изменился подход к определению советского человека: теперь он – не просто деталь внутри огромного государственного механизма, он – личность со своей судьбой. Литература, искусство и, конечно же, песня всё чаще обращаются к внутреннему миру человека.

60-е стали также расцветом гитарной эры в СССР. Становился популярным жанр бардовской песни, яркими представителями которого были Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины и, безусловно, Владимир Высоцкий, в творчестве которого удивительным образом сочетались поэзия и взрывной темперамент, драматические сюжеты и юмор. В свою очередь, гитарная музыка в дальнейшем оказала большое воздействие на развитие эстрады 1970-х.

Имена: А. Пахмутова, С. Туликов, А. Петров, В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Визбор, О. Фельцман.

Итак, 60-е тоже подходят к концу, оставляя новому десятилетию моду на романтику, эстрадную песню и зарождающуюся тенденцию на вокально-инструментальные ансамбли, которые в свою очередь совсем скоро станут знаковым жанром для нового поколения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Музыкальная культура России 20-х годов XX века

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музыкальная культура России 20-х годов XX века

Музыкальная культура России
20-х годов XX века

20-е годы XX века необходимо рассматривать как период становления музыкальной.

Многие деятели музыкальной культуры смогли принять перемены, продолжая свой творческий путь в новой для них стране. Среди них были талантливые И. Глазунов, Н. Мясковский, Д. Шостакович, С. Прокофьев и другие, которые плодотворно влились в процесс развития нового музыкального искусства.


Для решения задач по ознакомлению широких масс с музыкальным наследием страны.

Для решения задач по ознакомлению широких масс с музыкальным наследием страны было принято решение – в короткое время открыть новые кружки самодеятельности, музыкальные школы, а при консерваториях открыть рабочие факультеты.

Большую популярность имели концерт-митинги, где после проведения обязательной агитационной части, рабочие и красноармейцы могли ознакомиться с произведениями Бетховена и Чайковского, прослушать фортепианную музыку Шопена и Скрябина, оперы Мусоргского, Вагнера и Бизе.
Надо отметить, что на первых порах процесса приобщения к музыкальной культуре ознакомительная составляющая преобладала над прикладной.


20-е годы XX века являются периодом формирования советской массовой песни. Мн.


Процесс поиска новых средств выразительности, которые отражали происходящие п.

Процесс поиска новых средств выразительности, которые отражали происходящие перемены в стране также нашли отражение в симфонической и камерной музыке, опере. Но в отличии от песенного жанра, лишь немногие произведения данного направления сохранили своё художественное значение. Одно из них – шестая симфония М. Я. Мясковского, где тема русской революции была отражена во всей ее сложности и противоречивости.

Театральное искусство могло похвастаться только единственной крупной удачей в отражении современной действительности – это постановка Р.Глиэра "Красный мак" в Большом театре в 1927г. Главное же место в академических театрах всё также занимала постановка классических произведений.


В конце 20-х годов естественное развитие музыкальной культуры тормозилось на.

В конце 20-х годов естественное развитие музыкальной культуры тормозилось насаждавшимися тогда догматическими установками партийных руководителей. Можно с уверенностью утверждать, что именно песенное наследие того периода, в отличии от других направлений музыкальной культуры, с достоинством прошло проверку временем, и дало толчок к взлету песенного искусства в 30-е годы XX века.

Читайте также: