Особенности восточного правопонимания кратко

Обновлено: 02.07.2024

2. 4. Материалистическая концепция правопонимания
Материалистическая теория права возникла в XIX - XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.
Основными идеями названной доктрины можно считать следующие:
1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;
2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;
3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством .
Представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного, показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него, обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.
Но в то же время они преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества, излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право.


3. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Помимо правовой семьи мусульманского права, правовые системы стран так называемого Востока (понимаемого шире своего географического значении) не образуют единые группы, что, однако, не препятствует присутствию в дуалистических правовых системах общих черт:

- наличие так называемых сакральных (праведных) учений или верований, указывающих на традиционный приоритет обязанностей верующего и подданного (гражданина) при второстепенном значении признаваемых за ними социальных прерогатив. Принципиальным моментом в понимании восточной концепции прав человека является ориентация религиозно-традиционного права на коллективные начала, на сформулированность всех прав через собственные обязанности или обязанности других лиц. Понятие субъективных прав отсутствовало и появилось лишь вследствие так называемой юридической вестернизации Востока;

- синкретизм (от греч. synkretismos - соединение) права, религии и нравственности в нормативной системе общества, оказывающий принципиальное влияние на поведение его членов;

- понимание закона в большей части как запрета и инструмента кары, чем средства позитивного регулирования общественных отношений;

- разделение прав коренного населения одного вероисповедания между кастами господствующими и подчиненными на принципах кастово-иерархического строя. Так, в индуизме, как и в конфуцианстве, люди от рождения поделены на касты, каждая из которых имеет собственную систему прав и обязанностей;

- субсидиарный характер позитивного (установленного и обеспечиваемого государственной властью) права, что, в свою очередь, обусловлено теми представлениями о государстве и праве, которые сложились в упомянутых регионах.

Так, в мусульманских странах распространена концепция теократического государства и общества. В Индии и странах Юго-Восточной Азии существенна роль брахмацентристских взглядов на государево и общество. В Китае, Японии и других странах дальнего Востока доминирует даоцентристская идея государственно-правового устройства. По этому поводу уместно сослаться на мнение Гарольда Бермана. Рассматривая рецепцию западного права в Японии и Китае в конце XIX - в начале XX веков, американский историк права утверждал, что это право регулировало некоторые отношения в официальных и высших кругах, но практически не воздействовало на традиционное правоустройство народов в целом. Следует отметить, что минувшие и современные государст­венно-правовые модификации в этих странах далеки от того, чтобы привести к отказу от тысячелетних традиций. Структуры и инсти­туты западного права, внедренные на Востоке, в большинстве случаев остаются простым фасадом, за которым регламентация общественных отношений происходит соответственно традиционным моделям. Помимо этого, руководители этих государств должны считаться со стереотипами общественного сознания (Р. Давид).




Если же попытаться типизировать подходы государствен­ного восприятия мусульманского права на Востоке, то можно констатировать наличие трех современных моделей его отражения в национальных правовых системах:

- модель секуляризации, характерная для стран, которые конституционным путем отделили религию от государственной жизни (Турция, страны СНГ с мусульманским населением). Провозглашенный светский характер государства требует от всех граждан соблюдать официальные правила поведения, однако верующие могут следовать нормам мусульманского права в личной жизни, если их поступки при этом не будут противоречить светским законам;

- модель гармонии, в соответствии с которой страны провозглашают ислам государственной религией, а шариат допускается в правовую систему в качестве одного из источников права, следующим за конституцией, законами и правовыми обычаями (Египет, Сирия, Тунис);

- модель коранизации, при которой государство провозглашает нормы шариата официальным законодательством и распространяет их действие на всех, кто находится на территории страны (Саудовская Аравия, Иран).

Подобные модели возникают, в частности, и в странах с традиционными (обычными) правовыми системами. Так, американский юрист Г. Вудмэн, обобщая практику фактических взаимоотношений между параллельными правовыми системами, выделяет следующие позиции, занимаемые официальным правом по отношению к обычному праву:

- политика конфликта или отрицания обычного права, нацеленная на прекращение его соблюдения и, следовательно, существования. Она характерна для латиноамериканских стран, стремящихся утвердить неограниченный авторитет официального права во взаимоотношениях с обычным правом племен и этнических групп;

- политика разделения, имеющая целью прекращение ситуации правового плюрализма в стране путем закрепления различий между группами населения, соблюдающими различные виды обязующих эти группы правил поведения (подобная политика характерна для полиэтнических стран Африки);

- политика агломерации, допускающая неупорядоченное существование различных видов права (случаи, когда средства государственного права ни запрещают, ни требуют соблюдения определенных норм культового почитания, ни запрещают институтам обычного права добиваться такого поведения или воздерживаться от него);

- политика интеграции, добивающаяся упорядоченного сосуществования различных правовых систем в стране в целях обеспечения правового комплекса, соблюдаемого всем населением (Танзания, Сенегал).

Помимо правовой семьи мусульманского права, правовые системы стран так называемого Востока (понимаемого шире своего географического значении) не образуют единые группы, что, однако, не препятствует присутствию в дуалистических правовых системах общих черт:

- наличие так называемых сакральных (праведных) учений или верований, указывающих на традиционный приоритет обязанностей верующего и подданного (гражданина) при второстепенном значении признаваемых за ними социальных прерогатив. Принципиальным моментом в понимании восточной концепции прав человека является ориентация религиозно-традиционного права на коллективные начала, на сформулированность всех прав через собственные обязанности или обязанности других лиц. Понятие субъективных прав отсутствовало и появилось лишь вследствие так называемой юридической вестернизации Востока;

- синкретизм (от греч. synkretismos - соединение) права, религии и нравственности в нормативной системе общества, оказывающий принципиальное влияние на поведение его членов;

- понимание закона в большей части как запрета и инструмента кары, чем средства позитивного регулирования общественных отношений;

- разделение прав коренного населения одного вероисповедания между кастами господствующими и подчиненными на принципах кастово-иерархического строя. Так, в индуизме, как и в конфуцианстве, люди от рождения поделены на касты, каждая из которых имеет собственную систему прав и обязанностей;

- субсидиарный характер позитивного (установленного и обеспечиваемого государственной властью) права, что, в свою очередь, обусловлено теми представлениями о государстве и праве, которые сложились в упомянутых регионах.

Так, в мусульманских странах распространена концепция теократического государства и общества. В Индии и странах Юго-Восточной Азии существенна роль брахмацентристских взглядов на государево и общество. В Китае, Японии и других странах дальнего Востока доминирует даоцентристская идея государственно-правового устройства. По этому поводу уместно сослаться на мнение Гарольда Бермана. Рассматривая рецепцию западного права в Японии и Китае в конце XIX - в начале XX веков, американский историк права утверждал, что это право регулировало некоторые отношения в официальных и высших кругах, но практически не воздействовало на традиционное правоустройство народов в целом. Следует отметить, что минувшие и современные государст­венно-правовые модификации в этих странах далеки от того, чтобы привести к отказу от тысячелетних традиций. Структуры и инсти­туты западного права, внедренные на Востоке, в большинстве случаев остаются простым фасадом, за которым регламентация общественных отношений происходит соответственно традиционным моделям. Помимо этого, руководители этих государств должны считаться со стереотипами общественного сознания (Р. Давид).

Если же попытаться типизировать подходы государствен­ного восприятия мусульманского права на Востоке, то можно констатировать наличие трех современных моделей его отражения в национальных правовых системах:

- модель секуляризации, характерная для стран, которые конституционным путем отделили религию от государственной жизни (Турция, страны СНГ с мусульманским населением). Провозглашенный светский характер государства требует от всех граждан соблюдать официальные правила поведения, однако верующие могут следовать нормам мусульманского права в личной жизни, если их поступки при этом не будут противоречить светским законам;

- модель гармонии, в соответствии с которой страны провозглашают ислам государственной религией, а шариат допускается в правовую систему в качестве одного из источников права, следующим за конституцией, законами и правовыми обычаями (Египет, Сирия, Тунис);

- модель коранизации, при которой государство провозглашает нормы шариата официальным законодательством и распространяет их действие на всех, кто находится на территории страны (Саудовская Аравия, Иран).

Подобные модели возникают, в частности, и в странах с традиционными (обычными) правовыми системами. Так, американский юрист Г. Вудмэн, обобщая практику фактических взаимоотношений между параллельными правовыми системами, выделяет следующие позиции, занимаемые официальным правом по отношению к обычному праву:

- политика конфликта или отрицания обычного права, нацеленная на прекращение его соблюдения и, следовательно, существования. Она характерна для латиноамериканских стран, стремящихся утвердить неограниченный авторитет официального права во взаимоотношениях с обычным правом племен и этнических групп;

- политика разделения, имеющая целью прекращение ситуации правового плюрализма в стране путем закрепления различий между группами населения, соблюдающими различные виды обязующих эти группы правил поведения (подобная политика характерна для полиэтнических стран Африки);

- политика агломерации, допускающая неупорядоченное существование различных видов права (случаи, когда средства государственного права ни запрещают, ни требуют соблюдения определенных норм культового почитания, ни запрещают институтам обычного права добиваться такого поведения или воздерживаться от него);

- политика интеграции, добивающаяся упорядоченного сосуществования различных правовых систем в стране в целях обеспечения правового комплекса, соблюдаемого всем населением (Танзания, Сенегал).

• Правопонимание - это научная категория,
отражающая процесс и результат
целенаправленной мыслительной
деятельности человека, включающий в себя
познание права, его восприятие (оценку) и
отношение к нему как к целостному
социальному явлению.

O Позитивистское (легистсткий,
социологический и психологический типы
правопо- нимания) - основано на методологии
позитивизма как особого течения социальнофилософской мысли, суть которого состоит в
ограничении предмета познания лишь сферой
фактического, позитивного знания. чувственное
восприятие
O Метафизическое (естественно-правовой и
либертарно-юридический подходы) - стремится к
абсолютному знанию, сугубо рациональное
внеопытное рассуждение

• Cубъективные (антропологические) основания
генезиса права в полной мере обнаруживают себя
только в социокультурном времени-пространстве
Запада.
• В основе: автономный тип личности, остро и
глубоко осознает свою изначальную свободу как
ценность, стремится реализовать ее в социуме в
форме права, т.е. в виде системы социальных норм,
и поэтому становится субстанцией и детерминантой
права.

• В основе незападных цивилизаций лежит
гетерономный тип личности (как проявление
ментальности восточного типа, который сам себя не
рассматривает как изначально свободное, автономное
существо и поэтому не становится субстанцией и
детерминантой права.

8. Либеральное правопонимание

Право рассматривается не как принуждение, внешняя
по отношению к индивиду норма, а как осознанная,
ценностно- признанная, воплотившаяся свобода
индивида, внутренне присущая ему от рождения.

9. Легистский позитивизм

• Понятие права определяется через понятие
государства, а государство рассматривается в
качестве исключительного источника и причины
права

10. Западное правопонимание Этатистский подход

11. Восточное правопонимание

• 1. основной социальный регулятор религия. Позитивное право –
вспомогательный.
• 2. В результате право как правовой обычай (то, что соответствует
признаку социальности) –имеет религиозный характер. Даже
функциональная норма нуждается в освящении. (законы Ману,
Хаммурапи)
• 3. право как человеческое установление не имеет ценности,
социальной значимости именнов силу сотворенности его
человеком.
• 4. Государственное установление, не имеющее поддержки в
религиозной традиции, воспринимается как произвол.
• 5. Чрезвычайный характер государственных установлений на
Востоке в силу этого свидетельствует не о силе власти, а о ее
слабости. Ибо лишь пошатнувшаяся власть, т.е. власть, не
находящая поддержки в вере людей, и в обычаях, прибегает к
законам.

Право представляет собой одно из сложнейших явлений человеческой цивилизации. Ровесником общества является поиск смысла права, его сущности и места в системе ценностей общества.

Правопонимание представляет собой отражение и оценку права в соответствии с конкретными социально-политическими и культурно-историческими явлениями и ценностями. Правопонимание является отношением субъекта познания к правовой действительности и одновременно научным направлением, теорией.

Истории человечества известно множество теорий права, типов правопонимания. Их центральной проблемой является понятие права, его основных категорий и принципов.

Каждая эпоха человеческой цивилизации предлагает свое понимание права. За историческими, географическими и иными границами возникновения соответствующее определение права теряло свое значение. Отечественный законодатель никогда не формулировал легальных определений права, оставляя это поле для ученых упражнений, научных дискуссий. Впрочем, официальное определение закона также отсутствует.

Выработанные наукой определения права достаточно четко разделяются в зависимости от того, на какие традиции опирались их авторы – естественного права или юридического позитивизма.

Основные типы понимания права разделяются на три вида: естественно-правовые, позитивистские и социологические.


Сторонники естественно-правовой теории именуют право естественным постольку, поскольку оно вытекает из природы человека, всеобщего, универсального порядка. Естественное право – результат развития общества – существует независимо от того, закреплено оно в каких-либо источниках или нет. В некоторой степени эти права обусловлены экономическими, духовными и иными условиями, но по сути своей они являются прирожденными, отсюда следует их непоколебимость, неизменность, абсолютность. Естественные права возникают независимо от того, выражены ли они в юридических нормах или нет.

Такие права выступают в виде идей, представлений, они выражаются в морали, нравственности, обычаях и в юридических нормах. Право на жизнь, безопасное существование, свободное передвижение – примеры закрепления естественных прав в юридических нормах.

Теория естественного права представляет собой совокупность концепций, основывающихся на следующем определении права: право – это возведенная в закон справедливость.

Таким образом, естественно-правовая традиция несет в себе мысль о единстве, тождестве справедливости и права. Учение о справедливости занимает центральное место в теориях естественного права, как древних, так и современных. Справедливое право действует в противоборстве добра и зла, света и тьмы как активный творец и защитник добра. Основатель естественно-правового подхода Гуго Гроций полагал, что одновременно с позитивным правом действует неизменное вечное естественное право, которое согласно с природой общества разумных существ. Это право не связано ни с временем, ни с местом, оно неизменно. Естественное право представляет собой идеальное право, обусловленное природой человека.

И. Кант (1724–1804) развивал положение теории естественного права на основании теории практического разума. Согласно Канту, нравственный принцип естественного права состоит в том, чтобы человек поступал так, чтобы его свобода совмещалась со свободой каждого и всех.


Шершеневич Габриэль Феликсович (1863–1912), профессор; в 1901–1911 гг. преподавал на юридическом факультете Московского университета курс торгового права и судопроизводства. В 1906 году преподавал историю политических учений. Ушел в отставку в 1911 г. вместе с большой группой преподавателей университета в знак протеста против правительственной политики в области просвещения.

Социологический подход к праву выражается в том, что законодатель не создает право, а лишь открывает его. Такой подход оправдан, особенно в той мере, в какой отрицает волюнтаризм законодателя. Данная теория исходит из того, что право создается в общественной жизни. Его источником выступают противоборствующие интересы отдельных людей. Право создается применительно к конкретным случаям путем прецедентов. Суд ближе к жизни и сталкивающимся интересам. Оценивая их, он создает право. Законодатель этому праву может придать свою силу. Таким образом, законодатель не придумывает право, он только дает форму закона тому праву, которое сложилось в обществе и выявлено судом. Социологическая юриспруденция формировалась в трудах Е. Эрлиха, Т. Жени, К. Певеллина, Д. Фрэнка, О. Холмса и других. Сторонники этого подхода полагали, что закон, изданный государством, автоматически правом не становится. Он может стать правом, только воплотившись в конкретные правоотношения, реальные социальные действия. Нередко в данной теории преувеличивалась роль судов, т. е. только акты судов оценивались как реализация, как применение права. Среди всех форм права выделяется судебный (административный) прецедент. Сами же законы существуют только тогда, когда они воплощены в судебных решениях.

Достоинством данного подхода к пониманию права является соединение права с социальной средой.

Путь России к праву большей частью позитивистский. До Октябрьской революции Россия входила в романо-германскую правовую семью. Основные черты русской юриспруденции второй половины XIX в. сформировались в позитивистском русле. Именно этатический позитивизм преподавался в университетах, им руководствовались судьи и чиновники. В начале XX в. юридический позитивизм раскололся на ряд течений, оставивших существенный след в отечественной и мировой юридической мысли.


Ковалевский Максим Максимович (1851–1916), социолог. Он выступил одним из идеологов Партии демократических реформ (1905–1907), позднее был членом ЦК Партии прогрессистов (1912–1917). В 1906 году – член 1-й Госдумы, с 1907 г. – член Госсовета по выборам от Академии наук и университетов.

После революции 1917 г. правовые учения в России пережили упадок ввиду победы нигилистических позиций в отношении как права, так и государства. Октябрьскую социалистическую революцию рассматривали как первый шаг на пути к мировой революции, которая приведет к прекращению всех государственно-правовых институтов. Однако этим ожиданиям не было суждено осуществиться. Окончание Гражданской войны и военного коммунизма привело к развитию права. Ведущим моментом в правопонимании стал классовый подход, точнее, интересы господствующего класса, порождающие систему (порядок) общественных отношений.

Сегодня человечеству необходимо совершенно новое ценностное мировоззрение, которое может представлять собой осмысленное, синтезированное начало положительного опыта различных концепций. Его основу может составить учение о естественной справедливости.

Читайте также: