Проблемы городов миллионников кратко

Обновлено: 17.06.2024

В исследовании приняли участие 93 300 респондентов. Им было предложено выбрать из 13 ключевых проблем те, которые они считают наиболее актуальными для своего района и города:

  • дороги плохие и не ремонтируются;
  • грязь, снег, лед, лужи на тротуарах, дворников нет или недостаточно;
  • плохое благоустройство общественных мест и парков (нет озеленения, туалетов, скамеек);
  • нет площадок для выгула собак;
  • недостаточная освещенность улиц;
  • мало хороших кафе и ресторанов;
  • недостаточно культурных мероприятий, праздников, развлечений, скучно;
  • много бездомных животных;
  • нет пандусов и условий для свободного перемещения людей с ограниченными возможностями;
  • не сносят ветхое жилье;
  • слишком плотная застройка;
  • дорогой или некачественный интернет;
  • сносят архитектурные или исторические памятники.

Пользователи могли выбрать максимум пять вариантов из перечня, поэтому сумма голосов превышает 100%.

По итогам опроса первое место в рейтинге проблем в 2019 году заняло низкое качество дорог. Этот вариант выбрали 45,5% респондентов. На втором месте рейтинга — грязь и плохая работа дворников: 35,7% респондентов посчитали ее ключевой. Третью позицию занимает недостаточное благоустройство общественных мест и парков: это приоритетная проблема для 31,6% участников опроса.

За год тройка главных проблем в России не изменилась.

Рейтинг проблем, которые беспокоят горожан в России

МестоЧем недовольны жители РоссииДоля респондентов
1Дороги плохие и не ремонтируются45,5%
2Грязь, снег, лед, лужи на тротуарах, дворников нет или недостаточно35,7%
3Плохое благоустройство общественных мест и парков (нет озеленения, туалетов, скамеек)31,6%
4Недостаточная освещенность улиц29,7%
5Недостаточно культурных мероприятий, праздников, развлечений, скучно25,7%
6Нет площадок для выгула собак25,3%
7Мало хороших кафе и ресторанов24,2%
8Нет пандусов и условий для свободного перемещения людей с ограниченными возможностями21%
9Много бездомных животных18,6%
10Слишком плотная застройка15,4%
11Дорогой или некачественный интернет14,3%
12Не сносят ветхое жилье13,6%
13Сносят архитектурные или исторические памятники2,5%

Также россияне жалуются на недостаточную освещенность — этот вариант выбрали 29,7% респондентов. Далее следует нехватка культурных мероприятий, небольшое количество площадок для выгула собак и малое число хороших кафе и ресторанов. Их доли примерно равны: 25,7%, 25,3% и 24,2%.

Меньше всего россиян беспокоит снос архитектурных или исторических памятников. Только 2,5% участников опроса считают ее главной — столько же, сколько и в прошлом году.

Какие проблемы беспокоят жителей городов-миллионеров

В крупных городах жителей волнуют те же проблемы, что и в целом по стране. В 11 мегаполисах главным негативным фактором назвали плохие дороги, в четырех — грязь, а отсутствие благоустройства и озеленения вызывает недовольство от примерно одной пятой до почти половины жителей разных городов. Вместе с тем у жителей каждого мегаполиса приоритетный список, значительно отличатся от общего рейтинга негативных факторов по стране.

Рейтинг проблем в городах-миллионерах, % от общего количества респондентов

ГородОсве-щенн. улицПло-хие до-рогиПло-хой интер-нетСкуч-ноБлаг-во общ. местКафеСнос ист. зд.Сре-да для инв.Плотн. застр.Ветх. жи-льеПл. для со-бакБезд. жив.Грязь
Москва15,2%13,2%8,0%22,4%17,1%35,6%3,8%16,9%21,2%9,0%24,2%5,3%22,2%
Санкт-Петербург13,8%26,6%11,2%18,4%27,2%21,7%3,8%19,6%21,9%8,5%33,2%6,7%37,0%
Новосибирск29,1%48,4%9,4%20,7%33,2%27,0%3,0%23,3%20,0%17,0%35,7%9,8%35,4%
Екатеринбург26,3%42,2%7,9%22,0%33,8%26,8%3,8%20,2%23,7%15,5%31,9%6,8%40,0%
Нижний Новгород29,4%39,8%10,6%24,1%37,1%22,1%4,3%24,4%18,0%21,9%27,7%11,9%35,0%
Казань24,7%32,3%13,5%21,9%27,9%26,4%3,9%20,0%18,7%11,4%22,6%14,5%29,0%
Челябинск23,9%62,3%7,3%22,9%41,7%21,6%2,7%26,9%20,0%15,1%34,4%12,4%46,8%
Омск45,4%57,6%9,1%24,8%40,9%24,1%2,0%22,6%11,3%13,9%29,7%16,5%50,4%
Самара19,8%47,2%12,3%20,7%31,6%22,1%4,1%24,9%21,1%22,7%27,5%18,4%45,3%
Ростов-на-Дону32,6%45,1%12,8%22,0%33,0%21,3%4,5%22,7%25,2%11,3%25,1%23,1%46,8%
Уфа33,5%44,2%7,2%24,6%33,9%26,5%3,9%21,3%19,8%20,3%24,4%12,9%35,5%
Красноярск24,0%36,7%6,8%19,7%33,3%26,4%1,8%23,9%28,7%12,1%34,6%25,9%24,0%
Пермь22,7%38,4%11,0%27,0%34,2%31,5%2,9%20,8%20,8%21,7%30,7%31,4%41,1%
Воронеж20,3%34,9%8,7%23,8%32,1%22,8%3,2%23,4%22,8%13,8%25,2%20,9%42,3%
Волгоград37,4%60,6%7,3%31,2%45,7%19,5%1,3%25,1%8,6%19,3%23,7%32,9%51,6%
Краснодар23,9%35,2%15,5%22,2%25,3%17,4%2,5%16,5%34,2%8,9%25,7%19,9%18,6%

Как и в прошлом году, респонденты из столицы главной проблемой считают малое количество хороших кафе и ресторанов (35,6%). На втором месте по важности – недостаток площадок для выгула собак (24,2%), а на третьем — нехватка культурных мероприятий (22,4%).

В Санкт-Петербурге 37% опрошенных назвали главной проблемой грязь, 33,2% — недоступность собачьих площадок, а 27,2% выбрали недостаточное благоустройство общественных объектов.

В Омске страдают от темноты, а в Волгограде – от грязи

Грязь и большое количество бездомных животных, недостаточная благоустроенность общественных объектов и скука — по всем этим жалобам Волгоград вышел на первое место среди городов-миллионеров. Грязь — главная проблема Волгограда: жалуются на нее 52% опрошенных, а для Краснодара она стоит на последнем месте.

Городом с самыми плохими дорогами стал в этом году Челябинск: свой голос за эту проблему здесь отдали 62% респондентов. В Москве этим недовольны всего 13% респондентов.

Москва занимает последние места по жалобам на плохие дороги, недостаточное благоустройство, ветхое жилье и бездомных животных. Жителей Краснодара меньше других огорчает недостаток хороших кафе и ресторанов, проблема с инфраструктурой для инвалидов и грязь.

Для Санкт-Петербурга неактуальны проблемы плохого освещения улиц (только 15% назвали эту проблему против 45% в Омске), а также ветхого жилья: только 9% жителей отметили этот пункт.

Города с наибольшей и наименьшей актуальностью проблем

Недостаточная освещенность улицОчень актуальноОмск (45%)
НеактуальноСанкт-Петербург (15%)
Дороги плохие и не ремонтируютсяОчень актуальноЧелябинск (62%)
НеактуальноМосква (13%)
Дорогой или некачественный интернетОчень актуальноКраснодар (16%)
НеактуальноКрасноярск (7%)
Недостаточно культурных мероприятий, праздников, развлечений, скучноОчень актуальноВолгоград (31%)
НеактуальноСанкт-Петербург (18%)
Плохое благоустройство общественных мест и парковОчень актуальноВолгоград (46%)
НеактуальноМосква (17%)
Мало хороших кафе и ресторановОчень актуальноМосква (36%)
НеактуальноКраснодар (17%)
Сносят архитектурные или исторические памятникиОчень актуальноРостов-на-Дону (5%)
НеактуальноВолгоград (1%)
Нет пандусов и условий для свободного перемещения людей с ограниченными возможностямиОчень актуальноЧелябинск (27%)
НеактуальноКраснодар (17%)
Слишком плотная застройкаОчень актуальноКраснодар (34%)
НеактуальноВолгоград (9%)
Не сносят ветхое жильеОчень актуальноСамара (23%)
НеактуальноСанкт-Петербург, Краснодар, Москва (9%)
Нет площадок для выгула собакОчень актуальноНовосибирск (36%)
НеактуальноКазань (23%)
Много бездомных животныхОчень актуальноВолгоград (33%)
НеактуальноМосква (5%)
Грязь, снег, лед, лужи на тротуарах, дворников нет или недостаточноОчень актуальноВолгоград (52%)
НеактуальноКраснодар (19%)

Не пропустите:

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Жители российских городов-миллионников уже столкнулись с транспортными проблемами из-за недостатков в планировании жилищного строительства. И ситуация будет лишь усугубляться.

Новосибирск



Новосибирск — третий по численности населения город после Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь проживают свыше полутора миллионов человек. Город, наряду с Самарой и Екатеринбургом, входит в число миллионников, имеющих наибольшую плотность жилищной застройки в центральной части. До четверти объемов жилья находится в пешей доступности (800 м) от станций метро.

Новосибирск — один из городов, где удаленные районы высотной застройки находятся на относительно большом расстоянии от центра, — 20-25 км. Это, например, район Академгородка, построенный еще в советские годы. Его жители тратят более часа, чтобы добраться на общетвенном транспорте в центр. Однако обширные территории, расположенные значительно ближе к центру, остаются неосвоенными.

Екатеринбург



Немногим уступает Новосибирску по численности населения город Екатеринбург. Его центр (наряду с Новосибирском и Самарой) лидирует по плотности жилищной застройки среди других миллионников. Объем такой застройки в Екатеринбурге составляет около 40%.

Многие россияне — автовладельцы в первом поколении. Таких горожан сложно убедить пересесть даже на комфортабельный общественный транспорт, не говоря уже о старых некомфортных микроавтобусах.

Нижний Новгород



Нижний Новгород — третий по численности населения российский город после Новосибирска и Екатеринбурга. Несмотря на то, что количество жителей с 1991 года здесь уменьшилось почти на 10%, четверть жилищного фонда была построена после распада СССР.

Потенциал городских центров и полупериферии, как отметили исследователи, используются сегодня не полностью с точки зрения жилищного строительства. На территории городских центров существуют, например, неиспользуемые производственные зоны, пустыри. В случае продуманной застройки они могли бы превратиться в жилые и деловые кварталы.

Казань



Казань относится к числу городов с наименьшей плотностью жилищной застройки центральной части вместе с Омском, Уфой, Красноярском, Пермью и Волгоградом. Тем не менее в постсоветские годы в центральной части города велось активное строительство. В целом около 40% жилфонда Казани было построено после 1991 года.

В центре Казани, как и в Нижнем Новгороде, идет активное строительство — возводятся жилые комплексы рядом с объектами к чемпионату мира по футболу-2018 на правом берегу реки Казанки. Метрополитен состоит из одной линии (10 станций).

В период экономического кризиса центры городов застраивается активнее, чем спальные районы. То есть на фоне падающего общего объема строительства доля ввода жилья в центральной части мегаполиса существенно растет. Это жилье покупают состоятельные люди, которые хотят жить в центре. Спрос на квартиры на окраинах падает, поскольку снижаются доходы его потенциальных приобретателей.

Другой район Казани — поселок Аметьево, по мнению ученых, является примером неэффективного использования городской территории. Поселок находится вблизи одной из станций метро, запущенной в 2005 году. Однако здесь, несмотря на доступность транспортных ресурсов и потенциал их дальнейшего развития, преобладает низкоплотная застройка частными домами. Такие территории, как отмечают ученые, есть во многих крупных российских городах.

Самара



Самара относится к числу городов, наряду с Волгоградом и Уфой, имеющих отдаленные от центра плотные жилые районы. До 40% жилья находится на расстоянии 9 км и далее от центра города.

Метро имеет одну линию и, как и нижегородское, изначально было ориентировано на транспортную связь жилых и производственных зон. Большой популярностью в городе пользуются трамваи, на которых можно добраться практически в любую часть города. Более половины жилых домов (60%) находятся на расстоянии до 400 метров от трамвайных остановок. Значительный охват жилья транспортной сетью говорит скорее о ее развитости, нежели о продуманной политике размещения застройки, считают исследователи.

Новый район Самары — Крутые ключи — пример проблемной территории с точки зрения доступности общественного транспорта. Район находится в 21 км от центра города, его застройка началась несколько лет назад, к 2025 году планируется возвести 5 млн кв.м жилья. Сейчас здесь курсируют муниципальные и частные автобусы, но выделенных полос нет. Фактически это означает, что жители Крутых ключей должны ежедневно преодолевать по пробкам более 40 км на маршрутке или личном автомобиле, чтобы ездить на работу.

Красноярск



Красноярск лидирует среди миллионников по доле жилого фонда, возведенного в постсоветское время — 44%. При этом по приросту населения за это время город также безусловный лидер — 21,4%. В центре плотность застройки невелика, однако в последние годы в городе активно развивались спальные районы. Более половины жилого фонда (64%) сосредоточено именно на окраинах. При этом транспортная доступность пока оставляет желать лучшего. Трамвайная сеть в постсоветское время кардинально сократилась, выделенных полос для тролейбусов и автобусов мало, строительство метрополитена законсервировано.

Общественный транспорт не догоняет строительство

Первый тренд, по мнению исследователей, имеет положительные последствия, поскольку центры городов, унаследовавшие с советских времен неплохие сети общественного транспорта, продолжают развиваться. При этом жители центра нередко имеют возможность добираться до работы пешком. Однако позитивной практикой в данном случае можно считать лишь продуманное жилищное строительство, не нарушающее исторический облик городов и не ущемляющее интересы местных жителей. Как правило, это характерно для проектов, подразумевающих освоение сравнительно обширных пустующих или малоиспользуемых территорий. Таких примеров, как отметили ученые, много в Москве. Например, территория Арма у Курского возкзала.

Второй тренд — появление новых пригородов — может стать проблемой из-за необеспеченности отдаленных районов общественным транспортом. Значит, люди будут активно пользоваться личными автомобилями, причем машины будут приобретаться на каждого взрослого члена семьи. Уже сегодня в городах на тысячу жителей приходится 300-350 машин, и российские мегаполисы к этому не готовы. Их пространственная структура рассчитывалась еще в советское время. Предполагалось, что большинство горожан будут перемещаться на общественном транспорте. После распада СССР города продолжали застраиваться по советским нормативам.

Чтобы не усугублять имеющиеся проблемы, необходимо активнее использовать для строительства жилья городские территории с развитым общественным транспортом, а также сделать комфортными поездки на общественном транспорте в новые районы на окраинах.

1. Люди не знают об общественных пространствах.

2. Благоустройство следует устаревшим стереотипам

В Кургане с каждым годом возрастает интерес к историческому наследию. Чиновники, наконец, озадачились проблемами возможной утраты уникальных объектов архитектуры (успев при этом допустить не только утрату некоторой части таких объектов, но и уплотнительную многоэтажную застройку на их месте). Хочется надеяться, что внимание властей приведет к более прогрессивной политике в этом направлении и изысканиям соответствующих бюджетов.

3. В России не площади, а пустыри

Большинство площадей российских городов — даже и не площади в западном понимании, а модернистские перекрестки или попросту пустыри, которые иногда используются для городских праздников, но куда чаще как парковка для машин. Все они испытывают общую проблему: из центра городской жизни превращаются в транзитную зону — и горожане стараются на них не задерживаться. Однако если через площадь идет большой поток пешеходов, у нее есть потенциальная аудитория — осталось только придумать, чем занять этих людей.

4. Во дворах неуютно

Двор — основа локального сообщества, но зачастую первое, что видит горожанин, выходя в город, — это неприглядная парковка, окруженная тоскливыми зданиями. Российские дворы неуютны, в них не чувствуешь себя комфортно и безопасно, и поэтому их хочется поскорее покинуть. С одной стороны, это следствие советской эпохи: в сознании горожанина все городское пространство за пределами его квартиры было общим — то есть ничьим. С другой, тяжело почувствовать двор своим, если он находится внутри колодца из новостроек и его вместе делят несколько тысяч человек.

5. Улицы для машин, а не для пешеходов

Одна из самых любимых моих тем. Важно понимать, что российские города только тогда смогут привлекать вожделенных туристов и завоевать любовь собственных жителей, когда станут удобны для тех, кто ходит пешком. Автомобилеориентированная транспортная политика — удел 60-х — 70-х годов прошлого века. Все прогрессивные города уже давно ушли от этого, в России — еще все впереди.

6. Набережные стали шоссе

Пространства у рек и озер могли бы стать местами отдыха, но зачастую они выключены из городской жизни. Исторически вода являлась очень важной точкой притяжения для промышленности: реки не только давали воду для производств, но и использовались для перевозки грузов. Впоследствии транспортную функцию взяли на себя набережные, а уже в XX веке по берегам стали прокладывать широкие автострады. Чтобы реки заработали как общественные пространства, горожанам необходим комфортный доступ к воде — спуски и нижний уровень набережных, как в европейских городах. А еще должен существовать сам спрос от горожан: если от реки далеко до жилья или популярных городских мест, то ей не станут пользоваться.

В самое ближайшее время власти Кургана намерены провести благоустройство набережной р. Тобол. Что это будет за проект и, самое главное, КАК он будет функционировать — нам предстоит оценить позже, ведь речь идет не о полноценной реконструкции с переосмыслением локальных сценариев, а лишь о благоустройстве.

7. Парки не работают как парки

Недавняя история с перспективой капитального строительства на территории Городского Сада обнажила важную проблему: не только горожане, но и многие чиновники не видят разницы между парком развлечений и садом, как таковым. В совокупности с отсутствием диалога в городе, все это приводит к нелепым попыткам — создать из привлекательной для прогулок зеленой территории в центре города некую солянку из аттракционов, улья коммерческих точек, парковки и много еще чего.

8. Визуальный мусор

9. Нет культурной программы

Одно из главных отличий российских городов от европейских — даже не качество городской среды, а отсутствие культурной программы. Не все западные городки вымощены гранитом, не у всех широкие тротуары и хорошее освещение, но при этом в них зачастую сильно развиты институции (например, музеи и общественные центры), которые качественно насыщают культурной жизнью локальных обитателей. В российских городах ситуация оставляет желать лучшего: скорее всего, местная повестка ограничивается Днем города, Новым годом и 9 Мая. Главным общественным пространствам — центральной площади, набережной или парку — не хватает событийности: зачем туда идти, если там ничего не происходит? Фестивали, маркеты еды и забеги стали рутиной в Москве, но это то, чего не хватает другим городам России.

Именно та самая событийность зачастую и является камнем преткновения. Последнее время власти пытаются включиться в такую работу. Однако без диалога с городскими активистами, жителями и представителями бизнеса многие начинания умирают еще на стадии концепции.

10. Не хватает городских СМИ

Надо сказать, что относительно скромные размеры информационного пространства Кургана играют местным СМИ на руку. Например, вопросы качества городской среды, которые еще несколько лет на уровне широкого общественного обсуждения никто не поднимал, сегодня, благодаря упорной работе городских активистов, занимают все большую нишу в информационной повестке многих городских и региональных ресурсов, что лишь увеличивает вовлеченность жителей в осмысление проблем и поиск их решений.


Проблем городов известно немало. Есть они и у крупных населенных пунктов, и у сравнительно маленьких. Исследование недостатков и анализ их влияния на человеческую жизнь – важная работа, позволяющая определить оптимальную линию развития и улучшения ситуации. Характер и масштаб проблем сильно разнятся. Конечно, в текущих условиях, даже если к этому будут все возможности, полностью недостатки не устранить, но некоторые исключить можно, а другие есть возможность ослабить. Для этого нужно знать, с чем и в каком направлении следует работать в первую очередь.

С чего начать?

Существенная проблема современных городов – пространство для социальной жизни. Что ответит городской житель, если спросить его о предпочтениях в организации свободного времени? Многие расскажут, что они проводят освободившиеся от домашних хлопот и работы часы в торговых центрах. Действительно, такие объекты предлагают все необходимое для развлечения человека. Тут можно посмотреть кинофильм на большом экране, развлечь себя в роллердроме, покушать в ресторане и потратить деньги в магазинах разнообразного толка и направления. Что еще, казалось бы, может понадобиться человеку? Но не все так просто. Торговые центры разрабатывают, дабы привлекать граждан. Они организованы таким образом, чтобы люди проводили на территории центра максимально продолжительное время, ведь это выгодно с точки зрения построения бизнеса, но для конкретного человека гораздо приятнее и полезнее было бы времяпрепровождение на свежем воздухе. Многие не согласны: внутри помещений есть климатические системы, поэтому воздух всегда приятен, есть развлечения, а вот снаружи заняться нечем.

Как считают лица, занимающиеся изучением социальных проблем городов, люди просто не понимают, что крупные населенные пункты в некотором смысле сами походят на один большой развлекательный центр, и граждане вольны выбирать, куда сходить, ведь происходит много всего любопытного. Количество площадок, притягивающих посетителей, в любом большом городе постоянно растет, а вот их качество оставляет желать лучшего. Задача разработки таких территорий – сфера работы урбанистов. Если удастся решить проблему с обустройством территорий, организацией привлекательных и комфортных мест, люди будут проводить больше времени в интересных местах, не ограничиваясь торговыми центрами. Общение, взаимодействие личностей станет активнее и насыщеннее.

социальные проблемы городов

Что зависит от меня?

В рамках населенного пункта организация привлекательных пространств – сфера ответственности специально обученных людей. Может ли сделать что-то обыватель, не располагающий большими деньгами и правами? Иным кажется, что нет. Все не так: граждане могут обустроить площадки вблизи своих домов, скверы и дворы жилых комплексов, в которых обитают. Это улучшает среду обитания и частично решает проблему организации пространства в городе.

Хотеть и заставлять хотеть

Еще одна проблема современных городов – реклама. Ее обилие поистине ужасает. Как говорят некоторые, реклама – это своеобразный паразит, отрицательно влияющий на среду обитания и пожирающий красоту окружающего пространства. Баннеры и щиты, экраны и световые короба, таблички, которые можно видеть на домах, заборах и даже деревьях – все это создает угнетающую атмосферу и формирует отрицательное впечатление. Давно известно, что обилие рекламной информации сильно утомляет, изматывает, раздражает человека. Конечно, большинство наших соотечественников прекрасно понимает, что полностью исключить рекламу не получится, по крайней мере на текущем этапе развития цивилизации, да и нужды в полном отказе от нее тоже нет – важно лишь ограничить объемы и очистить среду обитания от визуального и звукового мусора. Как считают специалисты по организации жилого пространства, следует для каждого города создать собственный дизайн-код, которому будут подчинены все рекламные объявления.

Предложение по введению дизайн-кода для решения проблемы города предполагает введение стандартов оформления среды обитания. Такой код создается применительно к населенному пункту, включает важные ограничения, регламентирует параметры рекламных объявлений, четко устанавливает возможное количество. Одновременно кодом фиксируется гармоничность застройки. Ответственность за принятие такого кода возлагается на администрацию населенного пункта. Задача чиновников – взять под контроль размещение рекламы, убрать из пространства многочисленные таблички, заменив их корректной и эстетичной вывеской, вписывающейся в оформление здания, улицы. Такая реклама менее агрессивна и не так утомляет.

проблемы крупных городов

О сложности

Работа с рекламой как решение проблемы крупных городов, как видно из практики, усложнена обилием нелегальных объявлений. Многие таблички, столь режущие глаз, размещаются вовсе не специалистами и не рекламными агентствами, а частными лицами, которые не обращают внимания на положения закона. Такие люди знать не знают о дизайн-коде и не желают понимать его важность. Им не важна организованность и красота окружающего пространств. Основная цель таких персон – заявить о своем предложении. Нелегальная реклама – общественная проблема, в том числе социальная, поскольку авторы таких объявлений, конструкций и установок нередко убеждены, что улицы – это нечто общее, а значит, принадлежащее им самим, то есть делать можно все, что хочется. Именно стараниями таких лиц появляется проблема визуальной замусоренности общего жилого пространства.

Жилая среда

Не менее значимая социальная проблема города, связанная со строениями, – специфика барьеров. Она наиболее актуальна для малоподвижных людей, вынужденных пользоваться специальными дополнительными средствами передвижения. Во многих городах, особенно крупных, построены подземные переходы, причем не везде обоснованно, но нет пандусов, благодаря которым такие элементы городской среды были бы доступны всем и каждому. Пандусов зачастую нет и в жилых домах, в иных многоэтажных зданиях, ими не оборудованы входные участки магазинов и других общественных учреждений. В домах зачастую нет лифтов, а тротуары не оборудованы съездами. Если возможности персоны к передвижению ограничены, такой человек зачастую ведет затворническую жизнь именно из-за проблемы среды. Оказавшись на улице, он сталкивается с риском попасть в тупик, в такое место, выбраться откуда с его возможностями мобильности крайне сложно.

проблемы малых городов

На чем поедем?

Как считается, проблема больших городов – малая мобильность граждан, постоянно пользующихся транспортом, и избыток машин. Для ее решения предлагается продвигать езду на велосипеде. Конечно, вариант привлекательный, положительно влияет на здоровье человека, ослабляет вредное воздействие на экологию и снижает загруженность улиц, но и тут не обошлось без недостатков. В большинстве городов нашей страны инфраструктура для велосипедистов развита катастрофически плохо. Идеальный город, в котором граждане пользуются велосипедами, был бы прекрасен, но права, даже закрепленные за таким человеком законами, соблюдаются далеко не всегда. Задача велосипедиста – соблюдать правила дорожного движения, пользоваться автомобильной дорогой, а не тротуаром, да только вот езда вблизи машин может закончиться трагедией. Уже давно придумано решение проблемы: создание специальных велосипедных дорожек. В некоторых более прогрессивных городах они есть, в других же люди вынуждены либо нарушать закон, либо рисковать жизнью, соседствуя с высокоскоростным автомобильным транспортом.

Из полицейской статистики известно, что количество случаев дорожных происшествий с участием велосипедистов довольно велико, поэтому нехватку инфраструктуры для таких людей можно смело назвать важной проблемой городов – больших и маленьких. Для ее решения активисты призывают проводить организованные общественные акции, дабы привлечь внимание чиновников и широких слоев общества к текущей ситуации. Предполагается, что такими пусть и мирными, но достаточно громкими методами можно добиться изменения ситуации в лучшую сторону.

Про экологию

Внушительный процент людей обитает в достаточно крупных населенных пунктах, территории многих городов сильно перегружены. Условия жизни постепенно становятся хуже, среди обитателей таких мест повышается частота встречаемости болезней, а трудовая деятельность многих ухудшается. Понижается длительность жизни, экология становится хуже, климат меняется в худшую сторону.

Урбанизация – это фактор, влияющий на земную литосферу. Как следствие, меняется рельеф. Формируются карстовые пустоты. Зафиксировано агрессивное влияние на речные бассейны, приводящее к их деформации. Отдельные территории подверглись опустыниванию, жить там невозможно, животный и растительный мир отступил полностью.

Не менее значимая беда связана с ландшафтными изменениями, деградацией в этом аспекте. Человек агрессивен по отношению к животному миру, растительности, видовое разнообразие ухудшается, особи гибнут, формируется специфическая природа, которую назвали городской. В последние годы наблюдается существенное снижение числа рекреационных участков и природных зон, становится все меньше зелени. Сильно отрицательное воздействие автомобильного транспорта, в избытке присутствующего в крупном городе и поблизости.

экономические проблемы городов

Вода и воздух

Нельзя упускать из внимания проблемы городов России, связанные с водной системой. Реки, озера сильно загрязнены, и постепенно ситуация становится все хуже. Основные источники вредных включений – сточные воды промышленных объектов, бытовые. Акватории становятся меньше. Обитающие в водах растения, животные погибают. Водные ресурсы всех уровней и масштабов, от самых мелких водоемов до крупнейших океанов, ощущают на себе такое воздействие. Ущерб наносится водам под землей, внутри континента, страдает Мировой океан. Как следствие, сокращаются объемы доступной для питья воды, и постоянно сотни тысяч людей в разных уголках земли испытывают нехватку живительной жидкости. Если обратиться к статистическим сводкам, можно узнать, что ежегодно тысячи людей гибнут именно из-за нехватки воды для питья.

Еще одна существенная проблема города – низкое качество воздуха. Именно эта экологическая сложность была первой замеченной человечеством. Атмосфера загрязняется выбросами автомобильного транспорта и многочисленных промышленных предприятий, в обилии присутствующих на всех континентах. Воздух загрязнен пылью, химическими и механическими включениями, осадки имеют ненормальный уровень кислотности, агрессивный для живых форм жизни. Загрязненный воздух – причина высокого уровня заболеваемости животных. Он сильно влияет на здоровье человека. Вместе с тем присутствует проблема вырубки зеленых насаждений, которые могли бы помочь в очистке воздуха, поэтому существенно снижается разнообразие и число растений, способных трансформировать углекислый газ.

О мусоре

Если спросить экологов, какие проблемы городов чаще всего уходят из фокуса внимания общественности, специалисты наверняка расскажут об отходах. Мусор – фактор загрязнения грунта, атмосферы, водных систем. Многие материалы, активно используемые человечеством, в природных условиях разлагаются десятки, сотни лет, а срок разложения некоторых столь велик, что они считаются неперерабатываемыми в естественной среде в принципе. Процесс распада сопровождается генерированием вредоносных соединений. Они дополнительно отравляют грунт, воду и воздух. Все эти соединения способны провоцировать болезни животных и растений, приводят к вымиранию некоторых форм жизни.

Последние годы в развитых державах активно продвигается идея раздельного сбора мусора и организации предприятий по переработке отходов. Рекламируется использование вторичного сырья, разрабатываются социальные программы, направленные на повышение образованности и ответственности широких слоев населения.

решение проблем города

О передвижении

Выше было упомянуто о транспортных проблемах городов. Вариантов их решения несколько, и одно довольно перспективное предложение было выдвинуто канадским специалистом Тодерианом. Этот профессионал, работающий в сфере благоустройства и организации жизненного пространства, посчитал, что перспективным будет оформление населенного пункта с сохранением приоритета за передвигающимися пешком и на велосипедах, а не за машинами. Такая идея полностью удовлетворяет общественным настроениям. Не так давно случился очередной скачок стоимости машинного топлива, и активисты из разных стран заговорили о перспективе электрических автомобилей, которые менее агрессивны для экологии планеты. Впрочем, как посчитал канадец, не столько топливо является проблемой, сколько сам способ передвижения, ведь станции, генерирующие электричество, не менее опасны для экологии. Об этом нередко молчат, но абсолютно чистой энергии пока еще не выявлено, все разновидности, даже альтернативные, в той или иной степени негативно влияют на среду, разве что воздействие это несколько варьируется по силе.

Чтобы решить эту одну из основных проблем города, необходимо использовать минимум энергии – такое поведение должно быть индивидуальным, осознанным, выбранным конкретным человеком. Чем чаще люди придвигаются пешком или пользуются велосипедом, тем меньше они вредят окружающему пространству. Власти должны поощрять такое поведение и прикладывать усилия для его продвижения – именно так посчитал канадский специалист. Кроме того, как он обратил внимание, не менее важно правильно оформить застройку и места общего пользования – это существенно снизит проблематику современного города и дискомфорта обитания в нем.

Варианты и пространство

Машины – это не только источник выбросов, но еще и многочисленные объекты, требующие огромного количества места для своего размещения. Автомобили нуждаются в пространстве для парковки, им нужны трассы для движения. Как подсчитали специалисты, внушительный процент городской территории – это инфраструктура для машин, а вовсе не для человека. Переход на электрические автомобили не может стать решением проблемы города. Чтобы найти выход, нужно рассмотреть возможность использования велосипедов и организации пространства таким образом, чтобы людям было проще добираться в нужный пункт пешком. Перспективное направление работы – мультимодальные городские системы. Мобильность и пространство – связанные явления. Их взаимность была осознана еще в середине прошлого столетия. И в те времена, и сегодня можно видеть разнообразные рекламные плакаты, демонстрирующие, насколько больше места занимает равное количество человек, пользующихся личными машинами, нежели городским общественным транспортом. Если же заменить все машины на автобусы, а в качестве личного транспорта использовать велосипеды, парковки которых намного компактнее, получится сэкономить место и одновременно снизить негативную нагрузку на окружающую среду.

Не так давно сиднейский транспортный департамент организовал рекламную кампанию, посвященную этой проблеме города. Как наглядно показывают материалы проекта, для перемещения тысячи человек в центр города необходимо восемь вагонов поезда или полтора десятка автобусов. Альтернатива – тысяча машин, для паркования которых нужно выделить полтора гектара земли. Для движения этого объема транспорта нужно еще больше места.

проблемы города

О социальном

Одна из проблем городов (малых, крупных) – благотворительность, а точнее, недостаточность ее развития. Эта ценность универсальна, она общая для всех людей и важна как элемент гражданского общества. Она является базой партнерства в социуме. Благотворительность не зависит от государства, хотя и поощряется им. В некоторой степени она может быть решением ряда экономических проблем городов – бедности граждан, нехватки жилья и питания, необходимых бытовых предметов. Благотворительность позволяет перераспределять средства на пользу общества, руководствуясь особенно значимыми программами.

В нашей стране такая деятельность – это традиция. Хотя сегодня ее недостаточность стала проблемой городов (малых, больших), в которых люди зачастую недостаточно сопереживают друг другу, исторические корни явления глубоки. Ситуация сильно изменилась в советскую эпоху, когда такое явление почти исчезло, но в настоящее время оно постепенно восстанавливается. Благотворительность можно рассматривать как средство решения экономических проблем городов, поскольку продвигаются и воплощаются в реальность проекты, популяризующие эту деятельность, она становится общественной технологией удовлетворения потребностей социума. Благотворительность – средство взаимной работы предпринимательства, социума и властей.

Рациональность и повседневность

Одна из важных проблем промышленных городов – правильная организация функциональной городской структуры. Любой населенный пункт имеет определенный потенциал народного хозяйства, который можно реализовать с некоторой долей эффективности. Чтобы результативно решить проблемы развития городов, нужно внедрять проекты функционального планирования, максимально соответствующего реалиям конкретного населенного пункта. Такие должны охватывать аспекты расселения и регионального развития. Для этого необходима трансформация функциональной структуры за счет рационального применения ресурсов населенного пункта.

проблемы современных городов

Не менее важно социальное разнообразие. Населенный пункт, оформленный и измененный в соответствии с такой идеей, не только получает новый производственный профиль, но и более здоровую среду обитания людей.

Читайте также: