Отец и сын черепановы кратко

Обновлено: 17.05.2024

Семья Черепановых далеко не первое поколение жила в Выйском поселке, расположенном рядом с заводским прудом. Соотвественно, и жили там люди простые и работящие.

С 1822 года вплоть до своей смерти в 1842 году Ефим был главным механиком всех заводов в Нижнем Тагиле. Сын Мирон был его учеником и в 1819 году был назначен его заместителем по строительной части, в 1825 году — плотинным мастером, в конечном счёте заменив отца после его смерти. Сын пережил отца всего на 7 лет и умер в 1849 году.

Черепановы значительно улучшили механизмы, использовавшиеся в металлургии, добыче золота, железа и меди, а также лесопилки и мукомольные мельницы. Однако наиболее интересным аспектом работы Черепановых являются паровые машины, которые они упорно пытались внедрить в промышленное производство. Начиная с 1820 года, Черепановы построили около 20 паровых машин.

Простые русские люди, плотинный мастер и его сын, стали специалистами, владеющими богатейшим техническим опытом. Механическое заведение Черепановых, устроенное на Выйском заводе, в нескольких километрах от Нижнего Тагила, стало передовым центром русской технической мысли.

Черепановы были крупнейшими русскими пионерами в машиностроении. Они создали не только много различных машин для заводов и приисков, но, что еще более важно, построили множество оригинальных машин для производства машин.

Черепановы создали замечательные станки: токарные, винторезные, строгальные, сверлильные. Ими были разработаны проекты и построены машины для производства гвоздей, штамповальные установки и многое иное.

Несмотря на успешное выполнение технической части проекта, локомотивы Черепановых не нашли поддержки за пределами завода, и даже на нём впоследствии были заменены конной тягой. Это решение было предопределено как влиянием заводчиков лошадей, защищавших свои интересы, так и объективными факторами. Вырубка лесов для заводских нужд перешла все границы и доставка древесины обходилась достаточно дорого. Кроме того, обслуживание паровозов (как и в Англии) обходилось дороже содержания лошадей, и паровозы были рентабельны только при использовании их полной мощности — для крупных составов. Но на заводе не было потребности в транспортировке больших объёмов грузов.

Однако русская наука и техника не забыли имен отца и сына Черепановых. Строители первого русского паровоза и первой русской железной дороги с паровой тягой заняли почетное место в ряду новаторов техники.


Простые русские люди — отец и сын: Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы — были строителями первой в России железной дороги с паровой тягой, творцами первых русских паровозов и строителями паровых машин для рудников и заводов. Черепановы изобрели и построили много металлообрабатывающих станков и других машин.

Демидовы привязывали Черепановых к своим заводам, кроме того, постоянными денежными наградами, ценными подарками. Особенно много было наград при жизни Николая Никитича Демидова, последнего в роде Демидовых, понимавшего нужды заводского хозяйства и под конец жизни умело руководившего заводами, так что они приносили неуклонно возрастающие доходы.

Странствуя по Западной Европе, Н. Н. Демидов обратил внимание на то, какое значение для заводов имеют паровые машины. Однако понял это Демидов много позднее, чем другие уральские заводчики.

Первая из известных паровых машин на Урале была установлена на Гумешевском руднике Турчанинова еще в 1799 году. Вслед за тем появились паровые машины на Юговском, Златоустовском и Верхне — Исетском заводах. На демидовских заводах первая паровая машина начала работать в 1824 году.

«ЕФИМУ АЛЕКСЕЕВИЧУ ЧЕРЕПАНОВУ

Черепановым, и отцу и сыну, удалось побывать в Петербурге и за границей, в Швеции. Здесь они могли познакомиться с передовой техникой того времени.


Простые русские люди, плотинный мастер и его сын, стали специалистами, владеющими богатейшим техническим опытом. Механическое заведение Черепановых, устроенное на Выйском заводе, в нескольких километрах от Нижнего Тагила, стало передовым центром русской технической мысли.


Механическое заведение Черепановых обслуживало всю нижнетагильскую группу демидовских заводов, в состав которой входили Нижнетагильский, Выйский, Нижне — Лайский, Верхне — Лайский, Черноисточинский, Висимо — Шайтанский. Нижне — Салдинский, Верхне-Салдинский и Висимо — Уткинский заводы.

Доменные печи, десятки железоделательных горнов, батареи медеплавильных печей, золотые и платиновые прииски, железные и медные рудники требовали очень много механизмов. Руководство всеми работами по сооружению и использованию заводских механических установок, а в значительной части и самое сооружение таковых, было возложено на Черепановых. Им приходилось разрабатывать проекты, строить и устанавливать разнообразные воздуходувные установки, кричные молоты, прокатные станы, лесопильные мельницы и много других механических установок. Черепановы обязаны были наблюдать за состоянием заводских и других плотин. Черепановы, кроме того, сооружали паровые машины для заводских нужд. Строили они паровые машины, критически учитывая русский и зарубежный опыт, постоянно стремясь к улучшению создаваемых ими машин.

Черепановы были крупнейшими русскими пионерами в машиностроении. Они создали не только много различных машин для заводов и приисков, но, что еще более важно, построили множество оригинальных машин для производства машин.

Черепановы создали замечательные станки: токарные, винторезные, строгальные, сверлильные. Ими были разработаны проекты и построены машины для производства гвоздей, штамповальные установки и многое иное.

Наиболее славным делом Черепановых было создание ими первого русского паровоза и первой русской железной дороги с паровой тягой.

Первый паровоз в России, созданный Черепановыми, был пущен в августе 1834 года.


Успешно соорудив свой первый паровоз, Черепановы немедленно приступили к постройке второго, более мощного. Уже к марту 1835 года второй паровоз Черепановых, значительно большей мощности, чем первый, был построен. Он мог перевозить до 17 тонн.

Однако русская наука и техника не забыли имен отца и сына Черепановых. Строители первого русского паровоза и первой русской железной дороги с паровой тягой заняли почетное место в ряду новаторов техники.

Ефим Мефодьевич Мамонтов (1885–1922)

Ефим Мефодьевич Мамонтов (1885–1922) Крестьянин деревни Салтыковка на Алтае. В декабре 1917 года вернулся домой с фронта в чине прапорщика. Георгиевский кавалер.С лета 1918 года — глава крестьянской республики и ее вооруженных сил — до 40 тысяч штыков и сабель. Советская власть,

Катуков Михаил Ефимович

Катуков Михаил Ефимович (17.09.1900—08.06.1976) – маршал бронетанковых войск, дважды Герой Советского СоюзаМихаил Ефимович Катуков родился в семье крестьянина в селе Большое Уварово ныне Озёрского района Московской области. Учился в сельской школе. В 12 лет отправился в

Кручина Николай Ефимович

Кручина Николай Ефимович Биографическая справка: Николай Ефимович Кручина родился 14 мая 1928 года в с. Ново-Покровка Хабарского района Алтайского края. Образование высшее, в 1953 году окончил Азово-Черноморский сельскохозяйственный институт.С 1952 года начал работать первым

Немцов Борис Ефимович

Немцов Борис Ефимович Биографическая справка: Борис Ефимович Немцов родился в 1959 году. Образование высшее.В декабре 1991 года стал нижегородским губернатором. В 1996 году был переизбран.В 1997 году стал первым вице-премьером правительства РФ, отвечающим за проведение

Сафонов Анатолий Ефимович

Сафонов Анатолий Ефимович Биографическая справка: Анатолий Ефимович Сафонов родился 5 октября 1945 в с. Долгий Мост Долгомостовского района Красноярского края. Образование высшее, в 1968 году окончил Красноярский политехнический институт по специальности инженера путей

Немцов Борис Ефимович

Немцов Борис Ефимович Биографическая справка: Борис Ефимович Немцов родился в 1959 году. Образование высшее.В декабре 1991 года стал нижегородским губернатором. В 1996 году был переизбран.В 1997 году стал первым вице-премьером правительства РФ, отвечающим за проведение

Ефим Борисович Черняк ХИМЕРЫ СТАРОГО МИРА ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ

Ефим Борисович Черняк ХИМЕРЫ СТАРОГО МИРА ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ ОТ АВТОРА В эфире шумно, в нем разместился не смолкающий ни на минуту многоголосый радиовавилон, в котором смешались страны и языки. Из Японии доносится немецкая речь, а из Швейцарии — индийская.

Лавицкий Николай Ефимович

Лавицкий Николай Ефимович Родился 7 декабря 1919 г. в деревне Слобода Монастырщинского уезда Смоленской губернии. Окончил 8 классов, работал продавцом универмага в Свердловском районе Москвы, окончил аэроклуб. Был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу,

Максимов Александр Ефимович

Максимов Александр Ефимович Родился 15 августа 1914 г. в селе Перелоги Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии. Окончил сельскую школу, ФЗУ во Владимире, школу ГВФ в Тамбове (1937) и курсы усовершенствования командного состава (1938). Работал инструктором во Владимирском и

ЕФИМОВ Ефим Иосифович

ЕФИМОВ Ефим Иосифович начальник обороны железных дорог Республики (05.10.1918–23.03.1919)Назначен приказом главкома № 38 от 4 октября 1918 г. Свой пост принял от В. В. Каменщикова. До этого был начальником Арзамасского участка обороны Московско-Казанской ж. д. Адъютантом

Григорий Ефимович Распутин

Григорий Ефимович Распутин Григорий Ефимович Распутин Григорий Ефимович Распутин остается одной из самых загадочных личностей в истории. До сих пор не установлена точная дата его рождения и смерти. Григорий Распутин имел неограниченное влияние на членов царской

Катуков Михаил Ефимович

Катуков Михаил Ефимович Сражения и победыСоветский военачальник, маршал бронетанковых войск (1959), дважды Герой Советского Союза (1944,1945).Ржевско-Сычевская наступательная операция, Курская дуга, Львовско-Сандомирская наступательная операция, неслыханный в военной

Бабушкин Ефим Андрианович

Бабушкин Ефим Андрианович Бабушкин Ефим АндриановичЕ. А. Бабушкин большевик с 903 г. (принимал участие в ревдвижении с 902 г.), первый председатель-большевик кокандского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов и как таковой подвергается в первую очередь вооруженному налету

Жданко Михаил Ефимович

Жданко Михаил Ефимович Ждан ко Михаил Ефимович (1855–1921), русский военный географ.1879 год. М. Е. Жданко совершает переход из Кронштадта вокруг Африки во Владивосток. В дальнейшем он составляет карты Белого моря, Балтийского, Чёрного, Азовского морей, ведёт гидрографические

Черепановы происходили из семьи крепостных, работавших на Выйском заводе уральских промышленников Демидовых. Дед Ефима Черепанова, Петр Черепанов был лесорубом, отец Алексей Черепанов занимался поденной работой, однако Ефим с раннего детства стремился стать заводским мастером.

Он не получил систематического образования, овладевать ремеслом механика ему пришлось в ходе работы на заводе. К 20 годам он становится мастером на заводе, позднее, на рубеже XVIII и XIX веков, Ефима вместе с двумя мастеровыми посылают в Петербург для помощи в строительстве железоделательного завода на Карельском перешейке.

В начале XIX века на Урале появляются первые паровые машины. В 1803 году русский Механик Лев Собакин, посетивший в 1787 году Англию и познакомившийся с Джеймсом Уаттом, строит паровую машину для Березовских Золотых промыслов. В 1804 году на Урал прибывает англичанин Джозеф Мержер, который также строит несколько паровых машин, правда невысокого качества. В 1815 году Афанасий Вяткин запускает паровую машину на Верх-Исетском заводе А.И. Яковлева. Этот пуск произвел сильное впечатление на Демидова, и через некоторое время Ефим Черепанов решился на строительство собственной паровой машины.

Первая из них, довольно маломощная, была построена в 1820 году. Вскоре Черепанов сооружает уже более мощные и совершенные машины, который начинают использоваться в производстве. В 1821 году Демидов посылает Черепанова для обмена опытом в Англию, где тот впервые знакомится паровозами. В 1823 году Черепанов становится главным механиком всех Нижнетагильских заводов.

В 1833 году Ефим Черепанов за свои изобретения получает серебряную аннинскую медаль за усердие, кроме того Демидов дарует ему вольную. Три года спустя вольную получает и его сын Мирон.

Ефим Черепанов скончался в возрасте 67 лет в 1842 году, Мирон Черепанов пережил отца на семь лет.

Судьба паровозов Черепановых
Через некоторое время после ввода паровозов в эксплуатацию от использования паровой тяги на железной дороге Черепановы отказались. Связано это было как с сопротивлением конных заводчиков, так и с объективными техническими недостатками проекта. Черепановские паровозы в качестве топлива использовали дрова, при этом за долгие годы работы завода близлежащие заросли были вырублены, топливо приходилось доставлять издалека, с помощью конной тяги, что требовало определенных финансовых и логистических затрат. В итоге вместо паровозов вагонетки на железной дороге стали перевозить лошади.

КАМЕННЫЙ ПОЯС

Ефим Алексеевич (1774—1842) и Мирон Ефимович (1803—1849) Черепановы, русские изобретатели-самоучки и промышленные инженеры, отец и сын. Они были из крепостных Демидовых — знаменитой семьи владельцев заводов. Лишь на 60-м году жизни отец и в 33 года сын получили вольную за изобретательскую деятельность.

Талантливых механиков их хозяева горнозаводчики Демидовы направляли для ознакомления с достижениями техники в Петербург и за рубеж — в Швецию, Англию. Русские самородки успешно перенимали там передовой технический опыт, изучали технические новинки.

КАМЕННЫЙ ПОЯС

Полученный опыт и природный талант позволили Черепановым изготовить более 20 оригинальных паровых машин разной мощности, создать ряд уникальных станков — токарных, винторезных, строгальных, сверлильных, гвоздильных и др.

С 1822 года вплоть до своей смерти Ефим был главным механиком всех заводов в Нижнем Тагиле. Сын Мирон был его учеником и в 1819 году был назначен его заместителем и, в конечном счёте, заменил отца после его смерти.

Черепановы значительно улучшили механизмы, использовавшиеся в металлургии, добыче золота, железа и меди, а также лесопилки и мукомольные мельницы. Однако наиболее интересным аспектом работы Черепановых являются паровые машины, которые они упорно пытались внедрить в промышленное производство.

КАМЕННЫЙ ПОЯС

Начиная с 1820 года, Черепановы построили около 20 паровых машин мощностью от 2 до 60 л.с. В 1833 году Мирон Черепанов был командирован в Англию, где изучал устройство железных дорог. По возвращении, в 1833—1834 гг., они создали первый в России паровоз, а затем в 1835 году — второй, более мощный. Они также построили чугунные железные дороги от одной из своих фабрик на медный рудник. За строительство железной дороги длиной 854 м Мирон Черепанов получил вольную (Ефим получил её несколько раньше, также за строительство паровых машин). Несмотря на успешное выполнение проекта и их локомотивы, изобретение Черепановых не нашло поддержки за пределами завода, и впоследствии их паровые локомотивы были заменены конной тягой.

КАМЕННЫЙ ПОЯС

Не следует считать, что построенные Черепановыми паровые машины не нашли применения из-за косности администрации заводов. Дело было совершенно в другом. Как ни удивительно — в экологии. Единственным источником энергии в тех краях была древесина. Вырубка лесов дошла до немыслимых пределов. Лес приходилось возить на огромные по тем временам расстояния. Использовать паровые машины в таких условиях было просто нереально. Нужно было время, чтобы одновременно сложилась целая структура: угольные карьеры, железные дороги к ним, угольные паровые машины (паровозы) для транспортировки угля к угольным паровым машинам — двигателям заводов.

КАМЕННЫЙ ПОЯС

Самым замечательным делом Е. А. и М. Е. Черепановых стало строительство первой отечественной железной дороги и самых первых в России паровозов.

Тагильский поднос.jpg

Черепановы жили в Выйском поселке Нижнего Тагила. Мирон родился в 1803 году. Прадед его Петр Черепанов и дед Алексей Петрович были простыми работниками, крепостными Демидовых. Отец Ефим Алексеевич - знаменитый механик и изобретатель, наставник и сотрудник Мирона в общих делах, служил плотинным Выйского завода, главным механиком Нижнетагильских заводов.

Проходя обучение "при доме", Мирон так хорошо овладел грамотой, что двенадцатилетним подростком был принят на Выйский завод в должности писца. Через четыре года он перешел к отцу на должность "помощник механика Черепанова" по строительной части. Сын постепенно приобщался ко всему кругу заводских работ.

Свою первую паровую машину в 4 л.с. Черепановы изготовили в 1820 году, то есть еще до поездки Ефима Алексеевича в Англию, на родину первых паровых машин. Заводская контора, сообщая об этом, отмечала: у них отсутствие специального образования, "Отец и сын могли только читать и подписывать свое имя (!? - Н.М.), однако они не только поняли устройство паровых машин, но и приготовили для устройства разного рода станки".

В 1825 году Мирон с отцом едут в Москву и Петербург, Швецию. Тогда же Мирона назначают плотинным Выйского завода, не оставляя прежней должности помощника при отце. В полсотни лет с небольшим Ефим Алексеевич жаловался на падающие силы и слабое зрение. Он писал в одном из донесений, что его сын Мирон сможет в будущем заменить его в работе. Эта мысль пришлась по нраву Николаю Никитичу Демидову, и он Ефиму указал: "Старайся заблаговременно приучить свет его сына к тому, что тебе известно, дабы, когда ты не в силах будешь действовать, он мог бы занять твое место".

Весной 1825 года Ефим Алексеевич сообщает об успехах 22-летнего сына в механическом искусстве: "Находясь при мне, он уже приобрел некоторые познания по механической части, а равно и по другим предметам и имеет такую же к сему занятию склонность, как и я". Два года спустя это же подтверждает запись в конторе: "Мирон с давнего времени пристрастился к паровым машинам, он готов всегда. не спать, не пить, не есть, только бы смотреть и рассуждать о них, а потому по сей части показал такой успех, какой нельзя было ожидать от необразованного человека".

К 25 годам Мирон был семьянином, жене его Евдокии Петровне было 22 года, и они имели трех дочерей. Сын Киприян появится позже, в 1839 году, и со временем будет служить чертежником при заводе.

Мирон в 1827 году впервые самостоятельно направляется в Петербург "для осмотра тамошних заводов и снятия некоторых машин планов", а также для ознакомления с добычей платины, которая началась в демидовских владениях, в 1825 году здесь нашли самородок платины в 10 фунтов.

В феврале 1828 года Мирон с отцом занимается перестройкой труб и цилиндров в машине Анатольской шахты. Заводоуправление награждает Черепановых суммой в 2000 рублей за создание паровой машины. Год спустя механики сделали новую паровую машину в 40 л.с. для Медного рудника. В начале 1830-х годов Мирон работает над "паровой телегой". Весной 1833 года он едет в Петербург, затем в Англию и на обратном пути посещает предприятия Петербурга, Москвы и Ярославля.

Высшее достижение в творчестве Черепановых - создание первого русского паровоза. Об этом писали в "Горном журнале". Здесь можно бы и не рассказывать его историю, она общеизвестна. Однако нет-нет да и вспыхнут в прессе споры: была ли железная дорога в Тагиле первой? А паровоз?

28 мая 1837 года Нижний Тагил со свитой посетил великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр-освободитель. Наследник осмотрел многое, в частности, монумент Н.Н. Демидову и сухопутный пароход, бывший тогда в действии. В.А. Жуковский в путевом дневнике в записи об этом оставил одно слово: "Пароходка". Слово "паровоз" еще не везде было в ходу. Несколько суховато отнеслись гости к такой диковинке в далекой глубинке России. Прибывшие из столицы, надо полагать, знали уже о первой в России пассажирской железной дороге Петербург - Царское село. Она была пущена в том же году с мощным английским паровозом. В первые же 13 дней по ней проехало 13293 пассажира и дорога выручала до 1000 рублей в день. Но первый русский паровоз был в Нижнем Тагиле.

После кончины отца в 1842 году Мирон Ефимович остается на самостоятельной службе у хозяев. Ставит паровую машину в 4 л. с., работающую на "теряющемся паре" от медеплавильных печей Медного рудника. В 1846-47 гг. Мирон строит паровую машину "среднего давления" в 5 л.с., она работала сначала на Авроринском, потом - на Матильдинском приисках. Он же сооружает самый мощный изо всех черепановских паровой двигатель в 60 л.с., предназначенный для откачки воды на Ново-Анатольской шахте Медного рудника.

Весь в планах и свершениях - сооружаются новая воздуходувная установка и паровой молот для новой медеплавильной фабрики, - Мирон Ефимович Черепанов скончался 5 октября 1849 года.

Прошла жизнь творческого человека. Механик крепостной России понял много ранее других потребность в паровых двигателях и связанных с ними изменениях в заводской технике, что называлось промышленным переворотом. Успехам в делах Черепановых немало способствовали И.Ф. Макаров, С. Желваков, Е. Коряков, Ф. Монзин. Их постоянным соратником в становлении новой техники был на заводе Ф.И. Швецов, замечательный специалист в области горнозаводского производства.

. На южном берегу Выйского пруда Нижнего Тагила и сейчас находится усадьба механиков Черепановых. Строгое, в стиле классицизма, здание с ажурным балконом и венчающим фронтоном декорировано наличниками окон и карнизом простого профиля. В 1984 году оно было передано Нижнетагильскому краеведческому музею, который готовится к 200-летнему юбилею со дня рождения Мирона Ефимовича Черепанова разместить здесь экспозицию нового музея истории техники.

Площадь перед домом стоит назвать Черепановской. Ее окружают плотина пруда и бывший медеплавильный завод. Из-за забора нынешней кондитерской фабрики виднеется двухэтажное каменное здание бывшего механического заведения Черепановых. На этой площади память о замечательных механиках Черепановых может быть увековечена созданием мемориального комплекса, в составе которого должен быть макет черепановского паровоза. Выйский исторический комплекс явится хорошим Памятник отцу и сыну Черепановым дополнением к нынешнему заводу-заповеднику.

Читайте также: