Осуществление полицией надзора за соблюдением лицами освобожденными из мест лишения свободы кратко

Обновлено: 30.06.2024

Административный надзор осуществляется органами внут­ренних дел за отдельными категориями граждан, прибывших из мест лишения свободы. Правовым основанием применения этой административно-предупредительной меры является По­ложение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвер­жденное Указом Президиума Верховного совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-VI. Административный надзор устанав­ливается в целях наблюдения за поведением лиц, ранее суди­мых, оказания на них необходимого воспитательного воздейст­вия, предупреждения новых преступлений.

Эта мера применяется в отношении некоторых категорий лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В одних случа­ях надзор устанавливается при их освобождении по мотивированному постановлению начальника учреждения уголовно-ис­полнительной системы, в котором указываются основания для установления надзора и срок надзора. Постановление направ­ляется в орган внутренних дел по избранному поднадзорным месту жительства. В других случаях такое постановление выно­сит начальник органа внутренних дел.

Основанием для установления административного надзора в отношении особо опасных рецидивистов является вступивший в законную силу приговор, по которому данное лицо признано особо опасным рецидивистом.

Административный надзор устанавливается на срок от шес­ти месяцев до одного года; он может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости за данное пре­ступление. Продление административного надзора осуществ­ляется органами внутренних дел, о чем они уведомляют проку­рора.

Работники милиции обязаны систематически контролиро­вать поведение лиц, в отношении которых установлен админи­стративный надзор, принимать необходимые меры для приоб­щения их к общественно полезному труду, предупреждать и пресекать нарушения ими общественного порядка и правил со­циалистического общежития. При осуществлении администра­тивного надзора работники милиции имеют право:

истребовать сведения о поведении поднадзорного от адми­нистрации предприятий, учреждений и общественных органи­заций по месту его работы и жительства, а также от граждан;

возбуждать ходатайства перед соответствующими государст­венными, общественными и хозяйственными организациями о трудовом и бытовом устройстве поднадзорного;

вызывать поднадзорного на беседы в милицию; проводить при необходимости такие беседы в присутствии представителей администрации предприятий, учреждений, общественных орга­низаций, а также родственников поднадзорного;

требовать от поднадзорного устные и письменные объясне­ний по вопросам, связанным с исполнением правил админист­ративного надзора;

посещать в любое время суток жилище поднадзорного.

1) по истечении срока, на который он был установлен;

2) досрочно, если будет установлено, что поднадзорный твердо встал на путь честной трудовой жизни, положительно характеризуется по работе и в быту;

3) в случае погашения или снятия судимости с поднадзорного.

О прекращении административного надзора выносится спе­циальное постановление. Надзор может быть отменен прокуро­ром в случае признания его установления необоснованным.

Надзор за ранее судимыми лицами связан с ограничением их общего административного статуса. На поднадзорных нала­гаются обязанности соблюдать следующие правила:

являться по вызову в орган внутренних дел в указанный срок и давать объяснения по вопросам, связанным с исполне­нием правил надзора;

уведомлять орган внутренних дел о перемене места работы или жительства;

при выезде за пределы района (города) по служебным делам уведомлять орган внутренних дел.

Кроме этих правил (общих ограничений) в постановлении об установлении надзора могут быть закреплены такие персо­нальные ограничения, как:

запрещение ухода из дома в определенное (как правило, ночное) время;

запрещение пребывания в определенных пунктах района, города (например, на рынках, вокзалах);

запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района, города. В таких случаях под­надзорный обязан получать разрешение органа внутренних дел на выезд по личным делам на срок более суток и регистриро­ваться в органах внутренних дел по месту прибытия;




обязанность явки в органы внутренних дел в определенное время дня от одного до четырех раз в месяц.

Персональные ограничения устанавливаются в зависимости от образа жизни, семейного положения и других обстоятельств, характеризующих личность судимого. При осуществлении над­зора начальник органа внутренних дел вправе ослаблять или усиливать ограничения.

Административный надзор осуществляется органами внут­ренних дел за отдельными категориями граждан, прибывших из мест лишения свободы. Правовым основанием применения этой административно-предупредительной меры является По­ложение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвер­жденное Указом Президиума Верховного совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-VI. Административный надзор устанав­ливается в целях наблюдения за поведением лиц, ранее суди­мых, оказания на них необходимого воспитательного воздейст­вия, предупреждения новых преступлений.

Эта мера применяется в отношении некоторых категорий лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В одних случа­ях надзор устанавливается при их освобождении по мотивированному постановлению начальника учреждения уголовно-ис­полнительной системы, в котором указываются основания для установления надзора и срок надзора. Постановление направ­ляется в орган внутренних дел по избранному поднадзорным месту жительства. В других случаях такое постановление выно­сит начальник органа внутренних дел.

Основанием для установления административного надзора в отношении особо опасных рецидивистов является вступивший в законную силу приговор, по которому данное лицо признано особо опасным рецидивистом.

Административный надзор устанавливается на срок от шес­ти месяцев до одного года; он может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости за данное пре­ступление. Продление административного надзора осуществ­ляется органами внутренних дел, о чем они уведомляют проку­рора.

Работники милиции обязаны систематически контролиро­вать поведение лиц, в отношении которых установлен админи­стративный надзор, принимать необходимые меры для приоб­щения их к общественно полезному труду, предупреждать и пресекать нарушения ими общественного порядка и правил со­циалистического общежития. При осуществлении администра­тивного надзора работники милиции имеют право:

истребовать сведения о поведении поднадзорного от адми­нистрации предприятий, учреждений и общественных органи­заций по месту его работы и жительства, а также от граждан;

возбуждать ходатайства перед соответствующими государст­венными, общественными и хозяйственными организациями о трудовом и бытовом устройстве поднадзорного;

вызывать поднадзорного на беседы в милицию; проводить при необходимости такие беседы в присутствии представителей администрации предприятий, учреждений, общественных орга­низаций, а также родственников поднадзорного;

требовать от поднадзорного устные и письменные объясне­ний по вопросам, связанным с исполнением правил админист­ративного надзора;

посещать в любое время суток жилище поднадзорного.

1) по истечении срока, на который он был установлен;

2) досрочно, если будет установлено, что поднадзорный твердо встал на путь честной трудовой жизни, положительно характеризуется по работе и в быту;

3) в случае погашения или снятия судимости с поднадзорного.

О прекращении административного надзора выносится спе­циальное постановление. Надзор может быть отменен прокуро­ром в случае признания его установления необоснованным.

Надзор за ранее судимыми лицами связан с ограничением их общего административного статуса. На поднадзорных нала­гаются обязанности соблюдать следующие правила:

являться по вызову в орган внутренних дел в указанный срок и давать объяснения по вопросам, связанным с исполне­нием правил надзора;

уведомлять орган внутренних дел о перемене места работы или жительства;

при выезде за пределы района (города) по служебным делам уведомлять орган внутренних дел.

Кроме этих правил (общих ограничений) в постановлении об установлении надзора могут быть закреплены такие персо­нальные ограничения, как:

запрещение ухода из дома в определенное (как правило, ночное) время;

запрещение пребывания в определенных пунктах района, города (например, на рынках, вокзалах);

запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района, города. В таких случаях под­надзорный обязан получать разрешение органа внутренних дел на выезд по личным делам на срок более суток и регистриро­ваться в органах внутренних дел по месту прибытия;

обязанность явки в органы внутренних дел в определенное время дня от одного до четырех раз в месяц.

Персональные ограничения устанавливаются в зависимости от образа жизни, семейного положения и других обстоятельств, характеризующих личность судимого. При осуществлении над­зора начальник органа внутренних дел вправе ослаблять или усиливать ограничения.

Каков порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы?

В силу статьи 1 Закона административный надзор представляет собой осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им предусмотренных Законом обязанностей.

Административный надзор устанавливается за социально-опасными лицами, освободившимися из мест лишения свободы, в целях предупреждения совершения ими преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Круг лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор закреплен статьей 3 Закона и является исчерпывающим. При этом, основаниями для установления административного надзора являются:

признание лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в период отбывания наказания в местах лишения свободы;

лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

тяжкого или особо тяжкого преступления;

преступления при рецидиве преступлений;

умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;

двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, Законом предусмотрены случаи установления административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость независимо от наличия вышеуказанных оснований, а именно осужденного за:

совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);

совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;

совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);

а также в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

В отношении поднадзорных лиц лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

запрещение пребывания в определенных местах;

запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

При этом обязательным является установление судом административного ограничения в виде:

обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;

запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

Следует иметь в виду, что согласно части 4 статьи 5 Закона в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.

Течение срока административного надзора приостанавливается в случае:

объявления поднадзорного лица в розыск;

признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;

заключения поднадзорного лица под стражу;

осуждения поднадзорного лица, к лишению свободы за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления и направления его к месту отбывания наказания. После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается. Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя.

Основания для прекращения административного надзора закреплены в статье 9 Закона, в их числе:

истечение срока административного надзора;

снятие судимости с поднадзорного лица (за исключением лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией);

осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания (за исключением лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией);

вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;

смерть поднадзорного лица;

прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), если имеющаяся у него судимость погашена или снята;

погашение или снятие судимости, если применение принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), было прекращено ранее.

Также законом установлено, что административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные Законом и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Суд, в который было подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, уведомляет об этом потерпевшего и (или) его представителя в письменной форме в день принятия заявления к рассмотрению.

В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.

В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

После прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел.

Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость.

В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Административный надзор, установленный судом, может быть продлен, приостановлен, прекращен досрочно, могут быть введены дополнительные ограничения.

За нарушения административного надзора поднадзорные лица несут административную ответственность по ст. 19.24. КоАП РФ и уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.

Руководствуясь пунктом 26 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" , частью 2 статьи 8 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" , подпунктами 4, 6 пункта 11, подпунктами 1 и 3 пункта 20 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699 , - приказываю:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2037.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст. 7614.

Внести изменения в Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденный приказом МВД России от 8 июля 2011 г. N 818 , согласно прилагаемому Перечню.

к приказу МВД России

от 09.02.2021 N 54

ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ

ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МВД

РОССИИ ОТ 8 ИЮЛЯ 2011 Г. N 818

1. Дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:

"5.1. Начальник территориального органа осуществляет контроль и несет персональную ответственность за соблюдение порядка осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.".

2.1. Абзац первый изложить в следующей редакции:

"6. Заместитель начальника территориального органа МВД России, ответственный за деятельность подразделения по надзору или иных должностных лиц , организуя мероприятия по осуществлению административного надзора:".

2.2. Абзац первый дополнить сноской 3 следующего содержания:

" Далее - "заместитель начальника, ответственный за деятельность подразделения по надзору или иных должностных лиц.".

3. В подпункте 7.1, абзаце первом подпункта 7.7, абзаце первом подпункта 7.8 и подпунктах 7.16, 7.20 пункта 7, подпункте 8.11 пункта 8 и подпункте 11.2 пункта 11 слова "начальника территориального органа" заменить словами "заместителя начальника, ответственного за деятельность подразделения по надзору или иных должностных лиц,".

4. В абзаце втором подпункта 7.7, подпунктах 7.17.1 и 7.19 пункта 7 слова "начальнику территориального органа" заменить словами "заместителю начальника, ответственному за деятельность подразделения по надзору или иных должностных лиц,".

5. В подпункте 7.12 пункта 7 слова "начальником территориального органа" заменить словами "заместителем начальника, ответственным за деятельность подразделения по надзору или иных должностных лиц,".

6. В подпунктах 8.2 и 8.7 пункта 8 слова "начальнику территориального органа" заменить словами "заместителю начальника, ответственному за деятельность подразделения по надзору или иных должностных лиц,".

7. В Графике прибытия поднадзорного лица на регистрацию (приложение N 3 к Порядку), Заявлении (приложение N 5 к Порядку), Заявлении (приложение N 6 к Порядку), Заявлении о досрочном прекращении административного надзора (приложение N 7 к Порядку), Информации (приложение N 9 к Порядку), Маршрутном листе (приложение N 10 к Порядку), Уведомлении (приложение N 21 к Порядку) слово "Начальник" заменить словами "Заместитель начальника".

8. Приложение N 2 к Порядку изложить в следующей редакции:

к Порядку осуществления

за лицами, освобожденными

из мест лишения свободы

(наименование территориального органа МВД России)

"__" ____________ 20__ г.

о заведении дела административного надзора на лицо, освобожденное из мест лишения свободы, в отношении которого установлены административные ограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации

(наименование структурного подразделения территориального органа МВД России)

(специальное звание, фамилия, инициалы)

рассмотрев материалы на осужденного

(фамилия, имя, отчество, год рождения)

осужденного "__" ____________ 20__ г.

по ст. _________ УК к

(указать срок и вид наказания)

(указывается: дата совершения преступления, статья Уголовного кодекса

Российской Федерации, каким судом и когда осужден,

назначенное судом наказание, находился в местах лишения свободы,

когда освободился, когда судом установлен административный надзор,

перечень установленных обязанностей и ограничений)

Учитывая вышеизложенное и в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы":

Поставить на профилактический учет и установить административный надзор, с заведением дела административного надзора

(должность, специальное звание)

"__" ____________ 20__ г.

9. Приложение N 8 к Порядку изложить в следующей редакции:

к Порядку осуществления

за лицами, освобожденными

из мест лишения свободы

Гриф ограниченного допуска к документу

(наименование территориального органа МВД России)

"__" ____________ 20__ г.

о прекращении административного надзора на лицо, освобожденное из мест лишения свободы, в отношении которого установлены административные ограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации

(наименование структурного подразделения территориального органа МВД России)

(специальное звание, фамилия, инициалы)

рассмотрев материалы на

(фамилия, имя, отчество, год рождения)

осужденного "__" ___________ 20__ г.

по ст. _________ УК

(указать срок и вид наказания)

(указывается: дата постановки на учет, излагаются сведения, характеризующие

личность осужденного, его поведение в общественных местах, быту, отношение

к исполнению возложенных судом обязанностей, допускались ли нарушения

общественного порядка, принимались ли меры административного взыскания,

основания прекращения дела административного надзора и другое)

Учитывая изложенное и в соответствии с порядком заведения, хранения, ведения и сдачи дела административного надзора, определенного приказом МВД России от "__" ___________ 20__ г. N _______

в отношении гражданина

(фамилия и инициалы)

прекратить административный надзор со снятием с профилактического учета.

(наименование структурного подразделения территориального органа МВД России)

(должность, специальное звание)

"__" ____________ 20__ г.

10. В пункте 9 Правил выдачи, хранения, ведения и сдачи Журнала учета лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации судом установлены ограничения (приложение N 12 к Порядку) слово "заместителями" заменить словами "заместителем, ответственным за деятельность подразделения по надзору или иных должностных лиц,".

"Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций, на подготовительных отделениях, подготовительных факультетах которых иностранные граждане и лица без гражданства, поступающие на обучение в пределах квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, установленной Правительством Российской Федерации, имеют право на обучение по дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающим подготовку к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2022/23 учебный год"

Читайте также: