Особенности творчества гюго кратко

Обновлено: 30.06.2024

Сочинение биография на тему – Высшее милосердие. Для школьников младшего возраста часто переиздаются две небольшие повести Гюго – “Козетта” и “Гаврош”, представляющие собой связное изложение эпизодов из романа “Отверженные” (1862). Из восьмидесяти томов сочинений Виктора Гюго (1802- 1885), великого французского поэта, драматурга, романиста и публициста революционно-романтического направления, в литературу вошли лишь немногие произведения: отрывки из романа-эпопеи “Отверженные”, сокращенные издания романов “Собор

Парижской богоматери”, “Труженики моря”, “Человек, который смеется”, “Девяносто третий год” и избранные стихи.

Писатель широкого творческого диапазона и огромного общественного темперамента, страстный гуманист и поборник справедливости, Гюго разоблачал бесчеловечные законы буржуазного государства, клеймил монархическую и клерикальную реакцию. Трибун и поэт, он “гремел над миром, подобно урагану, возбуждая к жизни все, что есть прекрасного в душе человека”, – писал о Гюго А. М. Горький,

Художественное своеобразие Гюго-романтика связано самым непосредственным образом с его

отвлеченно этическими представлениями и утопическими социальными идеалами. Понимая исторический прогресс как извечную борьбу доброго и злого начал в мире, писатель верил во всемогущество совести и полагал, что одной силы убеждения будет достаточно, чтобы призвать власть имущих к милосердию. Каждый персонаж в произведениях писателя при всей его необычности предстает как олицетворение одного из двух борющихся начал. Отсюда пристрастие Гюго к ярким тонам и резким, контрастным противопоставлениям.

Он рисует своих героев только белой или черной краской, не признавая никаких оттенков. При этом физическое безобразие часто оказывается только оболочкой, скрывающей удивительную душевную щедрость и нравственную чистоту (Квазимодо, Гуинплен), и наоборот, внешнее благообразие и красота свидетельствуют о человеке холодном, эгоисте (Феб, Джозиана). Отстаивая свои философско-этические принципы, Гюго рисовал широкие исторические и социальные полотна и с огромной силой негодования обличал в каждом произведении общественное зло и его подлинных носителей – бездушных аристократов, церковников-изуверов, своекорыстных богачей, жестоких блюстителей “порядка”.

Во всех случаях писатель решительно противопоставляет простого человека враждебному ему эксплуататорскому обществу.

Социальную тему этого обширного произведения определяют, по словам автора, “три основные проблемы нашего века – принижение мужчины вследствие принадлежности его к классу пролетариата, падение женщины вследствие голода, увядание ребенка вследствие мрака невежества”. Первую из этих проблем иллюстрирует трагическая судьба Жана Вальжана, вторую – история бедной работницы Фантины и третью – жалкая участь сиротки Козетты и бесприютного мальчугана Гавроша. Положение ребенка в семье и обществе, эксплуатация детского труда, безнадзорность и бродяжничество подростков – социальный вопрос, занимающий большое место не только в стихах и романах, но и в публицистике великого романтика. Он справедливо считал, что “по размеру покровительства, которым окружены два слабых существа – женщина и ребенок, можно измерить степень цивилизации вообще”. “Каждый,- писал Гюго, – рождается добрым, чистым, справедливым.

Если он изуродован и ужасен, то потому, что его бросили такую форму, из которой он вышел преступным и страшным” (“Высшее милосердие”). Следовательно, формирование и будущие возможности зависят от того, в какие условия он поставлен с детства.

Повесть о маленькой Козетте переносит читателей во французскую провинцию, в мрачную харчевню Тенардье, где, словно “муха в услужении у пауков”, бьется измученная девочка. Поскольку история Жана Вальжана остается за рамками поввСТВО” вания и он даже не назван по имени, чудесное спасение ребенка таинственным незнакомцем напоминает волшебную сказку и сама Козетта походит на Золушку. Резкий переход от мрака к сне ту, из бездны отчаяния, в которую была ввергнута Козетта, к неожиданному счастью как нельзя лучше характеризует поэтику Гюго и в то же время усиливает сказочный колорит повести, отсутствующий в контексте романа.

Добрый старик, освобождающий маленькую служанку от власти жадного трактирщика и его злой жены, не только восстанавливает попранную справедливость, но и становится как бы ее олицетворением. Борьба темных и светлых сил заканчивается победой доброго начала. Обличи тельный пафос “Отверженных” чувствуется даже и в этом небольшом отрывке.

Совершенно иным колоритом проникнута Повесть “Гаврош”, скомпонованная из последующих частей романа. Здесь нет никакой сказочности, каждая деталь дышит суровой жизненной прав дои. Гаврош-один из замечательных детских образов в литературе – изображен как типичный парижский ребенок. “Он постоянно был в движении: бродил, распевая песенки, по улицам, рылся в сточных канавах, понемножку, но легко и весело, как воруют кошки или воробушки, смеялся, когда его называли шалопаем, и сердился, когда его обзывали бродягой.

У него не было ни крова, ни хлеба, некому было пригреть и приласкать его, но он не тужил”.

Прослеживая историю Гавроша, Гюго выступает не только как большой художник, но и как социолог, возлагающий ответственность на общество за то, что оно обрекает детей бедняков па бродяжничество и голод. Финал повести логически вполне обоснован. Неунывающий мальчуган, с детства научившийся ненавидеть сытых и самодовольных буржуа, оказывается среди участников баррикадных боев во время парижского восстания 1832 года.

Сцена героической гибели Гавроша, с задорной песенкой собирающего патроны под пулями гвардейцев, исполнена нас 1 ом щей революционной патетики.

Образы Козетты и Гавроша зажили своей самостоятельной жизнью независимо от романа “Отверженные”, отрывки из которого издавались для детей и в дореволюционной России, между тем как его полный текст упорно запрещался цензурой. (Роман выходил На русском языке с купюрами.)


Не обязательно быть большим любителем литературы, чтобы знать, кто такой Виктор Гюго. Биография и творчество его, однако, многим из нас знакомы лишь в общих чертах. А между тем это автор, без которого невозможно представить себе французскую литературу 19 века. Виктор Гюго, краткая биография и творчество которого представлены в этой статье, - один из самых выдающихся романтиков Франции, теоретик и вождь романтизма в своей стране. Его творчество поражает разнообразием и многогранностью. И поэт, и драматург, и прозаик, и литературный критик, и публицист - все это Виктор Гюго. Интересная биография его предлагается вашему вниманию.

Происхождение и детство Виктора

виктор гюго интересная биография

Годы жизни интересующего нас автора - 1802-1885. В Безансоне 26 февраля 1802 г. на свет появился Виктор Гюго. Краткая биография его, таким образом, начинается этой датой. Отец его был мастером столярного цеха. В годы правления Наполеона он дослужился до генерала. Мать мальчика, напротив, ненавидела Бонапарта и была рьяной роялисткой. Известно, что семья Гюго нередко переезжала с места на место. Виктор с родителями некоторое время жил в Испании. Семья распалась в Мадриде после падения Наполеона. В этом городе отец Виктора был губернатором. После развода мальчика воспитывала мать.

Первые произведения

Поэтический талант Виктора проснулся рано. Еще в подростковом возрасте стал писать Виктор Мари Гюго. Биография его отмечена ранним признанием созданных им поэм и од. Они были замечены еще в 1815-16 годах. В эти годы Виктор отличился на конкурсах, проводимых Тулузской академией. Позднее его творчество получило признание и королевского правительства. В 1822 году появился первый поэтический сборник Виктора Гюго "Оды и разные стихотворения". Он был создан в стиле классицизма.

Развитие романтизма в творчестве Гюго

виктор гюго биография и творчество

Следует сказать, что Виктор Гюго довольно рано изменил классицизму. Едва только Гюго вышел из стадии ученичества, он начал постепенно переходить на позицию романтиков, сначала несмело, а через некоторое время уже решительно. Однако в прозаических жанрах Гюго с самого начала придерживался романтизма. "Ган Исландец", первый его роман, созданный в 1821-22 гг., является доказательством этого. Виктор Гюго создал свой второй роман в 1826 году. Произведение называется "Бюг Жаргаль". Оно стало свидетельством дальнейшего утверждения на позициях романтизма такого автора, как Виктор Гюго. Биография его дальнейших лет отмечена развитием в данном направлении. В произведении "Бюг Жаргаль" Виктор описал восстание негров-рабов.

"Оды и баллады"

Реформа Гюго в области поэтического стиля состояла в попытке заменить языком человеческих чувств господство разума в стихотворениях классицизма. Гюго решил отказаться от украшений, являющихся заимствованиями из мифологии античности. Примерно в это же время он обратился и к балладе, считавшейся романтическим жанром, весьма популярным в те годы. Сборник Гюго "Оды и баллады" появился в 1826 г. Само название книги говорит о ее переходном характере. Ода, которая является образцовым жанром поэзии классицизма, объединяется в ней с балладой, свойственной романтической традиции.

Первые драматические произведения Гюго

виктор гюго краткая биография

Романтики в конце 1820-х годов начали уделять большое внимание театру, остававшемуся в то время под властью господствовавшего классицизма. Виктор Гюго с этой целью написал в 1827 году свою первую драму "Кромвель". В этом романтико-историческом произведении говорится о буржуазной революции в Англии в 17 веке. Кромвель, ее вождь, показан сильной личностью. Однако ему свойственны моральные противоречия, в отличие от цельных персонажей, созданных в рамках классицизма. Кромвель, свергнув короля, хочет изменить революции и сделаться монархом. Не только само произведение, но и предисловие к этой драме приобрело большую известность. Виктор Гюго в нем попытался связать с ходом истории развитие мировой литературы, чтобы показать, что торжество романтизма обусловлено исторически. Он представил целую программу нового направления.

"Ориенталии"

В это время многогранная творческая деятельность Виктора достигает небывалой интенсивности. Сборник "Ориенталии", появившийся в 1829 году, стал особенно значимым событием. Это первый законченный сборник романтической поэзии, создавший Гюго репутацию выдающегося лирика.

Следует сказать, что творчеству Гюго в целом свойственно редкое разнообразие жанров. Одинаково успешно выступал и в прозе, и в поэзии, и в драматургии Виктор Гюго. Биография его, однако, свидетельствует о том, что он был в первую очередь поэтом.

Новые драмы

Что касается драмы этого автора, ее идейное содержание восходит к битве идеологий конца 1820-х годов, а также к произошедшей в 1830 году Июльской революции. Романтическая драма Виктора перекликалась с социально-политической проблематикой. Она отстаивала передовые устремления и идеалы автора.

В основу драм Гюго, созданных в 1829-39 гг. (кроме "Лукреции Борджа" 1833 года), было положено столкновение простолюдинов с монархией и феодальной аристократией ("Марион Делорм", "Мария Тодор", "Король развлекается", "Рюи Блаз" и др.).

"Собор Парижской Богоматери" (Виктор Гюго)

виктор гюго краткая биография и творчество

Биография дальнейших лет интересующего нас автора отмечена появлением множества новых произведений. Вторая половина 1820-х годов в истории литературы Франции - время господства такого жанра, как исторический роман. Произведение Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери", созданное в 1831 году, является одним из высочайших достижений этого жанра. В романе нашла отражение история Франции. В произведении имеется и актуальная проблематика, связанная с положением в стране в годы написания книги.

Произведения конца 1820-1840-х годов

Конец 1820-начало 1830-х годов - время необычайной творческой активности даже для такого плодовитого автора, как Виктор Гюго. Краткая биография его этого времени, а также периода изгнания (с 1851 по 1870 год) отмечена созданием множества различных произведений. Гюго разрабатывал романтическую драматургию, творил в прозе и в поэзии. В 1830-е и в начале 1840-х годов Гюго создал 4 поэтических сборника. В 1836 году появились "Осенние листья", в 1837 - "Песни сумерек", в 1841 - "Лучи и тень" и "Внутренние голоса". А в 1856 году вышел двухтомный сборник "Созерцания", относящийся уже к периоду изгнания.

Период изгнания

виктор мари гюго биография

Виктор Гюго решил покинуть Францию после того, как в 1848 году произошла Февральская революция, вслед за которой Луи Бонапарт стал диктатором. Гюго отправился в изгнание. Виктор поселился на острове, находящемся в проливе Ла-Манш. Для того чтобы перед всем миром обличить политического авантюриста Луи Бонапарта и его преступный режим, уже в первый год изгнания он создал книгу "Наполеон Малый". В 1877-78 годах появилось произведение "История одного преступления", которое является обличительной хроникой государственного переворота, состоявшегося в 1851 году.

Мировоззрение Виктора Гюго окончательно сформировалось именно в годы изгнания. Здесь, на острове Джерси, он создал в 1853 году сборник "Карты", считающийся лучшим в политической поэзии Гюго. На первый взгляд, это некий калейдоскоп карикатурных портретов и сцен из жизни. Однако в сборнике есть своя смысловая линия, а также высокий уровень эмоционального напряжения. Они объединяют разнородный материал в завершенное и упорядоченное произведение.

Виктор Гюго активно выступал и в прозаических жанрах во время пребывания на острове Джерси. Он создал три романа. В 1862 году появились "Отверженные", в 1866 - "Труженики моря", а в 1869 - "Человек, который смеется". Главной темой всех этих произведений является тема народа.

Общественно-политическая деятельность

виктор гюго биография

Следует сказать, что Виктор прославился не только как поэт и писатель, но и как общественно-политический деятель. Он активно стремился изменить ход событий в жизни своей страны. В 1872 году Виктор Гюго создал сборник под названием "Грозный год". Это своего рода поэтическая хроника трагических событий 1870-71 гг., когда Франция участвовала во Франко-прусской войне.

Последние годы жизни

виктор гюго биография краткое содержание

Писатель скончался в 1885 году, 22 мая. Общественность Франции восприняла его смерть как национальную трагедию. Проводы Виктора Гюго в последний путь стали грандиозной манифестацией. В ней участвовали тысячи людей.

Прочно вошли во французскую и мировую литературу произведения, которые создал Виктор Гюго. Биография, краткое содержание его творений, интересные факты об этом авторе - все это известно многим нашим современникам. Неудивительно, ведь Виктор Гюго сегодня является признанным классиком.


Виктор Гюго – выдающийся классик мировой литературы 19 века, один из самых ярких писателей-романтиков Франции. Его творческий и жизненный путь был долгим и сложным, а в своих бессмертных произведениях он не боялся до конца оставаться честным и свободным. Его романы несут в себе глубокую нравственную идею и являются частью национального достояния Франции. Общественная деятельность Гюго была, прежде всего, направлена на борьбу с социальным неравенством и несправедливостью, царящими в обществе.

Происхождение и ранние годы

Виктор Гюго появился на свет 26 февраля 1802 года в городке Безансон (Франция) и стал третьим ребенком Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго и Софи Требюше. Мальчик родился настолько слабым и тщедушным, что никто не надеялся на то, что он выживет. Вспоминая то время, мать Виктора говорила, что ее сын был размером не больше столового ножа.


Отец Виктора Гюго

Семья Гюго была очень обеспеченной и владела трехэтажным особняком. Отец Виктора имел простое, крестьянское происхождение, но участие в Великой французской революции выявило в нем такие качества, как отвага, честь, доблесть и благородство. Это было отмечено командованием, которое по достоинству оценило его стремление служить Отечеству. Начав свой путь в звании рядового, Леопольд Гюго дослужился до генерала армии Наполеона. О матери Виктора известно лишь то, что она родилась в Нанте и была дочерью местного судовладельца.

Детство будущего писателя проходило в постоянных разъездах, так как отец часто получал новые назначения по военной службе. Место жительства семьи Гюго не ограничивалось Францией, им пришлось пожить и в других странах Европы – в Испании и Италии. Виктор навсегда запомнил впечатлившие его в детстве достопримечательности и красоты Средиземноморья, что нашло отражение в его творчестве. Уже в восемь лет у мальчика обнаружилась способность к рисованию. Общее количество рисунков Гюго насчитывает более четырех тысяч работ. Некоторые из них представлены в музеях, другая часть хранится в частных коллекциях.


Виктор в юности

Несмотря на то, что Виктор и его братья Абель и Эжен росли в любви и заботе, атмосфера в семье была достаточно напряженной. Родители мальчиков часто ссорились между собой, и это естественным образом отражалось на детях. Причиной скандалов была любовная связь Софи с одним из генералов, а также политические разногласия: отец был ярым сторонником Наполеона, а мать – династии Бурбонов. Позиция матери очень повлияла на формирование мировоззрения Виктора, который уверовал в то, что Бурбоны – это гарантия свободы и равенства. В 1813 году супруги развелись, и Виктор с матерью уехали в Париж. Спустя некоторое время Софи попыталась восстановить отношения, но Леопольд не изменил своего решения.

Образование

Своему младшему сыну Леопольд Гюго прочил блестящее будущее в качестве ученого. Он стремился с раннего возраста привить Виктору любовь к точным наукам, к которым мальчик имел хорошие способности. Несмотря на это, мечте отца не суждено было осуществиться. Политехническому колледжу его сын предпочел сочинительство и чтение поэзии и прозы знаменитых классиков.

До двенадцатилетнего возраста Гюго учился с перерывами. Вначале это был колледж в Мадриде, затем, в 1814 году – пансион Кордье, после которого Виктор поступил в лицей Людовика Великого, где написал свои первые сочинения. В их числе были и пьесы, которые предназначались для лицейских постановок. Костюмы юные актеры мастерили своими руками из остатков ткани, цветной бумаги и картона. Гюго был постоянным участником конкурсов, которые проводились в Тулузской академии. В пятнадцать лет талантливый юноша получил почетный отзыв от академии, а чуть позже – от королевского правительства.

Творчество

Дом-музей в Париже


Памятник Гюго в Париже

После падения режима Наполеона в 1870 году Гюго возвратился в Париж. Когда началась Франко-Прусская война, он принял сторону оппозиции – сыграло роль его личное мировоззрение относительно идеального устройства страны. Даже во время наступления врагов писатель не покинул свой город, как это сделали многие из его окружения. В 1971 году он добровольно сложил с себя полномочия члена Национальной Ассамблеи, выразив, тем самым, протест консерваторам.

Основные произведения


год – самое тяжелое и нестабильное время революций во Франции. Ценность произведения заключается в важности тем, которые затрагивает автор: милосердие, сопереживание, жертвенность с одной стороны и беззаконие – с другой. На примере Жана Вальжана показано преображение закоренелого преступника в человека, который способен пожертвовать собой ради других людей.

Последние годы

Похороны Виктора Гюго

Последние годы жизни писателя прошли в Париже. Интересно, что улица, на которой он жил, еще при жизни была переименована в его честь. Будучи чрезмерно тщеславным, Гюго не раз тешил себя мыслью, что после его смерти сама столица Франции будет носить его имя. До конца своих дней Гюго стремился быть в центре внимания и был постоянным участником многочисленных мероприятий с участием молодежи.

Личная жизнь


Дом радушных супругов Гюго всегда был полон друзей, хозяева часто организовывали литературные вечера и просто чаепития. Гостями были в основном писатели и поэты, соратники Гюго по перу. Один из них, Шарль Огюстен де Сент-Бёв, страстно полюбил хозяйку дома,


Адель. Сам же Виктор был влюблен в актрису Жюльетт Друэ, с которой он жил гражданским браком до самой старости. Жюльетт ушла из жизни на два года раньше писателя, причиной смерти стал рак. Для Гюго это была страшная потеря, ведь именно Жюльетт он называл своей истинной женой, хотя официально развестись с Адель так и не решился.

Почти все наследники Гюго очень рано ушли из жизни. Первая девочка умерла еще в младенческом возрасте. Вторая дочь, Леопольдина, утонула вместе с мужем, катаясь на яхте по Сене. Младшая дочь, Адель, не смогла перенести гибель сестры и свою несчастную любовь и тронулась умом. До конца жизни она была помещена в психиатрическую клинику. Оба сына Виктора Гюго – Шарль и Франсуа-Виктор умерли в возрасте сорока пяти лет.

Хронологическая таблица

Интересные факты

Память

Цитаты

Виктор Гюго. Биография и обзор творчества


Виктор Мари Гюго — великий французский писатель-романтик, поэт, драматург, романист, родился 26 февраля 1802 г. Мировая слава пришла к Гюго как к автору романов, но во Франции его справедливо ценят как замечательного поэта.

В. Гюго родился в Безансоне в семье офицера наполеоновской армии. Мать будущего писателя, напротив, ненавидела Наполеона и была роялисткой, иначе говоря, сторонницей изгнанной королевской династии Бурбонов.

До 1843 г. Гюго практически полностью посвятил себя театральной работе, выпустив лишь несколько стихотворных сборников.

В 1841 г. Гюго избран во Французскую академию, в 1845 г. получил звание пэра. В 1848 г. избран в Национальное собрание. Гюго был ярым противником государственного переворота 1851 г. и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 г. вернулся во Францию, а в 1876 г. был выбран сенатором.

В возрасте 83 лет, 22 мая 1885 г. великий французский писатель скончался от пневмонии. Похоронная церемония длилась десять дней, в ней приняло участие больше миллиона человек.

Для написания этого великого произведения В. Гюго в течение трех лет собирал исторический материал. Он подробно изучил историю Франции XV в., период правления Людовика XI и архитектурные особенности самого собора. Однако роман он создал очень быстро — всего за полгода, наложив на него отпечаток революции 1830 г.

Все действие романа разворачивается на фоне жизни Парижа. Первая сцена произведения — это городской праздник, последняя — народный бунт. Именно через дух народа автор передает нам главный образ произведения — собор Парижской Богоматери: «. огромный собор Богоматери, вырисовывающийся на звездном небе черным силуэтом двух своих башен, каменными боками и чудовищным крупом, подобно двухголовому сфинксу, дремлющему среди города. *. Особым даром Гюго всегда было одушевлять неодушевленные предметы. Так и собор в его произведении живет собственной, независимой жизнью, представляя собой образчик народного средневековья. Это величественное и могущественное здание, которое построили безвестные мастера, является выражением народного духа — представителем народного искусства. Это вершина человеческой фантазии.

В. Гюго мастерски передает колорит эпохи. Но при этом он не изображает какие-нибудь конкретные исторические события, а умело воссоздает повседневность в романтическом ключе, ярко и красочно.

Такие исторические персонажи, как, например, Людовик XI, не становятся центральными фигурами романа. На первый план выходят вымышленные герои, имена и образы которых автор почерпнул из исторических источников. В своем произведении автор намеренно сталкивает положительных и отрицательных героев, сравнивает их, открывая читателям резкое несоответствие между внутренним миром и внешней оболочкой. Особенно ярко это показано на примере Квазимодо, внешнее уродство которого сочетается с красотой его души. В то время как красивый и отважный Феб оказывается корыстен, глуп и невежественен. События романа происходят на рубеже двух эпох, когда Средневековье уходило в прошлое и уступало место эпохе Возрождения. Автор показал это в противостоянии двух героев своего романа — Фролло и Эс-меральды. Жестокий и грубый религиозный фанатик в итоге губит добрую и прекрасную девушку. Все действие романа разворачивается на фоне прекрасного собора Парижской Богоматери, который как бы связывает всех героев романа воедино своим вечным и неприступным могуществом.

Еще в начале своей писательской деятельности Гюго хотел рассказать о жизни самых низших слоев общества, о жизни бедняков, сирот, каторжников. В течение почти тридцати лет писатель собирал материал для этого романа, который был готов лишь в 1862 г.

В своем произведении автор не только хотел отразить все зло и несправедливость царящих социальных норм, но и предлагал пути по их разрешению.

Жан Вальжан вернулся с каторги ожесточившимся человеком, ненавидящим всех и вся. К его счастью, он попадает к старому католическому епископу, который меняет всю его жизнь, простил ему даже кражу серебряной посуды. Встреча с чистым и добрым человеком преображает бывшего каторжника. Он организовывает фабрику по изготовлению изделий из черного стекла, обеспечивая работой жителей целого города, а позже становится его мэром.

Изменить общество можно двумя способами — революцией или добром. Именно противостояние двух этих методов и проходит через весь роман. Поиск решения очень труден, напряжен и вместе с тем показан очень художественно и красочно.

Произведение пользовалось заслуженной популярностью в России, его поклонниками были такие писатели, как Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский.

Читайте также: