Осуществление культурных преобразований в 20 30 годы кратко

Обновлено: 06.07.2024

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг.

Советское общество 1920-30-х годов переживало сложный период и строилось на идеологии марксизма-ленинизма. При таком подходе, в любых направлениях общественной жизни, главным является классовый подход. Сфера культуры и искусства того времени находилась под сильным идеологическим прессингом:

  • Партия контролировала духовную жизнь людей. Проводилась пропаганда атеистических взглядов
  • Сознанием людей манипулировали посредством искусства, журналов, листовок
  • Инакомыслящие физически уничтожались

Были созданы идеологические организации, такие как Агитпроп, Пролеткульт, Союз безбожников. Их члены занимались пропагандой советской идеологии и нравственности, отрицали культуру прошлого, навязывали атеистические взгляды.

В искусстве и культуре 1920-1930-х гг. официальным методом творчества был социалистический реализм (соцреализм). Он предполагал под собой создание произведений, которые изображали действительность в соответствии с идеалами социализма. Все, что ставило под сомнения основы советской идеологии, было под строжайшим запретом. Инакомыслие порицалось и наказывалось.

Культура теперь стала доступна всем слоям общества, а не только представителям высших сословий, как это было в дореволюционной России. Произошла ее демократизация. Открывались новые клубы, дома культуры и музеи. И люди с удовольствием туда потянулись.

Цели:

  • Создание социалистической системы народного образования.
  • Перевоспитание буржуазной и формирование социалистической интеллигенции.
  • Перестрой быта.
  • Преодоление влияния старой идеологии и утверждение марксистско-ленинской идеологии.
  • Формирование социалистической культуры – культуры, выражающей интересы трудящихся и служащей задачам классовой борьбы пролетариата за социализм.
  1. Следующий период – НЭП. Происходит отказ от радикальных лозунгов и методов. Временно был ослаблен идеологический контроль. Как результат – возвращение в страну некоторых представителей интеллигенции. В их числе А. Толстой. М. Цветаева, А. Куприн и другие.
  2. Последний период начинается в конце 1920-х годов. Вновь происходит возвращение к чрезвычайным методам. Период характеризуется жестким контролем власти над всеми областями культурной и духовной жизни общества. Открытый конфликт с церковью. Репрессии. Психология, генетика и социология были объявлены лженауками. Культ Сталина.

Ликвидация неграмотности, создание системы образования

Политика ликвидации безграмотности быстро дала свои результаты. Уже в 1926 году уровень грамотности людей составил 51%, тогда как до революции – 20%.

В 1930 году правительством было введено положение о всеобщем обязательном начальном образовании. В сельской местности обязательным было обучение в течение четырех лет. Для городов и промышленных районов срок обучения составлял семь лет.

К середине 1930-х гг. утвердили общие учебники для учащихся. После окончания обучения, выдавались аттестаты, дипломы единого образца. Стремительно возросло количество ВУЗов.

Название работы: Важнейшие культурные преобразования в СССР в 20-30-е гг.20 века

Предметная область: История и СИД

Описание: Важнейшие культурные преобразования в СССР в 2030е гг.20 века. Почти что сразу после победы социалистической революции и установления Советской власти в бывшей царской России В. И. Ленин поднял вопрос о необходимости новой организации народного образования которая в пер.

Дата добавления: 2013-07-17

Размер файла: 17.94 KB

Работу скачали: 60 чел.

Важнейшие культурные преобразования в СССР в 20-30-е гг.20 века .

В целях осуществления политики ликвидации неграмотности создавались школы, избы-читальни, готовились преподаватели, выпускались учебные пособия и т. д. Однако темпы ликвидации неграмотности оставались ниже запланированных. Число неграмотных постоянно пополнялось за счет подростков. Становилось очевидным, что решить эту проблему невозможно без введения всеобщего обучения детей. Поэтому начала создаваться новая советская школа. Она состояла из двух ступеней (сначала 5, а потом 4 года обучения). Важнейшими ее принципами провозглашались обучение на родном языке, связь с производственным трудом, политическое образование. Предметное обучение заменялось изучением комплексных тем, при котором использовался бригадный метод. Позже принимались декреты о введении всеобщего начального обучения (1925 г.) и 7-летнего обучения в городах и рабочих поселках (1930 г.). Важное значение придавалось воспитанию.

Кроме того, в системе образования осуществлялась идеологизация : профессорско-преподавательский состав и в первую очередь преподаватели общественных дисциплин должны были в короткие сроки овладеть основами марксизма-ленинизма и вести обучение исключительно по марксистским программам.

Развитие советской науки. Среди старой русской интеллигенции были люди, чьи имена навсегда вошли в историю, независимо от того, на чьей стороне они стояли. Так, Н. И. Вавилов заложил основы совсем новой науки — генетики, но по доносу был арестован, посажен в камеру смертников, из которой его не выводили на прогулку в течение года. Судьба другого ученого, основателя учения о биосфере, а также основоположника новой науки— экологии — В. И. Вернадского, напоминает судьбу Вавилова. О его учении долгое время ничего не было известно по причине принадлежности Вернадского к кадетской партии.

Ученым, опередившим свое время, можно назвать А. Л. Чижевского. В возрасте 20 лет он успел защитить две докторские диссертации (по биологии и истории) и, соединив эти науки, создал две новые — гелиобиологию (учение о солнечной активности в биосфере) и историометрию (учение об активности общественной жизни в зависимости от солнечной активности). Его можно считать основоположником научной астрологии. Но сталинская ссылка на 15 лет приостановила исследования Чижевского.

Не менее выдающимся изобретателем, хотя и малоизвестным по той же причине, был инженер Ю. Кондратюк. Благодаря его идеям, на основе технической документации, разработанной им в 30-е гг., американские астронавты уже в 60-е гг. высадились на Луне. Космической проблемой, но с другой стороны, занимался А. А. Фридман, признанный самим А. Эйнштейном. Фридман разработал теорию Вселенной, по которой она постоянно расширяется и сжимается с периодом в 10 млрд лет.

Лишь в 1990 г. в СССР впервые были напечатаны стихи поэтессы Марины Цветаевой, написанные ею еще в 1917— 1918 гг. и посвященные белому движению.

В годы преобразований в области культуры, которые получили название культурной революции, уничтожались исторические памятники.

Русская культура за рубежом. Судьба многих людей культуры сложилась в ту переломную эпоху непросто. По различным причинам и в разные годы за рубежом оказались такие таланты, как первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию, И. А. Бунин, писатель А. И. Куприн, поэтесса М. И. Цветаева, художник М. 3. Шагал, известный певец Ф. И. Шаляпин и др.

Выводы. В результате культурной революции в СССР сформировалась новая рабоче-крестьянская интеллигенция. Идеологизация культурной жизни привела в ряде случаев к отрицанию многих общечеловеческих ценностей.

Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

Образование и наука

В годы предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения.

1930 г. явился важной вехой в работе, направленной на превращение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство. Только в голы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше 3,6 тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности.

Задачи индустриального развития страны требовали все большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем образовательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 года. Пропет неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности.

Одной из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей и средней школы, было осмысление своего времени как определенного этапа в отечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах (1934 г.). На его основании восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Другое постановление касалось подготовки учебников по истории.

Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П. Л. Капица), физики полупроводников (А. Ф. Иоффе), атомного ядра (И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров, А. И. Алиханов и др.). Работы К. Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С. В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны были созданы под руководством А. П. Александрова способы защиты кораблей от магнитных мин.

В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х годов в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.

Художественная жизнь

Индустриализация конца 20-х — начала 30-х годов способствовала развитию массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, А. В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню — Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К. С. Мельников), то пятиконечную звезлу — театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев).

Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы — столицы СССР — и других промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т. л.).

Русское зарубежье

Составной частью отечественной культуры 20—30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу Гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн. человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Почти 2/3 общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Бернине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет книги И. А, Бунина, М. И. Цветаевой, В. Ф. Ходасевича, И. В. Одоевцевой, Г. В. Иванова.

Многие представители эмиграции вернулись в конце 30-х годов на родину. Другие остались за рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколько десятилетий.

Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны. В результате этих преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.


Культурная революция в СССР была следствием Октябрьской революции 1917 года. Сам термин появился весной 1917 года в “Манифесте анархизма”, а Ленин стал его использовать с 1923 года в одной из своих последних работ – “О кооперации”. Он видел в ней задачу культурного развития народных масс.

Культурное строительство в первые годы советской власти

Фактическое начало культурной революции можно отнести к началу 1918 года, когда был издан декрет об отделение церкви от школы и государства. Из системы образования были удалены богословие и древнегреческий язык, а также другие предметы, которые считали связанными с религией.

Октябрьская революция

Рис. 1. Октябрьская революция.

В первые месяцы советской власти, еще до создания СССР, появились органы партийно-государственного управления культурной жизнью:

  • Агитпроп.
  • Главполитпросвет.
  • Наркомпрос.
  • Главлит.

Большевики начали национализацию типографий, издательств, кинофабрик и музеев. Последние уже в годы Гражданской войны могли делать в дворянских усадьбах, например, в Мураново с 1 августа 1920 года, в нем ранее находилась усадьба поэта Тютчева. Уже в годы Гражданской войны была введена жесткая цензура, начались гонения на религию и власти приступили к борьбе с неграмотностью. Декрет о борьбе с неграмотностью был издан 26 декабря 1919 года. Он обязывал население в возрасте от 8 до 50 лет научиться читать и писать на русском или родном языке.

Началось массовое создание школ, так как численность грамотных была невелика, около 42%. Появились и новые учебные заведения, например, институт красной профессуры. В 1920 году был основан университет в Екатеринбурге, который вскоре переименовали в Свердловск.

Причиной культурной революции была общая отсталость страны 1917 году. Борьба с неграмотностью стала первым шагом для создания собственных кадров для развития науки и промышленности.

Культурная революция СССР

Рис. 2. Культурная революция СССР.

Продолжение культурной революции в 1930-ые

Этот процесс бурно шел в годы первых пятилеток. В стране развивался кинематограф, фильмы были черно-белые, а в 1931 году вышел первый звуковой – “Путевка в жизнь”. К концу десятилетия появились знаменитые исторические фильмы, например, “Александр Невский”.

В 1931-1935 годах произошли изменения в школьном образовании. В школу вернули преподавание истории с элементами идеологического воспитания, а также появилась четкая программа, уроки, предметы, оценки. Численность школ к 1940 году выросла до 198 тыс., численность учеников – 35 млн, а численность учителей – до 1,2 млн. С 1938 года сталинскую версию истории партии и советского государства стали изучать по “Краткому курсу истории ВКП(б)”. С 1937 года было введено семилетнее обучение, к концу 1930-ых годов часть языков в СССР перевели с латинского алфавита на кириллицу.

Итогом культурной революции стало повышение уровня грамотности населения до 87% согласно переписи 1939 года. Появилась широкая сеть школ, институтов, библиотек, а также множество объектов культурного назначения.


Рис. 3. СССР ликбез.

Что мы узнали?

Кратко о культурной революции в СССР в 20-е-30-е гг. следует знать, чтобы понимать процессы происходившие в государстве, которое считало себя первым в мире социалистическим. В нем, несмотря на общую бедность, быстро ликвидировали неграмотность.

Читайте также: