Особенности творчества волошина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Он стал легендой еще при жизни. Он пришел в поэзию как живописец, а в живопись – как поэт. Его следы впечатаны не только в почву Крыма, но и в почву русской культуры – поэзию, искусство, живопись и философию. Поэт, соединивший слово и краски, краевед, искусствовед, переводчик Максимилиан Волошин, а для друзей – просто чудак Макс.

Поэзия и живопись. Неразрывная связь искусств

Поэзия художника

Волошин – признанный знаток живописи. В его поэзии мы найдем немало отсылок к известным и малоизвестным картинам. Волошин избегает многословных описаний, используя аллюзии – дает меткое сравнение той или иной детали портрета с известными картинами, техникой работы великих живописцев или популярными изображениями, характеризующими определенную эпоху в истории искусств

Слова и краски

Поэт… и живописец

Волошин Максимилиан Александрович – русский художник-пейзажист, критик, переводчик и поэт. Много путешествовал по Египту, Европе и России. Во время Гражданской войны старался примирить конфликтующие стороны: в своём доме спасал белых от красных и красных от белых. Стихи тех лет были наполнены исключительно трагизмом. Также Волошин известен как художник-акварелист. Произведения Максимилиана Александровича выставлены в феодосийской галерее имени Айвазовского. В статье будет представлена его краткая биография.

Детство

Максимилиан Волошин появился на свет в Киеве в 1877 году. Отец мальчика работал коллежским советником и юристом. После его смерти в 1893 году Максимилиан переехал с матерью в Коктебель (юго-восточный Крым). В 1897 г. будущий поэт окончил в Феодосии гимназию и поступил в Московский университет (юридический факультет). Также молодой человек ездил в Париж, чтобы взять несколько уроков гравюры и рисования у художницы Е. С. Кругликовой. В будущем Волошин очень сожалел о годах, потраченных на обучение в гимназии и университете. Полученные там знания совершенно ему не пригодились.

максимилиан волошин

Годы странствий

волошин максимилиан александрович

Масонство

Дуэль

В ноябре 1909 года Максимилиан Волошин получил вызов на поединок от Николая Гумилёва. Причиной дуэли стала поэтесса Е. И. Дмитриева. Вместе с ней Волошин сочинил очень удачную литературную мистификацию, а именно – личность Черубины де Габриак. Вскоре произошло скандальное разоблачение, и Гумилёв нелестно высказался о Дмитриевой. Волошин нанёс ему личное оскорбление и получил вызов. В итоге оба поэта остались живы. Максимилиан спустил курок два раза, но произошли осечки. Николай же просто выстрелил вверх.

максимилиан волошин стихи

Творчество Максимилиана Волошина

максимилиан волошин биография

Лекция

Живопись

Помимо написания критических статей, герой данного повествования сам занимался живописью. Поначалу это была темпера, а потом Волошин увлёкся акварелью. По памяти он часто рисовал колоритные крымские пейзажи. С годами акварели стали ежедневным хобби художника, став буквально его дневником.

поэт максимилиан волошин

Постройка храма

Летом 1914 года Максимилиан Волошин, картины которого уже активно обсуждались в сообществе художников, увлёкся идеями антропософии. Вместе с единомышленниками из более чем 70 стран (Маргарита Волошина, Ася Тургенева, Андрей Белый и другие), он приехал в Швейцарию в коммуну Дорнах. Там вся компания приступила к постройке Гетеанума – известного храма святого Иоанна, который стал символом братства религий и народов. Волошин больше работал в качестве художника – создавал эскиз занавеса и рубил барельефы.

Отказ от службы

Неопалимая купина

стихотворение максимилиана волошина

Бурная деятельность

В 1920 годы Максимилиан Волошин, стихи которого становились всё более популярными, тесно сотрудничал с новой властью. Он работал в сфере краеведения, охраны памятников, народного просвещения – ездил с инспекциями по Крыму, выступал с лекциями и т. п. Неоднократно устраивал выставки своих акварелей (в том числе в Ленинграде и Москве). Также Максимилиан Александрович получил охранную грамоту на свой дом, вступил в Союз писателей, ему назначили пенсию. Однако после 1919 года стихи автора в России почти не печатались.

Свадьба

В 1927 г. поэт Максимилиан Волошин женился на Марии Заболоцкой. Она разделила с супругом самые трудные его годы (1922-1932). В тот период Заболоцкая была опорой во всех начинаниях героя данной статьи. После смерти Волошина женщина сделала всё для сохранения его творческого наследия.

Пожалуй, этот особняк в Коктебеле стал главным творением Максимилиана Александровича. Поэт построил его на берегу моря в 1903 году. Просторный дом с башней для наблюдения за звёздным небом и художественной мастерской стал вскоре местом паломничества художественно-литературной интеллигенции. Здесь гостили Альтман, Остроумова-Лебедева, Шервинский, Булгаков, Замятин, Ходасевич, Мандельштам, А. Н. Толстой, Гумилёв, Цветаева и многие другие. В летние месяцы число приезжавших доходило до нескольких сотен.

Максимилиан был душой всех проводимых мероприятий – ловля бабочек, собирание камешков, прогулки на Карадаг, живые картины, шарады, турниры поэтов и т. д. Своих гостей он встречал в сандалиях на босу ногу и парусиновом балахоне, с массивной головой Зевса, которая была украшена венком из полыни.

волошин максимилиан александрович стихи

Смерть

Максимилиан Волошин, биография которого была представлена выше, скончался после второго инсульта в Коктебеле в 1932 году. Художника решили похоронить на горе Кучук-Янышар. После смерти героя данной статьи завсегдатаи продолжали приходить в Дом поэта. Их встречала его вдова Мария Степановна и старалась поддерживать прежнюю атмосферу.

Память

Одна часть критиков ставит весьма разнородную по ценности поэзию Волошина намного ниже произведений Ахматовой и Пастернака. Другая же признаёт наличие в них глубокого философского прозрения. По их мнению, стихи Максимилиана Александровича рассказывают читателям о русской истории намного больше, чем произведения других поэтов. Некоторые мысли Волошина относят к пророческим. Глубина идей и цельность миросозерцания героя данной статьи привели к сокрытию его наследия в СССР. С 1928 по 1961 год не опубликовали ни одного стихотворения автора. Если бы Максимилиан Александрович не умер от инсульта в 1932 г., то наверняка стал жертвой Большого Террора.

1. Коктебельский дом поэта.
2. Раннее творчество Волошина.
3. Поздний период творчества.
Его стихи – безупречно точные видения.
И. Г. Эренбург
М. А. Волошин (187711932) родился в Киеве, среди его предков были запорожские казаки и обрусевшие немцы. Он рано лишился отца, а в 1893 году его мать купила землю в Коктебеле, куда Макс уехал после своей московской юности. Это место позже стало для поэта источником вдохновения, его обителью.

Путешествуя по Европе, Волошин узнавал сокровища культуры мира. Но сердцем, культурным центром для писателей

становится его дом в Коктебеле, как назвал это место Г. А. Шенгели, “Киммерийские Афины”. Киммерия – это легендарная страна в Северном Причерноморье, населенная воинственными кочевниками. Так называл Волошин часть Крыма от Карадага и Коктебеля до Керчи.

По признанию поэта, коктебельский пейзаж был для него самым красивым зрелищем, которое он когда-либо видел. Он постоянно воплощал его в своем искусстве акварелью и стихами. Здесь у Волошина появилась традиция путешествовать по горам. Недалеко от дома возвышалась скала, удивительно напоминающая профиль самого поэта.

Волошин обладал очень

колоритной внешностью, для М. И. Цветаевой это был Пан, сошедший с картины М. И. Врубеля: “Пишу и вижу: голова Зевеса на могучих плечах, а на дремучих, невероятного завива кудрях, узенький полынный веночек… белый парусиновый балахон”. В этом гостеприимном доме могло быть до трехсот человек одновременно.
Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.
В прохладных кельях, беленных известкой,
Вздыхает ветр, живет глухой раскат
Волны, взмывающей на берег плоский,
Полынный дух и жесткий треск цикад.
Русский поэт, художник, литературный критик, искусствовед, он принимал у себя многих знаменитых писателей, художников, артистов, ученых, кто-то приезжал к нему в гости, ради общения с другими, кто-то – в укрытие. Этот невообразимый человек умудрялся во время войны прятать красных от белых и белых от красных.

В те дни мой дом-слепой и запустелый –
Хранил права убежища, как храм,
И растворялся только беглецам,
Скрывавшимся от петли и расстрела.
Он считал Советскую власть чуждой, но не эмигрировал, оставшись “в годы лжи, паденья и разрух в уединеньи выплавить свой дух и выстрадать великое познанье”.
Из-под пера Волошина вышел один из первых российских манифестов модернистской эстетики, дальнейшие его статьи утверждали принципы модернизма, он выполнял свою просветительскую миссию через искусство.
Волошин считал, что в каждом человеке “скрыт ангел, на которого наросла дьявольская маска, и надо помочь ее преодолеть, вспомнить самого себя”.
Первое стихотворение “Над могилой В. К. Виноградова” (директора феодосийской гимназии) было напечатано в 1895 году. Увлекшись французской литературой, Волошин стремился познакомить с ней русского читателя. В 1910 году вышел первый поэтический сборник “Стихотворения.

1900ї1910″, где были стихи, написанные под влиянием французских поэтов-современников. В. Я. Брюсов называл Волошина настоящим мастером, учителями его стали Т. Готье, Ж. М. Эредиа, Э. Верхарн. От них в его стихах была чеканность, яркость образов, изобразительность, точность эпитетов – то, что называется чистой лирикой.

Его стихи критики называли слишком античными. Венеция – сказка. Старинные зданья Горят перламутром в отливах тумана.

На всем бесконечная грусть увяданья Осенних тонов Тициана.
Новый сборник стихов, “Anno mundi ardentis, 1915” (“В год пылающего мира 1915”) представлял события Первой мировой войны в образах из Библии, античности. Предчувствие конца света, Всемирный потоп, восход Звезды-полыни, мистичность – вот образы, наполнившие этот сборник.
Томимый снами, я дремал,
Не чуя близкой непогоды;
Но грянул гром, и ветр упал,
И свет померк, и вздулись воды.
И кто-то для моих шагов
Провел невидимые тропы
По стогнам буйных городов
Обьятой пламенем Европы.
Уже в петлях скрипела дверь
И в стены бил прибой с разбега,
И я, как запоздалый зверь,
Вошел последним внутрь ковчега.
Любовь к России удержала его на родине. “Стих остается для меня единственной возможностью выражения мыслей”, – говорил Волошин. Его волнует судьба страны, он – противник ее разбазаривания, призывает сохранить все культурные ценности России.
В 1918 году вышел сборник “Иверни”. Его Волошин построил по мифу о четырех стихиях Земли, которые определяют жизнь человека – земле, воде, огне и воздухе. В его представлении человек – странник, “вначале странник отдается впечатлениям внешнего мира, переходит потом к более глубокому и горькому чувству матери-земли… проходит сквозь испытание стихией воды… познает огонь внутреннего мира и пожары мира внешнего…”.

В 1919 году напечатан поэтический сборник “Демоны глухонемые”, где было мистическое предзнаменование революции, ее сравнение с бесовской одержимостью, Французская революция преподносилась как прообраз катастрофы, были размышления автора о путях России, мысль об особой роли в истории русского народа.
Не тем же ль духом одержима
Ты, Русь глухонемая! Бес,
Украв твой разум и свободу,
Тебя кидает в огонь и воду,
О камни бьет и гонит в лес.
В сборник 1925 года “Неопалимая Купина” вошли стихи о войне, революции, но он не был опубликован, потому что взгляды Волошина расходились с государственной идеологией. Он создает образ поруганной “России распятой”. Скоро, в 1923 года, Волошина начали травить, и в печать не попало ни одной строчки с 1928 по 1961 год.

“Творчество Волошина – плотное, весомое, почти что творчество самой материи, с силами, не нисходящими свыше, а подаваемыми той – мало насквозь прогретой, – сожженной, сухой, как кремень, землей, по которой он так много ходил и под которой ныне лежит” – этими словами М. И. Цветаевой мне хочется подвести итог рассказа об этом удивительном, талантливом, многоплановом человеке.

Щедро одаренный талантами, поэт помимо литературы, занимался живописью, писал изысканные пейзажи, был создателем эскизов занавеса при строительстве храма в Швейцарии.

М.А. Волошин был в числе первых краеведов Крыма. Его работы о связи древней архитектуры с особенностями ландшафта получили широкое признание. В числе его научных изысканий были геология, метрология, астрономия.

Происхождение и ранние годы


Максимилиан с мамой

16 мая 1877 г. у коллежского советника, юриста Александра Максимовича Кириенко-Волошина и Елены Оттобальдовны Глазер родился сын Максимилиан. Родиной будущего поэта был Киев. В роду отца были запорожские казаки, предки матери – обрусевшие немцы.

Дом в Коктебеле, построенный по проекту Волошина

Через некоторое время Волошины переехали в Таганрог. Глава семьи умер, когда мальчику было 4 года. Мать ради заработка перебралась в Москву, поступила на службу, и без какой-либо поддержки сама содержала и воспитывала сына.

Образование

В 1887 г. Максимилиан поступил в частную гимназию Поливанова, а в 1888 – перевелся в Московскую казенную гимназию. В столице Волошины прожили до 1893 года. Затем тяжелое материальное положение заставило их оставить столицу, и купить недорогое жилье в Крыму. Продолжал гимназическое обучение Макс уже в Феодосии.

В 1897 г. Елена Оттобальдовна настояла на поступлении сына на юридический факультет Московского университета. Однако на втором году обучения Волошина отчислили за активное участие во Всероссийской студенческой забастовке. Он был выслан из Москвы, и определен под надзор феодосийской полиции сроком на один год.


Творчество



Максимилиан с Еленой Оттобальдовной

На двадцатые годы приходится расцвет литературного творчества Волошина. Стихи его в этот период пользовались огромной популярностью, хотя практически не издавались в России. Он тесно взаимодействовал с новыми властями, принимая участие в организации охраны памятников, читал лекции, вступил в Союз писателей, организовывал выставки собственных пейзажей.

Едва ли не лучшим творением поэта является построенный им в Коктебеле дом. Сюда съезжались знаменитые поэты Серебряного века, устраивались литературные вечера, проводились разные турниры. В этом доме Волошин окончательно поселился после женитьбы, и прожил в нем до конца жизни, запечатлевая на холсте изумительные крымские пейзажи.

Фрагмент стихотворения

Неопалимая купина М. Волошин

Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье?

Была ли ты? есть? или нет?

Омут… стремнина… головокруженье…

Бездна… безумие… бред…

Всё неразумно, необычайно:

Взмахи побед и разрух…

Мысль замирает пред вещею тайной

И ужасается дух.

Каждый, коснувшийся дерзкой рукою, —

Молнией поражен:

Карл под Полтавой, ужален Москвою

Падает Наполеон.

Главные произведения

М. Волошин в свое время прошел пешком по всей России. Естественно, что впечатления об этих путешествиях поэт излагал на бумаге. Так появлялись стихотворения, посвященные тем местам, где ему довелось побывать. Многое в его творчестве посвящено зарубежным поездкам в Западную Европу, Египет, Грецию.


Похороны Максимилиана Волошина

В произведениях о войне поэт призывал к человеколюбию, осознанно не принимая какую-либо сторону. Он просто защищал всех людей, враждующих между собой, от власти и от политики.


Последние годы

В любимом Коктебеле М. Волошин провел безвыездно последние 10 лет жизни. Его постоянно навещали советские литераторы, приезжающие в Крым на отдых. Летом 1932 года у поэта случился инсульт, после которого речь его стала невнятной, а движения почти

М. Волошин умер 11 августа 1932 года. По завещанию его похоронили на горе Кучук-Янышар недалеко от Коктебеля. Дом был завещан Союзу писателей.

Хронологическая таблица (по датам)

Интересные факты

  • М. Волошин так и не окончил Московский университет;
  • в Париже присоединился к масонам;
  • официально отказался от участия в Первой Мировой войне;
  • в 1909 году стрелялся на дуэли с Н. Гумилевым;
  • в годы Гражданской войны в его доме укрывались как красные, так и белые;
  • его руки обладали исцеляющей силой. Мог снять боль прикосновением.

Память о поэте

В Москве функционирует библиотека имени М. А. Волошина.

Дом-музей М. Волошина в Коктебеле.

В Киеве, на доме, в котором родился М. Волошин, установлена мемориальная доска.

Читайте также: