Культура руси 12 16 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.

Культура Киевской Руси характеризуется следующим:

Особенности культуры древней Руси

Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:

  • Двоеверие. Именно в период Древнерусского государства на Руси было 2 религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием обеих религии. Более того даже в современной русской культуре есть элементы язычества, которые сохранились еще с тех времен (ярчайший пример - масленица).
  • Смешение культуры восточных славян и их соседей. Непосредственно культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде изображений животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние же народы также оказали свое влияние на становление культуры Древнерусского государства. В частности славяне заимствовали у своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры, славяне южные и западные) различные элементы. Например так был заимствован бога Перун, который стал аналогом Перунаса.

Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.

Былина о трех богатырях

Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.

Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.

Берестяная табличка - письменность на Руси

После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Лаврентьевская летопись

Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:

  • Многоярусность. В основном это использовалось при строительстве крупных домов и религиозных храмов.
  • Над строениями возвышались небольшие башенки.
  • Большое количество пристроек к основному строению.

После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.

Десятинная церковь в Киеве

Первые каменные храмы Киевской Руси строились по византийскому типу. Связано это с тем, что стройками руководили византийской архитектуры и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность - центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси.

Софийский собор в Новгорое - памятник зодчей культуры Руси

Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:

  • Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола.
  • Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены.

Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Фрески Софийского собора в Новгороде

Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.

Художественное ремесло

Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами.

Доспехи войина Киевской Руси

Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

Литература. В развитии литературного процесса наметилось несколько направлений.

Архитектура. Большинство храмов XII — начала XIII в. одноглавые. Происходит постепенное замещение мозаик фресками. Создаются великолепные образцы белокаменной архитектуры: Дмитриевский собор, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли, княжеский замок в Боголюбове. Эти постройки отличают изысканность, стройность, ясность, устремлённость ввысь, богатый декор стен.

Период ордынского ига XIV—XV вв.

Архитектура. Одним из крупнейших центров развития архитектуры к середине XIV в. стала Москва. Во время правления Дмитрия Донского был возведён белокаменный Кремль в Москве, в окрестностях города построены Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Успенский собор на Городке в Звенигороде.

Изобразительное искусство. Период конца XIV — начала XV в. стал золотым веком иконописи. В это время творили выдающиеся художники Феофан Грек и Андрей Рублёв. Феофаном Греком созданы фресковые росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура России в 12- 17 веках

Период раздробленности XII- середина XIII веков. Особенности: Полицентризм Бурное развитие

Литература Расцвет летописания (При каждом княжеском дворе свои летописи) -Владимирский свод (с 1117 года) содержал миниатюры -Галицко-волынская летопись отличалась светскостью и поэтичностью изложения -Новгородские и псковские летописи краткостью и деловитостью, содержанием экономических данных 2. Жития и Патерики (сборники житийных рассказов) 3. Сказания -Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери - Сказание о победе над Волжскими Булгпрами Кирилл Туровский – считался лучшим проповедником и писателем Слово о полку Игореве (1185-1187) Поход Новгород-Северского князя на половцев. Главная идея – объединение Руси. Слово Даниила Заточника (конец 12 века) – убеждает князя Ярослава (Сына Всеволода Большое гнездо взять его на службу) - Моление Даниила Заточника 7. Слово о погибели земли Русской -Описание батыева нашествия

Архитектура Особенности Увеличилось число построек , особенно каменных зданий. Научились вписывать постройки в окружающий ландшафт Появился характерный тип русского храма (четырех стопный, крестово-купольный) Разнообразие

Архитектурные школы Руси Западная и Юго-Западная (белый камень, резьба, скульптуры, краски) Южная (Киев, Чернигов, Переяславль) – кирпич, башнеобразная форма) Владимиро-суздальская – белый известняк, аркатурные пояса. Новгородская простота, небольшой размер, камень плитняк.

Церковь Успения Богородицы Пирогощи (1131-1136) Южная Кирилловская церковь в Киеве была построена в середине XII. Стены Кирилловской церкви покрыты живописью — фресками XII века

Пятницкая церковь в Чернигове построена в конце ХІІ – в начале ХІІІ в.в

Владимиро-суздальская Собор Рождества Богородицы в Суздале,1122-1125 При Юрии Долгоруком построены: - Церковь Бориса и Глеба в Суздале

Андрей Боголюбский Золотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году Успенский собор во Владимире (1158—1160 гг.),

Дмитровский собор во Владимире. 1191 год. Всеволод Большое Гнездо

Гео́ргиевский Собо́р расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьев-Польский Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем.

Георгиевский собор Юрьева монастыря — православный храм в Юрьеве монастыре (Великий Новгород). Построен в 1119 году, Новгородская школа

Новгородская школа Церковь Иоанна на Опоках (на Петрятине дворе) названа в честь пророка Иоанна Предтечи. Заложена в 1127 году князем Всеволодом Мстиславичем.

Рождественский собор Антониева монастыря. Заложен в 1117 году на средства, выловленные из Волхова.

Це́рковь Спа́са на Нере́дице Построена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче.

Живопись Иконы -Битва суздальцев с новгородцами -Дмитрий Солунский -Ангел Золотые Власы Ангел Золотые Власы Фрески -В роспись храмов проникают бытовые Появились выносные иконы

Образование -Для горожан – школы при церквях и монастырях -Писали на бересте. -Не менее 10% горожан были грамотными, особенно высокая грамотность в Новгороде. Домашнее обучение.

Литература Устное народное творчество -Былины и сказки (Враг- татары) Сказание о Щелкане, о Дюдюке. - Песня об Авдотье Рязаночке -сказки о Бабе-Яге - повесть о раззорении Рязани Батыем -Повесть о нашествии Тохтамыша Культура России в XIV-XV веках

Литература Рассказы о путешествиях Хождение Стефана Новгородца в Царьград (14) Хождение на Флорентийский Собор (15) Хождение за три моря тверского купца Афанасия Никитина (о путешествии в Индию (15 век) Летописание (летописи 14 века погибли) Летописание ожило благодаря митрополиту Киприяну (Троицкая летопись , общерусский свод, 1408) - множество летописей в правление Ивана III (как официальных, так и независимых)

Много строил Иван Калита, но ничего не сохранилось Архитектура

Белокаменный кремль построен при Дмитрии Донском в 1367 году

Кремль из кирпича построена при Иване III? итальянскими мастерами (Антон Фрязин, Марк Фрязин, Антонио Солари)

Церковь Фёдора Стратила́та на Ручью́ — храм XIV века в Великом Новгороде Церковь Фёдора Стратила́та на Софийской стороне конец 13 века

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.

Троицкий собор Троице-Сергеевой лавры 1423г

Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства.

Существующий Архангельский собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном

Гранови́тая пала́та — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 — 1491 году по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

Живопись14-15 века считается наибольшим расцветом иконописи Андрей Рублев (1360-1430) Спас в силах, 1408 Святая Троица, 1410-е. Фрески Благовещенского собора, иконостасУспенского собора во Владимире.

Феофа Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. 1378 г. Донская икона Божией Матери

икона Феофана Грека - Успение Богородицы, 1392 год, оборот Донской иконы Божией Матери

Диони́сий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублева. Одигитрия Смоленская. 1482 г. Сошествие во ад. 1495—1504 гг.

Димитрий Прилуцкий с житием, икона из Спасо-Прилуцкого монастыря. Ок. 1503 г Варвара Великомученица

На рубеже 14-15 веков появляется Иконостас перегородка отделяющая Алтарь, имеет несколько рядов икон – чинов.

Традиционная патриархальность Патриотизм Формирование великорусской народности -создание централизованного государства, идея доброго царя Культура России в 16 веке.

Архитектура Федор Конь -Линия обороны Москвы – Белый город, крепость в Смоленске появляется шатровый стиль - Активно строятся монастыри

Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе. Первый шатровый храм. 1510-е гг.

Церковь Вознесения в Коломенском. 1535 год

Собор Покрова на рву. 1555-61 гг. Покровский собор был построен в 1555—61 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве, эта версия ныне устарела

Фрески (Роспись Благовещенского собора) - Иконы – после Стоглавого собора (1550)приняты образцы изображения святых, Икона становиться более информативной. Живопись Церковь воинствующая). Ок. 1550-1560 г написана, вероятно, по заказу царя Иоанна Васильевича IV Грозного после покорения Казани.

Появляются две школы – Годуновская и строгоновская - Миниатюра -Лицевой свод, Житие Сергия Радонежского Парсуна – конец 16- начало 17 века Никита Воин. 1593 г., Прокопий Чирин

Повышенный интерес к истории, образованию Изменилось отношение к западу Начало обмирщения культуры Культура России в 17 веке.

Образование и посвящение --Школа в Немецкой слободе, частные школы, домашнее обучение.(Симеон Полоцкий, Морозов- учителя Алексея Михайловича. - Славяно-греко- латинская академия в Москве,(Братья Лихуды, 1687г. -Создание государственных (Посольского приказа) и частных (Ордина- Нащокина, Голицына) библиотек. -Рост печатной продукции (Букварь В. Бурцева, Псалтырь и Часослов, Грамматика М. Смотрицкого) -Накопление научных знаний (перевод европейской научной литературы)

Архитектура Успенский храм (1628 г.) - уникальный памятник древнерусского зодчества. За необычайную красоту эта церковь получила название "Дивная". Церковь "Троицы в Никитниках« Построена в 1631—1634 годах на средства купца Григория Никитникова, выходца из Ярославля, на дворе его московской усадьбы

Коломенский дворец (также Дворец царя Алексея Михайловича) — деревянный царский дворец, построенный в селе подмосковном селе Коломенском во второй половине XVII века.

Теремной дворец московского кремля. Нарышкенское Барокко

Церковь покрова в Филях. Москва.

Церковь Рождества Богородицы. Москва.

Иконы Симона Ушакова ("Спас Нерукотворный", "Владимирская Богоматерь«, Троица) роспись церкви Троицы в Никитниках, Ильи-Пророка в Ярославле (Гурий Никитин), Возникновение жанра парсуны (портрета) Живопись

Культура Киевской Руси в 12 веке представляла собой своеобразный синтез двух религиозных систем – христианства, которое было принято чуть больше века назад и язычества, которое было основой культуры славянских племен. Несмотря на то, что христианство прочно вошло в повседневную жизнь и стало серьезной культурной и политической силой, процесс духовных изменений и культурных шел не очень быстро – в разных сферах деятельности человека все еще проглядывались древние языческие корни и традиции. Особенно важно отметить, что язычество не так быстро уступило место христианству в культурном сознании по той причине, что племена, из которых сформировалась Древняя Русь, не были варварами, напротив, они имели свою древнюю культуру, свой язык, свою письменность, календари и систему ценностей – не так просто было вытравить это из сознания людей. Наряду с христианскими мотивами в искусстве этого периода все еще присутствовали природные мотивы, свойственные язычеству – почтительное уважение к природе, к животным, птицам (которых часто изображали на различных изделиях ремесленники). Таким образом, в 12 веке параллельно существовало христианское творчество – иконопись, церковная архитектура, и языческое – природные мотивы в народных ремеслах.

Двоеверие существовало достаточно долго, по некоторым сведениям, в 12 веке на Руси было еще достаточно много язычников, и они не могли не нести свою культуру и свои традиции. В крупных городах культура все больше принимала в себе христианскую идеологию и эстетику, строились церкви и монастыри, все чаще на фресках изображались библейские мотивы. А вот в отдаленных регионах и деревнях процветало язычество и народные промыслы.

Особенности культуры 12 века

Однако, несмотря на двоеверие, принятие христианства дало огромный толчок к развитию русской культуры, что стало особенно заметно в 12 веке. Более всего христианство повлияло на архитектуру, живопись и литературу. Начавшийся в 11 веке процесс развития грамотности, в 12 веке получил новый виток, что не могло не отразить на культур и, прежде всего, литературе. В целом, культура Руси в 12 веке во многом переняла традиции Византии и Греции, откуда и было перенято христианство. Основная концепция религии и религиозного искусства этих культур состояла в том, чтобы показать бренность земной жизни в противовес важности жизни духовной. Именно поэтому все чаще художники перестали изображать картины реальной жизни человека, они стали обращаться к библейским историям, к жизни духа, предпочтение теперь отдавалось священному, непостижимому, акцент делался на духовности и божественности.

Таким образом, главное внимание искусства в 12 веке постепенно перешло от человека во плоти, к человеческому духу.

Архитектура 12 века

Влияние Греции и Византии наиболее заметно в зодчестве и иконописи, так как две этих сфера наиболее тесно связаны с религией и религиозным сознанием. От Византии Русь переняла традицию купольно-крестовой формы храмов, которые начали строиться повсеместно. Первым подобным собором был Софийский собор в Киеве, у которого было 13 куполов, затем Собор Святой Софии в Новгороде, а следом за ним и множество других храмов. Однако в 12 веке архитектура Руси начинает несколько отходить от византийских традиций и принимать свои собственные, уникальные черты. Этому способствует рост феодализма и феодальной раздробленности, который в 12 веке принимает огромные масштабы. Каждый князь не просто желает получить власть, он стремиться сделать вверенные ему территории самыми красивыми, помпезными – начинают строиться храмы, в которые князья вкладывают огромные суммы денег, архитектура становится все более изощренной, более помпезной, что не свойственно греческим и византийским храмам. Появляются церковь Покрова на Нерли, Дмитровский и Успенский соборы во Владимире – символы новой архитектурной традиции. Успенский собор украшен совершенно особенной системой арок, которые придают архитектуре ажурность, некоторую легкость.

Живопись в 12 веке

Живопись также развивалась под влиянием христианства. Все большие обороты набирает иконопись, все чаще художники занимаются мозаиками и фресками, которыми украшают многочисленные храмы. Ярким примером может служить мозаика Богоматери в Софийском Соборе в Киеве.

Иконопись теперь становится русской – если раньше на Руси работали, в основном, греческие или византийские мастера, то теперь появляются свои собственные иконописцы, которые привносят новые традиции и элементы. Постепенно русские иконописцы уходят от копирования техники своих греческих коллег и начинает формироваться русская школа иконописи, ставшая позднее известной на весь мир. Профессионализм мастеров растет.

Литература в 12 веке

Читайте также: