Особенности творчества леонардо да винчи кратко

Обновлено: 04.07.2024

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci; родился 15 апреля 1452 — умер 2 мая 1519 гг.) — величайший итальянский художник эпохи Высокого Возрождения, непревзойденный мастер изобразительного искусства. Деятельность Леонардо да Винчи не ограничивалась рамками живописи и архитектуры. Он внес огромный вклад в развитие мировой науки и культуры, был гениальным изобретателем, дальновидным ученым и неординарным мыслителем.

Леонардо да Винчи оставил потомкам обширное творческое наследие. Помимо картин и рисунков большой интерес для исследователей представляют рукописные дневники великого гения. Они потрясают читателя глубокими познаниями мыслителя в различных областях знаний:

  • анатомии и геометрии;
  • инженерном деле и философии;
  • музыкальных тонкостях и биологии;
  • гидравлике и геологии; и физике; и кулинарном деле.

Биография Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи появился на свет 15 апреля 1452 года на окраине городка Винчи, около Флоренции. Он был рожденным вне брака сыном нотариуса Пьеро Винчи и простой крестьянской женщины Катерины. Первые 3 года жизни ребенок прожил с мамой, а затем отец забрал малыша к себе и занялся воспитанием первенца самостоятельно.

Попытки отца привлечь сына к нотариальному ремеслу не увенчались успехом. Леонардо абсолютно не интересовали тонкости юриспруденции, напротив, у мальчика рано проявились способности к искусству.

В 1466 году 14-летний подросток становится подмастерьем известного флорентийского художника Андреа дель Вероккьо (Andrea del Verrocchio). Леонардо жадно впитывал знания не только по основной специальности, но и добросовестно изучал естественные науки. 7 лет обучения не прошли даром, уже в 1473 году молодому живописцу присвоили квалификацию мастера искусств.

В отличие от большинства других живописцев Леонардо да Винчи увлекался не только искусством, но и точными науками. Его талант механика и пиротехника был замечен правителем Милана герцогом Лодовико Моро (Lodovico il Moro), и молодой человек получил приглашение занять должность военного инженера.

Миланский период творчества да Винчи продлился 17 лет и был ознаменован созданием нескольких известных шедевров:

Мастер также добросовестно выполнял обязанности устроителя придворных праздников и увлеченно трудился над идеей планировки идеального города будущего.

В 1506 да Винчи вернулся в Милан, который тогда находился под контролем короля Франции Людовика XII и поступил на службу к монарху. В 1512 году он переехал в Рим по приглашению Папы Льва X, а в 1516 году удалился во Францию, в город Амбуаз, где жил в роскошном замке французского самодержца.

За несколько лет до кончины престарелый гений пережил инсульт и не мог двигаться самостоятельно. 2 мая 1519 года истощенный болезнями Леонардо да Винчи умер в кругу близких последователей, его могила и сейчас находится внутри замкового комплекса Амбуаз.

Самые известные картины Леонардо да Винчи

Наиболее известные картины Леонардо да Винчи представляют огромную ценность для мирового культурного наследия. Среди них особенно выделяются:

Леонардо да Винчи по праву принадлежит к величайшим гениям человечества. Он создал удивительные по красоте шедевры изобразительного искусства и оставил потомкам множество интересных загадок в различных отраслях знаний.

Портал Very Important Lot предоставляет возможность ценителям прекрасного принять участие в аукционах и приобрести шедевры антиквариата. Посетители сайта также могут недорого купить картины, скульптуры, иконы, ювелирные украшения и многое другое напрямую у современных художников.

Постичь всю глубину любой гениальной работы до конца не представляется возможным. Для этого надо быть самому гением. Но вот попытаться проанализировать то, что лежит на поверхности, возможно. Хотя бы самую верхушку айсберга. Почему нет?

У картин великого итальянца Леонардо да Винчи есть свои особенности, которые присущи только им. Это как почерк мастера, по которому он узнаваем:

Характерная поза - вполоборота

Практически ни в одной работе да Винчи человек не изображался в профиль или анфас. Фигуры всегда обращены к зрителю вполоборота. Делалось это намеренно: благодаря такой более сложной позе, фигуре изображенного героя придавалось больше динамики, а значит и жизни. Он получался более реалистичным.

Незаконченность картин

Это еще одна особенность творчества да Винчи . Почти все его работы остались незаконченными. Это еще одна большая интрига от мастера, которая, возможно, не так сложна для объяснения. Будучи необыкновенно увлекающимся и любознательным человеком, которому легко давались революционные открытия, Леонардо не мог долгое время заниматься чем-то одним. Некоторые картины от случая к случаю писались десяток лет, в зависимости от настроя гения и его незанятости другими великими делами. Некоторые заканчивались его учениками.

Второстепенные детали, которые играют немаловажное значение

Леонардо - мастер деталей картин и их тайных смыслов. Правда, в наше время их выискивают гораздо больше и вкладывают в них гораздо более глубокий смысл, чем художник на самом деле мог подразумевать. Но это исключительно мое субъективное мнение.

Тем не менее, некоторые детали картин да Винчи помогают еще шире раскрыть их значение и посыл.

Уникальный талант Леонардо позволял ему создавать не только безупречно точные с точки зрения техники и анатомии образы, но и передавать тончайшие оттенки эмоций.

Леонардо да Винчи. Богоматерь с Младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем. Лондонский картон. 1499-1500

Леонардо да Винчи. Святой Иероним. 1480-1482

Леонардо да Винчи. Голова девушки. Около 1508

ХУДОЖНИК-МЫСЛИТЕЛЬ

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490—1491

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489-1490

В конце концов, настоятель пожаловался Сфорца, тот потребовал от Леонардо объяснений. Леонардо их охотно дал. Он сказал, что никак не может найти лицо, с которого можно писать лик Христа. Та же проблема касалась и Иуды, но её можно считать решённой - голова настоятеля монастыря вполне подойдёт для этого. Герцог весело расхохотался, и инцидент был исчерпан.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО

Леонардо восхищался человеческим телом и, практически занимаясь анатомией, знал его лучше любого художника своего времени.

Леонардо да Винчи. Сердце и сосуды

Леонардо да Винчи. Натуральная анатомия

Леонардо да Винчи. Ребёнок во чреве. 1489

Леонардо да Винчи. Вид черепа 1. 1489

Леонардо да Винчи. Вид черепа 2. 1489

При этом художник тяготел к крайностям, создавая либо прекрасные, либо уродливые образы.

Леонардо да Винчи. Пять гротескных голов. 1490

Леонардо да Винчи. Гротескная голова. 1504-1507

Леонардо да Винчи. Наброски

Один из рисунков Леонардо иллюстрирует мысль римского архитектора Ветрувия о том, что фигуру человека с распростёртыми руками можно с абсолютной точностью вписать как в круг, так и в квадрат.

Леонардо да Винчи. Человек Ветрувия. 1490

ЖИВОПИСЬ НА ДОСКЕ

Леонардо да Винчи. Портрет музыканта. 1490—1492

Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи. ок. 1474—1476

Для своих картин художники брали доски, сделанные из местных пород древесины - в Италии чаще всего это был тополь. Прежде чем наносить краску, художник грунтовал каждую доску смесью мела и специального клея. Как правило, Леонардо писал маслом, хотя в некоторых ранних работах использовал смесь масла и яичной темперы.

БИТВА ПРИ АНГИАРИ

В 1503 году Леонардо попросили написать большую фреску для Палаццо Веккио во Флоренции - на сюжет состоявшейся в 1440 году бытвы при Ангиари, в ходе которой Флоренция нанесла поражение Милану.

Леонардо да Винчи. Битва при Ангиари. Копия работы Рубенса. Ок. 1503-1506

Леонардо да Винчи. Эскиз к Битве при Ангиари. 1503-1506

Леонардо да Винчи. Эскиз к Битве при Ангирари. 1503

НЕУДАЧНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Леонардо писал медленно и потому предпочитал работать маслом. Масляные краски дольше сохнут, позволяя добиться более тонких и разнообразных эффектов, чем темпера, которой преимущественно пользовались раньше. Обычным видом настенной росписи была фреска, при создании которой краска наносится на влажную штукатурку. Высыхая, штукатурка закрепляет нанесённую на неё краску. Но при этом существовало одно неудобство - художнику приходилось работать очень быстро, укладываясь в то время, пока штукатурка не высохла. А Леонардо так работать не умел и не хотел. С этим связаны его попытки разработать новые методы настенной росписи. Все они окончились провалом - фрески оказывались недолговечны.

Леонардо да Винчи. Леда и лебедь. Около 1508

Леонардо да Винчи. Лобзание святых Младенцев. Копия Марко д’Оджоно. Около 1500-1530

Леонардо да Винчи. Мадонна с веретеном. Копия Бакклю. Около 1501

ВОСПЕВШИЙ МАДОННУ

Во времена Леонардо самой популярной темой искусства была Мадонна. Этим образом Леонардо был по-настоящему очарован, снова и снова возвращаясь к нему. Эти возвращения обусловливались тем, что взгляд художника на то, как следует изображать Марию, менялся.

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов. 1480-1481

Леонардо да Винчи. Мадонна с гвоздикой. 1478

ПЕРСТ УКАЗУЮЩИЙ

Леонардо да Винчи. Авторство оспаривается. Бахус. Около 1510—1515

Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель. 1514-1516

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЧЕРТЕЖИ

Изобретательность Леонардо не знала границ, и потому его рисунки часто изображали механизмы, совершенно немыслимые для того времени - например, что-то вроде экскаватора. Художник мечтал построить летательный аппарат, но мечта его была невыполнима за отсутствием достаточно мощных двигателей.

Леонардо да Винчи. Землечерпалка. Прообраз

Леонардо да Винчи. Дизайн летающей машины

Леонардо да Винчи. Будильник

Лишь очень немногие изобретения ему удалось реализовать на практике. В основном к ним относятся проекты устройств для различных праздников, но эти приспособления были настолько недолговечными, что от них, разумеется, не осталось и следа.

НАСЛЕДИЕ ЛЕОНАРДО

Всю глубину и мощь гения Леонардо оценили лишь тогда, когда обнаружились его неизвестные ранее труды. Архив художника содержит массу сугубо научных заметок. Многие из них проиллюстрированы рисунками - это анатомические зарисовки, чертежи боевых машин, лодок, мостов, машин и летательных аппаратов. После смерти Леонардо весь его архив отошёл по завещанию ученику художника, Франческо Мельци, который хранил эти бумаги как святыню. Около 1570 года Мельци умер. Записи Леонардо оказались разрознены, и никто толком не занимался их изучением вплоть до XIX века.

Биография художника

Биография Леонардо да Винчи

Работы художника


Дама с горностаем


Благовещение

К сожалению, нам ничего не известно о предыстории этой картины, на которой изображён архангел Гавриил, принёсший Деве Марии благую весть о том, что она избрана стать матерью Иисуса. Широкая публика об этом полотне ничего не знала до 1867 года, когда его переместили из женского монастыря близ Флоренции в галерею Уффици. Специалисты считают картину одной из ранних работ Леонардо, хотя встречаются и те, кто сомневается в его авторстве.


Мадонна в скалах


Тайная вечеря

Это самая большая и единственная сохранившаяся фреска Леонардо. Она была заказана для трапезной монастыря Санта-Мария- делле-Грацие близ Милана. Сюжет был традиционным для подобных помещений, но Леонардо очень оригинально решил его. Он взял тот драматичный момент, когда Христос сообщает своим апостолам, что один из них предаст Его. Леонардо поставил себе задачей изобразить различие реакций на эти слова и блистательно с этим справился.

Леонардо да Винчи Цецилия Галлерани


Дама с горностаем, Краковский музей

Леонардо да Винчи Мона Лиза


Мона Лиза (Джоконда), Лувр, Париж

Искусство для итальянского художника было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо воплощал собой новый тип художника – ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта.

Леонардо да Винчи картина Мадонна Бенуа


Мадонна Бенуа, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Леонардо да Винчи Мадонна с младенцами Христом и Иоанном Крестителем


Мадонна с младенцами, частная коллекция

Леонардо да Винчи Спаситель мира


Спаситель мира, частное собрание

Леонардо да Винчи Тайная вечеря


Тайная вечеря, 1495-1498, Милан,
Монастырь Санта Мария делле Грацие

Леонардо да Винчи Копия фрески Тайная вечеря


Копия фрески Тайная вечеря,
Музей Леонардо да Винчи, Тонжерло

Не найдя должной оценки своего таланта при дворе Лоренцо Медичи с его культом изысканной утонченности, Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Миланский период творчества Леонардо (1482-1499) оказался самым плодотворным. Здесь во всю мощь раскрылась многогранность его дарования как ученого, изобретателя и художника. Свою деятельность он начал с исполнения скульптурного монумента – конной статуи отца герцога Лодовико Моро Франческо Сфорца.

Леонардо да Винчи Автопортрет


Автопортрет Леонардо да Винчи
(атрибуция Карло Педретти), 1505,
Музей древнего народа Лукании,
Вальо-Базиликата, Италия

Решительный контраст апостолам составляют образы внешне спокойного, но печально-задумчивого Христа, находящегося в центре композиции, и облокотившегося на край стола предателя Иуды, грубый хищный профиль которого погружен в тень. Смятение, подчеркнутое жестом руки, судорожно сжимающей кошелек, и мрачный облик выделяют его среди других апостолов, на чьих освещенных лицах можно прочесть выражение удивления, сострадания, возмущения. Леонардо не отделяет фигуру Иуды от других апостолов, как это делали мастера раннего Возрождения. И все же отталкивающий облик Иуды раскрывает идею предательства острее и глубже. Все двенадцать учеников Христа расположены группами по три человека, по обе стороны от учителя. Некоторые из них в волнении вскакивают со своих мест, обращаясь к Христу. Разнообразные внутренние движения апостолов художник подчиняет строгому порядку.

Композиция фрески поражает единством, цельностью, она строго уравновешена, центрична по построению. Монументализация образов, масштаб росписи способствуют впечатлению глубокой значительности изображения, подчиняющего себе все большое пространство трапезной. Леонардо гениально решает проблему синтеза живописи и архитектуры. Расположив стол параллельно стене, которую украшает фреска, он утверждает ее плоскость. Перспективное сокращение боковых стен, изображенных на фреске, как бы продолжает реальное пространство трапезной.

Фреска сильно разрушена. Эксперименты Леонардо с использованием новых материалов не выдержали испытания временем, позднейшие записи и реставрации почти скрыли подлинник, который был расчищен лишь в 1954 году. Но сохранившиеся гравюры и подготовительные рисунки позволяют восполнить все детали композиции.

leonardo

Реальный формат этого HD Video на YouTube 1280x720px

Пластически проработанная, замкнутая по силуэту, величественная фигура молодой женщины господствует над отдаленным, окутанным голубоватой дымкой пейзажем со скалами и вьющимися среди них водными протоками. Сложный полуфантастический пейзаж тонко гармонирует с характером и интеллектом портретируемой. Кажется, что зыбкая изменчивость самой жизни ощущается в выражении ее лица, оживленного едва уловимой улыбкой, в ее спокойно-уверенном, проницательном взгляде. Лицо и холеные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью, мягкостью. Тончайшая, словно тающая, дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура.

В последние годы жизни Леонардо большую часть времени уделял научным изысканиям. Он умер во Франции, куда приехал по приглашению французского короля Франциска I и где прожил всего два года. Его искусство, научные и теоретические исследования, сама его личность оказали громадное воздействие на развитие мировой культуры. Его рукописи содержат бесчисленные заметки и рисунки, свидетельствующие об универсальности гения Леонардо. Здесь и тщательно прорисованные цветы, и деревья, наброски неведомых орудий, машин и аппаратов. Наряду с аналитически точными изображениями встречаются рисунки, отличающиеся необычайным размахом, эпичностью или тончайшим лиризмом.

Работа Леонардо над конным монументом для герцога Лодовико Сфорца (не сохранилась, известна по рисункам), у которого Леонардо служил в Милане, оказали огромное влияние на последующее развитие мировой скульптуры, поскольку предложенный Леонардо ракурс интересовал многих скульпторов последующего Но наибольшее значение для своего времени и для последующего развития зодчества имели архитектурные наброски Леонардо, связанные с его огромным интересом к проектированию центрических храмов . В них он часто обращается к форме круга и октагона, использует систему четырёх несущих пилонов и идею многокупольности, восходящую к византийской архитектурной традиции. И хотя ни одна из идей Леонардо не была воплощена в жизнь, тем не менее, многие зодчие его времени обращались к его проектам и использовали его предложения в своей практике.




Работа Леонардо над конным монументом для герцога Лодовико Сфорца (не сохранилась, известна по рисункам), у которого Леонардо служил в Милане, оказали огромное влияние на последующее развитие мировой скульптуры, поскольку предложенный Леонардо ракурс интересовал многих скульпторов последующего Но наибольшее значение для своего времени и для последующего развития зодчества имели архитектурные наброски Леонардо, связанные с его огромным интересом к проектированию центрических храмов . В них он часто обращается к форме круга и октагона, использует систему четырёх несущих пилонов и идею многокупольности, восходящую к византийской архитектурной традиции. И хотя ни одна из идей Леонардо не была воплощена в жизнь, тем не менее, многие зодчие его времени обращались к его проектам и использовали его предложения в своей практике.

Читайте также: