От мифологии к логосу рождение философской рациональности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Философия — одна из древнейших областей знаний, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до нашей эры в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей во все последующие века. Философы начали искать ответы на вопросы и задавать вопросы о самом мировоззрении. Прояснение таких вопросов жизненно важно для людей. Это становится особенно ощутимым во времена перемен, с их сложной паутиной проблем, когда само мировоззрение активно проверяется и меняется. Так было на протяжении всей истории человечества. Но, пожалуй, никогда еще время не ставило столь актуальную задачу философского осмысления всего происходящего, как в настоящий период истории, в начале третьего тысячелетия.

В основе философии на ее ранних стадиях и позднее лежало учение о фундаментальном источнике всех вещей, из которого все возникает и к которому все возвращается. Рациональное понимание того или иного явления должно было сводиться, по сути, к единому фундаментальному принципу. Проблема изначального, первичного была связана с другой важной проблемой: единого и многого. Поиск единства в многообразии мира был выражением характерной для философской мысли задачи синтеза человеческого опыта и знаний о природе. Философская мысль сохраняет эту функцию на протяжении многих веков.

Хотя на зрелых этапах развития науки, особенно с появлением ее теоретических разделов, философский интерес к природе значительно модифицировался, он не угас и, насколько можно судить, не может угаснуть.

Мифы как предпосылка философских истоков

История философии как методологического мышления началась два с половиной тысячелетия назад, но как мифологического мышления — гораздо раньше.

По мнению многих философов, возникновение мифологического способа мышления связано с особенностями мировосприятия. Кузнецов В.Г. и др. считают, что миф как древнейшая форма мировосприятия выступает в своей целостности, не расчлененной. По его словам, для первобытного сознания характерно не противостояние природе, а отождествление с ней, осознание собственной причастности к ней.

Мир мифов — это мир грез и фантазий. Мифы повествуют о сотворении мира (космоса) из первобытного хаоса, о происхождении животных и людей, о происхождение животных и людей, боги, определяющие все в этом мире, борьба между титанами и богами, грядущее разрушение космоса, за которым последует (или не последует) его возрождение, различные испытания, выпавшие на долю человека. Мифы не делают четких различий между природой и человеком, идеалом и материей, фантазией и реальностью. Миф связывал прошлое, настоящее и будущее, формировал коллективные представления людей, обеспечивал связь между поколениями.

Как отмечал А.Г. Спиркин, мифология является результатом острой духовной потребности объяснить мир и понять явления природы. Еще не вооруженный наукой и философией, пытливый ум первобытного человека стремился постичь регулирующие силы природы и человека. Этот процесс проходил через персонификацию, олицетворение в образах богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и восхищения. В то же время реальная жизнь людей была тесно переплетена с образами богов, населявших Олимп. Им приписывались даже человеческие пороки. Боги считались не только могущественными, но и капризными и полными мести. Люди приписывали богам влюбленность, бесконечную неверность, любовную вражду и т.д.

Как форма целостного, синтетического восприятия мира, миф является формой сознания, адекватной первобытной эпохе, и поэтому он не только объясняет мир, но и выполняет регулятивную и прагматическую функции. Она поучительна, потому что основана на истине, которая понимается как непреложный закон и святое слово, неверие в которое равносильно богохульству; ее предписания не требуют дополнительного обоснования.

Отход человека от оригинальности привел к исчезновению мифа, но поиск ключей к миру, с которого он начался, не прекратился. Многие мифы вошли в гуманитарную сокровищницу культуры.

По мнению А.Г. Спиркина, миф порождает философию и эстетику, которые в своей совокупности и составляют современное язычество. Миф не теряет своего значения, он лишь меняет свою форму.

Многие действия язычества, уходящие корнями в миф, теперь могут быть полностью объяснены с помощью философии. Например, для древних славян было характерно восприятие себя как потомков богов. Чтобы понять это, необходимо вспомнить языческий принцип универсальности (принцип всеобщности).

Знание как основа философии

По мнению И.Т. Фролова, в отличие от мифологического мировоззрения, философская мысль принесла принципиально новый тип мировоззрения, для которого доводы рассудка стали прочным фундаментом. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытеснили фантастический вымысел, действия, образы и дух мифологического мышления, оставив их в сфере художественного творчества. С другой стороны, существовавшие в народе мифы были переосмыслены с точки зрения разума, они получили новую, рациональную интерпретацию. Понятие мудрости имеет возвышенное, небюджетное значение. Мудрость противопоставлялась более мирскому благоразумию и рассудку. Он ассоциировался со стремлением к интеллектуальному пониманию мира, основанному на бескорыстном служении истине. Таким образом, развитие философской мысли означало постепенное отдаление от мифологии, рационализацию мифа, преодоление узких рамок обыденного сознания и его ограниченности.

Помимо знаний о мире, любовь к мудрости включала в себя рассуждения о человеческой природе, человеческой судьбе, смысле человеческой жизни и ее разумном замысле. Ценность мудрости видели в том, что она позволяет принимать продуманные и взвешенные решения, указывает правильный путь и служит руководством к действию. Считалось, что мудрость призвана уравновешивать сложные отношения человека с миром, согласовывать знания с поступками и образом жизни. Важность этого жизненно важного и практического аспекта мудрости была глубоко осознана ранними философами и великими мыслителями более поздних времен.

Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной установки — поиск гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей.

3 этапа в развитии философии. Краткое описание

За 2,5 тысячи лет философия прошла большое количество этапов своего развития. Однако современная наука рассматривает только четыре основных этапа:

  1. Античная философия — VI век до н.э.—III век н.э;
  2. Средневековая философия — с четвертого по четырнадцатый век;
  3. Современная философия — пятнадцатый-девятнадцатый века;
  4. Современная (актуальная) философия — двадцатый век.

В каждый из четырех отдельных периодов существовала особая философия, которая сохраняла тесную преемственность с предшествующей философией и в то же время была совершенно отлична от нее.

Особенностью античной философии является то, что первой задачей философской мысли было выявление различия между реальным миром, космосом, существующим по своим законам, и человеком с его сознанием и волей, то есть между объективным и субъективным в более поздней философской терминологии. Проведя границу между миром и человеком, философия вышла за рамки прагматического подхода.

Поскольку мир независим в своем существовании, человек, как разумное существо, должен стремиться познать мир и направлять свои действия в соответствии с его законами, а не пытаться тем или иным образом повлиять на волю богов. В философской мысли начинает формироваться теоретический интерес к миру: каков он есть и как он формируется. Теоретическое отношение к миру предполагает отвлечение от наглядных образов и представлений и развитие понятий, отражающих наиболее общие свойства объектов. Конечно, процесс теоретизирования мысли был очень долгим и длился веками. Философия должна была использовать этот уже накопленный материал мысли, но философия не просто заимствовала некоторые образы и символы из мифологии, а переработала их, включив в новые схемы мышления и наполнив новым содержанием.

Особенности стиля философской мысли Средневековья заключаются в следующем:

  1. Если античное мировоззрение было космоцентричным, то средневековое мировоззрение было теоцентричным. Для христианства реальность, определяющая все сущее в мире, — это не природа, не космос, а Бог. Бог — это личность, которая существует над этим миром;
  2. Особенность средневековой философской мысли заключалась в ее тесной связи с религией. Церковная догма была отправной точкой и основой философской мысли. Содержание философской мысли приобрело религиозную форму;
  3. Идея реального существования сверхъестественного начала (Бога) заставляет взглянуть на мир, смысл истории, человеческие цели и ценности с особой точки зрения. В центре средневекового мировоззрения находится идея творения (учение о сотворении Богом мира из ничего — креационизм).

Христианство привнесло в философскую среду идею линейности истории. История развивается до судного дня. История понимается как проявление Божьей воли, реализация Божественного плана спасения человека, предусмотренного заранее (провиденциализм).

Христианская философия стремится понять внутренние личностные механизмы оценки — совесть, религиозный мотив, самосознание. Направленность всей человеческой жизни на спасение души — это новая ценность, проповедуемая христианством.

Философия Нового времени

Философия Нового века внутренне неоднородна. Последовательность его основных положений не обладает строгостью математических теорем. Но она ясно показывает особенность философии Нового времени.

В философии Нового времени преобладает гносеологическая установка, т.е. предполагается, что доступ к пониманию мира открывается через знание.

Философия нового времени очень логоцентрична, т.е. идеалом познания признается ясное, строго рациональное мышление (это находит свое проявление в особом интересе Декарта к ясным идеям сознания, Канта — к познавательным способностям души, Гегеля — к универсальным идеям, Маркса — к науке).

Преобладающий интерес к методам, способам познания очень характерен для философии Нового времени (ср. с методами Локка, Канта, Гегеля, Маркса).

Особый интерес к познанию приводит к наукоцентризму (наука ставится выше всего, философия стремится встать на научные рельсы).

Наукоцентризм приводит к стремлению подчинить социальную жизнь законам — юридическим (Локк), моральным (Кант), экономическим и политическим (Маркс).

Все больше внимания уделяется практике. Кант, Гегель, Маркс начинают подчеркивать примат практики над теорией.

Философия нового времени знаменует собой третий, последний, после античной и средневековой философии, этап так называемой классической философии, классической философии. Идеалы классической философии уже в значительной степени отрицаются в философии Ницше.

Новейшая и современная философия XIX-XX веков иногда называется неклассической философией и объединяется в один период, иногда условно разделяется на философию XIX и философию XX века.

В XIX веке началось развитие трех ведущих течений современной философии:

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков возникают ведущие течения философии XX века.

Заключение

Философское понимание меняющейся, эволюционирующей реальности возможно только в форме творческого поиска, который рассматривает найденные решения не как окончательные, а как открытые для обсуждения, критики, переосмысления, уточнения и углубления.

Философское исследование всегда опирается на более ранние достижения философской мысли и оживляет их, но оно также одухотворяет эти достижения, делая их актуальными для мировоззрения и размышлений современного человека.

В современном динамичном, быстро меняющемся мире человек постоянно сталкивается с принципиально новыми ситуациями, задачами и проблемами во всех аспектах своей жизни. Философское осмысление реалий современного мира и тенденций его развития является одним из важных условий реализации человеческой деятельности как рациональной, сознательной и целенаправленной.

Философский анализ определяет те горизонты мышления, на фоне которых формируется рациональное отношение к проблемным ситуациям, возникающим в жизни человека и общества. Другими словами, философский анализ позволяет выразить на языке понятий наши интересы и стремления, нашу неудовлетворенность собой и тем, что нас окружает, и, соответственно, сделать их — словом, все то, что побуждает нас действовать, и не только действовать. Критическое философское исследование неизменно не только решает негативные задачи ниспровержения определенных отживших стереотипов, но и несет сильный позитивный заряд, утверждая все то, что соответствует как новой, изменившейся реальности, так и новым общественным идеалам в их совокупности и гуманистической направленности.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1991.

Прежде всего, отметим несколько основных философских понятий, значение которых необходимо нам для сегодняшней лекции.

Разум –высший уровень мыслительной деятельности человека; познание в целостности, теоретической обобщенности. Посредством разума (мышления) человек обобщает результаты познания, создает новые идеи.

Рациональное –относящееся к разуму, установленное и обоснованное им, проистекающее из него. Противоположность разума – иррациональное (непознаваемое). Рациональноепротивоположно эмпирическому(опытному) и чувственному познанию.

Гилозоизм – (от греч. hyle – вещество, материя; и zoe – жизнь) – философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого, чувствительность, способность к ощущению, восприятию.

Космоцентризм –направленность на осмысление Космоса, Вселенной, т.е. природы.

Субстанция -(лат. substantia - сущность, основа) – первооснова, сущность всех вещей и явлений действительности. Нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе.

Характерные черты древнегреческой философии. От мифа к Логосу.

Античная философия охватывает период около одной тысячи лет – VI в. до н.э. – VI в. н.э.,уступая место средневековойфилософии. Она впитывала мудрость Востока, но древний Восток создал предфилософию, базирующуюся на мифологии и предрелигиозном мировоззрении. Рациональность, которая присуща философии, появилась лишь в Древней Греции.

Поэтому первой отличительной чертой древнегреческой философии является рациональное постижение мира. Философские тексты отличаются стройной логической формой.Хотя в первый этап становления древнегреческой философии, когда философы пытались осмыслить окружающий мир и природу, еще используется мифология для освещения космологических вопросов (т.е. вопросов происхождения мира и его развития).

Второй отличительной чертойантичной философии является ее космоцентризм, когда Космос, Вселенная, принципы и основы ее существования ставились в центр рассмотрения.

Наконец, важнейшая черта греческой философии, которая одновременно выступает как направлениеразвития античной философии есть движение от мифа к Логосу. Другими словами, это – тенденция развития от мифологической формы знания к логической, рациональной. (Логос– с греч. – слово, учение).

На этом остановимся несколько подробнее, т.к. это движение означает тенденциюразвития культуры, мышления, становления абстрактных форм мысли.

Мифологический этап развития культуры предшествовал появлению религии, философии, науки. Мифология существовала как идеологическая система общинно-родовой формации, как основная форма мировоззрения первобытного общества.




Мифологияесть результат духовной потребности людей объяснить мир и разобраться в явлениях природы.Поскольку еще не было философии, этот процесс объяснения и осмысления окружающего мира шел через персонифицирование, или – создание образов богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. В древнегреческой мифологии реальная жизнь людей тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Им приписывались даже человеческие пороки. (Люди переносили на богов свои эмоции, оттенки характеров, чувства, страсти и т.д.). Хотя обожествляться могут различные существа (животные, растения), неодушевленные предметы. (Выдра, например).

Таким образом, мифология представляет собой образно-художественный способ объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношения земного и космического начал.В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Мифологическое объяснение мира продуцирует рассказы о его происхождении и творении.

Содержание мифа представлялось рядовому человеку вполне реальным и даже в высшем смысле реальным и являлось не формой реального знания, а предметом веры.Мифы утверждали принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала и санкционировала соответствующие нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру.

Мифология входит существенной частью в состав религиозных верований, что уже составляет языческую форму религиозного сознания. В качестве единого целого мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства. Мифологическаяформа культуры сформулировала первые идеи, способрассмотрения отношения человека к природе, сознанию, процессу познания, которые затем продуцируют собственно философско-научное знание.

Мифологическая культура, вытесненная в более поздний период философией, конкретными науками и творениями искусства, сохраняет свою значимость на всем протяжении всемирной истории до настоящего времени. Ни философия, ни наука, ни реальная жизнь не властны разрушить мифы: они неуязвимы и бессмертны. Их нельзя оспорить (так же, как и веру), т.к. они не могут быть обоснованы и восприняты силой рациональной мысли. Мифы не выражены логически, следовательно, человек не может противопоставить им логическую аргументацию. (Как опровергнуть миф о псе Цербере, Хароне и т.д.?). В то же время – их надо знать, т.к. они составляют значимый факт культуры.

На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержаниеми соответствующими формами (философскими, понятийными, обобщающими) мышления. Возрастает сила обобщающего и аналитического мышления, осуществляется переход от мифа к философии, от мифа к Логосу. Зарождается философия и вместе с ней аналитическая составляющая научных знаний, научных идей.

Таким образом античная философия в VI в. до н.э. зарождается вместе с рабовладельческой формацией, но предшествующая общинно-родовая формация целиком никогда не исчезала в античное время. Рабовладельческая формация, возникшая на почве разделения умственного и физического труда, заменяет мифы как преднаучное знание рациональными построениями.

Подобное развитие идейной сферы в современной науке и обозначается как переход от мифа к логосу.

Рассмотрим собственно становление античной философии.

Лекция. АНТИЧНАЯ (ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ.

ПЛАН:

Характерные черты древнегреческой философии. От мифа к Логосу.

Натурфилософский этап развития античной философии (досократики).

Античная классика (Сократ, Платон, Аристотель).

Эллинистический этап развития древнегреческой философии.

Основная литература:

1. Дугин В.Д. Философия. Учебник для вузов. М.: Норма, 2008

2. Канке В.А. Философия. М., Логос, 2005. (В наличии в библиотеке МГИИТ)

3. Спиркин А.Г. Философия. М., 2005.

4. Философия. Учебник для вузов. Под ред. В.В. Миронова. М., 2008. (В наличии в библиотеке МГИИТ)

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1991.

Прежде всего, отметим несколько основных философских понятий, значение которых необходимо нам для сегодняшней лекции.

Разум –высший уровень мыслительной деятельности человека; познание в целостности, теоретической обобщенности. Посредством разума (мышления) человек обобщает результаты познания, создает новые идеи.

Рациональное –относящееся к разуму, установленное и обоснованное им, проистекающее из него. Противоположность разума – иррациональное (непознаваемое). Рациональноепротивоположно эмпирическому(опытному) и чувственному познанию.

Гилозоизм – (от греч. hyle – вещество, материя; и zoe – жизнь) – философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого, чувствительность, способность к ощущению, восприятию.

Космоцентризм –направленность на осмысление Космоса, Вселенной, т.е. природы.

Субстанция -(лат. substantia - сущность, основа) – первооснова, сущность всех вещей и явлений действительности. Нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе.

Характерные черты древнегреческой философии. От мифа к Логосу.

Античная философия охватывает период около одной тысячи лет – VI в. до н.э. – VI в. н.э.,уступая место средневековойфилософии. Она впитывала мудрость Востока, но древний Восток создал предфилософию, базирующуюся на мифологии и предрелигиозном мировоззрении. Рациональность, которая присуща философии, появилась лишь в Древней Греции.

Поэтому первой отличительной чертой древнегреческой философии является рациональное постижение мира. Философские тексты отличаются стройной логической формой.Хотя в первый этап становления древнегреческой философии, когда философы пытались осмыслить окружающий мир и природу, еще используется мифология для освещения космологических вопросов (т.е. вопросов происхождения мира и его развития).

Второй отличительной чертойантичной философии является ее космоцентризм, когда Космос, Вселенная, принципы и основы ее существования ставились в центр рассмотрения.

Наконец, важнейшая черта греческой философии, которая одновременно выступает как направлениеразвития античной философии есть движение от мифа к Логосу. Другими словами, это – тенденция развития от мифологической формы знания к логической, рациональной. (Логос– с греч. – слово, учение).

На этом остановимся несколько подробнее, т.к. это движение означает тенденциюразвития культуры, мышления, становления абстрактных форм мысли.

Мифологический этап развития культуры предшествовал появлению религии, философии, науки. Мифология существовала как идеологическая система общинно-родовой формации, как основная форма мировоззрения первобытного общества.

Мифологияесть результат духовной потребности людей объяснить мир и разобраться в явлениях природы.Поскольку еще не было философии, этот процесс объяснения и осмысления окружающего мира шел через персонифицирование, или – создание образов богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. В древнегреческой мифологии реальная жизнь людей тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Им приписывались даже человеческие пороки. (Люди переносили на богов свои эмоции, оттенки характеров, чувства, страсти и т.д.). Хотя обожествляться могут различные существа (животные, растения), неодушевленные предметы. (Выдра, например).

Таким образом, мифология представляет собой образно-художественный способ объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношения земного и космического начал.В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Мифологическое объяснение мира продуцирует рассказы о его происхождении и творении.

Содержание мифа представлялось рядовому человеку вполне реальным и даже в высшем смысле реальным и являлось не формой реального знания, а предметом веры.Мифы утверждали принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала и санкционировала соответствующие нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру.

Мифология входит существенной частью в состав религиозных верований, что уже составляет языческую форму религиозного сознания. В качестве единого целого мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства. Мифологическаяформа культуры сформулировала первые идеи, способрассмотрения отношения человека к природе, сознанию, процессу познания, которые затем продуцируют собственно философско-научное знание.

Мифологическая культура, вытесненная в более поздний период философией, конкретными науками и творениями искусства, сохраняет свою значимость на всем протяжении всемирной истории до настоящего времени. Ни философия, ни наука, ни реальная жизнь не властны разрушить мифы: они неуязвимы и бессмертны. Их нельзя оспорить (так же, как и веру), т.к. они не могут быть обоснованы и восприняты силой рациональной мысли. Мифы не выражены логически, следовательно, человек не может противопоставить им логическую аргументацию. (Как опровергнуть миф о псе Цербере, Хароне и т.д.?). В то же время – их надо знать, т.к. они составляют значимый факт культуры.

На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержаниеми соответствующими формами (философскими, понятийными, обобщающими) мышления. Возрастает сила обобщающего и аналитического мышления, осуществляется переход от мифа к философии, от мифа к Логосу. Зарождается философия и вместе с ней аналитическая составляющая научных знаний, научных идей.

Таким образом античная философия в VI в. до н.э. зарождается вместе с рабовладельческой формацией, но предшествующая общинно-родовая формация целиком никогда не исчезала в античное время. Рабовладельческая формация, возникшая на почве разделения умственного и физического труда, заменяет мифы как преднаучное знание рациональными построениями.

Подобное развитие идейной сферы в современной науке и обозначается как переход от мифа к логосу.

От мифа к логосу- путь становления античной философии и основ научной рациональности. Природа теоретического мышления (Сократ, Зенон, Аристотель) и формирование первых научных программ (Пифагор, Демокрит, Платон, Евклид, Аристотель).

Слово "философия" происходит от греческих "phileo" (люблю) и "sophia" (мудрость) и означает любовь к мудрости. Уже сама этимология данного понятия раскрывает специфику философского постижения бытия - это всегда некий незавершенный мыслительный процесс, процесс стремления к истине, которая в абсолютном смысле недостижима.

Древнейшей формой восприятия мира в его целостности, выступает миф.

Философия Древней Греции или античная философия зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленности своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Ранняя философия древней Греции тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса.

Греки совершили открытие, величайшее из когда-либо совершённых человеком: они открыли могущество разума. Именно греки классического периода, достигшего наивысшего расцвета в период VI–III вв. до н.э., поняли, что человек наделён способностью мыслить, наделён разумом, который, опираясь на наблюдения и опыт, способен открывать истины.

Среди решающих условий перехода от мифа к логосу можно выделить:

Замена духовно-личностного отношения к дейстительности объективно-субстанциональным. В результате произошло становление объективной идеологии, в которой действительность представлялась не как духовный, а как вещественный объект, самодостаточное образование, независящее от восприятия индивида.

Формирование естественного толкования событий. Это качественный сдвиг в познавательном процессе, при котором происходит замена сверхприродных оснований событий на противоположные основания (природные и естественные).

Особенность античной философии в том, что первой задачей философского мышления стало уяснение противоположности между реальным, существующим по своим законам миром, космосом и человеком с его сознанием и волей, т.е. между объективным и субъективным.

В философском мышлении начинает формироваться теоретический интерес к миру: что он собой представляет и как устроен.

Переход от мифа к логосу

Переход от социально однородного родового общества к социально дифференциальному обществу привёл к смене способов мышления.

Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф был не просто универсальным способом описания мира, а прежде всего формой жизни, т. е. Особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным регулятором их поведения. В нём были слиты воедино самые разнородные компоненты: общемировоззренческие установки, конкретные знания, религиозные представления, этические нормы, эстетические идеалы. Впоследствии, при распаде мифологического сознания, из него выделились как самостоятельные формы духовного освоения мира: религия, философия, литература, искусство.

Космогонический процесс, т. е. процесс рождения мира, космоса, описывался как процесс последовательного рождения богов. Образы богов символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними представлялись в форме брачных отношений. Сложные природные и социальные явления становились понятными и объяснимыми при сопоставлении их с соответствующими богами античного пантеона. Божественная генеалогия носила системный и упорядоченный характер.

На примере теогонии наглядно видны особенности мифологического мышления, а именно:

объяснение всех явлений на основе действия сверхъестественных сил, их умысла и воли;

отсутствие грани между реальным и воображаемым;

оценка всех явлений с точки зрения их полезности или вредности, дружественности или враждебности по отношению к человеку;

отсутствие теоретического интереса к предметам, к тому, что они представляют сами по себе.

Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а представлениями, образами, которые носили многозначный, расплывчатый, неопределенный характер. Картина мира строилась на основе принципа генетизма, т. е. принципа порождения.

Природа теоретического мышления (Сократ, Зенон, Аристотель)

Сократ (469-399 гг. до н.э.).

Философия, по мнению Сократа, есть учение о том, как надо жить. Поэтому он отрицательно относился к своим предшественникам - натурфилософам и считал, что изучение природы невозможно и бесполезно. Главная направленность философского знания - внутренний мир человека, его душа. Главная задача познания - самопознание: "познай самого себя".

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название майевтика. Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Зенон Элейский (490-425 г. до н.э.), защищая и обосновывая взгляды своего учителя и наставника Парменида, отвергал мысленность чувственного бытия, множественности вещей и их движения.

Метод Зенона был методом не прямого доказательства, а был методом "от противного. Зенон опровергал или сводил к абсурду тезис, противоположный первоначальному, пользуясь "законом исключенного третьего", который был введен Парменидом ("Для любого суждения "А" истинно либо само "А" ,либо его отрицание" - "третьего не дано").

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - величайший мыслитель древности, основатель логики и некоторых других отраслей знания. Один из ближайших соратников и учеников Платона.

Аристотель систематизировал весь накопленный предшествующий философский опыт в своих произведениях: "Органон", "Физика", "Метафизика" и другие.

Вопреки Платону, рассматривающему в качестве причины мира лишь одну - идею, Аристотель формулирует четыре причины: формальная (сущность бытия, в силу которой всякая вещь такова, какая она есть); материальная (то, из чего что-либо возникает); движущая (начало движения, изменения); целевая (то, ради чего что-либо осуществляется).

Формирование первых научных программ (Пифагор, Демокрит, Платон, Евклид, Аристотель)

Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном. В ее основе, как и в основе других античных программ, лежит представление о том, что Космос - это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира. При этом числа вовсе не являются теми кирпичиками мироздания, из которых состоят все вещи. Вещи не равны числам, а подобны им, основаны на количественных отношениях действительности, являющихся подлинно фундаментальными. Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией -протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам, закон прекрасно устроенного человеческого тела, данный каноном Поликлета.

Следующий шаг в направлении формирования этой программы сделали софисты и элеаты, впервые поставившие проблемы человеческого познания, а также разработавшие теорию доказательств. Они заявили, что ум человека - это не просто зеркало, пассивно отражающее природу, он накладывает свой отпечаток на мир, активно формируя его картину.

Второй научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм. Он стал итогом развития греческой философской традиции, синтезом целого ряда ее тенденций и идейных установок. Своими корнями он уходит в ионийскую физику, пифагореизм, философию элеатов. Проблемы бытия и небытия (пустоты), существования и возникновения, множества и числа, делимости и качества - все эти проблемы, затронутые предыдущими школами, нашли свое отражение в системе атомизма. Основателями его стали Левкипп и Демокрит.

На первый взгляд, учение атомизма предельно просто. Начала всего сущего - это неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение - распадение на части, в пределе - на атомы. Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы вместе.

Атомизм является физической программой, так как наука, по Демокриту, должна объяснить явления физического мира. Объяснение понимается как указание на механические причины всех возможных изменений в природе - движение атомов. Более глубоких причин, принадлежащих какой-то реальности, не доступной обычному восприятию, нет. Причины естественных явлений безличны и имеют физическую природу, их следует искать в земном мире. Познание мира идет путем сочетания чувственного опыта и его рационального преобразования.

Это была первая в истории мысли программа, основанная на методологическом требовании объяснения целого как суммы отдельных составляющих его частей. Именно так были построены не только физические, но многие психологические и социологические теории Нового времени. По сути дела, это означало появление механистического метода, требовавшего объяснять сущность природных процессов механическим соединением индивидуумов.

Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности (при этом она пытается найти компромисс между двумя предыдущими программами). С другой, в ней отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, со своими предметом и методом.

Таковы три основные научные программы античного мира, заложившие основы науки вообще. Все дальнейшее развитие науки по сути было развитием и преобразованием этих научных программ. Это еще не наука в современном смысле слова: еще нет понятия универсального природного закона; еще невозможно применение математики в рамках физики - это разные науки, между которыми нет точек соприкосновения; еще нет эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и который имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение. Естествознание греков было абстрактно-объяснительным, лишенным деятельного, созидательного компонента.

Тем не менее, только то стечение социокультурных обстоятельств, которое реализовалось в античной Греции, смогло обеспечить условия для возникновения науки. Здесь оформились такие свойства науки, как интерсубъективность, идеальное моделирование действительности, надличностность, субстанциональность, что позволяет говорить о появлении там науки как особого типа отношения к реальности.

Философия Древней Греции представляет собой совокупность учений, развившихся с VI в. до н. э. но VI в. н. э. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке. Отличительной чертой древнегреческой философии является рациональное постижение мира. Философские тексты отличаются стройной логической формой. Хотя в первый этап становления древнегреческой философии, когда философы пытались осмыслить окружающий мир и природу, еще используется мифология для освещения космологических вопросов (т.е. вопросов происхождения мира и его развития). Важнейшая черта греческой философии, которая одновременно выступает как направление развития античной философии есть движение от мифа к Логосу. Другими словами, это – тенденция развития от мифологической формы знания к логической, рациональной. (Логос – с греч. – слово, учение). Движение означает тенденцию развития культуры, мышления, становления абстрактных форм мысли. Мифологический этап развития культуры предшествовал появлению религии, философии, науки. Мифология есть результат духовной потребности людей объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Мифология существовала как идеологическая система общинно-родовой формации, как основная форма мировоззрения первобытного общества.

Проблема архэ. Натурфилософия досократиков.

Архэ (греч.— начало, принцип) в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир.

1. Фалес: Архэ — вода.

2. Анаксимандр: Архэ — апейрон — начало порождающее, определяющее все существующее, источник развития, то, во что все возвращается снова.

3. Анаксимен: Архэ — некий воздух (воздух как основа всего) .

4. Пифагор: Архэ — число.

5. Гераклит Эфесский: Архэ — огонь.

6. Парменид:Архэ — само бытие, оно едино и неделимо; бытие есть, а небытия нет.

8. Эмпедокл: Архэ — множественно, это четыре элемента (стихии): Земля, Воздух, Вода, Огонь. Хотя элементы Архэ материальны, но движущие силы идеальны — любовь и вражда.

9. Демокрит: Архэ — атомы.

Натурфилософия – умозрительное истолкование природы, опирающееся на понятия, выработанные естествознанием. Под природой философы подразумевали реальность, не зависящую ни от воли людей, ни от их социальных устремлений. Первую группу древнегреческих философов, действовавших как до, так и после Сократа в период с 7 до начала 4в. До н.э. называли досократиками. В своих работах почти все досократики уделяли большое внимание природе, космосу. Вопрос о первоначале, о том, из чего все произошло, что является основным принципом мира, и какие принципы или силы определяют его развитие, является основным в онтологии древнегреческих философов, и в этом смысле их философия перекликается с мифологией. Одни философы считали, что основой вещей является чувственно воспринимаемые стихии или определенное вещество – апейрон; другие видели ее в математических атомах; третьи усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой неделимые атомы. Помимо вопроса о первооснове почти все досократики обращались к проблеме объяснения природных явлений, а некоторые - и проблеме познания.

Читайте также: