Острые межнациональные противоречия на кавказе в 90 х годах кратко

Обновлено: 05.07.2024

Северный Кавказ можно определить как самый взрывоопасный этнически конфликтный район в Российской Федерации. Главная причина конфликтов — недостаток пригодных земель при высокой плотности населения.

Исторически этнические границы не были постоянными. Народы перемещались по территории Кавказа, перемешивались, менялись территориально-государственные устройства: государство Мансура, имамат Шамиля, Республика горцев Северного Кавказа, Северо-Кавказское эмиратство, Горская Советская Республика. Однако единого государства на Северном Кавказе так и не получилось. При образовании СССР в Российскую Федерацию вошли Горская и Дагестанская автономные республики, Адыгейская, Кабардино-Балкарская, Чеченская автономные области. В юнце существования СССР в Россию входили Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская, Чечено-Ингушская автономные республики, Адыгейская и Карачаево-Черкесская автономные области. Ныне в России находятся республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия—Алания, Чечня. За последние 200 лет территории национальных образований характеризовались большой неустойчивостью. Некоторые республики образовывались, преобразовывались, упразднялись и воссоздавались.

Возьмем в качестве примера территорию бывшей Чечено-Ингушетии. В 1810 г. ингуши приняли подданство России, чеченцы этому противились. Образовавшийся в 1834 г. имамат Шамиля включал в себя территорию Дагестана, а потом Чечни. В конце 50-х гг. XIX в. Чечня и Дагестан насильственно были присоединены к России, войдя затем в Терскую область.

В 1918 г. она была объявлена Терской автономной советской республикой в составе РСФСР, а в 1920 г. переименована в Горскую АССР. В 1922 г. из нее выделилась Чечено-Ингушская автономная область (с 1936 г. — автономная республика). В 1944 г. чеченцы и ингуши были изгнаны со своих земель, на которых также насильственно расселены народы горской Осетии, Грузии и разрушенных войной западных областей Белоруссии, Украины, России. В 1957 г. чеченцы и ингуши были реабилитированы, а республика восстановлена со значительными территориальными изменениями. В состав нынешней Чечни включены два района Ставропольского края.

Северная Осетия вернула Чечено-Ингушетии четыре района, жители которых вторично подверглись насильственному переселению. Пригородный район, в котором до депортации проживали ингуши и который практически слился с Владикавказом, остался в Северной Осетии. В порядке компенсации ингуши дополнительно расселились в трех районах Ставропольского края. В начале 90-х гг. Чечня отделилась от Ингушетии и объявила себя де-факто суверенной. Ингуши не желают мириться с потерей Пригородного района. Президентом России было принято решение о возвращении ингушей в четыре населенных пункта Пригородного района[593]. Осетины этому противятся. Этот вопрос не может быть решен с позиций требований одного или другого народа. Более того, исторически в этом районе проживали разные народы, а вместе с ними — русские казаки, в результате геноцида которых в 1918—1921 гг. их земли, жилища и имущество были переданы спустившимся с гор ингушам. Социальная и территориальная реабилитация казачества предполагает возвращение их в свои станицы. И требования такие есть.

И хотя закон оговаривает, что возврат территорий должен проводиться без нанесения ущерба интересам сегодняшних жителей данных земель, это мало кого сдерживает. Территориальные претензии на Северном Кавказе обнаружились не только между осетинами и ингушами, ингушами и казаками, но и между кабардинцами и балкарцами, ингушами и чеченцами, кумыками и лакцами и т.д.

Территориальные притязания множатся от сепаратистско-экстремист-ских стремлений к недосягаемой в данном регионе мононациональной государственности. Примеру одноэтнических Чечни и Ингушетии готовы были следовать национальные движения кумыков, лезгин, ногайцев, кабардинцев, балкарцев и других народов. В 1992 г. в одной только Карачаево-Черкесии было самопровозглашено пять национально-государственных образований. А каждое новое образование автоматически ведет к уточнению и фактически — к переделу территорий, т.е. к взаимонасилию.

Краткий историко-политологический очерк Северного Кавказа обусловлен криминологическими интересами. Без элементарного уяснения истории перемещения народов в этом регионе нельзя адекватно исследовать тенденции настоящей и прогнозируемой преступности на основе межнациональных конфликтов на российском Северном Кавказе. При этом следует помнить: узел его межнациональных отношений увязан с аналогичными проблемами всего Кавказа, т.е. Грузии, Абхазии, Южной Осетии, Азербайджана, Нагорного Карабаха и Армении.

Из многочисленных северокавказских конфликтов остановимся на двух: между ингушами и осетинами, между чеченцами Дудаева и пророссийским населением Чечни.

В конфликте участвовали более тысячи человек, 14 из них (10 осетин и четыре ингуша) получили телесные повреждения различной тяжести. После этого конфликт углублялся периодическими взаимными нападениями. В июле 1991 г. в Пригородном районе расследовалось 27 уголовных дел об умышленных убийствах, тяжких телесных повреждениях, разбоях, грабежах, поджогах, совершенных на основе межнациональных столкновений ингушей и осетин. В связи с этим на территории Пригородного района было введено чрезвычайное положение, которое возобновляется и продлевается уже несколько лет.

Под предлогом ожидаемого нападения ингушей 1 ноября 1992 г. российские войска начали обстрел населенных пунктов их компактного проживания в Пригородном районе с целью вытеснения в Ингушетию и разведения конфликтующих сторон. За регулярными войсками, однако, шли осетинские боевики, которые совершали убийства, грабежи, разбои, поджоги и кражи. По материалам расследования, в эти дни погибли 546 человек, из них 407 ингушей и 105 осетин.

Среди погибших — 41 женщина (33 ингушки и пять осетинок), 49 стариков (42 ингуша и семеро осетин). По другим подсчетам, с той и другой стороны убиты 1 300 человек и 400 пропали без вести[594].

После этих событий к изгнанным в 1944 г. из Пригородного района ингушам прибавились тысячи беженцев 1992 г. Возвращение этих лиц в места прежнего проживания остается бескомпромиссным условием ингушской стороны. Осетины увязывают их возвращение с обустройством (за счет ингушей) осевших в Северной Осетии тысяч беженцев, изгнанных грузинами из Южной Осетии. Упоминавшийся Указ Президента РФ от 13 декабря 1993 г. подтвердил статус Пригородного района как территории Северной Осетии и предписал возвращение ингушей — беженцев и вынужденных переселенцев в места их прежнего компактного проживания, на первом этапе — в населенные пункты Чермен, Дангорн, Дачное и Куртат. Однако этот указ не выполняется осетинской стороной.

Конфликтная ситуация между ингушами и осетинами остается не до конца разрешенной. Есть достаточно оснований полагать, что беспрецедентный террористический акт в Беслане, в совершении которого кроме чеченских и арабских участвовали и ингушские бандиты, что свидетельствует об объединении террористических групп разных национальностей. Учитывая напряженные отношения между осетинами и ингушами, организаторы теракта, как уже отмечалось, рассчитывали столкнуть эти народы на путь вооруженной борьбы и тем самым взорвать хрупкое равновесие на Северном Кавказе.

В первые годы она как субъект РФ экономически поддерживалась Россией. В последнее время режим Дудаева существовал за счет противоправной деятельности и помощи некоторых кругов исламских государств, в связи с чем Чечня стала рассадником преступности и терроризма.

Наряду с ними в Чечне совершались другие преступные посягательства. Например, только в 1993 г. на ее территории подверглись нападению 559 поездов, разграблено около 4 тыс. вагонов и контейнеров на общую сумму 11,5 млрд руб. При поддержке властей Чечни на ее территории скрывался от правосудия России 1 201 преступник. В этой республике в 1991—1994 гг. были подготовлены семь террористических акций захвата заложников и угона воздушных судов. Чечня наводнила Россию фальшивыми денежными купюрами (около 3 , 7 млрд руб., в ценах тех лет). При активном участии чеченских преступных группировок были организованы хищения денежных средств в России с помощью фальшивых авизо и других способов на общую сумму около 4 трлн руб.

Дудаевцы насильственно захватили в воинских частях России около 50 танков, 80 единиц бронетехники, 2 тыс. орудий и минометов, до 50 тыс. единиц стрелкового вооружения и около 200 самолетов. Это и вновь покупаемое оружие было поставлено незаконным вооруженным формированиям, в том числе бывшим преступникам и наемникам. Экономика Чечни полностью разграблена и разрушена дудаевским окружением, социальная сфера свернута. Из-за нищеты, разбоев и грабежей из республики бежало более 350 тыс. населения, главным образом, русскоязычного. Из Грозного неоднократно звучали угрозы ядерного терроризма путем взрыва атомных станций и других стратегических объектов в России.

Федеральная власть, несколько окрепшая в 1994 г., вдруг осознала свое попустительство не признанному никем преступному режиму Дудаева, который благодаря такому потворству действительно стал представлять огромную опасность для населения Чечни, народов России, целостности страны. В середине 1994 г. чеченский народ раскололся на защитников Дудаева и защитников оппозиции, которую поддержали российские власти. Между ними начались вооруженные столкновения.

11 декабря 1994 г., как было объявлено федеральными властями, с целью смещения дудаевского режима, разоружения незаконных вооруженных формирований и восстановления правопорядка, нормальной жизни и хозяйственной деятельности в Чечню были введены войска МВД и Минобороны России. Дудаев и его окружение отказались добровольно разоружить незаконные вооруженные формирования и решить судьбу Чечни путем переговоров. Не проявляли в этом особой настойчивости и федеральные власти, так как маховик войны был запущен. Грозный был окружен, подвергнут бомбовым и ракетным ударам, от которых гибли мирные люди.

Оставляя анализ данной войны политологам, военным историкам и следственно-судебным органам, скажем лишь о людских потерях в ней. По данным Министерства обороны РФ, по состоянию на 30 августа 1996 г. в Чечне погибли 2 837 человек (459 офицеров, 87 прапорщиков, 2 291 солдат и сержант), ранены 15 270 человек (1 247 офицеров и прапорщиков, 12 023 солдата и сержанта), пропали без вести 337 человек (36 офицеров, восемь прапорщиков и 293 солдата и сержанта)[597]. И после этого убийство людей не прекратилось. Потери Минобороны России были не меньшими, чем потери во внутренних войсках МВД России, среди личного состава ФСБ России, пограничных войск и в других военных формированиях. Официальное число погибших военнослужащих силовых ведомств — более 4 тыс. человек. По некоторым данным, число погибших военнослужащих силовых ведомств за 10 лет в российско-чеченском конфликте в 2 раз больше, чем погибло наших военнослужащих в Афганистане примерно за такой же период времени, т.е. около 25—30 тыс. человек. Но точных и обобщенных данных нет. По оценкам чеченских властей, общее число жертв конфликта в Чечне превысило 200 тыс. человек[598], о чем подробно говорилось в предыдущих главах. Жертвами войны, которым был причинен моральный, материальный и физический вред, стали сотни тысяч человек. И если причинение смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности одному человеку квалифицируется как тот или иной состав преступления, то гибель и ранения сотен тысяч людей в результате легкомысленных и безответственных решений государственных должностных лиц не могут быть безнаказанными, как не могут быть безнаказанными террористические акты чеченских боевиков, которые до сих пор находятся на свободе.

Реальность же такова: те, кто посылал тысячи людей на верную и никому не нужную смерть или на убийство мирных жителей, не несут никакой ответственности, а те, кто пытался предотвратить преступную войну или спасти подчиненных от неминуемой смерти (например, майор Зонтов из пензенского ОМОНа), наказываются.

В сложившейся ситуации дудаевский режим делал ставку на национальный и религиозный факторы, внушая чеченцам, что война ведется против чеченского народа и ислама, призывая чеченцев, мусульман других стран к газавату — священной войне с Россией. При всех этих призывах нет достаточных оснований для бесспорного вывода о том, что конфликт между дудаевским режимом и федеральными властями является межнациональным столкновением между чеченцами и русскими. Националистическая чеченская религиозная мусульманская идея служит дымовой завесой для обмана народа, укрепления преступного режима и чеченской организованной преступности, поддерживаемых криминальными кругами России. Нельзя исключить участия в этом внешних и внутренних сил, заинтересованных в разрушении России. Для такого вывода имеется множество прямых и косвенных доказательств[599]. Они противоречивы и могут быть стыкованы лишь при установлении реальных пружин чеченского конфликта.

История даст объективную оценку этим событиям. Для нас важно отметить другое: и в этой кровопролитной преступной межнациональной бойне на поверхности столкнулись те же принципы: право наций на самоопределение и целостность государства. Есть одно существенное уточнение: эти принципы в данном случае являются более очевидным прикрытием ожесточенной борьбы за власть и собственность в Чечне, где чеченский и другие народы выполняют незавидную функцию разменной монеты.

Северный Кавказ является самой многонациональной территорией Российского государства. Подобный фактор обуславливает опасность территориальной целостности страны при возникновении межнациональных, религиозных и этнических конфликтов. Это не могло не найти отражение, когда формировалась внутренняя политика России на Северном Кавказе в 90-е годы 20-го столетия.

Национальный состав Северного Кавказа

Северный Кавказ занимает одно из лидирующих мест по количеству проживающего на его территории населения. Анализируя демографическую статистику, можно прийти к выводу, что количество жителей Кавказа увеличивается в геометрической прогрессии. Так, в 2002 году здесь проживало порядка 6 миллионов человек. Проводимая в 2010 году перепись населения засвидетельствовала колоссальный скачок возрастания данного показателя до 14,8 млн человек.

Национальный состав Северного Кавказа многообразен. Это обусловлено тем, что в его состав включены 7 крупных регионов: Ингушетия, Чечня, Северная Осетия, Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария, Ставропольский край, Карачаево-Черкесия. При этом население Дагестана составляет около 3 000 000 человек, Чечни — более 1 000 000 жителей.


На столь компактной территории сосредоточено более 150 наций, этнических групп и коренных народов. Очень часто среди жителей региона возникают крупные конфронтации, которые перерастают в непримиримые конфликты. Кроме того, после распада СССР возникла тенденция противостояния мусульманского мира и православного, что обусловило отток русских жителей с территории Кавказа. Таким образом, внутренняя политика России на Северном Кавказе в 90-е годы причины имела объективные, которые требовали молниеносного разрешения.

Причины нарастания конфронтации на территории Северного Кавказа

После распада СССР Северный Кавказ имел большой спектр нерешенных вопросов. Иными словами, демократические процессы, которые затронули всю территорию России, встретились с многочисленными проблемами, тормозящими развитие региона.

Во-первых, внутренняя политика России на Северном Кавказе в 90-е годы не была полностью продумана. Несмотря на то что жители региона обладали всеми правами наравне с русским населением, у власти существовало непоколебимое мнение о том, что представители данных народов не могут осуществлять грамотную политику на территории субъекта. Иными словами, федеральные власти полностью не доверяли местным чиновникам, проживающим исконно на Северном Кавказе. Единственный способ разрешения сложившейся ситуации был найден в виде управления республиками чиновниками из Москвы.

Кроме того, не следует забывать о том, что непродуманная внутренняя политика на Северном Кавказе стала камнем преткновения в экономическом развитии субъекта. Развитие промышленного комплекса происходило по остаточному принципу. Кроме того, население стало обладателем полуразрушенной экологической системы, разграбленных природных ресурсов. Не выделялась и социальная инфраструктура региона. Большинство небольших поселков и сел не имели школ и больниц, что накладывало отпечаток на благополучие жизни населения. Все это стало последствием того, что внутренняя политика на Северном Кавказе была полностью не проработана федеральными властями.

Во-вторых, на территории указанного региона существовали неразрешенные проблемы, связанные с репрессированными гражданами во времена ВОВ. Ни федеральные, ни местные власти, присланные из Москвы, не старались разрешить подобный казус, что нагнетало и без того конфронтационную обстановку.

В-третьих, экономическая отсталость региона существенным образом сказалась на благополучии населения. Невыплата заработных плат, безработица стали детерминантами развития пьянства, правонарушений, наркомании и других социальных проблем.

В-четвертых, стали обостряться территориальные проблемы. Многочисленные народы начали претендовать на соседние территории, на спорные земли. Все больше притязаний стали оказывать разделенные народы, к которым относят осетин, лезгин, ногайцев и др.

В-пятых, рост безработицы, что вызвало рост преступности и терроризма. Это стало проблемой как на местном, так и на федеральном уровне. Усилилась тенденция к появлению религиозно-национальных группировок, которые стали оказывать прямое влияние на чиновников, лоббируя свои интересы.

Все эти факты требовали того, чтобы изменилась внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины не исчерпываются перечисленным списком, так как напряженность возрастала с каждым годом.

Черная страница в истории Чечни

Внутренняя политика России на Северном Кавказе не представляется полноценной без анализа событий, которые развернулись в 90-е годы в Чечне. Усложнение отношений в регионе произошло в период правления Дудаева, когда проводилась политика геноцида русского, еврейского и армянского населения, проживающего на этой территории. Так как ущемление прав народов является прямым и грубым нарушением норм международного и российского права, политика притеснения не выводилась на официальный уровень, но и не подавлялась существующими властями и правоохранительными органами.


Чистка русскоязычного населения была всеобъемлющей в столице региона — городе Грозном. Семьи подвергались грабежам, нападениям. Обыденным делом стали убийства. Это стало основой для утечки образованного населения, которое составляло костяк для экономического, научного и культурного развития субъекта. Таким образом, период правления Дудаева можно считать черной страницей в истории Северного Кавказа.

Революция в Чечне, или Первые шаги к разрешению конфликта на Северном Кавказе

Радикальная политика Дудаева не могла остаться без откликов оппозиционных сил, которые наращивали свое влияние. Весной оппозиция была готова провести референдум обо всех насущных вопросах, которые касались дальнейшей жизни Чечни. Однако Дудаев решил перейти к насильственным методам борьбы с несогласными, что вызвало многочисленные жертвы среди населения.


Мощная техника Дудаева была направлена на здание милиции, в котором хранилась документация для будущего референдума. Танки уничтожили здание. Служащие милиции были убиты. Это стало финальной точкой, которая подтверждала окончание мирного процесса на территории региона.

Внутренняя политика России на Северном Кавказе перешла в более агрессивное русло. Оппозиция заручилась поддержкой Кремля. Первые единицы российской военной техники прибыли в регион, замышлялся поход на столицу Чечни. Однако он был полностью провален. Дудаев был полностью готов к отражению военной мощи оппозиции. Оппозиционные силы потерпели колоссальные технические и людские потери. Дух армии был подавлен.


Первая Чеченская война

После провала операции в Чечне была изменена внутренняя политика России на Северном Кавказе, причины, участники которой постоянно менялись. Первостепенную роль на новой ветке конфликта стали играть российские войска, которые должны были вступить на территорию Грозного как миротворческие силы. Но этого не случилось.


Многочисленные удары по Грозному, зачистки сделали возможным провозглашение военной администрации на территории Чечни, к которой перешло управление. Подобная развязка была невыгодна Кремлю, так как существовал риск усиления мощи военной хунты. Внутренняя политика России на Северном Кавказе в 90-е годы, кратко говоря, повернула в другое русло. Начались наступления сил Басаева, что вызвало проигрыш российских войск и, как следствие, заключение Хасавюртовских соглашений.

Итоги первой Чеченской войны

Безусловно, Чеченская война не прошла бесследно. Трансформация оказалась очень внушительна. Во-первых, произошла перестановка политических сил в регионе. Демократические силы полностью утратили поддержку в Чечне. Все деятели оппозиции либо были убиты во время вооруженных конфликтов, либо бежали в Москву. Кроме того, пала сама идея демократических преобразований в консервативной республике, где заправляли религиозные группировки.

Во-вторых, не было единства и среди националистических исламистских группировок. Это связано с тем, что большое распространение получила радикальная направленность ислама — ваххабизм. Его представители провозгласили на территории Чечни политику джихада. Самым ярым сторонником стал Басаев, за которым потянулась радикально настроенная молодежь.

Таким образом, можно констатировать, что внутренняя политика России на Северном Кавказе 1990-2011 годов привнесла существенные изменения в жизнь региона.

В преддверии новой войны в Чечне

К началу XXI столетия обстановка в Чечне ухудшилась. Все больший авторитет стала набирать группировка Басаева. Грозный стал рассадником террористов. Угроза обрела всеобъемлющий характер. Таким образом, внутренняя политика России на Северном Кавказе, кратко говоря, должна была отвечать новым вызовам и угрозам.

Последней каплей, которая сыграла решающую роль, стало вторжение в Дагестан. Активизировались консервативные силы региона, которые возглавлял Кадыров. Они смогли переосмыслить идею национального государства Чечня, навязывание ложной идеологии ваххабизма и политики джихада.

Вторая Чеченская война

Консервативные силы Чечни, несмотря на собственные взгляды, смогли переосмыслить союз с Россией. Сильная армия, разработанные военные тактики стали прекрасным подспорьем в борьбе с радикалами. Сторонники Кадырова безропотно отдавали свои территории российским военным, тем самым оказывая всестороннюю помощь в вооруженном конфликте. Со временем ЧРИ перешла под контроль российских военных. Масхадов — лидер республики - перешел на сторону ваххабитов, уйдя в подполье. В 2005 году он был ликвидирован.


Итоги Чеченской войны

В результате войны в Чечне к власти пришел Ахмад Кадыров. В 2003 году, по результатам демократических выборов, лидер был провозглашен президентом Чеченской республики. Тесное сотрудничество с Россией дало свои преимущества. Началось восстановление инфраструктуры региона. Мирное население получило возможность получать социальные услуги в полном объеме. Кроме того, произошла консолидация власти. Демократические, консервативные группировки пришли к единому знаменателю, что гарантировало политическую стабильность в Чечне.


Негативные последствия Чеченской войны

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внутренняя политика РФ на территории Северного Кавказа существенно трансформировалась. Однако проблемы существуют и на сегодняшний день. Только всестороннее внимание к этому субъекту позволит стабилизировать обстановку в многонациональном регионе России.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Южного и Северокавказского федеральных округов, компактно проживают более 40 автохтонных этносов. Конфликтные ситуации последних десятилетий оказали негативное влияние на их социально-экономическое положение. По этим причинам Северный Кавказ уже продолжительное время остается в числе одного из наиболее проблемных регионов Российской Федерации.

Только-только начали вырабатываться механизмы решения столь сложных проблем государственности, как самоуправление территорий, ликвидация территориальных претензий, преодоление приграничных споров и др. Национальные этнические общности отошли от цивилизованного пути решения проблемы и встали на другой путь – путь конфронтации, что в конечном итоге привело к вооруженным столкновениям, к возникновению новых спорных вопросов в межнациональном диалоге.

продолжительным чеченским кризисом ( 1993-2005 гг.). Последствия двух чеченских войн получили подробное освещение в научных трудах, опубликованных за последние годы [4]. Эти войны заметно ухудшили сложившиеся отношения как внутри Северного Кавказа, так

и с соседними регионами. Чеченский кризис резко негативно сказался на общем состоянии жизни национальных меньшинств.

Таким образом, в 90-е гг. XX столетия обнажился вопрос о судьбе национальных меньшинствах и, прежде всего, тех, которые подверглись репрессивным воздействиям со стороны государства. К их числу относятся и чеченцы-аккинцы, и турки-месхетинцы, и российские немцы, и цыгане, и корейцы и др. В рассматриваемый период сильно возросла их территориальная мобильность, многим пришлось заново испытать проблемы, связанные с потерей жилья, поиском мест проживания и трудоустройства в новых регионах.

Следует заметить, что за время чеченского кризиса фактически все национальные меньшинства покинули зону военных действий. Так, расселившиеся ранее на территории Чеченской Республики турки-месхетинцы в срочном порядке переселились в Ставропольский край. Они поселялись в Буденовском, Курском и Кировском районах. В связи со сложной этнополитической обстановкой в Чеченской Республике эту республику покинули также греки, немцы, евреи, представители других этнических общностей.

Неспокойной была этнополитическая ситуация на территориях и тех субъектов, которые не были подвержены военным действиям. Так, по данным Комитета

Таким образом, межнациональные конфликты дестабилизируют ситуацию на местах, создают напряженность в жизнедеятельности национальных меньшинств. В результате последние вольно или невольно втягиваются в сложные социально-политические процессы, неся потери и испытывая моральный ущерб. Проблема же выхода из подобной ситуации до сих пор остается очень сложной для разрешения.

Ввод российских войск в Чечню в 1994 г.

Чеченский вооруженный конфликт 1994-1996 годах - военные действия между российскими федеральными войсками (силами) и вооруженными формированиями Чеченской Республики Ичкерии, созданными в нарушение законодательства РФ. В сентябре 1999 года началась новая фаза чеченской военной кампании, которая получила название контртеррористической операции на Северном Кавказе.

Вооруженный конфликт в 1994-1996 годах (первая чеченская война)

Чеченский вооруженный конфликт 1994-1996 годах - военные действия между российскими федеральными войсками (силами) и вооруженными формированиями Чеченской Республики Ичкерии, созданными в нарушение законодательства РФ.

Осенью 1991 года в условиях начавшегося распада СССР руководство ЧР заявило о государственном суверенитете республики и выходе ее из состава СССР и РСФСР. Органы советской власти на территории ЧР распускались, действие законов РФ отменялось. Началось формирование вооруженных сил Чечни во главе с верховным главнокомандующим президентом ЧР Джохаром Дудаевым. Сооружались рубежи обороны в Грозном, а также базы для ведения диверсионной войны в горных районах.

Режим Дудаева располагал, по расчетам Министерства обороны, 11-12 тыс человек (по данным МВД, до 15 тыс) регулярных войск и 30-40 тыс человек вооруженного ополчения, из них 5 тыс составляли наемники из Афганистана, Ирана, Иордании, республик Северного Кавказа и др.

9 декабря 1994 года Президентом РФ Борисом Ельциным был подписан Указ № 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино ингушского конфликта". В тот же день Правительством РФ было принято Постановление № 1360, предусматривавшее разоружение этих формирований силовыми методами.

11 декабря 1994 года началось выдвижение войск в направлении чеченской столицы - города Грозного. 31 декабря 1994 года войска по приказу министра обороны РФ начали штурм Грозного. Российские бронеколонны были остановлены и блокированы чеченцами в разных районах города, боевые подразделения федеральных сил, вошедшие в Грозный, понесли большие потери.

(Военная энциклопедия. Москва. В 8 томах 2004 г.)

На дальнейший ход событий крайне отрицательно повлиял неуспех восточной и западной группировок войск, поставленную задачу не удалось выполнить и внутренним войскам МВД.

Ведя упорные бои, федеральные войска взяли Грозный к 6 февраля 1995 года. После взятия Грозного войска приступили к уничтожению незаконных вооруженных формирований в других населенных пунктах и в горных районах Чечни.

С 28 апреля по 12 мая 1995 года согласно Указу Президента РФ осуществлялся мораторий на применение вооруженной силы в Чечне.

Незаконные вооруженные формирования (НВФ), используя начавшийся переговорный процесс, осуществляли передислокацию части сил из горных районов к местам расположения российских войск, формировали новые группы боевиков, обстреливали блокпосты и позиции федеральных сил, организовали небывалые по масштабам террористические акты в Буденновске (июнь 1995), Кизляре и Первомайском (январь 1996).

6 августа 1996 года федеральные войска после тяжелых оборонительных боев, понеся большие потери, оставили Грозный. НВФ вступили также в Аргун, Гудермес и Шали.

31 августа 1996 года в Хасавюрте были подписаны соглашения о прекращении боевых действий, положившие конец первой чеченской войне. После заключения соглашения войска в предельно сжатые сроки с 21 сентября по 31 декабря 1996 года были выведены с территории Чечни.

12 мая 1997 года был заключен Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия.

Чеченская сторона, не соблюдая условий договора, повела линию на немедленный выход ЧР из состава России. Усилился террор по отношению к сотрудникам МВД и представителям местных органов власти, активизировались попытки сплотить вокруг Чечни на антироссийской основе население других Северо Кавказских республик.

Контртеррористическая операция в Чечне в 1999 2009 годах (вторая чеченская война)

В сентябре 1999 года началась новая фаза чеченской военной кампании, которая получила название контртеррористической операции на Северном Кавказе (КТО). Поводом для начала операции послужило массированное вторжение 7 августа 1999 года в Дагестан с территории Чечни боевиков под общим командованием Шамиля Басаева и арабского наемника Хаттаба. В группировку входили иностранные наемники и боевики Басаева.

Более месяца шли бои федеральных сил с вторгшимися боевиками, закончившиеся тем, что боевики были вынуждены отступить с территории Дагестана обратно в Чечню.

В эти же дни - 4 16 сентября - в нескольких городах России (Москве, Волгодонске и Буйнакске) была осуществлена серия террористических актов - взрывы жилых домов.

Учитывая неспособность Масхадова контролировать ситуацию в Чечне, российским руководством было принято решение о проведении военной операции по уничтожению боевиков на территории Чечни. 18 сентября границы Чечни были блокированы российскими войсками. 23 сентября Президент РФ издал Указ "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", предусматривающий создание Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе для проведения КТО.

23 сентября российская авиация начала бомбардировки столицы Чечни и ее окрестностей. 30 сентября началась наземная операция - бронетанковые подразделения российской армии со стороны Ставропольского края и Дагестана вошли на территорию Наурского и Шелковского районов республики.

В декабре 1999 года была освобождена вся равнинная часть территории Чеченской Республики. Боевики сосредоточились в горах (около 3000 человек) и осели в Грозном. 6 февраля 2000 года Грозный был взят под контроль федеральных сил. Для борьбы в горных районах Чечни кроме восточной и западной группировок, действовавших в горах, была создана новая группировка "Центр".

25-27 февраля 2000 года подразделения "Запада" блокировали Харсеной, а группировка "Восток" закрыла боевиков в районе Улус-Керт, Дачу-Борзой, Ярышмарды. 2 марта Улус-Керт был освобожден.

Поcледней крупномасштабной операцией была ликвидация группировки Руслана Гелаева в районе с. Комсомольское, завершившаяся 14 марта 2000 года. После этого боевики перешли на диверсионно террористические методы ведения войны, а федеральные силы противопоставили террористам действия спецподразделений и операции МВД.

Во время проведения КТО в Чечне в 2002 году в Москве был совершен захват заложников в Театральном центре на Дубровке. В 2004 году был совершен захват заложников в школе номер 1 города Беслана в Северной Осетии.

К началу 2005 года, после уничтожения Масхадова, Хаттаба, Бараева, Абу аль-Валида и многих других полевых командиров, интенсивность диверсионно-террористической деятельности боевиков значительно снизилась. Единственная масштабная операция боевиков (рейд на Кабардино-Балкарию 13 октября 2005 года) завершилась провалом.

С полуночи 16 апреля 2009 года Национальный антитеррористический комитет (НАК) России по поручению президента Дмитрия Медведева отменил режим КТО на территории Чеченской Республики.

1. Конфликты на Северном Кавказе (1990-е-начало 2000-х гг.)

В годы ВОВ Чечено- Ингушская ССР была
упразднена
1991
г- Республика Ичкерия(Чечня) заявила о
своём выходе из РФ

3. Первая Чеченская война 1994-1996 год

Пе́рвая чече́нская война́ — боевые
действия в Чечне и некоторых
населённых пунктах соседних регионов
российского северного Кавказа с целью
удержать Чечню в составе России.

Лето 1994 года в Чечне развернулись боевые
действия между верными Дудаеву
правительственными войсками и силами
оппозиционного Временного совета.
26 ноября третий штурм Грозного.
11 декабря 1994 года считается началом
первой чеченской войны
31 августа 1996 года –окончание войны,
подписание Хасавюртовских соглашений

После завершения войны в штабе
Объединённой группировки федеральных
сил приводилась следующая статистика (13
октября 1996):
погибших — 4103
пленных/пропавших без
вести/дезертиров — 1231
раненых — 19 794
Безвозвратные потери на тот момент
оценивались в 5334 человека.

По данным Союза комитетов
солдатских матерей в 1994—1996
годах в Чечне погибло около
14 тысяч военнослужащих.

По оценкам
источников
чеченских
боевиков, потери
федеральных сил в
Первой чеченской
войне составили
до 80 тыс. человек
убитыми

11. Вторая чеченская война – октябрь 1999-февраль 2000

В ночь на 4 сентября был взорван дом в военном
городке Буйнакске (Дагестан)
Следующие взрывы прогремели уже в Москве. В
ночь с 9 на 10 сентября и 13 сентября (в 5 часов
утра) взлетели на воздух вместе со спящими
жителями 2 многоквартирных дома, расположенных
на ул. Гурьянова (погибли 109 человек, более 200
получили ранения) и на Каширском шоссе (погибло
больше 124 человек).
Взрыв в центре Волгодонска Ростовская область,
здесь 17 человек погибло, 310 получили ранения и
травмы

1 октября 1999 г. федеральные силы вступили
на территорию республики.
5 декабря 1999 г. российская группировка
сомкнула кольцо вокруг Грозного.
с 25 на 26 декабря 1999 г. начался штурм
Грозного.
17 января возобновился штурм Грозного
Конец января 2000 г. – чеченские отряды
начинают покидать Грозный

14. По официальным данным (на 18 февраля 2000 г.)

ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ ДАННЫМ
(НА 18 ФЕВРАЛЯ 2000 Г.)
потери федеральной стороны превысили
1,5 тысячи человек убитыми и 4,5 тысячи
ранеными. Большая часть Чечни и столица
республики были заняты российскими
войсками, но в горах продолжала
действовать группировка противника
численностью не менее 4 тысяч боевиков.

Читайте также: