Освоение человеком степной зоны кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Освоение человеком степной зоны

Дата: 25.09.17 Класс 7 В

Дата: 26.09.17 Класс 7 А

Дата: 27.09.17 Класс 7 Б, Г

Цель: формирование представлений учащихся о воздействии человека на природно-хозяйственные зоны степи.

- охарактеризовать основные причины освоения степей.

- развивать навыки анализа причин изменения естественного облика степи.

- прививать бережное отношение к природным ресурсам нашего края.

Работа с терминами:

Эрозия, структура почвы, дрофа, севооборот, орошение.

Исторические личности: Захарий Чепега.

Оборудование:

Физическая карта Краснодарского края.

Мотивационно-целевой

ходная диагностика;

-формулирование проблемы.

- проверка домашнего задания.

Ответное приветствие. Проверка присутствующих. Формулирование целей урока.

Ответить на вопросы после параграфа №2.

Назовите природные комплексы, сформировавшиеся на равнинной территории Кр.кр.

Сравните природу Закубанской равнины и Таманского полуострова. Установите черты сходста и различия.

Найдите на карте закубанские реки. Каковы их характерные особенности?

Как вы думаете, почему Таманский полуостров часто называют уникальным природным уголком не тошлько Кубани, но и России?

Почему степная и лесостепная зоны наиболее интенсивно осваиваются человеком?

Регулятивные УУД:

-выдвигать версии, гипотезы;

- определять цель деятельности на уроке;

- формулировать проблему в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

-излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии

Организацция познавательной деятельности (изуччченнние нового материала)

Работа с терминами:

Эрозия - (от лат. erosio — разъедание) — разрушение горных пород и почв поверхностными водными потоками и ветром, включающее в себя отрыв и вынос обломков материала и сопровождающееся их отложением.

Структура почвы - понимают отдельности (агрегаты, комочки) разной величины, формы, на которые она распадается в спелом состоянии при рыхлении.

Севооборот - (устар. многополье) — научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур и паров во времени и на территории или только во времени.

Орошение - (ирригация) — подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, и увеличение ее запасов в корнеобитаемом слое почвы в целях увеличения плодородия почвы.

Анализ полученной информации

Запись терминов в тетрадь

Регулятивные УУД:

- формирование речевого аппарата;

Познавательные УУД:

- усвоение новой информации

Задание № 1

Прочитать текст и вписать по смыслу недостающие слова.

На бескрайней равнине к северу от реки ____________ раскинулась привольная ___________ степь. Вдоль дорог тянутся __________________ . Лето в степи __________ . Зима сравнительно ___________________ , однако могут внезапно ударить ________ . Осень ________________ и ____________________ . Ценный природный компонент кубанской степи _________________ почвы, имеющие мощность плодородного слоя от 0,4 до 1,5 м. До начала освоения степи растительность покрывала всю __________________________ часть, то есть больше половины нынешней _______________ края. Преобладали травы: _________________________, _____________________ , ___________________ , _____________________ , ___________________ .

- с помощью учебника

Закрепление полученных знаний

Задание 2.

До начала XIX столетия на территории Кубани дороги отсутствовали.

В настоящее время естественная сорная растительность не сохранилась.

Интенсивное использование плодородных земель улучшает их свойства.

На поверхности равнины стали возникать балки и овраги в результате хозяйственной деятельности человека.

4. Ответить на вопросы:

Почему изменяется степная зона? (Начинается интенсивное освоение степной зоны человеком).

К каким последствиям привело воздействие человека степную зону?

Кубанские земли давно покрыты хлебами. А также постоянными их спутниками – сорными травами. В настоящее время сорная растительность сохранилась по берегам рек и в других местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения. Интенсивное использование плодородных земель улучшает их свойства. С целью сохранения плодородных кубанских чернозёмов разработан ряд мероприятий: правильная вспашка, соблюдение севооборота, мелиоративные работы.

Задание № 2

Придумать и составить план мероприятий по возрождению СПЕПНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ.

Дают ответы на основе полученной новой информации

Предлагает учащимся (устно) закончить предложения:

- Я не знал (а) о том, что…

- Я бы хотел (а) прочитать о….

- Выполнение заданий помогло мне…

- Теперь я знаю, что…

Заканчивают два любых предложения

Познавательные УУД:

-обобщать и делать выводы

Подведение итогов урока.

Подведение итогов урока.

VI . Домашнее задание

Информирует о домашнем задании, инструктирует по его выполнению.

§ 3, ответить на вопросы- для слабых учащихся.

* Составить список мер, которые необходимо принять для сохранения плодородия кубанских земель - для сильных и слабых учащихся

Коммуникативные УУД:

-излагать своё мнение, аргументируя его.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 344 человека из 66 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 135 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.03.2018 2500
  • DOCX 20.7 кбайт
  • 19 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чучкалова Светлана Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Природа

Как происходит использование степи человеком, Вы узнаете из этой статьи.

Использование человеком степи

Что такое степь?

Степь – это природная зона, которая расположена в умеренном и субтропическом поясах Земли. Ее главная черта – практически полное отсутствие древесной растительности. Это обусловлено небольшим количеством осадков, обычно 250-500 мм в год. Как правило, степи располагаются во внутренних районах материков, так как их формирование происходило под влиянием сильной континентальности климата. Степи занимают огромные пространства Северной Америки и Евразии, восточную часть южноамериканского субтропического пояса (здесь они именуются пампой), берег Атлантического океана.

Зона степей: использование человеком

Хозяйственное использование степи происходит самым активным образом. В зоне располагаются самые важные области земледелия в мире. Ее почвы являются наиболее плодородными на планете. Среди них черноземы степей Южной Сибири и Восточной Европы, коричневые почвы Америки. Единственная проблема, с которой сталкиваются фермеры – это недостаток влаги, невозможность в зимний период выращивать растения. Степь является отличной местностью для выращивания сельскогосподарственных растений: кукуруза, пшеница, подсолнечник, а также баклажаны и фрукты.

Возможность использования ресурсов степи человеком состоит в разработке залежей полезных ископаемых. Соленые озера Ульжай, Эбейты и Медетской группы богатые на запасы лечебных грязей, минеральных солей, рапы. Они активно используются в здравницах региона для бальнеологических целей. В озерах степи добывается миллионы тонн солей в год. Это и поваренная соль, сода, глауберову соль (мирабилит). Из озерного ила делают медицинские средства для лечения нервных и кожных заболеваний, костного туберкулеза и ревматизма.

Степные пастбища используются для выпаса скота. Они занимают около 20-25% от всей площади степи.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, как происходит использование ресурсов степи человеком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С переселением черноморцев на территорию Прикубанья сюда стали прибывать и другие переселенцы. Среди них было и немало таких, которые бежали от своих помещиков. Кризис крепостной системы хозяйства в России вынуждал помещиков искать пути из этого тупика. Поэтому одни владельцы стремились перевести хозяйство на иные, предпринимательские рельсы, другие, а их было большинство, шли по накатанной дороге — усиливали эксплуатацию подневольных крестьян. Среди последних росло число беглецов, стремившихся укрыться на окраинах страны, в том числе и на Кубани. Причем в далеких от центра прикубанских степях для этого были наиболее благоприятные условия. С одной стороны, вольные по духу казаки с сочувствием относились к отважным беглецам, которых ждало суровое наказание в случае поимки.

В первой половине XIX в. само правительство организовывало массовые переселения на Кубань из южных районов России казаков и государственных крестьян. Последних нередко обращали в казаков. Переселенцев либо размещали в уже освоенных станицах, либо они основывали новые. Так, например, возникли станицы Новодеревянковская, Новощербиновская и др.

В 1848 г. на побережье Азовского моря был основан г. Ейск. Стремясь быстрее заселить этот портовый город, правительство предоставляло переселенцам всевозможные льготы: освобождение от налогов, бесплатные участки земли под домовладения и т. д. Город, стремительно рос и через 10 лет по числу жителей в два с лишним раза превышал население Екатеринодара. Иной был и сословный состав жителей Ейска. Если в Екатеринодаре проживали в основном казаки, то в Ейске абсолютно преобладали крестьяне, мещане и купцы. Причем условия для обогащения русских купцов в новом городе были столь благоприятны, что в Ейск приезжали московские купцы второй и третьей гильдий, успешно занимались здесь торгово-предпринимательской деятельностью и, став купцами I гильдии, вновь отбывали в Москву.

Рост численности населения края шел не только за счет народной и военно-казачьей колонизации, но и вследствие естественного прироста, т. е. рождаемость превышала смертность. К 1850 году за 20 предшествующих лет естественный прирост в Черномории составил 25 тыс. человек. В это время на территории Черноморского казачьего войска было уже около 60 станиц и проживало приблизительно до 150 тыс. человек.


Рисунок 1 – Масштабы освоения целинных земель в регионах степной зоны РСФСР и Казахстана

Это как раз сопоставимо с площадью поднятой целины, а в РФ сокращение посевных площадей даже превысило размеры целинных земель распаханных в 50-60 годы. Процессы освоения целины и вывод земель из оборота в 90-е и 00-е годы поразительно схожи по своим масштабам, стихийности и бессистемности, по отсутствию научно-обоснованной оценки аграрно-природного потенциала (рис. 1, табл. 1).

Таблица 1 – Соотношение параметров освоения целинного пространства в российско-казахстанском секторе степной зоны в 1954-60 гг.


Сценарий освоения новых земель, не предусматривал границ экологической ёмкости степных ландшафтов и возможных издержек быстротечного вовлечения в сельскохозяйственный оборот больших территорий. Значительная часть новых распаханных территорий оказалась в зоне рискованного земледелия с неустойчивыми агроклиматическими условиями. Масштабы освоения природной среды и ставка на развитие зернового хозяйства в значительной степени не были экологически обусловлены.


Рисунок 2 – Динамика посевных площадей сельскохозяйственных культур в регионах степной зоны РСФСР и Казахстана

Превышение рациональных масштабов землепользования, постоянный вынос питательных веществ вместе с урожаями зерновых культур, незначительная компенсация этих потерь минеральными и органическими удобрениями, гигантское развитие эрозии и потеря гумуса сократили плодородие сельскохозяйственных земель целинного пояса примерно в 2,5 раза по сравнению с 1954 годом. В Северном Казахстане исходные запасы гумуса составляли 4,3 млрд т. Из них в целинной пашне безвозвратно утрачено за счет различных видов эрозии 1,2 млрд т или 28,3 %.

Из основных экологических последствий освоения целинных земель степной зоны можно выделить: сокращение естественного плодородия сельскохозяйственных земель освоенной целины; увеличение размеров экологически нарушенных земель; сокращение ландшафтного разнообразия степей Северной Евразии с полной утратой плакорного типа местности степных ландшафтов; катастрофическое сокращение ценных видов животных (дрофы, стрепета, серой куропатки, косули, сурка, камышового кабана).

Освоение земельного фонда степной зоны также обострило вопросы социальных, в том числе демографических и этнических, последствий преобразования степной экосистемы. Поднятие целинных и залежных земель вызвало огромную волну миграций в районы освоения. Освоение целинных земель повлияло не только на рост сельского населения, но и в значительной степени, видоизменив этнический состав сельских территорий Северного Казахстана. В то же время масштабность миграционного потока имела и обратный результат, регионы-доноры мигрантов-первоцелинников (российское Нечерноземье), превратились из трудоизбыточных в трудодефицитные территории.

С конца 1970-х годов, несмотря на естественный прирост, превышающий показатели в среднем по области, численность населения целинных районов неуклонно снижается. К 1990 году, по сравнению с серединой 1960-х гг. оно уменьшилось на 45 тыс. (25 %). Например, с 1965 года по 2010 год из 10 целинных районов Оренбургской области выехало более 280 тыс. жителей, что в 4 раза превысило численность первоцелинников.

Подробнее можно ознакомиться в электронной версии монографии :


Левыкин С.В., Семёнов Е.А., Чибилёв А.А. (мл.), Петрищев В.П. Проблемы землепользования и пространственного развития степных регионов. - М.: РУСАЙНС, 2018. - 216 с.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Освоение человеком степной зоны.. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Цель и задачи: Цель: рассмотреть итоги освоения степной зоны Краснодарского края на современном этапе развития. Задачи: познакомить учащихся с традиционными формами хозяйственной деятельности человека, сравнить виды хозяйств, получивших развитие в кубанском регионе, воспитывать уважение к труду людей, работающих в сфере сельского хозяйства. Оборудование: физическая карта Краснодарского края, презентация, стихи о хлеборобах.

Вступительное слово учителя Сельское хозяйство Краснодарского края считается основным звеном агропромышленной отрасли экономики всей нашей огромной страны, нося при этом почетное звание житница России. Агропромышленный комплекс Краснодарского края с развитой сетью переработки, хранения и торговли является крупнейшим в России производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья. Он в существенной мере определяет экономику края, занятость населения и уровень его благосостояния. В сельском хозяйстве трудится почти четверть всех занятых в хозяйстве края.

Читайте также: