Воздействие христианства на духовный мир и культуру варваров кратко

Обновлено: 04.07.2024

Основывая церковь, как царство не от мира сего, Христос основывал особое общество людей, которые, вопреки нравственному растлению окружающего мира, должны были представлять собою истинный свет добродетели и быть солью земли. И христиане глубоко сознавали это и своею жизнью вполне оправдывали свое высокое назначение.

Так как древнее человечество разлагалось в самых своих основах, именно в семейном отношении, то для возрождения его необходимо было прежде всего оздоровить и возвысить семейную жизнь, и в церкви Христовой она именно нашла для себя оздоровляющую соль.

Евангелие впервые предоставило человеческие права и детям. В древности дети были совершенно бесправны. Отец мог безусловно распоряжаться ими по своему произволу. Он мог принимать их и воспитывать, но мог также если только хотел этого, выбросить и умертвит. Христианство впервые научило людей смотреть на детей, как на дар Божий, как на вверенный им залог, за который они были ответственны пред Богом.

Религия – это стремление человека жить в единстве со сверхчувственным Абсолютом – Богом, в котором воплощено высшее совершенство, могущество и смысл всего человеческого бытия.

Религия базируется на вере и выражается, в первую очередь, мировоззрением, мироощущением, включая мистическое и аскетическое, культами – обрядами поклонения божеству, а также разного рода формами объединения верующих – церкви, общины и пр.

Религиозная культура – это особая область культуры, в которой содержание и цель деятельности всех субъектов – постичь метафизические проблемы существования человека, общества и мира, основываясь на иррациональных догмах.

На основании религиозной культуры протекает формирование мировоззрения, главной частью которого выступают сакрализированные ценности и нормы, зафиксированные в священных текстах. Важная часть религиозной культуры – обряды культа.

Функции религии в системе культур:

  • наиболее важная функция – мировоззренческая – религия является способом познать и осмыслить мир. Религия помогает осуществлять рационализацию мира, а также вырабатывать определенную картину мира.
  • вторая функция – обеспечение выявления смысла жизни человека, которая также основана на некоторой картине мира. Религия дает возможность осмысления таких явлений, как смерть и страдания, а также достойно их переносить.
  • регулятивная функция религии – религиозная картина мира выступает как основа норм и ценностей, идеалов, которыми определяется отношение человека к реальному миру. Они выступают ориентирами и регуляторами человеческого поведения.

Влияние христианства на культуру Европы

Христианству отведена двойственная роль в развитии культуры Европы. До нашего времени великое наследие греко-римского античного мира дошло далеко не в полном объеме, так как памятники античной культуры безжалостно уничтожали ранние христиане. С другой стороны, христианством было оказано большое воздействие на процесс становления европейской культуры. Корни богатой культурой Европы хранит философия, скульптура, архитектура и театр античности, сарказм Рабле и Эразма По данной теме мы уже выполнили доклад Гуманизм Эразма Роттердамского подробнее , научные достижения Коперника и Галилея По данной теме мы уже выполнили реферат Философские идеи Г. Галилея. подробнее , то есть все то, что на протяжении нескольких тысячелетий противопоставлялось христианству и даже боролось с ним. Но нельзя не сказать о том огромном влиянии, которое оказало христианство на образ мышления и систему ценностей европейцев, то есть на всю духовную культуру.

Готовые работы на аналогичную тему

Христианская культура выступает мировоззренческой опорой сознания, выражает запрос на святую и чистую жизнь, возникающую у человека, утомленного плотским активизмом поздней римской античности.

Библия, библейские образы и сюжеты на протяжении нескольких веков были преобладающими в живописи и скульптуре, внеся этим огромный вклад в формирование культа освобожденного Христа. Лучшее, что было создано европейским зодчеством – церковная архитектура, - должно было прославить величие церкви и бога.

Наиболее важные догматы и постулаты церкви о послушании, терпении и воздаянии на том свете сформировали в людях представление о неизбежности, ниспосланности свыше порядков, которые царили на Земле. В лучшем случае люди могли надеяться на избавление после страшного суда и второго пришествия Христа, а до этого они вынуждены были терпеть и надеяться на воздаяние в царстве небесном. Иными словами, на протяжении нескольких веков и даже тысячелетий, нормы морали и быта, представления и ассоциации, культурные традиции и литературные произведения – все это было сформировано под сильнейшим прессом христианской церкви.

Влияние, которое оказывала церковь на развитие традиций, культуры и быта народов Европы, отличалось в западной, то есть католическо-протестантской, и восточно-православной, частях. На западе протест против насилия церкви, вызвавший Реформацию, дал сильнейший толчок для светского развития, на востоке благодаря слиянию православной церкви и государства стало возможным создание более мощной системы незыблемой и освещенной авторитетом церкви традиции, сломать которую оказалось крайне сложно.

На Руси христианство было причиной появления и развития топологической общности храмовой архитектуры, монументальной мозаики и фрески, иконописи и музыки. Русские города начали украшать храмами и другими монументальными зданиями – крепостями, княжескими палатами и пр., жилища граждан и крестьян начали обогащаться предметами прикладного народного искусства. Особое значение в средневековой русской культуре отводилось строительству храмов, которые превратились в центр культурной и интеллектуальной жизни. Одно из наиболее известных архитектурных сооружений – величественный киевский собор Святой Софии. Храм является воплощением устремленности человека к Богу. Купол храма представляет собой молитвенное горение к небесам, некий способ приобщиться к божественному.

Христианизация Руси во многом помогла в формировании русской философии. Посредством христианства русская философия смогла без утраты своей уникальности приобщиться к философской традиции Византии и посредством ее – к античной философии.

Христианство зародилось в I в. н.э. на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии – спасителя. В своем дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в человеке. Образ мессии Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже появились жизнеописания основоположника новой религии - евангелия.

Рим всегда был открыт новым богам: в римский пантеон легко включались боги Греции и покоренных стран Востока. Но христианство было своего рода потрясением духовных основ жизни Рима. Христианство принесло принципиально новые идеалы, иные нормы поведения. Оно проложило четкую грань между миром небесным, воплощающим высшую справедливость, и земным. Христианство ориентировало человека на самосовершенствование и переустройство земной жизни в соответствии с божественным идеалом. Оно обращалось к любому человеку, независимо от его социального положения или национальности, открывая перед ним огромные возможности. Осознание несовершенства мира порождало отчуждение от государства. В первый период своего существования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Христианство, охватившее вначале низы общества, несмотря на преследования, постепенно завоевывало популярность в боле широких кругах, порождая духовный раскол. Наконец, в 313г., в эпоху правления императора Константина, христианство было признано как одна из государственных религий империи.

Начался разгром языческих храмов, на время были запрещены Олимпийские игры. Торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры. Началось строительство христианских храмов – базилик. Существовали различные формы базилик, одной из них была крестообразная. Наряду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма. Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи и росписях римских катакомб (подземные помещения искусственного или естественного происхождения, использовавшиеся для погребения христиан и иудеев). Христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывала основы средневековой схоластики и богословия. Выдающиеся поэты того времени – Авзоний и Клавдиан и знаменитый историк – Аммиан Марцелин.

После распада Римской империи на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (Византийская империя), в Византии в коне IV в. христианство также было признано государственной религией.

В IV-V вв. начались расхождения между западной (католической) и восточной (православной) церквями. С течением времени они возрастали, сопровождаясь борьбой между папой римским и константинопольским патриархом во имя политического и религиозного первенства за сферы влияния.

Античные государства сыграли выдающуюся роль в мировой истории: впервые в области экономики, политики, социальных отношений, государства, права, культуры сложились и развились такие отношения, были сформулированы такие концепции, понятия, идеи, которые составили основу европейской цивилизации и которым вообще была уготована долгая жизнь в мировой истории и культуре.

1. Культурология: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Проф. А.Н.Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 319с.

2. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496с.

3. История Мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX в.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В.И.Уколовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 200. – 512с.

Христианская религия не является единой. На протяжении двух тысяч лет своего развития она распалась на три наиболее значительные конфессии: католицизм, православие (1054 г.), протестантизм (XVI в. -антикатолическое движение в Европе - Реформация). Сохраняя в основном канонические положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга разными подходами к толкованию природы Бога и отдельными особенностями культа.

Работа содержит 1 файл

Христианство и его влияние на европейскую культуру.docx

Тема: Христианство и его влияние на европейскую культуру

Христианство - (от греч. christos - мессия, спаситель) одна из трех мировых религий - возникло в начале I в. в Палестине, а в IV в. превратилось в господствующую религию Римской империи. Свое название данная религия получила по имени предполагаемого создателя Христа.

В основе христианства лежит вера в единого Бога, носителя абсолютной свободы, начала и конца мира. Христианство провозглашало Вселенское братство и равенство всех людей перед единым Богом, который любит всех. Новая религия сформировала и новую культуру, которая понимала человека как земное воплощение Бога, а Бога как небесное воплощение человека в образе Иисуса Христа. Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, является свободной личностью, обладающей творческими способностями.

Важнейшие христианские догматы (основные положения учения) были разработаны выдающимися богословами (отцами церкви) в собрании священных текстов, получивших название Новый Завет. В состав данного учения вошли:

  • четыре канонических Евангелия (от греч. euangelion - благая весть), написанных Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном к концу I в. и представляющих собой варианты земной жизни основоположника новой религии - Христа;
  • Деяния Апостолов - сочинение о проповеди учеников Иисуса после смерти их Учителя;
  • Послание Апостолов и видение о конце света;
  • Апокалипсис или Откровения апостола Иоанна Богослова.

Христианская религия не является единой. На протяжении двух тысяч лет своего развития она распалась на три наиболее значительные конфессии: католицизм, православие (1054 г.), протестантизм (XVI в. -антикатолическое движение в Европе - Реформация). Сохраняя в основном канонические положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга разными подходами к толкованию природы Бога и отдельными особенностями культа.

Становление христианства в Европе.

Во второй половине I тысячелетия христианство распространилось среди германских и славянских народов. До первой половины II века христианство представляло собой ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II века христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей.

Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II веке.

Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло собой не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей

Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах.

В 323 году император Римской империи Константин не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. По повелению императора Константина, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее.

В начале IV века христианство становится в государственной религией Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привилегированной частью которой становится епископат.

Из всех народов Европы, Россия приняла христианство (988 г.) в самых благоприятных условиях. К тому времени, церковные споры, несогласицы и становление Церкви кончились. Семь Вселенских Соборов (I-VII, 321-787 гг.) окончательно определили и утвердили все учение Православия. Уже существовала установившиеся Православная церковная культура, были монастыри и монахи, было много писаний святых отцов и т.д. и т.п. Кроме того, русские получили письменность на своем языке, и богатую византийскую культуру.

У других европейских народов крещение происходило в меньших масштабах, и в более скудных условиях. На пол тысячелетия раньше, после падения и раскола Римской Империи (476 г.), когда европейские народы еще не появились (оформились), когда происходили набеги диких варваров которые все перед собой уничтожали, когда другие народы бежали от них и создавалось переселение народов. После падения Римской империи на ее месте образовались небольшие государства и племена на разных степенях развития. Многие из них проявляли агрессию против своих соседей, другие были мирные. С востока появлялись дикие племена варваров, которые все на своем пути сметали и уничтожали. От них бежали мирные племена, что привело к переселению народов. Все это приводило в смятение весь европейский континент.

Казалось бы, что настал конец западно-европейской цивилизации, и что ее исторический цикл кончился. Но, благодаря христианской проповеди, произошло постепенное, медленное возрождение Европы на христианских началах. Христианство выступило организационным, регулирующим началом средневекового общества. В условиях разрушения старых родовых отношений и распада "варварских" государств собственная иерархическая организация церкви стала моделью для создания социальной структуры феодального общества. В этот драматический период упадка культуры после разрушения Рима христианская церковь на протяжении веков была единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран. Церковь выступала регулирующим началом в жизни средневекового общества, чему способствовало само положение католической церкви, которая не только не подчинялась верховной политической власти, но и сохраняла практически полную самостоятельность в решении внутренних и целого ряда политических проблем. Став господствующим политическим институтом уже в V в., когда римский епископ был провозглашен папой, церковь сосредоточила огромную власть над раздробленной в политическом отношении Западной Европой, поставив свой авторитет выше авторитета светских государей. После периода резкого ослабления (X - середина XI вв.), когда папский престол был временно подчинен светской власти германских императоров, в последующий период (XII - XIII вв.) могущество и независимость церкви, ее влияние на все сферы общественной жизни не только были восстановлены, но еще более возросли. Будучи надгосударственной организацией, используя жестко организованную собственную иерархическую структуру, церковь была в курсе всех процессов, которые происходили в католическом мире, умело контролировала их, проводя свою линию.

В значительной степени росту влияния католической церкви, а вместе с этим и утверждению западноевропейского типа культуры способствовал окончательный разрыв между западной и восточной христианскими церквами. Разногласия между блюстителями веры приобрели форму теологического спора о филиокве, то есть о том, исходит ли Дух Святой только от Бога-Отца (как утверждали византийские теологи) или от Бога-Отца и Бога-Сына (на чем настаивал Рим). В течение столетия разногласия приобретали все более непримиримый характер, и в 1054 г. обе церкви (православная и католическая) провозгласили полную независимость друг от друга. Из этого следует, то что влияние церкви на традиции, культуру и быт народов Европы было различным в западной (католическо-протестантской) и восточной (православной) ее частях. На западе протест против всесилия церкви, приведший к Реформации, дал сильнейший толчек светскому развитию, на востоке же слияние православной церкви с государством создало более мощную систему незыблемой и освещенной авторитетом церкви традиции. И это различие в немалой степени обусловило неодинаковые пути, темпы и результаты эволюции стран и народов Европы.

Влияние Христианства на европейскую культуру

Двойственная роль христианства в развитии Европейской культуры (закл??)

Христианство сыграло двойственную роль в развитии Европейской культуры. С одной стороны, великое наследие греко-римского античного мира досталось нам далеко не в полном виде, ибо памятники античной культуры безжалостно уничтожались ранними христианами. Корни богатой культурой Европы - в философии, скульптуре, архитектуре и театре античности в научных подвигах Коперника и Галилея, т.е. во всем том, что на протяжении тысячелетий противостояло христианству, боролось с ним. Однако при этом нельзя не отметить и того большого влияния, которое оказало христианство на образ мышления и систему ценностей европейцев, то есть на духовную культуру. Христианская религия выступает как мировоззренческая опора сознания. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовывалась главным образом в духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения и стала выражаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного познания. Мы не имели бы знакомого нам европейского искусства без характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самым сокровенным внутренним переживаниям.

Институт монашества.

Образование

Европейское средневековое общество было очень религиозно, и власть над духовными умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления. Все науки- юриспруденция, естествознание, философия, логика-все приводилось, в соответствие с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.

Уровень преподавания в разных школах в разные периоды Средневековья был неодинаков, соответственно менялся и уровень образования людей. После определенного подъема в VIII-IX вв. развитие умственной жизни в X-XI вв. заметно затормозилось. Неграмотным было духовенство, распространялось невежество. Так, полагали, что земля похожа на колесо, которое со всех сторон обтекает океан; в центре Земли находится город Иерусалим. Античная идея о шарообразности Земли отвергалась: считалось невозможным ,что люди на противоположной стороне Земли ходят на головах.

Книг было мало, и стоили они чрезвычайно дорого.

В XI в. В Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088 г.). Он способствовал возрождению норм римского права и привлекал тысячи слушателей из всех уголков Европы. В XII в. Университеты возникают и в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), затем- университет в Кембридже (1209). Крупнейшим и первым из университетов Франции был Парижский (1160).

Читайте также: