Особенности восприятия подростков кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мышление подростка.

В средних классах учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности - теоретическим, формальным, рефлексивным мышле­нием . И хотя подлинной зрелости такое мышление достигает на следующей стадии развития (в юношеском возрасте), тем не менее, основы его закладываются с 11-12 лет. Это выражается, прежде всего, в том, что у подростка появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, т. е. на основе общих посылок, абстрактно - логически (в словесном плане), не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами. Содержанием такого рас­суждения являются высказывания (суждения), а процесс решения интеллектуальных задач опирается на предварительное мысленное построение различных предположений и их последующую проверку. Иными словами, подросток, в отличие от младшего школьника, начинает анализ возникшей перед ним интеллектуальной задачи с попыток выявить все воз­можные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем их проверяет эти гипотезы. Умение оперировать гипотезами - одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии.

Другая отличительная особенность этого уровня развития мышления заключается в дальнейшем развитии рефлексии - способности делать предметом внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции . В целом для этого уровня мышления характерно осо­знание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими.

В целом усвоение научных понятии в школе само по себе создает ряд объективных условий для формирования у учащихся теоретического мышления, однако на практике оно формируется не у всех. В зависимости от успешности обучения на предшествующих этапах у учащихся может быть разный уровень его реальной сформированности.

При переходе от младшего школьного возраста к подростковому мышление школьника качественно изменяется.

Суть изменения - в переходе от наглядно-образного мышления и начальных форм словесно-логического к абстрактно-логическому мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности.

В подростковом возрасте у ребенка продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане.

На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления.

В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности:

— способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;

— способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.

Важными новообразованиями когнитивной сферы становятся формирование формально-логического интеллекта, гипотетико-дедуктивного мышления, когнитивного стиля, дивергентного мышления, рефлексии, основанной на формальном интеллекте.

- Умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи;

- Способен на системный поиск решений;

- Способен проверять логическую эффективность подходов к решению новой задачи;

- Способен находить способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач;

- Развиваются такие операции как классификация, аналогия, обобщение и др.

Память подростка.

В подростковом возрасте активно развивается логическая память и быстро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредованной памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала. Способность к запоминанию постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. Улучшается запоминание словесного и образного материала, увеличивается быстрота запоминания; объем сохраненного в памяти материала; улучшается продуктивность памяти. Вместе с тем на фоне доминирующей позиции логической памяти у подростка замедляется развитие механической памяти, что может приводить к возникновению ряда негативных явлений. Так, вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую необходимо механически запомнить. Однако в связи с этими тенденциями развития у многих подростков возникают проблемы с запоминанием и они жалуются на плохую память.

С возрастом меняются отношения между памятью и мышлением. Если в раннем детстве память была одной из основных психических функций и в зависимости от нее строились все остальные психические процессы, то по мере развития ребенка память теряет свою доминирующую роль.

В младшем школьном возрасте между мышлением и памятью сохраняется тесная взаимосвязь. Более того, мышление развивается в непосредственной зависимости от памяти.

Однако в подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями - уже мышление определяет особенности функционирования памяти. Например, процесс воспроизведения информации в значительной степени обусловлен особенностями мыслительных процессов, так же как процесс запоминания, который сводится у подростка к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала. Поэтому воспроизведение информации заключается в восстановлении материала по этим отношениям.

Память подростков:

- Становится более произвольной;

- Процессы запоминания поддаются организации и контролю;

- Увеличиваются быстрота запоминания и объем материала, хранящегося в памяти;

- Механическое запоминание уступает место логическому, осмысленному;

- Улучшается продуктивность запоминания;

- В памяти устанавливаются сложные ассоциации.

Внимание подростка.

По сравнению с учениками начальных классов подростки демонстрируют колоссальные результаты в области тренировки внимания. После 12-13 лет они сознательно могут подолгу концентрироваться на неинтересном задании, удерживая внимание, сохраняя его интенсивность. Чем больше интересует подростка материал, тем проще ему будет продолжать оставаться внимательным.

Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо самим школьником. Индивидуальные колебания внимания обусловлены психологическими особенностями, а также снижением интереса к учебной деятельности.

В подростковом возрасте отмечается определенная внутренняя противоречивость развития внимания. Объем внимания, его способность длительно сохранять интенсивность и переключаться с одного предмета на другой увеличиваются с возрастом. Вместе с тем, внимание подростка становится более избирательным, существенно зависящим от направленности их интересов – отсюда невозможность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность, хроническая скука. Быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Подросток сверхвнимателен по отношению к тому, что как-то связано с его актуальными потребностями, с поиском себя, с познанием своих способностей и возможностей.

Хотя волевое управление вниманием в подростковом возрасте достигает значительно более высокого уровня, чем у младших школьников, однако в

Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов.

Оно становится все более произвольным и может быть преднамеренным. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. У него вырабатывается умение быстро концентрировать и четко распределять свое внимание. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью (в случае послепроизвольного внимания).

Память приобретает избирательный характер. Память полностью интеллектуализируется: объем памяти увеличивается в основном за счетлогического осмысливания материала. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Становится доступным запоминание абстрактного материала.

Мышление. Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 10—15 лет является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста — формирование активного, самостоятельного мышления.

Мышление в подростковом возрасте характеризуется завершением развития (Ж. Пиаже). Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток с равным успехом оперирует как с объектами, так и с высказывания­ ми. Одновременно у него формируется способность к любого рода комбинаторным операциям, широкому варьированию пропорциями, что указывает на сформированность логического мышления.

Подросток становится способным не только представить себе различные возможные пути преобразования данных для эмпирического их испытания, но может и логически истолковать результаты этих проб.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности.

Память – процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта.


Развитие познавательных процессов зависит от усложнения учебных программ по мере взросления ребенка

Кроме того что подросток приобретает взрослую логику мышления, у него отмечается дальнейшее развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память. Этот процесс также во многом зависит от процесса обучения, а точнее, от тенденции усложнения учебных программ по мере взросления ребенка.

Например, на уроках геометрии, черчения и др. у ребенка постепенно формируются и развиваются способности воспринимать косвенные признаки предметов, мысленно трансформируя их до уровня, позволяющего адекватно индентифицировать воспринимаемый объект. Так, у ребенка появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т. д.

Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к качественной перестройке в организации мнемических процессов. Большинство детей, достигших подросткового возраста, продолжая обучение, вынуждены отказаться от дословного заучивания с помощью повторений.

В процессе усложнения обучения и развития интеллектуальных способностей дети начинают трансформировать текст или другой учебный материал, облегчая его запоминание и воспроизведение. Осваиваются разнообразные мнемические приемы, а воспроизводя учебный материал, большинство детей уже достаточно легко передают смысл прочитанного. В подростковом возрасте активно развивается логическая память и быстро достигает того уровня, при котором ребенок переходит преимущественно к использованию этого вида памяти.

Вместе с тем при доминированном использовании логической памяти у подростка замедляется развитие механической памяти, что может привести к возникновению ряда негативных явлений. Так, вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить подросток, в том числе и механически. Однако в связи с вышеизложенными тенденциями развития у многих подростков возникают проблемы с запоминанием, и они предъявляют жалобы на плохую память. Причем подобные жалобы у подростков могут встречаться даже чаще, чем у младших школьников. Вероятно, данная проблема является одной из причин, обусловливающих интерес подростков к способам улучшения запоминания.

Возрастные нормы

В подростковый период помимо развития произвольной и опосредованной памяти у ребенка начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного материала. Замедляется развитие механической памяти.

Исследования

А. Н. Леонтьев изучал закономерности развития у детей двух основных видов памяти – непроизвольной и произвольной. В результате ему удалось установить особенности их преобразования в старшем школьном возрасте.

Он показал, что в раннем дошкольном и дошкольном возрасте происходит постепенное улучшение непроизвольного запоминания, причем быстрее, чем произвольного. Одновременно с этим от дошкольного к младшему школьному возрасту увеличивается разрыв, существующий между продуктивностью непроизвольного и произвольного запоминания.

В подростковом и юношеском возрасте продуктивность непроизвольного запоминания замедляется и одновременно с этим увеличивается продуктивность опосредованного запоминания.

С возрастом меняются и отношения между памятью и мышлением. Если в раннем детском возрасте память является одной из основных психических функций и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы ребенка, то в процессе его развития память постепенно теряет свою доминирующую роль. Так, мышление ребенка в раннем детском возрасте во многом определяется его памятью, а процесс мышления в значительной степени является процессом воспроизведения.

При достижении ребенком младшего школьного возраста между мышлением и памятью сохраняется тесная взаимосвязь. Более того, мышление развивается в непосредственной зависимости от памяти.

Однако в подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями. Исследования особенности мнемических процессов подростков показали, что в этом возрасте уже мышление определяет особенности функционирования памяти. Например, процесс воспроизведения информации в значительной степени определяется особенностями функционирования мыслительных процессов, также как процесс запоминания, который сводится у подростка к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала. Поэтому воспроизведение информации заключается в восстановлении материала по этим отношениям.

Возрастные нормы

В подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями, изменяются отношения между памятью и мышлением. Исследования показали, что в этом возрасте мышление подростков определяет особенности функционирования памяти.


Ключевые слова: восприятие, социальное восприятие, объем восприятия, акцентуации характера

Каждый человек с самого момента его рождения находится в социальном окружении. Он живет и развивается среди людей посредством вступления с ними в различные виды общения, а также через познание социального окружения и познание самого себя. Можно с уверенностью сказать, что человек без общества выжить не может. В своих трудах американский философ и психолог Уильям Джемс замечает, что самое дьявольское наказание для человека — это общество, в котором его не замечают. Когда никто не оборачивается при его появлении, не отвечает на вопросы, при встрече намеренно не узнает его, и когда все обходятся с ним как с неодушевленным предметом. Трудно представить, что было бы тогда с этим человеком.

Одним из компонентов общения и познания в социальных отношениях является восприятие человека человеком. Именно социальное восприятие является одним из самых важных факторов регуляции поведения людей в процессе их совместной деятельности и общения.

Подростковый возраст — переломный этап развития человека. Именно в этом возрасте подростки начинают предъявлять качественно новые требования не только к себе, но и к другим людям [6]. Исходя из этого, возникает проблема, связанная с выявлением тех факторов, которые влияют на социальное восприятие старших подростков.

Изучению проблемы межличностного восприятия посвящены работы Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, К. Е. Данилина и др., в которых исследуются общие принципы, механизмы и особенности формирования образа других людей, выявляются факторы, на основе которых происходит накопление знаний об окружающих людях, анализируются ошибки при формировании этого знания.

В своих исследованиях В. Н. Куницына сделала вывод о том, что в старшем подростковом возрасте человек становится более способным дифференцированно относиться к другому человеку, что связано с ведущим видом деятельности данного возраста — межличностным общением, в процессе которого подростки учатся взаимодействовать друг с другом, отстаивать свою точку зрения, понимать себя и другого [7]. Говоря о социальном восприятии старших подростков, необходимо отметить, что при восприятии других людей они ориентируются на особенности внешности человека и его личностные свойства и качества, при этом Н. Б. Берхин отмечает, что морально-нравственные качества выходят на первый план. Необходимо также отметить, что умение воспринимать и оценивать человека в деятельности и его экспрессивное поведение в этом возрасте находится на стадии формирования.

Цель работы — изучение факторов, влияющих на социальное восприятие старших подростков.

Для исследования применялись методики, предназначенные для достижения следующих целей:

  1. Изучение восприятия человека человеком
  2. Исследование индивидуально-характерологических особенностей

Для исследования индивидуально-характерологических особенностей старших подростков применялись следующие методики:

  1. Методика исследования акцентуации характера и темперамента Г. Шмишека и К. Леонгарда.

Данная методика предполагает выявление того количества объектов, которые могут воспринимать испытуемые за один раз.

На ватмане были изображены следующие объекты: 10 трехзначных цифр, 10 картинок и 10 слов из 4–8 букв. Все объекты были расположены горизонтальными рядами в разной последовательности. Перед испытуемыми была поставлена задача — внимательно посмотреть на лист ватмана в течение одной минуты, а затем написать на листе все то, что успели воспринять, обязательно точно.

При экспериментальном исследовании процесса восприятия человека человеком использовалась специальная Проективная методика, которая заключалась в том, что каждому из участников выдавалось четыре портрета, на которых были изображены мальчик, молодая девушка, пожилая женщина и мужчина. Перед испытуемыми была поставлена задача — описать людей, изображенных на данных портретах. Испытуемые могли выполнить задание только письменно. Затем, содержание текста описания подверглось анализу, целью которого было выяснить, какие элементы внешнего или внутреннего облика людей были восприняты испытуемыми при восприятии людей на портретах.

При анализе полученных результатов по данной методике были сформированы следующие группы характеристик человека, выделенные испытуемыми: деятельность (писатель, художник и т. д.); возраст (примерное количество лет); одежда (описание того, во что одет человек); характер (целеустремленный, добрый, замкнутый и т. д.); внешность (волосы, глаза, нос и т. д.); атрибуты (часы, ручка, зонт и т. д.); эмоции, чувства, состояния (встревоженный, серьезный, грустный и т. д.); статус (из какой семьи, семейное положение).

В исследовании принимали участие 15 подростков в возрасте 15–16 лет.

Результаты исследования объема восприятия в старшем подростковом возрасте показали, что 20 % исследуемых имеют объем восприятия 10 объектов, 20 % — объем восприятия 9 объектов. 13 % подростков имеют объем восприятия 7 объектов, еще 13 % — 12 и 13 объектов. 7 % исследуемых имеют объем восприятия 8 объектов, еще 7 % — 15 объектов, и еще 7 % — 20 объектов.

На основе данных, полученных при исследовании объема восприятия, можно сделать вывод о том, что 40 % исследуемых имеют объем восприятия в пределах нормы, а 60 % исследуемых имеют объем восприятия выше нормы (от 10 до 20 объектов).

В ходе исследования по методике Г. Шмишека и К. Леонгарда были выявлены следующие акцентуации характера (обозначено название типа акцентуации и число испытуемых, у которых выявлен соответствующий тип акцентуаций): экзальтированность — 46 %; циклотимность — 20 %; гипертимность — 7 %; возбудимость — 7 %; эмотивность — 7 %; акцентуаций не выявлено — 13 %.

Таким образом, у испытуемых было выявлено 5 типов акцентуаций характера.

Подростки с эмотивным типом акцентуации характера, который характеризуется эмоциональностью, чувствительностью, тревожностью, глубокими реакциями в области тонких чувств, при восприятии других людей очень точно и глубоко воспринимают их чувства, эмоции и состояния. При этом никакие другие характеристики человека они не выделяют.

Возбудимый тип акцентуации характера характеризуется проявлением недостаточной управляемости, ослаблением контроля над влечениями и побуждениями, повышенной импульсивностью и низкой контактностью в общении, а также равнодушием к будущему. Подростки с данным типом акцентуации воспринимают только внешние особенности человека, такие как внешность, одежду и атрибуты. То есть воспринимает то, что непосредственно видит, глядя на человека, не учитывая внутренних личностных особенностей или место, статус, занимаемый человеком в мире.

Гипертимные подростки воспринимают такие характеристики человека, как деятельность, характер и эмоции, чувства, состояния, не воспринимая внешних особенностей. То есть такие подростки больше нацелены на восприятие динамических проявлений человека. Это связано с тем, что сами люди с гипертимной акцентуацией отличаются общительностью, болтливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики.

Подростки с циклотимным типом акцентуации характера воспринимают все выделенные группы характеристик при восприятии человека, кроме его характера и чувств, эмоций, состояний. Можно предположить, что это связано с тем, что циклотимный тип акцентуации характеризуется либо чрезмерной говорливостью, активностью и жаждой деятельности, либо, наоборот, подавленностью, замедленностью реакций и мышления.

При анализе данных, полученных в ходе исследования влияния акцентуации характера на социальное восприятие в старшем подростковом возрасте, можно сделать вывод, что люди с разными акцентуациями характера воспринимают разные группы характеристик человека. Причем, это во многом определяется проявлениями самой акцентуации.

Дальнейшему исследованию подлежит проблема влияния внутреннего мира человека, его ценностей, убеждений, картины мира на социальное восприятие другого человека.

  1. Андреева Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенностей его содержания / Межличностное восприятие в группе. — М.: МГУ, 2000. – 270 с.
  2. Березина А. В. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07: М., 2003. — 172 с.
  3. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. — 198 с.
  4. Кондратьева С. В. Межличностное понимание и его роль в общении: Автореф. дис. доктора психол. наук. — Л., 1976. — 35 с.
  5. Кортнева Ю. В. Диагностика актуальной проблемы: методика Леонгарда-Шмишека. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. – 240 с.
  6. Кузнецова Д. А. Социально-психологические качества подростков как условие их социальной реадаптации: Дис. канд. психол. наук: 19.00.05: Вологда, 2011. — 286 с.
  7. Куницына В. Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Л., 1968. — 16 с.
  8. Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. — М.: МПСИ, 2011. — 400 с.
  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2012. — 713 с.
  10. Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие. — 5-е изд., перераб. — М. — 2003. — 993 с.

Основные термины (генерируются автоматически): акцентуация характера, социальное восприятие, восприятие, подросток, тип акцентуации, восприятие человека, группа характеристик человека, социальное восприятие старших подростков, старший подростковый возраст, человек человеком.

Читайте также: