Местное самоуправление в 16 17 веках кратко

Обновлено: 04.07.2024

В целях развития самоуправления проводилась губная (1530-е гг.) и земская (1555-1556 гг.) реформы. Городское население включилось в процесс формирования выборных органов местного самоуправления (губные и земские избы).

Губные избы не являлись полностью самостоятельными органами местного самоуправления. Их контролировал Разбойный приказ, созданный на основе, выделившейся из Боярской думы специальной комиссии.

7. Становление и развитие системы приказов в России XVI - XVII вв.

Прика?зы — органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.

Каждый приказ состоял из двух частей: одни занимались решением дел, другие — письменной частью. Первые назывались судьями, вторые — дьяками и подьячими.

Судей в приказах было по одному, а в более важных — по два и более. Один из судей был главным. Главным судьей обычно назначался кто-нибудь из членов боярской думы, иногда же — стольник или дворянин. Остальные судьи большей частью были думные или простые дьяки. Исключением из общего правила являлся приказ тайных дел, который состоял только из дьяков и подьячих. Это объясняется особым характером этого приказа, являвшегося как бы собственной канцелярией царя.

Судьи, дьяки и подьячие в приказы назначались и увольнялись верховной властью. Для приведения в исполнение разных распоряжений и приказаний в посольском приказе существовали толмачи, во дворце — трубники, в других приказах — дети боярские, недельщики, деньщики, пушкари. Их обязанностью было призывать тяжущихся в суд и отдавать обвиняемых на поруки, содержать их до суда под своим наблюдением, производить взыскания с должников, приводить в исполнение наказания, доставлять переписку приказов по принадлежности.

Ведомства приказов не были строго разграничены; иногда в приказе сосредоточивалось столько разнородных дел, что он почти не соответствовал своему названию. Судебная часть не была отделена в приказах от административной; можно принять почти за правило, что приказ являлся судебным местом для тех лиц, которых он по роду дел имел в своём управлении. Приказы действовали именем государя и были высшими правительственными и судебными местами; жалобы на их решения приносились государю и рассматривались в царской думе.

Образование Русского централизованного государства и создание сословно-представительной монархии не могли не вызвать реформы местного управления.

Губные грамоты составлялись от имени Государя Всея Руси, содержали прямое указание на это, утверждались соответствующими подписями и печатями. В первое время губные избы действовали параллельно с наместниками-кормленщиками.

При губной избе состоял дьяк, ведавший делопроизводством. Губная изба первоначально избиралась без указания срока, а впоследствии – на один год. Разбойная изба (позднее – приказ) в Москве имела определенные контрольные функции относительно губных органов, привлекала к ответственности самих губных старост и целовальников за взяточничество и другие злоупотребления.

В 1550 г. началось введение воеводского управления в системе органов местного (уездного) управления, вначале в пограничных и вновь присоединенных городах, а после 1613 г. – во всех. Состояло из городовых воевод, возглавлявших вместе с дьяками приказные или съезжие избы (в больших городах – палаты). Воеводы назначались Разрядным приказом, утверждались Царем и Боярской Думой, подчинялись Приказу, ведавшему городом. Воеводам принадлежала вся административная, военная, а иногда и судебная власть в городе и уезде.

В 1551 г. была издана земская грамота Плёсской волости Владимирского уезда, первая из сохранившихся земских грамот, установивших в России земское управление – систему сословного выборного местного самоуправления, созданную земской реформой Ивана IV. Согласно грамоте 1551 г. решать судебные споры между крестьянами должны были волостной староста и целовальники, избранные всей волостью, что послужило началом земской реформы 1552 г.

Губные и земские органы не были достаточно определенно и четко соединены с приказами, центральным управлением, строились на выборных началах. Губные избы подчинялись Разбойному приказу, но последний осуществлял лишь общее руководство их деятельностью. Деятельность губных изб по другим направлениям контролировалась соответствующими приказами. Так же сложно обстояло дело и с подчиненностью земских органов.

В 1608 – 1609 гг. часть калмыков (ойратов) приняла российское подданство и, при сохранении самоуправления, расселилась в междуречьях Яика (Урала), Волги, Дона.

При Царе Михаиле Федоровиче окончательно изменилась система местного управления: власть в уездах сосредоточилась в руках воевод, назначаемых центром; все должностные лица местного самоуправления (городовые приказчики, губные и земские старосты и пр.), были либо упразднены, либо перешли в подчинение к воеводам. Воеводы назначались Разрядным приказом из числа бояр и дворян, утверждались Царем и Боярской думой. Подчинялся воевода тому приказу, который его послал в соответствующий город или уезд. В больших городах назначались несколько воевод, но один из них считался главным. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье.

В 1643 – 1665 гг. в результате походов русских землепроходцев С. Дежнева, В.Д. Пояркова, Е.П. Хабарова к России была полностью присоединена Сибирь. Было сохранено местное родоплеменное управление у бурятов, юкагиров, чукчей, ительменов, якутов, дауров, дючеров и других и введен ясак (натуральный налог пушниной) в пользу государства. Для общего руководства Сибирью вводилось воеводское управление.

Воеводы являлись властью административной и военной (командовали вооруженными отрядами, расположенными на подведомственной им территории они контролировали сбор податей и выполнение повинностей, ведали судом, полицией.

В помощь воеводе был создан специальный аппарат – приказная (или съезжая) изба, с дьяками и подьячими, приставами, рассыльщиками и другими должностными лицами. При воеводе имелась специальная приказная изба, которую возглавлял дьяк, в ней велись все дела по управлению городом и уездом. В слободы и волости в помощь воеводе назначались приказчики. Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Они производили учет количества земли и доходности земельных участков всех хозяйств. Сборы государственных налогов непосредственно проводили выборные старосты и целовальники, но надзор за ними осуществляли воеводы.

Важной государственной функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воевода составлял на них списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе; по требованиям Разрядного приказа направлял на места службы. Воевода ведал также стрельца­ми и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей. Воеводско-приказное управление действовало значительно эффективнее земского и губного.

[1] Конспект подготовлен с использованием учебников: Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 800 с.; История государства и права России: Академический курс: В 2 т. /А.А. Стешенко, Т.М. Шамба. М.: НОРМА, 2014.; История России. ХХ век. / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др. - М.: ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1998. - 608 с.

Основу самоуправления создали губная (1530-е гг.) и земская (1555-1556 гг.) реформы, в результате которых городское население включилось в процесс формирования выборных органов местного самоуправления (губные и земские избы).

Губные избы не были полностью самостоятельными органами местного самоуправления, контроль за ними осуществлял Разбойный приказ.

Постепенно формируемые губные власти возглавлял губной староста, избиравшийся на традиционной основе единогласия из дворян. Если из-за разногласия выбор не состоялся, то губного старосту назначало правительство. Списки губных старост направлялись в Москву на утверждение. Избрание губного старосты подтверждалось царем. Царь мог назначить или не назначить старосту.

Состоявшие первоначально при губном старосте (голове) старосты, десятские и наиболее авторитетные местные люди (добрые люди) со временем заменились на целовальников в количестве не более 4-х человек. При них состоял губной дьяк, ведавший делопроизводством. Губного старосту и губного дьяка избирали на принципе единогласия, на сходах местных жителей. При разногласии в Москву направляли запрос, и губные власти назначались лично государем.

Примерно со второй половины XVI в. царь начинает передавать губным старостам некоторые полномочия, связанные с земельными отношениями, различными промыслами, рыбной ловлей и т.д.

Земская реформа, задуманная как общегосударственная, была осуществлена в полной мере лишь на черносошных территориях Русского Севера, где земские власти восприняли даже функции губных учреждений. На большей же территории Московского государства земская реформа осталась неосуществленной.

В административном отношении Московское государство делилось на уезды, станы и волости. Система кормлений, на которой было основано местное управление к середине XVI в., полностью изжила себя. В ходе реформ в 30-50-е годы XVI в. прежняя система кормле­ния была заменена органами губного и земского самоуправления.

На территории страны создавались два типа учреждений - земс­кие и губные избы. К деятельности в этих органах привлекались сво­бодные, неопороченные по суду граждане, избираемые населением. Организационно они подчинялись Разбойному приказу.

Функциями губных изб были обнаружение преступлений, допрос и т.д. Позднее они сосредоточивали в своих руках и судебные функции и даже приводили в исполнение судебные приговоры. В их ведении на­ходились уголовные дела, втомчисле поимка преступников, суд, тюрь­мы. Впоследствии в ряде мест, в особенности в центральных уездах, где сильна была поместно-вотчинная система, губные органы сосре­доточили в своих руках все местное управление.

Возможно впоследствии это привело бы к созданию в России суда присяжных, наподобие того, что сформировался в Англии. Но рефор­мы были свернуты, и Россия получила суд присяжных только во вто­рой половине XIX в.

Губные органы могли успешно функционировать только при усло­вии коренной реорганизации системы феодальных иммунитетов. Ре­шением Стоглавого собора 1551 г. была прекращена выдача иммуни-тетных грамот (тарханов).

В XVI в. была проведена земская реформа, в результате которой возникла Земская изба как орган местного самоуправления во главе с земским старостой. Стоглавый собор, рассмотрев вопрос о создании земских органов самоуправления, одобрил предложение царя о повсе­местном введении в стране должностей выборных старост, целоваль­ников, сотских и пятидесятских.

Реализация земской реформы началась на черносошном Севере. Первым шагом в этом направлении было издание Иваном ГУМало-Пи-нежской земской уставной грамоты, предусматривавшей замену суда кормленщиков судом выборных старост. Земские органы в соответствии с грамотой царя ведали вопросами финансов (податей), суда, охраной правопорядка. Их деятельность распространялась только на посадских людей и крестьян. По просьбе черносошных крестьян и посадских лю­дей ряд северных районов переводился на откуп, который выражался в выплате земскими органами определенных денежных сумм централь­ному правительству. Местное население как бы покупало у государства право избавиться от кормленщиков, решать свои местные вопросы са­мостоятельно. Аналогичные грамоты были выданы многим местам Се­верного Поморья. Позднее царь издал указ об отмене кормлений и вве­дении земского самоуправления повсеместно. Были установлены конк­ретные сроки передачи кормлений на откуп.

Земские избы действовали в волостях, иногда и в уезде, в их состав входили излюбленные головы (позднее старосты), земский дьяк и лучшие люди (целовальники или земские судьи), от 2 до 10 человек(в зависимости от размеров волости или уезда). Избирались они на нео­пределенный срок, чаще всего на 1 -2 года.

Земские органы обладали обширной компетенцией. В их руках со­средоточивалось полицейское, финансовое, судебное управление. К ве­дению земских органов относились прежде всего сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассмат­ривали губные органы. Земские старосты и другие должностные лица свои обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел вы­полняли без взимания пошлин с населения. Тем самым отменялся пре­жний порядок, при котором наместники-кормленщики взимали много­численные и обременительные для населения пошлины в свою пользу.

Во второй половине XVI в. в некоторых областях, преимуществен­но пограничных, вводится воеводское правление. Крестьянская вой­на под предводительством Ивана Болотникова и годы иностранной интервенции показали, что на губные и земские органы нельзя полно­стью полагаться. Поэтому в начале XVII в. произошла реорганизация местного управления, во многие уезды и города были назначены вое­воды. Кандидатуры воевод подбирал Разрядный приказ из числа бояр, дворян с последующим их утверждением царем и Боярской думой. В большие города назначалось несколько воевод, один из них считался главным. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье. В слободах и волостях в помощь воеводе назначались при­казчики. Эта система была более эффективной в области управления и выполнения карательных функций.

Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финансово­го контроля. Они производили учет количества земли и доходности зе­мельных участков во всех хозяйствах. Государственные налоги соби­рали выборные старосты и целовальники под надзором воевод.

Важной функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воевода составлял соответствую­щие списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованию Разрядного приказа воевода направлял во­еннослужащих на место службы. Он командовал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.

При воеводе была специальная приказная изба во главе с дьяком. В ней велись все дела по управлению городом и уездом. Общая чис­ленность аппарата местных учреждений страны во второй половине XVII в. стала приближаться к двум тысячам человек. По мере того как воеводы укрепляли свое положение, им все больше подчинялись губ­ные и земские органы, особенно по военным и полицейским вопросам.

Права и обязанности воевод были столь неопределенны, что они сами уточняли их в процессе деятельности, что создавало большие воз­можности для произвола. Не довольствуясь жалованьем, они путем вымогательства изыскивали дополнительные источники доходов. Осо­бенно велик был произвол воевод в Сибири. Контроль центра за дея­тельностью воевод был крайне слабым.

Со временем у воевод сосредоточиваются административная и во­енная власть, а также контрольные функции за местным самоуправле­нием. Контроль перерастает постепенно в подчинение губных властей воеводскому правлению. Правительство некоторое время колебалось, не решаясь, какой из этих форм управления отдать предпочтение. В 1679 г. губное правление было отменено, в 1684 г. восстановлено и существовало еще некоторое время, пока не было окончательно унич­тожено при Петре I.

В XVII в. получают дальнейшее развитие разряды, своеобразные военно-административные округа, возникавшие в пограничных районах. Первым из них еще в XVI в. был создан Тульский разряд. В XVII в. в связи с расширением границ появились Белгородский, Смоленский, Тобольский и другие разряды. Создавались они и в районах, находив­шихся в центре страны (Московский, Владимирский и др.), но они ока­зались недолговечными. Воеводами разрядов назначались бояре, им подчинялись воеводы уездов. Разряды являлись отдаленными предше­ственниками губерний петровского времени. Права и обязанности во­евод разрядов не были определены. Их главная задача состояла в мо­билизации сил для отпора неприятелю.

Читайте также: