Отдача от масштаба производства это в экономике кратко

Обновлено: 07.07.2024

8.3.1. Отдача от масштаба. Длительный период.

Если выбран технически эффективный метод производства, то увеличение выпуска возможно за счет пропорционального увеличения использования всех производственных ресурсов. Это и есть изменение масштаба производства.

Пусть первоначальное соотношение между выпуском и применяемыми ресурсами описывается производственной функцией.

Если мы увеличим объемы применяемых ресурсов (масштаб производства) в к раз, то новый объем выпуска составит:

Если в результате выпуск увеличится также в к раз (Q1 = кQ0), то имеет место постоянная отдача от масштаба (рис. 8.3, а).

Если выпуск увеличится менее, чем в к раз (Q1 кQ0), – имеет место возрастающая отдача от масштаба (рис. 8.3, в).

Введем еще одну характеристику производственной функции – однородность. Производственная функция называется однородной, если при увеличении количества всех производственных ресурсов в к раз, выпуск увеличивается в к t раз, так что.

Показатель t характеризует степень однородности функции. Если же равенство (8.5) для данной производственной функции не выполняется, то такая производственная функция называется неоднородной.

Степень однородности может использоваться для характеристики типа отдачи от масштаба. Если t = 1 – отдача от масштаба постоянна, если t 1 – возрастающая отдача от масштаба.

Для однородной производственной функции отдача от масштаба может быть представлена графически. Показателем отдачи может служить расстояние вдоль луча, проведенного из начала координат между изоквантами, представляющими кратные Q объемы выпуска – Q, 2Q, 3Q и т. д. (рис. 8.3). В случае неоднородности производственной функции оценка отдачи от масштаба и ее графическое отображение могут представить значительные трудности.

Экономическая теория: учебник

Рис. 8.3. Соотношение между объемом выпуска и количеством применяемых ресурсов. Отдача от масштаба.

Причины возникновения возрастающей отдачи от масштаба:

– специализация и разделение труда;

– использование более крупного и более эффективного оборудования;

– наличие сложных комплексных систем производства;

– финансовые выгоды крупномасштабных организаций и т. д.

Постоянная отдача от масштаба наблюдается в тех производствах, где ресурсы однородны (в техническом смысле) и их количества можно изменять пропорционально. В таких производствах увеличение выпуска может быть достигнуто путем кратного увеличения объема применения всех производственных ресурсов. Убывающая отдача, как правило, связана с ограниченными возможностями управления крупным производством. Концентрация управления (на неизменной технической базе) сверх определенного предела ведет к нарушению координации потоков ресурсы – выпуск.

Причинами отрицательной отдачи от масштаба также могут быть: недостатки менеджера, слабая мотивация труда рабочих, сложность агрегатно-поточной организации производства и т. д.

Во многих случаях характер отдачи от масштаба изменяется при достижении определенных пределов выпуска. До определенных пределов рост производства может сопровождаться постоянной и даже возрастающей отдачей от масштаба, которая затем сменяется убывающей.

Лучи, проведенные из начала координат на рис. 8.3, называют линиями роста. Они характеризуют технически возможные пути расширения производства, то есть перехода с более низкой на более высокую изокванту.

Среди возможных линий роста представляют интерес изоклинали, вдоль которых предельная норма технического замещения ресурсов при любом объеме выпуска постоянна.

В долгосрочном периоде фирма может изменять все факторы производства. Таким образом, в долгосрочном периоде производственная функция является зависимостью от множества переменных.

Q = f(L, K, N, H, …)

Отдача от масштаба является характеристикой производственной функции в долгосрочном периоде. Отдача от масштаба показывает как реагирует выпуск на одинаковое (кратное) изменение всех факторов.

Для измерения отдачи от масштаба необходимо изменить все используемые факторы в k раз и посмотреть, во сколько раз изменился выпуск.

То есть мы изменяем все факторы в k, и получаем, что выпуск изменился в a раз.

Соотношение множителей k и a определяет характер отдачи от масштаба.

Положительная отдача от масштаба наблюдается, когда a > k. Например, при увеличении всех факторов в 2 раза выпуск растет в три раза. Положительная отдача от масштаба может возникать вследствие того, что при увеличении объема применяемых факторов начинает проиходить их специализация на более узких участках. Например, за маркетинг и логистику отвечают разные группы менеджеров, использующие лучшие ноу-хау и знания в своей области. Также рост масштабов производства делает возможным использование сложного оборудования при производстве.

Нулевая (постоянная) отдача от масштаба наблюдается, когда a = k. Например, при увеличении всех факторов в 2 раза выпуск растет в 2 раза. Постоянная отдача от масштаба наблюдается в тех производствах, где увеличение факторов приводит к примерно сопоставимому росту выпуска. Как правило, подобными рынками являются рынки услуг. Одна парикмахерская с пятью работниками может обслужить несколько десятков посетителей в день (предположим, 50). Если владелец парикмахерской захочет начать обслуживать 100 посетителей в день, ему потребуется открыть еще одну парикмахерскую и нанять еще 5 сотрудников.

Отрицательная отдача от масштаба наблюдается, когда a ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Фирмы, испытывающие эффект масштаба производства, замечают, что изменение их средних общих издержек в долгосрочном периоде очень сильно зависит от количества выпускаемой продукции.

Таким образом, отдача от масштаба (эффект масштаба) выражает реакцию объема производства продукции на пропорциональное изменение всех факторов производства.

Создавайте презентации, запоминающиеся публикации, фотоколлажи, инфографику, открытки, плакаты, визитки, оформляйте документы в визуальном редакторе Canva. После регистрации по ссылке каждый подписчик получит 30-дневный бесплатный пробный период Canva Pro.

Какие факторы влияют на отдачу от масштаба производства

Чаще всего эффект масштаба возникает в случае изменения технологии производства. Например, в результате развития специализации отдельные работники могут концентрироваться на выполнении специализированных задач, при этом они получают больше опыта и знаний в своей области, что позволяет им эффективнее выполнять свои задачи.

Кроме того, на отдачу от масштаба производства влияют высокие издержки, которые возникают у фирмы в момент вступления в отрасль. В таких отраслях, как автомобилестроение или нефтепереработка, первоначальные издержки очень высокие. Производство даже небольшого количества продукции требует вложения огромной суммы денег, необходимой для строительства предприятий и закупки оборудования. Эффект масштаба в данном случае имеет решающее значение на монопольном и олигопольном рынках.

Отрицательный эффект масштаба зачастую возникает из-за проблем коммуникации и координации: с ростом размеров предприятия все труднее и дороже становится осуществлять взаимосвязи и организовывать деятельность компании.

Возрастающая, убывающая и постоянная отдача от масштаба производства

Различают 3 положения отдачи от масштаба:

  • возрастающая (положительный эффект масштаба)— положение, при котором пропорциональное увеличение всех факторов производства приводит ко все большему увеличению объемов выпуска продукции. Зачастую, рост масштаба производства не требует пропорционального увеличения всех факторов производства. Например, для увеличения производства минеральных удобрений в 2 раза понадобится увеличить количество используемой селитры меньше, чем вдвое.
  • убывающая (отрицательный эффект масштаба) — положение, при котором рост объема всех факторов производства приводит ко все меньшему росту объема выпуска продукции. То есть, объем производства увеличивается в меньшей степени, чем затраты факторов производства. Например, увеличили количество работников в 3 раза и закупили оборудование, а объем выпуска продукции увеличился только в 2 раза.
  • постоянная (нейтральный эффект масштаба) — положение, при котором изменение количества всех факторов производства вызывает пропорциональное изменение объема выпуска продукции. Например, увеличили количество оборудования в 2 раза, и в 2 раза увеличился объем производства.

Как определить тип отдачи от масштаба производства

Если выбран технически эффективный способ производства, то увеличение выпуска возможно за счет пропорционального увеличения использования всех производственных ресурсов. Это и есть изменение масштаба производства.

Пусть первоначальное соотношение между выпуском и применяемыми ресурсами описывается производственной функцией:

Если мы увеличим объемы применяемых ресурсов (масштаб производства) в k раз, то новый объем выпуска, очевидно, составит:

Если в результате данного увеличения ресурсов выпуск увеличится также в k раз (Q1=kQ0), то наблюдается постоянная отдача от масштаба:

Если выпуск увеличится менее, чем в k раз (Q1 kQ0), то имеет место возрастающая отдача от масштаба:

Степень однородности производственной функции

Введем еще одну характеристику производственной функции – однородность.

Производственная функция называется однородной, если при увеличении количества всех производственных ресурсов в k раз выпуск увеличивается в k t раз, так что:

Показатель t характеризует степень однородности функции. Если же равенство Q1(kK,kL) = K t Q0(К,L) для данной производственной функции не выполняется, то такая производственная функция называется неоднородной.

Степень однородности может использоваться для характеристики типа отдачи от масштаба:

  • Если t = 1, то отдача от масштаба постоянна, а производственная функция в этом случае обычно называется линейно-однородной.
  • Если t 1 — возрастающая отдача от масштаба.

Для однородной производственной функции отдача от масштаба может быть представлена графически. Показателем отдачи может служить расстояние вдоль луча, проведенного из начала координат, между изоквантами, представляющими кратные Q объемы выпуска – Q, 2Q, 3Q и т.д.

В случае неоднородности производственной функции оценка отдачи от масштаба и ее графическое отображение могут представить значительные трудности.

Лучи, проведенные из начала координат на графиках, называют линиями роста. Они характеризуют технически возможные пути расширения производства, перехода с более низкой на более высокую изокванту. Среди возможных линий роста представляют интерес изоклинали, вдоль которых предельно технического замещения ресурсов при любом объеме выпуска постоянна. Для однородной производственной функции изоклиналь представляется лучом, проведенным из начала координат, вдоль которого предельная норма технического замещения и соотношение К/L имеют одно и то же значение.

Отдача от масштаба: примеры

Постоянная отдача от масштаба наблюдается в тех производствах, где ресурсы однородны (в техническом смысле) и их количество можно изменять пропорционально. В таких производствах увеличение выпуска может быть достигнуто путем кратного увеличения объема применения всех производственных ресурсов.

Убывающая отдача, как правило, связана с ограниченными возможностями управления крупным производством. Концентрация управления (на неизменной технической базе) сверх определенного предела ведет к нарушению координации потоков ресурсы—выпуск.

Во многих случаях характер отдачи от масштаба изменяется при достижении определенных пределов выпуска. До определенных пределов рост производства может сопровождаться постоянной и даже возрастающей отдачей от масштаба, которая затем сменяется убывающей.

Например, в некоторых производствах возрастающая отдача является следствием геометрического закона соответствия поверхностей и объемов. Так, поверхности шаров растут как квадраты, а их объемы — как кубы радиусов. Поскольку производительность установок, имеющих подобную форму, зависит от их объемов, а расход металла на их сооружение — от площади поверхности, рост производительности таких установок опережает рост их металлоемкости. Однако увеличение объемов ведет и к повышению давления внутри установки, что требует увеличения толщины ее стенок, а это значит, что расход металла на ее сооружение увеличивается в большей степени, чем растет ее поверхность. В итоге возрастающая отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей.

Другой пример. Расход металла на сооружение трубопровода прямо пропорционален его окружности (при данной длине), тогда как его пропускная способность зависит от площади сечения (при данной скорости потока жидкости или газа). Окружность трубопровода равна 2πR, а площадь сечения πR 2 , где R — длина радиуса. Значит, при увеличении радиуса вдвое окружность трубопровода удвоится, тогда как площадь сечения увеличится в 4 раза (4 πR 2 ). В результате при удвоении расхода металла на сооружение трубопровода его производительность учетверится. Но при этом будет возрастать и давление внутри трубопровода, что потребует увеличения толщины труб и, значит, расхода металла. Таким образом, и в этом случае возрастающая отдача сменится при достижении определенного уровня постоянной, а затем и убывающей.

Заключение

Таким образом, в производственном процессе встречается возрастающая, убывающая и постоянная отдача от масштаба производства, когда пропорциональное увеличение количества всех факторов производства приводит к увеличивающемуся, убывающему или постоянному приросту объема выпуска продукции.

В настоящее время в большинстве видов производственной деятельности наблюдается постоянная отдача от масштаба производства.

Рассматривая оба показателя вместе, мы можем получить более полное представление о хозяйственной деятельности фирмы. Если коэффициент валовой прибыли существенно не изменялся на протяжении ряда лет, а коэффициент чистой прибыли постепенно снижался, то причина либо в выросших издержках, либо в повысившихся ставках налога. Следовательно, мы должны обратиться к изучению этих факторов, чтобы найти корень проблемы. С другой стороны, если упал коэффициент валовой прибыли, то для нас очевидно, что произошло увеличение себестоимости реализованной продукции по сравнению с выручкой от реализации. Последнее в свою очередь может быть вызвано снижением цен или недостаточным использованием отдачи от масштаба производства. [c.156]


Однако вопрос об отношении к монополии остается дискуссионным среди экономистов. Защитники и сторонники монополий считают, что только крупное производство имеет больше стимула и возможностей для внедрения нововведений. Критикуя рассмотренную модель, они отмечают, что в ней сделано серьезное допущение о равенстве затрат в случаях совершенной конкуренции и монополии (графически представлена одна линия МС). Однако, как правило, объединение нескольких фирм в одну приводит к снижению затрат за счет создания единых служб снабжения, сбыта и других. Кроме того, возможен такой характер отдачи от масштаба производства, что эффективный объем выпуска одного предприятия окажется равным конкурентному объему или даже больше его. Такая ситуация наблюдается часто при естественных монополиях. [c.139]

Однако существуют ситуации, в которых меры по предотвращению сосредоточения производства какой-либо продукции или услуг на одном предприятии экономически нецелесообразны. Одна из таких ситуаций — это естественная монополия, которая выделяется в особую категорию, возникновению чего способствует рост отдачи от масштаба производства. Характерным признаком естественной монополии является снижение средних затрат длинного периода вплоть до полного насыщения отраслевого спроса. При этом принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции. [c.139]


Отдача от масштаба определяется характером зависимости выпуска от количества используемых факторов, т.е. производственной функцией. Она показывает, на сколько процентов изменится выпуск, если затраты всех ресурсов возрастут на один процент, и связана со степенью однородности производственной функции V > 0. При V > 1 с ростом масштаба производства в t раз (число t > 1), объем выпуска возрастает в tv ( > t) раз, т.е. имеем рост эффективности производства. При V

Читайте также: