Факторы влияющие на динамику спортивных достижений в спорте кратко

Обновлено: 25.06.2024

Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами, научно-техническим прогрессом и социально — экономическими факторами. Рассмотрим эти факторы более подробно.

Индивидуальная одаренность спортсмена. Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека определенных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условиями успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Необходимо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладевания способами и приемами определенной деятельности.

Врожденно обусловленном компонентом способностей является одаренность. По отношению к спорту можно говорить о физических и психических качествах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуществления определенной соревновательной деятельности (Ж.К. Холодов, 2000).

Экхард Майнберг предлагает 6 критериев для определения спортивной одаренности:

1.1 Объективный спортивный результат.

1.2 Темп роста спортивных достижений в сравнении с объемом тренировок.

1.3 Быстрота и легкость усвоения спортивных навыков и умений.

1.4 Время проявления одаренности.

1.5 Условия для развития спортивно-моторных качеств.

1.6 Способность применять выработанные моторные умения и навыки для развития других спортивно-моторных качеств.

Эти, безусловно ещё нуждающиеся в дополнении, критерии оценок могут оказать тренеру-педагогу определенную помощь в открытии спортивных дарований. (Э. Майнберг, 1995).

В основе развития определенных способностей к видам спорта лежат и определенные задатки, под которыми понимаются анатомо-физиологические и психические особенности. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способностей, а для этого направленное воспитание, развитие и обучение.

Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренностью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколениями опыта дают возможности развить определенные способности.

Степень подготовленности к спортивному достижению. Решающее значение, определяющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воздействуя на природные задатки, тренер- педагог добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. При этом главным условием является большая самоотдача спортсмена, выраженная в целеустремленной тренировке и достижения основных и промежуточных (этапных) целей. Одним из обязательных условий при этом является значительные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высоких результатов без упорного труда.

Всё это предъявляет высокие требования к психическим качествам и свойствам личности спортсмена. Только высоко мотивированный на достижения спортсмен может выдержать большие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе.

Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования им эффективных тренировочных и соревновательных систем, а также от сознания важности общественной и личной спортивной деятельности и мотивов, формирующих цел этой деятельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.

Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте.

Спортивное достижение, как правило, характеризуется победой над соперником, оцениваемой в баллах, голах, очках; демонстрацией результатов, выраженных в показателях времени, расстояния, массы, точности поражения цели, более качественным выполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и т.д.

Спорт немыслим без стремления к высшим (абсолютным) достижениям, которые являются как бы эталоном оценки резервных возможностей как отдельного человека, так и сообщества людей в целом. Однако особенности спорта и его показателей в виде спортивных достижений заключаются в том, что если сегодня абсолютные достижения под силу узкой группе выдающихся спортсменов, то через несколько лет они становятся достоянием все более и более широкой массы занимающихся.

Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами (первая группа), научно-техническим прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими факторами (третья группа).

Спортивные достижения

1-я группа факторов

2-я группа факторов

3-я группа факторов

Индивидуальная одаренность (природные задатки) спортсмена

Степень подготовленности к спортивному достижению

Эффективность системы подготовки:

— современная методика тренировки;

— рациональная система соревнований;

— прогрессивность техники и тактики;

— материально-техническое, научно-методическое, медико-биологическое и информационное обеспечение

Размах спортивного движения и наличие необходимых кадров в стране

Общие социальные условия жизни населения и экономическое обеспечение спортивного движения

Индивидуальная одаренность спортсмена . Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления определенных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Необходимо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности.

Врожденно обусловленным компонентом способностей является одаренность. Она обеспечивает человеку возможность успешного выполнения соответствующей ей деятельности. По отношению к спорту можно говорить о физических и психических качествах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуществления определенной соревновательной деятельности. Одаренность постепенно становится главным критерием при переходе занимающихся в спортивных школах из одной группы в другую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга.

В основе развития определенных способностей к видам спорта лежат и определенные задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности. Однако высший уровень различных способностей человека всегда является результатом его развития в процессе рационально построенной деятельности, а в спорте — системы подготовки. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способностей. А для этого необходимы направленное воспитание, развитие и обучение. Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренностью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколениями опыта дают возможность развить определенные способности.

При оценке спортивных способностей тренер сталкивается с тремя ключевыми моментами:

— составом способностей к определенному виду спорта;

— объективной и более ранней оценкой у каждого человека этих способностей с целью прогнозирования особенностей хода его дальнейшего совершенствования;

— какими путями добиться формирования этих способностей, если они недостаточно развиты, или чем их компенсировать в случае их низкого уровня.

Степень подготовленности к спортивному достижению . Решающее значение, определяющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воздействуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. При этом главным условием является большая самоотдача спортсмена, выраженная в целеустремленной тренировке и достижении главной и промежуточных (этапных) целей. Одним из обязательных условий при этом являются значительные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высоких результатов без упорного труда.

В настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты времени в процессе подготовки спортсменов достигают значительных величин. Достаточно сказать, что в различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку и соревнования, колеблется в пределах от 800 до 1500 ч в год. В определенных спортивных дисциплинах практикуются трех- и четырехразовые тренировочные занятия в день.

Все это предъявляет высокие требования к психическим качествам и свойствам личности спортсмена. Только высокомотивированный на достижения спортсмен может выдержать такие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе.

Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования им эффективных тренировочных и соревновательных систем, а также от сознания важности общественной и личной спортивной деятельности и мотивов, формирующих цель этой деятельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.

Эффективность системы подготовки спортсмена определяется следующими факторами: современной методикой тренировки; рациональной системой соревнований; использованием прогрессивной техники и тактики; материально-техническим обеспечением; научно-методическим, медико-биологическим и информационным обеспечением спортсменов, тренеров, врачей и др.

Первое место в этой группе факторов занимают научно-методические основы системы спортивной подготовки. Только на основе современных научных данных, переработанных в методические разработки и рекомендации и нашедших свое место в структуре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.

Значительную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повышения их спортивной работоспособности.

На эффективность системы подготовки спортсмена влияют разработка и применение высококачественного инвентаря, оборудования, обуви, одежды, защитных приспособлений, тренажеров (механических, электромеханических, электронных) различной конструкции и назначения.

Важным моментом в вопросах повышения эффективности системы подготовки спортсменов является совершенствование их тактической и технической подготовки. Во многих видах спорта тактическая и техническая подготовки являются доминирующими сторонами мастерства, определяющими успех всей системы. От своевременных разработок новых элементов и комбинаций, тактических приемов в конечном счете зависит уровень спортивных достижений.

Размах спортивного движения и обеспечение его кадрами . Эффективность функционирования спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения. Социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, а это, в свою очередь, повышает конкурентность среди них и отражается на спортивных результатах.

Увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специалистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специалистов во многом способствует повышению спортивных достижений в общей массе занимающихся, а также и у высококвалифицированных и выдающихся спортсменов.

Социальные условия развития спортивного движения и его экономическое обеспечение. Уровень спортивных достижений той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни общества, которые играют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. Совокупный уровень достижений во многих видах спорта, культивируемых в различных странах, взаимосвязан с показателями материального благосостояния народа, а также с показателями средней продолжительности жизни, общей численности и грамотности человека. В то же время развивающиеся страны с невысоким экономическим потенциалом могут с успехом развивать два-три вида спорта, отражающие этнические и географические особенности населения и его традиции. Примером этого могут служить бегуны Эфиопии и Кении, боксеры Латинской Америки, футболисты африканских стран и др. Однако развитие многих популярных и массовых видов спорта в комплексе не под силу этим странам в связи с экономическими условиями жизни общества.

Спортивные достижения отражают успехи человека в совершенствовании своих способностей и являются одним из показателей развития спорта, физической культуры и культуры общества в целом.

Спортивное достижение — всегда многофакторное явление в том смысле, что оно обусловлено комплексом факторов. В числе основных факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на

* В соответствии с рамками учебного предмета проблематика спорта в после­дующем тексте рассматривается применительно к активно-двигательным видам

динамику спортивных достижений в обществе, следует отметить та­кие, как:

1) индивидуальная спортивная одаренность и степень подготов­ленности к достижению;

2) конкретное состояние системы подготовки спортсменов, ее качество, степень отлаженности и обеспечения;

3) размах спортивного движения и коренные социальные усло­вия его развития в обществе.

При аналогичных общих условиях уровень индивидуального спортивного достижения произволен, естественно, прежде всего от одаренности спортсмена и степени его подготовленности к достиже­нию. Одаренность спортсмена — относительно консервативный фак­тор, поскольку в основе его лежат природные задатки. Степень же спортивной подготовленности высокодинамична, в принципе она не­ограниченно возрастает под воздействием рационально построен­ной спортивной подготовки. Это значит, что наиболее непосред­ственно влияющим фактором прироста достижений спортсмена яв­ляется именно система его подготовки, благодаря которой обеспе­чивается направленное формирование и совершенствование спортив­ных умений и навыков наряду с неуклонным развитием способ­ностей, необходимых для прогресса в спорте. Одно из обязатель­ных условий при этом — возрастающие затраты усилий спортсмена по самосовершенствованию (не случайно поразительный взлет спор­тивных достижений в новейшей олимпийской истории произошел в условиях небывалого роста объема и интенсивности тренировоч­ной работы — лит. 2.). Даже очень одаренный спортсмен оказыва­ется сейчас неконкурентноспособным, если он не трудится с пос­тоянно возрастающими затратами времени и сил по реализации своих природных задатков. В данной связи спортивные достижения правомерно рассматривать как показатели количества полезных затрат усилий спортсмена на самосовершенствование.

На пути к очередным спортивным результатам высшего уровня создаются, проверяются, рационализируются средства и методы спортивной тренировки, качественно улучшаются все другие компо­ненты и условия функционирования системы спортивной подготов­ки, в том числе ее научно-методические основы, формы организа­ции, материально-техническое и иное обеспечение. А становясь достоянием массовой спортивной практики это обусловливает повы­шение общего уровня достигаемых в ней результатов, вплоть до тех, какие были доступны вначале лишь выдающимся спортсменам (по­казательно, например, что спортивные рекорды, установленные на олимпийских играх первой четверти текущего века, доступны сейчас тысячам и тысячам спортсменов массовых разрядов). В данной связи спортивные достижения, их общий уровень и динамику не без основания можно считать как бы концентрированным выражением развития спортивной культуры в обществе, наглядными показателя­ми качества школы спорта, сложившейся в той или иной стране; в какой-то мере они свидетельствуют и об уровне культуры общества.


Периоды (исторические стадии) в развитии спорта Рис. 50. Предполагаемая логистиче­ская кривая динамики рекордных спортивных достижений в историче­ском аспекте (пояснения в тексте)

Ясно, что спорт, как обществен­ное явление, так или иначе включен в разветвленную систему социаль­ных отношений и обусловлен в сво­ем развитии социально-экономиче­скими и связанными с ними факто­рами. Поэтому уровень спортивных достижений в той или иной стране, особенно общие тенденции его изме­нения, не может не зависеть в ко­нечном счете от коренных условий материальной жизни общества, от его благосостояния, а также и от со­циальных институтов, влияющих на развитие спортивного движения (об­щественные и государственные орга­ны управления, система подготовки профессиональных кадров и т.д.). Однако действие этих факторов на рост спортивных достижений зачастую проявляется не прямо, а опосредствованно. Так, высокий уровень экономического благососто­яния страны сам по себе не гарантирует ее превосходства в спорте. Многое зависит от того, как будут использованы имеющиеся эконо­мические возможности для его развития, и прежде всего для совер­шенствования системы подготовки спортсменов высокого класса.

Принято считать, что историческая тенденция ди­намики спортивных достижений человечества может быть описана так называемой логистической кривой (рис. 50).

В ней различают три больших периода, или стадии. Первый период, относящий­ся к начальному развитию того или иного вида спорта, характеризуется несоразмер­но высокими темпами прироста спортивных достижений: даже относительно неболь­шие позитивные изменения в системе факторов, влияющих на спортивные результа­ты (некоторое увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, числа состязаний и т. д.), сопровождаются быстрым ростом уровня достижений. Во втором периоде темпы прироста спортивных достижений как бы выравниваются пропор­ционально мобилизации ресурсов их увеличения. В третьем периоде темпы прироста спортивных достижений постепенно снижаются; результаты продолжают расти, но каждое очередное превышение их дается со все большим трудом и прогрессирующими затратами. Фактическая динамика достижений в некоторых из современных видов спорта в наше время близка к типичной для третьего периода. Это относится главным образом к видам спорта, имеющим многовековую историю, и прежде всего к тем, где предметом состязания являются естественные локомоции циклического характера (легкоатлетический бег на различные дистанции).

Однако в ряде современных видов спорта достижения изменяют­ся явно неравномерно, причем в последние десятилетия нередко наблюдается ускоренное обновление рекордов. Это объясняется в разных случаях неоднозначными причинами, в том числе изыскани­ем новых средств и методов спортивной тренировки, совершен­ствованием спортивной техники и тактики, качественным улучше­нием спортивного инвентаря и оборудования (что особенно нагляд­но проявилось, например, в прыжках с шестом при замене




Результаты выступления советских

деревянного шеста железным, затем железного — фибергласовым и изготавливаемыми из других синтетических материалов с одновре­менным созданием условий безопасного приземления) и т. д. В чис­ле средств форсирования спортивного результата, к сожалению, оказываются подчас и принципиально несовместимые с гуманной сущностью спорта (в частности, такие, как различного рода допинги, анаболики и иные искусственные стимуляторы, которые, временно увеличивая шанс на спортивный успех, вступают в непримиримое противоречие с интересами охраны здоровья спортсмена и спортив­ной этикой). Бескомпромиссная борьба с применением такого рода ускорителей продвижения к успехам в спорте — одна из наиболее острых проблем на современном этапе его развития. Она все боль­ше тревожит и обязывает к активным мерам международные и национальные спортивные организации. От верного решения ее в немалой степени зависит сама будущность спорта высших дости­жений как фактора действительного увеличения человеческих до­стоинств, а не способа извращенной эксплуатации их.

В целом возможности роста общечеловеческих спортивных дос­тижений практически неисчерпаемы без применения каких-либо анормальных средств форсирования их. Об этом свидетельствует, кроме прочего, все возрастающий по общей тенденции уровень спортивных рекордов, как правило опережающий даже самые сме­лые прогнозы. Источниками прогресса тут служат все названные факторы спортивных достижений, но более всего — качественное улучшение системы подготовки спортсменов высокого класса в ус­ловиях роста общекультурного, воспитательного, специфически ком­муникативного и экономического значения спорта в современном обществе.


Легкая атлетика, бесспорно, является ключевым компонентом олимпийской соревновательной программы. В России этот вид спорта хорошо развит, и ставки на завоевание медалей всегда были высоки.

Росту достижений в легкой атлетике способствуют совершенствование организации и методики многолетней спортивной подготовки, внедрение в практику результатов научных исследований, модернизация материально-технической базы, реализация новых технологий производства инвентаря и оборудования, совершенствование восстановительных средств, а также ряд других факторов (Р.А. Абзалов, 2000, В.Г. Алабин, 1981, Ю.М. Бакаринов, 1981, 1997, В.В. Балахничев, 1995, 1999, М.А. Евсеев, 2001, О.С. Колесникова, 2005, В.Г. Куличенко, 1992, А.А. Новиков, 2004, Н.Г. Озолин, 2002, А.И. Полунин, 2002, Б.Н. Шустин, 2002, Cambetta V., 1989, Cooper I., 1971, Grossocordon J.G, 2003).

По мнению специалистов (Р.А. Абзалов, 2000, В.К. Бальсевич, 2001, В.В. Балахничев, 1999, В.Г. Никитушкин 1993, В.Н. Платонов, 1986, 1993, 1997, 2004, Е. Стекольщиков, 2004, Л.К. Филоненко, 2001, Л.С. Хоменков 1993, Hollings S., 2002, Sanderson L., 2003), в наши дни на развитие спорта (в частности – легкой атлетики) влияет ряд тенденций, среди которых можно приоритетно выделить следующие:

– повсеместное возрастание роли государства в спортивном движении, что проявляется в разработке законов, регулирующих спортивную деятельность и социальную защищенность атлетов, в развитии инфраструктуры спорта, строительстве и реконструкции спортивных сооружений, росте бюджетных инвестиций в подготовку членов национальных сборных команд и их резерва;

– непосредственное влияние науки на рост спортивных достижений, повышение эффективности подготовки спортсменов на основе научно обоснованных технологий и участия научных сотрудников в контроле и анализе всех основных сторон спортивной деятельности;

– сближение профессионального спорта с олимпийским спортом, открытие доступа профессиональным спортсменам к участию в Олимпийских играх;

– влияние глобальных политических и социально-экономических преобразований на развитие олимпийского спорта и расстановку сил на мировой арене (образование на территории СССР, бывшего лидера мирового спорта, 15 самостоятельных государств; объединение Германии; высокие темпы экономического и социального развития Китая, Кореи и других стран Юго-Восточ-ной Азии, способствующие росту их спортивной конкурентоспособности).

В числе основных факторов, обусловливающих уровень и динамику спортивных достижений в современном обществе, определены (Л.П. Матвеев, 1977, В.П. Платонов, 2001, В.Д. Фискалов, 2006):

– индивидуальная одаренность элитных спортсменов;

– рост эффективности системы спортивной подготовки с её обновляющимися содержанием, организацией и материально-техническим обеспечением;

– размах спортивного движения и общие социальные условия в конкретной стране.

При прочих равных условиях уровень индивидуального спортивного достижения есть производная одаренности атлета и уровня его подготовленности. Первый компонент относительно консервативен и связан с системой спортивного отбора. Второй – динамичен, он непрерывно изменяется в процессе тренировки и соревнований. Таким образом, решающим фактором, непосредственно влияющим на рост спортивных достижений, является целенаправленная и эффективная подготовка занимающихся.

В исследованиях отечественных специалистов (Л.П. Матвеев, 1995, 1998, 2000) показано, что уровень развития спорта в тех или иных странах зависит от уровня национального дохода на душу населения, численности населения, средней продолжительности жизни, доли грамотного населения, удельного веса городского населения, средней калорийности питания и т.д. В других исследованиях (И.Б. Казиков, 2004, А.М. Максименко, 1968) факторный анализ показал, что уровень спортивных достижений стран в основном определяется двумя факторами: уровнем социально-экономического развития и численностью населения. При этом зависимость спортивных достижений стран от социально-экономических факторов имеет тенденцию к усилению.

Между социально-экономическими факторами и численностью населения, с одной стороны, и уровнем спортивных достижений стран на крупнейших международных соревнованиях, с другой, выявлены достоверные связи различной тесноты. В зависимости от степени положительного влияния на уровень спортивных достижений анализируемые показатели ранжируются следующим образом (в порядке снижения тесноты корреляционной взаимосвязи): уровень национального дохода на душу населения, калорийность питания, средняя продолжительность жизни, доля грамотного населения, удельный вес городского населения, численность населения (И.Б. Казиков, 2004).

Установлено, что из показателей этого ряда наибольшее влияние на олимпийские достижения оказывает национальный доход на душу населения. В то же время в ряде стран, имеющих все объективные условия для развития спорта, спортивные достижения находятся на уровне большинства слаборазвитых государств. Это обстоятельство позволило сделать вывод, что объективные предпосылки автоматически, без специальной целенаправленной деятельности, не приводят к росту олимпийских достижений (В.С. Родиченко, 1994, Shehata Laila Abd El-Baky, 2000, Thumm H.P, 1987).

Обнаружена достоверная положительная связь между количеством участников Олимпийских игр и их мастерством: чем больше количество участников от той или иной страны, тем выше средний уровень их мастерства (И.Б. Казиков, 2004).

Что касается другого важного показателя, обусловливающего уровень достижений спортсменов той или иной страны на крупнейших международных соревнованиях, – численности населения, то в последние годы в российском спорте проявляется его отрицательное влияние (И.Б. Казиков, 2004, В.В. Кузин, 1968). Население нашей страны уменьшилось с 148,3 млн человек в 1992 г. до 145,5 млн человек в 2002 г. Сокращение численности населения отмечено в 65 из 89 субъектов РФ, где проживает 72 % населения страны, и в обозримом будущем трудно рассчитывать на изменение ситуации в лучшую сторону.

Очевидно, что наблюдавшееся последние 15 лет снижение уровня жизни большей части населения России отрицательно сказалось не только на уровне рождаемости в стране, но и на здоровье подрастающего поколения. Объективно к здоровым можно отнести лишь 5 % детей, а 15–35 % имеют те или иные существенные отклонения, включая больных, которым спорт противопоказан (В.Г. Бауэр, 1994).

Прогнозы говорят: в ближайшие 10–15 лет численность населения будет продолжать снижаться как в целом по России, так и в большинстве ее регионов. Миграционный прирост не компенсирует уменьшение численности населения. Следует ожидать падения численности людей моложе трудоспособного возраста (группа спортивного резерва, которую начинают пополнять родившиеся в 90-х годах, когда началось резкое снижение рождаемости).

Основные показатели, объективно влияющие на развитие спорта, в нашей стране сейчас находятся на более низком уровне, чем у наших основных соперников, претендующих на первенство в неофициальном командном зачете на Олимпийских играх (табл. 1).

Социально-экономические и демографические показатели
ведущих в спортивном отношении стран мира по итогам 2002 г. (И.Б. Казиков, 2004)

Читайте также: