Происхождение сибирских татар кратко

Обновлено: 05.07.2024

В составе коренных сибирских татар, по классификации Н.А. Томилова, выделяют три этнотерриториальные группы – тоболо-иртышскую, томскую и барабинскую, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие подразделения. На территории Тюменской области проживают, главным образом, тоболо-иртышские татары, которые включают тюменско-туринскую, тобольскую, ясколбинскую (заболотную) локальные группы.

По антропологическим данным сибирские татары относятся к южносибирскому и среднеазиатскому расовым типам. Как считает антрополог А.Н. Багашев, дерматоглифический материал позволяет отнести сибирских татар к метисной группе монголоидно-европеоидных форм со значительным преобладанием монголоидного компонента.

В этногенезе сибирских татар, начальный этап которого исследователи относят к I-II тыс. н.э., принимали участие угорские, самодийские, тюркские и отчасти монгольские племена и народности, вошедшие в состав разных групп сибирско-татарской этнической общности. Переплетение различных культур в исторической судьбе сибирских татар отразилось в традиционном хозяйстве, верованиях, одежде и антропологическом облике народа. Как считает известный российский этнограф Н.А. Томилов, проникновение тюрков на территорию Западно-Сибирской равнины происходило в основном двумя путями — с востока — из Минусинской котловины и с юга — из Средней Азии и Алтая. Первоначально территорию заселения сибирских татар занимали древние тюрки Тюркских каганатов. На первом этапе этногенеза народа именно древнетюркские племена составили основной этнический компонент. Кыпчакские племена и народности, вышедшие из среды кимаков, появились на территории Западной Сибири в XI-XII веках.

В составе сибирских татар зафиксированы племена и роды хатанов, кара-кыпчаков, нугаев. Позднее в их состав вливались жёлтые уйгуры, бухарцы, телеуты (в тарскую, барабинскую и томскую группы), поволжские татары, мишари, башкиры, казахи. Особую роль на поздних этапах этногенеза сибирских татар сыграли бухарцы – выходцы из Средней Азии.

3734d7347e0e

В начале XV в. на р. Туре создается Тюменское ханство, со столицей в Чимги-Туре. С 1428/29 по 1446 гг. г. Тура (Чимги-Тура) была столицей Шейбанидского (Узбекского) государства во главе с ханом Абулхайром. Тюменское ханство входило в сферу влияния и политических интересов Золотой Орды. Именно сюда после ряда военных поражений в конце XIV в. бежал хан Тохтамыш. В XV в. за эти территории боролись представители местной знати – тайбугиды и потомки Чингис-хана — шейбаниды. При шейбаниде Ибаке заметно расширилась территория ханства. Династия Шейбанидов правила Тюменским ханством до конца XV в. Земли на севере, по соседству с Тюменью (Нижний Тобол и Средний Иртыш) оставались во власти тайбугидов. В борьбе за укрепление и расширение Тюменского ханства Ибак погиб. В 1495 г. власть захватил представитель местной знати бек Мамет, который объединил татарские улусы в государственное образование на Тоболе и Среднем Иртыше. Мамет перенес свою ставку на р. Иртыш в город Сибирь (он же Искер или Кашлык). По названию столицы ханство стали называть Сибирским. В состав этого государственного образования позднее, в 1510-е годы вошло и Тюменское ханство. Сибирское ханство представляло феодальную полиэтничную конфедерацию, состоявшую из ряда татарских улусов и угорских княжеств (Кодского, Пелымского).

Границы государства простирались на запад до Уральских гор, на севере граничили с р. Тавдой, на юге – с ишимскими степями, а на востоке доходили до Барабинской степи. Столицей был город Искер (Сибирь), обозначенный на средневековых западноевропейских картах XV-XVI вв. Во времена Сибирского ханства Искер представлял небольшую крепость с надежными защитными укреплениями. Для своего времени это был один из самых мощно укрепленных городов Сибири.

В настоящее время место расположения древнего городища в значительной мере утрачено. Однако находки, собранные на Искере археологами, дают достаточно полное представление о традиционной культуре татар периода Сибирского ханства. На городище археологами выявлен мощный двухметровый культурный слой. Обнаружены земледельческие орудия: железные сошники от плугов, серпы, кос-горбуши и каменные ручные жернова. О существовании развитого ремесла в Сибирском ханстве – гончарного, ювелирного производства, ткачества, производства железа, свидетельствуют многочисленные находки железных орудий (наконечников стрел и копий, топоров, игл, удил и пр.), литейных форм, тиглей, обломков керамической, медной и чугунной посуды, перстней, бус, блях, напрясел и пр. На Искере были найдены остатки импортных предметов (в том числе китайского фарфора, стеклянных сосудов) и серебряные монеты с арабскими надписями. Сибирское ханство вело активную торговлю с восточными странами и Русским государством. Через Искер проходил древний караванный путь. Вывозились из Сибири меха, кожа, рыба, мамонтовая кость, шерсть и др. Из Средней Азии в Сибирь ввозились хлеб, чай, бумага, сушеные фрукты, украшения, железные изделия, сундуки, посуда, зеркала и т.д.

zaimka-ru_maslyuzhenko-isker1

Завоевание в 1552 г. Казанского ханства и присоединение к Московскому государству башкирских земель вплоть до Урала, серьезно повлияло на политику правителей Сибири. Стремясь заручиться дружественными отношениями с Москвой, правившие в Сибирском ханстве братья Тайбугиды Едигер и Бекбулат, посылают в январе 1555 г. посольство к Ивану IV с предложением договора, условия которого ставили Сибирское ханство в вассальную зависимость от Москвы. Сибирские правители должны были поставлять в Москву дань. Со стороны сибирских правителей эти отношения стали в значительной степени вынужденными, так как в это время Сибирское ханство сильно страдало от постоянных набегов с юга со стороны ногайских, казахских и узбекских правителей. Для противостояния им Едигер и Бекбулат стремились заручиться поддержкой более сильного соседа, встав под его защиту.

В 1563 г. к власти в Сибири пришел хан Кучум. Период его правления можно определить как время расцвета Сибирского ханства. Во второй половине XVI в. территория ханства простиралась от низовьев Оби до казахских степей. Государство состояло из улусов, населенных преимущественно улусными людьми, которыми правила татарская знать.

Во главе Сибирского государства стоял хан. В Тюменском ханстве, и Сибирском юрте власть принадлежала Чингисидам. Последний правитель Сибири хан Кучум (1563-1582) был потомком Чингис-хана в тринадцатом колене. Большинство историков, рассматривая происхождение хана Кучума, опираются на родословную Абуль-гази, совпадающую с другими тюркскими и арабскими хрониками. По версии историка М. Сафаргалиева родословная Кучума выглядит следующим образом: Кучум – Муртаза – Ибак – Кутлубуда – Махмудек – Хаджи-Мухаммед – Али-оглан – Беккунде – Менгу-Тимур – Бадакул – Джучи-Бука – Бахадур – Шайбан – Джучи – Чингис-хан. Сибирским престолом хан Кучум владел более 20 лет. При нем значительно расширилась территория государства, происходит укрепление власти в Сибирском юрте. Видный тюркский историк Абуль-гази оценивает хана Кучума как выдающегося государственного деятеля своей эпохи.

Хану Кучуму принадлежит заслуга распространения ислама среди сибирских народов. Хотя первые шаги в Западной Сибири исламская религия сделала задолго до Кучума (по одной из версий более 600 лет назад, по другой – около 900), но именно при хане Кучуме ислам становится государственной религией Сибирского ханства. При укреплении новой религии Кучум пользовался поддержкой бухарского хана Абдуллы. В 1567 г. из Бухары и Ургенча прибыла в Сибирь первая мусульманская миссия, за ней последовали вторая и третья. Планомерная политика Кучума определила окончательное закрепление позиций ислама на новой территории, в настоящее время сибирские татары исповедуют ислам суннитского толка.

992275_html_5070fa51

Крутой поворот в истории Сибири происходит в конце XVI в. Он был связан с походом Ермака, который начался в сентябре 1581 г. После ряда сражений с воинами Кучума казачья дружина вышла к Иртышу. На правом берегу реки, у Чувашского мыса, на территории современного г. Тобольска, 23 октября 1581 г. состоялась решающая битва, которая проложила путь освоению русскими Сибири.

Помимо ясачников среди сибирских были группы служилых татар, захребетных татар (в первой половине XVIII в. переведенных в разряд ясачных), оброчных чувальщиков, плативших подать с чувала-печи (обычно пришлые татары из Поволжья), а также незначительные по численности категории дворян, купцов, мусульманских духовных лиц и др.

Значительные группы сибирских татар проживали в городах Тюмени, Тобольске, Омске, Таре, Томске и др. В этих городах на протяжении нескольких столетий татары жили в татарских слободах. Здесь же в XIX – начале ХХ вв. оседали и многие волго-уральские татары.

До середины ХХ в. татарское население региона преимущественно проживало в сельских населенных пунктах аулах, юртах. Для них характерны приречные и приозёрные типы поселений. С сооружением дорог появились притрактовые селения. Почти в каждой татарской деревне была мечеть, обычно деревянная, иногда кирпичная (сс. Тоболтуры, Ембаево и др.). В некоторых больших селениях (сс. Тукуз, Ембаево и др.) было по две-три мечети.

420305_600

Основу традиционного хозяйства сибирских татар, населяющих лесостепную и подтаежную зоны, составляли животноводство, земледелие, рыбная ловля, охота и собирательство. Хозяйство сибирских татар было комплексным. Вариации хозяйственного комплекса зависели, прежде всего, от среды обитания, ландшафта, климатических факторов и были традиционными в той или иной местности.

Важную роль в экономике играла торговля, что было исторически обусловлено. По территории бывшего Сибирского ханства проходил древний караванный путь, связывающий Россию и Запад с восточными странами. Тесные торговые и культурные связи между Сибирью и регионами Средней Азией были установлены еще в глубокой древности. С.В. Бахрушин считал, что данный факт определялся тем, что большая торговая дорога из Мавераннахра и Хорезма в Восточную Европу шла вдоль Иртыша. После русской колонизации Сибири сохраняются прежние центры торговли со Средней Азией – Тобольск (Искер), Тюмень (Чимги-Тура), Тара (Ялым) и др. Государственная политика Москвы в этот период была ориентирована на поддержку экономических связей со Средней Азией. Торговые привилегии способствовали появлению значительных бухарских поселений на территории Сибири в конце XVI–XVIII вв. Наиболее крупные бухарские поселения возникли в Тобольске, Таре, Тюмени. Бухарцы оказали сильное влияние на развитие многих видов ремесленного производства у сибирских татар.

Важную роль играло ткачество. Ткали из конопли и льна. Производство пряжи и холста обеспечивало в основном собственные нужды. Зажиточные татары предпочитали одежду из дорогих восточных тканей – парчи, атласа, шелка, а также привозные ювелирные украшения работы казанских и среднеазиатских мастеров.

Среди сибирских татар широко были распространены плетение и вязание кружев, а также вышивка. Кружева вязались крючками из толстых хлопчатобумажных ниток. Вышивке и другим ремеслам учились с детства. Некоторые женщины головные уборы, платья изготавливали на продажу. Наиболее тщательно и богато украшалась свадебная и праздничная одежда. Такие изделия стоили очень дорого.

zhitelyam_kryma_rasskazhut_o_byte_narodov_sibiri

Главными религиозными праздниками татар Сибири, как и всех верующих мусульман, являются Ураза байрам (рамазан) и Курбан байрам. Все основные обряды жизненного цикла татарского населения проводились с участием муллы: обряд имянаречения пала ататыу, баби туй, обрезание суннэт, бракосочетание никах, похороны кумеу, поминальный обряд катым и др.

fil18868

С установлением советской власти в стране организационная перестройка всего народного образования внесла существенные изменения и в просвещение татарского населения. Представители мусульманского духовенства, которые до этого занимались обучением грамоте и имели большой опыт, были отстранены от учительской работы. Для подготовки учителей для татарских школ в 1930 г. в Тюмени было создано татарское педучилище, которое в 1934 г. было переведено в Тобольск. За годы своего существования (до сер. 50-х годов) на базе училища было подготовлено более 1500 учителей. Тобольское татарское педучилище долгие годы было центром пропаганды и распространения татарской национальной культуры в Тюменском регионе.

В связи с расширением сети семилетних и средних татарских школ возникла необходимость в подготовке учителей с высшим образованием. Для этой цели в 1950-1953 гг. при Тюменском пединституте работал факультет по подготовке учителей русского и татарского языков и литературы с двухгодичным сроком обучения, который в 1953 г. был переведен в Тобольский пединститут и функционировал до начала 60-х годов ХХ в. В годы перестройки воссоздаются в вузах Тюмени и Тобольска русско-татарские отделения, кафедры. Но в последние годы они были закрыты.

В некоторых районах Тюменской области (Тобольском, Вагайском) сохраняются территории компактного расселения татарского населения.

Во второй половине ХХ в. произошел значительный отток сельского населения в города, усилившийся в последние десятилетия. Жители сельских населенных пунктов переселяются обычно в близлежащие города. На сегодняшний день сибирские татары из преимущественно сельских жителей превратились в горожан, в основном, первого и второго поколений. Урбанизация в целом сопровождается отрывом от ценностей традиционной культуры, разрывом в культурном плане между поколениями, сказывается в усилении тенденций к утрате родного языка.

Сегодня татары проживают практически во всех городских поселениях Тюменской области, но былая компактность их расселения в городских татарских слободах исчезла. Со второй половины ХХ столетия татары стали составлять значительную часть населения северных городов региона – Нефтеюганска, Надыма, Ханты-Мансийска, Сургута, Салехарда и др. Формирование данной группы населения происходило в связи с активными миграционными процессами, связанными, в первую очередь, с освоением нефтяных и газовых месторождений.

Зайтуна Тычинских, к.и.н., председатель Союза краеведов Тюменской области.

Сибирские татары – это народ в Российской Федерации. На территории Сибири больше всего представителей данного народа проживают в Кемеровской, Новосибирской, Омской, Тюменской и Томской областей. меньше их численность в Казахстане, Средней Азии и Турции. Говоря о этнических группах сибирских татар, можно отметить такие, как тоболо – иртышская, барабинская и томская.

Владея сибирско – татарским языком, представители этого народа имеют и диалекты. К ним относятся : тоболо – иртышский, барабинский и томский. Среди большинства верующих – мусульмане – сунниты. Также некоторая часть сибирских татар придерживается традиционных верований. Черты уральского антропологического типа преобладают у татар сибирских.

Учёные указывают на тот факт, что в настоящее время этногенез татар сибирских представляется как процесс смешения некоторых племён и народностей. Среди них : угорские, самодийские, тюркские и монгольские. Из истории известно, что проникновение тюрков осуществлялось двумя путями. Происходило это с востока – из Минусинской котловины, и с юга – из Средней Азии и Алтая. Формирования тюркоязычного населения в Томском Приобье происходило с появлением кыргызских телесских племён. В составе татар сибирских автохтонскими тюркскими племенами считаются саргаты, тукузы, туралы, курдаки, аялы. Специалисты высказывают гипотезу о том, что не кыпчаки, а древнетюркские племена были у истоков образования основного этнического компонента этногенеза татар сибирских.

Исторические документы свидетельствуют о том, что в 9 – 10 веках на территории Томского Приобьястали появляться ккимаки, которые являются носителями сросткинской культуры. Кыпчакские племена и народности вышли из их среды. В дальнейшем в составе татар сибирских появились желтые уйгуры, бухарцы – узбеки и телеуты. Также вливались казанские татары, башкиры, казахи, мишари. Бухарцы сибирские в большей своей массе состояли из узбеков, таджиков, уйгуров, казахов, туркменов и каракалпаков. В Сибири к этой группе в отдельных случаях относились казанские и сибирские татары.

Сибирские татары до прихода русских в Сибирь имели своё государственное образование – Тюменское ханство с центром в Чимге – Туре. Это была территория современной Тюмени. Происходило это в 14 веке. Хотя до этого, как известно из исторических источников, территория, на которой жили татары сибирские, входила в государство хана Батыя. Именовалось оно Золотой ордой.

Сибирское ханство было образовано в конце 15, начале 16 веков. Следствием этого стало возникновение новых надплемённых этнических общностей. И по мнению учёных, основные общности татар сибирских сложились в 14 – 16 веках.

Непростой была этническая история сибирских татар в рамках Русского государства. На это влияло немало факторов. Среди них : расселение на большой территории Западной Сибири. Была также и некоторая разобщённость и контакты с многими народами. Но постепенно этническая территория стабилизировалась. При наличии территориальной разобщённости сохранились связи между различными группами татар сибирских, что послужило развитию процессов консолидации.

Больше интересного на сайте Это Сибирь

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( палецвверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Расселены в основном в Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областях.

Общая численность сибирских татар составляла: по переписи 1897 г. – 46 тысяч человек, 1926 г. – свыше 7 тысяч, 2010 г. – 6 779 человек (в других переписях сибирских татар не выделялись как отдельная группа).

Говор относится к восточному диалекту татарского языка.

Письменность с 1939 г. на основе русского алфавита.

Религия

Верующие исповедуют в основном ислам (сунниты).

Этноним

Среди сибирских татар бытовали этнонимы – мусульман, тубылык (тобольские), тэмэнлик (тюменские), бараба (барабинские) и др.


Сибирские татарки. 1862

Цветная литография по рисунку К.Гуна с оригинала Кошарева

Этнографические группы

В составе сибирских татар выделяют 3 этнографические группы:

тоболо-иртышская (включает курдакско-саргатских, тарских, тобольских, тюменских и ясколбинских татар),

барабинская (барабинско-туражские, любейско-тунусские и теренинско-чойские татары),

томская (колмаки, чаты и эуштинцы).


Томская татарка. Начало XIX в

История

Решающую роль в формировании этнокультурного облика сибирских татар сыграли тюркские, финно-угорские, самодийские, отчасти монгольские народы.

Процесс консолидации сибирских татар происходил в Золотой Орде и в образовавшемся после ее распада Сибирском ханстве.

Сильное влияние на этническое развитие сибирских татар позднее оказали бухарцы сибирские и поволжско-приуральские татары, мигрировавшие в XVI – начале XX вв. в Сибирь.

В XVII–XIX вв., в связи с земледельческим освоением Сибири русскими, в расселении всех групп сибирских татар произошли существенные изменения (укрупнение населенных пунктов, изменение границ территории проживания и др.).

Традиционные занятия

Основные занятия сибирских татар – земледелие (возделывали пшеницу, рожь, овёс и просо) и скотоводство. У барабинских татар большую роль играло озёрное рыболовство, у северной групп тоболо-иртышских – речное рыболовство и охота.

Сибирские татары с давних пор занимались кожевенным ремеслом, изготовлением посуды, традиционных средств передвижения (телег, саней, лодок и т. д.), веревок из мочал (тюменские и ясколбинские татары), вязанием рыболовных сетей, плетением коробов из ивовых прутьев и т. д.

В XIX – начале XX вв. многие из сибирских татар занимались торговлей, отхожими промыслами (на казённых лесных дачах, лесопильных и др. заводах) и извозом (в основном, купеческих грузов).


Скотников О.Е. Томский татарин. 1809

Гравюра по рисунку Е.М. Корнеева

Социальные группы

В период Сибирского ханства существовала соседская территориальная община (у барабинских и ясколбинских татар сохранились пережитки родоплеменных отношений).

До первой половины XIX в. основную массу татарского населения Западной Сибири составляли ясачные люди – рядовые общинники. Среди сибирских татар были группы служилых татар-казаков, захребетных (зависимых) татар, оброчных чувальщиков (платили подать с чувала – печи), а также прослойки дворян, купцов, духовенства.

Согласно российскому законодательству, почти все сибирские татары зачислялись в разряд оседлых инородцев (с 1822 г.).

Поселения, жилища

До начала XVIII в. распространенным жилищем у сибирских татар были землянки и полуземлянки. Встречались также наземные срубные постройки (с низкими потолками, дверями), глинобитные, дерновые и кирпичные дома.

Позднее сибирские татары стали строить дома по русским образцам (срубные, у купцов и зажиточных горожан – каменные постройки).

В интерьере домов у каждой группы сибирских татар были свои особенности, но центральное место в обстановке большей части жилищ занимали нары, покрытые коврами, войлоком, уставленные по краям сундуками и постельными принадлежностями.

Из мебели в домах были столики на низких ножках, полки для посуды (у состоятельных – шкафы, стулья и другая мебель).

Деревни (аулы, йорты, у томских татар – улусы, аймаки) сибирских татар располагались в основном по берегам рек и озер. С сооружением дорог появились притрактовые селения.

В конце XIX – начале XX в. для большинства поселений была характерна прямолинейная планировка улиц. Дома ставили по обе стороны улицы, изредка (в основном, в прибрежных селениях) встречалась односторонняя застройка.

Наиболее значительными сооружениями являлись мечети, как правило деревянные, в отдельных селах (например, в селе Ембаево Тюменского уезда Тобольской губернии) – из кирпича.

Традиционная семья

В XVIII – начале XX вв. традиционной формой семьи у сибирских татар была малая семья (в среднем по 5–6 человек).

Вся полнота власти сосредоточивалась у главы семьи (обычно им был старший мужчина – дед, отец, брат), который определял внутренний распорядок семейной жизни. Строго соблюдались порядки, ограничивавшие свободу женщин (например, обычай выдавать девушек замуж без их согласия, запрет ходить с открытым лицом на улице и др.).

Традиционная одежда

Традиционная мужская нательная одежда в прошлом состояла из рубахи и штанов.

Верхней одеждой (в том числе у женщин) служили бешметы – длинные распашные кафтаны с рукавами, безрукавные или с короткими рукавами камзолы, облегавшие тело распашные кафтаны, тулупы и шубы (тон, тун), халаты (чапан) из домотканой материи или среднеазиатских шёлковых тканей.

В XIX – начале XX вв. в обиходе сибирских татар были широко распространены русские дохи, полушубки, армяки, мужские рубахи-косоворотки, брюки, у женщин – платья.

Мужчины носили тюбетейки (капач, тубятяй, аракчин), войлочные шапки (бурек), зимние стёганые шапки разных видов (в том числе шапка с лопатообразным выступом).

Из женских головных уборов наиболее распространенной была налобная повязка (сараоч, сарауц) на твёрдой картонной основе, обшитой тканью и украшенной позументами и бисерной вышивкой. Праздничными головными уборами были калфаки: больших размеров, вязаные или сшитые из шелковых и бархатных тканей (покрывались вышивкой шерстью, бисером и т. д.) и небольшие по размеру, из бархатной ткани с твердым картонным околышем. Женщины носили также шапки цилиндрической формы, а поверх них – платки и шали.

Женский костюм дополняли разнообразные украшения из золота, серебра, бисера, монет (браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы и пр.).

У сибирских татар были широко распространены мягкие кожаные сапоги ичиги, украшенные сшивной мозаикой, кожаные башмаки, валенки (пимы), короткие чирки, охотничьи сапоги и другая обувь.

Традиционная кухня

В традиционной пище сибирских татар преобладали мясомолочные и мучные продукты.

Основными блюдами были конская колбаса (казы), пельмени, различные супы (мясной – шурпа, пшенный – тарык урэ, перловый – кучэ урэ, рисовый – кореч урэ, лапша – онаш, салма, умац и др.), каши, талкан (блюдо из молотых зерен ячменя и овса, разведенных в воде или молоке), лепешки (пэтер), пироги с разными начинками (перемяч, балиш, сумса), халва (алюва); чай, айран, кумыс и др. напитки.

Фольклор

В прошлом у сибирских татар активными видами отдыха были различные игры: в бабки (аналог игры в городки), җуга (мужчины вставали вокруг водящего и старались сбить с него шапку; в противостоянии центральный игрок должен был проявить свою силу и ловкость) и др.

В некоторых деревнях барабинских и томских татар еще во второй половине XIX – начале XX в. имели место отголоски древних языческих культов: шаманы (камы) лечили больных и ворожили (камлали) во время жертвоприношений.

В наши дни среди сибирских татар продолжают бытовать как мусульманские праздники (Ураза-Байрам, Курбан-Байрам), так и праздники доисламского происхождения (Сабантуй и др.).

Сибирские татары обладают богатым фольклорным наследием. Оно включает в себя предания и легенды, фантастические и бытовые сказки (йомаклар), пословицы (макальляр) и поговорки (лагаплар), загадки (табышмаклар), лирические и обрядовые песни (йырлар), произведения эпического характера – дастаны и баиты, частушки (такмаклар), короткие песни духовного содержания – мунаджаты, басни (меселэр).

В советский период, в связи с усилением политики русификации, ускорением темпов урбанизации и т. д., традиционная культура и хозяйство сибирских татар претерпели значительные изменения: были реорганизованы татарские школы, перестали издаваться татарские газеты.

Литература

Бояршинова З.Я. Население Западной Сибири до начала русской колонизации. Томск, 1960.

Томилов Н.А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. Томск, 1978.

Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце ХVI ‒ начале ХХ вв. Новосибирск, 1992.

Валеев Ф.Т. Западно-сибирские татары во второй половине ХIХ – начале ХХ в.: историко-этнографические очерки. Казань, 1980.

Сибирские татары — народ, что издавна населяет просторы Сибири. Его формирование происходило в сложных условиях, а культура того этноса вобрала в себя оттенки соседних племён, представляющих пёструю палитру сибирских народностей.

Сегодня татары Сибири представляют собой один из народов России. Большинство проживает в Новосибирской, Омской, Тюменской областях. Это сложный этнос, разделяющийся на подгруппы, в каждой из которых есть свои особенности. История сибирских татар также полна ярких моментов. Что же она может рассказать о появлении народа в регионах Сибири?

Формирование народности

Сибирские татары или, как они сами называют себя, сибиритары, татарлары, — народ, что прошёл непростой этап своего становления, а многие загадки этногенеза племён так и остаются неразгаданными.

По мнению доктора исторических наук Г. Л. Файзрахманова, этнос татар Сибири формировался по принципу наслоения. Основу будущей народности составили западносибирские тюркские племена, населявшие регион ещё задолго до нашей эры. Они принадлежали к саргатской культуре, памятники которой археологи находят и в наше время.

Несколько позднее, во II-III веках нашей эры, в Сибири уже наблюдается расселение тюркских общин хунну, которые стали могущественным народом-завоевателем. За ними на территории Сибири приходят ираноязычные племена, что приносят новую культуру, становящуюся одним из “слоёв”, формирующим новый этнос.

Монголо-татарские завоевания стали также особым этапом в истории сибирских татар. Они вытесняют кыпчаков из южных степей, и тем приходится двигаться на север. Однако через некоторое время происходят не менее значимые события. Финно-угорские народы, населяющие Север России и Сибирь, начинают свою миграцию к восточным и юго-восточным землям.

По пути некоторые кочевники останавливаются и сливаются с татарским сибирским населением. В то же время не ослабевает взаимодействие сибирских татар с представителями народностей Малой Азии, что являлись и непосредственными соседями. В состав татарских племён Сибири постепенно вливались такие народности как уйгуры, башкиры, бухарцы, мишари, казахи. Все эти процессы являются важнейшими этапами становления сибирских татар как народа.

Сибирские татары

Сибирские татары и их ханство

Но когда впервые этноним стал использоваться в источниках? В XVIII веке в записях историка Г. Ф. Миллера значится, что сибирские татары являются “главнейшим народом” Сибири.

По мнению этнографов Ф. Т. Валеева и Д. М. Исхакова, как народность сибирские татары сложились уже в Средние века, однако постоянные преобразования и сегодня продолжают влиять на некоторые аспекты его культуры. Кроме того, не стоит забывать, что сибирские татары практически всегда находились под влиянием других государств.

Они не являлись самостоятельным племенем, получившем в распоряжение собственную страну, а потому постоянное взаимодействие с другими народностями не могло не сказаться на особенностях менталитета и культурных аспектах. Конечно, сибирские татары значительно отличаются от представителей “чистого” татарского этноса, но тем и интереснее этот народ.

Историк Ф. Т. Валеев в своих трудах отмечал, что решающим этапом для появления сибирских татар стало время существования Сибирского ханства, что проходится на Средневековье. Он пишет:

“Именно в рамках Сибирского ханства возникли основные предпосылки для объединения тюркоязычного населения в единую народность”.

Это государство было одним из самых могущественных на сибирских землях. Его частью стало Тюменское ханство, что было поглощено Сибирским. По своей структуре оно представляло феодальную конфедерацию, в которую входили представители самых разных народностей, в том числе ряд татарских улусов и несколько угорских княжеств.

В летописях упоминается о многих крупных городах Сибирского ханства: Сузгун-Тура, Бицик-Тура, Кысым-Тура, Тунус, Чуваш и т.д. Такое значительное количество многолюдных поселений говорит о высоком уровне развития, постоянном укреплении государства.

Сибирские татары в России

Новые перемены в жизни сибирских татар происходят после завоевания Ермака. Большая часть Сибири становится частью Московского государства. С этой поры большинство представителей местных улусов переходят на службу новым властям. Как и прежде, татары платили ясак, но теперь дань эта переходила России.

Долгое время, вплоть до середины прошлого века, основная часть сибирских татар проживала в небольших поселениях, предпочитая районы неподалёку от рек или озёр. Издавна они занимались различными ремёслами, охотой, рыбной ловлей. Однако я хочу заметить, что многие сибирские татары — прекрасные торговцы, что обусловлено не только личными качествами, но и особенностями истории.

Много веков через их земли проходили караванные пути, соединяющие Россию и европейские страны с Востоком. В немалой степени именно такое удачное расположение способствовало развитию народа и его территорий. В то же время культура сибирских татар постоянно обогащалась, приобретая некоторые основы от других этносов.

Российский историк Ш. Ф. Мухамедьяров в своих исследованиях народностей России пишет:

“Сибирские татары до настоящего времени остаются в этнографическом плане одним из наименее изученных народов Сибири”.

И это действительно так. Несмотря на то, что их земли уже много веков находятся в составе нашего государства, сами сибирские татары кажутся загадочным и, в некоторой степени, нераскрытым этносом. Без сомнения, будущее раскроет новые черты и сильные стороны этого народа.

Читайте также: