Литература 60 90 годов 20 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Если герой 1920–1950-х годов – это человек, жертвующий собой во имя существования системы, личным во имя общего, то в 60-е годы (их считают временем формирования личностного типа культуры) выдвигают на первый план героя – личность, свои интересы ставящего превыше всего. Говоря о художественных тенденциях 60-х годов, принято отмечать кризис героя в художественном произведении и усиление новаторских тенденций в области формы. В целом, художественная ситуация этого времени напоминает и ситуацию рубежа веков с его пестротой, разнообразием художественных ориентаций, множеством течений, направлений, школ, с экспериментами в области формы художественного произведения, жанровым разнообразием.

Первая заключается в попытке (пассивной или активной) противопоставить себя целому, частью которого человек привык ощущать себя. Жизнь ставит человека перед ситуацией выбора, но решает он ее иначе, чем герой 1930–1950-х годов. Главное для него уже не преодоление обстоятельств, а сохранение себя в любых обстоятельствах.

Объединены общим для всех типом героя (человеком свиты, точнее, человеком системы, или человеком, пытающимся существовать вне системы) рассказы В.


Реформы конца 80-х оказались тесно связанными с проблематикой 60-х, многие источники новаций последнего десятилетия берут свое начало именно в 60-е годы. Эти годы – период эклектичный, во многом парадоксальный, но объединенный многими общими тенденциями. Художественная система этого периода по-прежнему литературоцентрична.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов писателей, часто не претендовавших на роль духовных лидеров, возвели в этот ранг, к литературе шли за правдой, за достоверными сведениями о жизни, о былом, настоящем, будущем. Литературные события становились событиями общественными. В литературе видели единственную силу общественного неповиновения. Общественный авторитет литературы рос, пока она играла исключительную роль, имела значение, помогая ориентироваться в мире, т.е. выполняла мировоззренческую функцию. В конце ХХ века начался процесс обмирщения, десакрализации литературы, искусство приобретает в России значение, аналогичное значению его в европейских странах.

Говоря о смене вех, о смене фундаментальных психологических установок можно говорить о переходе к постмодернистской эстетике.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Так, правдой в войне считалось не отступление, не катастрофа 1941 года, а только пресловутые победные удары.

И даже писатели, знавшие о подвиге и трагедии защитников Брестской крепости в 1941 году (например, К. Симонов), до 1956 года не писали о ней, вычеркивали ее из своей памяти и биографии.

Точно так же не все, что знали, писатели рассказывали о Ленинградской блокаде, о трагедии пленных и т.п. В. Померанцев призывал писателей доверять своей биографии, своему выстраданному опыту, быть искренними, а не отбирать, подгонять материал под заданную схему.




Направления в литературе 60-80-х годов

В 1960-1970-е годы в России активизировались миграционные процессы. Городское население стало быстро увеличиваться. Соответственно изменялись состав и интересы читательской аудитории. В те годы роль литературы в общественном сознании была значительно активнее, чем теперь. Естественно, что привычки, манера поведения, образ мыслей, вообще психология городских аборигенов привлекали к себе повышенное внимание. С другой стороны, жизнь новых горожан-переселенцев, в частности так называемых лимитчиков, предоставляла писателям широкие возможности для художественного исследования новых областей человеческого бытия.

Многих писателей привлекают конфликтные ситуации среди руководителей, придерживающихся разных стилей руководства, когда административному, бездушно-командному стилю, сдерживающему развитие производства и инициативу людей, закономерно противопоставляется творческое начало и широта взглядов.

Тема. Русская литература 50-х — 80-х гг.: периодизация

План лекции

Смерть Сталина и наступившая за ней либерализация сказались непосредственно и на литературной жизни общества.

Так, правдой в войне считалось не отступление, не катастрофа 1941 года, а только пресловутые победные удары.

И даже писатели, знавшие о подвиге и трагедии защитников Брестской крепости в 1941 году (например, К. Симонов), до 1956 года не писали о ней, вычеркивали ее из своей памяти и биографии.

Точно так же не все, что знали, писатели рассказывали о Ленинградской блокаде, о трагедии пленных и т.п. В. Померанцев призывал писателей доверять своей биографии, своему выстраданному опыту, быть искренними, а не отбирать, подгонять материал под заданную схему.

Направления в литературе 60-80-х годов

В 1960-1970-е годы в России активизировались миграционные процессы. Городское население стало быстро увеличиваться. Соответственно изменялись состав и интересы читательской аудитории. В те годы роль литературы в общественном сознании была значительно активнее, чем теперь. Естественно, что привычки, манера поведения, образ мыслей, вообще психология городских аборигенов привлекали к себе повышенное внимание. С другой стороны, жизнь новых горожан-переселенцев, в частности так называемых лимитчиков, предоставляла писателям широкие возможности для художественного исследования новых областей человеческого бытия.

Многих писателей привлекают конфликтные ситуации среди руководителей, придерживающихся разных стилей руководства, когда административному, бездушно-командному стилю, сдерживающему развитие производства и инициативу людей, закономерно противопоставляется творческое начало и широта взглядов.

Писатели конца столетия в произведениях различных видов, жанров и направлений. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Активные столкновения гуманных и антигуманных позиций.

Проблема выбора как проблема творчества писателя и как проблема творчества читателя. Отражение в литературе судьбы человека в тоталитарном государстве. Нравственные проблемы, поднимаемые писателями второй половины XX века.

Фрагменты рассказов и повестей писателей второй половины XX века по выбору, например, А. Приставкин “Ночевала тучка золотая”.

59. ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПОЭЗИИ

Изображение Великой Отечественной войны в поэзии. Б. А. Слуцкий – суровый реализм повествования, передача героического через обыденное (сб. “Память”, “Время”), Д. С. Самойлов – диалогический строй многих стихов: стремление к отклику, к столкновению разных точек зрения (“Солдат и Марта”. “Сороковые роковые… “, “Перебирая наши даты…”). “Военная” лирика Ю. П. Кузнецова – жесткий тон поэта при противопоставлении гибели солдат на войне и страдания их осиротевших детей (“Возвращение”, “Отцу”, “Четыреста”) Б. А. Чичибабин – трагическая судьба поэта.

О поэзии 60-90-х годов XX века

Стихи не пишутся – случаются…

(Сага : [отрывок] // Стихотворения. Поэмы / А. А. Вознесенский. М., 2013. С. 236.)

Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной является дружба. Дружбу — в том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество — она считаела одним из самых сильных человеческих чувств. Героями стихов Беллы Ахмадулиной становились русские поэты — от А. Пушкина и М. Цветаевой до друзей и современников А. Вознесенского и Б. Окуджавы, а также простые люди.

Есть в сумерках блаженная свобода
от явных чисел века, года, дня.
Когда? – неважно. Вот открытость входа
в глубокий парк, в далекий мельк огня.
Ни в сырости, насытившей соцветья,
ни в деревах, исполненных любви,
нет доказательств этого столетья, —
бери себе другое – и живи.

(Сумерки : [отрывок] // Белла Ахмадулина : [сборник стихов] / Б. А. Ахмадулина. М., 2014. С. 5.)

Особый интерес в этом издании представляет раздел, в котором впервые собраны стихотворения, посвященные Б. Ахмадулиной друзьям и сподвижникам по литературе. Белла Ахмадулина – поэт, чьи стихи знает и любит не одно поколение читателей, но, кроме того, она замечательный автор тонкой и нежной прозы. Настоящий сборник посвящен именно этой части творчества Ахмадулиной. На выставке также представлены ее сборники рассказов.

Кто были мы,
шестидесятники?
На гребне вала пенного
в двадцатом веке
как десантники
из двадцать первого.
И мы
без лестниц,
и без робости
на штурм отчаянно полезли,
вернув
отобранный при обыске
хрустальный башмачок
поэзии.

Характерное свойство поэзии Рождественского — постоянно пульсирующая современность, живая актуальность вопросов, которые он ставит перед самим собой и перед нами. Постепенно внешнее преодоление трудностей, весь географический антураж молодежной литературы того времени сменяются другим настроением — поисками внутренней цельности, твердой нравственной и гражданской опоры. Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика.

Покроется небо пылинками звезд,
и выгнутся ветки упруго.
Тебя я услышу за тысячу верст.
Мы — эхо,
Мы — эхо,
Мы — долгое эхо друг друга.
И мне до тебя, где бы ты ни была,
дотронуться сердцем нетрудно.
Опять нас любовь за собой позвала.
Мы — нежность,
Мы — нежность.
Мы — вечная нежность друг друга.
И даже в краю наползающей тьмы,
за гранью смертельного круга,
я знаю с тобой не расстанемся мы.
Мы — память,
Мы — память.
Мы — звездная память друг друга.

(Эхо любви // Собрание стихотворений, песен и поэм в одном томе / Р. И. Рождественский. М., 2015. С. 850.)

… Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони,
и льется мед огней вечерних,
и пахнет сладкою халвою;
ночной пирог несет сочельник
над головою.
Твой Новый Год по темно-синей
волне средь моря городского
плывет в тоске необъяснимой,
как будто жизнь начнется снова,
как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.

(Рождественский романс : [отрывок] // Малое собрание сочинений / Р. И. Рождественский. СПб., 2012. С. 7-8.)

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

(В горнице моей светло… // Той девушке, которую люблю : [стихотворения] / Н. М. Рубцов. М., 2008. С. 10) .

Одним из основателей жанра авторской (бардовой) песни считается Булат Окуджава, он заявил о себе, прежде всего, как романтик, дал в своем творчестве идеал нравственно прекрасной личности, определяющие качества которой – способность к возвышенным переживаниям. У Окуджавы очень много песен о любви. В своей любовной лирике он стремился возродить культ Прекрасной Дамы, вызвать преклонение перед женщиной.

Так же не менее достойным представителем является Юлий Черсанович Ким. Талант его многогранен – он не только замечательный бард, но также серьезный драматург и прозаик. Песни Юлия Кима сочетают в себе иронию и безмятежность, умную мысль и, в то же время, скептичность. Обаяние его необычайного артистизма неотразимо на сцене, а исполнительская импровизация выше всяких похвал. Залом он владеет безраздельно.

Также немаловажный интерес представляет сборник песен Юлия Кима, где представлены не только песни, но и ноты.

Что касается духовных факторов, в той или иной мере определявших художественные вкусы Визбора, то это были не теряющие ценности в любое время народные песни, песни военных и послевоенных лет (он прямо-таки с благоговением относился к замечательному поэту-песеннику Алексею Фатьянову), наконец, дворовые песни.

В пореформенные годы в русской литературе наступает расцвет критического реализма. Наша страна дала миру целую плеяду гениальных писателей, принесших славу национальной культуре. В это время писали Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, И.А.Гончаров, А.Е.Салтыков-Щедрин, А.П.Чехов. Для литературы этого периода присуще пристальное внимание к человеку, глубокое проникновение в его внутренний мир и в то же время широта анализа русской действительности, протест против несправедливости и социального зла во всех сферах общественной жизни. Вершинами русской поэзии в эти годы было творчество поэта-демократа Н.А.Некрасова, тонких лириков Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова. Насыщенной была театральная жизнь страны. Целую эпоху в истории русского театра составили пьесы А.Н.Островского. Ведущими драматическими театрами России были в это время Малый театр в Москве и Александринский — в С.-Петербурге, на сценах которых выступали П.М.Садовский, М.Н.Ермолова, А.И.Южин (Сумбатов), П.А.Стрепетова, М.Г.Савина и многие Другие замечательные актеры.

Русская культура 60-90-х годов XIX в.

Русская культура 60-90-х годов XIX в. Отмена крепостного права в России и последовавшие за ней буржуазные реформы, рост экономики и становление капиталистических отношений в стране создали качественно новые условия для быстрого поступательного развития русской

Реалистическая литература 1890–1907 годов

§ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

§ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX век — один из наиболее блестящих периодов в истории русской литературы. В это время были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. И величие их определялось не только художественным

§ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60–70-х ГОДОВ

§ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60–70-х ГОДОВ Характерной особенностью русской литературы второй половины XIX века явилась демократизация художественного сознания, чему способствовали как характер общественного движения, так и появление в общественно-политической и культурной

§ 4. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 80–90-х ГОДОВ XIX ВЕКА

§ 4. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 80–90-х ГОДОВ XIX ВЕКА Последние десятилетия XIX века были обозначены серьезными переменами в общественной и литературной жизни России.Утверждение капитализма в экономике повлекло изменения в социальной, культурной, духовной сферах русской жизни.

Восточная война 1877–1878 годов. Русская армия изо всех сил старается не взять Царьград

Часть первая Русская литература 50-х годов. Об искренности в литературе

Часть первая Русская литература 50-х годов. Об искренности в литературе После смерти Сталина начались перемены в политике и культуре, в литературе и искусстве. А в начале 1953 года русская литература продолжала своё существование в острой борьбе между различными

Часть седьмая Русская Литература 80-Х Годов. Законная свобода духа

Часть седьмая Русская Литература 80-Х Годов. Законная свобода духа Давно известно, что художественные произведения читаются и запоминаются не из-за тех или иных острых, злободневных проблем, поставленных в них, а благодаря созданным характерам. Удастся ли писателю найти

Читайте также: