Особенности вероучения и культа ислама кратко

Обновлено: 06.07.2024

Мусульманское вероучение изложено в священной книге – Коране (чтение). В Коране 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов (стихов) от 3 до 286. За исключением самой короткой первой суры, все остальные следуют по порядку их длительности. Вторая сура самая длинная, третья короче, четвёртая ещё короче и так до конца.

В основе исламской веры лежат следующие положения:

- вера в единого бога Аллаха – это единственный бог, сотворивший всё сущее и определяющее его существование;

- вера в божественных ангелов, выполняющих волю Аллаха (Джабраил, Микаил, Асрафил, Азрил и др.);

- вера в божественных посланников – пророков, из которых Адам был первым, а Мухаммед – последним;

- вера в Священный Коран и другие Священные Писания (Тора Моисея, Евангилие Иисуса, Псалмы Давида);

- вера в бессмертие души, воскресение её из мёртвых в день Страшного суда;

- вера в существование двух форм загробного мира: ада и рая;

- вера в божественное предопределение.

1) действия, выполнение которых считалось строго обязательным;

2) желательные действия;

3) добровольные действия;

5) строго запрещённые действия.

Второе культовое предписание – совершение обязательной пятикратной молитвы салята (намаза): на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. Скорее всего, обычай пятикратной молитвы перешёл к мусульманам от зороастрийцев. Перед намазом обязательно омовение лица, рук до локтей, головы и щиколоток ног. Сакрализация воды характерна для ислама. Считается, что вода очищает не только от физического загрязнения, но и от моральной нечистоты. Омовение необходимо после общения с иноверцами. Эта традиция происходит от очень древних обычаев. Если нет воды, её можно заменить песком или другим сыпучим веществом.

Намаз совершают не только в мечети, но и в любом месте, но требуется, чтобы место было чистое, а молящийся стоял лицом по направлению к Мекке. Во время намаза обычно произносят славословия Аллаху, шахаду, некоторые суры. Каких-либо просьб к Аллаху нет. Сам намаз сопровождается комплексом телодвижений – поясными поклонами, коленопреклонениями, простиранием ниц. Совершать его предписывается на особом коврике. В мечети общий ковёр. Голова мусульманина во время намаза должна быть покрыта головным убором, но без козырька или полей.

Кроме пятикратной молитвы существуют и другие виды общения мусульманина с богом: дуа – молитва содержащая конкретную просьбу, маулид – благодарственная или поминальная молитва, ночные молитвы во время поста.

Следующее культовое предписание – соблюдение поста в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, который был введён у арабов Мухаммедом в 632 г. В арабских странах этот месяц называется рамадан, а в Турции, Иране, Афганистане, Пакистане – рамазан.

Этот пост своеобразен: целый день нельзя есть, пить, курить и даже нюхать что-то съестное или приятное на запах. Требуется воздерживаться от всего, что может доставить удовольствие. Эти требования должны выполняться лишь днём. В тёмное время суток пост и запреты прерываются.

В пост особенно предосудительно браниться, врать, клеветать. Самый тяжкий грех, наряду с богохульством и порицанием Мухаммеда, оскорбление духовного лица.

Пост, прежде всего, служит укреплению веры в Аллаха и другие религиозные догматы ислама. Каждый день до наступления рассвета, мусульманин должен произнисти особую сакраментальную формулу – нийа. В конце постного дня верующий должен вознести Аллаху слова благодарности.

История мусульманского обычая посещения Мекки ведёт свой отсчёт с 631 г., когда Мухаммед побывал в этом городе после девятилетнего пребывания в Медине. Тогда он совершил ритуал поклонения Каабе и другим местным святыням, тем самым, канонизировав прежние языческие обряды, включив их в культ ислама.

Вместе с мужчинами в хадж могут отправляться их родственницы. Одежда паломниц полностью закрывает фигуру, закрывается голова, чтобы не было видно волос, открытыми остаются только кисти рук и лицо.

Основное событие хаджа посещение мекканской мечети – аль-Масджид уль-харам, во дворе которой находится чёрный камень-Кааба и священный источник Замзам. Здесь хаджи слушают проповеди ,совершают молитвы, обходят семь раз вокруг Каабы и стремятся поцеловать камень. Затем начинается обряд бега между холмами Сафа и Марва. По преданию, мать Исмаила Хиджар бегала здесь в поисках воды для своего сына.

Затем паломники посещают долины Арафат, где по преданию стоял пророк в последний свой приезд в Мекку. Здесь люди могут отдыхать и поститься. Утром десятого зу-ль-хиджжа паломники идут в долину Мина, и бросают камни в те места, где когда-то стояли языческие идолы. После этого начинается самый большой праздник мусульман – праздник жертвоприношения. После жертвоприношений мусульмане стригут волосы и ногти и закапывают их в землю. Этим ритуальным действием начинается освобождение от состояния ихрама. Затем все возвращаются к мекканской мечети, обходят Каабу, холмы Сафа и Марва. Ихрам снимается, а хадж считается законченным. Многие паломники посещают Медину, чтобы поклониться гробнице Мухаммеда.

В исламе есть ряд пищевых запретов: на употребление мяса павших животных, заколотых с призванием не Аллаха, свинины. Шариат запрещает пить спиртные напитки.

Ортодоксальный ислам запрещает изображать людей и животных. Запрет связан с борьбой Мухаммеда против идолопоклонничества. Поиск художника был ограничен орнаментом, каллиграфией и миниатюрами в рукописных книгах. Только в 19 в. в Османской империи появилась станковая живопись, но преимущественно пейзажи и натюрморты.

Мусульманский погребальный обряд многое сохранил из доисламских традиций. Тело умершего принято предавать земле в течение 24 часов. Тело обмывают, натирают благовониями и заворачивают в белый саван, завязанный на ногах и у головы. Перед захоронением мулла читает молитву, обычно это 36 сура. Голова покойника при захоронении должна быть повёрнута к Мекке.

Значительную роль в культовой системе ислама играют праздники. Ураза-байрам – праздник окончания поста. Правоверный мусульманин обязан внести представителю духовенства фитр – подношение. Часть этого подношения распределяется между бедными членами общины. Праздник длится три дня и сопровождается хождениями в гости.

Через семьдесят дней после окончания поста отмечается праздник Курбан-байрам – день жертвоприношений. Каждый мусульманин обязан принести в жертву животное, чаще всего овцу. В мечети в этот день совершается особое богослужение, читаются проповеди. В течении трёх дней мусульмане посещают могилы своих близких, молятся за них, раздают милостыню.

В исламе многие памятные даты отмечаются ночью. Кроме ночи предопределения – лайлят уль-кадр, торжественно отмечаемой в ночь с 26 на 27 рамадана, празднуется ночь зачатия пророка – с 5 на 6 раджаба, ночь его рождения – с 11 на 12 раби уль-авваля, ночь вознесения на небо – с 26 на 27 раджаба, ночь откровения Мухаммеда его пророческой миссии – с 14 на 15 шабана.

Мирадж – посвящён памяти чудесного ночного путешествия Мухаммеда на быстром как молния коне из Мекки в Иерусалим и встречи с Аллахом. Согласно преданию Аллах принял его и удостоил беседы, но всё это произошло так мгновенно, что возвратясь к своему ложу пророк застал его ещё тёплым.

Пятница – день отдыха мусульман, в который проводятся большие богослужения в мечети, которая является религиозным центром и социокультурным центром. При мечетях создаются школы – мектебе, в них преподаёт мусульманское духовенство. Священнослужителей, богословов, законоведов готовят в духовных школах – медресе.

Ислам не имеет единой централизованной религиозной организации. На базе ислама формируется единая общность – умма. Первичной организацией является религиозная община, которую возглавляют имам и мулла. В главных региональных культовых зданиях – соборных мечетях имеется разветвлённый штат служителей культа во главе с муфтием.

Как я уже писала ранее , здание средневековой культуры было построено на фундаменте религии. Для Арабского Востока — таким фундаментом стал ислам . Очевидно, для того чтобы в дальнейшем говорить о развитии искусства на этих территориях, нужно представлять себе, хотя бы в самом общем виде, основы вероучения, основные идеи и постулаты. Без этого многие явления культуры окажутся нам непонятны, их восприятие будет затруднено, а иногда и недоступно.

В этой статье я попробую сформулировать самые важные (на мой взгляд) моменты ислама, как вероучения. Разумеется — это не подробный теологический анализ. Я ни в коем случае не претендую на всесторонний и глубокий подход к этому вопросу. Всех читающих статью, я прошу относится к данному тексту, как к попытке сформулировать некий "культурный минимум", который необходим для дальнейшего разговора о средневековой культуре и искусстве стран, влияния Арабского Халифата. Считайте, что это глава из учебника для тех, кто вообще не знаком с исламом, и знакомится с ним впервые.

Религиозные представления арабов до принятия ислама

С древних времён человек заселил практически всё пространство Земли. Сначала, он осваивал территории с наиболее благоприятным климатом, комфортным для жизни, как правило, в долинах крупных полноводных рек (именно так возникли древнейшие цивилизации Египта , Китая , Месопотамии , Индии и т.д.).

На полуострове нет ни одной крупной реки и люди, живущие здесь, бывает, годами не видят дождя. Бесконечные пески иногда сменяются горными отрогами, с вершин которых спускаются ручьи, оживляющие унылый пейзаж отдельными цветущими оазисами, где и обустраивались поселения.

Как и все народы, на начальном этапе своего развития арабы являлись язычниками и каждое племя поклонялось своему главному богу, но была и общая святыня для всех народов полуострова — святилище, расположенное в древнем городе Ме́кка. Здесь устанавливались статуи всех родовых богов, а также находился священный Чёрный камень (учёные предполагают, что он метеоритного происхождения), хранящийся в специально построенном в форме куба помещении — Каа́бе .

Один раз в году, в священный месяц, вечно воюющие между собой племена бедуинов прекращали междоусобные распри и приходили для совершения молитв и обрядов в эти места, где нельзя было проливать кровь.

Мухаммад — основатель ислама

Согласно легенде, Мухаммад о том, что его ждёт необычная судьба, узнал ещё мальчиком, когда неожиданно к нему явились ангелы, которые вынули из его груди сердце и изъяли оттуда маленькую чёрную каплю, а затем омыли всё его тело изнутри чистейшим белым снегом.

С тех пор Мухаммад стал часто получать через Джибрила ( его имя также может произноситься как Джибриль , Джибраиль или Джабраи́л) откровения от Бога, которые запоминал и рассказывал о них только самым близким людям – жене и нескольким родственникам. Когда же откровений накопилось слишком много, он впервые выступил на главной городской площади со словами, полученными от самого Алла́ха — единственного Бога, Творца всего сущего, Властелина Мира и судеб.

Жители Йасриба приняли не только Мухаммада, но и его учение. Уже через несколько лет у Пророка было столько последователей, что из них сформировалась целая армия, с которой он начал завоёвывать соседние территории, распространяя везде ислам.

В конце концов, Мухаммаду покорилась и Мекка, где он повелел уничтожить изображения всех прежних идолов и разрушить старые языческие святилища, за исключением лишь Каабы, с хранившимся в ней Чёрным камнем, объявив её мусульманской святыней.

После этих событий ислам начал победное шествие по миру, став одной из самых распространённых религий на земном шаре.

Основные догматы ислама

Основой веры стали шесть основных догматов , частично заимствованных из иудаизма и христианства, но дополненных (отредактированных) в духе ислама:

1. Вера в единого бога, именуемого в исламе Аллахом . Отметим, что в отличие от христианства, мусульмане исповедуют строгий монотеизм ( тавхи́д ). Они не признают христианский догмат о троичности Бога. Иисуса Христа НЕ считают сыном Божьим и воплощением Бога в человеческом теле, однако к нему относятся как к почитаемому пророку (в исламе его имя произносится как Иса), который не был распят, как утверждают христиане, а был живым вознесён на Небеса Аллахом.

2. Вера в существование ангелов и демонов , а также наличие Ада и Рая ;

3. Вера в предстоящий человечеству Конец Света , Судный День и грядущее воскрешение для праведников;

4. Вера в пророков (посланников) божьих (мусульмане почитают таковыми, среди многих прочих, библейских Моисея (Мусу), Авраама (Ибрагима), Исаака (Исмаила), Давида (Дауда), Соломона (Сулеймана), Иисуса (Ису) и др.). Последним и самым почитаемым из пророков, по мнению мусульман, является Мухаммад ;

5. Вера в Священные писания , ниспосланные Аллахом людям, в разные периоды человеческой истории: Таура (Тора Моисея), Забур (Книга Псалмов библейского царя Давида), Инджил (Ева́нгелие — книги, излагающие учение Иисуса Христа) и некоторые другие. Однако, по мнению мусульман, все эти послания были искажены людьми. Самое же достоверное откровение, данное Аллахом Мухаммаду, содержит Кора́н — священная книга мусульман;

Целью моей работы является понять исламскую религию. Найти что-то общее межу исламом и другими основными религиями.

Задачи:

— изучить историю возникновения ислама;

— узнать о численности людей исповедующих эту религию;

— познакомиться с основными положениями вероучения;

— познакомиться с основными религиозными праздниками ислама;

— изучить основные направления ислама.

Глава 1. История возникновения ислама

Ислам — вторая по числу последователей мировая религия. Ислам исповедуют около 860 млн. человек более чем в 120 странах мира. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией (Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др.) Подавляющее большинство мусульман проживает в странах Западной, Южной, Юго-восточной Азии и Северной Африки. В нашей стране последователи ислама составляют вторую по численности этно-конфессиональную группу и проживают преимущественно на территории Башкортостана, Татарстана, республик Северного Кавказа. Крупные мусульманские общины есть в г. Москве, Санкт—Петербурге и других регионах Российской Федерации.

Ислам относительно молодая мировая религия. Он возник в начале VII века н. э. на Аравийском полуострове. Населяли эту территорию арабские племена, преимущественным занятием которых, было скотоводство. Вместе с тем, в то время через территорию Западной Африки проходил караванный путь, что привело к появлению там таких крупных городов как Мекка, Ясриб (будущая Медина), Таиф. Торговые связи способствовали активному общению с разными народами и религиями.

Возникновение ислама подчиняется общим закономерностям формирования мировых религий. Ислам начинает формироваться на базе родоплеменного культа одного из наиболее влиятельных племен Западной Аравии — курейшитов, религиозный и административный центр которого находился в г. Мекка. Племенным богом мекканских курейшитов был Аллах (араб. аль-Илах). По мере того, как курейшиты подчиняли своему влиянию соседние племена и население близлежащих городов, бог курейшитского племени стал вытеснять богов менее сильных и влиятельных племен. В целом социокультурная ситуация того времени способствовала формированию монотеизма.

Между Мединой и Меккой в течение восьми лет шла ожесточенная война. В 630 году мекканская знать была вынуждена принять новое учение. Мухаммед торжественно въехал в Мекку, и после этого Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента формируется мусульманское феодально-теократическое государство, которое получило название Арабский Халифат. Мухаммед был религиозным и политическим руководителем этого государства.

В 632 году Мухаммед умер и был похоронен в Медине. После смерти Мухаммеда на пост Халифа — приемника, заместителя пророка был избран его ближайший сподвижник Абу Бекр, который организовал ряд крупных завоевательных походов во имя Аллаха, покорил своей власти многие племена и народы и стал главой обширного Арабского Халифата. Таким путем ислам быстро распространился по всей территории Аравии и превратился в господствующую религию арабского государства.

Завоевательные войны арабских халифов не ограничивались территорией Аравии. Уже в VII—VIII вв., пользуясь слабостью Византии и Персии, арабы подчинили своему господству народы Среднего и Ближнего Востока, часть Индии, Средней Азии и другие страны. Началась довольно быстрая исламизация покоренных народов. В определенной степени эти народы были уже подготовлены к единобожию на основе проповеди иудаизма и христианства. Арабские халифы экономически поощряли переход иноверцев в ислам. Покоренные народы, принявшие ислам, платили в казну халифата только десятину дохода — умр. А не принявшие ислам — обязаны были выплачивать более двух третей поземельного налога и подушную подать. Таким образом, совокупность насильственных мер, экономическая политика и проповедь ислама способствовали превращению этой разновидности исповедания в мировую религию.

Глава 2. Особенности вероучения и культа ислама.

В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях. Вера в единого бога Аллаха составляет фундамент мусульманского вероисповедания. Аллах — это единственный бог, сотворивший все сущее и определяющее его существование. Он — высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший и верховный судья. Рядом с ним нет ни других богов, ни каких-либо самостоятельных существ. Аллаху покорны все явления природы, люди, ангелы и демоны. Ангелы и демоны — это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся носители доброго начала: Джабраил, Микаил, Асрафил, Азрил, ангелы смерти — Накир и Мункаф, страж рая — Ридвана, страж ада — Малика и воплощение зла—Иблис, которого проклял Аллах.

Мусульманин верит в бессмертие души, покидающей тело в день смерти и воскресение ее из мертвых в день Страшного суда. С этой верой тесно связана вера в существование двух форм загробного мира: рая и ада. Мусульмане представляют рай в виде чудесного места, где в изобилии имеется все, о чем мечтает человек в этом мире: прекрасная пища, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вин, всевозможные наслаждения. Ад — это место мук и страданий. В рай могут попасть те мусульмане, которые неукоснительно выполняют религиозные предписания, неверных (не мусульман) и отклонившихся от вероучения и культа ожидает ад.

Второе культовое предписание — ежедневный пятикратный ритуал — намаз (молитва). Каждый мусульманин обязан пять раз в день совершить намаз — молитву. Первая, утренняя молитва на заре, совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца, вторая — полуденная, третья — во второй половине дня до заката Солнца, четвертая — при закате Солнца, пятая — в начале ночи. Ритуал каждой молитвы расписан до мелочей, с определенным количеством сгибаний спины и касаний лбом пола или земли. Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение, обряд очищения. Пятница является днем коллективной молитвы, которая проводится в мечетях и сопровождается проповедью.

Третье культовое предписание — соблюдение поста (перс. ура-за) в месяц рамазан. В течение этого месяца правоверный мусульманин не имеет права с рассвета до наступления темноты ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и т. д. В месяц рамазан каждый день совершается особая молитва после проведенного днем поста.

Четвертое культовое предписание — закят — обязательная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а размеры обложения разработаны в шариате. Первоначально закят был добровольной милостыней во имя Аллаха, затем превратился в обязанность для очищения грехов. Кроме обязательного налога существует добровольное пожертвование — садака —1/40 часть годового дохода.

Пятым культовым предписанием является хадж паломничество в Мекку. Хадж состоит в посещении в Мекке главного храма Каабы, поклонении главной святыне ислама — гробнице Мухаммеда в Медине, а также других священных мест Хиджаза. Паломничество должно совершаться в двенадцатый месяц мусульманского календаря. Совершение этого ритуала не является строго обязательным, оно зависит от материальных возможностей и физического состояния человека, но поощряется: совершившие обряд паломничества получают почетное наименование — хаджи.

В качестве сохранившегося пережитка древних культов в исламе, является и поклонение святым местам — мазарам. Мазарами считаются различные древние сооружения, могильные холмы, места захоронения святых, кладбища, деревья, камни и т. д. Обычно эти мазары освящены легендами, мифами, их святость в глазах верующих опирается на многовековые предания, рассказы, привычки, традиции, поражающие воображение. Один из признаков значимости мазара — его древнее происхождение. Примером таких мазаров является Гур-Эмир в Самарканде, место захоронения Тамерлана. Мазаром считается и мавзолей Шахи-Зинда. Верующие ходят поклоняться этим местам, совершают молитвы с просьбой решить какую-то проблему.

Как и в других религиях, значительная роль в культовой системе ислама придается религиозным праздникам. Среди них особое значение имеют ураза-байрам, курбан-байрам, мирадж, мавлют.

Ураза-байрам — это праздник окончания поста. Он приходится на начало следующего за рамазаном месяца, т. е. на первое шавваля — десятого месяца мусульманского лунного календаря и называется праздник фитр. Из названия этого праздника следует, что правоверный мусульманин после окончания поста обязан внести представителю духовенства фитр — то есть подношение в натуральном или денежном виде. Часть этого подношения позднее распределяется между бедными членами общины. Праздник длится три дня и сопровождается хождением в гости, угощениями.

Приготовления к этому празднику, как и сам праздник, обставляются весьма торжественно. В мечети совершается особое богослужение, читаются проповеди, в домах готовятся угощения. Курбан-байрам продолжается три дня. В дни праздника правоверные посещают могилы своих близких, молятся за них, раздают милостыню.

Мирадж — посвящен памяти чудесного ночного путешествия пророка Мухаммеда на быстром как молния коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесении на небо к престолу Аллаха, который соблаговолил принять его, и удостоил беседы, во время которой Мухаммед изрек 99 тысяч слов. Однако, по преданию, все это произошло так мгновенно, что возвратясь к своему ложу, пророк Мухаммед застал его еще теплым, а из случайно опрокинутого сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды. Этот праздник празднуется 27 числа месяца раджаб.

Мавлюд — день рождения Мухаммеда. Этот праздник отмечается 12 числа раби-аль-авваля. Он сопровождается чтением молитв и проповедей в мечетях и домах верующих, угощениями и подношениями духовенству.

Пятница — день отдыха мусульман, имеет такое же для них значение, как воскресенье для христиан и суббота для иудеев. В пятницу проводятся большие торжественные полуденные богослужения, люди надевают праздничные одежды и т. д.

Кроме этих основных праздников у каждого народа в каждом регионе традиционного распространения ислама существуют свои специфические обряды и ритуалы, переходящие из поколения в поколение.
Религиозным центром, местом проведения культовых мероприятий в исламе является мечеть. В мечети проводятся богослужения, читаются проповеди, совершаются различные обряды. Но в исламе мечеть — это не только религиозный, но и социокультурный центр. Здесь решаются текущие дела, проводится сбор милостыни и пожертвований. Важная функция мечети — организация обучения детей. При мечетях создаются школы — мектебе, в которых преподает мусульманское духовенство. При наиболее крупных мечетях существовали и существуют духовные школы — медресе, где готовят будущих священнослужителей, специалистов по исламу, богословов и законоведов. Ислам не имеет единой централизованной религиозной организации типа церкви. На базе ислама формируется единая общность—умма. Первичной же организационной единицей в исламе выступает религиозная община.

Возглавляет религиозную общину имам (впереди стоящий) и мулла. В главных региональных культовых зданиях — соборных мечетях имеется разветвленный штат служителей культа во главе с муфтием. Муллы избираются мусульманами из своей среды. Это может быть специально подготовленный человек, окончивший духовное училище, а может быть просто обученный человек, приобретший навыки совершения богослужения и других обрядов. Муфтий как высшее должностное лицо, избирается на съездах представителей духовенства и верующих. В странах, где ислам является государственной религией, муфтий назначается правительством.

Важнейшей частью религиозно-культовой системы ислама является шариат.

Шариат (араб. шариа — надлежащий путь) — свод норм морали, права, культурных предписаний, регулирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина. Шариат базируется на Коране и Сунне — святом предании ислама. Сунна — сборник хадисов, то есть изречений и деяний Мухаммеда. Шариат формировался в течение двух веков. В начале его формирования все действия мусульман разделялись на два вида: запретное и одобренное. К моменту окончания формирования шариата действия были разделены на пять категорий: 1) действия, выполнение которых считалось строго обязательным; 2) желательные действия; 3) добровольные действия; 4) нежелательные; 5) строго запрещенные виды действий.

Вероучение Ислама

Появление религии Ислама относят к началу седьмого века в Западной Аравии в период формирования раннего классового строя.

Вероучение Ислама основано на Коране - Священном Писании, и на Сунне - Священном Предании. Откровения Корана Всевышний посылал Пророку Мухаммаду ﷺ в течение двадцати трех лет постепенно. По вере мусульман, Священная Книга – это точное воплощение Слова Аллаха, главный символ веры, в этой Священной Книге написаны только те откровения, что были посланы Всевышним, и ни одного слова, добавленного Пророком Аллаха ﷺ, в Коране нет, поскольку Мухаммад ﷺ выступал лишь в роли посредника. Пророк Мухаммад ﷺ получал откровение от Аллаха, заучивал услышанное наизусть, и после этого пересказывал своим сподвижникам речения Всевышнего. Посвященные, самые близкие к Мухаммаду ﷺ его сподвижники записывали полученные отрывки на различных материалах – на пергаменте, на белых камнях, пальмовых листьях, верблюжьих лопатках или горшечных черепках. Но именно по памяти передавался Коран.

Перед смертью Мухаммад ﷺ сверил с ангелом Джабраилом (архангел Гавриил), насколько точен и истинен заученный им текст, причем сверил дважды.

Полный письменный текст Священной Книги был поручен к составлению сподвижнику Мухаммада ﷺ Зайду ибн Сабиту – такое решение принял халиф Абу Бакр. В результате у Зайда получилась единая книга, в которой смысл посланий не был им изменен ни какими добавлениями или примечаниями. Этот текст был передан Абу Бакром халифу Умару, который затем передал его жене Пророка ﷺ Хафсе, которая приходилась дочерью халифа Умара. Установление единого окончательного текста Корана, совершенное по приказанию халифа Усмана, датируется периодом с 650 по 656 года. Было принято решение, что именно текст, составленный Зайдом, будет считаться основой канонического текста, и этот текст вероучение признает единственно верным.

В доме у верующего мусульманина Священное Писание хранится на самом почетном месте. Являясь символом покорности Аллаху, Священная Книга создает в доме атмосферу молитвы и благопристойности. Во время чтения вслух Корана мусульманам запрещено разговаривать и вести себя шумно. Мусульманки перед тем, как взять в руки Священное Писание, должны взять омовение, как перед совершением молитвы, а во время регул и роженицам брать в руки Коран запрещено. Прежде, чем начать читать, следует очистить свое сердце осознанными размышлениями о Всевышнем, попросить у него защиты от дъявола. Для чтения можно принять особую позу, сесть на пол и положить Коран на особую подставку, но ни в коем случае не на пол. Тилява – так называется чтение Священного Писания с прилежанием и умом, с душой и сердцем. Таджвид – так называется правильное произношение, которому учатся в медресе, мусульманских религиозных школах.

Основы вероучения Ислама

В начале каждой, кроме девятой, суре произносится восхваление Аллаха. Коран говорит о том, что все существующее сотворено Богом, который всемогущ, всеведущ и вездесущ. Бог – абсолютный владыка мира, управляющий людьми и природой, и покорность перед Богом является благочестием.

Коран рассказывает об ангелах как о существах, которые выполняют волю Всевышнего, в том числе и ангелы смерти, стражи Рая и Ада. По вероучению Ислама, человеку дается два ангела при жизни, которые, знают обо всех его делах, греховных и добрых, которые определяют судьбу человека в дальнейшей загробной жизни, попадание в Рай или Ад.

Тем из мусульман, кто неукоснительно выполняет все требования и предписания религии Ислама, в Раю уготованы вечное блаженство, а тем, кто, будучи неверным, уклонялся при жизни от основ вероучения, получат наказание и попадут в Ад, и если в Раю мусульмане будут пребывать в чудесном месте, где в изобилии будет еда, чистая прохладная вода, где текут молочные, медовые и винные реки, где им уготованы различные наслаждения, то в Аду в наказание неверные будут испытывать бесконечные муки и пытки.

Один из важнейших принципов исламской веры – это вера в Божественное предопределение: все, что происходит в мире, в жизни общества и жизни каждого человека, происходит по воле Божьей и Божьему предначертанию.

Душа человека бессмертна, она покидает в момент смерти его тело, а в день Страшного суда мертвые воскреснут.

5 столпов Ислама

У правоверного мусульманина, согласно вероучению Ислама, существует пять обязанностей. Ислам требует, чтобы эти пять обязанностей исполнялись верующим неукоснительно, поскольку они являются столпами вероучения. Это:

Первый столп

Второй столп

Руку ‘ – поясной поклон, который делают во время намаза и произносят во время этого хвалу Богу. Суджут – земной поклон, для совершения которого необходимо опуститься на колени, коснувшись коврика ладонями, лбом и носом. Джальса –сидение после двух земных поклонов.

Дуа – личная молитва, с которой можно обращаться к Всевышнему в любое время, выражая благодарность Всевышнему за оказанные благодеяния, уповая на его помощь.

Третий столп

Четвертый столп

Пятый столп

Обучение вероучению Ислама ведется в религиозных мусульманских школах - медресе. Ранее обучение велось непосредственно в медресе, организованных при мечетях, но сегодня медресе являются полноценными самостоятельными учебными заведениями, где помимо вероучения Ислама ведется изучение арабского языка и ряда других предметов, как религиозных, так и общеобразовательных.

Читайте также: