Предприятия оказывающие услуги населению кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сфера защита прав потребителей при оказании бытовых услуг населению является одной из важнейших. Ведь именно в эту сферу входят работы и услуги, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, например, ремонт бытовой техники, изготовление мебели, ювелирных изделий, химчистка, и прочие услуги.

Ознакомление с правовыми аспектами данных правоотношений следует начать с субъектного состава, в который входят потребитель и исполнитель.

Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать, либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Под исполнителем понимается организация, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Договор об оказании услуги (выполнения работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ).

До заключения договора, исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна содержать: перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления; обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы); сроки оказания услуг (выполнения работ); данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы); гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами; цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты; сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям.

Наиболее распространенными нарушениями законодательства о защите прав потребителей при осуществлении деятельности в сфере предоставления бытовых услуг являются бездействия исполнителей по обеспечению потребителей полной и достоверной информацией об исполнителе и оказываемых услугах!

После ознакомления с содержанием, стоимостью и порядком оказания услуг, заключается Договор. Он должен содержать следующие сведения:

  • вид услуги (работы);
  • цена услуги (работы);
  • точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
  • отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
  • даты приема и исполнения заказа;
  • гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;
  • другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);
  • должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

Обязанностью потребителя, в свою очередь, является оплата оказываемых услуг в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.

Потребитель обязан оплатить выполненную работу после ее окончательной сдачи исполнителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.

Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), качество которой соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве услуги (работы) исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), пригодную для целей, для которых услуга (работа) такого рода обычно используется.

В случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы), потребитель вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (выполненной работы);
  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги (выполненной работы);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьим лицом.

Потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги (выполненной работы) исполнителем не устранены. Потребитель также вправе расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы), если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги (выполненной работы) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги (выполненной работы). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Если исполнитель нарушил сроки начала, окончания и промежуточные сроки оказания услуги (выполнения работы) или во время оказания услуги (выполнения работы) стало очевидным, что она не будет оказана (выполнена) в срок, потребитель по своему выбору вправе:

  • назначить исполнителю новый срок;
  • поручить оказание услуги (выполнение работы) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения цены за оказание услуги (выполнение работы);
  • расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы).

Основной формой выражения несогласия с деятельностью исполнителя по поводу выполнения условий заказа, качеством услуги, является направление претензии в адрес исполнителя.

В случае отказа исполнителя добровольно удовлетворить Ваши требования, Вы вправе обратиться в суд за защитой своих прав (ст. 11 ГК РФ, ст. 17 Закона РФ), дополнительно предъявив требование о компенсации морального вреда (ст. 15 Закона РФ).

Исковое заявление подается в суд по месту: нахождения организации; Вашего места жительства или пребывания; заключения или исполнения договора (ст. 17 Закона РФ).

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН)
(принят и введен постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163)
(Издание с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, 6 (ИУС 1 - 96, 4 - 96, 6 - 97, 12 - 98, 6 - 99, 5 - 2000)
Russian Classification of Services Provided to People
(с изм. и доп. N 7/2003, 8/2005, 9/2006, 10/2006, 11/2008, 12/2010, 13/2012, 14/2013)

Дата введения 1 января 1994 г.

ГАРАНТ:

Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст настоящий классификатор отменен с 1 января 2017 г.

См. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)

Приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. N 329-ст принят и введен в действие Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) с датой введения в действие 1 января 2008 г. на период до 1 января 2011 г. (приказом Росстандарта от 30 декабря 2010 г. N 1151-ст срок действия продлен до 1 января 2013 г.) без отмены настоящего Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 в введение настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2011 г.

Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).

Классификатор разработан для решения следующих задач:

- развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению;

- осуществления сертификации услуг с целью обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращения причинения вреда имуществу потребителей;

- повышения эффективности применения средств вычислительной техники;

- учета и прогнозирования объемов реализации услуг населению;

- изучения спроса населения на услуги;

- предоставления услуг населению предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами;

- гармонизации классификации услуг населению с международными классификациями;

- актуализации видов услуг с учетом новых социально-экономических условий в Российской Федерации.

Объектами классификации являются услуги населению, оказываемые предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами, использующими различные формы и методы обслуживания.

Для классификатора услуг населению принята иерархическая классификация с делением всего классификационного множества объектов на группы. Затем каждую группу делят на подгруппы, которые в свою очередь делят на виды деятельности по целевому функциональному назначению. В ОКУН используют последовательную систему кодирования.

Кодовое обозначение объекта классификации включает шесть цифровых десятичных знаков и контрольное число.

Общая структура кодового обозначения классификатора услуг населению имеет следующую схему:

Классификатор включает следующие группы:

02 - услуги пассажирского транспорта;

05 - услуги учреждений культуры;

06 - туристские и экскурсионные услуги;

07 - услуги физической культуры и спорта;

08 - медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги;

09 - услуги правового характера;

11 - услуги в системе образования;

12 - услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;

80 - прочие услуги населению.

Пример обозначения объекта классификации в ОКУН: 015119 3 Химическая чистка мягких игрушек

При записи наименований объектов классификации использованы сокращения повторяющихся слов и словосочетаний. Повторяющаяся часть отделяется от остальной части наименования косой чертой, опускаемая часть заменяется тире.

Группировки 013200 Ремонт бытовых машин и 013300 Ремонт бытовых приборов включают также услуги по установке и техническому обслуживанию.

К группировкам 019500 Ритуальные услуги и 019600 Обрядовые услуги не относятся религиозные обряды и церемонии, осуществляемые религиозными организациями в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей.

Введение классификатора осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России.

Система ведения ОКУН предусматривает взаимодействие ВНИИКИ с министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями России.

Общероссийский классификатор услуг населению разработан взамен Общесоюзного классификатора бытовых услуг населению (1 79 099) и Общесоюзного классификатора платных услуг населению (1 89 188) на территории Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 в раздел "Ремонт, окраска и пошив обуви" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2011 г.

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 в раздел "Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2011 г.

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 в раздел "Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2011 г.

Информация об изменениях:

Изменением 7/2003 в раздел "Ремонт бытовых машин" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2003 г.

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 в раздел "Ремонт бытовых приборов" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2011 г.

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 в раздел "Ремонт и изготовление металлоизделий" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2011 г.

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 в раздел "Химическая чистка и крашение, услуги прачечных" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2011 г.

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 в раздел "Ремонт и строительство жилья и других построек" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2011 г.

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 в раздел "Услуги фотоателье и фото- и кинолаборатории, транспортно-экспедиторские услуги" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2011 г.

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 в раздел "Услуги бань, душевых и саун. Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2011 г.

Информация об изменениях:

Изменением 13/2012 в раздел "Прочие услуги, оказываемые в банях и душевых" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 24 января 2012 г.

Информация об изменениях:

Изменением 14/2013 в раздел "Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

Информация об изменениях:

Изменением 9/2006 в раздел "Обрядовые услуги" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 20 апреля 2006 г.

Информация об изменениях:

Изменением 8/2005 в раздел "Прочие услуги непроизводственного характера" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 декабря 2005 г.

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 в раздел "Услуги транспортной экспедиции" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2011 г.

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 в раздел "Услуги телефонной связи" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2011 г.

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 в раздел "Жилищно-коммунальные услуги" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2011 г.

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 в раздел "Услуги выставочного характера и художественного оформления, услуги музеев, услуги парков (садов) культуры и отдыха" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2011 г.

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 в раздел "Услуги музыкальных, художественных и хореографических школ, клубных учреждений и библиотек" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2011 г.

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 в раздел "Услуги физической культуры и спорта" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2011 г.

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 в раздел "Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2011 г.

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 в раздел "Услуги розничных рынков" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2011 г.

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 настоящий классификатор дополнен разделом "Социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания", вступающим в силу с 1 апреля 2011 г.

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 в раздел "Услуги, связанные с операциями с недвижимым имуществом" настоящего классификатора внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2011 г.

Информация об изменениях:

Изменением 12/2010 настоящий классификатор дополнен разделом "Услуги частной детективной и охранной деятельности", вступающим в силу с 1 апреля 2011 г.

Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (утв. постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163)

Дата введения - 1 января 1994 г.

Текст классификатора приводится по официальному изданию (ИПК Издательство стандартов, 2000)

1 Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России, Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС) Госстандарта России, Центральным научно-исследовательским институтом бытового обслуживания (ЦНИИБыт) Росбытсоюза

В.А.Ананина; Т.К.Андрущак; И.В.Архипов; Я.М.Баранский; Т.Е.Брунштейн; И.Е.Винникова, канд. эконом. наук; Ю.Н.Глумов; Э.Р.Голубева, канд. эконом. наук; Н.Н.Горшкова; Т.И.Зворыкина, канд. техн. наук; К.А.Ибраев, канд. техн. наук; В.Г.Коновалов; В.И.Кузнецова; В.В.Курицына, канд. сельхоз. наук; В.Ш.Лангман; А.Н.Милашевский; В.Н.Михнов; А.А.Нестеренко; С.В.Огнева, канд. техн. наук; Э.И.Погорелова; Т.А.Приходько; А.А.Пронин; С.Б.Пугачев; А.А.Саков, д-р эконом. наук; Г.Г.Соснина; Г.Н.Сюткин, канд. эконом. наук; Г.С.Фонарева; Г.Б.Цыбышева; Н.А.Чхартишвили; Л.Н.Чернышов

Внесен Управлением стандартизации и сертификации в сфере услуг Госстандарта России, Главным управлением технической политики в области стандартизации Госстандарта России

2 Принят и введен в действие Постановлением Гостандарта России от 28.06.93 N 163

3 Введен впервые

4 Издание с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, 6 (ИУС 1 - 96, 4 - 96, 6 - 97, 12 - 98, 6 - 99, 5 - 2000)

Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст приняты Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) с датой введения в действие 1 февраля 2014 г., с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г., с установлением переходного периода до 1 января 2017 г. и последующей отменой настоящего классификатора с 1 января 2017 г.

Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст настоящий классификатор отменен с 1 января 2017 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 24 января 2012 г.

Изменения вступают в силу 1 апреля 2011 г.

Изменения вступают в силу с 1 июня 2008 г. с правом досрочного применения

Изменения вступают в силу с 1 марта 2007 г. с правом досрочного применения

Изменения вступают в силу с 20 апреля 2006 г. с правом досрочного применения

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2005 г. с правом досрочного применения

Елена Мехоношина

Предприниматели оказывают услуги, а люди ими пользуются. Чтобы не было хаоса и неразрешимых споров государство установило правила для каждой сферы услуг.

В этой статье мы разобрали правила работы с клиентами в бытовой сфере и пересказали их для малого бизнеса.

Кто обязан соблюдать правила бытового обслуживания

Бытовое обслуживание — это платные услуги и работы для людей, их семей и домов. Предприниматели и юрлица должны работать в этой сфере по Закону о правах потребителей и Правилам бытового обслуживания населения.

✅ Бытовые услуги оказывают:

— парикмахерские, тату-мастера, косметологи, СПА-салоны;

— ивент-агентства, если праздник для семьи, детей;

— ателье, ремонт обуви;

— мастерские ремонта бытовой техники;

— строители при ремонте квартир, строительству домов по индивидуальным заказам;

— мастера по мелкому ремонту в доме;

— фотографы, видеооператоры — когда сессии индивидуальные, семейные, свадебные;

— похоронные агентства, изготовители памятников на могилы;

❌ Формально не являются бытовыми услугами, хотя очень на них похожи:

— хостелы и отели.

Нашли себя в первом списке — правила бытового обслуживания для вас. Во втором — для вашей деятельности тоже есть обязательные правила. В следующих статьях мы расскажем и о них.

Штрафы за несоблюдение правил бытового обслуживания

За нарушение правил Роспотребнадзор штрафует по ст. 14.4 КоАП РФ. Штрафы: для ИП от 10 000 до 30 000 ₽, для ООО от 20 000 до 50 000 ₽.

Обычно у предпринимателей находят, на первый взгляд, мелкие ошибки в услугах. Но с юридической точки зрения это нарушения правил.

Мастер не сделала биологическую пробу краски для волос на коже клиентки. Женщина получила химический ожог, а предприниматель штраф 10 000 ₽ и исполнительный лист на выплату в счёт возмещения вреда на 26 000 ₽ — дело № А29-13733/2016.

На мебельный салон в Роспотребнадзор пожаловалась клиентка. Реальный повод неясен, но формально женщине не понравилось, что в салоне нет уголка потребителя. Штраф — 10 000 ₽ — дело № А56-6531/2017.

Есть ещё другие штрафы и негативные последствия, если между исполнителем и клиентом что-то пошло не так. Подробно о просрочках оказания услуг, плохом качестве и отсутствии терминала эквайринга мы писали в отдельной статье.

Роспотребнадзор находит нарушения правил по жалобам потребителей. В ответ сотрудники ведомства проводят у предпринимателей внеплановые проверки и контрольные закупки. Что полезно знать об этом — тоже посмотрите в наших статьях.

Общие правила бытового обслуживания

Как обещали, простым языком.

Информация для клиентов об исполнителе

На входе в помещение исполнителя весит вывеска. На вывеске: наименование, юридический адрес и режим работы. Для ИП ещё ОГРНИП, ИНН, дата регистрации и наименование регистрирующей налоговой.

Если у исполнителя нет помещения и работа разъездная, например, ремонт квартир, эту информацию пишут в договорах и квитанциях.

Когда в помещении ремонт, санитарный день или отключили свет, исполнитель размещает объявление о датах и времени, в течение которого он не работает.

Информация для клиентов об услугах

До заказа услуги исполнитель сообщает заказчику:

— какие услуги оказывает с ценой для каждой;

— какие материалы используются и цену на каждый;

— если важно — имя и квалификацию исполнителя, например, инструктора по занятиям йогой;

— гарантийный срок на результат работ.

Строгого требования, в каком виде исполнитель рассказывает клиентам об услугах, нет.

Перечень услуг, цены и остальную информацию можно сообщать потребителям так, как это принято в вашей сфере. В парикмахерских вешают таблички со списком косметических процедур. Строители сообщают о гарантии на работу в договоре подряда. В фитнес-клубах имена тренеров стоят в расписании занятий. Главное — ваш клиент должен знать эту информацию. Иначе это нарушение.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Уголок потребителя

Уголок потребителя — это набор документов и информации для клиентов. Касательно бытовых услуг там должны быть:

— распечатанные Закон о правах потребителей и Правила бытового обслуживания;

— копия лицензии — если есть;

— книга отзывов и предложений;

— адрес и телефон местного Роспотребнадзора;

— образец договора и квитанции на услуги;

— информация о льготах определённым клиентам, к примеру, студентам.

Ювелиры обязаны повесить в уголке уведомление о включении в реестр Федеральной пробирной палаты.

Ещё где-то в помещении выкладывают каталог с образцами изделий, если у услуги есть материальный результат. Чтобы клиент видел, что получит. Как исполнять это требование, зависит от фантазии предпринимателя.

Как оформить договор с клиентом

Договор на услуги оформляют в виде привычного документа на листе с подписями сторон или в виде квитанции. Угадали, это зависит, от того, как принято в вашей сфере. А когда клиент получает услугу прямо здесь и сейчас, например, маникюр, достаточно чека или билета.

Один экземпляр договора отдают заказчику.

В договор и квитанцию обязательно записывают:

— кто исполнитель: наименование, юрадрес, для ИП — имя, ОГРНИП, ИНН, дату регистрации;

— в чём состоит услуга, что входит в работу и описание результата;

— срок оказания услуги и отдельных этапов;

— точное описание материала или вещи потребителя, с которой работают;

— цену вещи потребителя;

— что на данный момент с оплатой: долг, оплачена полностью, внесён аванс — с точной суммой;

— дата приёма заказа;

— срок гарантии на результат;

— имя работника, принявшего заказ.

Если нужна смета на работы

Когда работа сложная, многоэтапная или дорогая, к договору составляют смету. Ещё смету придётся сделать, если этого просит заказчик.

Смета бывает твёрдая и приблизительная. Если знаете, что стоимость вашей работы невозможно просчитать заранее, пишите в смете, что она приблизительная.

Твёрдую смету меняют только в случае форс-мажора, например, существенного удорожания импортного материала. Но в реальности сделать это практически невозможно.

С приблизительной сметой стоимость работы можно повысить, если походу понадобились допработы или новые материалы. Но с заказчика обязательно получают согласие. Если клиент не согласен платить больше, договор расторгают. Исполнитель в этом случае получает деньги за то, что успел сделать.

Подробнее про смету — в ст. 33 Закона о правах потребителей.

Как клиент оплачивает услуги

Исполнитель сообщает заказчику в договоре или квитанции, как платить за услугу: авансом, после услуги, за каждый этап, в рассрочку. То же самое с оплатой материала, если его предоставляет исполнитель.

Оказывать неодобренные клиентом услуги и просить за них деньги нельзя.

Сроки оказания и качество услуг

Общий срок услуги записывают в договор. Если нужно — разбивают услугу на этапы, тогда для каждого тоже пишут срок. За просрочку исполнитель платит штраф и возмещает убытки.

Уровень качества — как договорились с клиентом или как принято для такой услуги. В сшитом платье не торчат нитки, волосы окрашены ровно, кухонный стол не шатается.

После услуги в договоре делают отметку о фактической дате её оказания.

Место оказания услуги

Услугу можно оказывать не только в помещении исполнителя. Для выездной услуги, например, уборки квартиры или фотосессии в парке, в договоре пишут точное время приезда работника. Клиент в таком случае обязан быть дома или вовремя прийти на встречу. Если что-то пошло не так из-за заказчика, за услугу платят полностью.

Работа со своим материалом

Когда у исполнителя свой материал, на него должен быть сертификат качества, декларация соответствия. Это касается тканей, шампуней, красок для волос, стройматериалов. За испорченную услугу из-за плохого материала клиент вправе не платить.

Работа с материалом клиента

Исполнитель профессионально разбирается в качестве материала, с которым работает. Поэтому когда клиент приносит свой материал, исполнитель смотрит, годен ли он.

Если материал не подходит, исполнитель сразу и лучше в письменном виде сообщает заказчику что-то из этого:

— материал непригоден для работы;

— из данного материала не получится сделать то, что просит клиент (сшить, построить);

— с этим материалом работать можно, но понадобится больше времени, чем изначально договаривались.

Тут же исполнитель даёт клиенту срок для замены материала или выбора другой услуги.

Заказчик не согласен или не заменил материал — услугу можно не оказывать. Но тогда надо сразу вернуть деньги.

Если клиент настаивает именно на этом материале, средстве или неподходящей ему услуге, с исполнителя снимается ответственность за качество. Важно лишь сохранить письменное предупреждение клиента на случай спора.

Остатки материала после услуги возвращают заказчику или выкупают.

Испорчен материал клиента

В работе предпринимателей бывает всякое. Если исполнитель потерял или испортил материал клиента, он в течение трёх дней покупает новый на свои деньги и снова делает работу.

Когда подобный материал не купить, клиенту платят двукратную стоимость испорченной вещи. Поэтому следите, какую стоимость клиент указывает в квитанции.

Клиент передумал

Заказчик вправе в любое время отказаться от услуги, заплатив за то, что исполнитель успел сделать.

А вот исполнитель может отказаться от клиента только оплатив все его расходы, например, переплату другому мастеру по плитке в ванной.

Как сдавать результат клиенту

Заказчик принимает результат в сроки, указанные в договоре, или как это принято в силу характера услуги.

О видимых недостатках клиент должен сообщить сразу. Исполнитель записывает их в акт или квитанцию. Тут же оговаривают, как и в какой срок доделывают услугу.

По скрытым недостаткам клиент предъявляет претензии в течение гарантийного срока. Если его нет — в течение двух лет и пяти для недвижимости.

Клиент пропал

Когда клиент не пришёл за заказом, исполнитель письменно приглашает его на приёмку в конкретный срок.

Если и теперь клиент не идёт, исполнитель ждёт два месяца и продаёт результат работ. Из вырученных денег берёт себе вознаграждение. Остаток вносит в депозит нотариуса — вдруг человек опомнится. Правило о депозите вряд ли кто-то воспринимает всерьёз, но мы не можем умолчать о нём

Правила для отдельных сфер

В правилах бытового обслуживания есть немного конкретики по отдельным услугам. Вот главное.

Пошив обуви и одежды

Изделие шьют по образцу или эскизу клиента. Образец можно менять по желанию клиента. Что именно изменили в каблуке, фасоне или фурнитуре, записывают в договор. Чтобы потом не было претензий.

Если шьют из меха, шкурки помечают в присутствии клиента.

Химчистка

Когда вещь берут в химчистку, в квитанцию записывают:

— что есть из фурнитуры;

— косяки, которые точно не получится убрать химией;

— какие допуслуги заказал клиент, например, антистатическую обработку.

Что можно делать с вещью, работники смотрят на маркировочной ленте. Если лента срезана, договариваются с клиентом.

Работник химчистки может срезать фурнитуру, чтобы не испортить. А съёмные детали пришить, чтобы не потерялись.

Ремонт бытовой техники

Когда клиенту выдают заказ, изделие включают и показывают, что вот, все работает.

Изготовление и ремонт мебели

Когда заказчик принимает работу, он обязан проверить соответствие вещи эскизу, чертежу. Иначе с исполнителя снимается ответственность за неточность.

Парикмахерская

Все инструменты дезинфицируют.

Мастера перед работой с каждым клиентом моют руки с мылом.

Для каждого клиента — чистое или одноразовое полотенце.

Перед покраской волос мастер делает биологическую пробу кожи клиента на чувствительность.

Изготовление и ремонт ювелирных изделий

В квитанцию записывают перечень работ и точное описание драгоценных камней. Клиент подписывает квитанцию.

Для драгоценных металлов, которые принёс заказчик, определяют пробу.

На изготовленном украшении из драгоценного металла исполнитель ставит оттиск именника.

После ремонта на украшении должно сохраниться пробирное клеймо.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

P. S. Мы понимаем, что правила часто невыполнимы

Правила бытового обслуживания рассчитаны на разные услуги и разных людей. В них не предусмотрены нюансы каждой деятельности. Сложно представить фотографа, который письменно предупреждает клиентку, что такая идея для фотосессии безвкусна и за результат он не отвечает. Или мастера по ремонту квартир, который носит с собой книгу отзывов и предложений.

Но по нашему мнению, правила нужно соблюдать настолько, насколько это возможно при оказании конкретной услуги. Правила — это образец деятельности, ориентир. Иначе есть риск рано или поздно нарваться на склочного клиента или принципиального инспектора Роспотребнадзора.

Статья актуальна на 29.01.2021

ГОСТ Р 50646-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Термины и определения

Services for people

Terms and definitions

Дата введения 2014-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 342 "Услуги населению"

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 2020 г.

Введение

Установленные в настоящем стандарте термины, отражающие систему понятий в сфере услуг населению, расположены в систематизированном порядке.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два термина, имеющих общие терминоэлементы. В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых терминов и/или указывая объекты, относящиеся к определяемому понятию. Эти изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области стандартизации, менеджмента услуг и подтверждения соответствия в сфере услуг, оказываемых населению.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 10002 Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях

ГОСТ ISO 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

3.1 Общие понятия

3.1.1 услуга: Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя услуг по удовлетворению потребности потребителя услуг.

1 В соответствии с определением ГОСТ ISO 9000 услуга - это результат, как минимум, одного действия, обязательно произведенного (осуществленного при взаимодействии) между поставщиком и заказчиком (потребителем), как правило, нематериальный.

2 Услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные, нематериальные - (социально-культурные) и смешанные.

3.1.2 материальная услуга: Услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг, оказание которой включает деятельность, осуществляемую по отношению к материальному продукту, в том числе, предоставляемому потребителем.

1 Материальные услуги включают: услуги автосервиса, ремонт и техническое обслуживание оборудования, техники, машин, ремонт и возведение жилых построек, ремонт и изготовление изделий, химическую чистку, стирку белья, жилищно-коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги средств размещения, услуги индустрии питания и пр.

2 Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств продукта или изготовление нового продукта по заказам потребителей, перемещение грузов и людей, создание условий для потребления услуг по заказам потребителей и т.п.

3 Услуги отдельных видов, осуществляемые за плату по заказу потребителей и имеющие некий материальный результат или материальное выражение, иногда называют работой.

4 Материальные услуги не исчерпываются приведенным перечнем.

3.1.3 социально-культурная [нематериальная] услуга: Услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных, этических потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя, в том числе поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионализма.

1 Социально-культурные услуги включают:

- предоставление нематериальных продуктов (например, страхование, банковские, финансовые, экспертные и правовые услуги, консалтинг);

- образовательные услуги (обучение, подготовка кадров, повышение квалификации персонала и пр.);

- услуги культуры, спорта, туризма, организация отдыха и досуга;

- уход и лечение заказчиков (например, парикмахерские и косметические услуги, медицинские услуги, услуги для непродуктивных животных);

- сдача внаем оборудования, помещений (например, агентства по сдаче в аренду, услуги проката);

- сетевые услуги (услуги связи, Интернет, телекоммуникаций, телефонной связи и др.).

2 Социально-культурные услуги не исчерпываются приведенным перечнем.

3 К смешанным услугам относят услуги, предусматривающие одновременное удовлетворение материально-бытовых и социально-культурных потребностей потребителей услуг.

3.1.4 исполнитель услуг: Предприятие, организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие, предлагающие или имеющие намерение оказать услугу потребителю.

1 В соответствии с определением ГОСТ ISO 9000 исполнителя услуг называют поставщиком услуг.

2 Исполнитель услуг может быть назван сервисной организацией.

3.1.5 потребитель услуг: Физическое лицо, получающее, заказывающее либо имеющее намерение получить или заказать услугу в личных, бытовых или иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Примечание - Потребителем услуг может быть заказчик, клиент, гость, покупатель, турист, пассажир, посетитель, пациент, пользователь услуг, клиент на абонентском обслуживании, потенциальный заказчик.

3.1.6 заказ на услугу: Соглашение между потребителем и исполнителем услуги в устной или иной форме, в соответствии с которым исполнитель услуг принимает на себя обязательства оказать услугу.

3.1.7 договор оказания [предоставления] услуг: Документально оформленное соглашение между потребителем и исполнителем услуг, определяющее юридические, экономические и технические отношения сторон.

3.1.8 кодекс поведения исполнителя услуг: Совокупность правил поведения исполнителя услуг при оказании (предоставлении) услуг, основанных на соблюдении требований установленных документов.

3.1.9 оказание [предоставление] услуги: Деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги.

1 В соответствии с определением ГОСТ ISO 9000 оказание услуг - это действие по предоставлению услуги.

2 Оказание услуги можно подразделить на отдельные этапы: обеспечение необходимыми ресурсами, технологический процесс исполнения, контроль, испытание, приемка, процесс обслуживания.

3.1.10 обслуживание: Деятельность исполнителя услуг при непосредственном контакте с потребителем услуг.

Примечание - В соответствии с определением ГОСТ Р ИСО 10002 обслуживание - это взаимодействие организации с потребителем (заказчиком) на всех этапах оказания услуги.

3.1.11 процесс обслуживания: Совокупность операций и действий, выполняемых исполнителем услуг при непосредственном контакте с потребителем в процессе оказания (предоставления) услуг.

3.1.12 метод [способ] обслуживания потребителей: Метод (способ) реализации потребителям продукции, осуществления организационных мероприятий в процессе оказания (предоставления) услуг.

3.1.13 технологический процесс исполнения услуги: Основная часть процесса оказания (предоставления) услуги, связанная с изменением состояния объекта услуги.

3.1.14 продолжительность исполнения услуги: Норматив времени на исполнение услуги, установленный исполнителем услуги и доведенный до сведения потребителя услуги.

Примечание - Примерами установленных нормативов времени на исполнение услуги являются нормативы времени на изготовление продукции общественного питания, услуги химчистки, услуги по ремонту и техническому обслуживанию оборудования, транспорта и т.п.

3.1.15 продолжительность обслуживания: Период времени, в течение которого потребитель услуг непосредственно взаимодействует с исполнителем услуг.

3.1.16 правила обслуживания: Документ, регламентирующий порядок и условия обслуживания потребителей и содержащий соответствующие требования и нормы.

3.1.17 правила оказания [предоставления] услуг: Документ, устанавливающий порядок, соблюдение которого необходимо для выполнения каких-либо действий при оказании услуг.

Примечание - Примерами правил оказания (предоставления) услуг являются Правила бытового обслуживания населения, Правила оказания услуг общественного питания, Правила предоставления гостиничных услуг, Правила выполнения отдельных видов работ, действующие в Российской Федерации и утвержденные в установленном порядке, и др.

3.1.18 условия обслуживания: Совокупность факторов, воздействующих на потребителя услуги в процессе обслуживания.

3.1.19 результат услуги: Результат деятельности исполнителя услуги, направленной на удовлетворение потребности потребителя услуги.

Примечание - Результат услуги заключается в изменении состояния объекта услуги и/или удовлетворении потребностей.

3.1.20 сфера обслуживания населения: Совокупность предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги населению.

3.2 Понятия в области стандартизации услуг

3.2.1 объект стандартизации: Услуга, процесс оказания (предоставления) услуги, результат услуги, подлежащие стандартизации.

3.2.2 группа однородных услуг: Совокупность услуг, характеризующихся общим целевым и/или функциональным назначением.

3.2.3 стандарт на услугу: Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики и правила оказания услуг или выполнения работ.

Примечание - К стандартам на услуги относят: международные, региональные и национальные стандарты, предварительные национальные стандарты, стандарты организации.

3.2.4 технический документ на услугу: Документ, устанавливающий технические, технологические, конструктивные и другие характеристики услуги.

Примечание - К техническим документам на услугу относят технические условия, технологические карты, технологические инструкции, стандарты работы и обслуживания, технические описания, спецификации, эксплуатационную документацию, схемы, чертежи, эскизы и пр.

3.3 Понятия в области качества и менеджмента услуг

3.3.1 качество услуги: Совокупность характеристик или показателей качества услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.

Бытовое обслуживание населения – отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ).

Бытовая услуга – услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в 2019 году в стране оказано бытовых услуг на общую сумму
1 трлн 71 млрд руб., в том числе в Краснодарском крае – на сумму 71,9 млрд руб. (или 6,7% от показателя по стране).

За период с 2015 года по 2019 год темп роста объема оказанных бытовых услуг населению в крае составил 116,4% (2015 год – 61,8 млрд руб.).

Темп роста объема оказанных бытовых услуг, рассчитанный на душу населения, в указанный период составил 112,8% (2019 год – 12708,4 руб., 2015 год – 11268 руб.).

Быт обсл 1.PNG

По объему оказанных бытовых услуг Кубань занимает 3 место в стране (после Московской области и Москвы) и 1 место в Южном федеральном округе.



Диаграмма 2. Доля субъектов ЮФО в общем объеме оказанных бытовых услуг в округе в 2019 году, %.

По объему бытовых услуг, рассчитанному на душу населения, край занимает 2 место в стране после Севастополя.



Диаграмма 3. Рейтинг регионов России
по объему оказанных услуг на душу населения в 2019 году, руб.

В структуре оказанных бытовых услуг в Краснодарском крае в 2019 году наибольшую долю занимают услуги по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств (31,8%), ремонту и строительству жилья (27,5%), услуги парикмахерских (6,8%), изготовление и ремонт мебели (6,8%), ритуальные услуги (5%).



Диаграмма 4. Структура бытовых услуг в Краснодарском крае
в 2019 году, млн. руб.

По данным органов местного самоуправления, по состоянию на начало 2020 года в крае функционировало порядка 14 тыс. объектов бытового обслуживания населения, большую часть которых составляют предприятия по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств (в том числе автомойки), а также парикмахерские и салоны красоты – вместе около
8 тыс. объектов.

УСЛУГИ ХИМЧИСТОК И ПРАЧЕЧНЫХ

По объему оказанных услуг химчистками и прачечными в 2019 году Краснодарский край (624,5 млн руб.) занимает 3 место в стране после Москвы (72,9 млрд руб.) и Московской области (753,9 млн руб.). По данному показателю, рассчитанному на душу населению**, Кубань на 7 месте в стране.

**Здесь и далее показатель на душу населения рассчитан на основе данных Росстата о объеме оказанных услуг в регионах РФ (оперативные данные ЕМИСС) и об оценке численности постоянного населения в субъектах РФ на 1 января 2020 г.

ТОП-10 регионов России по объему оказанных услуг химчистками и прачечными
на душу населения в 2019 году

Регионы России

Объем оказанной услуги

на душу населения, руб.

Республика Северная Осетия - Алания

Краснодарский край

Основная масса химчисток и прачечных размещается в городах Краснодар, Сочи, Геленджик и Новороссийск.

В крае развиваются и новые форматы химчисток и прачечных и оказываемых в них услуг: прачечные самообслуживания, прачечная с доставкой и стирка по подписке.

УСЛУГИ ПАРИКМАХЕРСКИХ

По объему оказанных услуг парикмахерскими в 2019 году Краснодарский край занимает 5 место в стране после Москвы, Московской области, Ростовской области и Красноярского края.



Диаграмма 5. Объем оказанных услуг по виду "услуги парикмахерских"
в регионах России в 2019 году, млрд руб.

Большую часть хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги парикмахерских, представляют индивидуальные предприниматели. Часть предпринимателей работают сами на себя без наемного персонала (зачастую арендуя совместно одно помещение), часть имеет наемный персонал.

Сетевая модель организация бизнеса в сфере оказания услуг парикмахерских представлена сетями парикмахерских "ЦирульникЪ", "Японская парикмахерская. Чио Чио", работающих по франшизе, сетью "Для Вас", др.

РИТУАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОННОГО ДЕЛА

Ритуальное обслуживание населения – предоставление ритуальных услуг на безвозмездной основе или за плату.

Ритуальные услуги – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений.

Ритуальные услуги

Обрядовые похоронные услуги

Мемориальные услуги

К обрядовым похоронным услугам относятся такие услуги, как ритуальное омовение и облачение, организация прощания и отдание почестей, организация поминальных трапез и т.д.

К мемориальным услугам относятся: проведение мероприятий по сохранению памяти, организация траурных митингов, приуроченных к годовщине смерти или гибели, создание и ведение Книг памяти, создание и демонстрация информационных материалов, увековечивающих память об умерших или погибших.

В 2019 году объем оказанных ритуальных услуг в Российской Федерации составил 67,1 млрд рублей – 6,3% от объема всех оказанных бытовых услуг в стране.

В Краснодарском крае в 2019 году оказано ритуальных услуг на сумму 3,57 млрд руб. По объему оказанных ритуальных услуг населению в 2019 году Краснодарский край занимает 4 место в стране и 1 место в Южном федеральном округе. По этому же показателю, рассчитанному на душу населения, Кубань на 13 месте в стране и 2 месте в ЮФО.



Диаграмма 6. Объем оказанных ритуальных услуг
в регионах России в 2019 году, млрд. руб.



Диаграмма 7. Объем оказанных ритуальных услуг в регионах Южного федерального округа и доля Краснодарского края в общем объеме ритуальных услуг, оказанных в округе, в 2019 году

По информации органов местного самоуправления, по состоянию на 1 августа 2019 г. в Краснодарском крае похоронное (ритуальное) обслуживание населения осуществляют 700 хозяйствующих субъектов, в том числе 177 специализированных служб по вопросам похоронного дела.

На специализированные службы по вопросам похоронного дела, прежде всего, возлагается обязанность предоставления на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению (оформление документов для погребения, предоставление и доставка гроба, перевозка тела к месту погребения, само погребение). Данные службы также могут оказывать ритуальные услуги на платной основе.

Стоимость гарантированного перечня услуг по погребению устанавливается органами местного самоуправления в каждом поселении.

В соответствии с законодательством Российской Федерации погребение на территории Краснодарского края осуществляется путем предания тел земле (захоронение в могилу) и огню (кремация). На территории края находятся 1731 кладбище.

Кроме того, на территории Кубани функционируют 1 из 27 крематориев России (1 из 4 в ЮФО). Расположен он в городе Новороссийске на территории городского кладбища "Кабахаха-4". Крематорий введен эксплуатацию в 2016 году. Мощность – 5 тыс. кремаций в год (в 2018 году кремировано 2418 человек). На территории комплекса расположен колумбарий (стена скорби).


Стоимость услуги по кремации в крематории Новороссийска – от 31000 руб. В эту сумму входит перевозка умершего в крематорий, гроб для кремации, оформление документов в крематории, капсула для праха, урна для капсулы с прахом, процедура кремации, доставка урны с прахом.

УСЛУГИ БАНЬ И ДУШЕВЫХ

Услуги бань и душевых – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (посетителя), а также деятельности исполнителя, направленной на удовлетворение гигиенических (обработка, очистка кожи) и оздоровительных (обеспечение хорошего самочувствия, лечебно-профилактические цели) потребностей потребителя.

По объему оказанных услуг по виду "услуги бань и душевых" в 2019 году Краснодарский край (1,2 млрд руб.) занимает 5 место в стране, опережая Санкт-Петербург (6 место) и Московскую область (7 место).



Диаграмма 8. Объем оказанных услуг бань и душевых
в регионах России в январе-декабре 2019 года, млрд руб.

Основная доля хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги бань и душевых (в том числе саун), приходится на индивидуальных предпринимателей, имеющих 1 объект.

УСЛУГИ ПРОКАТА

Прокат – комплекс операций по предоставлению в соответствии с принципами имущественного найма во временное владение и пользование физических лиц движимого имущества, законодательно не запрещенного к обращению.

Согласно данным Росстата, Краснодарский край (3,1 млрд руб.) занимает 2 место в стране по объему оказанных услуг проката, уступая только Москве (17,2 млрд руб.).


Диаграмма 9. Объем оказанных услуг проката
в регионах России в 2019 году, млн. руб.



Диаграмма 10. ТОП-10 регионов России по объему оказанных услуг проката
на душу населения в январе-декабре 2019 г., руб.

В настоящее время предприятия проката предоставляют населению широкий выбор предметов проката: от одежды до автомобилей.

Часть пунктов проката функционируют как самостоятельные предприятия: например, прокат инструментов (для ремонта), прокат велосипедов, прокат автомобилей и т.д. Прокат одежды (свадебных и вечерних платьев), как правило, является сопутствующей услугой в предприятиях торговли; прокат пляжного инвентаря и принадлежностей может осуществляться как самостоятельная услуга, а может предоставляться в комплексе, например, санаториями, базами отдыха и т.д.

Востребованность того или иного вида проката постоянно меняется: так, с развитием и повсеместным распространением Интернета, а также современного оборудования для воспроизводства фильмов, практически исчез такой вид проката, как прокат видеокассет. Одновременно появляются и новые виды проката: например, прокат самокатов, который развивается и в Краснодаре (единая городская сеть станций проката электросамокатов ПРОКАТ-САМОКАТ).

Также большинство видов услуг проката подвержены сезонности (например, пляжного инвентаря, горнолыжного оборудования).

Прокат автомобилей

Одной из наиболее востребованных услуг проката является прокат автомобилей.

Услуги по прокату автомобилей пользуются большим спросом
в аэропортах. В этой связи стойки по прокату автомобилей размещаются в залах прилета.

В Международном аэропорту города Сочи услуги проката автомобилей предоставляют 5 компаний: AVIS, Рентмоторс Сочи, Udrive, РентаЛайн, BelcaCar.

В Международном аэропорту города Краснодара услуги проката представлены 3 компаниями: AVIS, Рентмоторс, SIXT.

В аэропорту города-курорта Анапы представлено 2 компании по прокату автомобилей: AVIS, CarBooking.

Отдельным направлением проката автомобилей является каршеринг – краткосрочная аренда транспортных средств.

Основные особенности каршеринга, отличающие его от традиционных форм проката автомобилей:

краткосрочность аренды транспорта (поминутная, почасовая),

необходимость регистрации в специальном мобильном приложении,

отсутствие необходимости заключения договора каждый раз, когда арендуется автомобиль (обычно заключается договор присоединения, далее при помощи мобильного приложения арендуется свободный автомобиль),

возможность круглосуточной аренды автомобиля,

большое количество пунктов выдачи и получения автомобиля,

возможность использования одного транспортного средства несколькими людьми в день.

В настоящее время услуги каршеринга в Краснодарском крае оказывают такие компании как "Делимобиль", "Шеримобиль", "UrentCar", "BelkaCar".

ДРУГИЕ ВИДЫ БЫТОВЫХ УСЛУГ

Краснодарский край занимает лидирующие позиции в стране и по объемам оказанных бытовых услуг других видов.

Например, по виду бытовой услуги "изготовление и ремонт мебели" Краснодарский край с объемом оказанных услуг в 4,9 млрд руб. по итогам 2019 года занимает 1 место в стране и по этому показателю обгоняет Ростовскую область, занимающую 2 место, почти на 1,8 млрд руб.


Диаграмма 11. Объем оказанных услуг предприятиями по изготовлению и ремонту мебели
в регионах России в 2019 году, млрд. руб.

2 место в стране по объему оказанных бытовых услуг Краснодарский край занимает по таким видам услуг как "ремонт и строительство жилья и других построек" и "услуги фотоателье".

По объему оказанных услуг предприятиями по ремонту, пошиву и покраске обуви, предприятиями по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий и предприятиями по ремонту и обслуживанию транспортных средств, машин и оборудования Краснодарский край находится на 3 месте в стране.

ТОП-5 регионов России по объему оказанных бытовых услуг (отдельные виды)
в январе-декабре 2019 года, млрд руб.

Наименование услуги

I место

II место

III место

IV место

V место

Ремонт и строительство жилья и других построек

Московская область – 43,8

Краснодарский край – 19,8

Республика Татарстан – 16,2

Республика Башкортостан – 15,5

Ростовская область – 13,1

Краснодарский край – 0,9

Свердловская область – 0,6

Ростовская область – 0,5

Приморский край – 0,4

Ремонт, пошив и покраска обуви

Свердловская область – 1,0

Краснодарский край – 0,96

Республика Татарстан – 0,6

Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий…

Свердловская область – 4,4

Краснодарский край – 1,7

Ставропольский край – 1,6

Республика Башкортостан – 1,5

Ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств, машин и оборудования

Московская область – 24,6

Краснодарский край – 22,9

Ростовская область – 19

Ремонт и тех. обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов; ремонт и изготовление металлоизделий

Свердловская область – 3,4

Республика Дагестан – 3,1

Краснодарский край – 3,0

Республика Башкортостан – 2,0

Информация о состоянии в Краснодарском крае сферы ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств, машин и оборудования размещена на странице "Торговля и обслуживание автотранспортных средств" подраздела "Торговля" раздела "Деятельность" сайта департамента.

Читайте также: