Пресвитериане это в истории кратко

Обновлено: 30.06.2024

В Пресвитерианская церковь или пресвитерианство - одна из ветвей, возникших из протестантской Реформации, инициированной Лютером в 16 веке. В частности, пресвитерианство было течением, которое обосновалось в Великобритании после того, как ученик Жана Кальвина, Джон Нокс, вернулся в Шотландию после пребывания в Женеве.

Концепция пресвитерианства проистекает из способа организации этой церковью своего правления: вместо иерархии этой церковью правят собрания старейшин. В доктринальном и богословском аспектах пресвитериане верят, что люди будут спасены своей верой, а не своими делами.

Другими доктринальными аспектами являются вера в то, что все учения собраны в Библии, отказ поклоняться изображениям и необходимость соблюдать два таинства: крещение и евхаристию.

Пресвитерианство распространилось из Великобритании в Соединенные Штаты, где приобрело важное значение. Оттуда разные миссионеры отправились в Латинскую Америку.

Наряду с прибытием европейских иммигрантов, деятельность этих миссионеров по прозелитизму позволила пресвитерианской церкви получить широкое распространение в таких странах, как Мексика, Гватемала или Бразилия.

Происхождение и история

31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил документ, в котором он изложил 95 тезисов о закладки Виттенбергского собора в Германии. Этим жестом протеста против того, что он считал неуместным отношением католической церкви, Лютер начал протестантскую реформацию.

Реформистские идеи Лютера быстро распространились по Европе. Одно из мест, где он нашел наибольшую популярность, был в Швейцарии. Там Хуан Кальвин стал одной из самых важных фигур протестантизма, назвав одно из его течений: кальвинизм.

Кальвин

Центром развития кальвинизма была Женева. Из этого города предложенная Кальвином реформа распространилась на остальную часть Швейцарии. После этого он продолжил расширяться на юг Германии, Франции, Нидерландов и Шотландии. Последователей Кальвина называли реформатами.

Джон Нокс

Политическая ситуация в Шотландии в первой половине XVI века была тесно связана с религией. Столкнувшись с большой частью страны, регент, правивший от имени Марии Эстуардо, еще ребенком, сохранил свои католические убеждения. Кроме того, он издал приказ арестовать всех лютеран.

Этот приказ вызвал восстание дворянства, обращенного в протестантизм. Некоторые нашли убежище в замке Сан-Андрес. Среди них был Джон Нокс, нотариус, который начал проповедовать против папства и причастия мессы.

Посланным регентом войскам удалось взять замок, и Нокс был взят в плен. Пробыв в плену во Франции, он был освобожден и смог вернуться в Великобританию, где работал капелланом нового короля.

Ученик Кальвина

Вернувшись в Шотландию, Нокс стал зачинщиком Реформации в Шотландии. Многие дворяне присоединились к его движению, которое в конечном итоге привело к настоящей революции.

В дополнение к политическим последствиям, работа Нокса привела к тому, что в Шотландии прекратится повиновение Папе. Наряду с этим он составил литургию, подобную той, которую выучил в Женеве, отменил праздники (кроме воскресных) и отменил крест. Так родилась пресвитерианская церковь.

Расколы

Пресвитерианская церковь пережила несколько расколов в 19 веке. В результате появились новые организации, такие как Свободная церковь Шотландии, Объединенная свободная церковь Шотландии или пресвитерианская церковь Шотландии.

С другой стороны, пресвитерианство распространилось в Ирландию, откуда эмигранты перенесли его в американские колонии.

Расширение

Как уже отмечалось, ирландцы и шотландцы принесли пресвитерианство в Соединенные Штаты, где оно нашло широкое признание. Более того, со всей Великобритании миссионерам было поручено распространять его учение по всему миру.

В результате церкви этого типа сейчас можно найти в Азии, Латинской Америке и Африке.

Характеристики и доктрина

Концепция пресвитерианства исходит из того, как организованы некоторые церкви. Те, кто принимает этот термин, управляются представительными собраниями, состоящими из старейшин.

Хотя существует несколько реформатских институтов, которые приняли эту систему правления, пресвитериане (с большой буквы) - это только те, которые вышли из церкви Шотландии. Точно так же он используется с некоторыми группами, возникшими в результате расколов XIX века.

Пожилые люди

Пресвитерианской церковью управляют две группы старейшин. Первый из них состоит из служителей, которые были рукоположены и посвятили себя обучению. Второй корпус занимают правящие старейшины, избираемые различными местными общинами.

Сессию формируют старейшины, один из которых играет роль модератора. Этот орган является высшим авторитетом во всех духовных вопросах в собраниях.

Диаконы

Помимо двух групп старейшин, есть еще две разные доски. Один состоит из диаконов, отвечающих за организацию и проведение благотворительных работ. Другой Совет состоит из попечителей, в ведении которых находятся финансы собрания.

Вестминстерское исповедание веры

Большая часть символа веры пресвитерианской церкви основана на документе, называемом Вестминстерским исповеданием веры. Это произведение было создано в 1643 году, и его авторы были выбраны английским парламентом.

В дополнение к этому символу веры пресвитериане также используют другие, такие как Апостольский символ веры или Никейский символ веры, оба из католицизма.

Органы управления

В отличие от полностью иерархической системы, установленной в католической церкви, пресвитериане выбрали почти репрезентативную организационную модель.

В пресвитерианских учреждениях есть четыре руководящих органа, каждый из которых выполняет определенные функции. Это пресвитерия, Синод, Генеральная Ассамблея и Сессия.

Пресвитерия, состоящая из старейшин и служителей, отвечает за управление общинами, учрежденными в пределах географической области. Со своей стороны, Синод состоит из служителей и представителей старейшин различных пресвитерий.

Наконец, Генеральная Ассамблея выполняет функции, аналогичные функциям апелляционного суда, и представляет всю Церковь.

Верования

Библия, Ветхий и Новый Заветы, является основой пресвитерианской веры. Для них традиции не имеют значения.

За последние столетия они также составили серию символов веры, которые служат руководством для религиозных практик, наиболее актуальные работы этого типа включают Вестминстерский символ веры, Шотландский символ веры, Бельгийский символ веры и Гейдельбергский катехизис.

Ветхий и Новый Завет

Согласно пресвитерианам, авторы Библии были лишь посредниками, которых Бог использовал для распространения Своего слова. Традиции отстают по важности.

Благодать Божья и предопределение

Одним из элементов доктрины, который больше всего отличает пресвитерианскую церковь от католической, является концепция предопределения. Это основано на милости Бога, доктрине, которая утверждает, что люди не судимы и спасаются не своими делами, а своей верой.

Таким образом, любой может быть выбран для спасения, даже если он незаслужен за свои дела. К этому добавляется вера в то, что Бог заранее избрал тех, кого собирается спасти.

Рай и ад

Для пресвитериан рай и ад - это духовные концепции, которые раскрываются в материальном мире. Таким образом, они одновременно являются местом и состоянием человеческого разума. Те, у кого нет веры, живут в аду.

Таинства

В отличие от католиков, пресвитерианские церкви допускают только два таинства. Они, причастие и крещение, были созданы Иисусом Христом.

Несмотря на это, пресвитериане не думают, что Христос находится в таинстве причастия физически, а только в духе.

С другой стороны, верующие этого религиозного течения не считают крещение обязательным для получения спасения. Это символический элемент, символизирующий внутренние изменения.

Обычай заключается в том, что крещение осуществляется путем окропления водой детей или молодых людей. Однако пресвитериане не верят, что умирающие некрещеные автоматически обречены.

Пресвитерианская церковь в Латинской Америке

История Латинской Америки не облегчила появление пресвитерианства в этом регионе. Испанская корона, которая доминировала в колониях, была глубоко католической, и это оставило важный след в регионе.

Кроме того, сама католическая церковь пользовалась широкими привилегиями даже после обретения независимости.

Первые протестанты в Латинской Америке относятся к XVI и XVIII векам. Они были, прежде всего, кальвинистами, и им пришлось столкнуться с отказом от возможности практиковать свое поклонение.

Во второй половине XIX века ситуация начала немного меняться. С одной стороны, некоторые либеральные слои общества начали признавать или даже исповедовать протестантизм. Его приход в правительство также принес с собой определенную свободу вероисповедания.

Точно так же во многих странах Латинской Америки были созданы миссии, которые стремились распространять пресвитерианство.

В настоящее время странами с наибольшим количеством пресвитериан являются Мексика, Колумбия, Бразилия и особенно Гватемала.

Миссии

Миссии, учрежденные в Латинской Америке, прибыли из Шотландии, Англии и США.

Сначала они находили поддержку только у либералов, поскольку использовали некоторые элементы Реформации для противодействия католической церкви, связанной как с колониальной эпохой, так и с консервативными секторами.

В Гватемале

Гватемала представляет собой особый случай имплантации пресвитерианской церкви в Латинской Америке. В этой центральноамериканской стране миссионеров попросил сам президент республики Хусто Руфино Барриос.

Первым миссионером, принявшим это предложение, был Джон Кларк Хилл в ноябре 1882 года. При поддержке правительства он построил церковь в самом центре столицы.По мнению экспертов, этот процесс был связан с отношениями между либеральной буржуазией того времени и пресвитерианской церковью.

В Мексике

История пресвитерианства в Мексике насчитывает более 130 лет. Его присутствие на территории страны неравномерно, что подчеркивает его внедрение в южных штатах.

За прошедшие годы пресвитерианская церковь разделилась на две организации: Национальная Мексика АР и Реформатская Мексика. Оба представляют организационные и идеологические различия, поскольку второй имеет более консервативные черты.

Столкнувшись с приходом других протестантских конфессий, пресвитерианство сохранило большую силу. По данным Министерства внутренних дел, в 2009 году к этому религиозному направлению присоединилось до 83 организаций.

В колумбии

Миссионеры из Соединенных Штатов основали первую пресвитерианскую церковь в Колумбии.

Датой их начала было первое воскресенье августа 1856 года. В этот день Генри Баррингтон провел первое пресвитерианское служение в Колумбии.

Всего за 80 лет пресвитерианская церковь Колумбии распространилась по всей стране, поэтому она организовала свой первый Синод в Медельине.

В Бразилии

Пресвитерианство присутствует в Бразилии с 1862 года, когда миссионер из Соединенных Штатов Ашбель Грин Симонтон основал первую церковь этого культа.

Сегодня пресвитерианская церковь в Бразилии насчитывает почти 800 000 членов и имеет более 6 000 религиозных центров по всей стране.

ПРЕСВИТЕРИАНЕ - сто­рон­ни­ки од­но­го из основных на­прав­ле­ний в каль­ви­низ­ме, пред­по­ла­гаю­ще­го мо­дель цер­ков­но­го уст­рой­ст­ва, ко­гда ка­ж­дой об­щи­ной (кон­гре­га­ци­ей) управ­ля­ют из­би­рае­мые свя­щен­ни­ки (про­по­вед­ни­ки, пас­то­ры), ста­рей­ши­ны (пре­сви­те­ры) и диа­ко­ны.

Их со­б­ра­ние на­зы­ва­ет­ся сес­си­ей, или кон­си­сто­ри­ей. Сес­сии оп­ре­де­ля­ют по­ря­док всех ду­хов­ных дел (например, рас­по­ря­док бо­го­слу­же­ний в об­щи­не), име­ют власть при­ни­мать в об­щи­ну, от­лу­чать и на­ка­зы­вать ве­рую­щих. Гео­гра­фи­че­ски близ­кие об­щи­ны объ­е­ди­не­ны в пре­сви­те­рии. Не­смот­ря на то что лишь ме­ст­ная об­щи­на пол­но­моч­на вы­би­рать про­по­вед­ни­ков, её вы­бор дол­жен быть одоб­рен пре­сви­те­ри­ей, ко­то­рая впра­ве пе­ре­ме­щать свя­щен­ни­ков, от­стра­нять их от служ­бы, ор­га­ни­зо­вы­вать но­вые церк­ви и кон­тро­ли­ро­вать слия­ния церк­вей.

В рам­ках круп­но­го ре­гио­на пре­сви­те­рии объ­е­ди­ня­ет си­нод (иг­ра­ет роль апел­ля­ци­он­но­го су­да). Выс­ший ор­ган ка­ж­дой пре­сви­те­ри­ан­ской Церк­ви - ге­не­раль­ная ас­самб­лея (обыч­но со­би­ра­ет­ся еже­год­но; вклю­ча­ет де­ле­га­тов - свя­щен­ни­ков и ста­рей­шин, из­би­рае­мых пре­сви­те­рия­ми). Во мно­гих пре­сви­те­ри­ан­ских церк­вах к пас­тыр­ско­му слу­же­нию до­пус­ка­ют­ся жен­щи­ны.

Боль­шое зна­че­ние в рас­про­стра­не­нии идей Ж. Каль­ви­на на Бри­тан­ских островах име­ла дея­тель­ность шотландского про­по­вед­ни­ка Дж. Нок­са, в ча­ст­но­сти спо­соб­ст­во­ва­ла про­воз­гла­ше­нию в 1592 году пре­сви­те­ри­ан­ст­ва официальной государственной ре­ли­ги­ей Шот­лан­дии. В начале XVIII века пе­ре­се­лен­цы из Шот­лан­дии при­нес­ли пре­сви­те­ри­ан­ст­во в Северную Ир­лан­дию.

Об­щая чис­лен­ность пресвитериане около 60 миллионов человек (начало 2010-х годов). На нач. XXI веке боль­ше все­го пресвитериан про­жи­ва­ло в США, Рес­пуб­ли­ке Ко­рея, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ма­ла­ви, Га­не, Ке­нии, ЮАР, Но­вой Зе­лан­дии, Мек­си­ке.

Боль­шин­ст­во пре­сви­те­ри­ан­ских церк­вей вхо­дит в соз­дан­ный в 1970 году Все­мир­ный аль­янс ре­фор­мат­ских церк­вей (пре­сви­те­ри­ан и кон­гре­га­цио­на­ли­стов).


Содержание

Основы пресвитерианства

Организационная основа пресвитерианской церкви была заложена в период Реформации в Шотландии протестантскими реформаторами Джоном Ноксом и Эндрю Мелвиллом. Пресвитерианская доктрина базируется на вере в верховную власть Бога, в том числе и в вопросе спасения, божественное предопределение, непогрешимость Святого Писания, а также на догмате о том, что для ниспослания божественной благодати необходима исключительно вера. Пресвитерианство отрицает необходимость участия духовенства в вопросе спасения и, в связи с этим, в пресвитерианских церквях отсутствует епископальное устройство, а церковная организация представляет собой совокупность приходов, управляемых пасторами и пресвитерами, избираемыми прихожанами.

В настоящее время пресвитерианство распространено, прежде всего, в Шотландии, США, Канаде и Австралии. Существенное значение имеют также пресвитерианские церкви Англии и Северной Ирландии. Пресвитерианство также развито в бывших английских колониях Африки.

История пресвитерианства

Пресвитерианство в Шотландии

В настоящее время крупнейшая шотландская пресвитерианская организация носит название Церковь Шотландии и насчитывает более 1 миллиона членов.

Пресвитерианство в Англии и Ирландии

В период правления Якова I (1603—1625) значительная часть шотландцев переселилась в Ирландию, прежде всего в Ольстер, где основала в 1642 г. Пресвитерианскую церковь в Ирландии, которая в настоящее время является второй по численности религиозной организацией Северной Ирландии, насчитывая более 130 тысяч членов.

Пресвитерианство в Америке

Английские и шотландские переселенцы в Северной Америке, вместе с кальвинистами-выходцами из Нидерландов и Швейцарии, в XVIII—XIX веках создали несколько собственных церквей пресвитерианского толка, крупнейшие из которых Пресвитерианская церковь США (основана в 1706 г.), Пресвитерианская церковь в Америке (основана в 1973 г.) (общая численность пресвитериан в США составляет около 4 миллионов человек) и Объединенная церковь Канады (основана в 1925 г. путем слияния нескольких реформатских церквей, насчитывает более 900 тысяч членов). Пресвитериане в США и Канаде составляют крупнейшую группу среди протестантских церквей этих стран.

Доктрина и организация пресвитерианства

Основы пресвитерианского вероучения изложены в Вестминстерском вероучении 1647 г. Помимо общих для всех кальвинистских церквей догматов о божественном предопределении и спасении через веру, пресвитерианство отличается повышенным вниманием к крещению как вступлению в сообщество верующих, особенным значением, придаваемым групповому пению псалмов, общим причастием как для духовенства, так и для мирян. Пресвитериане отрицают необходимость посредничества церкви между верующим и Богом, а также канонизацию святых и церковные таинства, кроме крещения и причастия, причем отрицается реальное присутствие Иисуса Христа в хлебе и вине, которым совершается обряд причастия. Также не практикуется коленопреклонение при причастии. В богослужении отсутствует литургия и пышные облачения священников. Большое значение имеют проповеди, особенно воскресные. Пресвитериане уделяют повышенное внимание образованию и постоянному изучению Святого Писания, теологических сочинений и пресвитерианской доктрины, сформулированной в символах веры и катехизисах.

Вероучение.

Согласно пресвитерианской теологии, Бог открыл себя в природе, но, поскольку человек ослеплен грехом, Бог в дальнейшем предоставляет ему и отдельное откровение, записанное в Библии. Бог Дух Святой дает верующему возможность распознать в Библии слово Божье и понять его. Слово Бога, содержащееся в Ветхом и Новом Завете и проясненное Святым Духом, должно служить руководством во всех делах как отдельного христианина, так и совокупной христианской церкви.

Пресвитериане верят в существование Триединого Бога и признают как божественную, так и человеческую природу Иисуса Христа. Они приняли общие для всех христиан учения о первородном грехе и вечной жизни, а многие верят в реальность непорочного зачатия. Считая себя духовными наследниками французского теолога Жана Кальвина (1509–1564), современные пресвитериане продолжают верить в Бога-Вседержителя, но не разделяют взглядов Кальвина на избрание и предопределение (к спасению или к погибели).

Пресвитериане признают таинства крещения и евхаристии, или причащения, рассматривая каждое из них как средство достижения благодати Божьей. Крещение есть знак того, что христианин умер для греха и воскрес к новой жизни во Христе благодаря непосредственному действию Духа Божьего. Младенцев крестят во исполнение обетования, данного Богом детям верующих. Практикуются разные виды крещения – окроплением, обливанием и погружением, но в любом случае обряд крещения может осуществлять только пастор. Крещение совершается во имя Триединого Бога. Крестные родители не обязательны и присутствуют лишь в редких случаях. Евхаристия – воспоминание о смерти Христа на кресте. Верующие убеждены, что в причастии духовно присутствует Христос, его присутствие предполагается и во всех богослужениях; но при этом не считается, что он реально присутствует в хлебе и вине, хотя бы на какое-то время. Частота совершения евхаристии не регламентируется; в прошлом во многих церквах причащение совершалось раз в три месяца, но в последние десятилетия в некоторых общинах причащаться стали чаще. Проповедник (minister) повторяет слова Христа, которыми была установлена евхаристия (согласно рассказу апостола Павла о Последней Вечере, 1 Кор 11: 23-26), затем передает хлеб на блюде руководящим пресвитерам, наделяющим им участников богослужения, которые остаются сидеть на скамьях. Вслед за этим раздается и вино.

Организация.

Пресвитерианские церкви управляются группой служителей, в которую входят диаконы, руководящие пресвитеры и проповедники; последние именуются также наставляющими пресвитерами. Община выбирает пресвитеров и диаконов из числа своих членов посредством тайного голосования. Руководящие старейшины наряду с проповедниками ответственны как за управление местной общиной, так и за состоянием дел во всем пресвитерианском сообществе. Диаконы заботятся о нуждающихся и больных прихожанах. Пресвитериане подчеркивают равенство всех верующих и разделяют учение о всеобщем священстве верующих. Сан принимается не для достижения иного духовного статуса, а просто как знак осуществления определенной функции. Если проповедник назначен для работы в местной общине, он называется пастором. Проповедники осуществляют таинства и обряд ординации (посвящения в сан). Церковнослужители обладают равным статусом, сана епископа нет. Священство утрачивается лишь со смертью, через лишение сана или добровольное отречение. В некоторых пресвитерианских общинах проповедником может стать и женщина. Пресвитериане рассматривают сан как служение в рамках не только данной деноминации, но и вселенской церкви.

Пресвитерианские и реформатские церкви управляются трибуналами, или судами, которые имеют четыре уровня, в их состав входят проповедники и руководящие старейшины, а в отдельных реформатских церквях – диаконы. Местными общинами управляют сессии, а в реформатских церквах – консистории. Сессии определяют порядок всех духовных дел, таких как, например, программа богослужения в общине: они имеют власть принимать, отлучать и наказывать верующих. Сессии отдельного округа образуют пресвитерии, или разряды (у реформатов). Хотя лишь местная община полномочна выбирать проповедников, ее выбор должен быть одобрен пресвитерией, которая вправе перемещать священников, отстранять их от службы, организовывать новые церкви и контролировать слияния церквей. Пресвитерии группируются вокруг синодов, которые собираются ежегодно и обладают небольшой реальной властью. Высший орган в пресвитерианстве – генеральный (у реформатов – национальный) синод, собирающийся ежегодно. В его составе члены, избранные пресвитериями и наделенные законодательными, исполнительными и судебными полномочиями.

Зародыш пресвитерианского церковного устройства можно обнаружить в Новом Завете, где говорится, что обычная община имеет одного предстоятеля и несколько помощников. Современная пресвитерианская система управления, появившаяся в ходе Реформации, отличается от методов правления в других конфессиях. Организация по конгрегациональному принципу обеспечивает большую независимость местных общин. Так, при епископальном устройстве контроль за отдельными церквями и священниками возложен скорее на епископа, чем на пресвитерию; а организационная структура Римско-католической церкви предусматривает высшего земного правителя всемирной церкви – папу.

Богослужение.

На начальном этапе своей истории церкви реформатского исповедания на европейском континенте в своих богослужениях придерживались четко регламентированного обряда. Однако британские и американские пресвитериане под влиянием пуританизма стремились к упрощению службы. Они отказались от литургических молитв и пышных священнических облачений, предпочитают пение всей общиной. Позднее американские пресвитериане, под влиянием условий жизни на фронтире и роста ривайвелизма (движения духовного возрождения), еще больше упростили формы своего богослужения. В течение последней части 19 в. эти формы были пересмотрены в рамках всей деноминации, после чего началась их постепенная реформа. В 1906 Пресвитерианская церковь в США приняла Книгу общественного богослужения (Book of Common Worship), к 1970 это руководство было заменено на Богослужебную книгу (The Worshipbook) (использование этих книг не является строго обязательным).

За сессиями отдельных церквей закреплено право определять свои богослужебные формы. Главное богослужение происходит воскресным утром. Оно включает молитвы и пение гимнов частью прихожан, чтение текстов из Библии проповедником или его помощником и обычно сопровождается одним или несколькими церковными песнопениями. Проповедник произносит проповедь на какую-либо тему по своему выбору. Служба длится обычно около часа; часто для удобства верующих проводятся два одинаковых богослужения подряд. Проповедники облачены в одежды, по виду напоминающие академические мантии. Престол, на котором совершается таинство евхаристии, находится на заметном месте перед проповеднической кафедрой или в задней части церковного алтаря.

История.

Наиболее четкие формулировки реформатского исповедания содержатся в Наставлении в христианской вере Жана Кальвина, впервые опубликованном в 1536. Кальвин с помощью основанных на Библии проповедей и строгой дисциплины стремился построить образцовые общество и церковь. Изгнанники из многих стран прибывали в Женеву и возвращались домой, распространяя его интерпретации церковного вероучения и практики. Во Франции первая реформатская община была основана в 1555. Несмотря на запрещения и преследования, это вероисповедание быстро распространялось. В 1559 было принято кальвинистское кредо - Галликанское исповедание, и те, кто поставил под ним свои подписи, стали называться гугенотами. Изданный Генрихом IV в 1598 Нантский эдикт предоставил гугенотам больше свобод в исповедании их религии и восстановил ранее отобранные у них политические права и личные привилегии. Эдикт был отменен в 1685, и тысячи французских гугенотов вынуждены были покинуть страну. Первоначально реформатское вероисповедание преследовалось и в Нидерландах. Реформаты действовали здесь сообща с теми, кто боролся с испанским владычеством; независимость была официально признана в 1648. В Нидерландах религиозная терпимость практиковалась довольно давно, что связано с сильной заинтересованностью в ней торговых групп. В Германии доминировал скорее лютеранский, чем реформатский тип протестантизма. Великий курфюрст Бранденбургский Фридрих Вильгельм (1620–1688), заключив Вестфальский мир (1648), законодательным путем признал реформатские церкви и предоставил их членам те же права, которыми с 1555 пользовались проживавшие там лютеране. В Восточной и Южной Европе число приверженцев Реформатской церкви невелико (за исключением Венгрии). См. также ЦВИНГЛИ, ХУЛЬДРИХ.

Шотландия.

Англия, Ирландия, Уэльс.

В Англии пресвитериане впервые заявили о своих взглядах в 16 в. во времена царствования Елизаветы I. Меньше чем через столетие их влияние возросло настолько, что они играли важную роль на Вестминстерской ассамблее (1643–1649) - синоде, который был назначен парламентом для реформирования англиканской церкви. Ассамблея выпустила Вестминстерское исповедание, Большой и Малый катехизисы, Руководство для богослужения и Формы церковного правления. Акт о веротерпимости (1689) гарантировал религиозную свободу пресвитерианам и другим диссентерам (или нонконформистам), тем не менее их численность в следующем столетии уменьшилось. В 1876 была сформирована Пресвитерианская церковь Англии. В 1972 Пресвитерианская церковь Англии слилась с Конгрегационалистской церковью Англии и Уэльса, создав Объединенную реформатскую церковь (более 150 тыс. членов).

В начале 17 в. переселенцы из Шотландии принесли пресвитерианство в Северо-Восточную Ирландию, где оно процветает до сих пор. В 1840 два объединившихся здесь синода основали Пресвитерианскую церковь Ирландии (более 130 тыс. членов).

Рост ривайвелистского движения в Уэльсе, возникшего в 1735, привело к созданию Уэльсской кальвинистской методистской церкви (1811) с кальвинистской теологией и пресвитерианским устройством церковного правления (более 80 тыс. членов).

Канада.

Пресвитерианство в Канаде имело много источников. Часть верующих составили французские, голландские и немецкие реформаты-эмигранты, прибывшие из Старого Света; другую часть – сторонники Британской империи, покинувшие колонии во время революции в Америке; в большинстве же своем это были шотландские и ирландские переселенцы, прибывавшие в Северную Америку в 18 в. и позже. К 1868 число канадских групп уменьшилось до 4; в 1875 - восемь лет спустя после создания доминиона Канады – они объединились в Пресвитерианскую церковь Канады. В 1902 начались переговоры о слиянии Пресвитерианской, Методистской и Конгрегационалистской церквей Канады. К 1908 была готова вероучительная база, и в 1925 три указанных церкви создали Объединенную церковь Канады (ныне более 900 тыс. членов). Пресвитерианская церковь насчитывает сегодня более 150 тыс. членов.

Соединенные Штаты Америки.

Пресвитерианство принесли в Новый Свет голландские реформаты, заселившие Новые Нидерланды; английские пуритане, образовавшие Новую Англию; немецкие эмигранты-реформаты и другие группы. Однако наибольший вклад внесли шотландцы и шотландские ирландцы, которые прибывали в Мэриленд, Делавэр и другие колонии в последние десятилетия 17 в. Сегодня в США насчитывается более дюжины пресвитерианских объединений общей численностью 3,7 млн. В 1983 два объединения слились, создав Пресвитерианскую церковь США.

Межконфессиональные и внутриконфессиональные отношения.

Большинство пресвитерианских объединений Америки – члены Национального совета церквей Христа в США, Всемирного совета церквей, Всемирного альянса реформатских церквей, придерживающихся пресвитерианской системы церковного управления. В своих официальных заявлениях пресвитерианские церкви часто откликаются на наиболее важные явление социального развития; поскольку их члены в основном принадлежат к среднему классу, заявления обычно носят умеренный характер.

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Христианство: Словарь. М., 1994
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998

течение в кальвинизме, возникшее в период Реформации в Шотландии и Англии, правое крыло пуритан. Выступали против королевского абсолютизма и поддерживавшей его англиканской церкви, сыграли важную роль в Английской революции XVII в. В 1640—1648 гг. фактически у власти до т. н. Прайдовой чистки. Как религиозное течение П. — разновидность кальвинизма в англоязычных странах.

религиозно-политическая партия периода Английской революции, правое, умеренное, крыло пуритан, выражали интересы богатого купечества, банкиров, делового дворянства. Требовали удешевления церкви, ослабления влияния на нее государства, замены епископов выборными старейшинами (пресвитерами). Имели большинство в Долгом парламенте. В 1644 г. пресвитерианская церковь стала государственной в Англии. Не хотели углубления революции и стремились договориться с королем, вызвав недовольство широких масс народа и радикально настроенных индепендентов. Из-за этого были изгнаны из Долгого парламента в 1648 г. (Прайдова чистка парламента). Способствовали реставрации Стюартов в 1660 г., после чего утратили политическое значение.

(presbyteros – старейшина) – течение в кальвинизме, возникшее в период Реформации в Шотландии и Англии. Выступали против королевского абсолютизма и поддерживающей его англиканской церкви (См. Англиканская церковь). Основные принципы вероучения выдержаны в духе ортодоксального кальвинизма, с его верой во всеобщую греховность людей и абсолютное предопределение. Культ предельно упрощен. Богослужение состоит из общей молитвы, пения псалмов. Управляются общины консисторией в составе пресвитеров и пастора, избираемых из мирян. Несколько общин объединяются в ассоциацию, возглавляемую пресвитерией в составе пресвитеров и пасторов от каждой общины. Ассоциации входят в провинциальные и национальные синоды. Высшим органом является генеральная ассамблея, состоящая из пресвитеров и пасторов, направляемых пресвиториями. См. Протестанизм, Кальвинизм.

Пресвитериане (Presbyterians), христиане-протестанты, выступавшие против власти епископов в церкви, последователи Жана Кальвина. В эпоху Реформации кальвинисты утверждали, что оппозиция епископам не ересь, а возврат к истинной церкви ранних христиан, как описано в Библии. В последующие столетия как реформатские, так и пресвитер, церкви неск. изменили учение Кальвина, приспособив его к своим конкретным нуждам, но в сущности они мало различаются. Делами пресвитер, церкви управлял представительный орган из пресвитеров и старейшин. Первая такая церковь в нац. масштабах была создана во Франции в 16 в. Ее членов стали называть гугенотами, и они во многом были причиной религ. войн. Реформатские конгрегации играли большую роль в Нидерландской революции. После обретения независимости от католич. Испании реформатская церковь прочно обосновалась в Нидерландах. Мн. конгрегациям в разных европ. странах удалось пережить Контрреформацик>. В 1628 г. голл. реформатская церковь была основана на о. Манхэттен (Сев. Америка). Первая пресвитер, церковь в Америке возникла в Филадельфии в 1706 г.

англ., ед. ч. presbyterian, от греч. presbuteros - старший) - приверженцы ортодоксально-кальвинистских церквей (см. Кальвинизм) шотл.-англ. происхождения; политич. партия периода английской буржуазной революции 17 века. Пресвитерианская церковь в Шотландии была основана учеником Кальвина Дж. Ноксом; здесь уже в 1560 парламентом был принят пресвитерианский символ веры, а в 1592 пресвитерианская церковь была окончательно признана государственной. В 70-е гг. пресвитерианские общины возникли в Англии; П. составляли правое крыло пуритан. Олигархич. устройство пресвитерианской церкви (гл. роль в церк. управлении играли пресвитеры -старейшины, что передавало фактич. руководство церк. общинами в руки наиболее богатых прихожан) делало ее удобной для наиболее богатой части пуритан. От демократич. направлений пуританизма П. отличало требование строгого единообразия церк. культа, церк. централизации. С началом революции П. приобрели значение политич. партии, выражавшей интересы богатого купечества и банкиров Лондона, а также части зем. аристократии, связанной с капиталистич. формами произ-ва в с. х-ве. В собравшемся в 1640 Долгом парламенте П. имели значит. большинство и фактически стояли у власти до конца 1648; первоначально в их руках находилось и руководство парл. армией (граф Эссекс, граф Манчестер и др.). П. стремились использовать в качестве политич. орудия своего господства новую пресвитерианскую церковь, сменившую в качестве государственной старую англиканскую: после того, как в 1643 с Шотландией была заключена "Торжественная лига и ковенант" (см. "Ковенант"), пресвитерианство было введено в Англии в качестве обязательного для всех вероисповедания (декларировано постановлением 23 дек. 1644 т. н. Вестминстерского собрания (заседавший в 1643-49 кальвинистский синод); оно же выработало т. н. Вестминстерское исповедание, ставшее пресвитерианским символом веры). Однако узкоклас. политика П., к-рые считали революцию законченной, боялись народа, стремились к соглашению с королем, не соответствовала интересам не только нар. масс, но и широких слоев буржуазии и нового дворянства, группировавшихся вокруг индепендентов. В кон. 1648 после изгнания из парламента большей части П. (см. Прайдова чистка) власть перешла к индепендентам. В дальнейшем П., настроенные монархически, перешли в лагерь контрреволюции и способствовали реставрации Стюартов (1660).

В качестве религ.-церк. течения пресвитерианство, кроме Шотландии и Англии (где П. получили свободу вероисповедания в 1689), распространилось в США (здесь пресвитериан больше, чем в к.-л. другой стране), нек-рых бывших англ. доминионах и колониях. По существу пресвитерианскими являются и другие ортодоксально-кальвинистские церкви (называемые чаще реформатскими).

Лит.: Stephens J. V., The Presbyterian churches, divisions and unions, in Scotland, Ireland, Canada and America. Phil., 1910.

Читайте также: