Особенности взросления детей в новой гвинее кратко

Обновлено: 02.07.2024

Однако не всегда подростковый период протекает столь драматично. Известный социальный антрополог Маргарет Мид внесла существенный вклад в углубление представлений об этом периоде жизни человека.

Совершенно иначе взрослеют девочки у горных арапешей ( Папуа –Новая Гвинея, острова Океании). Мальчик – арапеш выращивает свою жену. Помолвка у арапешей происходит между девочкой семи – восьми лет и мальчиком на 6 – 7 лет ее старше. О будущей жене заботится вся семья мальчика. Арапеши считают, что родители имеют полное право на контроль поведения детей, так как они их вырастили. Аналогичным образом, муж имеет право руководить женой. Дети и женщины у арапешей считаются более слабой и мало ответственной группой. Девочка, живущая с мальчиком долгие годы как с братом, в его семье, испытывает те же чувства, что к своей семье и братьям. Она испытывают сильную привязанность, заботится о муже и его родственниках, воспринимает их заботы как свои собственные. Она становится частью семьи жениха. За помолвленой парочкой строго присматривают, считая, что слишком ранние сексуальные проявления не пойдут им на пользу.

При наступлении половой зрелости, первая менструация сопровождается церемонией, в которой участвуют братья девочки – они строят ее менструальную хижину. Все украшения с нее снимают и натирают жгучей крапивой. Она не пьет и не есть три дня. После трех дней, она покидает хижину и брат матери делает ей декоративные надрезы на плечах и ягодицах, означающих, что она достигла брачного возраста. Теперь девушка и юноша могут гулять вместе, уединяться и сами решить, когда совершить свой брачный союз, подготовленный многими годами совместной жизни.

Несмотря на совершенно иные традиции взросления у горных арапешей, по сравнению с самоанцами, подростковый возраст не сопровождается потрясениями и конфликтами. В этих культурах годы отрочества могут быть описаны как плавный переход от беззаботного детства к замужеству, накладывающего на девушку определенные обязательства. Бесконфликтность подросткового возраста в рассмотренных культурах характерна и для мальчиков. Переход из детства во взрослый мир осуществляется резко через обряд инициации, пример которого мы рассмотрели. В современных обществах, в отличие от традиционных, подростковый возраст – это период перехода, длящийся около 10 лет.

В XIX веке в западных странах было введено системное школьное образование. Это нововведение привело к значительному увеличению периода экономической зависимости в жизни ребенка. Это отодвинуло момент принятия им социальных ролей взрослого сообщества. Образовался период между биологической зрелостью и экономической самостоятельностью, характерной для взрослого человека. На стадии отрочества биологический, социальный, исторический и культурный факторы переплетаются особенно тесно, чем на других возрастных этапах. Поэтому отрочество следует анализировать, учитывая все эти факторы. Подростковый период в жизни человека является своеобразной лакмусовой бумажкой благополучия развития ребенка в предыдущие возрастные периоды и благополучия семьи, готовой к новым ролям, отношениям, готовой оказать взрослеющему ребенку необходимую помощь, поддержку, а главное, неизменно принимать и любить его в трудные моменты его взросления.

Время тут остановилось – или, наоборот, зачем-то взбесилось и пошло вспять. Люди здесь рождаются, живут безвылазно несколько десятков лет, в сорок все выглядят глубокими стариками, умирают и…снова рождаются. Это очень простые, бесхитростные люди, и у них на удивление радостные лица.

В папуасских племенах очень жесткая иерархия. Живут семьями-деревнями, в которых может быть до 200 человек – и все они состоят в сложнородственных отношениях.

Заправляет всем старейшина-жрец, спорить с которым нельзя никому. Жен и мужей различают весьма условно: у одного мужчины может быть несколько жен. Женщины, однако, тоже не отстают, и с готовностью выходят замуж за нескольких мужчин.

Мужчины живут в хижинах отдельно от женщин и детей – к мужским домам запрещено даже приближаться. А для любви есть специально построенные домики: уединились – и разошлись обратно.

Поскольку контрацепция отсутствует вообще, а сексом занимаются вполне активно, детей рождается очень много. При этом вопросами отцовства никто особо не задается: раз есть несколько мужей – кто-то точно папа, поэтому кормят малышей все вместе. О еде для детей не тревожатся: поел грудь и потянулся за бананом? Возьми банан и ешь. Не понравилось и выплюнул? Ну не ешь, проголодаешься – сам чего-то да откопаешь (или снова присосешься к груди).

Беременность и роды - пустяки и дело житейское

Никто не делает особых скидок беременным женщинам.

Можешь ходить? Иди и собирай корешки. Скоро рожать? Иди вон в ту хижину подальше, и там занимайся своими делами. Иногда к роженице заглядывает повитуха или сердобольная соседка.

Рожают женщины повиснув на большом дереве. И как только все свершилось, они встают и возвращаются работать (привязав ребенка к себе тряпочкой, чтобы кормить сподручнее).

Кормишь грудью? Вот тебе еще поросенок, он тоже голоден. Никому не приходит в голову бунтовать или даже сомневаться в правильности такого свинского поведения животных и родственников. Свинья в хозяйстве всегда сгодится.

Ребенок в джунглях

Воспитывают детей до определенного возраста так же – все вместе. Кто мимо пробегал, того и покормили, кто заревел – того и обняли.

Убежать дети никуда особо не могут: вокруг одни джунгли. К тому же, малышам рассказывается огромное количество сказок и мифов, которые населены страшными и фантастическими существами, так что отходить далеко от деревни никто и не станет.

Мальчики - налево, девочкам - стоять на месте

Никто не жалуется на судьбу – духи не поймут. Да, две трети жителей страны официально христиане. Миссионеры всех стран усердно посещают деревни и встречаются с местными: те важно кивают головами, хлопают в ладоши, курят травяные смеси, жуют бетель – а после ухода миссионеров ставят дешевые издания Библий рядом с другими статуями в Дом для духов. Нормально, никто не против.

Татуировки как часть жизни

Возможно, для нас это повод как минимум задуматься. Нам непонятен такой образ жизни – никак, совсем. Но посмотрите, эти люди счастливы. А вы?

Манус - островной народ, мало ощутивший на себе влияние белого человека. Он состоит из множества племён, преимущественно занимающихся торговлей, в 1912 году войны между эти племенами оказались под запретом, который гарантировал Манус относительную стабильность жизни. Манус сохраняют свои традиции испокон веков, передавая их всё новым и новым поколениям в практически неизменённом виде. Маргарет Мид решилась впервые исследовать эту культуру и, в особенности, способы её передачи новым членам общества, то есть процесс воспитания детей.

Манус отличаются достаточно строгим воспитанием, что, как подозревает Мид, может быть вызвано опасностью условий их проживания – домов на сваях прямо над водой – для маленьких детей, если они не будут строго соблюдать всё, что скажут им взрослые.

Детская смертность забирает почти половину всех детей – остаются лишь наиболее приспособленные, самые сильные, ловкие и умные. Их не ограничивают в играх, но их забавы напоминают возню котят и щенят. Они не пытаются подражать взрослым и разыгрывать жизненные сценки в формате сюжетно-ролевой игры, присущей ребятам других обществ. Большее участие в воспитании принимает заботливый и нежный отец, а привязанность к матери куда слабее.

Даже самые маленькие Манус имеют большое уважение к понятию собственности. Однако при этом, их совершенно не обучают уважению, как это принято в цивилизованных странах. Манус не скрывают своих чувств и не приучены к вежливости. Они ничем не ограничены, и не пытаются сдерживать себя и свой характер, не следят за своей речью, лишены патриотических чувств к своей культуре. Манус – очень трудолюбивый народ, ставящий материальное благополучие выше эстетических потребностей. Они не уважают творческие профессии и лишены многих видов культуры и творчества, но могут, к примеру, покупать для себя художественные творения других. Они высоко ценят правду, но не пользуются дипломатией и не подстраиваются под других людей.

Ещё маленьких детей учат крепко цепляться за шею матери, а потом берут их с собой в каноэ, приучая их к воде. Родители лично следят за безопасностью ребёнка, спасая его в случае реальной опасности, но не защищая от неё. Контроль Манус за своими детьми бдителен, не ненавязчив, они помогают им встать после падений, но никогда не жалеют их. Детей очень рано учат не трогать чужое. Любая поломка вещей и, там более, кража сильно осуждаются. Но за исключением этих моментов жизнь у детей манус довольно свободная, их не ограничивает множество правил или культурных традиций, они никого не слушают и ни перед кем не отчитываются. Эти дети дерзки и эгоистичны, почти полностью свободны.

Помолвки заключаются достаточно рано, без участия брачующихся. Контакты между ними до свадьбы сводятся к минимуму или полностью пресекаются, поэтому, несмотря на сильные связи между кровными родственниками у Манус, супруги в их культуре редко становятся по-настоящему близки друг с другом. Жена даже не называет мужа и его родственников по имени. Она переезжает жить к мужу, но не становится частью его семьи по-настоящему. Нередко жены убегали от мужей, недовольные своей новой жизнью – их права в чужом доме малы, о семейной близости и говорить не приходиться, да и права отца на ребёнка ставятся намного выше прав матери., не важно, собственный ли это ребёнок или приёмный.

Дети Манус отдалены от многих материальных проблем, у них нет личной собственности для них почти нет социальных запретов. Между тем, никто из них не интересуется коллекционированием и не следит за понравившейся вещью после того как наиграется с ней. Их игры просты и не отличаются той оригинальностью, которая свойственна детям наших цивилизаций. Разговоры детей Манус мало чем отличаются от разговоров взрослых. Однако скудность их игр идёт от их воспитания, а не от скудности ума, как можно было бы предположить. Этим детям совершенно не свойствен анимизм, они не могут переносить на неодушевлённые объекты свойства живых, в том числе потому, что в их языке так не принято. Ценными качествами считаются агрессивность и энергия – они определяют богатого и успешного человека, в то время как пассивность остаётся за неудачниками.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Пример готового реферата по предмету: Культурология

Содержание

2. Этос горных арапешей…………………………………………..5

3. Особенности воспитания у горных арапешей………………… 8

Выдержка из текста

Маргарет Мид (16 декабря 1901, Филадельфия —

1. ноября 1978, Нью-Йорк) — американский антрополог, представительница этнопсихологического направления.

Определяющим для концепции Мид является принцип культурного детерминизма. Согласно которому, закономерности психической жизни человека обусловливаются культурой. Эмпирическая основа концепции — исследование различных архаических культур. На основе сравнительного изучения культуры племен Новой Гвинеи Мид выдвинула гипотезу о том, сексуальное поведение и сексуальные роли зависимы от принципов культуры, что говорит об относительности норм сексуального поведения мужчины и женщины. Мид также пришла к выводу, что в архаических культурах отсутствуют специфические конфликты подросткового возраста.

Читайте также: