Теория зеркальных нейронов кратко

Обновлено: 05.07.2024

краткий научный обзор

No Косоногов В., 2009 г.

Понимание чужого сознания (theory of mind) 12

Искажённое психическое развитие (аутизм) 14

Термин "зеркальные нейроны" (итал. - neuroni specchio, англ. - mirror neurons) был предложен группой итальянских нейрофизиологов из города Парма в середине 1990-ых годов для обозначения нейронов, найденных в коре больших полушарий макак методом введения микроэлектродов. Они возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим индивидуумом (Di Pellegrino et al., 1992, Gallese et al., 1996). Первоначально они были обнаружены в покрышечной части нижней лобной извилины (зоне F5 или поле 44 по Бродману), затем в нижней теменной доле (поле 40) и верхней височной борозде (поля 22 и 38). В настоящее время появляются данные о нахождении зеркальных нейронов и в других отделах, в связи с чем, во-первых, возникают споры среди учёных, занимающихся зеркальными нейронами, а, во-вторых, появляется множество критиков, вообще отрицающих их существовании. Большинство критиков заявляет, что факты, описанные в ниже обсуждаемых статьях, можно интерпретировать в русле психологических школ (необихевиоризма, деятельностного подхода), и, дескать, сам термин становится ненужным. Но факты остаются фактами - в некоторых отделах нервной системы высших животных есть нейроны, которые активны и при движении, и при наблюдении этого же движения, выполняемого другой особью. Первые определения функций зеркальных нейронов были очевидны - они активны во время подражания. Позднее начались появляться гипотезы, связывающие данное открытие с рядом проблем современных биологических и гуманитарных дисциплин. Оказывается, что нейрофизиологический уровень подражания - это группа клеток в нескольких областях коры мозга, развивающихся, по-видимому, с рождения. Через подражание были вовлечены в эти исследования следующие явления и проблемы: - эмпатия как способность понимать эмоции других путём сопереживания; - язык и речь человека и других животных, особенно, жестовые гипотезы глоттогенеза; - theory of mind (или понимание чужого сознания, или модель психического, или теория намерений, или макиавеллиевский интеллект) - конструкт, описывающий способность понимать психическое содержание других индивидуумов; - аутизм, одним из симптомов которого считается отсутствие или нарушение понимания чужого сознания и эмпатии; - общественная жизнь животных, в том числе человека, как предмет этологии и социобиологии; - актёрское мастерство и гуманитарные исследования, предполагающие метод вчувствования; - общее развитие культуры и цивилизации через подражание. Данная работа является лишь обзором современных исследований, связанных с зеркальными нейронами, не претендующим ни на теоретическую новизну, ни на особое методологическое осмысление.

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого. Сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым. Сопереживание может возникнуть как по отношению к наблюдаемым (или воображаемым) чувствам другого, так и к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (Психологический словарь, 2004). Эмпатия играет фундаментальную социальную роль, обеспечивая разделение чувств, потребностей, целей индивидуумами (Carr et al., 2003). В определённом смысле, эмпатию можно рассматривать как составляющую понимания чужого сознания, а значит, она имеет много общего с подражанием, но нейробиология эмпатии отличается заметно от нейробиологии подражания в общем его смысле, так как здесь большую роль играют мозговые отделы, традиционно связываемые с эмоциями. Карр и сотрудники (Carr et al., 2003), предлагая испытуемым наблюдать и подражать различным эмоциональным выражениям лица, обнаружили повышенную активность при подражании в премоторной коре, покрышечной части нижней лобной извилины (pars opercularis), верхней височной извилине, а также в островке и миндалине. Островок, имеющий обширные связи с моторными отделами мозга, рассматривается как своего рода посредник между лимбической корой и системой зеркальных нейронов. Низкую активность в премоторных зеркальных нейронах и островке обнаруживают испытуемые, страдающие аутизмом (Nishitani et al., 2004, Dapretto et al., 2006), тем самым, доказывая причастность системы зеркальных нейронов к этому заболеванию. В самом общем смысле, можно говорить о том, что нейроанатомической основой эмпатии являются система зеркальных нейронов и лимбическая система, причём особое внимание уделяется миндалине и островку.

Как уже отмечалось выше, поле F5 признаётся гомологом поля Брока (поле 44 по Бродманну) человеческого мозга. Однако М.Якобони видит более глубокую эволюционную связь между мозгом макаки и мозгом человека. Аркообразная борозда (arcuate sulcus) лобной доли мозга макаки, по Якобони, является эволюционным предшественником лобных борозд мозга человека: её дорсальная часть является предшественником верхней лобной борозды (superior frontal sulcus), а вентральная - нижней лобной борозды (inferior frontal sulcus). Аркообразная борозда делит лобную долю на гранулярные отделы (моторные) и агранулярные (зона F5), причём зона F5 располагается вентральнее аркообразной борозды. Якобони делает вывод о том, что, находящаяся вентральнее нижней лобной извилины зона Брока мозга человека является гомологом зоны F5 мозга макаки, а значит, имеет схожие свойства (Iacoboni, 2005). Зона Брока, как и зона F5, обнаруживает повышенную активацию в процессе выполнения моторных задач с использованием рук (Krams et al., 1998, Binkofski, et al., 1999) и языка (Fox et al., 2001). В университете города Лос-Анджелес был проведён следующий опыт, доказывающий вовлечённость зоны Брока в процессы подражания (Heiser et al., 2003). Учитывая, что покрышечная часть нижней лобной извилины (pars opercularis) является частью зоны Брока (Molnar-Szakacs et al., 2002), методом многократной транскраниальной магнитной стимуляции (repetitive transcranial magnetic stimulation) на время опыта отключали покрышечную часть нижней лобной извилины (pars opercularis) обоих полушарий и зрительную кору. Испытуемым предлагали подражать движениям руки, записанным на видео в одной серии опытов и совершать самостоятельные движения руки в соответствии с движениями красной точки в другой. Количество ошибок было достоверно выше при подражании движениям руки, нежели при самостоятельных движениях, и при отключении покрышечной части нижней лобной извилины (pars opercularis) по сравнению с отключением зрительной коры. Авторы делают выводы об участии зоны Брока в процессе подражании и наличии в ней зеркальных нейронов. Многие авторы (Arbib, 2005, Bagasheva, 2007, Iacoboni, 2005, ThИoret & Pascual-Leone, 2002) считают, что речь в процессе эволюции возникла на основе подражания звукам и жестам. Во-первых, зона Брока, имеющая зеркальные нейроны, активна как при эндогенной речевой деятельности, так и при подражательной неречевой. Во-вторых, зона Брока является гомологом зоны F5 мозга макаки, которая ответственна за подражательную деятельность. Речь, по мнению этих авторов, является на ранних своих этапах, как в филогенезе, так и в онтогенезе, звукоподражательным процессом, опосредованным системой зеркальных нейронов, найденных как в зоне F5 мозга макак, так и в зоне Брока мозга человека. Зеркальные нейроны позволили людям подражать и, возможно, понимать движения губ и языка других, таким образом, давая толчок для эволюции языковых способностей, если считать речь (на поведенческом уровне) сложнейшей способностью быстро создавать двигательные программы для артикуляционных органов. Также предполагается, что появление зеркальных нейронов, опосредовавших появление речи, подражания и эмпатии, было ключевым моментом в эволюции человека, ознаменовав начало его культурной жизни ("огромный скачок вперёд" по В.С. Рамачандрану). Отталкиваясь от вышеизложенных утверждений, можно предположить, что недостаточное развитие речевых функций при аутизме является следствием нарушения системы зеркальных нейронов и неспособности научаться речи посредством подражания (Williams et al., 2001). Итак, зеркальные нейроны найденные в зоне Брока, традиционно связываемой с речью, позволяют посредством процесса подражания научаться говорить и понимать речь, а нарушения работы зеркальных нейронов могут приводить к различным психическим расстройствам, связанным с ущербностью речи, к аутизму, в том числе.

ПОНИМАНИЕ ЧУЖОГО СОЗНАНИЯ

Под термином "понимание чужого сознания" (theory of mind) подразумевают способность делать выводы о всём наборе психических состояний (надежды, желания, намерения, воображения, эмоции и др.), которые являются причиной действий другого индивидуума. Понимание чужого сознания - это способность отражать сознание других индивидуумов (Baron-Cohen, 2001). Способность понимать намерения, связанные с действиями других индивидуумов, является фундаментальным компонентом социального поведения (Frith & Frith, 1999). В настоящее время термин "theory of mind" широко используется в англоязычной литературе при объяснении механизмов обучения, актёрских способностей, развития мышления и способностей к социальному взаимодействию, описании симптоматики аутизма как следствия неправильной работы зеркальных нейронов. Хрестоматийным примером является тест "Салли и Энн" ("Sally and Anne" test) (Baron-Cohen et al., 1985). Дети наблюдают, как Салли прячет предмет в корзину и уходит, затем Энн перекладывает предмет в коробку. Вопрос: где будет в первую очередь искать предмет Салли, когда вернётся? Те, кто отвечает, что в корзине, обнаруживают способность к пониманию чужого сознания. Дети в норме начинают справляться с этим заданием в возрасте четырёх лет. Дети, отвечающие, что Салли будет исследовать коробку, признаются страдающими аутизмом, если они старше четырёхлетнего возраста. Предполагается, что система зеркальных нейронов обеспечивает осуществление исполнительского плана наблюдаемого поведения, таким образом, помещая наблюдателя в "ментальную обувь" исполнителя (Gallese, 2000). В самом общем смысле, понимание чужого сознания может быть сведено к сумме подражаний и эмпатии, и тогда его нейрофизиологическая основа будет совпадать с нейрофизиологической основой подражания и эмпатии. В мозге наблюдателя и исполнителя возбуждаются схожие или "разделяемые обоими" нейронные сети (shared circuits) (Keysers & Gazzola, 2006), в которые и входят зеркальные нейроны. Также связь между пониманием чужого сознания и зеркальными нейронами обнаруживается на материале клинических наблюдений за детьми, больными аутизмом. Такие дети, как правило, неспособные к полноценному социальному взаимодействию, не справляются с тестами, в которых необходимо догадываться о намерениях, знаниях и эмоциях других. Симон Барон-Коуэн из Кембриджа объединил различные способы диагностики, позволяющие выявить наличие аутизма у детей разного возраста на основе уровня развития способности к пониманию чужого сознания (Baron-Cohen, 2001), что позволяет нам ещё раз убедиться в наличии связи между пониманием чужого сознания и системой зеркальных нейронов. Некоторые исследователи связывают так же зеркальные нейроны с такими гуманитарными проблемами как необходимость Другого (Iacoboni, 2008), театральные способности (Gallese, 2008) развитие культуры путём подражания (Ramachandran, 2000) Тем самым сближая естественную науку с гуманитаристикой.

ИСКАЖЁННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (АУТИЗМ)

Многие исследователи, занимающиеся проблемой аутизма, в настоящее время склонны приписывать большую роль участию системы зеркальных нейронов в симптоматике аутизма. Классически на поведенческом уровне аутизм определяют через затруднения, возникающие при социальных контактах, неспособность понимать и использовать вербальные и невербальные способы коммуникации, персеверации в моторной сфере, задержку в школьном обучении, неспособность понимать метафорический смысл слов и предложений (Filipek et al., 1999). В последние годы некоторые англоязычные авторы (Oberman et al., 2005, Williams et al., 2001, Smith & Bryson, 1994, Baron-Cohen, 2001) добавляют к этим симптомам также дисфункции таких способностей, как мозговая репрезентация действия другого индивидуума (action representation), подражание (imitation), эмпатия (empathy), понимание чужого сознания (theory of mind), то есть способностей, которые, являясь последовательными звеньями одной цепи, обеспечивают социальное взаимодействие между индивидуумами. В университете города Сан-Диего (США) исследовательская группа под руководством Вилаянура С. Рамачандрана изучает связь между нарушениями в работе системы зеркальных нейронов и аутизмом (autism spectrum disorders) методом электроэнцефалографии. Отчетливая взаимосвязь мю-ритма с двигательной активностью позволяет, по мнению некоторых авторов, рассматривать его как альфа-ритм моторной коры (Кирой, 1998) . В норме мю-активность подавляется при выполнения действия и при наблюдении выполнения действия другим индивидуумом. В эксперименте (Oberman et al., 2005) было показано, что у испытуемых, страдающих аутизмом, не наблюдалось подавления мю-активности, регистрируемой в вышеуказанных зонах, ни во время просмотра видеофильма, в котором человек сжимал и разжимал руку (биологически значимый стимул), ни при показе видеофильма, в котором светлые шарики передвигались по тёмному фону (биологически незначимый стимул). В контрольной группе наблюдалось достоверное подавление мю-активности при просмотре движений руки. Авторы делают выводы о том, что в норме при наблюдении действий других индивидуумов активность зеркальных нейронов в указанных зонах тормозится, благодаря чему подражание отсутствует. У страдающих аутизмом, как известно, обнаруживаются расстройства подражания, что авторы связывают с нарушением работы зеркальных нейронов, но на вопрос, что первично, отставание в развитии системы зеркальных нейронов или аутизм, имеющий причиной какие-то другие факторы, авторы не готовы дать ответ. Некоторые исследователи приписывают большую роль нарушениям фронтальной коры при аутизме (Castelli et al., 2002), которая, по нашему предположению, может оказывать влияние на зеркальные нейроны каудальнее лежащих областей, и неправильная её работа может неправильно координировать работу соответствующих зеркальных нейронов. Принимая гипотезу М. Якобони о минимальной нейронной архитектуре подражания (Iacoboni, 2005), можно предположить, что возбуждение, пришедшее в нижнюю лобную извилину из задних теменных отделов, не передаётся в верхнюю височную борозду, которая в норме, возбуждая моторные отделы мозга, запускает соматовегетативные компоненты подражательного поведения. Это, в свою очередь, может являться следствием либо нарушения работы нейронов лобных отделов, либо патологией межнейронных связей. Если причина аутизма заключается в нарушении функции зеркальной системы мозга, можно попытаться разработать новые подходы к диагностике и лечению этого расстройства (Рамачандран, Оберман, 2007). Авторы выдвигают на рассмотрение следующие возможные способы коррекции аутизма: использование зрительной обратной связи и некоторых препаратов, в частности, основанных на метилендиоксиметамфетамине (MDMA). Данные разработки находятся на начальных стадиях и требуют экспериментального подтверждения своей валидности. Также стоит упомянуть и о теории эмоционального ландшафта (salience landscape theory), разработанной Вилаянуром Рамачандраном, Уильямом Хирстейном, Поршией Иверсен. Все сенсорные стимулы проходят через миндалину, где определяется их эмоциональный аспект, вследствие чего возникает определённая соматовегетативная реакция. Эмоциональным ландшафтом называется весь спектр таких реакций в конкретный момент времени. Возможно, что у детей, страдающих аутизмом, нарушены связи между лимбической системой и корой больших полушарий, и стимулы, в норме не вызывающие сильных эмоциональных реакций, могут вызвать "вегетативную бурю". Поэтому, они избегают встреч глазами, разговоров. По предположению авторов, какое-либо событие, вызывающее деформацию эмоционального ландшафта, т.е. нарушающее связи между лимбической системой и остальным мозгом, одновременно приводит и к ослаблению функций зеркальных нейронов (Рамачандран, Оберман, 2007). Низкую активность зеркальных нейронов премоторной коры и островка обнаруживают испытуемые, страдающие аутизмом (Nishitani et al., 2004, Dapretto et al., 2006), тем самым, доказывая причастность системы зеркальных нейронов к этому заболеванию. Симон Барон-Коуэн из Кембриджа объединил различные способы диагностики, позволяющие выявить наличие аутизма у детей разного возраста на основе уровня развития способности к пониманию чужого сознания (Вaron-Cohen, 2001), что также указывает на наличие связи между аутизмом и системой зеркальных нейронов.

С момента открытия зеркальных нейронов в середине прошлой декады, множество учёных в разных концах земного шара ведут плодотворные исследования в этой области. Гипотезы, созданные в начале XXI века, пока достаточно успешно позволяют объяснять с сугубо естественнонаучной точки зрения такие явления социальной жизни, как подражание, эмпатия, понимание чужого сознания, вскрывают нейрофизиологические механизмы такого серьёзного заболевания, как аутизм, и дополняют современные знания о языке и речи.

Сторонники данной теории полагают, что с помощью функций зеркальных нейронов можно объяснить наличие таких феноменов как: понимание намерений другого, упрощение обучения, эмпатия (сочувствие), формирование самосознания человека, овладение речью, автоматическая имитация (непреднамеренная, скрытая форма подражания), подражание мимике. Также с помощью теории зеркальных нейронов предпринимаются попытки объяснить нарушения социального взаимодействия при ряде психических заболеваний, а также при аутизме. Исследователи предположили, что когнитивные и социальные расстройства при расстройствах аутистического спектра (РАС) связаны с дисфункцией зеркальных нейронов, однако это предположение требует дальнейших исследований.

Историческая справка

Это явление заинтересовало исследователей, они предположили, что таким образом животное возможно ставит себя на место другого индивида. Далее была выдвинута гипотеза, что у людей должны быть такие же группы нейронов. Однако доказать наличие у человека зеркальных нейронов представляется довольно сложной задачей, так как строгий эксперимент предполагает вживление электродов непосредственно в нейроны человека, что запрещено по этическим соображениям. В 2010 году профессеор Якобони и коллеги попытались разрешить данную проблему с помощью исследований больных эпилепсией, которым временно во время плановой операции вживляли электроды в соответствующие области. Был обследован таким образом 21 человек. В результате были обнаружены группы нейронов, которые возбуждались в ответ, и тогда, когда пациенты смотрели на действия на экранах компьютеров, и в том случае, если сами пациенты совершали действия. Однако данные результаты не были подтверждены ни одной независимой группой ученых.

Направления исследований

К 2012 году число исследований достигло 800. Также появилось много исследований и статей, подвергавших разумной критике теорию зеркальных нейронов за ее слишком глобальные выводы. В настоящее время исследования ведутся в 4 основных направлениях:

1) Изучение роли зеркальных нейронов в подражании.

2) Изучение роли зеркальных нейронов в формировании эмпатии, отзывчивости в ответ на переживания другого.

Предполагается что нейроанатомической основой эмпатии являются система зеркальных нейронов и лимбическая система. Исследования Карра показали, что у испытуемых, наблюдавших и подражавших различным эмоциональным выражениям лица, обнаружилась повышенная активность в премоторной коре, покрышечной части нижней лобной извилины (pars opercularis), верхней височной извилине, а также в островке и миндалине. При этом низкую активность в данных областях коры обнаружили лица, старадющие аутизмом. Такие факты могут говорить в пользу того, что зеркальные нейроны причастны к данному заболеванию.

3) Изучение роли зеркальных нейронов в формирования языка и речи.

Ряд экспериментов дал основания считать, что зона Брока (двигательный центр речи) участвует в процессе подражании и в ней присутствуют зеркальные нейроны. Таким образом можно полагать, что зеркальные нейроны в зоне Брока, позволяют посредством подражания обучаться говорить и понимать речь, а нарушения работы зеркальных нейронов могут приводить к различным расстройствам, связанным с нарушениями речи, в том числе к аутизму.

4)Изучение роли зеркальных нейронов для понимания ментальных состояний другого человека (модель психического).

Теория зеркальный нейронов и РАС

У детей с РАС, как правило обнаруживаются расстройства подражания, что авторы связывают с нарушением работы зеркальных нейронов. Однако остается открытым вопрос о том, что первично, отставание в развитии системы зеркальных нейронов или аутизм, имеющий причиной какие-то другие факторы. Некоторые исследователи приписывают большую роль нарушениям фронтальной коры при аутизме, которая, по мнению некоторых исследователей, может оказывать влияние на зеркальные нейроны.

Рамачандран, Оберман, 2007 предположили, что если причина аутизма кроется в нарушении функции зеркальных нейронов, то можно попытаться разработать новые подходы к диагностике и лечению РАС. Авторы предлагают следующее: использование зрительной обратной связи и препаратов, основанных на метилендиоксиметамфетамине (MDMA). Данные разработки находятся на начальных стадиях и требуют экспериментального подтверждения своей валидности.

Итак, как все начиналось?

С кем поведешься, от того и наберешься

Познавая себя, узнаю тебя

Удивительно, но зеркальные нейроны реагируют только на целенаправленную активность, то есть ту, что имеет конечную цель. Если другой человек просто поднимет руку или будет просто помахивать ногой, и вы поймете, что это не какое-то конкретное действие, чтобы взять какой-то предмет или встать и уйти, ваши зеркальные нейроны не будут никоим образом на это реагировать. Когда мы наблюдаем определенное действие, то готовимся к имитации. Это объясняет также и ситуации, когда мы заражаемся зевотой или начинаем хотеть воды, когда кто-то рядом с нами пьет ее.

Эмпатия, гипноз, галлюцинации и зеркальные нейроны. Какая связь?

Ложка скепсиса в бочке открытий

Зеркальные нейроны были открыты в 1996 году Джакомо Риццолатти, Леонардо Фогасси и Витторией Галлесего при регистрации активности мозга обезьян, выполняющих определенные действия, направленные на достижение цели.

Зеркальные нейроны – это группа нервных клеток, связанных с определенным эмпатическим, социальным и имитационным поведением. Неправильная работа центров головного мозга, в которых образуются зеркальные нейроны, может быть одной из причин расстройств в спектра аутизма.

Погружение ребёнка в мир зеркальных нейронов и отражений

Что такое зеркальные нейроны

Зеркальные нейроны – это группа нервных клеток или нейронов, которые становятся активными во время определенной активности, а также во время наблюдения за другим человеком, предпринимающим эту активность.

Наблюдаемые действия стимулируют рефлекторную нервную систему мозга, так же, как если человек сам выполнял эту деятельность. Можно утверждать, что наблюдатель активирует тот же набор нейронов, который становится активным во время собственной работы.

Например, зеркальные нейроны несут прямую ответственность за побуждение к зеву, когда вы видите другого зевающего человека. Кроме того, они предоставляют возможность новорожденным подражать движениям, выполняемым взрослыми воспитателями.

Энтузиасты зеркальных нейронов утверждают, что их тренировка может улучшить образовательные достижения учащихся.

Активация зеркальных нейронов определяется не наблюдением каждого случайного движения, а его целесообразностью. Она начинается, когда вы имеете дело с взаимодействием между действующим исполнителем и его объектом.

Зеркальные нейроны начинают функционировать уже в период внутриутробного развития, и их активность лежит в основе связи между зародышем и матерью. Это тип клеток расположен в двигательной коре, локализующейся в лобной доле мозга, вблизи области, связанной с развитием языка.

Зеркальные нейроны и эмпатия

Зеркальные нейроны связаны не только с имитационным поведением, но и с эмпатическим и социальным поведением. Они позволяют лучше понять собеседника, почувствовать эмоции, которые он испытывает, и даже, по мнению некоторых, предсказывать намерения.

Зеркальные нейроны считаются основой эмпатии. Они формируют образ печали на вашем лице, когда мы видим, как кто-то плачет, или улыбку, когда счастье исходит от другого человека. Они протягивают руку помощи перед лицом проблем других людей. Они позволяют создавать, так называемую, s-идентичность или идентичность с другими.

Благодаря зеркальным нейронам, формируется сочувствие, которое существенным образом влияет на установление и поддержание межличностных отношений, пробуждает уверенность в себе, повышает открытость миру и умение управлять людьми, улучшает качество работы в группе и умение конструктивного разрешения кризисов.

Зеркальные нейроны и аутизм

Зеркальные нейроны и аутизм – это весьма интригующая зависимость. Часть исследователей неисправностей этих нервных клеток видит в этом причины аутизма и даже шизофрении.

Они утверждают, что из-за сбоя в работе системы зеркальных нейронов человек с расстройствами аутистического спектра проявляет дефицит вербального общения.

Что такое миф зеркальных нейронов

Он утверждает, что зеркальные нейроны являются одной из самых перерекламированных идей в психологии. Кроме того, указывает как на недостатки исследований, проводимых в этой сфере, так и на их неправильную интерпретацию. Исследователь не сомневается в существовании зеркальных нейронов, но призывает не преувеличивать их функционального значения.

Хикок критикует классическую теорию зеркальных нейронов, которая связывает их с целенаправленностью действия. Он считает, что только исполнитель действия знает, что какова цель его действий. Кроме того, одно и то же действие может означать нечто совершенно иное в зависимости от ситуации (контекст, в котором оно выполняется) или человека. Например, чашку можно схватить с намерением выпить кофе, дать кому-то другому или плеснуть в лицо.

Затем исследователь указывает на сомнения с точки зрения вовлечения зеркальных нейронов в понимание речи, что основано на способности подражания движениям. Считает, что способность выполнения движений, связанных с речью, не требуется для общения. В подтверждение этого в качестве основного примера дается общение людей с ДЦП с помощью методов альтернативной коммуникации.

Vladimir Kosonogov at National Research University Higher School of Economics

A number of internal model concepts are now widespread in neuroscience and cognitive science. These concepts are supported by behavioral, neurophysiological, and imaging data; furthermore, these models have had their structures and functions revealed by such data. In particular, a specific theory on inverse dynamics model learning is directly supported by unit recordings from cerebellar Purkinje cells. Multiple paired forward inverse models describing how diverse objects and environments can be controlled and learned separately have recently been proposed. The 'minimum variance model' is another major recent advance in the computational theory of motor control. This model integrates two furiously disputed approaches on trajectory planning, strongly suggesting that both kinematic and dynamic internal models are utilized in movement planning and control

Читайте также: