Особенности творчества казакова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Произведения Казакова и его знаменитых современников — В. И. Баженова, И. Е. Старова и других — выдвинули русскую классическую архитектуру на первые роли в истории мирового зодчества. Их сооружения и проекты свидетельствуют о блестящем творческом развитии приемов и принципов мирового архитектурного наследия, о гармоничном сочетании нового искусства с художественными традициями национального зодчества.

Так, в Петербурге Старов создал воспетый поэтами Таврический дворец, в Москве Баженов разработал проект грандиозного Кремлевского дворца и построил знаменитый дом Пашкова, Казаков в том же городе возвел величественное здание Сената и непревзойденное здание университета, а также множество других прекрасных общественных и частных домов. При этом он не получал заграничного образования, не учился в Академии, а воспитывался в московской среде под воздействием ее культурных и художественных традиций. Зодчий почти не соприкасался с архитектурной жизнью Петербурга, оставаясь в стороне от громадной строительной деятельности быстрорастущей столицы.

Дворец князя С. В. Гагарина на Страстном бульваре. Двенадцатиколонный портик главного фасада

Содержание

Ранние годы[ | ]

Матвей Казаков родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного комиссариата Фёдора Казакова — выходца из крепостных, который заслужил свою свободу служением во флоте. Семья Казаковых жила около Кремля, в районе Боровицкого моста. В 1749-м или начале 1750-го года умер отец Казакова. Мать, Федосья Семёновна, решила отдать сына в архитектурную школу известного зодчего Д. В. Ухтомского[6]; в марте 1751 года Казаков стал учеником в школе Ухтомского и пробыл в ней до 1760 года. После разрушительного пожара в Твери в 1761 году Казакову было поручено восстановить Тверь в качестве младшего архитектора при П. Р. Никитине. Казаков посвятил этому проекту семь лет.

С 1768 г. работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения; в частности, в 1768—1773 гг. он участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 г. — в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле.Интересен следующий эпизод. Когда Баженов по заданию Екатерины II приступил в конце 1760-х годов к реализации проекта реконструкции Кремля, который предусматривал создание на Боровицком холме грандиозного общественного ; для расчистки холма была снесена часть обращённого к Москве-реке участка Кремлёвской стены с шестью башнями. Во время снова Казаков тщательно обмерял и зарисовывал сносимое, а после того, как императрица охладела к баженовскому проекту, он восстановил снесённые стену и башни[7]. В 1775 году Казаков был утверждён в звании архитектора.






Первые опыты

Весной 1763 года страшный пожар уничтожил Тверь. Восстанавливать город поручили ученику Ухтомского Петру Романовичу Никитину. Матвей Казаков – архитектор, включенный Никитиным в свою команду, работал над одним из важнейших объектов – домом для церковного главы Твери. Сама Екатерина II высоко оценила восстановленный по новым планам город, назвав Тверь вторым по красоте (после Петербурга) в России.

Архиерейский дом, ставший дворцом, в котором остановилась Екатерина по приезде во вновь отстроенный город, сделал имя зодчего известным, и архитектор Казаков стал получать частные заказы от богатейших и знатнейших людей России. Так, для П. Ф. Нащокина им была построена великолепная усадьба Рай-Семёновское на реке Наре, у Серпухова.

Тень Баженова[ | ]

В 1768 году Казаков присоединился к проекту Большого Кремлевского дворца Василия Баженова. Оба архитектора были одного возраста — 30 лет — но имели очень разные образования. Баженов получил формальное европейское образование, в то время как Казаков изучал свою профессию по ремонту кремлевских реликвий и никогда не путешествовал далеко от Москвы.

Казаков вышел из тени Баженова, получив свое первое личное царское поручение на проектирование временного Пречистенского дворца для Екатерины II. Эта работа принесла ему статус придворного архитектора (1775) и постоянный поток частных заказов. В 1775 году Казаков и Баженов снова работали вместе на временных королевских павильонах для празднования мира с Турцией. Эти готические сооружения побудили Екатерину II дать архитекторам два независимых заказа в готическом стиле — Царицынский дворец (Баженов) и Петровский дворец (Казаков).

Здание Сената в Кремле

Когда в Москве возникла необходимость в крупном государственном здании, естественно, что к его проектированию был привлечен М. Ф.Казаков – архитектор, находившейся в зените славы и в расцвете таланта. И построенное им треугольное в плане здание Сената стало новой вершиной его творчества.

Замысел Казакова не обладал масштабом Большого Дворца Баженова, но не уступал ему качеством проработки, совершенством общего решения и деталей. Купол над залом, где предполагалось проведение заседаний правительства, поражает размерами и техническим исполнением. Придавая всему Сенату торжественность и величавость, видимый с Красной площади, он помогает гармонически вписать классическое государственное здание в ансамбль главной площади и всего центра города.

Основные работы (Москва)[ | ]

Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были многие архитекторы, работавшие в Москве на рубеже XVIII и XIX вв.: И. В. Еготов, А. Н. Бакарев, О. И. Бове, И. Т. Таманский. В 1805 году школа была преобразована в Архитектурное училище.

Наследие Казакова остается в общественных зданиях, загородных дворцах и церквях. Основные работы Казакова, в отличие от Баженова и частных домов его собственного дизайна, почти всегда сосредоточены на фирменных ротондовых залах Казакова.

Петровский дворец, главный зал[ | ]

Наполеон жил в Петровском дворце во время пребывания в Москве и, покидая, сжёг. Дворец был восстановлен в 1830-х годах и снова в 1874 году с небольшими изменениями.

Здание оставалось царской гостиницей до 1918 года; Лермонтов жил в замке в квартире своих друзей. Начиная с 1920 года и до 1990-х во дворце размещалась Военно-воздушная академия имени Жуковского.

Сенат Кремля[ | ]

Проект Сената Кремля был начат в 1776 году Карлом Бланком на большом треугольном участке в северном углу Кремля после проекта Казакова 1775 года. Бланк был понижен в должности в 1779 году, и Казаков взял на себя инициативу. Он рассматривал правящий сенат как храм закона. Треугольная структура сосредоточена в Зале Ротонды, который имеет диаметр 24,6 метра. На его куполе изначально стояла статуя Св. Георгия, затем статуя Справедливости, которая была разрушена французскими войсками в 1812 году. Позже на куполе установили государственный флаг.

Московский университет, 1798[ | ]

Московский университет был построен в три этапа, начиная с 1784 года. Реконструкция Доменико Жилярди после пожара 1812 года изменила внешний вид на тяжелый позднеимперский стиль.

Дворянское собрание (Дом Союзов)[ | ]

Построено как клубный дом между 1784 и 1790 годами. Несмотря на многочисленные внешние изменения (последние в 1903–1908), Колонный зал (Колонный зал, 1784 –1787) внутри очень близко к оригиналу Казакова. Зал назван в честь 28 внутренних коринфских колонн, все дерево с отделкой из белого искусственного мрамора. В нем, пожалуй, лучшая акустика в Москве, и она всегда была главной сценой для классической музыки. В советское время здесь проходили партийные съезды и панихиды по Ленину и Сталину.

Голицынская больница[ | ]

Единственная работа Казакова, которая осталась неизменной на протяжении двух веков. Основанная в 1763 году, это была самая старая государственная больница в Москве. В 1802 году Казаков начал перестраивать главное здание в строгом неоклассическом стиле; боковые постройки были добавлены Жилярди в 1820-х годах. В процессе строительства Казакову было предъявлено обвинение в мошенничестве; он был избавлен от уголовного преследования, но потерял свою лицензию архитектора, что лишало его возможности получать финансирование от государства.

Архитектура русского классицизма

С точки зрения градообразования построенные в это время Казаковым казенные и частные здания имели огромное значение, были в числе высших достижений русского классицизма. В 1782 году Матвей Федорович начал возведение здания Московского университета, которое осуществлялось в три этапа более десяти лет.

Дом Дворянского собрания. Вид с ул. Большой Дмитровки

Градостроительно-архитектурные разработки Казакова

Обозреваемый главным образом с улицы, а не с площади, он был без крупных пластических перепадов. В нем преобладали горизонтальные членения, подчеркнутые сильно вынесенным и обогащенным карнизом, завершавшим второй этаж. Наиболее цельной по характеру архитектуры в то время была Тверская улица в отрезке между Охотным Рядом и Тверским бульваром.

Это была парадная улица города, чуть ли не целиком занятая дворцами знати. В 1773 году во время пожара деревянные дома на ней выгорели, а каменные почти все были повреждены, что предоставило возможность застроить Тверскую в относительно едином архитектурном облике. Двадцать лет Казаков возводил и реконструировал на этом участке почти все наиболее значительные здания и разработал проект планировки и архитектурного оформления Тверской площади.

Здесь проявились отличительные черты творчества Казакова, стремившегося к максимальному усилению регулярности и приданию уравновешенности сторонам улицы. Это особенно явно демонстрировали вынесенные на красную линию здания, ордерность архитектуры, примерно одинаковая этажность и высота зданий. Дом генерал-губернатора (ныне — мэрия Москвы) на Тверской площади Казаков выстроил и дополнил корпусами в 1782 году. Для него уже имелся проект и даже был выложен цокольный этаж.

Это единственный случай, когда зодчий строил здание по чужому плану. Но подъезд с улицы, интерьеры и главная лестница были спланированы им лично. В начале 1790-х годов, одновременно с окончанием строительства здания университета на Моховой улице, архитектор завершил и Университетский благородный пансион на Тверской (дворянский институт с пансионатом), украсив его строгим тосканским портиком.

Дом А. Б. Куракина на ул. Новой Басманной

Последние годы[ | ]

У Казакова было три дочери и три сына, все сыновья обучались архитектуре. Павел и Василий умерли молодыми; Матвей пережил своего отца и умер в 39 лет[9].

Самыми успешными учениками и помощниками Казакова были Иосиф Бове, Иван Еготов (1756–1814), Федор Соколов (1752–1824) и Алексей Бакарев (1762–1817).

Полный список работ (дополняется)[ | ]

Многие памятники казаковской Москвы сильно пострадали во время пожара 1812 года и были восстановлены с отклонениями от первоначального замысла архитектора. Авторство Казакова в отношении многих палладианских построек, особенно построенных по типовым проектам за пределами Москвы, гадательно и крайне спорно (несмотря на содержащиеся в краеведческих изданиях утверждения).

  • Бутырская тюрьма (с 1771 по 1790-е);
  • Пречистенский дворец (1774—1776, не сохранился);
  • Здание Сената в московском Кремле (1776—1787);
  • Церковь Спаса в селе Райсемёновское (достраивал в 1774—1783); Типичное для манеры Казакова общественное здание Первоначальные интерьеры зданий Казакова практически не сохранились. Редчайшее исключение — усадьба Демидовых в Гороховом переулке[10].
  • Здания университета на Моховой (1786—1793, после пожара 1812 г. перестроены Доменико Жилярди);
  • Ново-Екатерининская больница (1774—1776);
  • Петровский подъездной дворец (1776—1780);
  • Генерал-губернаторский дом на Тверской (1782, перестроен в 1930-е);
  • Благородное собрание (1784—1788);
  • Дом архиепископа Платона, впоследствии Малый Николаевский дворец (1775, не сохранился);
  • Церковь Филиппа Митрополита (1777—1788);
  • Большой Царицынский дворец (1786—1796, перестроен в 2000-е).
  • Дом-усадьба Демидова в Гороховском переулке (1789—1791)[11];
  • Храм Вознесения на Гороховом поле (1790—1793);
  • Церковь Космы и Дамиана на Маросейке (1791—1803);
  • Дом-усадьба Губина на Петровке (1790-е);
  • Голицынская больница (1796—1801);
  • Павловская больница (1802—1807)
  • Петровское-Алабино, дом-усадьба Мещерских (1776);
  • Дом Козицких на Тверской (1780—1788, полностью перестроен в 1870-е);
  • Тихвинская церковь, дом архиерея, башни Старо-Голутвина монастыря (1780-е);
  • Мавзолей в Николо-Погорелом (Смоленская обл., 1784—1802).[12];
  • Покровская церковь в Рогожской слободе (1790—1792);
  • Дом Мусина-Пушкина на Разгуляе;
  • Дом-усадьба Барышникова (1797—1802);
  • Храм Живоначальной Троицы в селе Жданово (1811, копия храма Вознесения на Гороховом поле);
  • Путевой дворец (Тверь) (авторство сомнительно)

Примечания[ | ]

Литература[ | ]

Казаков и Баженов

В отличие от Баженова Казаков не покидал Россию, поэтому старался добавить к своему практическому опыту и баженовское понятие архитектуры как высокого искусства, открыть новую красоту в сочетаниях объемов, в планировочных решениях, в изысканности декора. Работы Матвея Федоровича понравились Баженову, и он привлек его к сотрудничеству над грандиозными заказами, полученными от самой императрицы.

КАЗАКО́В МАТВЕ́Й ФЁДОРОВИЧ [9(20).11.1738, Москва – 26.10(7.11).1812, Рязань], российский архитектор, рисовальщик, один из крупнейших мастеров русского классицизма . Принадлежит к создателям московской архитектурной школы последней четв. 18 – нач.19 в. Родился в семье мелкого служащего, до 13 лет получал домашнее образование. Оставшись сиротой, благодаря проявившимся к тому времени художественным способностям, 27.3(7.4).1751 был зачислен в архитектурную школу князя Д. В. Ухтомского . Это была первая в Москве профессиональная школа зодчих, где, кроме общих предметов и практических занятий, много времени уделялось изучению трактатов Витрувия , Дж. да Виньолы , Ж. Ф. Блонделя . На излёте барокко Ухтомский давал новому поколению архитекторов полноценное классицистическое образование, благодаря чему Казаков, никогда не бывавший в Европе и не учившийся в Санкт-Петербурге, органично воспринял новый стиль. Уже в процессе девятилетнего обучения Казаков проявил незаурядные способности графика, ему поручалось исполнение чистовых чертежей и преподавание рисования в младших классах.

Матвей Казаков – известный русский архитектор. Один из крупнейших представителей отечественной псевдоготики во время правления Екатерины Второй перестроил центр Москвы в палладианском стиле, стал разработчиком проектов типовой застройки.

Содержание статьи

Матвей Казаков: биография, творчество, карьера, личная жизнь

  • Матвей Казаков: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Андрей Казаков: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Матвей Матвеев: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Благодаря вкладу Матвея Федоровича Казакова Москва преобразилась в город в великолепной архитектурой. Легендарный архитектор стал одним из родоначальников отечественного классицизма. Более сотни зданий было возведено зодчим.

Начало творчества

Биография будущего архитектора началась в 1727 году. Ребенок родился в московской семье копииста в ноябре. Архитектурой он заинтересовался с раннего возраста. Матвей мог часами просиживать на строительных лесах, чтобы зарисовывать впечатлившие его здания. Когда скончался глава семьи, мать подала прошение о зачислении ребенка в столичную архитектурную школу.

Решением Сената в 1751 талантливый мальчик был принят на полный пансион. Учился Казаков у князя Ухтомского. Основы науки зодчества ученикам преподавались по трактатам французских и итальянских архитекторов. Воспитанникам прививалась любовь и к отечественному зодчеству. Именно в годы учебы сформировалась главная особенность творчества Казакова, комбинация древнерусской и классической архитектуры.

Практическое применение знаний Матвей Федорович начал в школе. Он занимался обмером древних построек, реставрацией обветшавших Кремлевских зданий, составлением смет, работой на стройках, возглавляемых его учителями. Сам руководитель школы отметил Казакова.

Признание

Матвей Казаков: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Заместителем новый руководитель назначил Казакова, получившего к тому моменту чин прапорщика архитектурии. Одним из первых заданий нового коллектива стало восстановление практически полностью выгоревшей Твери.

Казаков участвовал в проектировании домов. Им разработан внешний вид и внутреннее убранство торговой конторы Никиты Демидова, возведен Путевой дворец, ставший в городе самым примечательным зданием. После столь заметной работы Казаков оказался в числе первых зодчих империи. Он получал немало заказов.

После Тверского пожара по всей стране начались градостроительные реформы. Плотность застройки, возведение зданий из дерева, извилистость улочек были названы основными причинами воспламенения. Поэтому масштабнейшая реконструкция начиналась с Москвы.

Знаковые работы

В 1768 Матвей Федорович приступил к работе в Экспедиции по строению Кремлевского дворца, занимавшейся выполнением государственных заказов. В содружестве со знаменитым Баженовым Казаковым возводился Большой Кремлевский дворец. В 1775 Матвей Федорович получил звание самостоятельного архитектора, но работать с Баженовым не прекратил. По высочайшему указу Екатерины Второй Казаковым в 1776 разрабатывался проект Петровского путевого дворца.

Матвей Казаков: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Здание предназначалось для отдыха именитых гостей после длительного путешествия в Москву из Петербурга. Формой строение напоминало классические постройки. К главному дому был добавлен парадный двор, пара хозяйственных флигелей.

Во внешней отделке соединялись детали различных стилей. Теремное высокое крыльцо и белокаменные пояски прекрасно уживались с готическими окнами. Такой ансамбль после возведения привлек к Казакову немало выгодных заказов.

Одним из наиболее известных стало здание Сената. Возведенное в стилистике русского классицизма строение идеально вписалось в комплекс уже стоявших. Главным акцентом стал круглый зал. Для него была спроектирована в виде гигантского купола, поддерживаемого колоннами, крыша. Украшали помещение барельефные портреты и сцены. Современниками строение было названо русским пантеоном и получило высочайшие оценки.

Московский университет стал новым творением зодчего. Началось возведение в 1782. Продолжались работы более десяти лет. От сложного декора архитектор, стремящийся к величественной простоте, отказался. Здание напоминало крупную усадьбу в стилистике классицизма. Оно великолепно вписалось в существующий ансамбль. В одно время со строительством начались работы по перестройке дома Михаила Долгорукого для столичного благородного собрания.

Матвей Казаков: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Завершение трудов

С 1886 Казаков занял пост в Москве главного архитектора. Он возглавлял Кремлевскую экспедицию. Все отныне обустраивалось по проектам Матвея Федоровича. Казаков мастерски вписывал авторские ансамбли в годами стоявшие кварталы.

Классические здания с колоннами упорядочили неразбериху столичных улочек и придали облику древнего города благородство. Архитектор приступил к возведению доходных домов и комфортных и довольно небольших особняков для проживания. Им был переработана прежняя усадебная планировочная система.

Дома отныне располагались по четко определенной линии. Классический стиль придал имениям компактную пропорциональность. Декорировались поместья пилястрами, карнизами. Убранство внутри дополняла настенная роспись.

Матвей Казаков: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Устроилась и личная жизнь зодчего. Со своей избранницей Варварой Алексеевной они стали мужем и женой. В семье появилось шестеро детей: дочери Аграфена, Екатерина, Елизавета, сыновья Василий, Павел, Матвей. Из жизни мастер ушел в конце октября.

пречистенский дворец в москве

Биография архитектора

М. Ф. Казаков родился в 1738 году в Москве. Отец архитектора был крепостным крестьянином, которого по великой случайности направили работать в филиал в Адмиралтействе. Это обстоятельство позволило семье жить в центре Москвы и выбраться из крестьянской неволи.

Отец будущего архитектора погиб, когда мальчику было всего одиннадцать лет. После этого мать решила отдать Матвея в школу архитекторов. Девять лет учебы не прошли для мальчика даром – к двадцати годам он имел хороший и богатый опыт, потому что основное учебное время был занят в ремонте устаревших построек Кремля.

С 1768 года архитектор Казаков стал работать с великим русским мастером – Василием Баженовым. Более семи лет они совместно работали над проектом Кремлевского дворца. В результате недопонимания проект провалился, но бесценный опыт сохранился на долгие годы.

Первой самостоятельной работой было возведение Пречистенского дворца. После одобрения проекта императрицей на архитектора Казакова посыпался ворох предложений. Зодчему было присвоено звание городского архитектора, и он начал работать над Путевым дворцом в Петербурге. Параллельно Матвей Федорович занялся проектированием здания Сената. Именно здание Сената в Московском кремле стало первым памятников классицизма.

Любимой формой построек архитектора становится ротонда – цилиндрическое здание, увенчанное куполом. Характерным приемом мастера является яркий контраст в строгом фасаде здания и пышном богатом убранстве залов внутри.

Затем архитектор Казаков занимается проектированием Пречистенского дворца, который после нашествия войск Наполеона горел и был перестроен. В конце 18 века архитектор Казаков возводит здание Голицынской больницы в Москве.

Главным проектом Матвея является участие в 1782 году в строительстве первого корпуса Московского университета, который строился более тридцати лет и многократно перестраивался. В каждом районе столицы России найдется хотя бы одна усадьба, построенная под руководством Казакова.

В связи с событиями, происходящими в стране в начале 19-го в., родственники увезли его из Москвы. Весть о пожаре нанесла сильный удар архитектору. Мысль о том, что созданные им шедевры навсегда разрушены, очень разочаровала его. В октябре 1812 года великий архитектор России скончался в Рязани.









Завершение трудов

С 1886 Казаков занял пост в Москве главного архитектора. Он возглавлял Кремлевскую экспедицию. Все отныне обустраивалось по проектам Матвея Федоровича. Казаков мастерски вписывал авторские ансамбли в годами стоявшие кварталы.

Классические здания с колоннами упорядочили неразбериху столичных улочек и придали облику древнего города благородство. Архитектор приступил к возведению доходных домов и комфортных и довольно небольших особняков для проживания. Им был переработана прежняя усадебная планировочная система.

Дома отныне располагались по четко определенной линии. Классический стиль придал имениям компактную пропорциональность. Декорировались поместья пилястрами, карнизами. Убранство внутри дополняла настенная роспись.

Матвей Казаков: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Устроилась и личная жизнь зодчего. Со своей избранницей Варварой Алексеевной они стали мужем и женой. В семье появилось шестеро детей: дочери Аграфена, Екатерина, Елизавета, сыновья Василий, Павел, Матвей. Из жизни мастер ушел в конце октября.

Сенатский дворец

Строительство здания Сената в московском Кремле началось по указу императрицы Екатерины в 1776 году.

Дворец представляет собой треугольник с небольшим двором внутри, который разделен на три части. По периметру внутреннего двора построены коридоры, соединяющие все части помещения между собой. Углы здания срезаны и украшены аккуратными балкончиками. Дворец состоит из трех этажей, стоящих на высоком широком цоколе. Первый этаж облицован рустовым камнем, второй и третий разделяются пилястрями. Арка, открывающая вход во внутреннюю часть двора, опирается на устойчивые колонны, украшенные четырехколесным мраморным портиком.

здание сената в московском кремле

В вершине равнобедренного треугольника располагается Екатерининский зал с огромным куполом. Его диаметр 24 м. Существует легенда, которая утверждает, что для доказательства прочности такого широкого круглого купола архитектору Казакову пришлось подняться на вершину и стоять, приплясывая более тридцати минут. Внутри зал украшен гипсовыми и барельефными портретами великих русских князей и правителей, скульптурными панно на аллегорические сюжеты из жизни императрицы Екатерины. Высота зала до вершины купола составляет около 30 м. Купол был украшен цинковой скульптурой Георгия Победоносца, которая была разрушена наполеоновскими войсками.

Строительство дворца велось до 1787 года. Изначально предполагалось, что в здании будет находиться резиденция Сената – Высшего органа власти Российской империи. Во время правления В. И. Ленина здесь находился его кабинет. В настоящее время дворец является рабочей резиденцией В. В. Путина.

Резиденция Президента России

Поскольку свой рабочий день глава государства начинает и завершает именно в Сенатском дворце, то все занимаемые им помещения условно можно разделить на две категории: представительские и деловые. В деловой сектор вошли: два кабинета (рабочий и предназначенный для деловых встреч Овальный зал), кабинеты помощников, зал, в котором проходят заседания Совета Безопасности, библиотека.

Анфилада представительской части открывается Гербовым или Посольским залом. Тут проходят встречи главы государства с послами других стран. В оформлении на первом месте — герб Российской Федерации. Парадная часть переходит в деловую через Овальный зал. Следующее по значимости помещение — Екатерининский зал для масштабных мероприятий. Тут Президент лично вручает государственные награды.

Строительство Пречистенского дворца

Оно началось в 1774 году по случаю приезда Екатерины II в Москву для празднования победы над Турцией. Государыня не любила селиться в Кремле, считая его непригодным для жизни. Получив осенью известие о том, что Екатерина навестит со всей своей свитой Москву, князь Голицын поднял суматоху. Архитектору Матвею Казакову было поручено преобразить дом для дорогой гостьи.

За основу покоев Екатерины был взят дом Голицыных на углу Волхонки, к нему надумали присоединить дома Лопухиных и князей Долгоруких. Объединить три здания в одно – нелегкая задача. К сожалению, хитроумный план не удался — государыня осталась недовольна постройкой. Холодные тесные помещения, круглосуточный запах из конюшен, длинные коридоры не привели никого в восторг. Екатерина прожила во дворце около пяти месяцев.

В 1860 году здесь расположился музей Голицыных, позднее был открыт Народный музей культуры города Москвы. Пречистенский дворец в настоящее время располагается по адресу Знаменский переулок, дом 1/14.

Начало творчества

Биография будущего архитектора началась в 1727 году. Ребенок родился в московской семье копииста в ноябре. Архитектурой он заинтересовался с раннего возраста. Матвей мог часами просиживать на строительных лесах, чтобы зарисовывать впечатлившие его здания. Когда скончался глава семьи, мать подала прошение о зачислении ребенка в столичную архитектурную школу.

Решением Сената в 1751 талантливый мальчик был принят на полный пансион. Учился Казаков у князя Ухтомского. Основы науки зодчества ученикам преподавались по трактатам французских и итальянских архитекторов. Воспитанникам прививалась любовь и к отечественному зодчеству. Именно в годы учебы сформировалась главная особенность творчества Казакова, комбинация древнерусской и классической архитектуры.

Практическое применение знаний Матвей Федорович начал в школе. Он занимался обмером древних построек, реставрацией обветшавших Кремлевских зданий, составлением смет, работой на стройках, возглавляемых его учителями. Сам руководитель школы отметил Казакова.

Университет на Моховой в Москве

Это старый корпус Московского государственного университета. Был построен по указу императрицы Екатерины II. Проектированием занялся архитектор Казаков в 1782 году; строительство продлилось до 1793 года.

матвей федорович казаков

К сожалению, корпус здания не сохранил первоначальный вид. За почти 250 лет существования здание многократно перестраивалось. В настоящее время в нем также обучаются студенты.

Благородное собрание

Построено по заказу князя Долгорукого в 1787 году в самом центре Москвы.

Двухэтажное здание, украшенное портиком с колоннами, опирающимися на цоколь и соединенные изящной аркой. Главной достопримечательностью проекта является Колонный зал. К сожалению, в 1812 году здание Благородного собрания ждала участь многих зданий столицы – оно тоже горело. Не обошлось без реставраций. Последняя проведена в начале 20-го века: был надстроен третий этаж, однако Большой зал остался нетронутым. В таком виде здание сохранилось до сегодняшнего дня.

работы архитектора казакова

Основное внимание архитектор Казаков уделил внутреннему убранству: большие хрустальные люстры, монументальные колонны вдоль белоснежных стен. Сначала стены и потолок украшали холсты известных художников, но после пожара они не были восстановлены.

Благородное собрание служило не только местом съезда князей и приближенных двора. Здесь также проводились балы, которые привлекали в свое время Пушкина, Лермонтова, Юсупова.

Признание


Заместителем новый руководитель назначил Казакова, получившего к тому моменту чин прапорщика архитектурии. Одним из первых заданий нового коллектива стало восстановление практически полностью выгоревшей Твери.

Казаков участвовал в проектировании домов. Им разработан внешний вид и внутреннее убранство торговой конторы Никиты Демидова, возведен Путевой дворец, ставший в городе самым примечательным зданием. После столь заметной работы Казаков оказался в числе первых зодчих империи. Он получал немало заказов.

После Тверского пожара по всей стране начались градостроительные реформы. Плотность застройки, возведение зданий из дерева, извилистость улочек были названы основными причинами воспламенения. Поэтому масштабнейшая реконструкция начиналась с Москвы.

Храм Вознесения

Построен в начале 17-го века, а в 1793 году реконструирован Матвеем Федоровичем. Является одним из памятников русского раннего классицизма. Объемный круглый зал, опоясанный колоннами, широкий нависающий купол со шпилем – все, что характерно для работ архитектора Казакова.

казаков архитектор биография

В трапезной освящены два придела: Николая Чудотворца и во имя Моисея Боговидца. Последний появился в результате использования материалов разрушенного Моисеевского монастыря (располагался на месте Манежной площади).

После революции храм был закрыт и начал работу только в начале 1990-х годов.

Голицынская больница

Была открыта в начале 19-го века. Построена на средства князя Голицына выдающимся русским архитектором Казаковым Матвеем Федоровичем.

В 19-м веке входила в список лучших больниц Европы. В лечебнице располагалась клиническая база медицинского университета Москвы.

Здание больницы, как и остальные творения архитектора Матвея Казакова, является выдающимся памятником московской архитектуры эпохи классицизма. Портик, организованный из шести крупных колонн, создает своего рода парадный вход в больницу. Широкий купол с возвышающимся бельведером позволяет увидеть здание издалека.

В настоящее время входит в состав Городской больницы Москвы.

Усадьба Барышникова

Была построена Казаковым в 1802 году. В настоящее время располагается на Мясницкой улице.

Хозяин особняка – Иван Барышников — был большим ценителем архитектуры и искусства. В доме находилась большая коллекция картин известных художников. Купец уделял время самообразованию, по его инициативе строились учебные заведения в городах России. Дом чудом уцелел при пожаре, но был разграблен.

творения архитектора матвея казакова

Усадьба построена архитектором Казаковым в форме буквы П, что позволило хозяевам считать свой дом настоящим дворцом. Выдвигающийся вперед портик, который широко использовался в эпоху классицизма, визуально увеличивает площадь внутреннего двора. Колонны, стоящие на высоком цоколе, придают торжественность фасаду здания.

Последние годы[ | ]

У Казакова было три дочери и три сына, все сыновья обучались архитектуре. Павел и Василий умерли молодыми; Матвей пережил своего отца и умер в 39 лет[10].

Самыми успешными учениками и помощниками Казакова были Иосиф Бове, Иван Еготов (1756–1814), Федор Соколов (1752–1824) и Алексей Бакарев (1762–1817).

Читайте также: