История возникновения водного налога кратко

Обновлено: 02.07.2024

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Плата за пользование водными ресурсами существовала в России еще в -30-е годы XX в. и взималась с единицы орошаемой поверхности для возмещения расходов по эксплуатации водохозяйственных систем. Плательщиками являлись юридические и физические лица, а облагаемой базой - сельскохозяйственный доход. С завершением коллективизации водный сбор был отменен. С 1949 по 1956 г. в СССР платили за воду, подаваемую оросительными системами.

Работа содержит 1 файл

Водный Налог.docx

Биктагиров Р.И. 426 группа

Водный налог и плата за пользование водными объектами. Их роль в формировании доходов бюджета.

    1. История возникновения и развития водного налога и платы за пользование водными объектами.

    Плата за пользование водными ресурсами существовала в России еще в -30-е годы XX в. и взималась с единицы орошаемой поверхности для возмещения расходов по эксплуатации водохозяйственных систем. Плательщиками являлись юридические и физические лица, а облагаемой базой - сельскохозяйственный доход. С завершением коллективизации водный сбор был отменен. С 1949 по 1956 г. в СССР платили за воду, подаваемую оросительными системами. Размер платы определялся пропорционально эксплуатационным расходам управлений оросительных систем. С 1982 по 1998 г. взималась плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

    До того, как Водный кодекс РФ вступил в силу, плата за пользование водными объектами взималась в форме платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, которую уплачивали организации еще в советское время.

    Водный кодекс Российской Федерации был принят 16 ноября 1995 г. Им была предусмотрена система платежей, связанная с пользованием водными объектами:

    · плата за пользование водными объектами;

    · плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.

    Данный платеж был призван, наряду с чисто фискальными целями, решить две важнейшие задачи. Во-первых, задачу повышения эффективности и рациональности использования налогоплательщиками водного пространства и повышения экологического равновесия. Во-вторых, не менее половины собираемых сумм федеральные и региональные органы власти обязаны направлять на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов.

    Новый Водный кодекс, вступивший в силу с 1 января 2007 года, упразднил действовавшее с 1995 года лицензирование водопользования. Теперь водные объекты предоставляются в пользование по договору водопользования или на основании решения о предоставлении такого объекта в пользование, принимаемого Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти или органом местного управления. При этом договором водопользования должна предусматриваться неналоговая плата за пользование водными объектами (ст. 20 Водного кодекса).

    В остальном порядок исчисления и уплаты водного налога остался прежним. Таким образом, с 2007 года в России одновременно взимаются два вида платежей за пользование водными объектами — водный налог и неналоговая плата. Причем при определенных условиях один и тот же водопользователь может уплачивать и водный налог, и неналоговую плату — только по разным водным объектам.

    Например, организация в текущем году пользуется двумя водными объектами. По первому объекту у нее есть действующая лицензия, выданная до 1 января 2007 года. До истечения срока действия или аннулирования лицензии организация уплачивает в отношении этого объекта водный налог. По второму объекту срок лицензии закончился. Организация в установленном порядке заключила договор водопользования. В отношении данного объекта в 2007 году перечисляется неналоговая плата.

    Можно сделать вывод, что водный налог постепенно (пока не истекут сроки действия ранее выданных лицензий на водопользование) будет вытеснен неналоговой платой. Речь идет исключительно о той части налога, которая взимается за пользование поверхностными вод ными объектами. Что касается подземных водных объектов, то нормативная база взимания налога в отношении такого водопользования не изменилась. В 2007 году налог за пользование подземными водными объектами исчисляется и уплачивается в прежнем порядке.

      1. Нормативно-правовое регулирование формирования доходов бюджетов за счет водного налога и платы за пользование водными объектами.

      Статьей 11 Водного кодекс РФ устанавливается, в каких случаях необходимо, а в каких нет необходимости, заключать договор водопользования. Статьей 12 определяется понятие договора водопользования (договор между исполнительным органом государственной власти или местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне – водопользователю водный объект за плату). Статья 13 определяет, что должен содержать договор водопользования (сведения о водном объекте, цель, виды и условия использования водного объекта, срок действия договора, размер платы, порядок прекращения договора, ответственность сторон). Статья 20 Водного Кодекса определяет, что ставки платы за пользование водными объектами устанавливаются органами государственной власти в зависимости от права собственности на объект водопользования.

      Предельный срок действия договора — не более 20 лет. Это касается и тех договоров, которые по каким-либо причинам заключаются на более длительный период. Их действие после истечения 20 лет автоматически прекращается (ст. 14 Водного кодекса).

      Правительство РФ приняло два постановления:

      Правила, утвержденные постановлением № 764, устанавливают порядок расчета и взимания платы за пользование поверхностными водными объектами для таких видов водопользования (на основании соответствующих договоров):

      • забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей;
      • использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии;
      • использование акватории водных объектов или их частей, в том числе для рекреационных целей.

      Для других целей водные объекты предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют заключения договора водопользования или принятия соответствующего решения (ч. 2 и 3 ст. 11 Водного кодекса). Плата за водопользование в таких случаях не взимается.

      В Постановлении № 876 указаны ставки платы за забор водных ресурсов только из поверхностных водных объектов по речным бассейнам конкретных рек или рек бассейнов соответствующих морей. Внутри каждого такого бассейна ставки различаются в зависимости от субъекта Российской Федерации. Например, по бассейну реки Волга установлены ставки при заборе воды с указанием субъектов РФ: Республика Татарстан (294 рубля за 1 тыс. куб. м., Кировская область (282 рубля) и т.д.

      В разделе II постановления № 876 ставки платы установлены по водным объектам в пределах территориального моря России. А в разделе III указаны ставки платы за использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

      Наконец, в IV разделе постановления № 876 указаны ставки платы (в тысячах рублей) в год за использование 1 кв. км акватории поверхностных водных объектов. Эти ставки, как и в разделе III постановления, установлены по речным бассейнам основных рек, а также по рекам бассейнов морей и Тихого океана.

      Исходя из правил, утвержденных постановлением № 764, размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки. Платежная база устанавливается в договоре по каждому виду водопользования. Она рассчитывается отдельно по каждому водному объекту или его части. Платежной базой является:

      • для плательщиков, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов, — объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов (в том числе для передачи абонентам) за платежный период;
      • для плательщиков, использующих водные объекты без забора (изъятия) водных ресурсов для целей гидроэнергетики, — количество производимой за платежный период электроэнергии;
      • для плательщиков, использующих акватории водных объектов, — площадь предоставленной акватории водного объекта (его части).

      В статье 333.9 определены виды водопользования, которые являются объектами налогообложения водным налогом:

      1) забор воды из водных объектов

      2) использование акватории водных объектов

      3) использование водных объектов для целей гидроэнергетики

      4) использование водных объектов для целей сплава древесины

      Также в этой статье даны виды водопользования, не облагаемые налогом.

      Налоговая база определяется отдельно по каждому виду водопользования: по первому виду – это объем забранной воды за налоговый период, при использовании акватории – это используемая площадь, по третьему виду – это количество произведенной электроэнергии. По четвертому виду – это деленное на сто произведение объема сплавляемой древесины и расстояния сплава.

      В статье 333.12 определены налоговые ставки по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

      2.1. Классификация доходов бюджетов от водного налога и платы за пользование водными объектами.

      Код бюджетной классификации

      000 1 12 05010 01 0000 120

      Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности

      000 1 12 05020 02 0000 120

      Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации

      000 1 12 05040 04 0000 120

      Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности городских округов

      000 1 12 05050 05 0000 120

      Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности муниципальных районов

      000 1 12 05050 10 0000 120

      Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности поселений

      182 1 07 030000 01 1000 110

      Норматив зачисления водного налога – 100% в федеральный бюджет.

      182 - Федеральная налоговая служба – главный администратор водного налога.

      01- федеральный бюджет

      1000 – сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

      Плата за пользование водными объектами:

      Администратором платежей за пользование водными объектами является Федеральное агентство водных ресурсов.

      1 - группа налоговые и неналоговые доходы

      12 – платежи при пользовании природными ресурсами

      01 – федеральный бюджет

      Плата за пользование водными объектами зачисляется в зависимости от права собственности на объект. Если объект находится в федеральной собственности – плата зачисляется в федеральный бюджет, если в собственности субъекта федерации – в региональный бюджет, если в муниципальной собственности – в муниципальный бюджет.

      3.1. Место и роль водного налога и платы за пользование водными объектами в бюджетной системе РФ

      С 1 января 2005 г. в налоговой системе Российской Федерации появился новый обязательный платеж федерального уровня - водный налог. Правовые основы данного налога установлены гл.25.2 НК РФ.

      До этого времени пользование водными объектами в Российской Федерации являлось также платным, но регулировалось другими законодательными актами, а именно - Водным кодексом Российской Федерации от 16.11.1995 и Федерального закона от 6 мая 1998 г. "О плате за пользование водными объектами", при этом в эти платежи входил водный налог и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Однако с 1 января 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс Российской Федерации, который установил новый порядок платежей за пользование водными объектами.

      В связи с тем, что существуют социально значимые виды водопользования водными объектами, то некоторые субъекты освобождены от уплаты водного налога и платы за пользование водными объектами.

      В 70-е годы был подготовлен проект улучшения водоснабжения. Объем работ по строительству, реконструкции и ремонту объектов Водоканала возрастал.

      Российская Федерация принадлежит к числу государств, наиболее обеспеченных водными ресурсами. Среднемноголетние возобновляемые водные ресурсы России составляют 10 процентов мирового речного стока (2 место в мире после Бразилии) и оцениваются в 4,3 тыс. куб. км в год. В целом по стране обеспеченность водными ресурсами составляет 30,2 тыс. куб. м на человека в год.

      Водные ресурсы Российской Федерации характеризуются значительной неравномерностью распределения по территории страны. На освоенные районы европейской части страны, где сосредоточено более 70 процентов населения и производственного потенциала, приходится не более 10 процентов водных ресурсов.

      В маловодные годы дефицит воды наблюдается в районах интенсивной хозяйственной деятельности в бассейнах рек Дона, Урала, Кубани, Иртыша, а также на западном побережье Каспийского моря. Ресурсный потенциал подземных вод на территории Российской Федерации составляет почти 400 куб. км в год.

      Общее количество запасов подземных вод, пригодных для использования (питьевого и хозяйственно-бытового, производственно-технического водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ), составляет около 34 куб. км в год.

      В Российской Федерации функционирует водохозяйственный комплекс, который является одним из крупнейших в мире и включает более 30 тыс. водохранилищ и прудов общим объемом свыше 800 куб. км и полезным объемом 342 куб. км. Общий объем забора (изъятия) водных ресурсов из природных водных объектов в Российской Федерации составляет 80 куб. км в год. Юридические и физические лица, осуществляющие забор воды из водных объектов (в том числе для водоснабжения населения), имеют определенные обязательства перед бюджетом.

      Плата за использование водных ресурсов существовала в России еще в 1920-30-е гг. Актуальная тема для России, так как в нашей стране сосредоточено большое количество водных ресурсов. Цель работы — полное изучение водного налога. Задачи работы изучить основные характеристики водного налога (объекты, субъекты, налоговые ставки) Предмет изучения — различные аспекты водного налога, такие как его характеристика, определить данного налога в доходной части бюджета России. Объектом изучения является непосредственно водный налог.

      Плата за использование водных ресурсов существовала в России еще в 1920-30-е гг. Актуальная тема для России, так как в нашей стране сосредоточено большое количество водных ресурсов. Цель работы — полное изучение водного налога. Задачи работы изучить основные характеристики водного налога (объекты, субъекты, налоговые ставки) Предмет изучения — различные аспекты водного налога, такие как его характеристика, определить данного налога в доходной части бюджета России. Объектом изучения является непосредственно водный налог.

      Характеристика водного налога

      Элементы водного налога:

      субъект налогообложения (налогоплательщики);

      Нужна помощь в написании реферата?

      Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

      предмет и объекты налогообложения;

      порядок и сроки уплаты налога

      Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога являются и обычные граждане, (глава 25.2, ст. 333.8 НК РФ).

      Нужна помощь в написании реферата?

      Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

      Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

      водный налог ставка объект

      Объектами налогообложения водным налогом

      забор воды из водных объектов;

      использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

      использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

      использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях

      Нужна помощь в написании реферата?

      Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

      Установлен закрытый перечень 15 видов, которые не признаются объектами налогообложения. Не признаются объектами налогообложения:

      забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

      забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

      забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

      забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

      забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

      использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

      использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

      Нужна помощь в написании реферата?

      Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

      использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

      использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения.

      использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

      использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

      особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

      забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

      забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

      использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты. Статья 333.9

      Нужна помощь в написании реферата?

      Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

      . По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

      В случае если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

      . При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

      Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

      В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

      . При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

      Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

      Нужна помощь в написании реферата?

      Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

      . При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

      . При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100. (Статья 333.10)

      Для водопользователей, эксплуатирующих подводные, надводные коммуникации, трубопроводы, кабели связи и другие сооружения, рекомендована следующая формула:

      где S — площадь используемой акватории;

      В1 — ширина сооружения;

      Нужна помощь в написании реферата?

      Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

      Р — площадь охранной зоны (принимается в соответствии со Строительными нормами и правилами водопользователя);

      количество произведенной электроэнергии — при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

      произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, выраженного в тысячах кубометров, и рас стояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100, — при сплаве древесины.

      По каждому облагаемому виду водопользования база определяется плательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. Так, при заборе из нескольких рек расчет базы должен производиться раздельно по каждой реке независимо от того, что ставки могут быть одинаковы по их бассейнам. А если ставки различны по одному и тому же объекту (если, например, на нем осуществляются разные виды водопользования), то база определяется также раздельно по каждому водному объекту.

      Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, база определяется плательщиком применительно к каждой ставке.

      Налоговым периодом признается квартал. (Статья 333.11.)

      Нужна помощь в написании реферата?

      Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

      . Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

      )при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования: Статья 333.12

      Для водоснабжения населения установлена единая для всей территории страны ставка в размере 70 руб. за 1000 куб. м забранной воды.

      Ставки водного налога установлены непосредственно в НК РФ и не могут быть изменены ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ, которые к тому же лишены права на предоставление льгот. Ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам и видам водопользования в абсолютной величине (в рублях) за единицу измерения налоговой базы (1 тыс. м3 воды; 1 км2; 1 тыс. кВт-ч; 1 тыс. м3 леса на 100 км сплава).

      Порядок исчисления налога

      . Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.

      . Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

      Порядок и сроки уплаты налога

      Нужна помощь в написании реферата?

      Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

      . Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с пунктом 3 статьи 333.13 настоящего Кодекса, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.

      . Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Поскольку налоговым периодом по водному налогу признан квартал, то предельной датой уплаты налога будет соответственно являться 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января. (Статья 333.14.)

      Если организация осуществляет забор воды с нескольких участков бассейна одной и той же реки, но расположенных на территории различных субъектов РФ, то единые налоговые ставки применяются только в случае принадлежности указанных административных единиц одному экономическому району.

      Также предусмотрено пятикратное увеличение ставок при заборе воды сверх установленных лимитов (лимиты водопользования — предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов, устанавливаемые на определенный срок; их корректировка требует внесения изменений в лицензию на водопользование (ст. 90 ВК РФ).

      Стоит отметить, что водный налог уплачивается по местонахождению объекта налогообложения — соответствующего вида пользования водным объектом. В то же время глава 25.2 НК РФ не оговаривает решение вопроса о порядке уплаты налога при нахождении водного объекта на территории нескольких субъектов РФ. В данном случае следует руководствоваться тем, что объектом обложения водным налогом является пользование водным объектом, поэтому уплата налога должна производиться по месту фактического водопользования.

      Кроме того, договором пользования водным объектом, расположенным на территории нескольких субъектов РФ, могут быть определены параметры объекта налогообложения соответствующего субъекта РФ. Этот договор водопользователь заключает со всеми органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ либо с их согласия с одним из этих органов. (Статья 333.15)

      Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

      Нужна помощь в написании реферата?

      Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

      Налогоплательщики — иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

      Иностранные лица — плательщики налога в те же сроки представляют копию декларации налоговому органу по местонахождению лицензирующего учреждения.

      Доходы федерального бюджета от поступлений водного налога

      Поступление водного налога в федеральный бюджет на 2014 год прогнозируется в сумме 2 398,9 млн. рублей.

      По сравнению с оценкой за 2013 год прогнозируется снижение поступления водного налога на 4,1 млн. рублей или на 0,2%, что обусловлено переходом водопользователей от уплаты водного налога к внесению платы за пользование водными объектами.

      Поступления водного налога в федеральный бюджет на 2015 — 2016 годы прогнозируются в сумме 5 436,7 млн. рублей (0,01% к ВВП) и 6 468,4 млн. рублей (0,01% к ВВП) соответственно.

      Увеличение поступлений водного налога в 2015 году на 3 037,8 млн. рублей или на 26,6% к 2014 году обусловлено планируемым увеличением ставок по всем видам водопользования в 2,3 раза, за исключением ставки за забор воды для водоснабжения населения (увеличение в 2,26 раза с 70 до 158 рублей за 1 000 куб. метров), и ставок при использование акватории поверхностных водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях (увеличение в 13,65 раза), — на 3 064,7 млн. рублей.

      Нужна помощь в написании реферата?

      Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

      Уменьшение объемов водопользования, вызванное переходом водопользователей от уплаты водного налога к внесению платы за пользование водными объектами, снизило поступление водного налога на 26,9 млн. рублей.

      Увеличение поступлений водного налога в 2016 году на 1 031,7 млн. рублей или на 19,0% к 2015 году связано с планируемым увеличением ставок по всем видам водопользования в 1,05 раза, за исключением ставки за забор воды для водоснабжения населения (увеличение в 1,266 раза с 158 до 200 рублей за 1 000 куб. метров), — на 1 110,6 млн. рублей. Уменьшение объемов водопользования, вызванное переходом водопользователей от уплаты водного налога к внесению платы за пользование водными объектами, снизило поступление водного налога на 78,9 млн. рублей.

      Однако следует иметь в виду, что Правительством при разработке и принятии этой главы за год предусматривалось в ближайшем будущем введение системы неналоговых платежей за пользование водными объектами, которые будут регулироваться Водным кодексом РФ и издаваемыми на его основе соответствующими нормативными актами. Это решение, по всей видимости, будет реализовываться.

      1.Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации, часть первая, часть вторая. Постатейный. С практическими разъяснениями и постатейными материалами. Действующая редакция 2008. Изменения, вступят в силу с 1 января 2009. — М.: Книжный мир, 2008. — 1360 с.

      Нужна помощь в написании реферата?

      Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

      .Налоги и налогообложение: Учебник. /Д. Г. Черник, Л. П. Павлова, В. Г. Князев и др.; Под ред. Д. Г. Черника. — М.: МЦФЭР, 2008. — 528 с.

      . Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение. — СПб.: Питер, 2007. — 288с.

      Читайте также: