Особенности тактики допроса несовершеннолетних кратко

Обновлено: 06.07.2024

Тактика допроса несовершеннолетних в значительной степени обусловлена:

    • особенностями их психики (повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения и др.),
    • незначительным жизненным опытом , что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его элементов.

    Следователь, готовясь к допросу несовершеннолетнего, должен обратить особое внимание на степень развития ребенка или подростка, влияния на него взрослых, особенностей его характера. От этого в первую очередь зависит выбор места допроса . Детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: в школе, детском учреждении, иногда у них дома. Наоборот, на несовершеннолетних в возрасте 15-17 лет официальная обстановка места допроса оказывает положительное влияние: проникаясь чувством ответственности, они скорее скажут правду.

    Учитывая быструю утомляемость ребенка , его неспособность долгое время сосредоточивается на одном и том же объекте, следователь не должен затягивать допрос. Если допрос все же оказывается продолжительным, то целесообразно устраивать специальные перерывы, во время которых малолетним следует предоставить возможность отвлечься, отдохнуть за игрой, успокоиться.

    Ложные показания несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, помимо сознательного отказа говорить правду, могут объясняться самовнушением, повышенным влиянием взрослых, в чем несовершеннолетние не отдают себе отчет, могут быть плодом их фантазии или следствием немотивированного желания солгать. При фантазировании в показаниях несовершеннолетних ложь мешается с правдой или придуманными нелогичными подробностями.

    Основным средством изобличения во лжи малолетних являются приемы эмоционального воздействия, ибо средства логического убеждения могут оказаться малоэффективными как вследствие непонимания допрашиваемым самого факта изобличения, так и в силу "духа противоречия", свойственного детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной лжи. Эффективным может оказаться и повторный допрос с учетом следующих моментов.

    Если на повторном допросе ребенок (подросток) слово в слово повторяет ранее данные показания, употребляя при этом выражения, не свойственные его возрасту, следователь вправе предположить, что такие показания являются результатом воздействия взрослого. Существенные отличия в деталях указывают на фантазирование ребенка: выдуманные детали обычно плохо удерживаются в памяти и заменяются новыми. Однако следователь должен при этом учитывать и внушающее воздействие собственных вопросов, поэтому особенно важно правильно формулировать вопросы и определять их последовательность.

    При допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых следователь должен держаться спокойно, уверенно и вместе с тем дружелюбно , но не в ущерб настойчивости и твердости. Такая манера поведения способствует необходимому контакту с подростком, располагает его. Нервозность следователя, его срывы скорее, чем при допросе взрослых, приведут к тому, что допрашиваемый ожесточится, замкнется или от испуга и волнения начнет путаться и лгать. Страх перед следователем может побудить к самооговору.

    Несовершеннолетнему следует облегчить переход от ложных показаний к правдивым. Это достигается установлением причин лжи и разъяснением возможности и необходимости изменить свою позицию как в интересах следствия, так и для облегчения собственной участи.

    Тактика допроса несовершеннолетнего строится с учетом его возрастных особенностей. Для несовершеннолетних, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерны повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, домысливанию неполно воспринятой картины происшедшего события. Жизнь несовершеннолетных эмоционально насыщена и полученные впечатления нередко способствуют забыванию воспринятого. Поэтому их допрос нельзя откладывать на долгое время. При подготовке к допросу необходимо получить сведения об уровне развития несовершеннолетнего, его интересах, склонностях, привычках, взаимоотношениях с лицом, в отношении которого будет проводиться допрос.

    Свидетель или потерпевший, не достигший возраста 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Вызов на допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в возрасте до 18 лет, не находящегося под стражей, производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних — через администрацию этого учреждения. Несовершеннолетние лица допрашиваются с участием педагога, законного представителя, защитника. Педагог и законные представители способствуют установлению психологического контакта между следователем и несовершеннолетним, даче им правдивых показаний. При необходимости участия в допросе этих лиц следователь заранее убеждается, что их помощь будет существенной и не окажет отрицательного влияния на несовершеннолетнего, обсуждает с ними тактический план предстоящего допроса несовершеннолетнего, их роль и степень участия в процессе допроса. Несовершеннолетние обвиняемые допрашиваются в помещении прокуратуры. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей может быть произведен в привычной для них обстановке — в школе или дома. Несовершеннолетние в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Перед началом допроса следователь беседует с ним об условиях его жизни и воспитания: о составе семьи, материальных условиях, успеваемости в учебе, интересах, увлечениях и т.п.

    При допросе несовершеннолетнего применяются следующие тактические приемы :

    -выяснение источника сведений, о которых даются показания;

    -уточнение, почему запомнилось именно то, о чем даются показания;

    -выяснение, с кем беседовал допрашиваемый по поводу интересующих следствие обстоятельств; -кто и какие советы давал ему о поведении на допросе;

    -кто и какие мнения высказывал об интересующих следователя фактах;

    -предложение несовершеннолетнему изложить содержание определенного события иными словами, когда имеются основания полагать, что определенные мысли, высказывания заимствованы несовершеннолетним из других источников.

    Тактика допроса несовершеннолетнего строится с учетом его возрастных особенностей. Для несовершеннолетних, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерны повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, домысливанию неполно воспринятой картины происшедшего события. Жизнь несовершеннолетных эмоционально насыщена и полученные впечатления нередко способствуют забыванию воспринятого. Поэтому их допрос нельзя откладывать на долгое время. При подготовке к допросу необходимо получить сведения об уровне развития несовершеннолетнего, его интересах, склонностях, привычках, взаимоотношениях с лицом, в отношении которого будет проводиться допрос.

    Свидетель или потерпевший, не достигший возраста 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Вызов на допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в возрасте до 18 лет, не находящегося под стражей, производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних — через администрацию этого учреждения. Несовершеннолетние лица допрашиваются с участием педагога, законного представителя, защитника. Педагог и законные представители способствуют установлению психологического контакта между следователем и несовершеннолетним, даче им правдивых показаний. При необходимости участия в допросе этих лиц следователь заранее убеждается, что их помощь будет существенной и не окажет отрицательного влияния на несовершеннолетнего, обсуждает с ними тактический план предстоящего допроса несовершеннолетнего, их роль и степень участия в процессе допроса. Несовершеннолетние обвиняемые допрашиваются в помещении прокуратуры. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей может быть произведен в привычной для них обстановке — в школе или дома. Несовершеннолетние в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Перед началом допроса следователь беседует с ним об условиях его жизни и воспитания: о составе семьи, материальных условиях, успеваемости в учебе, интересах, увлечениях и т.п.




    При допросе несовершеннолетнего применяются следующие тактические приемы :

    -выяснение источника сведений, о которых даются показания;

    -уточнение, почему запомнилось именно то, о чем даются показания;

    -выяснение, с кем беседовал допрашиваемый по поводу интересующих следствие обстоятельств; -кто и какие советы давал ему о поведении на допросе;

    -кто и какие мнения высказывал об интересующих следователя фактах;

    -предложение несовершеннолетнему изложить содержание определенного события иными словами, когда имеются основания полагать, что определенные мысли, высказывания заимствованы несовершеннолетним из других источников.

    Вызвать на допрос несовершеннолетнего до 16 лет можно через родителей или образовательное учреждение. Оповещение о допросе может поступить в виде повестки или по телефону. В повестке будет отображено два имени: ребенка и взрослого.

    Если вы считаете, что вашему ребенку может что-то угрожать, обязательно отправьте с ним на допрос квалифицированного защитника — адвоката по делам несовершеннолетних.

    Как проходит допрос

    Чтобы допрос несовершеннолетнего прошел с наибольшей эффективностью, важно уделить внимание месту его проведения и подготовке. Перед следователем встает ряд вопросов:

    1. Где лучше провести допрос — в месте производства следствия или в знакомой ребенку обстановке. В решении такого вопроса отталкиваются от возраста несовершеннолетнего. Для малышей отдают предпочтение знакомой обстановке, а для подростков от 14 до 16 лет — наоборот. В некоторых ситуациях допустим допрос на месте происшествия: это делается по прошествии большого количества времени после события или чтобы установить точные детали.
    2. Выбрать день и время для допроса. В связи с особенностями детской психики, допрос следует провести как можно скорее. На впечатления от происшествия накладываются новые события, которые со временем вытесняют из памяти прошлые, а особенно, неприятные воспоминания. Также это важно, чтобы ребенок не поддался влиянию взрослого, который имеет выгоду от искажения события.
    3. Составить психологический портрет несовершеннолетнего. Для того чтобы установить психологический контакт с подростком, следователь может до допроса пообщаться с родителями, педагогами. Узнать круг общения, интересы.

    В отношении подготовки к допросу несовершеннолетнего важно, чтобы следователь спланировал свое время. Для ребенка недопустимо ожидание в коридоре.

    Законом установлены ограничения по времени допроса. Подростка с 14 лет нельзя допрашивать более 4 часов в день. Ребенка до семи лет нельзя допрашивать без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа. Ребенка в возрасте от семи до четырнадцати лет разрешено допрашивать в течение часа, а с перерывом — не более двух часов.

    Сведения, которые получены в ходе допроса, фиксируют в протоколе. По окончании все участники допроса имеют право ознакомиться с документом, внести правки. Сама процедура должна фиксироваться на видео, но при отказе ребенка или родителя этого не произойдет.

    Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля

    УПК РФ Статья 191 посвящена правилам, которые нужно соблюдать при допросе несовершеннолетнего. Требования закона:

    1. Присутствие педагога для несовершеннолетних до 14 лет, а с 14 лет — на усмотрение следователя.
    2. Присутствие родителей. Для детей до 14 лет это обязательное требование. При этом, если ребенок стал жертвой домашнего насилия, то присутствие родителей под запретом. Тогда вызывается другой родственник или представитель образовательного учреждения.

    Пример. Мать-одиночка Галина Скворцова воспитывает свою девятилетнюю дочь Наталью. Учительница Нина Степановна часто замечала на теле девочки гематомы.

    Нину Степановну настораживала замкнутость Натальи, постоянные круги под глазами, что говорило о недостатке сна. Мать девочки была замечена в употреблении алкоголя. Учительница обратилась в полицию, в отдел по делам несовершеннолетних.

    Наталью вызвали на допрос в качестве потерпевшей, повестку передали через учительницу, а не родителя, который подозревается в причинении побоев.

    Подростки до 16 лет не несут уголовную ответственность за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Перед началом сессии несовершеннолетнему должны разъяснить его права и причину его визита.

    Допрос ребенка в суде по уголовному делу

    УПК РФ Статья 280 посвящена допросу несовершеннолетнего на этапе судебного следствия. Большую роль играет участие педагога, в статье разъяснена его роль в деле.

    Он имеет право задавать вопросы несовершеннолетнему с разрешения судьи. При этом подросток до начала допроса имеет право выбора педагога — знакомого или незнакомого. Это важный момент, потому что при некоторых людях ребенок будет чувствовать себя некомфортно.

    Если ребенок стал жертвой насилия, то педагога может заменить психолог, который должен быть того же пола, что и потерпевший.

    Участие в процессе родителей допустимо. При допросе несовершеннолетнего родители с разрешения судьи также могут задавать вопросы. При этом недопустимо порицание и давление.

    Допрос несовершеннолетнего в целях безопасности по постановлению судьи может проводится в отсутствие подсудимого. То есть подсудимый будет временно удален из зала.

    После подсудимого оповещают о показаниях свидетеля, дают возможность задать вопросы. После допроса ребенок и педагог могут уйти с заседания суда с разрешения судьи.

    Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

    Если подросток подозревается в преступлении, то правила допроса регулирует УПК РФ, Статья 425. Несмотря на статус подростка в уголовном деле, работа должна проходить в мягкой форме. Допрос проводится в присутствии защиты — адвоката. Он имеет право задавать вопросы, вносить правки в протокол.

    В работе с несовершеннолетними до 16 лет обязательно присутствие педагога или психолога. И после 16 лет при наличии психических заболеваний или задержки психического развития — тоже.

    Кроме того, педагог может задавать вопросы. Особенно важно, если обвиняемый стесняется или не желает давать показания следователю.

    Педагог, который знаком ребенку, может быстро наладить контакт и положительно повлиять на беседу. После он имеет право ознакомиться с протоколом, делать письменные замечания.

    Есть ограничения и по времени. Максимальный лимит в день — 4 часа. При этом через два часа должна быть сделана пауза.

    Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.


    Допрос несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) требует от следователя либо дознавателя знаний об особенностях психологического развития несовершеннолетних в различном возрасте, для того, чтобы выбрать более эффективную тактику допроса. В рамках данной работы будут исследованы особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) с учетом особенностей их психологического развития.

    Ключевые слова: допрос, тактика допроса, несовершеннолетние подогреваемые (обвиняемые), ювенальная юстиция, психологические особенности несовершеннолетних.

    Interrogation of juvenile suspects (accused) requires the investigator or the inquirer knowledge about the peculiarities of the psychological development of minors at different ages, in order to choose a more effective interrogation tactics. Within the framework of this work, the features of interrogation of juvenile suspects (accused) will be investigated, taking into account the peculiarities of their psychological development.

    Keyword: questioning, interrogation tactics, a minor heated (the defendants), the juvenile justice system, the psychological characteristics of minors.

    Рассматривая тактические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) необходимо обратить внимание на то, что представляет собой допрос в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Так, допрос можно определить, как следственное действие, проводимое уполномоченными лицами в установленном законом пороке, направленное на получение информации, связанной с уголовным делом, путем вербального общения с подозреваемым, обвиняемым и иными лицами. Во время допроса следователь, либо дознаватель расспрашивает лицо о фактах имеющих значение для уголовного дела, использует различные тактические приемы. Большая часть допросов протекает в условиях конфликтной ситуации, т. е. противостояния должностного лица, проводящего допрос и допрашиваемого.

    Особенностями допроса несовершеннолетних являются особенности их психологического развития, которые необходимо учитывать пhи выборе тактики допроса. Так, к таким особенностям можно отнести ограниченный круг знаний, минимальный жизненный опыт, отсутствие профессиональных знаний, нестабильное эмоциональное состояние, слабое критическое мышление, необъективность в оценке своего поведения и окружающей обстановки, повышенная склонность к фантазированию и т. д. Все эти особенности необходимо учитывать при определении тактики допроса.

    При допросе несовершеннолетних на первый план выходит установление психологического контакта, который включает в себя изучение психологических особенностей несовершеннолетнего, выбор подходящего места и времени допроса, создание располагающей обстановки, Так, учитывая особенности развития несовершеннолетних, следовать должен дать им почувствовать себя в центре внимания, т. е. отсутствие в кабинете посторонних лиц, возможность занять удобную позу и т. д. Также, по-нашему мнению, без необходимости проводить допрос несовершеннолетнего более целесообразно в комфортных для него условиях, например по месту жительства и т. д. В случае, если несовершеннолетнему избрана такая мера пресечения, как заключение под стражу, то в кабинете следователя должны быть созданы необходимые условия для допроса.

    Учитывая, что допрос для несовершеннолетнего является стрессовым мероприятием, необходимо начинать допрос с беседы, для установления контакта и снятия напряжения у допрашиваемого. Например, это может быть беседа, посвященная интересам следователя, и несовершеннолетнего, а также обращение к положительным качествам личности. Именно для этого, при подготовке к допросу следователю необходимо подробно изучать условия жизни несовершеннолетнего, его интересы, успеваемость в школе, взаимоотношения с родителями и т. д.

    Также отдельно необходимо отметить возможность вызвать для участия в допросе несовершеннолетнего педагога, психолога или законных представителей. При этом, если возраст несовершеннолетнего менее 16 лет, либо страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии участие педагога или психолога обязательно [1].

    Участие законных представителей, в первую очередь определяется волей следователя, который выносит об этом советующее постановление. Для того, чтобы принять обоснованное решение о необходимости участия законных представителей в допросе следователю также необходимо изучить взаимоотношения несовершеннолетнего и родителей. Например, в некоторых случаях участие родителей может оказать положительное влияние, когда ребёнок сильно передувает, и участие родителей поможет ему расслабиться. Иногда участие родителей и иных законных правителей может негативно повлиять на результата допроса, когда родители будут оказывать давления либо ребенок будет бояться рассказать правду при родителях. Это свидетельствует о важности тщательной подготовке к допросу несовершеннолетнего.

    Также при проведении допроса следователю либо дознавателю необходимо придерживаться доброжелательного тона, воздержаться от давления и уговоров, при этом необходимо проявлять твердость и использовать методы убеждения.

    Отдельно необходимо отметить особенности допроса несовершеннолетних по групповым преступлениям. Так, в данной ситуации внутри подростка происходит борьба, связанная с тем, что он с одной стороны не хочет быть предателем и рассказывать о роли каждого из соучастников. С другой стороны несовершеннолетней опасается, что кто-то из соучастников раньше опишет ситуацию в невыгодном для него ключе. В данной ситуации следователь должен разъяснить, что в данной ситуации молчание не является эффективным поведением.

    Подводя итог данному исследованию можно сделать следующие выводы:

    Допрос представляет собой следственной действие, которое заключается в получении следователем либо дознавателем информации от подозреваемого (обвиняемого) путем вербального общения.

    Особенности допроса несовершеннолетнего связаны с особенностями его психологического развития, нехваткой жизненного опыта, недостатком критичности и объективности и т. д.

    При допросе несовершеннолетнего необходима тщательная подготовка и изучение различных аспектов, касающихся условий жизни, учебы, роли родителей в его воспитании и т. д. Необходимость участия в допросе законных представителей в каждом случае должна оцениваться индивидуально с учетом особенностей развития несовершеннолетнего, взаимоотношениям с родителями, их авторитетом и т. д.

    1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СПС Консультант плюс
    2. Кирянина И. А. Актуальные вопросы тактики допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса / И. А. Кирянина, А. А. Мишенина // Правовое государство: теория и практика. — 2014. — № 4 (38).
    3. Тимошенко С. Е. Использование сведений о личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, в целях определения тактики его допроса / С. Е. Тимошенко // Сборник материалов криминалистических чтений. Барнаульский юридический институт МВД России. — 2015. — № 11.

    Основные термины (генерируются автоматически): допрос, особенность допроса, психологическое развитие, время допроса, следователь, участие родителей, вербальное общение, необходимость участия, тактик допроса, тщательная подготовка.

    Ключевые слова

    ювенальная юстиция, допрос, тактика допроса, несовершеннолетние подогреваемые (обвиняемые), психологические особенности несовершеннолетних

    допрос, тактика допроса, несовершеннолетние подогреваемые (обвиняемые), ювенальная юстиция, психологические особенности несовершеннолетних

    Похожие статьи

    Тактика производства допроса подозреваемого с участием.

    Вопрос тактических особенностей производства допроса с участием защитника и сама тактика и рекомендации по данной проблеме не находят своего детального и полного отражения в криминалистике, что придает особую сложность и актуальность данному вопросу.

    Привлечение психологических знаний в ходе допроса

    Так например, при допросе эмоции и чувства в общении следователя играют обую роль, без

    Во время допроса происходит столкновение различных мировоззрений, понятий о картине мира

    Тактика допроса — это система основанных на нормах уголовного процесса наиболее.

    Некоторые вопросы тактики производства допроса с участием.

    Ключевые слова: допрос, тактика производства допроса, защитник, тактика производства допроса с участием защитника. Правовая основа участия защитника на допросе закреплена в ч.1 п.5 ст. 53 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ).

    Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого.

    Для эффективного обеспечения допроса, установления психологического контакта с несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым, получения правдивых показаний по существу дела необходима тщательная подготовка к производству данного следственного.

    Тактические приемы и правила допроса | Статья в сборнике.

    Тактика допроса всегда была и будет актуальной для теории и практики расследования уголовных дел, потому что именно в тактике допроса отражается весь тактический потенциал криминалиста и его профессиональные достоинства. Допрос имеет подробную и.

    Психологические особенности допроса свидетеля

    Допрос — это длительное, содержательное, непосредственное общение следователя с допрашиваемым. Основными психологическими задачами допроса являются диагностика истинности показаний, оказание правомерного психического воздействия с целью получения.

    Особенности тактики допроса лиц с психическими нарушениями

    Бочкарев М. В. Тактика участия специалиста-психиатра в допросе подозреваемого (обвиняемого)

    В статье анализируются особенности тактики допроса подозреваемого и обвиняемого при

    Это следственное действие, относящееся к числу вербальных, т. е. устных.

    Тактические приемы допроса обвиняемого (подозреваемого).

    Тактика допроса при проверке алиби.

    Допрос этих лиц проводится с участием защитника.

    Применение следователем тех или иных тактических приемов во время допроса обвиняемого и подозреваемого зависит от занимаемой ими позиции и сложившейся следственной ситуации.

    Уголовно-процессуальные и тактические особенности.

    Читайте также: