Художественные достижения нидерландских и немецких живописцев кратко

Обновлено: 04.07.2024

с обучающимися, в ходе которого

формулирует некоторые задачи урока.

Освоение нового материала

Знакомство учащихся с искусством Северного Возрождения, основными мастерами.

Просмотр презентации, работа с карточками с вопросами

работа с карточками - самостоятельная

Указывает объект, наблюдения, представляет презентацию

Работают с материалом презентации, находят ответы на вопросы. Записывают ответы на вопросы в тетради.

закрепление

нового материала

Беседа по картинам мастеров Северного Возрождения.

Просмотр презентации с работами мастеров С. Возрождения, беседа и анализ картин.

Организует выступле­ние групп, обмен мнениями

Коллективно обсуждают картину, работают в группах, с целью описать произведение.

Подведение итогов

с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

Рефлексия, написание эссе,

о задачах урока.

Дает задание на следующий урок

Пишут эссе, высказывают свои

впечатления от урока, делают предположения

Дает задание к следующему уроку

Ход урока

1. Организационный этап ( 2 минуты)

2. Разминка (5 минут)

Для проведения разминки мы посмотрим ролик сделанный в программе fotoMorph. Для его создания были использованы фрагменты известных вам картин. Давайте попробуем вспомнить, что это за произведения и главное, что их объединяет:

1)Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды

2) Мазаччо.Мадонна с младенцем

3)Сандро Ботичелли. Рождение Венеры

4)Мона Лиза. Леонардо да Винчи

5)Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна

6)Рафаэль Санти. Афинская школа

7)Микеланджело. Страшный суд

Итак, мы смогли идентифицировать все картины, но что же их объединяет?

(Ожидаемый ответ:они все были созданы мастерами Итальянского Возрождения)

Конечно, давайте еще раз назовем наиболее известные имена эпохи Возрождения, работы мастеров?

(Ожидаемый ответ: Микеланджело, Рафаэль, Донателло; Мадонна Бенуа.)

В чем, по вашему мнению, заключается уникальность живописи Итальянского Возрождения?

(Ожидаемый ответ: Непревзойденность техники, неординарность мышления и т.д.)

Действительно, работы итальянских мастеров по сей день продолжают восхищать исследователей и ценителей искусства. Однако нужно сказать, что работы живописцев Северного Возрождения также занимают особое место истории искусства. Их значимость мы установим в ходе урока.

4. Изучение нового материала ( 9 минут)

Сейчас прозвучит материал о Северном Возрождении (презентация подготовленная инициативной группой учащихся заранее) Прослушав его, найдите ответы на следующие вопросы (карточки, приложение 1).

Главная особенность Северного Возрождения?

Актуальные жанры эпохи?

Художники Северного Возрождения?

Первичное закрепление пройденного: на партах - карточки с вопросами, предполагающие устный ответ.

5.Беседа и рассмотрение произведений мастеров Северного Возрождения (15 минут)

Наиболее яркие представители Северного Возрождения – это Ян ван Эйк, Иероним Босх, Албрехт Дюрер. Давайте посмотрим на некоторые их работы и обсудим.

Презентация ( слайд 1)

П.Брейгель ( Старший). Охотники на снегу. 1565 г. – коллективное обсуждение.

Посмотрите внимательно на картину? – Что (кого) вы видите?

– А что еще? Кто видит что-то другое?

– Что происходит на этой картине?

– Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так думать?

– Кто главный герой (и) картины?

– Где это происходит? (Кто, что и где?)

– Когда это происходит? (Где и когда?)

Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?

Каков смысл происходящего?

Как бы вы назвали эту картину?

Слово учителя. Обобщение сказанного учениками.

Серое небо, сумеречный зимний день. Мы видим несколько голых темных деревьев, глубокий снег, покрывающий холмистую местность. Слева у края холста группа людей, по их одежде и ружьям мы понимаем, что это охотники, возвращающиеся домой. В низине мы видим небольшое селение, различаем домики и людей. Люди катаются на коньках на замерзшем пруду,

Презентация ( слайд 2,3. Карточка 1,2)

И.Босх .Несение креста. 1515г. - Работа учащихся ( 1 группа)

Тициан. Несение креста.1565- Работа учащихся ( 2 группа)

Учащиеся делятся на группы и организуют обсуждение. Во главе группы заранее выбранный лидер – фасилитатор направляет обсуждение, задавая вопросы по заданному алгоритму (приложение 2). В конце обсуждения публично обобщает сказанное участниками группы.

Составление технологической карты в ходе коллективного обсуждения ( технологическая карта понадобится для написания эссе)

Как? (образ действия)

Зачем? (установление причинно-следственных связей)

6. Итог урока (10 минут)

1. Творческое задание.

Вывод: Таким образом, мы аргументированно решили проблему, выдвинутую в начале урока: несомненно, Северное Возрождение – это общепризнанное искусство, которое явилось завершающим этапом Высокого Возрождения.

2. Выставление оценок.

7. Домашнее задание. (1 минута)

Тема следующего урока – архитектура эпохи Северного Возрождения. Задание: подобрать материалы по архитектуре европейских стран Северного Возрождения.

Урок в данной форме предполагает развитие внутреннего мира учащихся, способствует эстетическому восприятию действительности, ориентирует на мировые ценности.

Первичное закрепление пройденного материала.

1) Главная особенность Северного Возрождения?

2) Актуальные жанры эпохи?

3) Какие идеи оказали влияние на развитие искусства?

Посмотрите внимательно на картину? – Что (кого) вы видите?

– А что еще? Кто видит что-то другое?

– Что происходит на этой картине?

– Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так думать?

– Кто главный герой (и) картины?

– Где это происходит? (Кто, что и где?)

– Когда это происходит? (Где и когда?)

Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?

Каков смысл происходящего?

Как бы вы назвали эту картину?

Использованная литература:

В-третьих, что касается немецкой живописи, то ее как таковую мы можем сопоставить с нидерландской.

Основное отличие по сравнению с итальянскими художниками состоит здесь в том, что ни немецкие, ни нидерландские художники не хотят или не могут сами по себе достигнуть тех свободных идеальных форм и способов выражения, которым вполне подобает перейти в духовную, просветленную красоту. Зато, с одной стороны, они могут выразить глубину чувства и субъективную замкнутость души, а с другой стороны, связывают эту проникновенность веры с распространенным своеобразием индивидуального характера, который обнаруживает теперь не только внутреннюю сосредоточенность на интересах веры и спасения души, но показывает также, как изображенные лица заняты мирскими делами, как они опутали себя жизненными заботами и как в этой тяжелой работе они достигли мирских добродетелей, верности, постоянства, прямодушия, рыцарской непоколебимости и бюргерской деловитости. При таком чувстве, более погруженном в ограниченное, мы, в противоположность изначально более чистым формам и характерам итальянцев, находим здесь, в особенности у немцев, скорее, выражение форменного упрямства строптивых натур, либо энергично противопоставляющих себя богу в упорстве и грубом своеволии, либо принужденных насиловать себя, чтобы тяжким усилием вырваться из своей ограниченности и грубости и достичь религиозного примирения, так что глубокие раны, которые они должны нанести своей душе, еще проступают в выражении их благочестия.

Далее я хочу обратить внимание на некоторые основные моменты, которые имеют значение для старой нидерландской школы в отличие от верхненемецких и позднейших голландских художников XVII века.

α. Среди старых нидерландских художников уже в начало XV века особенно выделились братья ван Эйк (Губерт и Иоганн); их мастерство снова было оценено лишь в новейшее время. Как известно, они считаются изобретателями или по крайней мере первыми настоящими завершителями масляной живописи. При таком большом прогрессе, ими вызванном, можно было предполагать, что здесь должна была бы обнаружиться постепенность совершенствования, начиная с первых шагов. Но у нас не сохранилось никаких исторических памятников искусства, свидетельствующих о таком постепенном развитии. Начало и завершение стоят перед нами как бы данные сразу. Ибо почти невозможно нарисовать лучше, чем рисовали эти братья. Кроме того, сохранившиеся произведения, в которых типические черты занимают побочное место и оказываются преодоленными, не только доказывают большое мастерство рисунка, позы, группировки, внутренней и внешней характеристики, теплоты, ясности, гармоничности и тонкости колорита, грандиозности и завершенности композиции, но обнаруживают также все богатство живописи в отношении окружающей природы, архитектурных кулис, фона, горизонта, великолепия и многообразия материала, одеяний, различного вида доспехов, украшений и т. п. Все это сделано с такой точностью, с таким глубоким чутьем к живописности, с такой виртуозностью, что даже позднейшие века не дали ничего более законченного, по крайней мере с точки зрения основательности и правдивости.

Все же шедевры итальянской живописи привлекают нас больше, если противопоставить их этим нидерландским художникам; преимущество итальянских художников составляет одухотворенная свобода и красота воображения при полной искренности и религиозном чувстве. Правда, образы нидерландских художников также радуют выражением невинности, наивности и благочестия, более того, по глубине чувства они до известной степени превосходят лучших итальянских художников, но нидерландские мастера не смогли возвыситься до такой же красоты формы и свободы души. Особенно плохо изображается у них фигура младенца Христа, а их остальные формы мужчин и женщин, хотя они в пределах религиозного выражения и обнаруживают одновременно освященную глубокой верой деловитость в житейских интересах, — эти образы, несмотря на свое благочестие, показались бы незначительными и как бы неспособными быть внутри себя свободными, исполненными фантазии и одухотворенности.

β. Вторая сторона, заслуживающая внимания, представляет собой переход от безмятежной, благоговейной набожности к изображению мучеников, вообще к безобразному в действительности. Здесь особенно выделяются верхненемецкие художники, когда они в сценах из истории страстей Христовых подчеркивают грубость воинов, злые насмешки, варварство ненависти к Христу во время его страданий и смерти, с особой энергией выделяя безобразные и уродливые черты, которые в качестве внешних форм соответствуют внутренней отверженности сердца. Спокойное прекрасное впечатление безмятежного проникновенного благочестия отодвигается на задний план, и при взволнованности названных ситуаций дальнейшее развитие идет в сторону отвратительных гримас, дикой жестикуляции и безудержности страстей. При беспорядочно изображенных фигурах и исключительной грубости характеров таким картинам часто недостает внутренней гармонии композиции и колорита, так что, в особенности когда вновь возродился вкус к старинной немецкой живописи, было допущено много ошибок в вопросе о времени возникновения этих произведений, отличающихся в целом менее совершенной техникой. По сравнению с более совершенными картинами эпохи ван Эйков их считали более давними, хотя в основном они относятся к позднему времени. Однако верхненемецкие художники не остановились только на этих изображениях, а разрабатывали также разнообразнейшие религиозные сюжеты; в сценах истории страданий Христа они умели, как, например, Альбрехт Дюрер, успешно избегать крайностей обнаженной грубости, сохраняя и при подобных задачах внутреннее благородство и внешнюю замкнутость и свободу.

γ. Последняя ступень, достигнутая немецким и нидерландским искусством, сводится к полному проникновению в мирскую и повседневную действительность и связанному с этим обособлению живописи на самые разнообразные виды, односторонне развивающиеся как по содержанию, так и по разработке. Уже в итальянской живописи заметен переход от просто величественного благоговения ко все более возрастающему мирскому началу. Однако последнее здесь, как, например, у Рафаэля, отчасти проникнуто религиозностью, отчасти же ограничивается и сдерживается принципом античной красоты, тогда как дальнейшее развитие заключается не столько в том, что намечаются различные пути в изображении всевозможных предметов в зависимости от колорита, сколько в поверхностной расплывчатости или эклектическом подражании формам и манере письма. Между тем немецкое и нидерландское искусство наиболее определенно и отчетливо прошло через (весь круг содержания и видов разработки, начиная с совершенно традиционных церковных образов, отдельных фигур и поясных портретов, переходя к проникновенным, благочестивым, благоговейным изображениям и кончая живыми, более широкими композициями и сценами, в которых, однако, свободная характеристика фигур, большая жизненность, достигаемая введением процессий, слуг, случайных представителей общины, украшений на платьях и сосудах, богатство портретов, архитектурных произведений, окружающей природы, видов церквей, улиц, городов, рек, лесов, очертаний гор еще сдерживается и объединяется религиозным принципом. Теперь этот объединяющий принцип исчезает, и круг предметов, до сих пор находившийся в единстве, распадается; особенности в специфической единичности и случайности их смены и изменения образуют материал для многообразнейших способов живописного восприятия и выполнения.

Чтобы полностью оцепить значение этой последней сферы, мы здесь, как и раньше, еще раз должны учесть те национальные условия, которыми определилось ее начало. В этом отношении мы должны следующим образом оправдать переход от церкви, благочестивых образов и представлений к наслаждению мирской жизнью как таковой, к наслаждению предметами и единичными явлениями природы, добропорядочной домашней жизнью в ее уютном и тесном кругу, а также национальными торжествами, праздниками и процессиями, деревенскими танцами, весельем храмовых праздников или непринужденными проказами. В Голландию проникла Реформация; голландцы сделались протестантами и избавились от испанского церковного и королевского деспотизма. Что касается политических отношений, то здесь мы не находим ни благородного дворянства, изгоняющего своих государей и тиранов или предписывающего им свои законы, ни земледельческого народа, угнетенных крестьян, идущих напролом, подобно швейцарцам. Здесь, за исключением храбрецов в сухопутном войске и отважных моряков, большая часть народа состояла из горожан, занятых ремеслом, зажиточных граждан; довольствуясь своей деятельностью, они не стремились к иному, но, когда пришлось защищать свободу приобретенных прав, частных привилегий их провинций, городов, союзов, они восстали, смело доверяясь богу и полагаясь на свое мужество и разум. Не боясь исключительной славы, связанной с испанским владычеством над половиной мира, они подвергали себя всем опасностям, храбро проливали кровь и своей праведной смелостью и стойкостью победоносно отвоевали себе религиозную и гражданскую самостоятельность.

Если некое своеобразное направление духа можно назвать немецким, то этого названия заслуживает именно эта верная, состоятельная, полная задушевности гражданственность, чувство достоинства которой было лишено высокомерия, а в благочестии она была не просто восторженной и притворной, но конкретно-благочестивой в мирской жизни, в своем богатстве оставалась скромной и довольной, а в жилище и окружающих условиях жизни — простой, нарядной и опрятной. Неизменно заботливая и довольная всеми своими условиями, она, несмотря на свою самостоятельность и развивающуюся свободу, умела в то же время оставаться верной старинным обычаям и сохранять деловитость предков.

Этот смышленый, художественно одаренный народ хотел и в живописи радоваться такому здоровому и вместе с тем законному, приятному образу своей жизни; в своих картинах он еще раз хотел во всевозможных положениях насладиться чистотой своих городов, утвари, своим домашним миром, своим богатством, почтенными нарядами своих жен и детей, блеском своих политических и городских празднеств, отвагой своих моряков, славой своей торговли и кораблей, плавающих во всех морях. Именно это чувство честного радостного существования голландские художники привносят и в отношении природных объектов, и во всех своих произведениях со свободой и верностью замысла, с любовью к незначительному и мимолетному, с открытой свежестью взора и сосредоточенной погруженностью всей души в самые замкнутые и ограниченные явления соединяют высшую свободу художественной композиции, тонкое чувство даже побочных деталей и исключительную тщательность в выполнении. С одной стороны, эта живопись с неподражаемым совершенством развила магию и цветовую игру света, освещения и вообще колорита в сценах из военной и солдатской жизни, на подмостках в трактирах, на свадьбах и других крестьянских пиршествах, в изображениях домашних житейских сцен, в портретах и природных сюжетах, в пейзажах, животных, цветах и т. п., с другой стороны, она достигла необычайной жизненной характерности, исполненной величайшей художественной правды. И если она, отправляясь от незначительного и случайного, доходит до изображения деревенских сцен, до грубого и низменного, то эти сцены кажутся насквозь проникнутыми непринужденным весельем и радостью, так что основной сюжет и содержание составляют это веселье и непринужденность, а не пошлая и дурная обыденщина. Поэтому перед нами не вульгарные чувства и страсти, а мужицкие и близкие природе черты в низших слоях населения, носящие веселый, плутовской, комический характер.

В самой этой беззаботной распущенности как раз и заключается здесь идеальный момент: это воскресный день жизни, все уравнивающий и удаляющий все дурное; люди, которые веселы от всего сердца, не могут быть безусловно дурными и подлыми. В этом отношении не безразлично, является ли зло чем-то мимолетным или выступает как основная черта характера. У нидерландцев комическое упраздняет дурную сторону ситуации, и нам тотчас становится ясно, что характеры могут оказаться также и чем-то иным, отличным от того, как они явились нам в данный момент. Такая бодрость и комизм составляют неоценимое достоинство этих картин. Наоборот, если в теперешних картинах хотят изобразить нечто пикантное в этом роде, то обычно рисуют что-нибудь внутренне дурное или злое без примиряющего комизма. Например, злая женщина ругает своего пьяного мужа в кабачке, и ругает очень злобно; здесь, как я уже говорил ранее, обнаруживается только то, что он гуляка, а она желчная старая баба.

Если мы взглянем на голландских художников такими глазами, то мы уже не будем считать, что живописи следовало бы воздержаться от подобных сюжетов и что она должна была бы изображать только старых богов, мифы и басни или образы мадонн, распятия, мучеников, пап и святых. То, что свойственно всякому произведению искусства, присуще и живописи: наглядное представление о том, что такое человек вообще, человеческий дух и характер, что такое человек, и притом этот человек. Это постижение внутренней человеческой природы и ее внешних жизненных форм и проявлений, эта искренняя радость и художественная свобода, эта свежесть и бодрость воображения, смелая уверенность выполнения составляют ту основную поэтическую черту, которая характеризует большинство голландских мастеров этого круга. В их произведениях можно изучать и постигать человеческую природу и человека. В настоящее же время слишком часто сталкиваешься с портретами и историческими картинами, по которым, несмотря на все сходство с людьми и реальными индивидами, с первого взгляда видно, что художник не знает ни что такое человек, ни каков колорит человека, ни каковы те формы, в которых человек выражает то, что он человек.

Господство протестантизма привело к значительному сокращению заказов на религиозную живопись. И в то же время приводит к взрывному распространению светских по тематике жанров.

Именно в искусстве Голландии значительную мощь и развитие приобрели

подобного которому не знали даже выдающиеся центры искусства в Италии или Франции. Искусство Голландии XVII века стало своеобразным феноменом в художественной ситуации Европы XVII века. Путём, проложенным художниками Голландии, пойдут художники других национальных художественных школ Европы.


В рамках данного урока пойдёт речь о специфике Северного Возрождения, гротескно-карнавальном характере Возрождения в Нидерландах, мистическом характере Возрождения в Германии.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Искусство Возрождения в Нидерландах и Германии"


Специфика Северного Возрождения.

Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах.

Мистический характер Возрождения в Германии.

До конца XV века Ренессанс был явлением только итальянской культуры. Но на рубеже XV-XVI веков культура Возрождения распространилась по странам Западной Европы к северу от итальянских Альп.

Появилось такое явление, как Северное Возрождение – культура Возрождения в странах Северной (по отношению к Италии) Европы: Германии, Нидерландах, Франции, Швейцарии, Англии.

Под Северным Возрождением подразумевают не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в этих государствах.

На это повлияло несколько факторов. Дело в том, что культура Северного Возрождения формировалась в период Реформации и была основана не на идее возрождения античного наследия, а на идее религиозного обновления.

Весьма важной особенностью было и то, что в культуре народов северных стран в силу исторических причин не было столь большого количества памятников античности, как в Италии.

Поэтому художественная культура Северного Возрождения сохранила много черт средневекового мировоззрения, религиозного чувства и символики.


В отличие от итальянского Ренессанса, где идеалом была сильная героическая личность, идеалом Северного Возрождения стала христианская любовь к ближнему. Но при этом в ветхозаветных и евангельских сюжетах был переосмыслен именно человек как важнейшая часть Вселенной.

Тем не менее суть процессов, которые происходили и в Италии, и в северных странах была общей – расшатывание феодального мировоззрения,

становление буржуазного гуманизма, рост самосознания личности.

Однако уже с первых шагов стала намечаться специфика Северного Возрождения – сочетание средневекового мистического мироощущения с ренессансным мышлением.

Северное Возрождение проявило себя в архитектуре, живописи, литературе, философии и науке.


Однако наиболее выдающие достижения этой эпохи относятся к живописи, которая отличается своими уникальными выразительными чертами:

тяга к готическому наследию, его архаичности, символизму и религиозности;

отражение в сюжетах христианской любви к ближнему и смирения;

детализация, порождающая невероятную реалистичность, и одновременно с этим – нарушение анатомических пропорций и деформацию фигур;

нарушение перспективы; обожествление природы и вселенной.

Природа живая и мёртвая выступала символом связи с Богом, гармонии, конечности и бесконечности жизни. Считалось, что любое проявление природы достойно изображения. Такие представления привели к появлению в художественной культуре Северного Возрождения пейзажа как самостоятельного жанра.

Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, но наиболее самобытный характер Северного Ренессанса проявился в художественной культуре Нидерландов и Германии.


В Нидерландах развитие цехового ремесла обусловило быстрый рост городов и их более значимую роль по сравнению со средневековым монастырём и феодальным замком. Рост городов и уклад городской жизни способствовали формированию нового отношения к конкретной повседневной деятельности.

Обыденные жизненные явления окружались почитанием и ореолом святости. Нидерландские художники буквально обожествляли каждую травинку своего северного пейзажа, копировали мельчайшие детали быта и во всем этом видели что-то прекрасное.

Нидерландское искусство приобрело более демократический характер, чем итальянское. В нём сильны черты фольклора, фантастики, гротеска, острой сатиры, но главная его особенность – глубокое чувство национального своеобразия жизни, народных форм культуры, быта, нравов, типов, а также отображение социальных контрастов в жизни различных слоёв общества.

Освобождение человека от средневековых предрассудков и морали художники показывали сквозь призму карнавальной толпы, в которой каждый обособлен и обожествляет собственную персону.

Великим мастером, показавшим мир в своих картинах-метафорах сквозь гротескно-карнавальную призму, был Питер Брейгель, живший предположительно в 1525–1569 годах.


Из-за крестьянской темы на большинстве его картин Питер Брейгель получил прозвище Мужицкий, а так как он стоял во главе династии Брейгелей-художников, его называют Старшим.

Он разработал собственную узнаваемую схему многофигурной композиции – вид с высокого холма на город или деревню, позволяющий расположить внизу большое количество людей, подчиняя их окружающему пространству.


В основе сюжета картины лежит праздник, проводившийся в Средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим Постом, который заключался в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников Поста.

Основу композиции картины составили многочисленные толпы гуляк, ряженых, монахов и торговок. Все они находятся в движении и заняты своими делами.

Зритель видит площадь средневекового города с церковью, трактиром, домами с островерхими крышами. На переднем плане разыгрывается шутовское представление: важно восседающий на бочке пузатый человек, который олицетворяет масленичный Карнавал, сражается с высокой тощей фигурой в монашеской одежде – Постом.

На голове у Карнавала – закрытая сковорода, из которой торчат ноги жареной курицы. Бочка – его конь, вертел с поросёнком – его оружие.

Тележку Поста везут две монахини. На его голове находится пчелиный улей – знак умеренности и верности церкви. Он сражается лопатой с двумя иссохшими рыбинами. У ног Поста – сухие лепёшки и крендели. Это та скудная пища, которую дозволено есть в это время.


В глубине картины люди водят хоровод и сжигают чучело зимы. Слева от него к таверне движется процессия. У её входа разыгрывается шуточная свадьба, и из окон выглядывают любопытные.

Часть процессии уже повернула и движется параллельно краю холста. Кто-то играет на мандолине, кто-то несёт вафли, кто-то жжёт свечи – непременный атрибут карнавального действа, связанный с обычаем искать Масленицу.

Торжественное шествие сопровождают музыканты.

На первый взгляд кажется, что перед нами – события одного дня, и художник изобразил то, что он увидел, выйдя на площадь в праздничный день. Но на самом деле здесь изображено гораздо больше, чем это кажется на первый взгляд.

Карнавальная битва становится метафорой времени, жизненного круговорота. В нём отражена не только смена времён года, но и ход времени вообще – движение по большому кругу человеческой жизни с её невзгодами, радостями, постами и карнавалами.


Композиция в соответствии с ренессансным видением мира развёрнута по горизонтали и вписана в излюбленный художником ландшафт-панораму с низкой линией горизонта. Перед нами великолепный, далеко простирающийся заснеженный вид: покрытые белым искрящимся снегом горы и холмы, скованные серебристо-голубым льдом водоёмы, зеленовато-серое небо, чёрные стволы и ветви деревьев – вместе с линейной композицией создаёт ощущение стужи и оцепенелости.

В то же время в этом застывшем мире показаны люди, занятые своими делами – охотой, катанием на коньках, приготовлением пищи. Тёплая человеческая жизнь почёркнута рыжими, золотистыми, зеленоватыми оттенками в одежде охотников, шерсти собак, стенах домов.


Мораль картин этого цикла состоит в том, что человек, живущий в гармонии с природой и по её законам, исполнен достоинства и вызывает уважение.

Становление культуры Возрождения в Германии происходило значительно позже, чем в Италии и Нидерландах. Это объясняется особенностями её исторического развития, вся культура которой была под контролем церкви и сохраняла средневековый характер.

Однако благодаря торговым связям с итальянскими городами в Германии становятся известны идеи гуманизма, распространение которых вызвало жёсткую борьбу против феодального строя и католической церкви.

Немецкое Возрождение стало завершением духовного и социального кризиса, который длился полвека и сильно изменил средневековую Германию.

Реформация в сочетании с интересом к человеку и реалистическому видению природы стала главной особенностью Немецкого Ренессанса. В то же время в немецком обществе в конце XV века господствовали настроения о скором конце света и Втором пришествии Христа. Они нашли выражение в идеях и образах мистического спиритуализма.

Фактическим символом Немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер.



В ней происходит явление Четырёх всадников Апокалипсиса, которые на гравюре мчатся мимо зрителя к неведомой цели, уничтожая всё на своём пути:

Завоевание с венцом и луком (в разных трактовках его ещё называют Победителем, либо Чумой); Война – с мечом; Голод – с весами; Смерть, в отличие от других всадников, мчится на неподкованном неосёдланном тощем коне.

В Библии эти всадники являются по очереди, и художники, иллюстрировавшие раньше шестую главу, всегда изображали их порознь. Дюрер же впервые объединил их в одной композиции.

В левом нижнем углу гравюры художник изобразил чудовище с широко распахнутой пастью, которое олицетворяет собой ад, где будут мучиться после смерти все грешники.

В ужас повержены люди разных возрастов и сословий – король, священник, крестьянин, горожанка, которые тщетно пытаются избегнуть этого чудовища.

По силе порыва и мрачной экспрессии эта композиция не имеет равной в немецком искусстве того времени. Резкие жесты, движения, мрачные лица исполнены ярости и гнева. Вся природа объята волнением. Облака, драпировки одежд, гривы лошадей бурно развеваются, трепещут, образуя сложный ритмический узор.


В обеих гравюрах в облике всадников, ангелов, людей Дюрер подметил самые характерные черты своих современников. Специфическое мировосприятие немцев, их глубокая религиозность отразились и в портретной живописи Дюрера.


Диптих – это картина или алтарная композиция, написанная на двух досках.

Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Образы апостолов несут в себе глубокое философское содержание. Дюрер создаёт их в надежде подать совершенный пример человеческих характеров и умов.

В четырёх апостолах художник отразил четыре основных типа темперамента: в образе Иоанна – меланхолика, Павла – холерика, Петра – флегматика, Марка – сангвиника.

Дюрер стремился создать разные типы людей, с их способностью к активному жизненному действию, а выбранная им цветовая гамма уравновешивает проявления каждого темперамента.

Давайте подведём итоги.

Возрождение представляло собой международное явление, охватившее, помимо Италии, также страны севернее итальянских Альп.

Художественная культура Северного Возрождения сохранила много черт средневекового мировоззрения и символики.

Главной особенностью Ренессанса Нидерландов стало отображение социальных контрастов в жизни различных слоёв общества через гротеск и острую сатиру.

Настроения о скором конце света, господствовавшие в немецком обществе в конце XV века, нашли выражение в идеях и образах мистического спиритуализма.

Читайте также: