Интонационные конструкции русского языка кратко

Обновлено: 02.07.2024

Интонацио́нная констру́кция (ИК), интоне́ма, фоне́ма то́на [1] — совокупность интонационных признаков, достаточных для дифференциации значений высказываний и передачи таких параметров высказывания, как коммуникативный тип, смысловая важность составляющих его синтагм, актуальное членение. Являясь разновидностью языкового знака (а именно супрасегментной единицей), имеет план выражения и план содержания [1] . Дифференциальными признаками для различения интонационных конструкций являются направление тона на гласном центре и соотношение уровней тона составных частей ИК, а также длительность гласного центра, усиление словесного ударения на нём и наличие — отсутствие смычки голосовых связок в конце произнесения гласного в центре ИК, воспринимаемой как резкий перерыв звучания [2] .

Интонационная конструкция реализуется на речевом отрезке, в качестве которого может выступать простое или сложное предложение, главная или придаточная часть сложного предложения, словосочетание, отдельная словоформа самостоятельного слова или служебное слово [3] :98 .

Практически интонационные конструкции представляют собой типы, к которым сводится всё многообразие мелодических рисунков высказываний [4] .

Содержание

Центр ИК

Во всякой ИК выделяется центр — слог, на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимые для выражения таких значений, как вопрос, утверждение, волеизъявление. Передвижение интонационного центра, также описываемое как сдвиг логического ударения, выражает смысловые различия внутри предложения, ср. рус. Вы б’ыли в кино? — В’ы были в кино? — Вы были в кин’о? Гд’е? [2] .

ИК в русском языке

В работах Е. А. Брызгуновой выделены семь типов ИК в русском языке [3] [2] :

  • ИК-1: нисходящий тон на гласном центра; используется при выражении завершённости повествовательного предложения;
  • ИК-2: нисходящий тон в сочетании с некоторым усилением словесного ударения на гласном центра; реализуется в вопросах с вопросительными словами;
  • ИК-3: восходящий тон с последующим падением; типична для вопросов без вопросительных слов ( Вы были в театре?);
  • ИК-4: нисходяще-восходящий тон; используется в сопоставительных вопросах (Я иду. А Вы?);
  • ИК-5: сочетание восходящего, ровного и нисходящего тонов (имеется два центра: на гласном первого центра тон повышается, на гласном второго центра — понижается); используется для выражения и усиления оценки в предложениях с местоименными словами (Какой сегодня день!)
  • ИК-6: сочетание восходящего и ровного тонов; сфера использования данной конструкции включает как оценочные восклицания (Какой вечер тёплый!), так и выражение недоумения (Какие у них обычаи?);
  • ИК-7: сочетание восходящего тона со смычкой голосовых связок в конце артикуляции гласного центра, что отличает ИК-­7 от ИК­-3; данная конструкция служит выражению экспрессивной оценки (Какой он отличник! 'Он не отличник').

Примечания

  1. 12Торсуева И. Г. Интонация // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. — М .: Советская энциклопедия, 1990. — ISBN 5-85270-031-2
  2. 123Потапов В. В.Интонация // Русская фонетика. Учебные материалы.
  3. 12Брызгунова Е. А. Интонация // Русская грамматика / Н. Ю. Шведова (гл. ред.). — М .: Наука, 1980. — Т. I. — С. 96—122. — 25 000 экз.
  4. ↑Интонация // Российский гуманитарный энциклопедический словарь.

Ссылки

  • Потапов В. В.Перечень ИК (рус.) . — Подробное рассмотрение типов ИК в русском языке со звуковыми примерами. Архивировано из первоисточника 29 апреля 2012. (Проверено 11 июня 2010)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Интонационная конструкция" в других словарях:

ИНТОНАЦИОННАЯ КОНСТРУКЦИЯ (ИК) — ИНТОНАЦИОННАЯ КОНСТРУКЦИЯ (ИК). Единица обучения интонации, демонстрирующая изменения основного тона голоса, которая служит для различения модального, коммуникативного и синтаксического типов предложений. Значения, заложенные в И. к., можно… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

КОНСТРУКЦИЯ ИНТОНАЦИОННАЯ — КОНСТРУКЦИЯ ИНТОНАЦИОННАЯ. См. интонационная конструкция … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

конструкция, -и синтаксическая — В синтаксической стилистике: сочетание словоформ (или одна словоформа, например, *Темнеет. Вечер.), представляющее собой синтаксическую единицу (словосочетание, предложение), а также вообще любое относительно законченное высказывание. К. с.… … Учебный словарь стилистических терминов

Обучение фонетике — акустический подход, акцент, акцентологические ошибки, апперцепция, артикулирование, артикуляционная база, артикуляционный навык, артикуляционный аппарат, артикуляция, артикуляция речевая, аудиоматериалы, аудирование, аудирование коммуникативное … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

интонация — Явление, характеризующее фразу, поскольку интонация определяет ритмико мелодический строй речи. Элементы интонации: 1) мелодика речи; 2) ударение; 3) пауза; 4) темп речи; 5) тембр голоса. Ведущие элементы интонации – мелодика и ударение, на них… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Интонема — Интонема любые интонационный признак или сочетание признаков, способные выполнять смыслоразличительную функцию. Интонема то же, что интонационная конструкция … Википедия

ИК — ИК. См. интонационная конструкция … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ТЕМБР — ТЕМБР. Качественная характеристика или специфическая окраска звука, в физическом смысле представляющая собой определенное сочетание тонов. Т. характерен для музыкальных звуков, для звуков человеческой речи. Существующие языки отличаются по Т. как … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ИК — индикатор кислородный ИК Избирательный кодекс в ряде стран юр. ИК инфокарта информационная карта ИК интеграционный комитет … Словарь сокращений и аббревиатур

Общепринятой в современной лингвистике стала именно классификация Е.А. Брызгуновой, к ней мы и обратимся.

Е.А. Брызгунова выделила, как уже сказано, 7 ИК (или ин- тонем) современного русского языка.

ИК (интонема) – это совокупность интонационных диффе- ренциальных признаков, которые способны выразить определён- ный набор синтаксических значений, передать коммуникативный тип высказывания, членение на тему и рему.

У каждой интонемы есть свои дифференциальные при- знаки, дифференциальные характеристики. К ним относят: спе- цифическое движение тона (нисходящая интонация, восходящая, нисходяще-восходящая); наличие центра ИК – ударного слога в слове, которое несёт тактовое или фразовое ударение, именно на этом слоге происходит движение интонации вверх или вниз; на-

14 Пешковский А.М. Интонация и грамматика // Известия по русскому языку и словесности АН СССР. 1928. Т. 1. Кн. 2. С. 458–476.

личие предцентра ИК и постцентра ИК – уровень тона предцен- тра и постцентра тоже дифференциальный признак.

Если направление тона в центре ИК и уровень тона в дру- гих составных частях ИК сходны, то в качестве различительных, дифференциальных признаков используется длительность цен- тров ИК, или усиление словесного ударения центра в результате большей напряжённости артикуляции гласного, или смычка голо- совых связок в конце гласного центра – это воспринимается как резкий перерыв звучания.

Надо заметить, что количество дифференциальных призна- ков в разных ИК может варьироваться.

Итак, Е.А. Брызгунова противопоставляет 7 ИК, но иногда, особенно при обучении русскому языку иностранцев, говорят о 5 основных ИК.

Все русские ИК многозначны. Часто бывает так, что один вид ИК может выражать разные смыслы. Снять многозначность в устной речи помогает лексический, грамматический контекст, си- туация общения.

Охарактеризуем 7 интонационных конструкций русского языка.

ИК-1

Выражает завершённость мысли в повествовательном пред- ложении. Предцентр произносят на среднем тоне. В ударной час- ти и в постцентре происходит спокойное понижение тона ниже среднего. Ударный гласный в центре ИК значительно длительнее пред- и постударных, он произносится плавно, протяжно.

Пример: Сегодня холодно.

Обычно центр совпадает с последним словом, но иногда мо- жет передвигаться.

Пример: Дайте книги. Тетради тоже дайте.

Наиболее типичные синтаксические конструкции, которые интонируются как ИК-1, следующие:

а) простое повествовательное предложение.

Пример: Он живёт в Омске;

б) предложение с прямой речью, где слова автора – в пре- позиции.

в) сложное бессоюзное предложение, где вторая часть рас- крывает смысл первой.

Пример: Я выглянул из окна и испугался: мой конь пропал.


ИК-2

В отличие от ИК-1 усилено словесное ударение центра; предударная часть, предцентр, произносится на среднем тоне или с незначительным повышением, ударная часть – со спокойным понижением тона или в диапазоне предцентра.

Употребляется в следующих случаях:

а) при выражении вопроса в предложении с вопроситель- ным словом.

Пример: Какая у него специальность?

в) при восклицании, выражении активной эмоции. Пример: Сколько можно говорить!

г) при подчёркивании, выделении какого-нибудь слова во фразе.

Пример: Придётся тёте к нам приехать. Придётся тёте

к нам приехать.

В данном случае логическое ударение сигнализирует о но- вом фразовом ударении. Часто в таких конструкциях присутству- ет явное или скрытое противопоставлении (тёте, а не кому-то; к нам, а не…).

Если фраза оформлена как ИК-2, то всегда логическое и фразовое ударения совпадают, как бы логическое поглощает фра- зовое.

Пример: Сегодня семинара не будет, (ИК-2) а не лекции. (ИК-1)

Подчёркивание, выделение какого-либо слова может дости- гаться при ИК-2 другими фонетическими средствами – ослабле- нием или замедлением голоса.

Пример: Я хотел к вам за-а-автра (медленно) прийти.


ИК-3

Характеризуется восходящим движением тона на гласном центра, этот гласный произносится выше предцентра, в пределах ударного слога продолжает повышаться, а уровень тона постцен- тра резко понижается.

Типичным случаем употребления ИК-3 является вопроси- тельное предложение без вопросительного слова.

Интонационный центр в ИК-3 находится на слове, которое несёт основную смысловую нагрузку. Причём этот центр может передвигаться в зависимости от цели высказывания и содержания разговора.

Пример: Вы сегодня приехали? (Да, я). Вы сегодня приехали? (Да, сегодня).

Вы сегодня приехали? (Да, приехали).

Заметим, что ИК-3 может употребляться и в предложениях с другими смыслами:

Пример: Наша собака (ИК-3) ужасно умная (ИК-1). Когда приехал Володя (ИК-3), всё стало ясно (ИК-1); б) мягкой просьбы.

Пример: Сделай это задание;

в) положительной или отрицательной оценки, в зависимо- сти от лексики (со словами так, такой, вот).

Пример: Вот молодец! Вот глупец! Там так красиво! Он

такой вредный!

Пример: Это вам (ИК-3) письмо / или соседу (ИК-2)?

В сложном вопросительном предложении вторая часть как отдельная синтагма обычно не оформляется.

Пример: Ты не знаешь (ИК-3), где моя книга?

ИК-4

Характеризуется нисходяще-восходящим тоном. Предударная часть ИК-4 произносится на среднем тоне с не-

значительным понижением перед ударной частью. Если ударный слог конечный, то тон начинается с более низкой точки по сравне- нию со средним и затем в пределах слога ровно повышается.

Если в ИК-4 есть заударная часть, то ударная произносится с понижением, а заударная – с ровным повышением тона.

Особенности ИК-4: ударный и конечный безударный глас- ный несколько удлиняются.

Типичные случаи употребления ИК-4:

Пример: А вы приедете? А тетради купил? А в кино ус- пеем?

Пример: Ваш билет (ИК-4)? Николаев, директор завода

(ИК-4), / в отпуске;

в) манерность, игривость в вопросах. Пример: А где же это ты был? Прошу вас?

Примеры: Угловая комната (ИК-3, ИК-4) / – это библио- тека (ИК-1).

Мужчина высокого роста (ИК-3, ИК-4) / поднялся с места

Уставшие, но довольные (ИК-3, ИК-4), / мы возвращались домой (ИК-1).

Такое отношение к делу (ИК-3, ИК-4) / надо поощрять

Точно так же при помощи ИК-3 и ИК-4 интонируются и сложные предложения. Подробнее об этом читайте в рекомендо- ванной книге Ю.Г. Лебедевой (с. 140).


ИК-5

Имеет два центра: на гласном первого центра – восходящее движение тона, на гласном второго – нисходящее: уровень тона между центрами выше предцентра и постцентра.

ИК-5 употребляется при выражении высокой степени при- знака, действия, состояния, эмоциональной, восторженной оцен- ки (со словами как, какой, сколько):

Пример: Какой у неё голос! Как он учится! Настоящая вес- на! Сколько цветов!

ИК-6

На гласном центра восходящее движение тона выше пред- центра, уровень тона постцентра также выше предцентра. ИК-6 употребляется при выражении незавершенности, но, в отличие от ИК-3 и ИК-4, вносит оттенок приподнятости, торжественности, высокой степени количественного и качественного признака, дей- ствия, состояния.

Вообще ИК-6 отличает несколько значимых признаков, кро- ме основной схемы произнесения, и каждый из признаков и (или) их мена дают разные значения:

а) верхний регистр голоса, увеличение длительности глас- ного центра, увеличение мускульного напряжения всей артикуля- ции дают торжественный тон.

Пример: Московское время (ИК-6) / 12 часов (ИК-1). Все системы космического корабля (ИК-6) / работают (ИК-6) / нор- мально! (ИК-6);

б) то же самое, но без увеличения мускульного напряжения встречается в интонировании сказочных повествований.

Пример: Пришёл Иван-Царевич (ИК-6) / и говорит (ИК-6);

в) значительное увеличение гласного центра и конечного гласного характеризует высказывания с эмоциональной оценкой.

Пример: Кого я вчера встретил! Воды набралось! Море!

г) наконец, верхний регистр голоса и ускорение темпа при этой ИК-6 характерны дл переспрашивания.

Пример: Что ты сказал?

ИК-7

На гласном центра восходящее движение тона выше пред- центра, уровень тона постцентра ниже центра. В отличие от ИК-3 в конце гласного центра происходит смычка голосовых связок. ИК-7 употребляется при выражении экспрессивного отрицания, усиления оценки.

Сравнение звучащих предложений различной синтаксической структуры показывает, что в русском языке можно выделить семь типов интонационных конструкций.

При сходстве направления и уровней тона в качестве различительных признаков используется 1) длительность центров ИК, 2) усиление словесного ударения центра в результате большей напряжённости артикуляции гласного, усиливающей отчётливость тембра, 3) смычка голосовых связок в конце гласного центра, воспринимаемая как резкий перерыв звучания.

В потоке речи каждый тип ИК представлен рядом реализаций: 1) нейтральных, характеризующих тот или иной тип ИК при выражении смысловых отношений, и 2) модальных, имеющих какую-либо особенность строения, предназначенную для выражения субъективного, эмоционального отношения говорящего к высказываемому.

Тип ИК во всём многообразии его реализаций, передвижение центра ИК, членение речевого потока составляют основные интонационные средства русского языка.

Различают семь типов интонационных конструкций (ИК), имеющих фонологическую значимость (семь ИК по Е.А. Брызгуновой):

ИК-1 наблюдается при выражении завершенности в повествовательных предложениях: Анна стоит на мосту . Наташа поет. Для ИК-1 характерно понижение тона на ударной части.

ИК-2 реализуется в вопросе с вопросительными словами: Кто пьет сок? Как поет Наташа? При ИК-2 ударная часть произносится с некоторым повышением тона.

ИК-3 характерна для вопроса без вопросительного слова: Это Антон? Ее зовут Наташа? Для этой интонации характерно значительное повышение тона на ударной части.

ИК-4 - это вопросительная интонация, но с сопоставительным союзом а: А вы? А это? На ударной части происходит повышение тона, продолжающееся на безударных слогах.

ИК-5 реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сегодня день! На ударной части - повышение тона.

ИК-6, так же как и ИК-5, реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сок вкусный! Повышение тона происходит на ударной части и продолжается на заударной части.

ИК-7 употребляется при выражении завершенности в повествовательных предложениях, но ударная часть в отличие от ИК-1 эмоционально окрашена: И Антон стоит на мосту.

Орфография.

Орфография – раздел науки о языке, занимающийся избирательными написаниями, и система правил такого письма. Правила письма обеспечивают точную передачу содержания и правильное понимание написания.

Выделяются следующие разделы орфографии: 1) правила написания слов и их частей, т.е. морфем (это основной раздел орфографии). 2) правила слитного, раздельного, дефисного написания. 3) правила употребления прописных букв. 4) правила переноса слов. 5) графические сокращения слов.

В русской орфографии существует несколько типов написаний слов:

1. Простейшие написания. Они еще называются фонетическим, так как написание морфемы соответствует произношению: дом, искры;

2. Проверяемые написания – основываются на морфологическом принципе русской орфографии: стена – стены;

3. Беспроверочные написания. Если написание слов нельзя проверить, то такие написания надо запоминать, они фиксируются в специальных орфографических словарях: собака, топор, корова;

4. Существует противопроверяемое написание. Сюда относятся гласны, которые чередуются в корне. Это исторические или традиционные написания, т.к. написание этих слов в современном состоянии языка объяснить невозможно, но в некоторых случаях эти написания сохранились с древнейших времен и существуют по традиции. Таково написание правописание гласных после шипящих;

5. Дифференцирующее написание. Два слова могут звучать одинаково, но имеют разные значения и пишутся по-разному: балл – бал, плачь – плачь.

Основной принцип русской орфографии.

Морфологический принцип русской орфографии требует единообразного написания морфем независимо от произношения звуков. В соответствии с ним каждая морфема – корневая, префиксальная, суффиксальная, флексийная – воспроизводится на письме в одном и том же виде, несмотря на ее различное произношение в разных словах и формах. Например: море, моряк, моряком, морской, или е, в отношении приставки под-: подвести, подкатить, поднял.

Морфологический принцип письма требует избрания какого-то одного, наиболее традиционного графического вида морфемы и исключает ее письменную вариантность. Всякое написание (или ряд написаний), не нарушающееся графического единообразия морфемы, является морфологическим.

Морфологический принцип русского письма охватывает большинство написаний слов и словоформ и реализуется в конкретных орографических правилах, которые подразумевают проверку написания определенной буквы, морфемы, путем подбора однокоренных, одноприставочных, односуффиксальных слов, словоформ или словоформ с одной и той же флексией, в которых соответствующая фонема находилась бы в сильной позиции:

1). В конце слова или перед согласной буквой нужно писать ту корневую согласную (обозначающую звонкий или глухой согласный звук), которая пишется в однокоренном слове или словоформе перед гласной буквой или перед р, л, м, н, в: ду[п]ки – дубок, дубовой, стол[п] – столбы;

2). При непроизнесении согласного в сочетании согласных следует писать соответствующую букву, если в однокоренном слове этот согласный произносится, а соответствующая ему буква пишется: сердце – сердец, счастливый – счастье, французский – французы;

3. Приставка в-, над-, об-, под-, от-, с-, пред-, не меняют свое написание, если в слабой позиции их конечные звуки перед глухими или, наоборот, перед звонкими оглушаются или озвончаются: втолкнуть, вбить, врубить, влезть; надкусить – надрубить, надрезать; обтесать – обрезать; отдать – отучить; сделать –сразить;

4. В словах от основ на две одинаковые согласные перед суффиксом эти согласные сохраняются: группка, программка, классный. Из этого правила есть, однако, ряд исключений в сторону фонетического принципа написания: оперетка (хотя оперетта), финка (финн), кристальный (хотя кристалл). Вслед за произношением пишутся с одной согласной буквой начальные или соединительные части, усеченные основы сложносокращенных слов: грампластинка (грам – морфологический), профгрупорг (группа), конармия (конный);

5. Если произносимый звук [ш] относится целиком к корню или целиком к суффиксу, то в слове нужно писать букву щ, если же этот звук относится к разным морфемам, то следует писать различные сочетания букв, проверяя написание подбором слов, ср.: щетка, ищу, дощатый (не достаточный), погонщик, женщина, но перевозчик – перевоз; разно[ш]ик – разносчик; же[ш]е – жестче;

6. По морфологическому принципу нужно писать помощник, хотя произносится помо[ш]ник. (помощь);

7. Как правило, звукосочетание [шн] нужно передавать сочетанием букв чн: було[ш]ная (булочка), яичница (яичко);

8. Неударяемые окончания существительных обычно проверяются под ударяемым окончаниям существительных того же склонения и в той же падежной форме и пишутся так же: в городе, в парке, как и на столе; из неволи как и из земли; в сите как - как в ведре.

Морфологический принцип единообразного написания частей слова очень удобен. Он охватывает о 90 % всех слов. Поэтому он является ведущим, но в ряде случаев, он нарушается, т.к. существует целый ряд отступлений. Эти отступления охватывают и правописание корней и правописание приставок, суффиксов и окончаний.

Назначение интонации в организации высказывания, характеристика основных речевых приемов, определение основных коммуникативных компонентов. Функции интонации, специфика выразительного чтения, применение интонационных конструкций в русском языке.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 14.06.2016
Размер файла 28,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУМАНТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ)

ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ И ТЕХНИКИ РЕЧИ

Типы интонационных конструкций

Студентка Филоненко М.И.

Содержание

интонация речевой высказывание язык

1. Назначение интонации в организации высказывания

2. Типы интонационных конструкций

3. Основные коммуникативные компоненты высказывания

4. Функции интонации

1. Назначение интонации в организации высказывания

Это совокупность всех суперсегментных средств языка (собственно интонация, ударение и др .): 1) мелодика, т.е. движение тона по фразе, 2) различные типы ударения, 3) паузы, т.е. перерывы различной длительности в звучании, 4) тембр голоса, играющий важную роль, особенно в эмоциональной окраске речи.

Интонация в узком смысле -- это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом. Произношение языковой единицы с той или иной интонацией, или интонационное оформление высказывания называется интонирование.

Единица интонации -- интонема, или интонационная конструкция.

2. Типы интонационных конструкций

В русском языке исследователи (Е.А. Брызгунова) выделяют семь типов интонационных конструкций (ИК) в зависимости от соотношения частей ИК: центра, предцентра и постцентровой частей.

Каждая интонационная конструкция имеет центр, предцентровую и постцентровую части. Центр -- слог, на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимые для выражения таких различий, как вопрос, утверждение, волеизъявление. Передвижение интонационного центра выражает смысловые различия внутри предложения и изменяет соотношение предцентровой и постцентровой частей.

Различительные признаки ИК -- направление тона на гласном центра и соотношение уровней тона составных частей ИК. При сходстве направления и уровней тона в качестве различительных признаков используется длительность центров ИК, или усиление словесного ударения центра в результате большей напряженности артикуляции гласного, усиливающей отчетливость тембра, или смычка голосовых связок в конце гласного центра, воспринимаемая как резкий перерыв звучания.

Интонационная конструкция совершается в пределах синтагмы или в пределах предложения, если оно произносится как односинтагменное. На практике одно и то же предложение может быть расчленено на разное количество синтагм (синтагматическое членение предложения зависит от цели высказывания), и при этом одна и та же синтагма может быть произнесена в определенных условиях с разными типами ИК. Если предложение состоит из ряда синтагм, интонационные конструкции, реализуя свои собственные функции, выстраивают определенные отношения между синтагмами (незавершенность, противопоставленность, соотносительность и пр.). Взаимодействие ИК в пространстве целого предложения и формирует его коммуникативное значение (отметим, что в работах по звучащей речи такая структура именуется чаще всего фразой. Границы между фразами принято отмечать двойной чертой ||, а границы между синтагмами - одной чертой |).

Таблица 1. Интонационные конструкции

Отношения: предцентр - центр - постцентр

Постцентр значительно ниже предцентра.

Констатация, спокойное завершение, заголовок.

Сегодня шесvтое мая ||

Интервью наконец состоvялось ||

vВыборы состоятся через неделю ||

Постцентр несколько ниже предцентра.

Завершенность, вопрос, сопоставление.

Усиление ударения на центре (логич. ударение).

Вся страvнапомнит этот день ||

Что может исvправить положение || (?)

Сегодня оvсобенно тепло||

После восхождения на центре снижение до уровня ниже, чем зачин.

Незавершенность, перечисление, вопрос.

Обещаний ^много | (а результатов нет) ||

Обещаний ^много | много разго^воров | бумажной воло^киты ||

Законодательное со^брание | (отклонило закононопроект) ||

Законодательное собрание откло^нило закононопроект || (?)

Кто от^ветит за случившееся || (?)

Кто ответит за слу^чившееся || (?)

Средний уровень тона на предцентре, затем снижение и сразу восхождение с удержанием высокого тона на постцентре (похоже на ответ по телефону: vДа-^а!)

Однvа^ко|(на момент проверки никого не оказалось) ||

Официvа^льное заявление | (будет сделано позже) ||

Президент посетил акадvе^мию | встретился с офицерским состvа^вом | (и вручил награды) ||

Конструкция с двумя центрами: первый с восходящим тоном, втором - с нисходящим.

В обоих центрах усилено словесное ударение.

В э^фире vновости || (!)

Как^ойпрекрасный vпраздник состоялся || (!)

Постцентр сохраняет высоту центра до конца фразы.

Незавершенность, патетика, экспрессивность.

Звучат фан^фары || (!)

Парад от^крыт || (!)

И ^ктомог предвидеть такой гол || (. )

Резкое повышение тона с почти прерыванием голоса (смычкой связок перед заударным гласным, как в ответе Нй-а!) и резкое падение тона на постцентре.

Отvлич-ный был вратарь | (!)

Ка^ка-я там победа | (еле-еле вытянули игру) ||

3. Основные коммуникативные компоненты высказывания.

Обратимся к примеру реализации в речи радиоведущего незавершенности высказывания, что бывает вызвано, в частности, необходимостью перечисления: По словам его представителей^3| в храме есть v2| vавтомойка^4| vшиномонтаж^4| vавтосервис^4| платная vавтостоянка^4| столовая^3| химчистка^3| торговые ларьки^3| и павильоныv1||.Ведущий группирует перечисляемые номинации с помощью двух интонационных конструкций, каждая из которых используется в русском языке при перечислении: первые четыре из восьми оформлены ИК-4, а вторые четыре - оформлены ИК-3. Вместе с тем стандартной, нейтральной, не несущей добавочных коммуникативных значений является ИК-3, самая многофункциональная конструкция в русской интонации. Чем объясняется такой выбор ведущего?

Выбор тех или иных ИК связан и со смысловым прогнозированием при одновременном чтении и произнесении больших и структурно сложных предложений. Например: Между тем в эрпэцэ говорят^3| что всю коммерческую деятельность^3|на территории храма^3| осуществляет Фонд храма Христа Спасителя^3+доб. удар.| чьим учредителем^3| сам храм^3+доб.удар.| не являетсяv1 ||.Предложение оформлено исключительно на ИК-3 со значением незавершенности. Правда, уловив элемент противопоставления храма и некоего фонда, ведущий прибегает к добавочному ударению на словоформе фонд, но не оформляет эту синтагму с помощью ИК-2, имеющей в своем арсенале значение сопоставления (в первую очередь, за счет усиленного ударения на интонационном центре:|осуществляет Фондv2храма Христа Спасителя|.Так мог бы быть сформирован рематический компонент: ИК-2 на фоне значения незавершенности ИК-3 и значения завершенности ИК-1 позволяет вычленить основную идею последнего предложения: сообщается о существовании некоего фонда. Такой выбор ИК усиливает новостной вес текста. Однако воспользоваться возможностями ИК-2 на этом компоненте структуры ведущему не позволяет достаточно большой текстовый фрагмент, следующий далее (чьим учредителем сам Храм не является), без осмысления которого трудно принять решение об общей идее данного предложения.

Люди, чья профессия - коммуникация, должны развивать в себе интонационный слух и тренировать интонационные навыки. Знание о самом существовании особых свойств, функций интонации уже включает в человеке говорящем и рефлексирующем механизмы наблюдения, вычленения подобного и разного, приучает к анализу услышанного и сказанного, что, в конечном счете, синтезируется в речевую способность на новом уровне владения родным языком как инструментом профессии.

4. Функции интонации

Важнейшим интонационным показателем является местоположение акцентов в предложении. Наличие акцента на слове указывает на его существенную коммуникативную функцию: акцент маркирует категории ремы, новой темы и фокуса противопоставления.

Кроме семантических, интонация выполняет и структурные функции: она осуществляет членение устного текста на предложения и синтагмы и указывает на положение частей внутри целого (сигналы завершенности/незавершенности).

1) Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания (вопросительное, побудительное, повествовательное)

2) Выражение актуального членения предложения (тема и рема)

3) Интонация детализирует смысловые отношения: интонация перечисления (Дома, улицы залиты светом), уточнения (Старшая сестра, Надя, окончила школу), уточнения, вводности (Письмо, должно быть, отправлено), обособления, обращения и т.д.

4) Выражение эмоционально-экспрессивной окраски -- восклицательный не восклицательный. Интонация, например, выступает как средство выражения иронии, авторской оценки.

1. Брызгунова Е. А. Интонация и синтаксис // Современный русский язык / Под ред. проф. В. А. Белошапковой. М., 1989.

2. Русская грамматика. Том I, II. М., 1982.

3. Светозарова Н. Д. Интонационная система русского языка. Л., 1982.

4. Торсуева И. Г. Интонация и смысл высказывания. М., 2009.

5. Янко Т. Е. Интонационные стратегии русской речи в сопоставительном аспекте. М., 2008.

6. Бондарко Л. В. Гордина М. В., Вербицкая Л. А. Основы общей фонетики. СПб,1991.

7. Брызгунова Е. А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи. М.,1987.

8. Бубнова Г. И., Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникация: Синтаксис и просодия. М., 1991.

9. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.

11. Ягунова Е. В. Вариативность стратегий восприятия звучащего текста. Пермь, 2008.

Подобные документы

Классификация интонационных типов в русском языке (мелодика, длительность, интенсивность, тембр, пауза). Основные компоненты и функции интонации. Особенности тональной системы вьетнамского языка. Понятие и классификация тонов, их диакритические знаки.

курсовая работа [48,2 K], добавлен 15.12.2015

Рассмотрение интонации с точки зрения общей фонетики как просодической характеристики языка. Типы русской интонации по Боянусу: низкое падение, высокий подъем, низкий подъем, восходяще-нисходящий тон. Особенности фразового ударения в английском языке.

курсовая работа [576,7 K], добавлен 20.03.2014

Понятие интонации как атрибута речи и средства выразительности, ее сущность, функции, взаимосвязь с синтаксисом и ритмом. Мелодика, громкость, ударение, темп и паузы как основные компоненты интонации. Общая характеристика интонационных стилей языка.

реферат [41,1 K], добавлен 07.12.2009

Определение интонации в работах лингвистов. Функционально-стилистическая дифференциация интонации. Мелодика как компонент интонации английского и бурятского языков. Интонационные особенности чтения сказки. Результаты электроакустического анализа.

дипломная работа [1,4 M], добавлен 26.04.2010

Исследование фонетических параметров американского варианта английского языка, его фонемных и ритмико-интонационных особенностей. Определение понятия "диалект". Функции речевого ритма. Взаимосвязь ритма и интонации. Сущность понятия "интонационный стиль".

дипломная работа [129,0 K], добавлен 27.01.2014

Теоретический аспект в изучении интонации немецкого, английского и русского языков. Темп речи как компонент интонации. Правильная расстановка пауз. Тембр голоса. Ударные слоги английского предложения. Изучение особенностей немецкого произношения.

реферат [803,4 K], добавлен 23.11.2014

Интонация и ее основные функции в американском варианте английского языка. Основные компоненты речевой интонации. Длительность и темп речи. Абсолютная длительность интонационных пауз, их смысловая нагрузка. Основные особенности стихотворного почерка.

В русском языке выявлено семь основных типов ИК. Они различаются по соотношению движения тона, на трех участках фразы7: в предцентровой части, центре и постцентровой части.

Содержание

Е.А. Брызгунова предложила для записи интонации удобную интонационную транскрипцию. В ней обозначаются границы интонационного членения, а над ударным гласным слова, которое является интонационным центром, ставится цифра, обозначающая тип интонационной конструкции (сокращенно ИК, читается и-ка). В русском языке выявлено семь основных типов ИК. Они различаются по соотношению движения тона, на трех участках фразы7: в предцентровой части, центре и постцентровой части. При этом направление движения основного тона может быть различным: ровным ( - ), нисходящим ( ↓ ) и восходящим ( ↑ ).

Таким образом, интонация – это различные соотношения движения тона, тембра, темпа звучания, а также паузирование, логическое ударение, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний.

Смыслоразличительные возможности интонации наиболее ярко проявляются при сравнении высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом. Рассмотрим следующие примеры, в которых показано движение тона (горизонтальной чертой), усиление словесного ударение (двойной чертой =).

Смысловые различия в 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 предложениях несовместимы в одном контексте: нельзя употребить одно высказывание вместо другого без нарушения смысла. Покажем это на рассмотренных выше предложениях. Цифрой над выделенной буквой, обозначающей ударный гласный звук, показан номер ИК.

1

  1. Студенты вернулись. (- Да? А мы ждали их через неделю). 3
  2. Студенты вернулись? (- Нет. Ждем их через неделю). 2
  3. Выключите свет! (Сколько раз можно напоминать об этом). 3
    1. Выключите свет! (- Конечно). 2
    2. Какой там климат? (- Мягкий). 7

    Как мы видим, в отличие от рассмотренных выше 7 и 8 предложения сохраняют смысловую общность – волеизъявление.

    Интонационные конструкции

    В русском языке выделяют семь типов ИК. Их различие определяется уровнем и направлением движения тона в том слоге, на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимых для выражения вопроса, утверждения, волеизъявления, завершенности/незавершенности высказывания. Этот слог является центром ИК. (Мы показываем этот слог курсивом). Он может находиться в начале, середине или в конце конструкции на ударном слоге интонационно выделенного слова. Продемонстрируем все типы ИК на конкретных примерах и кратко опишем основные интонационные конструкции.

    ИК-1: Здесь живут мои родители.

    И мой брат здесь живет.

    Он уехал в институт. Там он. Там.

    В предцентровой части колебания тона сосредоточены в средне-верхней полосе ее диапазона. Гласный центра произносится с нисходящим или ровным движением тона в диапазоне предцентровой части или ниже ее. Постцентровая часть произносится ниже уровня предцентровой части. ИК-1 используется при повествовании, в простых и сложноподчиненных предложениях, где главное предложение находится перед придаточным.

    ИК-2: Вы на каком факультете учитесь?

    Где вы работаете?

    Где работает Николай? Здесь!

    Уровень тона выше, чем в ИК-1. Гласный центра произносится с нисходящим или ровным движением тона в диапазоне предцентровой части. Гласный центра, в отличие от ИК-1, характеризуется усилением словесного ударения (в схеме отмечается жирной чертой). Постцентровая часть произносится на уровне тона ниже предцентровой. ИК-2 употребляется при вопросе, повествовании и волеизъявлении, а также при обращениях, приветствиях, восклицаниях. Например:

    Он придет завтра или послезавтра? Где Павел будет жить?

    Завтра он придет! Завтра!

    Воды! Тихо! Молчать! Володя! Здравствуй!

    ИК-3: Вы были в кино? Вы были в кино? Вы?

    В предцентровой части колебания тона сосредоточены в среднем диапазоне. Гласный центра произносится с восходящим движением тона выше уровня предцентровой части. Постцентровая часть произносится на уровне тона ниже предцентровой. ИК-3 употребляется при вопросе и переспросе:

    - Петя вернулся? Когда он вернулся? – Два дня тому назад. – Когда?

    В повествовании ИК-3 сигнализирует незавершенность высказывания: После школы / я сразу пойду домой.

    ИК-3 широко употребляется для выражения высокой степени проявления признака:

    Этот фильм такой скучный! Там столько детей!

    ИК-4: Ваше имя? Возраст? Факультет? Курс?

    Гласный центра произносится на уровне тона ниже предцентровой части. Постцентровая часть произносится выше уровня центра и предцентровой части. ИК-4 употребляется при вопросе, который связан с предшествующим предложением:

    - В прошлом году они были на Байкале. – А в этом году?

    - Это слово произносится не так. – А как же?

    ИК-4, в отличие от ИК-3, придает речи официальность:

    Позвольте, гражданка, / на станции / согласно багажной квитанции /от вас получили багаж.

    ИК-5: Какое утро!

    Замечательный фильм! Отвратительно!

    ИК-5 имеет два центра, в отличие от других ИК. Гласный первого центра произносится с восходящим движением тона выше уровня предцентровой части. Длительность согласных и гласного центра выше примерно в два раза по сравнению с другими ударными слогами. На гласном второго центра тон понижается. Оба центра характеризуются усилением словесного ударения. Постцентровая часть произносится ниже уровня предцентровой части. ИК-5 употребляется преимущественно при повествовании и частично при волеизъявлении и вопросе. При повествовании ИК-5 служит средством высокой степени проявления признака, а также усиления оценки:

    Вот это рекорд! Добрейшая душа.

    В моей руке /- какое чудо! - / твоя рука!

    ИК-6: Какой вечер теплый! А кто к нам пришел! Какие люди!

    Книг у него сколько! Книг!

    Гласный центра произносится с восходящим движением тона выше уровня предцентровой части. Более высокий уровень тона отличает ИК-6 от ИК-4. Постцентровая часть произносится выше уровня предцентровой части. ИК- 6 употребляется преимущественно в повествовании и частично в вопросе. ИК-6 часто используется в торжественно-приподнятой речи:

    Все системы космического корабля работают нормально!

    ИК-6, наряду с ИК-3 и ИК-5, употребляется при выражении высокой степени проявления признака:

    Какие яблоки! Сколько грибов!

    ИК-7: Хорошо здесь! Не говори!

    Вряд ли это так! Нет!

    Гласный центра произносится с восходящим движением тона выше уровня предцентровой части; гласный заканчивается смычкой голосовых связок, и это отличает ИК-7 от ИК-3. В результате смычки открытый слог становится закрытым. Смычка голосовых связок акустически воспринимается как резкий перерыв звучания гласного и хорошо прослушивается в отрицании Не-а (в разговорной речи и речи детей), которое произносится с ИК-7:

    - Согласен? – Не-а. В этом отрицании дефис показывает разделение двух гласных смычным элементом. Постцентровая часть произносится на уровне тона ниже предцентровой.

    Читайте также: